Методические указания для подготовки к входному компьютерному тестированию по философии для специальностей: 1-36 01 01 Технология машиностроения
СОДЕРЖАНИЕ: Технологическое оборудование машиностроительного производстваУчреждение образования «Барановичский государственный университет»
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
социально-гуманитарных дисциплин
_________________А.В.Литвинский
«_28__» декабря_2009 г.
Протокол №__8__
Методические указания для подготовки
к входному компьютерному тестированию
по ________________философии_____________________
для специальностей:
____1-36 01 01 Технология машиностроения__________
____1-74 06 01 Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства_
____1-36 01 03 Технологическое оборудование машиностроительного производства________________________________________________
1-03 04 04 Практическая психология________________________
________ курс_________2, 3____________________ семестр_____4, 5_______
_________________факультет заочного образования_______________
Содержание учебного материала
Раздел 1 . Философия в исторической динамике культуры
Соотношение философии и мировоззрения и его компоненты. Функции мировоззрения. Основные философские проблемы. Структура философского знания. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры.
Общая характеристика древневосточной философии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории. Особенности философской мысли древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. Место и роль философии Древнего Востока в исторической динамике культуры.
Условия возникновения Античной философии. Особенности Античной философии и основная её проблематика. Периодизация Античной философии. Космоцентризм античного философского мышления. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально-идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии. Становление религиозно-мистических ориентаций в философских концепциях эллинизма.
Философия и религия. Исторические этапы и типы развития средневековой философии, её особенности. Принципы средневекового философского мышления. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан, Августин, Абеляр). Этапы развития средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика. Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии. Черты апологетики, особенности и специфика патристики. Схоластик и её систематизация в философии Ф. Аквинского. Общая характеристика неотомизма.
Гуманизм философской мысли Возрождения (от Данте Алигьери к Эразму Роттердамскому). Идея тождества микро- и макрокосмоса в философии неоплатоников. Коперниковская революция в астрологии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной. Социально-политические идеи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла). Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре (Ф. Бэкон, Р. Декарт)
Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения. Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Общая характеристика немецкой классической философии. Философские взгляды И. Канта. Диалектическая философия Г.Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха.
Критика философской классики и иррационализация в философии А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. Причины возникновения и основные черты философии марксизма. Материалистическая диалектика и диалектический материализм. Материалистическое понимание истории. Основные исторические формы позитивистской философии.
Религиозная философия: неотомизм и неопротестантизм. Философские концепции экзистенционализма. Общие типологические характеристики исследовательских интенций и программ. Свобода как специфицирующая характеристика человеческого существования. Аналитическая философия, её периодизация и представители. Основные идеи феноменологии и главные её представители. Идея «жизненного мира».
Философская герменевтика и её предыстория. Методологические программы изучения и исследования языка и культуы . Структурализм и постструктурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко). Социокультурная ситуация на рубеже веков и философия постмодернизма (Ж. Бодрийяр, Ж.Ф. Мютар,Ж.Деррида и др.)
Истоки и основные этапы развития философской мысли Беларуси. Просветительская деятельность Е. Полоцкой и К. Туровского. Социально-философские идеи в белорусской философии эпохи Ренессанса. Философия и развитие национального самосознания в ХХ веке. Философия, культура и общественно-политическая жизнь Беларуси в современных условиях. Основные направления развития и характеристики русской философии. Философские воззрения западников и славянофилов. Социальная философия революционных демократов, религиозно-нравственные направления, русский космизм. Марксистско-ленинская философия и её проявление в постсоветских странах.
Раздел 2 . Философия бытия
Понятие метафизики. Метафизика как «первая философия» Аристотеля. Категориальный аппарат метафизики. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Диалектика как философская теория развития, её принципы, законы и категории.
Онтология как философское учение о бытии. Категориальный аппарат онтологии. Философское понятие природы. Отношение человека к природе: основные модели. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и сценарии возможного будущего.
Раздел 3 . Философская анропология
Учения о человеке в структуре философского знания. Проблема антропогенеза в философии и науке, биосоциальная природа человека. Деятельность как сущностная характеристик человека. Практика как материально- предметная деятельность, духовная деятельность человека. Проблема смысла жизни.
Проблема сознания и основные традиции её анализа в классической философии. Сознание и мозг, сознание и реальность. Вербальные и невербальные параметры сознания. Структура сознания. Сознание, самосознание и бессознательное.
Раздел 4 . Теория познания и философия науки.
Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Проблема познаваемости мира. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание как творчество и путь постижения истины.
Понятие, классификация и основные функции науки. Структура и динамика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Природа и типы научных революций. Научная теория, её структура и функции.
Раздел 5 . Социальная философия.
Место социальной философии в системе философского знания. Определение общества: основные дефиниции. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Общество как система. Социальная структура общества. Типы социальных структур.
Политическая организация общества. Государство как важнейший компонент политической организации общества. Концепция правового государства. Феномен идеологии в политической жизни общества.
Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Роль народных масс и личности в истории. Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Глобализация как предмет социально-философского анализа.
Традиции и новации в динамике культуры. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека. Этикет и сферы его проявления. Приоритеты философии в новом тысячелетии. Феминистический поворот в культуре и философии. Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине философия
№ раздела |
Наименование разделов |
1 |
Философия в исторической динамике культуры. |
2 |
Философия бытия |
3 |
Философская антропология |
4 |
Теория познания и философия науки. |
5 |
Социальная философия. |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.
1. Дайте определение понятию мировоззрение. Назовите основные элементы его структуры.
2. Перечислите исторические типы мировоззрения.
3. Определите предмет философии и охарактеризуйте структуру философского знания.
4. Перечислите функции философии в системе культуры.
5.Назовите основные произведения древнеиндийской философии.
6. Охарактеризуйте главные идеи древнекитайской философии.
7.Определите время становления философского мышления в древней Греции.
8. Назовите имена и произведения древнегреческих философов.
9. Сформулируйте принципы средневекового философского мышления.
10. Охарактеризуйте идеи философии Возрождения.
11. Назовите представителей рационализма в философии Нового времени.
12. Сформулируйте основные идеи философии эпохи Просвещения.
13.Сравните философские взгляды И. Канта и Г.Ф.В. Гегеля.
14. Охарактеризуйте философскую позицию Л.Фейербаха.
века.
15. Сравните философские взгляды А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше.
16. Определите вклад К.Маркса и его последователей в различные сферы философского знания.
17. Сформулируйте основные принципы философии экзистенциализма.
18. Раскройте специфику структурализма в философии.
19. Охарактеризуйте тенденции развития современной философии.
20. Перечислите основные этапы становления философской мысли Беларуси.
21. Сформулируйте философские идеи в творчестве деятелей культуры Беларуси начала ХХ в.
22. Определите основные этапы становления и развития русской философии.
23. Сравните славянофильство и западничество.
24. Охарактеризуйте творчества Н.Бердяева и В.Соловьева.
25. Назовите законы диалектики.
26. Определите место учения о человеке в системе философского знания.
27. Охарактеризуйте основные модели антропогенеза в современной философии и науке.
28. Раскройте специфику сознания как предмета философского анализа.
29. Перечислите и охарактеризуйте основные подходы к проблеме познаваемости мира, существующие в философии.
30. Назовите основные структурные компоненты познавательного процесса.
31. Охарактеризуйте взаимосвязь философии и науки.
32. Определите место социальной философии в структуре философского знания.
33.Сравните различные подходы к определению понятия цивилизация существующие в философии.
34. Назовите основные формы социального познания реальности.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Философия [ Учеб. метод. комплекс для студ. высш. учеб. завед] / сост. Е. Н. Гордей. – Барановичи: РИО БарГУ., 2009г.
2. Философия. Под ред. Я.С. Яскевич, Мн., 2006.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2003.
4. Канке В. А. Философия. Учебное пособие. М., Логос, 2001.
5. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. М., 1996.
6. Момджян К. Х. Введение в социальную философию. М., 1997.
7. Таркан И. И. Философия. Курс лекций. Мн., 2002.
8. Философия и методология науки. М., 1996.
9. Философия. Учебно-методический комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ / Под ред. проф. А. И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. – 360 с.
10. Калмыков В.Н. Философия Мн., 2006г.
11. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А. Харина. Мн.,2006г.
12. Философия / Под общ. ред. А.А. Козелла. Мн., 2006г.
13. Философия: учеб пособие / Под общ. ред. В.К.Лукашевича. Мн., 2001г.