Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения кгбоу спо «Сосновоборский автомеханический техникум» по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отрасля

СОДЕРЖАНИЕ: Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29. 05. 2007 №03-1180) обществознание в учреждениях спо изучается как базовая учебная дисциплина социально-экономического профиля (стандарты третьего поколения)

КГБОУ СПО

«Сосновоборский автомеханический техникум»

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Методические указания и контрольные задания

для студентов заочной формы обучения

КГБОУ СПО «Сосновоборский автомеханический техникум»

по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

2009

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

1 Программа дисциплины

2 Задания для контрольной работы

3 Тесты для подготовки к зачету

4 Вопросы для подготовки к экзамену

Перечень рекомендуемой литературы

...................................................... 3

...................................................... 8

....................................................... 31

....................................................... 36

....................................................... 42

........................................................44

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05. 2007 № 03-1180) обществознание в учреждениях СПО изучается как базовая учебная дисциплина социально-экономического профиля (стандарты третьего поколения).

При освоении специальностей СПО социально-экономического профиля обществознание изучается без включения тем по экономике и праву.

Изучение дисциплины «Обществознание» ориентировано на достижение следующих целей:

· развитие личности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;

· воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

· овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнение типичных социальных ролей человека и гражданина;

· овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Основу программы «Обществознание» составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, социологии, политологии. Изучение экономики и права для социально-экономического профиля вынесено в отдельные дисциплины.

Особое место в программе дисциплины «Обществознание» занимают сведения о российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Содержание программы направлено на формирование у студентов знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.

Интегрированный подход к построению содержательных элементов программы дисциплины «Обществознание» выражается следующей структурой: Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе; Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества; Раздел 3. Социальные отношения; Раздел 4. Политика как общественное явление.

Программа предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.

На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.

В процессе реализации программы обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.

В ходе изучения дисциплины «Обществознание» студенты должны достичь следующих результатов:

Знать/ понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществлении самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Изучение дисциплины «Обществознание» связано с дисциплинами: «География», «История», «Литература», «Экономика», «Экология», «Основы социологии и политологии».

Содержание дисциплины «История» составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников на основе примерной программы «Обществознание», разработанной Федеральным институтом развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации в 2008 году.

На изучение дисциплины «Обществознание» учебным планом отводится 78 часов теоретических занятий для очной формы обучения. Для студентов заочной формы обучения большая часть этих часов включена в самостоятельную учебную нагрузку.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины «История» рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

1 Изучить по рекомендуемой литературе теоретические вопросы курса в соответствии с данными методическими указаниями;

2 Ответить на вопросы самоконтроля по каждой учебной теме;

3 Выполнить задания контрольной работы;

4 Подготовиться к экзамену и зачету.

Согласно учебному плану студенты заочного отделения, обучающиеся по специальности 080110 на базе 9 классов, проходят промежуточную аттестацию по дисциплине «Обществознание» в первом семестре в форме зачета, во втором семестре в форме экзамена. Зачет проводится в форме тестирования при помощи универсальной тестовой оболочки на ПК, тесты для подготовки к зачету представлены в данных методических указаниях (стр. 36).Экзамен проводится в форме устного ответа по билетам, вопросы к экзамену представлены в данных методических указаниях (стр.42).

Также по учебному плану, студенты заочного отделения должны обязательно выполнить в первом семестре домашнюю контрольную работу по дисциплине «Обществознание». Задания для контрольной работы представлены в методических указаниях (стр.31) и составлены в десяти вариантах. Студент должен выполнить тот вариант заданий, который соответствует последней цифре номера шифра зачетной книжки.

Требования к выполнению домашней

контрольной работы:

1 Контрольная работа должна быть выполнена в отдельной тетради от руки или напечатана и сшита в папку.

2 В контрольной работе обязательно должен быть титульный лист с указанием фамилии, имени, отчества студента и преподавателя, указан шифр, номер варианта, адрес студента.

3 Если работа выполняется в рукописном варианте, студент должен предусмотреть поля и выдержать интервал между строками не менее одной клетки.

4 Объем контрольной работы в рукописном варианте должен быть не менее 15 страниц, в печатном виде – не менее 10 страниц.

5 При выполнении каждого задания необходимо указывать номер вопроса, приводить план ответа, а затем излагать сам ответ.

6 Студент может менять последовательность заданий, но должен выполнить задания по своему варианту

7 Ответы на вопросы заданий контрольной работы должны быть последовательны и лаконичны, в них должно просматриваться понимание и осмысление студентом излагаемого материала.

8 В конце контрольной работы обязательно должен быть перечень использованной литературы согласно установленным нормам.

9 Оформленная контрольная работа должна быть сдана секретарю заочного отделения за неделю до начала сессии.

10 Оценка за контрольную работу ставится в форме зачета.

1 ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Введение

Студент должен:

Знать:

- понятие обществознание, его роль в обучении;

- понятие социальных наук, специфику их объектов изучения

Уметь:

- характеризовать методы исследования социальных наук;

- объяснять значимость социального знания.

Основные положения

Понятие обществознания. Цели и задачи изучения. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. История развития социальных знаний. Зарождение социальных наук. Значимость социального знания.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что такое обществознание?

2 Каковы цели и задачи изучения обществознания?

3 Когда и где появилось обществознание?

4 Какие науки входят в обществознание?

5 В чем специфика изучения социальных наук?

6 Какова история развития социальных наук?

7 В чем заключается значение социальных наук?

Раздел 1 Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества

1.1.1 Философские представления о социальных качествах человека

Студент должен:

Знать:

- понятия человека, индивида, личности;

Уметь:

- характеризовать теории происхождения человека;

- характеризовать человека как единство природного и социального;

- объяснять биосоциальную сущность человека;

- объяснять роль разума и сознания в осуществлении человеческой деятельности;

Основные положения

Человек с точки зрения человека. Теории происхождения человека. Положение человека в природе. Сознание и мышление. Биологическая, социальная и духовная сущность человека. Человек, индивид, личность. Социологический и психологический подходы к пониманию личности.

Вопросы для самоконтроля:

1 Каковы основные теории происхождения человека как биологичес-кого вида?

2 Как определяли человека в разные исторические эпохи?

3 Какова роль сознания в жизни человека?

4 Что понимается под «проблемой человека»?

5 Как человек связан с окружающим миром?

6 Что составляет телесную сущность человека?

7 Какие качества человека выражают его духовную сущность?

8 В чем заключается биосоциальная природа человека?

9 Чем различаются понятия «человек, индивид, личность»?

10 Как понимается личность в социологии и политологии?

1.1.2 Самосознание и социальное поведение

Студент должен:

Знать:

- понятия потребностей;

- виды потребностей, их иерархию;

- понятие социализации;

- понятие самосознания;

Уметь:

- приводить примеры потребностей человека;

- характеризовать самосознание;

- объяснять мотивы деятельности;

- характеризовать влияние на человека интересов и ценностей;

- характеризовать социализацию личности;

- объяснять значение ценностей и норм общества

- объяснять цель человеческой жизни

Основные положения

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Мотивы и потребности, различные классификации потребностей. Воздействие общества на набор потребностей и способы их удовлетворения. Связь потребностей и благ. Интересы и ценности, их роль в деятельности человека. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

Вопросы для самоконтроля:

1 Каковы мотивы и потребности человека?

2 Как общество воздействует на набор потребностей человека и способы их удовлетворения?

3 Какова иерархия потребностей? Приведите примеры потребностей.

4 Что такое благо? Как связаны потребности и блага?

5 В чем различие интересов и ценностей? Какова их роль в деятельности человека?

6 Что такое социализация личности?

7 В чем суть самосознания человека?

1.1.3 Человеческая деятельность

Студент должен:

Знать:

- понятие деятельности;

- структуру деятельности;

Уметь:

- характеризовать многообразие деятельности;

- называть основные виды деятельности;

- объяснять отличие деятельности человека от поведения животных.

Основные положения

Сущность человеческой деятельности. Отличие деятельности человека от поведения животных. Структура деятельности. Многообразие деятельности. Значение деятельности в жизни человека и развитии общества.

Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что такое деятельность?

2 Какова структура деятельности?

3 Какие потребности удовлетворяет человек в творчестве? в игре? в учебе? в труде?

4 Каково значение профессионального самоопределения?

1.1.4 Свобода как условие самореализации личности

Студент должен:

Знать:

- понятия свободы и ответственности;

Уметь:

- характеризовать гражданские качества личности;

- называть ограничители свободы;

- давать оценку понятия свободы в жизни человека;

- характеризовать значение самореализации личности в обществе

Основные положения

Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Самореализация личности в обществе.

Вопросы для самоконтроля:

1 Может ли личность быть абсолютно свободной?

2 Каковы внутренние и внешние регуляторы свободы человека?

3 В чем заключается значение выбора в жизни человека?

4 Как соотносятся свобода и ответственность?

5 Какие предпосылки нужны для плодотворной самореализации личности в обществе?

1.1.5 Человек в группе. Многообразие мира общения

Студент должен:

Знать:

- понятие общения;

- понятие конфликта;

Уметь:

- характеризовать общение;

- приводить примеры общения и коммуникации;

- характеризовать функции общения;

- характеризовать особенности межличностного общения;

- сравнивать виды межличностных отношений;

- объяснять значение умения общаться, поиска взаимопонимания;

- характеризовать межличностные конфликты.

Основные положения

Многообразие мира общения. Общение и коммуникация. Диалог. Функции общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в молодежной среде. Причины и истоки агрессивного поведения.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что такое общение? коммуникация? диалог?

2 Что такое средство общения?

3 Каковы функции общения?

4 В чем заключаются проблемы общения?

5 Что такое толерантность?

6 В чем заключается суть межличностных конфликтов?

1.1.6 Проблема познаваемости мира

Студент должен:

Знать:

- понятие познания;

- понятие истины и ее критерии;

Уметь:

- характеризовать познание;

- объяснять формы чувственного и рационального познания;

- характеризовать истины и ее критерии;

- объяснять понятия абсолютной и относительной истин

Основные положения

Познаваем ли мир? Процесс познания. Познание и сознание. Виды и направления познания. Формы чувственного и рационального познания. Мотивы и цели познавательной деятельности. Понятие истины и ее критерии. Абсолютная и относительная истина.

Вопросы для самоконтроля:

1 Как вы полагаете, познаваем ли мир?

2 Объясните точки зрения на процесс познания?

3 Дайте определение познания.

4 Каковы формы чувственного и рационального познания?

5 Что такое истина и каковы пути ее достижения?

6 Что такое абсолютная и относительная истина?

1.1.7 Многообразие путей познания мира

Студент должен:

Знать:

- понятие мировоззрение;

- понятие научного познания;

- виды ненаучного познания;

- понятие самопознания;

Уметь:

- характеризовать типы мировоззрения;

- объяснять особенности научного познания;

- характеризовать уровни и методы познания;

- называть виды наук;

- характеризовать ненаучное познание;

- приводить примеры ненаучного познания;

- характеризовать социальное познание;

- характеризовать самопознание

Основные положения

Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Методы научного познания. Роль научных теорий. Классификация наук: различные подходы. Различия естественно-научного и гуманитарного знания. Общественные науки. Ненаучное познание. Повседневный опыт и обыденное познание, здравый смысл: его возможности и границы. Мифология. Паранауки. Социальное познание. Конкретно-исторический подход. Факты, интерпретации, оценки. Самопознание и формирование «Я». Влияние самооценки на личность и ее поведение.

Вопросы для самоконтроля:

1 Каковы основные виды познания?

2 Чем характеризуется знание, добываемое людьми в повседневной деятельности?

3 Каковы особенности научного познания?

4 Чем характеризуются уровни и методы научного познания?

5 Как происходило становление различных областей научного знания?

6 Чем изучение общества отличается от изучения природы?

7 Каковы виды ненаучных знаний? В чем их специфика?

8 Что такое самопознание?

Тема 1.2 Общество как сложная система

1.2.1 Представление об обществе как сложной динамичной системе

Студент должен:

Знать:

- понятие общества, государства, страны;

- признаки общества;

- основные сферы и институты общества;

Уметь:

- характеризовать общество в широком и узком смыслах;

- характеризовать основные сферы и институты общества;

- различать понятия страны, государства и общества;

- объяснять взаимосвязь различных сфер общественной жизни.

Основные положения

Понятие общества, его признаки. Широкий (философский) и узкий (социологический) смысл общества. Общество, государство, страна. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные сферы общества. Взаимосвязь различных сфер общественной жизни. Основные институты общества, их функции.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что такое страна? государство? общество?

2 Что следует понимать под обществом в широком и узком смыслах?

3 Что дает основание считать общество системой?

4 Каковы элементы и подсистемы общества?

5 Охарактеризуйте основные сферы общества.

6 Каковы основные институты общества? их функции?

1.2.2 Общество и природа

Студент должен:

Знать:

- понятие техногенных революций;

Уметь:

- характеризовать отношения человека и общества к природе;

- объяснять взаимосвязь общества и природы;

- приводить примеры противоречивости воздействия человека на природу;

- объяснять понятие экологии и экологической безопасности общества;

Основные положения

Отношения человека и общества к природе. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Экология. Экологическая безопасность общества.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что такое природа?

2 В чем выражается зависимость человека и общества от природы?

3 Как менялось отношение человека к природе?

4 Что такое техногенная революция?

5 Какое влияние оказывают природные условия на развитие общества?

6 В чем заключается экологическая безопасность общества?

1.2.3 Многовариантность общественного развития

Студент должен:

Знать:

- формы общественного развития;

- понятие общественного прогресса;

- понятия цивилизации и формации;

- типы обществ;

Уметь:

- характеризовать общественное развитие;

- объяснять различия революции и эволюции;

- характеризовать общественный прогресс и его признаки;

- характеризовать и отличать типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное

Основные положения

Изменчивость и стабильность в общественном развитии. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные отличия реформ от революций. Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Противоречивость общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что понимается под общественным прогрессом?

2 Каковы критерии общественного прогресса?

3 Почему в XX веке идея общественного прогресса стала подвергаться сомнению?

4 В чем выражается противоречивость общественного прогресса?

5 Что такое эволюция?

6 Каковы основные закономерности и проявления эволюционного развития? Применимы ли они к развитию общества?

7 Чем характеризуется социальная революция?

8 Какое воздействие на общественное развитие она оказывает?

9 Почему социальные революции считают «варварским способом» прогресса?

10 Чем может быть вызвана необходимость реформ?

11 Может ли реформа быть альтернативой революции?

12 Чем отличается цивилизационный и формационный подходы к истории общества?

13 Каковы особенности традиционного, индустриального и постиндустриального обществ?

1.2.4 Особенности современного мира

Студент должен:

Знать:

- типы стран современного мира;

- понятие глобализации;

- понятие глобальных проблем человечества;

Уметь:

- характеризовать многообразие стран современного мира;

- приводить примеры стран ядра, периферии, полупериферии;

- характеризовать процесс глобализации;

- давать оценку глобализации;

- характеризовать глобальные проблемы человечества;

- называть проявления и пути решения глобальных проблем.

Основные положения

Многообразие современного мира. Основные подходы к выделению типов стран: ядро, периферия, полупериферия. Цивилизации Запада и Востока. Сущность и проявление процесса глобализации. Причины глобализации, роль транснациональных корпораций в этом процессе. Региональная экономическая интеграция. Деятельность международных торгово-финансовых организаций. Культурная глобализация: ее причины и проявления. Противоречивость последствий глобализации. Массовые выступления антиглобалистов. Возникновение общемировых глобальных проблем. Ухудшение экологической ситуации. Концепция устойчивого развития. Демографическая проблема, ее проявление. Демографический взрыв в развивающихся странах. Современные войны, их опасность для человечества. Проблема распространения ядерного оружия. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Вопросы для самоконтроля:

1 Как разделяются страны современного мира?

2 Какие страны относятся к ядру, периферии, полупериферии?

3 В чем суть глобализации?

4 Что такое глобальные проблемы человечества? В чем их проявление и каковы пути решения?

5 В чем заключаются подходы к решению глобальных проблем в странах с различным уровнем развития?

Раздел 2 Основы знаний о духовной культуре человека и общества

Тема 2.1 Духовная культура личности и общества

Студент должен:

Знать:

- понятие «культура», виды культуры;

- понятие духовной культуры;

Уметь:

- характеризовать духовную жизнь человека и общества:

- характеризовать различные виды культуры;

- давать оценку формированию ценностей, идеалов и нравов в обществе;

- характеризовать субкультуры и контркультуры.

Основные положения

Понятие о культуре. Многозначность понятия «культура». Культура как совокупность человеческих достижений. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Контркультура и антикультура. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Диалог культур. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что такое культура? Каковы ее основные виды?

2 Чем отличается материальная культура от духовной? Что между ними общего?

3 Что такое контркультура? субкультура? антикультура?

4 Какова роль культуры в обществе?

5 Как осуществляется взаимодействие различных культур? Что такое «диалог культур»?

Тема 2.2 Наука и образование в современном мире

2.2.1 Наука и общество

Студент должен:

Знать:

- понятие науки;

Уметь:

- характеризовать цели и задачи науки;

- объяснять особенности современной науки;

- давать оценку значению научных открытий и разработок;

- оценивать значимость труда ученого, его свободы и ответственности.

Основные положения

Наука как вид познания и сфера жизни общества. Цель и задачи науки. Естественные и социально-гуманитарные науки. Наука в современном обществе. Значение научных открытий и разработок в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Наука и глобализация. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Вопросы для самоконтроля:

1 Почему науку относят к духовной сфере жизни общества?

2 Каковы критерии научного знания о действительности?

3 Что свидетельствует о прогрессе научного знания в последние десятилетия?

4 Какова роль науки в обществе?

5 В чем заключаются свобода и ответственность труда ученого?

2.2.2 Образование в современном мире

Студент должен:

Знать:

- понятие образования;

Уметь:

- называть основные элементы системы образования;

- характеризовать функции и роль образования в обществе;

- объяснять основные направления современного образования в России.

Основные положения

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Развитие образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что такое образование?

2 Каковы функции образования в обществе?

3 Как устроена система образования в России?

4 Каковы основные направления современного образования?

5 В чем проявилась демократизация образования в XX веке?

6 Как меняются место и значение образования с переходом в постиндустриальное общество?

Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

2.3.1 Мораль

Студент должен:

Знать:

- понятие морали;

- основные нормы морали;

Уметь:

- характеризовать сущность морали, ее принципы и нормы;

- объяснять систему морали;

- давать оценку моральному выбору личности;

- характеризовать гуманизм, добро и зло, долг и совесть;

- приводить примеры морального выбора;

- объяснять моральный идеал

Основные положения

Духовно-мироззренческие основы и сущность морали. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что такое мораль?

2 Что такое система морали, моральный идеал?

3 Почему мораль относят к духовной сфере жизни общества?

4 В чем сущность морали?

5 Как моральные качества человека связаны с его душевной, умствен-ной и эмоциональной жизнью?

6 Что такое моральный самоконтроль личности?

2.3.2 Религия как феномен культуры

Студент должен:

Знать:

- понятие религии;

- мировые религии;

Уметь:

- характеризовать религиозное мировоззрение;

- характеризовать основные положения мировых религий;

- давать оценку религии и церкви в современном мире;

- объяснять суть свободы совести;

- приводить примеры религий в России.

Основные положения

Религия как мировоззрение и образ жизни. Религиозное сознание, культовая деятельность, церковная организация как компоненты религии. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения России.

Вопросы для самоконтроля:

1 В чем заключается религиозная вера?

2 Какие религии относятся к мировым?

3 Что составляет религиозный культ?

4 Каково значение церковной организации в обществе?

5 Каково сегодня положение и роль религии в обществе?

2.3.3 Искусство и его роль в обществе

Студент должен:

Знать:

- понятие искусства;

Уметь:

- характеризовать особенности искусства;

- называть виды искусства;
- объяснять функции искусства в обществе;

- характеризовать современные тенденции развития искусства.

Основные положения

Сущность и особенности искусства. Понятие красоты. Виды искусства. Функции искусства в общественной жизни. Социальное и эстетическое в художественном творчестве. Художник и общество. Современные тенденции развития искусства.

Вопросы для самоконтроля:

1 В чем состоят особенности искусства как духовной сферы жизни общества?

2 Каковы виды искусства?

3 В чем заключаются функции искусства в обществе?

4 Что оказывает влияние на формирование художественного образа в искусстве?

5 Каковы тенденции развития современного искусства?

Раздел 3 Социальные отношения

Тема 3.1 Социальная роль и стратификация

3.1.1 Социальная стратификация

Студент должен:

Знать:

- понятие социальной стратификации;

- понятие социальной мобильности;

Уметь:

- характеризовать социальные отношения;

- объяснять суть социальной стратификации;

- характеризовать основные классы и слои;

- давать оценку стратификации в России;

- характеризовать социальную мобильность.

Основные положения

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация: различные подходы и оценки. Социальные классы и слои. Особенности стратификации в современной России. Социальная справедливость: различия в понимании и в путях достижения. Социальная мобильность.

Вопросы для самоконтроля:

1 Какие отношения называются социальными?

2 Что такое социальный класс? социальный слой?

3 Что такое социальная стратификация?

4 Каковы ее признаки?

5 В чем заключается суть социальной мобильности?

3.1.2 Социальные роли

Студент должен:

Знать:

- понятие социальной роли, ролевого набора;

Уметь:

- характеризовать социальные роли личности;

- приводить примеры социальных ролей.

Основные положения

Понятие социальной роли. Соотношение личностного «Я» социальной роли. Многообразие социальных ролей. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что такое социальная роль?

2 Какие роли исполняет человек в обществе?

3 Как соотносятся социальная роль и личностное «Я»?

3.1.3 Социальный статус и престиж

Студент должен:

Знать:

- понятие социального статуса;

- виды статусов;

Уметь:

- характеризовать социальный статус личности;

- называть различные виды статусов;

- объяснять статусные права и обязанности.

Основные положения

Понятие «социальный статус». Статусный набор. Виды статусов: главный и неглавные, социальные и личные, достигаемые и приписываемые. Статусные права и обязанности.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что такое социальный статус личности?

2 Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой социальный статус?

3 Каким образом связаны понятия «социальный статус» и «социальная роль»?

4 Какие виды статусов вы знаете?

5 Что такое статусные права и обязанности?

Тема 3.2 Социальные нормы и конфликты

3.2.1 Социальный контроль

Студент должен:

Знать:

- понятие социального контроля;

- понятие социальных норм;

- понятие самоконтроля;

Уметь:

- характеризовать сущность и назначение социальных норм;

- называть формы и виды социальных норм и санкций;

- характеризовать социальный контроль, его средства и приемы;

- характеризовать самоконтроль.

Основные положения

Понятие социального контроля. Сущность и назначение социальных норм. Формы и виды социальных норм и санкций. Социальный контроль, его средства и приемы. Самоконтроль.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что такое социальная норма? Каково ее назначение в обществе?

2 Каковы основные виды социальных норм?

3 Приведите примеры социальных норм.

4 Каковы функции норм в обществе?

5 Что такое социальный контроль? Для чего он существует?

6 Как называются средства и приемы социального контроля?

3.2.2 Девиантное поведение

Студент должен:

Знать:

- понятие девиантного поведения;

Уметь:

- характеризовать формы и проявления девиантного поведения;

- приводить примеры позитивного и негативного девиантного поведения;

- объяснять опасность наркомании и алкоголизма;

- характеризовать значимость здорового образа жизни.

Основные положения

Девиантное поведение, его формы и проявление. Позитивное и негативное девиантное поведение. Социальная аномия. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Вопросы для самоконтроля:

1 Какое поведение называют девиантным?

2 Приведите примеры позитивного и негативного девиантного поведения.

3 Можно ли поставить знак равенства между девиантным поведением и преступлением?

4 Что такое аномия? Каковы ее последствия?

3.2.3 Социальный конфликт

Студент должен:

Знать:

- понятие социального конфликта;

Уметь:

- характеризовать причины и истоки возникновения социальных конфликтов;

- называть виды конфликтов;

- объяснять пути разрешения социальных конфликтов.

Основные положения

Понятие конфликта. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Виды конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

Вопросы для самоконтроля:

1 Какой конфликт называют социальным?

2 Какова роль социального конфликта в обществе?

3 Каковы основные причины социальных конфликтов?

4 По каким признакам различаются социальные конфликты?

5 Какие существуют функции социального конфликта в обществе?

6 Каковы возможные пути разрешения конфликтов?

Тема 3.3 Важнейшие социальные общности и группы

3.3.1 Социальные группы

Студент должен:

Знать:

- понятие социальных групп;

- виды групп;

Уметь:

- характеризовать различные виды социальных групп;

- объяснять влияние социальной группы на личность.

Основные положения

Виды социальных групп. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Формальные и неформальные группы. Малая группа. Группы первичные и вторичные.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что такое социальная группа?

2 Какие социальные группы вы можете назвать?

3 Чем формальные группы отличаются от неформальных?

4 В чем различия между первичной и вторичной группами?

5 Какова роль первичной группы в жизни человека и общества?

3.3.2 Молодежь как социальная группа

Студент должен:

Знать:

- понятие молодежи как социальной группы;

Уметь:

- характеризовать социальный статус молодежи;

- объяснять особенности молодежной политики.

Основные положения

Понятие молодежи как социальной группы. Индивидуальные границы молодости. Социальный статус молодости. Психологические особенности молодежи. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

Вопросы для самоконтроля:

1 Можно ли выделить отличительные признаки молодежи?

2 Каковы социальные проблемы современной молодежи?

3 В чем причины асоциального поведения молодежи?

4 Какова суть молодежной политики в России?

3.3.3 Этнические общности

Студент должен:

Знать:

- понятие этноса;

- понятие нации;

Уметь:

- характеризовать межнациональные отношения;

- объяснять причины межнациональных конфликтов.

Основные положения

Понятие этнических общностей. Виды межэтнических отношений. Факторы межэтнического взаимодействия. Этносы и государства. Межнациональные отношения. Межэтнические конфликты, их типы. Причины межнациональных конфликтов. Пути их разрешения. Конституциональные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что такое «этнос», «нация»?

2 В чем выражается самосознание этноса?

3 Какой народ называют государствообразующим? Как должны строиться его отношения с национальными меньшинствами?

4 Какие факторы способствуют росту межэтнической напряженности в обществе?

5 Каковы основные формы урегулирования межэтнических конфликтов?

3.3.4 Семья как малая социальная группа

Студент должен:

Знать:

- значение семьи в обществе;

Уметь:

- характеризовать семью как малую группу;

- объяснять функции семьи в обществе;

- называть семейные ценности;

- характеризовать виды семьи;

- давать оценку роли семьи в современном обществе;

- давать оценку будущему семьи.

Основные положения

Семья как важнейший социальный институт. Основные функции семьи в обществе. Исторические типы семьи. Традиционные семейные ценности в современных условиях. Основные признаки партнерской семьи. Неполные семьи. Семейно-демографическая структура общества. Тенденции в развитии семейных отношений. Будущее семьи: прогнозы и оценки. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Вопросы для самоконтроля:

1 Какие основные социальные функции несет семья в обществе?

2 О чем говорит семейное положение человека?

3 Охарактеризуйте современные тенденции развития семьи.

4 Какие данные статистики позволяют говорить о демографическом неблагополучии в нашей стране?

5 В чем заключается государственная семейная политика?

Раздел 4 Политика как общественное явление

Тема 4.1 Политика и власть. Государство в политической системе

4.1.1 Политика и власть

Студент должен:

Знать:

- понятия политики, политической власти;

- типы политических систем;

Уметь:

- характеризовать политику;

- объяснять роль политики в жизни общества;

- приводить примеры субъектов и объектов политики;

- характеризовать типы политических систем.

Основные положения

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Субъекты и объекты политики, цели и средства политики. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Типы политических систем.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что такое политика, по мнению современных политологов?

2 Каковы сущность и предназначение политической власти?

3 Какие типы власти выделяют политологи?

4 Каковы функции политической власти?

5 Что называют политической системой? Каковы ее элементы?

6 Какие существуют типы политических систем?

4.1.2 Государство как политический институт

Студент должен:

Знать:

- понятие государства;

Уметь:

- характеризовать функции государства;

- объяснять признаки государства;

- характеризовать особенности современных государств.

Основные положения

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что такое государство?

2 В чем заключается социальное назначение современных государств?

3 Почему государство считается основным институтом политической системы?

4 Какие ресурсы власти вы можете назвать?

5 Что такое суверенитет государства?

6 Каковы признаки государства?

4.1.3 Формы государства

Студент должен:

Знать:

- формы правления;

- типы территориально-государственного устройства;

- типы политических режимов;

Уметь:

- характеризовать особенности форм правления, формы территориального устройства, типы политических режимов;

- сравнивать политические режимы.

Основные положения

Формы правления, территориально-государственное устройство, политические режимы. Типология политических режимов. Демократические, авторитарные и тоталитарные политические режимы. Политический режим современной России.

Вопросы для самоконтроля:

1 Назовите формы правления. Приведите примеры.

2 В чем различия между абсолютной и конституционной монархиями? между парламентской и президентской республиками?

3 Чем определяется форма государственного устройства?

4 Какие из современных государств можно отнести к федеративным?

5 Каково территориальное устройство в унитарных государствах?

6 Каковы типы политических режимов?

7 В чем различия между тоталитарным и авторитарным режимами?

4.1.4 Демократия, ее основные ценности и признаки

Студент должен:

Знать:

- понятие демократии;

- понятие разделения властей;

- основные принципы демократии;

Уметь:

- характеризовать типы демократии;

- объяснять разделение властей;

- характеризовать политический плюрализм и парламентаризм.

Основные положения

Принцип демократии и демократические политические механизмы. Представительная и непосредственная формы демократии. Политические права личности. Разделение властей. Политический плюрализм. Парламентаризм. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.

Вопросы для самоконтроля:

1 Какова суть демократии?

2 В чем выражается разделение властей?

3 Каковы формы непосредственной и представительной демократии?

4 Каковы политические права личности?

5 В чем выражаются плюрализм и парламентаризм в демократии?

6 Каковы особенности демократии в современных условиях?

4.1.5 Политические реформы в Российской Федерации

Студент должен:

Знать:

- органы государственной власти в России;

Уметь:

- характеризовать Конституцию как Основной Закон государства;

- характеризовать институт президентства в России;

- характеризовать полномочия Парламента РФ;

- объяснять трехуровневую систему власти в РФ.

Основные положения

Организация государственной власти в Российской Федерации. Проблемы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Структура высшей государственной власти в РФ. Институт президентства. Федерация и ее субъекты. Федеральное собрание – Парламент РФ. Местное самоуправление.

Вопросы для самоконтроля:

1 Как устроены органы власти в России?

2 Как осуществляется разделение властей?

3 Как разграничиваются полномочия Президента и Парламента в РФ?

4 Что такое местное самоуправление?

5 Каковы основные направления политических преобразований в РФ?

Тема 4.2 Участники политического процесса

4.2.1 Политический статус личности

Студент должен:

Знать:

- понятие политического лидера;

- понятие политической культуры;

- понятие политической элиты;

Уметь:

- характеризовать политические роли личности;

- объяснять суть демократической политической культуры;

- объяснять суть роли избирателя;

- характеризовать роль политических лидеров и политической элиты в обществе.

Основные положения

Личность и государство. Политические роли личности. Демократическая политическая культура. Политическое участие и его типы. Сущность роли избирателя. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в России.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что такое политический статус личности?

2 Кого называют политическим лидером?

3 Что такое политическая элита? Какова ее роль в обществе?

4.2.2 Гражданское общество и правовое государство

Студент должен:

Знать:

- понятие правового государства;

- понятие права человека;

- понятие гражданского общества.

Основные положения

Сущность и основные принципы правового государства. Верховенство закона. Права человека. Их закрепление в Конституции РФ. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

Вопросы для самоконтроля:

1 Какое государство называют правовым?

2 Что такое права человека? В каких документах они закреплены?

3 Что означает верховенство закона в государстве?

4 Что такое гражданское общество? Какое влияние оно оказывает на государство?

5 Каким образом происходит становление институтов гражданского общества в РФ?

4.2.3 Формы участия граждан в политике и управлении

Студент должен:

Знать:

- понятие выборов, референдума;

- понятие избирательной системы;

Уметь:

- характеризовать формы участия граждан в политике;

- объяснять суть выборов в демократическом обществе;

- объяснять типы избирательных систем.

Основные положения

Участие граждан в политике и управлении. Выборы, референдум. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательное право в демократическом обществе. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Вопросы для самоконтроля:

1 Каким образом граждане могут участвовать в политике?

2 Какие принципы лежат в основе демократических выборов?

3 Чем различаются мажоритарная и пропорциональная избирательные системы?

4 Каковы особенности избирательной системы в России?

4.2.4 Политические партии и идеологии

Студент должен:

Знать:

- понятие политической партии;

- типы партийных систем;

- типы политических идеологий;

Уметь:

- характеризовать политические партии;

- объяснять функции и признаки партий;

- характеризовать политические системы;

- давать оценку политической культуре;

- характеризовать и отличать различные типы политических идеологий.

Основные положения

Политические партии и движения, их классификация. Признаки, типы и функции партий. Партийные системы. Политическая и правовая культура личности. Политическая культура и ее элементы. Функции политической культуры. Типы политической культуры. Политическая идеология. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что такое партия в современном понимании?

2 Каковы функции партий в обществе?

3 По каким основаниям различаются партийные системы в современ-ном мире?

4 Чем отличается процесс формирования партийной системы в России?

5 Каковы основные типы политических идеологий?

6 В чем суть консерватизма? либерализма? социал-демократии? коммунизма?

4.2.5 Роль СМИ в политической жизни общества

Студент должен:

Уметь:

- характеризовать влияние СМИ на политическую жизнь общества;

- приводить примеры влияния СМИ.

Основные положения

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Вопросы для самоконтроля:

1 Какую роль играют СМИ в предвыборных кампаниях?

2 Какая информация распространяется по каналам СМИ?

3 Какое воздействие это оказывает на избирателя и общество в целом?

2 ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант 1

Вопрос 1 Человек в обществе. Биологическая, социальная и духовная сущность человека. Человек, индивид, личность. Социологический и психологический подходы к пониманию личности.

Вопрос 2 Важнейшие социальные общности и группы. Виды социальных групп. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Формальные и неформальные группы. Малая группа. Группы первичные и вторичные. Понятие молодежи как социальной группы.

Вопрос 3 Социальное познание. Особенности социального познания. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям. Факты, интерпретации, оценки.

Вариант 2

Вопрос 1 Наука и общество. Наука как вид познания и сфера жизни общества. Цель и задачи науки. Естественные и социально-гуманитарные науки. Наука в современном обществе. Значение научных открытий и разработок в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Наука и глобализация.

Вопрос 2 Общество как сложная система. Понятие общества, его признаки. Широкий (философский) и узкий (социологический) смысл общества. Общество, государство, страна. Подсистемы и элементы общества.

Вопрос 3 Познание. Познаваем ли мир? Процесс познания. Виды и направления познания. Обыденное, научное, философское, религиозное познание. Самопознание.

Вариант 3

Вопрос 1 Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Самореализация личности в обществе.

Вопрос 2 Социальный статус личности. Понятие «социальный статус». Статусный набор. Виды статусов: главный и неглавные, социальные и личные, достигаемые и приписываемые. Статусные права и обязанности. Понятие социальной роли. Соотношение личностного «Я» социальной роли. Многообразие социальных ролей. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Вопрос 3 Истина и ее критерии. Объективна ли истина? Абсолютные и относительные истины.

Вариант 4

Вопрос 1 Человек в группе. Многообразие мира общения. Многообразие мира общения. Общение и коммуникация. Диалог. Функции общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде.

Вопрос 2 Социальные нормы и конфликты. Понятие социального контроля. Сущность и назначение социальных норм. Формы и виды социальных норм и санкций. Социальный контроль, его средства и приемы. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы и проявление.

Вопрос 3 Научное познание. Теория как форма научного знания. Гипотезы и законы. Модели и моделирование. Научное мышление и современный человек.

Вариант 5

Вопрос 1 Самосознание и социальное поведение личности. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Мотивы и потребности, различные классификации потребностей. Воздействие общества на набор потребностей и способы их удовлетворения. Социализация личности.

Вопрос 2 Особенности стран современного мира. Многообразие современного мира. Основные подходы к выделению типов стран: ядро, периферия, полупериферия. Цивилизации Запада и Востока. Сущность и проявление процесса глобализации.

Вопрос 3 Этнические общности. Понятие этнических общностей. Виды межэтнических отношений. Факторы межэтнического взаимодействия. Этносы и государства. Межнациональные отношения. Межэтнические конфликты, их типы. Причины межнациональных конфликтов. Пути их разрешения. Конституциональные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Вариант 6

Вопрос 1 Духовная культура личности и общества. Понятие о культуре. Многозначность понятия «культура». Культура как совокупность человеческих достижений. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная.

Вопрос 2 Общество в мире. Общество и природа: их соотношение. Отношения человека и общества к природе. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Экология. Экологическая безопасность общества.

Вопрос 3 Политика и власть. Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Субъекты и объекты политики, цели и средства политики. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Типы политических систем.

Вариант 7

Вопрос 1 Человеческая деятельность. Сущность человеческой деятельности. Отличие деятельности человека от поведения животных. Структура деятельности. Многообразие деятельности. Значение деятельности в жизни человека и развитии общества. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности.

Вопрос 2 Искусство и его роль в обществе. Сущность и особенности искусства. Понятие красоты. Виды искусства. Функции искусства в общественной жизни. Социальное и эстетическое в художественном творчестве. Художник и общество. Современные тенденции развития искусства.

Вопрос 3 Государство как политический институт. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Формы правления, территориально-государственное устройство, политические режимы. Типология политических режимов.

Вариант 8

Вопрос 1 Образование в современном мире. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Развитие образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

Вопрос 2 Сферы жизни общества: духовная, экономическая, политическая, социальная. Основные институты общества.

Вопрос 3 Демократия, ее основные ценности и признаки. Принцип демократии и демократические политические механизмы. Представительная и непосредственная формы демократии. Политические права личности. Разделение властей. Политический плюрализм. Парламентаризм. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.

Вариант 9

Вопрос 1 Религия как феномен культуры. Религия как мировоззрение и образ жизни. Религиозное сознание, культовая деятельность, церковная организация как компоненты религии. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения России.

Вопрос 2 Семья как основа общества. Функции семьи в обществе. Семья в истории и культуре. Правовое положение семьи в обществе. Современные тенденции развития семьи. Традиции семейной жизни в России.

Вопрос 3 Гражданское общество и правовое государство. Сущность и основные принципы правового государства. Верховенство закона. Права человека. Их закрепление в Конституции РФ. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

Вариант 10

Вопрос 1 Ненаучное познание. Мифы и их значение. Опыт и жизненная практика. Народная мудрость и здравый смысл. Паранаука. Познание средствами искусства.

Вопрос 2 Социальная стратификация. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация: различные подходы и оценки. Социальные классы и слои. Особенности стратификации в современной России. Социальная справедливость: различия в понимании и в путях достижения. Социальная мобильность.

Вопрос 3 Политические партии и идеологии. Политические партии и движения, их классификация. Признаки, типы и функции партий. Партийные системы. Политическая и правовая культура личности. Политическая культура и ее элементы. Политическая идеология. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.

3 ТЕСТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

Вариант 1

1 Человек как участник общественных отношений и сознательной деятельности называется:

а) индивид

б) объект

в) индивидуальность

г) личность

2 Выберите правильные суждения:

а) Главным в характеристике личности является общественная сущность, участие в общественных отношениях и сознательной деятельности.

б) Новорожденный человек является индивидом, но не личностью.

в) Человеческие качества развиваются в деятельности.

3 К индивидуальным чертам человека относятся:

а) темперамент в) трудолюбие

б) интеллект г) нравственность

4 Соотнесите различные уровни проявления способностей человека:

а) высокий уровень проявления способностей к определенной деятельности

б) высшая степень творческих проявлений личности

в) индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех и легкость овладения деятельностью

1 гениальность

2 талант

3 способности

4 Деятельность человека – это:

а) приспособление к существующим природным и социальным условиям

б) преобразование окружающей среды

в) занятие или труд человека

г) саморазвитие

5 К видам человеческой деятельности, специфической только для него не относится:

а) познание

б) общение

в) труд

г) ориентировка в пространстве

6 Продолжите перечень видов человеческой деятельности:

а) игра

б) учеба

в) общение

г), д)

7 Человеческая деятельность отличается от поведения животных:

а) приспособлением к природным условиям

б) целесообразностью

в) преобразованием природной среды

г) целеполаганием

д) биологической программой поведения

е) исторической программой поведения

8 Расставьте в логическом порядке структурные элементы деятельности человека: результат, действия, средства, цель, субъект, объект.

9 Потребности человека – это:

а) устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы

б) сознательные действия, направленные на достижение социально значимой цели

в) ценностное отношение к социальным объектам

г) осознаваемая человеком необходимость в чем-либо

10 Соотнесите потребности и их проявление:

1 материальные а) пища д) комфорт

2 социальные б) достижение успеха е) творчество

3 духовные в) самосохранение ж) безопасность

г) общение з) авторитет

11 Вид деятельности, направленный на получение практически полезного результата:

а) игра в) труд

б) творчество г) познание

12 Признак, характеризующий общение:

а) обмен информацией

б) обмен вещами

в) обмен действиями

г) обмен опытом

13 В отличии от общения коммуникация предполагает:

а) действие субъекта и объекта информации

б) участие двух и более субъектов информации

в) взаимный обмен информацией

г) передачу информации

14 Процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей называется:

а) воспитание

б) обучение

в) социализация

г) возраст

15 К институтам первичной социализации относится:

а) школа

б) церковь

в) семья

д) государство

16 Познание – это:

а) способности, навыки, умения в определенной области деятельности;

б) значимая информация для деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

г) процесс приобретения и развития знаний о мире.

17 Познавательная деятельность в отличие от трудовой:

а) ориентирована на процесс, а не на результат;

б) осуществляется индивидуально;

в) направлена на приобретение новых знаний о мире;

г) предполагает соответствие цели и средств.

18 Целью любого познания является:

а) информация о мире и человеке;

б) добыча средств существования;

в) получение знаний о предмете;

г) поиск истины.

19 Критериями истины являются:

а) разум; в) опыт; д) форма;

б) труд; г) практика; е) факт.

20 Выберите верные суждения:

а) Истина является свойством самих объектов;

б) Истина всегда относительна;

в) Многие утверждения, основанные на здравом смысле, не являются истинными;

г) Понятие истины распространяется только на мысли.

21 Чувственное познание – это:

а) высшая степень познания;

б) единственный источник всех наших знаний о внешнем мире;

в) способность живого существа ощущать, воспринимать, отражать внешние воздействия;

г) фиксирование преимущественно внутренней стороны явлений.

22 И чувственное, и рациональное познание:

а) формирует знания и представления о предмете;

б) использует логические умозаключения;

в) начинается с умозаключений;

г) дает наглядный образ предмета.

23 К формам рационального познания относятся:

а) ощущение;

б) суждение;

в) понятие;

г) фантазия;

д) умозаключение.

24 Процесс, в котором человек познает свое «Я», называется:

а) самореализация;

б) самопознание;

в) самовыражение;

г) самообладание.
25 Признак, не свойственный самопознанию:

а) отражение объективной действительности;

б) выявление сущности своего «Я»;

в) выявление своих способностей;

г) отражение индивидуальных ценностей.

26 В научном познании, в отличие от других видов познания:

а) используются результаты наблюдений;

б) экспериментально подтверждаются полученные выводы;

в) осуществляется опора на накопленный опыт;

г) применяются законы логики.
27 Выберите верное суждение:

А: Научное познание осуществляется на двух уровнях – теоретическом и эмпирическом.

Б: Научное познание требует объективного подхода к фактам.

а) верно только А; в) верны оба суждения;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.
28 К эмпирическим методам науки относятся:

а) гипотеза;

б) теория;

в) наблюдение;

г) эксперимент.
29 Науки, изучающие универсальные и всеобщие законы природы:

а) гуманитарные;

б) технические;

в) естественные;

г) математические.
30 Особенностью обыденного познания является:

а) нацеленность на получение нового знания;

б) стремление к упрощениям и стереотипам;

в) обязательная практика;

г) передача от одного поколения к другому.
31 К паранаучным знаниям относятся:

а) стихийные знания;

б) практические знания;

в) туманные и загадочные знания;

г) глобальные знания.

32 Общество - это:

а) часть света или территория

б) социальная организация данной страны

в) политическая организация данной страны

г) форма совместной деятельности людей

33 К основным сферам общества относится:

а) производительные силы общества

б) духовная культура общества

в) общественные отношения

г) товарно-денежные отношения

34 Даны три выражения:

Х , прежде импортировавшее продукты, стало их крупным экспортером.

У проводит политику помощи малоимущим - старикам, многодетным и безработным.

В Z социальное расслоение достигло максимально возможной степе­ни.

Поставьте вместо Х, У, Z одно из трех понятий: общество, страна, государ­ство .

35 В общественных взаимодействиях преобладают:

а) межличностные отношения

б) традиционные отношения

в) деловые отношения

г) дружеские отношения

36 Определите объединения, которые можно считать обществом:

а) человечество

б) предприятие

в) союз писателей

г) африканское племя

д) поселок городского типа

37 Закон ускорения истории гласит о том, что:

а) происходит углубление разделения труда и специализации

б) на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую

в) на смену традиционному обществу приходит индустриальное

г) при жизни одного поколения сменяется несколько видов орудий, техники и технологии.

38 Для общественного прогресса характерно:

а) совершенствование орудий труда

б) рост смертности

в) сокращение числа городов

г) возникновение массовой культуры

д) распространение мафии и организованной преступности

39 К признакам простого общества относятся:

а) наличие нескольких социальных слоев населения по уровню дохо­дов

б) зарождение самого мощного института - государства

в) отсутствие социального неравенства

г) отсутствие деления на классы

40 Современное общество охватывает два периода развития, соответствую-щих двум типам общества:

а) феодальному и капиталистическому

б) простому и сложному

в) индустриальному и постиндустриальному

г) аграрному и индустриальному

41 Понятие «модернизация» описывает:

а) переход от охоты и собирательства к земледелию

б) зарождение частной собственности

в) распространение машинного производства

г) переход от доиндустриального к индустриальному обществу

42 Для постиндустриального общества в отличие от индустриального харак­терно:

а) постоянное совершенствование технологий и производства

б) активное использование природных богатств

в) развитие непроизводственной сферы

г) создание благоприятных условий для развития производства

43 Выберите из приведенных суждений правильные:

а) Понятие «государство» шире понятия «общество»

б) Государство - это географическое понятие, а общество - политиче­ское

в) Исторически общество возникло раньше государства

г) Государство не может подавлять общество

д) Государство существует для защиты интересов граждан

44 В основе развития гражданского общества находится:

а) право на частную собственность

б) право на свободу мысли, слова, совести

в) право на невмешательство в частную жизнь

г) право на тайну корреспонденции

45 Ниже приведены признаки одного из двух типов государств: правового и тоталитарного. Вам надо установить, к какому именно относятся следующие признаки:

а) аппарат подавления

б) преследование инакомыслящих

в) жесткая цензура и отмена свободы слова

г) диктатура одной политической партии

д) монополия государственной собственности

е) геноцид против собственного народа

ж) подавление личности, отчуждение от государства

4 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1 Понятие обществознания. Социальные науки: специфика их изучения.

2 Понятие общества и его признаки.

3 Общество и природа. Противоречивость воздействия человека на природную среду.

4 Основные сферы общественной жизни.

5 Типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.

6 Многовариантность общественного развития. Понятие и критерии общественного прогресса.

7 Общество и научно-технический прогресс.

8 Человечество как социальная общность. Особенности современного мира.

9 Глобальные проблемы человечества. Процессы глобализации.

10 Человек, индивид, личность. Философские и социологические представления о человеке.

11 Человеческая деятельность и ее структура.

12 Потребности и человеческая деятельность.

13 Многообразие человеческой деятельности.

14 Деятельность и общение: формы и функции общения.

15 Свобода в деятельности человека.

16 Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии.

17 Научное познание. Значение научной теории.

18 Ненаучное познание. Мифы, народная мудрость, жизненный опыт, паранауки.

19 Социальное познание и его особенности.

20 Социальное познание и его особенности.

21 Духовный мир личности. Мировоззрение, убеждение.

22 Духовная сфера общества: духовное производство и духовное потребление.

23 Понятие и виды культуры. Значение культуры в общественной жизни.

24 Наука и общество.

25 Образование и его роль в развитии общества.

26 Мораль и религия как элементы духовной культуры.

27 Социальная структура общества.

28 Социальный статус личности. Социальные роли и стратификация.

29 Социализация личности.

30 Социальные нормы и конфликты.

31 Социальные общности и группы.

32 Семья как малая социальная группа.

33 Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в мире.

34 Политическая система общества, ее внутренняя структура.

35 Государство как политический институт, его признаки.

36 Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим.

37 Демократия и ее характеристики. Демократическая политическая культура.

38 Гражданское общество и правовое государство.

39 Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации.

40 Политический плюрализм. Становление многопартийности в России.

41 Формы и механизмы участия граждан в политике.

42 Политические партии и идеологии.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Кравченко, А.И. Обществознание: Учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / А.И. Кравченко. – М.: Высшая школа, 2001. – 240с.

2 Мушинский, В.О. Обществознание: учебник для 10-11 класса / В.О. Мушинский. – М.: Просвещение, 2005. – 350с.

3 Обществознание: учебник для 10-11 класса / А.Ю. Лазебникова, О.О. Савельева, В.А. Литвинов; под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М.: Издательство АСТ, 2004. – 398с.

4 Обществознание: учебник для 10-11 класса / А.Ф. Никитин, И.А. Галицкая, Е.С. Королькова; под ред. А.Ф.Никитина. – М.:Просвещение, 2006. – 365с.

5 Обществознание: реальные варианты: Единый государственный экзамен / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ:Астрель, 2007. – 158с.

6 Человек и общество: учебник для 10-11 класса / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.:Просвещение, 2006. – 400с.

Скачать архив с текстом документа