Методические указания для студентов очной формы обучения Составители
СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденного в 2000 гМИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
профессор
________________П.Б. Акмаров
«_____» _______________2009 г.
ПОЛИТОЛОГИЯ
Методические указания для студентов
очной формы обучения
Составители:
П.М. Орехов
В.С. Сорокина
С.Н. Уваров
Ижевск
ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА
2009
УДК 32.001(078)
ББК 66.0я73-9
П 50
Методические указания составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденного в 2000 г.
Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от __________________ 2009 г.
Рецензент
Ю.В. Семёнов – кандидат философских наук, доцент
Под общей редакцией С.Н. Уварова
Составители:
П.М. Орехов, В.С. Сорокина, С.Н. Уваров –
доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии
П 50 |
Политология : методические указания / Сост. : П.М. Орехов, В.С. Сорокина, С.Н. Уваров; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск : ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009. – 32 с. |
В методические указания включены материалы, которые помогут студентам при изучении политологии: план семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, вопросы к зачёту.
Адресованы студентам Ижевской ГСХА очной формы обучения.
УДК 32.001(078)
ББК 66.0я73-9
© Орехов П.М., составление, 2009
© Сорокина В.С., составление, 2009
© Уваров С.Н., составление, 2009
© ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009
ВВЕДЕНИЕ
Не спрашивай, что твоя страна может для тебя сделать;
спроси, что ты можешь сделать для своей страны.
Дж.Ф. Кеннеди
Высшая школа готовит не только профессиональные кадры, но и оказывает большое влияние на формирование мировоззренческих позиций молодёжи. Ведущую роль в этом играет политология, знание которой нужно не только тем, кто занимается политикой. Все стороны жизни общества – учеба, работа, быт, досуг – окрашены в политические тона. Любой человек неизменно взаимодействует в обществе с другими людьми, социальными группами и государством. Собственно, человек и появился после того, как научился участвовать в общих делах и гармонично строить взаимоотношения с окружающим миром.
Необходимость изучения политологии особенно возрастает в переломный исторический период, в котором до сих пор находится Россия. Не зная важнейших свойств политики, мы никогда не определим оптимальных путей и способов политического развития, будем продвигаться методом проб и ошибок, последствия которых могут выразиться в кризисах, войнах, несправедливости и т.д.
Очевидно, что в целях возрождения величия нашей страны необходима активизация энергии миллионов россиян. Высокий уровень политической грамотности превращает каждого гражданина в субъект общественного процесса, определяющего ход и историю развития страны, несущего ответственность за судьбы остальных людей.
Прочные и разносторонние знания о политике – одна из решающих предпосылок формирования гражданской и деятельной жизненной позиции. Рядовому гражданину – именно для того, чтобы стать гражданином – нужен довольно солидный запас сведений о политической сфере общества и своей родной страны.
Политология не только вооружает необходимыми знаниями, позволяет понять происходящие события и осмыслить политические реалии. Она также учит использовать эти необходимые знания и умения в своей повседневной и профессиональной деятельности. Вузовский характер обучения дополнительно помогает студентам обрести деловые качества и организаторские способности – без преувеличения лидерского характера.
Современный курс на формирование инновационной экономики, «экономики знаний», взятый российским государством в качестве ответа на вызовы быстро меняющихся мировых реалий, требует нового поколения молодых людей: творческих, всесторонне образованных, инициативных. Изучение политологии в значительной мере позволяет подготовить такое поколение.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагаются методические указания по курсу «Политология». Целью курса является политическая социализация студентов вуза, обеспечение политического аспекта подготовки высококвалифицированного специалиста на основе современной мировой и отечественной политической мысли.
Задача курса – предоставление будущему выпускнику первичных политических знаний, которые послужат теоретической базой для осмысления политических процессов, для формирования политической культуры, выработки личной позиции и более четкого понимания меры своей ответственности.
В настоящее издание включены материалы, необходимые студенту для успешного изучения политологии. Это возможно лишь путем освоения достижений политической науки, отраженных в научных исследованиях, учебных пособиях и представленных в списках рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
Учебная программа курса «Политология» в Ижевской ГСХА в основном построена на комплексном и системно-проблемном изучении политических явлений и процессов с выявлением их причинно-следственных связей, противоречий и тенденций, а также анализом их последствий применительно к современной практике.
Проведение занятий по политологии включает в себя следующие формы : аудиторные занятия (лекции и семинары), самостоятельная работа студентов (доклады, рефераты, аналитические и историографические обзоры, эссе, научные исследования) и проверка знаний (опрос, тесты, контрольные работы). Итоговой формой проверки знаний является зачёт.
Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными. Наиболее активно необходимо готовиться к семинарам (практическим занятиям), которые представляют собой изучение и обсуждение ряда ключевых тем политической науки. Каждая тема семинара состоит из нескольких вопросов, ориентирующих студентов на анализ дискуссионных проблем и выявление различных точек зрения по ним. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем.
На занятии может быть проведена деловая игра или устроена дискуссия, о подготовке к которым преподаватель предупреждает особо.
Подготовка к практическим занятиям может основываться на использовании учебников и монографий, рекомендованных на стр. 26-27 данного пособия, либо на использовании литературы, отдельно указанной для каждой темы. Основная литература, как правило, имеется в библиотеке или читальных залах Ижевской ГСХА. В неё включены те учебники, в которых соответствующая тема освещена наиболее доступно и качественно. При этом можно пользоваться предыдущими изданиями указанных трудов или другими учебниками.
Дополнительная литература позволяет составить более детальное представление. Она делится на источники, монографии и статьи научных журналов (журналы «Социально-гуманитарные знания», «СОЦИС», «Общественные науки и современность» имеются в читальном зале №3 учебного корпуса №1 академии). Многое из предлагаемой литературы, в том числе и учебники, «выложено» в Интернете, но для их обнаружения необходимо воспользоваться поисковыми системами (данное пособие содержит не все ссылки на электронные версии).
После вопросов каждой темы следует список терминов, знание которых обязательно для студентов вузов. План семинаров содержит также перечни докладов, рефератов, обзоров, которые выполняются по выбору студентов (требования к их выполнению в п. 12 рекомендуемой учебной литературы).
Особая роль среди данных видов самостоятельной работы принадлежит эссе, которое представляет собой сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу. По сути, это размышление студента, отражающее его позицию. По объёму эссе сравнимо с объёмом доклада.
В конце пособия в отдельной главе приводятся вопросы для самостоятельного изучения и размышления, которые по желанию студента могут быть рассмотрены с помощью предлагаемой литературы и представлены преподавателю в форме эссе, реферата или обзора на оценку.
Кроме того, студенты вуза обязаны заниматься в учебном процессе научными исследованиями . Возможные темы политических исследований приводятся в плане семинарских занятий. Рекомендации к их выполнению – в отдельной главе. Студент может предложить свою тему, но приступает к её выполнению только после согласования с преподавателем.
Требования к уровню освоения содержания курса в соответствии с примерной программой дисциплины предусматривают, что по завершении курса студенты должны:
- изучить историю и достижения отечественной и зарубежной политологической мысли, освоить понятийно-категориальный аппарат науки;
- систематически и всесторонне изучить политическую сферу общества с учетом постоянных изменений, овладев методологией анализа политической ситуации;
- всесторонне освоить прикладную политическую проблематику;
- обучиться искусству вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою позицию, ориентироваться в системе современных политических технологий, реально оценивать геополитическую ситуацию.
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
1. Происхождение политики. Подходы к её пониманию.
2. Структура политики и её функции.
3. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни (экономикой, моралью, правом, культурой, СМИ и др.).
Основные понятия: внешняя политика, внутренняя политика, политика, политическая деятельность, политическая сфера, политические отношения, политический актор, политический институт.
Темы докладов, рефератов, эссе и обзоров
1. Взаимосвязь политики и морали (доклад).
2. Бизнес и политика в России (доклад).
3. Роль политики в общественном развитии (реферат).
4. Религиозный фактор в политике (реферат).
5. Аграрная политика и продовольственная безопасность в современной России и Удмуртии (реферат).
6. Молодёжь и политика в современной России (эссе).
7. «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все» (эссе).
8. «Для достижения политической цели любые средства хороши» (эссе).
Научно-исследовательские темы
1. Отношение сельского населения УР к политической деятельности.
2. Участие студентов Удмуртии в политической жизни: формы, масштаб.
Основная литература
1. Желтов, В.В. Основы политологии / В.В. Желтов. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 544 с.
2. Ирхин, Ю.В. Политология: учебник / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова [Электронный ресурс]. – М. : Юристъ, 2001. – 512 с. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/59311.
3. Кравченко, А.И. Политология: учебник / А.И. Кравченко. – М. : Проспект, 2007. – 408 с.
4. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. – М. : Приор-Издат, 2003. – 432 с.
5. Панарин, А.С. Политология : Учебник / А.С. Панарин. – М. : ТК Велби, 2004. – 440 с.
6. Пушкарёва, Г.В. Политология: конспект лекций / Г.В. Пушкарёва. – М. : Айрис, 2005. – 208 с.
Дополнительная литература
Источники
1. Аристотель. Политика / Аристотель // Антология мировой политической мысли. Т. 1. – М. : Мысль, 1997. – С. 106-127.
2. Вебер, М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Избранные произведения. – М. : Прогресс, 1990. – С. 644-706.
3. Тихомиров, Л.А. Христианство и политика / Л.А. Тихомиров. – М. : Облиздат, 2002. – 616 с.
4. Шмит, К. Понятие политического / К. Шмитт // Антология мировой политической мысли. Т. 2. – М. : Мысль, 1997. – С. 291-309.
Монографии
1. Вершинин, М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М.С. Вершинин. – М. : Издательство Михайлова В.А., 2001. – 253 с.
2. Кравченко, И.И. Политика и сознание / И.И. Кравченко. – М. : ИФ РАН, 2004. – 216 с.
3. Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М.М. Назаров. – М. : Едиториал УРСС, 2002. – 240 с.
4. Почепцов, Г.Г. Информационные войны / Г.Г. Почепцов. – М. : Рефл-бук, 2001. – 576 с.
Статьи из научных журналов
1. Васильева, Л.Н. Кто он – Homo politicus? / Л.Н. Васильева // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №4.
2. Киричек, П.Н. Современная информационная политика / П.Н. Киричек // СОЦИС. – 2007. – № 10.
3. Козырев, Г.И. Политика как общественное явление / Г.И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №1.
4. Локосов, В.В. Влияет ли религиозность на политическую консолидацию общества? / В.В. Локосов // СОЦИС. – 2006. – №1.
5. Лысенко, Г.В. Взаимодействие власти и СМИ: стратегия и технология её реализации (региональный аспект) / Г.В. Лысенко // СОЦИС. – 2008. – №4.
6. Оболонский, А.В. Мораль и право в политике и управлении / А.В. Оболонский // Общественные науки и современность. – 2007. – №1.
7. Трофимов, М.И. Политика и экономика / М.И. Трофимов // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №5.
8. Якунин, В.И. Актуальные проблемы формирования и реализации государственной политики как управленческой практики / В.И. Якунин // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №1.
ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
1. Политическая мысль на Древнем Востоке и в эпоху античности: Конфуций, Аристотель, Платон, Цицерон.
2. Политическая мысль в эпоху Средневековья и Возрождения: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Н. Макиавелли, Ж. Боден.
3. Политическая мысль в эпоху Нового времени: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс.
4. Политическая мысль XX века, основные направления и школы: М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, Ч. Мерриам, Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай и др.
5. Политическая мысль России с образования государственности до конца XVIII века: религиозная традиция (И. Пересветов и др.), просветительство (Ф. Прокопович и др.).
6. Политическая мысль России XIX – начала XX века: западники и славянофилы (П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин, А.С. Хомяков и др.), радикализм (А.Н. Радищев, М.А. Бакунин, В.И. Ленин и др.), либерализм (М.М. Сперанский, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский и др.), религиозный консерватизм (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.).
Основные понятия: анархия, аристократия, бихевиоризм, «гражданское состояние», «естественное состояние», «естественные права», классовая концепция, концепция «общей воли», олигархия, полития, «русская идея», секуляризация, соборность, структурализм, теократия, теория общественного договора, тимократия.
Темы докладов, рефератов, эссе и обзоров
1. Теория «договорной» основы происхождения государства (реферат).
2. Специфика российской политической мысли (реферат).
3. Современные направления и школы в политической науке (реферат).
4. Политическое творчество Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого (реферат).
5. «Зачем мне надо читать политическую литературу?» (эссе).
6. Проблема человека как «существа политического» в спектре политических учений (историографический обзор).
7. Концепция «русской идеи» (историографический обзор).
8. Сравнительная характеристика различных периодов развития политической мысли (аналитический обзор).
9. Политическая мысль Западной Европы и России: общее и особенное (аналитический обзор).
Научно-исследовательская тема
1. Изучение селянами (студентами) Удмуртии политической литературы.
Основная литература
1. Богомолов, С.А. История политических и правовых учений : учебное пособие / С.А. Богомолов. – М. : Дашков и Ко, 2004. – 248 с.
2. Желтов, В.В. Основы политологии / В.В. Желтов. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 544 с.
3. Кравченко, А.И. Политология: учебник / А.И. Кравченко. – М. : Проспект, 2007. – 408 с.
4. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. – М. : Приор-Издат, 2003. – 432 с.
5. Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 591 с.
6. Понеделков, А.В. Основы политологии: учебное пособие / А.В. Понеделков [и др.]. – М. : МарТ, 2007. – 400 с.
7. Пушкарёва, Г.В. Политология: конспект лекций / Г.В. Пушкарёва. – М. : Айрис, 2005. – 208 с.
Дополнительная литература
Источники
1. Антология мировой политической мысли: В 5 т. / Рук. проекта Г.Ю. Семигин, Л.Н. Анисова, В.В. Баев. – М. : Мысль, 1997.
2. Вся политика. Хрестоматия / сост.: В.Д. Нечаев, А.В. Филиппов. – М. : Европа, 2006. – 440 с.
3. Политическая мысль второй половины ХХ века. Хрестоматия по политологии для студентов вузов / Сост. В.А. Мальцев. – Пермь : Звезда, 1999. – 588 с.
4. Политология. Хрестоматия / Сост. Б. А. Исаев, А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. – СПб. : Питер, 2006. – 464 с.
5. Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, М.С. Вершинин. – М. : Гардарики, 2000. – 843 с.
6. Современная сравнительная политология: хрестоматия / Науч. ред. Г.В. Голосов, Л.А. Галкина. – М. : МОНФ, 1997. – 378 с.
Статьи из научных журналов
1. Ельчанинов, М.С. Проблема взаимодействия порядка и хаоса в социальной философии Н. Макиавелли и Т. Гоббса / М.С. Ельчанинов // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №4.
2. Колотуша, В.В. Идея силового принуждения в истории философской мысли / В.В. Колотуша // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №4.
3. Тимофеев, Д.В. Понятие «конституция» в России первой четверти XIX века / Д.В. Тимофеев // Общественные науки и современность – 2007. – №1.
ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
1. Власть: понятие и признаки.
2. Субъект и объект власти. Ресурсы власти.
3. Типология власти. Политическая власть, её отличительные признаки.
4. Легитимность политической власти.
5. Ветви и уровни государственной власти в современной России.
Основные понятия: ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная), власть (государственная, политическая, светская и теократическая), легальность, легитимность, объект и субъект власти, парламент, президент, ресурсы власти, санкции, федеральный округ, харизма.
Темы докладов, рефератов, эссе и обзоров
1. Особенности взаимодействия ветвей и уровней власти в России (доклад).
2. Женщины у власти. Особенности и специфика правления (реферат).
3. «Хочу ли я быть представителем власти?» (эссе).
4. «Если бы я был представителем власти…» (эссе).
5. Проблемы легитимности власти (аналитический обзор российский реалий в сравнении с другими странами).
6. Сравнительный анализ политической и других видов власти (аналитический обзор).
Научно-исследовательская тема
1. Отношение сельского населения (студенчества) к разным уровням и ветвям власти и оценка их эффективности. Запросы и ожидания от власти.
Основная литература
1. Желтов, В.В. Основы политологии / В.В. Желтов. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 544 с.
2. Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль [и др.]. – М. : Проспект, 2009. – 624 с.
3. Пушкарёва, Г.В. Политология: Конспект лекций / Г.В. Пушкарёва – М. : Айрис, 2005. – 208 с.
Дополнительная литература
Источники
1. Конституция РФ. – М. : Юрайт, 2009. – 47 с.
2. Парсонс, Т. О понятии «политическая власть» / Т. Парсонс // Антология мировой политической мысли. Т. 2. – М. : Мысль, 1997. – С. 479-487.
3. Рассел, Б. Власть / Б. Рассел // Антология мировой политической мысли. Т.2. – М. : Мысль, 1997. – С. 159-174.
Монографии
1. Кара-Мурза, С.Г. Революции на экспорт / С.Г. Кара-Мурза [Электронный ресурс]. – М. : Алгоритм, 2006. – 528 с. – Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/Books.htm.
2. Ледяев В.Г. Современные концепции власти: аналитический обзор // Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность: Хрестоматия. – М. : МОНФ: ИЦНиУП, 2000. – 684 с.
3. Панарин, А.С. Народ без элиты / А.С. Панарин. – М. : Алгоритм, 2006. – 352 с.
4. Халипов, В.Ф. Энциклопедия власти / В.Ф. Халипов. – М. : Академический проект, 2005. – 1056 с.
Статьи из научных журналов
1. Барсукова, С.Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность / С.Ю. Барсукова // Общественные науки и современность. – 2008. – №5.
2. Егоров, Г.В. Диктаторы и визири: экономическая теория лояльности и компетентности / Г.В. Егоров, К.И. Сонин // Общественные науки и современность. – 2008. – №2.
3. Канапьянова, Р.М. Женщины во властных структурах / Р.М. Канапьянова // СОЦИС. – 2007. – №2.
4. Левашов, В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий / В.К. Левашов // СОЦИС. – 2006. – №8.
5. Легитимность власти: политический опыт России // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №1.
6. Ледяев, В.Г. Власть: концептуальный анализ / В.Г. Ледяев // Полис. – 2000. – № 1.
7. Михайлов, С.Н. Коррупция как объект политического исследования / С.Н. Михайлов // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №1.
8. Панферова, В.В. Проблема критериев эффективности взаимодействия власти и общества / В.В. Панферова, П.А. Сельцовский // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №4.
9. Петухов, В.В. Бюрократия и власть / В.В. Петухов // СОЦИС. – 2006. – №3.
10. Реутов, Е.В. Общество и власть в регионе / Е.В. Реутов // СОЦИС. – 2006. – №9.
11. Реутов, Е.В. Общество и власть. Кризис легитимности? / Е.В. Реутов // СОЦИС. – 2006. – №1.
12. Римский, В.Л. Коррупция во взаимодействиях российских граждан с представителями органов власти / В.Л. Римский // Общественные науки и современность. – 2008. – №5.
13. Уфимцев, А.В. Легитимация политической власти в современной России / А.В. Уфимцев // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №4.
ТЕМА 4. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ
1. Формы правления и типы государственного устройства.
2. Правовое государство и гражданское общество.
3. Социальное государство, его соотношение с правовым государством.
4. Пути и возможности построения гражданского общества, правового и социального государства в России.
5. Дискуссия на тему «Россия – великая держава!».
Основные понятия: бюрократия, государство, гражданское общество, конфедерация, местное самоуправление, монархия (абсолютная, конституционная, смешанная), неправительственные организации, правовое государство, республика (президентская, парламентская), социальное государство, унитарное государство, федерация, этатизм.
Темы докладов, рефератов, эссе и обзоров
1. Плюсы и минусы государства (доклад).
2. Государственный суверенитет – реальность для всех стран или привилегия меньшинства? (эссе).
3. «Государство – это я» (эссе).
4. Моя роль в строительстве гражданского общества, правового и социального государства в России (эссе).
5. Сравнительная характеристика форм правления и типов государственного устройства (аналитический обзор).
6. Государство и частная собственность (аналитический обзор).
Научно-исследовательские темы
1. Представления студентов об идеальном государственном устройстве.
2. Сельское население о перспективах России, Удмуртии; возможности построения гражданского общества, правового и социального государства.
Основная литература
1. Желтов, В.В. Основы политологии / В.В. Желтов. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 544 с.
2. Малахов, В.С. Государство в условиях глобализации: учебное пособие / В.С. Малахов. – М. : КДУ, 2007. – 256 с.
Дополнительная литература:
Источники
1. Гегель, Г. Философия права / Г. Гегель. – М.: Мысль, 1990. – 524 с.
2. Гоббс, Т. Сочинения [Текст] : в 2 т. / Т. Гоббс; Т. 2: Левиафан. – М. : Мысль, 1991. – С. 5-285.
3. Макиавелли, Н. Сочинения [Текст] : Государь / Н. Макиавелли. – М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. – С. 47-123.
4. Ильин, И.А. О государственной форме / И.А. Ильин // Антология мировой политической мысли. Т. 4. – М. : Мысль, 1997. – С. 664-672.
5. Конституция РФ. – М. : Юрайт, 2009. – 47 с.
6. Платон. Государство / Платон // Государство. Законы. Политик. – М. : Мысль, 1998. – С. 63-383.
7. Путин, В.В. Какую Россию мы строим. Послание Президента РФ Федеральному Собранию / В.В. Путин // Российская газета. – 2000. – 11 июля.
8. Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. – М. : Кучково поле, 1998. – 416 с.
9. Шмитт, К. Политическая теология. Четыре главы к учению о суверенитете / К. Шмитт // Вся политика. Хрестоматия / сост.: В.Д. Нечаев, А.В. Филиппов. – М. : Европа, 2006. – 397-401.
Монографии
1. Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки. – М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2008. – 320 с.
2. Паршев, А. Почему Россия не Америка / А. Паршев. – М. : Астрель, 2007. – 352 с.
3. Форгюсон, А. Опыт истории гражданского общества / А. Форгюсон. – М. : РОССПЭН, 2000. – 392 с.
Статьи из научных журналов
1. Волков, В.В. «Дело Standart Oil» и «дело ЮКОСа» / В.В. Волков [Электронный ресурс] // «Pro et Contra». – Т. 9. – 2005. – Сентябрь-октябрь. – №2. – Режим доступа: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/73309.htm.
2. Волков, В.В. Монополия на насилие или скрытая фрагментация российского государства / В.В. Волков // Полис. – 1998. – №5.
3. Делягин, М.Г. Государство между народом и бизнесом / М.Г. Делягин // Полис. – 2008. – №3.
4. Ирхин, Ю.В. Гражданское общество и власть: проблемы взаимодействия и контроля в современной России / Ю.В. Ирхин // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №5.
5. Кальной, И.И. Самоуправление как фактор развития гражданского общества / И.И. Кальной // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №5.
6. Левашов, В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России / В.К. Левашов // СОЦИС. – 2006. – №1.
7. Тихонова, Н.Е. Бюрократия: часть общества или его контрагент? / Н.Е. Тихонова // СОЦИС. – 2006. – №3.
8. Храмцов, А.Ф. Перспективы социального государства: Европа и Россия / А.Ф. Храмцов // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №1.
ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
1. Политический режим: понятие и типы.
2. Тоталитарный и авторитарный политический режимы и их сравнительный анализ.
3. Демократия: понятие, признаки, исторические формы, виды, процедуры.
4. Проблемы перехода к демократии в незападных странах.
Основные понятия: автократия, авторитаризм, демократический транзит, демократия (партиципаторная, плебисцитарная, представительная, прямая, «суверенная», участия), клика, полиархия, политический плюрализм, политический режим, референдум, тоталитаризм, хунта.
Темы докладов, рефератов, эссе и обзоров
1. Плюсы и минусы демократии (доклад).
2. Экспансия западной демократии (реферат).
3. Политическое взаимодействие и противоречия в условиях демократии (реферат).
4. Российская демократия в конце XX – начале XXI вв. (эссе).
5. «Я хочу жить в демократической стране…» (эссе).
6. Экономические основы демократии и тоталитаризма: сравнительный анализ (аналитический обзор).
7. Советская демократия и «суверенная демократия»: сравнительный анализ (аналитический обзор).
Научно-исследовательская тема
1. Идеальный политический режим и его характеристики с точки зрения сельского населения (студентов) Удмуртии.
Основная литература
1. Желтов, В.В. Основы политологии / В.В. Желтов. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 544 с.
2. Мухаев, Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. – М. : Проспект, 2009. – 640 с.
3. Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль [и др.]. – М. : Проспект, 2009. – 624 с.
4. Пушкарёва, Г.В. Политология: конспект лекций / Г.В. Пушкарёва – М. : Айрис, 2005. – 208 с.
Дополнительная литература
Источники
1. Арендт, Х. Истоки тоталитаризма / Х. Арендт. – М. : ЦентрКом, 1996. – 256 с.
2. Арон, Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон // Антология мировой политической мысли. Т. 2. – М. : Мысль, 1997. – С. 508-522.
3. Даль, Р. О демократии / Р. Даль. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 208 с.
4. Даль, Р. Предпосылки возникновения и утверждения полиархий / Р. Даль // Полис. – 2002. – №6.
5. Джилас, М. Лицо тоталитаризма / М. Джилас. – М. : Новости, 1992. – 539 с.
6. Карл, Т.Л. Что есть демократия? / Т.Л. Карл, Ф. Шмиттер // Русский журнал. – 1998. – 14 августа.
7. Лейпхарт, А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование / А. Лейпхарт. – М. : Аспект-Пресс, 1997. – 287 с.
8. Острогорский, М.Я. Демократия и политические партии / М.Я. Острогорский. – М. : РОССПЭН, 1997. – 639 с.
9. Растоу, Д. Переходы к демократии / Д. Растоу // Полис. – 1996. – №5.
10. Токвиль, А. Демократия в Америке / А. Токвиль. – М. : Весь мир, 2001. – 560 с.
Монографии
1. Демократия в современном мире. – М. : Российская политическая энциклопедия, 2009. – 368 с.
2. Ковлер, А.И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века / А.И. Ковлер. – М. : Институт государства и права РАН, 2003. – 104 с.
3. Пшеворский, А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке / А. Пшеворский. – М. : РОССПЭН, 2000. – 319 с.
4. Хантингтон, С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века / С. Хантингтон. – М. : РОССПЭН, 2003. – 368 с.
Статьи из научных журналов
1. Видоевич, З. Либеральный тоталитаризм / З. Видоевич // СОЦИС. – 2007. – №12.
2. Петухов, В.В. Демократия участия в современной России / В.В. Петухов // Общественные науки и современность. – 2007. – № 1.
3. Полтерович, В.М. Демократизация и экономический рост / В.М. Полтерович // Общественные науки и современность. – 2007. – №2.
4. Поляков, Л.В. «Суверенная демократия» / Л.В. Поляков // Общественные науки и современность. – 2007. – №2.
5. Согрин, В.В. Управляемая демократия: американский вариант / В.В. Согрин // Общественные науки и современность. – 2004. – №6.
6. Сохань, И. Деспотия демократии / И. Сохань // СОЦИС. – 2008. – №3.
7. Третьяков, В. Диагноз: управляемая демократия / В. Третьяков // Независимая газета. – 2000. – 13 января.
ТЕМА 6. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
1. Сущность и природа лидерства.
2. Политическое лидерство: понятие и функции.
3. Типология политических лидеров.
4. Сравнительный анализ с другими видами лидерства.
5. Деловая игра «Политические лидеры».
Основные понятия: антрепренерская система отбора, гильдейская система отбора, контрэлита, меритократия, номенклатура, политическая элита, политический стиль, политическое лидерство, рекрутирование, этнократия.
Темы докладов, рефератов, эссе и обзоров
1. «Олигархия» 1990-х и её влияние на историю России (реферат).
2. «Как стать настоящим политическим лидером?» (эссе).
3. «Что значит быть лидером?» (эссе).
4. Современные политические лидеры (сравнительный анализ).
Научно-исследовательские темы
1. Идеальный политический лидер и идеальное руководство с точки зрения сельского населения (студентов) Удмуртии.
2. Отношение сельского населения (студентов) Удмуртии к лидерам различного уровня и их действиям. Причины такого отношения.
3. Руководители в АПК – путь к успеху.
Основная литература
1. Мухаев, Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. – М. : Проспект, 2009. – 640 с.
2. Пугачёв, В.П. Введение в политологию: учебник для студентов вузов / В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв. – М. : Аспект-Пресс, 2008. – 448 с.
Дополнительная литература
Источники
1. Блондель, Ж. Политическое лидерство / Ж. Блондель. – М. : Российская академия управления, 1992. – 135 с.
2. Моска, Г. Правящий класс / Г. Моска // Антология мировой политической мысли. Т. 2. – М. : Мысль, 1997. – С. 118-134.
3. Парето, В. Компендиум по общей социологии / В. Парето // Антология мировой политической мысли. Т. 2. – М. : Мысль, 1997. – С. 59-67.
Монографии
1. Гаман-Голутвина, О.В. Политические элиты России: Вехи исторической эволюции / О.В. Гаман-Голутвина. – М. : РОССПЭН, 2006. – 448 с.
2. Крыштановская, О. Анатомия российской элиты / О. Крыштановская. – М. : Захаров, 2005. – 384 с.
3. Паппэ Я.Ш. «Олигархи»: экономическая хроника, 1992-2000. – М. : ГУ ВШЭ, 2000. – 232 с.
4. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. – М. : Рефл-бук, 2006. – 704 с.
5. Щербинина, Н.Г. Теории политического лидерства / Н.Г. Щербинина. – М. : Весь мир, 2004. – 184 с.
Статьи из научных журналов
1. Бабинцев, В.П. Лидерство и аутсайдерство в молодёжной среде региона / В.П. Бабинцев, И.В. Бояринова, Е.В. Реутов // СОЦИС. – 2008. – № 2.
2. Беленький, В.Х. Российский высший класс: проблема идентификации / В.Х. Беленький // СОЦИС. – 2007. – № 5.
3. Ирхин, Ю.В. Политические элиты вчера, сегодня, завтра / Ю.В. Ирхин // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 2.
4. Кравченко, В.И. Харизматическая личность: многообразие понимания / В.И. Кравченко // СОЦИС. – 2004. – №4.
5. Краснов, М.А. Глава государства: рецепция идеи «отцовства» / М.А. Краснов // Общественные науки и современность. – 2008. – № 5.
6. Решетников, А.В. Социально-политический портрет лидера организации / А.В. Решетников // СОЦИС. – 2001. – № 10.
7. Согрин, В.В. Российская политическая элита и американский опыт / В.В. Согрин // Общественные науки и современность. – 2008. – № 1.
8. Тощенко, Ж.Т. Элита? Кланы? Клики? Как назвать тех, кто правит нами? / Ж.Т. Тощенко // СОЦИС. – 1999. – № 11.
ТЕМА 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ
1. Политические партии: понятие, функции, типология.
2. Партийные системы и их сравнительный анализ.
3. Деловая игра «Современные российские партии и их предвыборные программы».
Основные понятия: административный ресурс, группы интересов, избирательный ценз, оппозиция, партийная система, партия (кадровая, мажоритарная, массовая, миноритарная, универсальная), праймериз, пропорциональная система, экзитпол, электорат.
Темы докладов, рефератов, эссе и обзоров
1. Особенности становления современной российской многопартийной системы (реферат).
2. Современные российские партии о внутренней и внешней политике государства (аналитический обзор).
3. Современные партийные лидеры. Сравнительный анализ (аналитический обзор).
Научно-исследовательские темы
1. Участие сельского населения (студентов) Удмуртии в предвыборных кампаниях и выборах.
2. Формы и роль молодежных движений в Удмуртии и участие в них сельского студенчества и сельской молодежи.
3. Отношение сельского населения (студентов) Удмуртии к политическим партиям и организациям и их деятельности.
Основная литература
1. Основы теории политических партий. Учебное пособие / С.Е. Заславский. – М. : Европа, 2007. – 264 с.
2. Скрипкина, Ж.Б. Избирательные системы и технологии: Учебное пособие / Ж.Б. Скрипкина. – М. : Вузовский учебник, 2005. – 174 с.
Дополнительная литература
Источники
1. Дюверже, М. Политические партии / М. Дюверже. – М. : Академический проект, 2005. – 544 с.
2. Острогорский, М.Я. Демократия и политические партии / М.Я. Острогорский. – М. : РОССПЭН, 1997. – 639 с.
3. Федеральный закон «О политических партиях». – М. : Омега-Л, 2008. – 64 с.
Монографии
1. Исаев, Б.А. Теория партий и партийных систем / Б.А. Исаев. – М. : Аспект Пресс, 2008. – 368 с.
2. Кургунюк, Ю.Г. Становление партийной системы в современной России / Ю.Г. Кургунюк. – М. : Фонд «ИНДЕМ», 2007. – 544 с.
Статьи из научных журналов
1. Исаев, Б.А. Современное состояние теории партий и партийных систем / Б.А. Исаев // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №2.
2. Рыбакова, М.В. Экологические движения в социальных практиках / М.В. Рыбаков // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №4.
ТЕМА 8. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ
АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ
1. Политическое сознание.
2. Политическая психология.
3. Политическая культура.
4. Политическая социализация.
Основные понятия: архетип, менталитет, политическая культура (активистская, партиципаторная, патриархальная, подданническая), политическая мифология, политическая мобилизация, политическая психология, политическая социализация, политические символы, политическое поведение, политическое сознание, субкультура.
Темы докладов, рефератов, эссе и обзоров
1. Политическое манипулирование. СМИ как эффективное орудие формирования массового политического сознания (доклад).
2. Система ценностей в современной России (реферат).
3. Моя политическая социализация (эссе).
4. Политическая культура современной российской власти (аналитический обзор).
Научно-исследовательские темы
1. Политическая культура сельского населения (студенчества) Удмуртии.
2. Иерархия ценностей сельского населения (студенчества) Удмуртии.
Основная литература
1. Мухаев, Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. – М. : Проспект, 2009. – 640 с.
2. Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 591 с.
Дополнительная литература
Источники
1. Алмонд, Г.А. Гражданская культура и стабильность демократии / Г.А. Алмонд, С. Верба // Полис. – 1992. – №4.
Монографии
1. Дилигенский, Г.Г. Социально-политическая психология / Г.Г. Дилигенский. – М. : Наука, 2001. – 585 с.
2. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза [Электронный ресурс]. – М. : Эксмо, 2007. – 864 с. – Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/Books.htm.
3. Мисюров, Д.А. Символы о символах. Начала культурно-символической политики / Д.А. Мисюров. – М. : ЛКИ, 2008. – 232 с.
4. Шестопал, Е.Б. Политическая психология / Е.Б. Шестопал. – М. : Аспект-Пресс, 2007. – 432 с.
Статьи из научных журналов
1. Гладарев, Б. Информационно-коммуникационные технологии и проблемы контроля поведения индивидов / Б. Гладарев // СОЦИС. – 2007. – №8.
2. Тощенко, Ж.Т. Время мифов и пути их преодоления / Ж.Т. Тощенко // СОЦИС. – 2006. – № 1.
3. Щеглов, И.А. Политическая социализация как научная категория / И.А. Щеглов // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №5.
ТЕМА 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
1. Политическая идеология.
2. Основные мировые политические идеологии (консерватизм, либерализм, коммунизм, национализм).
3. Дискуссия на тему: «Я считаю, что навязывать идеологию вредно».
Основные понятия: анархизм, идеология, консерватизм, либерализм, марксизм, национализм, популизм, радикализм, социализм, шовинизм, фашизм, экстремизм.
Темы докладов, рефератов, эссе и обзоров
1. Неоконсерватизм: теория и практика (реферат).
2. Национальная идеология современной России (реферат).
3. Либерализм в России. Истоки и современность (аналитический обзор).
4. Сравнительный анализ мировых политических идеологий (аналитический обзор).
Научно-исследовательская тема
1. Идеологические предпочтения сельского населения (студенчества) Удмуртии.
Основная литература
1. Желтов, В.В. Основы политологии / В.В. Желтов. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 544 с.
2. Материалы Национального института развития современной идеологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа – http://www.nirsi.ru/.
Дополнительная литература
Монографии
1. Кара-Мурза, С.Г. Идеология и мать ее наука / С.Г. Кара-Мурза [Электронный ресурс]. – М. : Эксмо, 2002. – 256 с. – Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/Books.htm.
2. Малахов, В.С. Понаехали тут… Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме / В.С. Малахов. – М. : НЛО, 2007. – 200 с.
3. Сирота, Н.М. Идеологии и идеологические течения. Классическое наследие и современность / Н.М. Сирота. – М. : Знание, 2009. – 192 с.
Статьи из научных журналов
1. Бородин, Е.Т. Русская идея есть идея русского патриотизма / Е.Т. Бородин // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №1.
2. Урсул, В.И. Неонацизм в современной Европе / В.И. Урсул // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №1.
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
1. Политология как наука и учебная дисциплина (понятие, предмет, формирование, структура, методы, функции). Политическое образование.
2. История политических учений Западной Европы (теория и общая характеристика этапов развития учений). Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика.
3. Политические системы и их типология (подходы к пониманию, структура, типология). Современная российская политическая система.
4. Государство как политический институт (происхождение, сущность, признаки, функции, теории). Современное российское государство.
5. Политическая элита (подходы и теории, типология, виды рекрутирования, функции, структура). Политическая элита современной России.
6. Избирательная система России, особенности предвыборных кампаний в России и за рубежом. Электоральная система страны.
7. Общественно-политические организации и движения: возникновение, функции, виды, влияние на внутреннюю и внешнюю политику (на примере России).
8. Политические процессы. Политические конфликты и способы их разрешения (на основе сравнительного анализа разных стран). Война как высшая форма политического конфликта.
9. Мировая политика и международные отношения (мировой политический процесс, субъекты международных отношений, геополитика, глобализм или многополярный мир – выбор пути в XXI веке).
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Общие положения. Вся научно-исследовательская работа студентов по курсу «Политология» в Ижевской ГСХА строится вокруг научного направления кафедры отечественной истории, социологии и политологии «Политические аспекты аграрных отношений в Удмуртии». Каждый студент может внести свой вклад в развитие науки Удмуртской Республики, изучив современные проблемы деревни, села, хозяйства, предприятия или района, где проживает (работает) он сам, его семья или родственники, а затем представив результаты своего исследования в оформленном виде.
Студенческие исследования являются важным источником информации для научных трудов по аграрной истории нашей республики и сопредельных регионов последних лет. Поэтому участвующие в этой работе студенты должны со всей ответственностью отнестись к ней и провести ее по всем правилам политической науки, к которым относятся: постановка цели, определение задач и методов, разработка программы исследования, использование разнообразного круга источников, проверка их объективности, связное и логичное построение текста, подведение результатов и выводов.
Одновременно научно-исследовательская работа формирует чувство уважения и любовь к сельскому хозяйству Удмуртии, вырабатывает ответственность за состояние в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики, профессионально ориентирует будущего специалиста.
Направления исследования . Исследования, проводимые студентами в Ижевской ГСХА, должны:
- определить позиции селян, работников АПК и (или) студенчества Удмуртии в отношении самых разнообразных явлений политической жизни: социальный оптимизм, взгляды на перспективы развития деревни, хозяйства, отрасли и т.п., готовность решать назревшие проблемы и др.;
- выявить формы и масштаб участия сельских жителей и студентов Удмуртской Республики в политических процессах.
Студенты Ижевской ГСХА, будучи в основном из сельской местности, при выполнении научной работы выбирают и исследуют один из четырех объектов изучения :
1) жители сельской местности Удмуртии (жители конкретного района, хозяйства, села, определенной деревни или отдельные руководители);
2) предприятие АПК (работники, руководители или в целом);
3) сельское студенчество , т.е. поступившие из сельской местности Удмуртии в учебные заведения. Главная задача – сравнить эту категорию с городскими студентами;
4) студенты начальных, средних и высших учебных заведений Удмуртии аграрного профиля .
Среди возможных тем исследования предлагаются следующие:
1) «Проблемы и перспективы развития моего предприятия (моего хозяйства, моей деревни или т.п.)»;
2) «Аграрная политика и продовольственная безопасность в Удмуртии»;
3) «Межнациональные отношения в Удмуртии»;
4) «Лесное хозяйство Удмуртии (или сопредельных регионов): история, современность и перспективы развития»;
5) «Взаимоотношения власти и сельского населения Удмуртии»;
6) «Сельское хозяйство Удмуртии – перспективы развития»;
7) «Местное самоуправление и сельские органы власти: выборы, состав, проблемы, эффективность, отношение со стороны населения»;
8) «Управление коллективом и производством в АПК: специфика».
Однако можно предложить и другие темы, предварительно согласовав их с преподавателем.
Выполнение научно-исследовательской работы. После выбора темы в ходе выполнения исследовательской работы студент обязательно должен обосновать свое предпочтение, поставить цель, задачи и определить методы, на которые он будет опираться в решении поставленной проблемы.
Работа должна вестись по всем правилам науки, чтобы получить объективные результаты. В ней учитывается весь имеющийся опыт, навыки, знания, полученные студентом в ходе учебной и практической деятельности, в первую очередь при изучении социологии. Вся программа исследования студентами разрабатывается самостоятельно, но при необходимости можно обратиться за помощью к преподавателю.
Самым сложным этапом будет определение методов исследования и их использование. Существенную помощь окажут соответствующие разделы учебных пособий, указанных в списке рекомендуемой учебной литературы под пунктами №1, №6, №8 и №11, либо учебников по социологии.
Социологические методы будут ключевыми в проведении политических исследований. Наиболее достоверную информацию предоставит интервьюирование , т.е. устный опрос с целью прояснения политических вопросов. Количество опрашиваемых должно быть максимальным, чтобы избежать искажения, сведения необходимо сверять. При этом обязательным условием будет четкая фиксация личных данных интервьюера (ФИО, возраст, место работы, проживание, должность и т.д.) и ответов.
Чаще всего необходимым объемом информации располагают люди, занимавшие или занимающие определенные должности, поэтому целесообразнее в первую очередь обраться к бывшим или нынешним руководителям разного уровня. Чтобы вызвать откровенность, обеспечив объективность источника, надо сразу обозначить цель расспросов – развитие науки и создание современной истории аграрных отношений Удмуртии (и сопредельных регионов).
В проводимом исследовании необходимо выяснить трудности, стоящие в настоящий момент перед предприятием или деревней, где работает или живет студент (его родственники), а также возможности их решения.
Следующим по надежности методом будет наблюдение. Оно может быть как простое, когда события регистрируются со стороны, так и соучаствующее (или включенное), когда исследователь включается в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события как бы «изнутри». В данном случае будет использоваться скорее второй вид наблюдения, так как студенты ИжГСХА чаще описывают село, где живут или предприятие, на котором работают родители.
Анкетирование как следующий метод должно быть репрезентативным и настоящим. Необходимым условием в данном случае является самостоятельное составление анкеты, в которой основу составляют вопросы политического характера. Они должны быть краткими и понятными. Лучше, если они будут иметь закрытую форму, с готовыми вариантами ответов. Так их будет проще обрабатывать.
Любая анкета должна иметь «паспортичку», т.е. раздел с вопросами о возрасте, поле, национальности, месте рождения, месте проживания, названии учебного заведения, полученной специальности, месте работы, должности, социальном статусе. Если опрос проводится среди учащихся высших учебных заведений, в анкете необходимо спросить про учебное заведение, в котором студент учится, курс, факультет, специальность, форму обучения (очная-заочная, бюджетная-контрактная-договорная), направление (бакалавр-специалист-магистр-аспирант). Заключительные анкетные вопросы, которые окончательно формируют точку зрения о качествах и взглядах респондента, должны быть обобщающими.
Главным звеном анкетирования должно стать определение выборки и её обоснование. Конечно, желателен полный опрос (или близкий к тому), охватывающий всех жителей села, деревни и т.д., всех студентов вуза, района и т.п., но чаще всего это невозможно. Поэтому анкетирование, чтобы быть оптимальным, должно охватить все возрастные, половые, национальные, социальные категории населения в существующей пропорции (все факультеты и курсы в случае со студентами). Количество анкет не должно быть меньше 100.
Составление анкет требует обязательных консультаций с преподавателем. После заполнения анкет, исследователь проводит статистический анализ данных по всем ответам и подводит итоги проделанной работы (в виде письменного отчета).
Важным методом будет анализ документов , например, делопроизводственной документации, ведущейся на предприятиях, в администрациях, хозяйствах. В этом случае необходимо обязательно указать источники с подробной его характеристикой.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
И РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Личность и политика.
2. Политика и финансово-экономические кризисы.
3. Роль политического образования в демократическом обществе.
4. Методы изучения политики.
5. Сравнительная политология (политическая компаративистика).
6. Взаимосвязь политологии с другими дисциплинами.
7. Права человека, их гарантия и защита в России.
8. Цивилизованный и нецивилизованный лоббизм в России.
9. Угрозы продовольственной безопасности России и Удмуртии.
10. Политические институты России: сущность, виды, значение.
11. Федерализм в современной России.
12. Государственное управление как политический процесс: эффективность государственной власти России на современном этапе.
13. Россия и крупные финансовые организации (ОПЕК, МВФ, ВТО).
14. Участие России в миротворческих миссиях по поддержанию порядка и стабильности (ООН, ОБСЕ).
15. Политические изменения как фактор общественного развития.
16. Национальный суверенитет: понятие, значение для конкурентоспособного государства.
17. Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации.
18. Концепция «суверенной демократии» для России.
19. Современные дискуссии о путях дальнейшей демократизации России.
20. Социальная справедливость или экономическая эффективность?
21. Роль идеологии в развитии общества.
22. Национализм в России.
23. Идентичность в современном мире.
24. Внешняя политика России на постсоветском пространстве и ее эффективность.
25. Современные конфликты и участие в них России.
26. Мировой терроризм – миф или реальность?
27. Современная геополитическая структура мира и ее динамика.
28. Право наций на самоопределение или государственная целостность?
29. Глобализация и Россия.
30. Прикладная политология в России: состояние и востребованность.
31. Политические технологии, аналитика и прогностика: использование и возможности.
32. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
33. Будущее российской государственности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ КО ВСЕМУ КУРСУ
Рекомендуемая учебная литература
1. Боришполец, К.П. Методы политических исследований : учебное пособие / К.П. Боришполец. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 224 с.
2. Василенко, И.А. Политология: учебник / И.А. Василенко. – М. : Гардарики, 2004. – 288 с.
3. Гаджиев, К.С. Политология / К.С. Гаджиев. – М. : Логос, 2009. – 432 с.
4. Желтов, В.В. Основы политологии / Серия «Высшее образование» / В.В. Желтов. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 544 с.
5. Ирхин, Ю.В. Политология : учебник / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова [Электронный ресурс]. – М.: Юристъ, 2001. – 512 с. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/59330.
6. Исследование социально-экономических и политических процессов : учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – М. : Вузовский учебник, 2007. – 184 с.
7. Кравченко, А.И. Политология : учебник / А.И. Кравченко. – М. : Проспект, 2007. – 408 с.
8. Мангейм, Дж. Б. Политология. Методы исследования / Дж. Б. Мангейм, Р.К. Рич [Электронный ресурс]. – М. : Весь мир, 1997. – 544 с. – Режим доступа: http://socioline.ru/.
9. Мировая политика и международные отношения: учебное пособие / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. – СПб. : Питер, 2008. – 448 с.
10. Мухаев, Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. – М. : Проспект, 2009. – 640 с.
11. Общая и прикладная политология: учебное пособие / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова [Электронный ресурс]. – М. : МГСУ; «Союз», 1997 – Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/.
12. Отечественная история, политология, социология: методические рекомендации к самостоятельной учебной и научно-исследовательской работе студентов / Сост. : В.С. Сорокина, С.В. Козловский, П.М. Орехов, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров, И.Б. Черниенко; под общ. ред. В.С. Сорокиной. – Ижевск : ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2008. – 32 с.
13. Панарин, А.С. Политология : учебник / А.С. Панарин. – М. : ТК Велби, 2004. – 440 с.
14. Политология: Альбом схем / Сост. : Е.В. Макаренков, В.И. Сушков. – М. : Юристъ, 1999. – 208 с.
15. Политология : учебник / А.Ю. Мельвиль [и др.]. – М. : Проспект, 2009. – 624 с.
16. Пушкарёва, Г.В. Политология: конспект лекций / Г.В. Пушкарёва – М. : Айрис, 2005. – 208 с.
17. Соловьёв, А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии: учебник для студентов вузов / А.И. Соловьёв. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 650 с.
Исследования, монографии
1. Василенко, И.А. Политическая глобалистика / И.А. Василенко. – М. : Логос, 2003. – 360 с.
2. Гаджиев, К.С. Геополитические горизонты России (контуры нового миропорядка) / К.С. Гаджиев. – М. : Экономика, 2007. – 751 с.
3. Гайдар, Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России / Е.Т. Гайдар. – М. : РОССПЭН, 2006. – 440 с.
4. Данилин, П. Новая молодёжная политика 2003-2005 / П. Данилин. – М. : Европа, 2005. – 292 с.
5. Делягин, М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: Курс лекций / М.Г. Делягин. – М. : ИНФРА-М, 2003. – 768 с.
6. Егорова-Гантман, Е. Политическая реклама / Е. Егорова-Гантман. – М. : Никколо-Медиа, 2002. – 288 с.
7. Жуков, В.И. Политический менеджмент / В.И. Жуков. – М. : Институт психотерапии, 2004. – 936 с.
8. Кара-Мурза, С.Г. Демонтаж народа / С.Г. Кара-Мурза [Электронный ресурс]. – М. : Алгоритм, 2007. – 704 с. – Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/Books.htm.
9. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза [Электронный ресурс]. – М. : Эксмо, 2007. – 864 с. – Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/Books.htm
10. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / М. Кастельс. – М. : ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
11. Козырев, Г.И. Политическая конфликтология / Г.И. Козырев. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 432 с.
12. Малахов, В.С. Понаехали тут… Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме / В.С. Малахов. – М. : НЛО, 2007. – 200 с.
13. Морозова, Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии / Е.Г. Морозова. – М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. – 247 с.
14. Панарин, А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин. – М. : Эксмо, 2003. – 416 с.
15. Панарин, А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке / А.С. Панарин. – М. : Эксмо, 2004. – 640 с.
16. Почепцов, Г. Революция.соm. Основы протестной инженерии / Г. Почепцов. – М. : Европа, 2005. – 532 с.
17. Проект Россия. – М. : Эксмо, 2007. – 384 с.
18. Стратегический ответ России на вызовы нового века. – М. : Экзамен, 2004. – 608 с.
19. Уткин, А.И. Новый мировой порядок / А.И. Уткин. – М. : Эксмо. – 2006. – 640 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ПОЛИТОЛОГИИ
Информационные ресурсы по политологии объединены в шесть групп. К первой из них относятся порталы ( информационные системы и базы данных) , содержащие ссылки на полезные сайты и разнообразную информацию, от электронных учебников до научных исследований:
1) Базовый федеральный образовательный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» – http://www.humanities.edu.ru/, раздел «Политические науки».
2) «Интеллектуальная Россия» – http://www.intelros.ru/.
3) «Современная Россия» – http://www.nasledie.ru.
4) Национальная служба новостей – http://www.nns.ru.
Вторая группа ресурсов представлена сайтами аналитических центров и научно-исследовательских фондов, персональными сайтами экспертов и ученых .
Среди наиболее заметных аналитических центров: 1) Агентство политических новостей (АПН) – www.apn.ru; 2) Центр социально-консервативной политики – http://www.cscp.ru/; 3) Московский центр Карнеги – http://www.carnegie.ru; 4) Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования – http://www.rusrand.ru/; 5) Центр Кургиняна – http://www.kurginyan.ru/.
Социологические центры: 1) «Ромир» – http://romir.ru/; 2) Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) – http://www.wciom.ru; 3) Фонд «Общественное мнение» – http://www.fom.ru; 4) Центр политических исследований «Индем» – http://www.indem.ru; и др.
Персональные сайты С. Глазьева (http://www.glazev.ru/), В. Игрунова (http://www.igrunov.ru/), М. Делягина (http://www.deliagin.ru/) и др.
В третью группу ресурсов объединяются научные периодические электронные издания. Некоторые научные журналы в области политологии:
1) «ПОЛИС» – http://www.politstudies.ru.
2) «Pro et contra» – http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/.
3) «Россия в глобальной политике» – http://www.globalaffairs.ru/.
4) http://www.ecsocman.edu.ru/db/journals.html?show=rus – адрес федерального образовательного портала, где представлены ссылки на сайты других российских научных журналов, в том числе и политических.
Четвертая группа ресурсов , самая многочисленная, – это электронные СМИ публицистического характера. Они являются важным источником информации при знакомстве с политической жизнью. Это журналы научно-популярного характера, например: «Русский Журнал» (http://www.russ.ru/), «Российская Федерация сегодня» (http://www.russia-today.ru/), «Эксперт» (http://www.expert.ru), «Политический журнал» (http://www.politjournal.ru/), «Русский Newsweek» (http://www.runewsweek.ru/), «Власть» (http://www.kommersant.ru/vlast.aspx), «Политический класс» (http://www.politklass.ru/), «Профиль» (http://www.profile.ru/) и др.
Это и е жедневные ленты информационных сообщений : РИА «Новости» (http://www.rian.ru/), «Полит.Ру» (http://www.polit.ru), «Политком.Ru» (http://www.politcom.ru/), «Страна.Ру» (http://www.strana.ru), «REGNUM» (http://www.regnum.ru/), «Regions.ru» (http://www.regions.ru), «CMИ.Ру» ( http://www.smi.ru), «Лента.Ру» (http://www.lenta.ru), «РосБизнесКонсалтинг» (http://www.rbc.ru/) и др.
Это и электронные версии печатных газет : «Российская газета» (http://www.rg.ru/), «Аргументы недели» (http://www.argumenti.ru/), «Ведомости» (http://www.vedomosti.ru/), «Точка.ру» (http://www.orossii.ru/), «Независимая газета» (http://www.ng.ru/), «Известия» (http://www.izvestia.ru/), «Коммерсант» (http://www.kommersant.ru/) и др.
Свои сайты имеют некоторые телеканалы : например, «Россия» ( www.rutv.ru), «Вести» (www.vesti.ru), «Еuronews» ( www.euronews.net) и др.; и информационные радиостанции : «Маяк» (www.radiomayak.ru), «Радио России» (www.radiorus.ru), «Эхо Москвы» (www.echo.msk.ru) и др.
К региональным СМИ также относятся газеты: «Удмуртская правда» (http://www.udmpravda.ru/), «Известия Удмуртской Республики» (http://www.izvestiaur.ru/), «День» (http://www.dayudm.ru/) и др.; журналы: «Деловая Репутация» (http://www.reputation-mag.ru/) и др.; радиостанции: «Моя Удмуртия» (http://www.myudm.ru/) и др.
Пятая группа – электронные библиотеки и энциклопедии :
1) http://politike.ru/ – Национальная политическая энциклопедия: словари и справочники по политологии, статьи и биографии.
2) http://grachev62.narod.ru – «Библиотека Михаила Грачева».
3) http://lib.ru/POLITOLOG/ – «Библиотека Максима Мошкова».
4) http://www.archipelag.ru/about_project/ – «Русский Архипелаг».
5) http://www.politnauka.org/ – «ПолитНаука».
6) http://wikipedia.org/ – «Википедия – свободная энциклопедия».
7) http://bse.studentport.su/ – Большая Советская энциклопедия.
Шестая группа ресурсов представлена сайтами непосредственных участников политического процесса России – органов государственной власти, политических партий и общественно-политических организаций :
1) http://www.gov.ru/ – сервер органов государственной власти РФ.
2) http://www.kremlin.ru/ – сайт Президента России.
3) http://www.udmurt.ru/ru/ – официальное представительство Удмуртской Республики.
4) http://www.panorama.ru – справочник по парламентским партиям.
5) http://www.edinros.ru/ – сайт партии «Единая Россия».
6) http://fnpr.org.ru/index.php – сайт Федерации независимых профсоюзов России.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ
1. Политология как наука и учебная дисциплина.
2. Политика как общественное явление. История и современность.
3. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни (на примере России).
4. Политические учения на Древнем Востоке и в эпоху античности.
5. Политические учения эпохи Средневековья и Возрождения.
6. Политические учения эпохи Нового Времени. Теория «договорной» основы государства.
7. Политическая мысль XX века на Западе, основные направления и школы.
8. Политическая мысль России.
9. Власть: понятие, признаки, субъект и объект, ресурсы.
10. Политическая власть, ее особенности. Легитимность политической власти.
11. Ветви и уровни государственной власти в современной России.
12. Политическая система (на примере современной России).
13. Понятие, признаки и функции государства.
14. Формы правления и типы государственного устройства.
15. Правовое государство, социальное государство и гражданское общество: соотношение. Пути и возможности их построения в России.
16. Политические режимы. Тоталитаризм, авторитаризм и демократия (сравнительный анализ).
17. Современные процессы демократизации.
18. Политическая элита: понятие, типология, виды рекрутирования.
19. Теории элит.
20. Политическое лидерство.
21. Политические партии и общественно-политические организации.
22. Партийные системы.
23. Избирательная система России. Предвыборные технологии.
24. Политическое сознание. СМИ как эффективный способ формирования массового политического сознания.
25. Политическая культура.
26. Политическая социализация.
27. Политические идеологии. Сравнительный анализ основных современных политических идеологий.
28. Политические процессы. Политические конфликты.
29. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса.
30. Геополитика. История развития и современность.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ...……………………………………………………………….. Методические рекомендации к изучению курса ……………………… План семинарских занятий ……………………………………………... Тема 1. Политика как общественное явление …………………………. Тема 2. История политических учений в странах ..………………….... Тема 3. Политическая власть ……………………………………………. Тема 4. Типология государств …………………………………………. Тема 5. Политические режимы ………………………………………… Тема 6. Политическое лидерство ………………………………………. Тема 7. Политические партии и партийные системы ………………… Тема 8. Политическое сознание. Социокультурные аспекты политики …………………………………………………………………. Тема 9. Политические идеологии ………………………………………. Тематика лекций и их содержание ……………………………………. Методические рекомендации к проведению научно- исследовательской работы ……………………………………………... Вопросы для самостоятельного изучения и размышления …………... Список литературы ко всему курсу …………….……………………….. Интернет-ресурсы по политологии.……………………………………... Вопросы к зачёту ………….………………………………..………….... |
.…3 .…4 .…6 .....6 ….8 ...10 ...12 ...14 ...16 ...17 ...19 ..20 ...21 ...22 ...25 ...26 ...28 ..30 |
Учебное издание
ПОЛИТОЛОГИЯ
Методические указания
для студентов очной формы обучения
Под общей редакцией С.Н. Уварова
Составители:
Орехов Павел Михайлович
Сорокина Валентина Сергеевна
Уваров Сергей Николаевич
Редактор И.М. Мерзлякова
Технический редактор М.Ю. Соловьева
Подписано в печать ______________2009 г. Формат 60х84 1/16. Усл. печ. л. 1,86 Уч.-изд. л. 1,6 Тираж 100 экз. Заказ № ______.
ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА
426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.