Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения кгбоу спо «Сосновоборский автомеханический техникум» по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отрасля
СОДЕРЖАНИЕ: Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29. 05. 2007 №03-1180) обществознание в учреждениях спо изучается как базовая учебная дисциплина социально-экономического профиля (стандарты третьего поколения)КГБОУ СПО
«Сосновоборский автомеханический техникум»
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Методические указания и контрольные задания
для студентов заочной формы обучения
КГБОУ СПО «Сосновоборский автомеханический техникум»
по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 1 Программа дисциплины 2 Задания для контрольной работы 3 Тесты для подготовки к зачету 4 Вопросы для подготовки к экзамену Перечень рекомендуемой литературы
|
...................................................... 3 ...................................................... 8 ....................................................... 31 ....................................................... 36 ....................................................... 42 ........................................................44 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05. 2007 № 03-1180) обществознание в учреждениях СПО изучается как базовая учебная дисциплина социально-экономического профиля (стандарты третьего поколения).
При освоении специальностей СПО социально-экономического профиля обществознание изучается без включения тем по экономике и праву.
Изучение дисциплины «Обществознание» ориентировано на достижение следующих целей:
· развитие личности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
· воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнение типичных социальных ролей человека и гражданина;
· овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Основу программы «Обществознание» составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, социологии, политологии. Изучение экономики и права для социально-экономического профиля вынесено в отдельные дисциплины.
Особое место в программе дисциплины «Обществознание» занимают сведения о российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Содержание программы направлено на формирование у студентов знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.
Интегрированный подход к построению содержательных элементов программы дисциплины «Обществознание» выражается следующей структурой: Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе; Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества; Раздел 3. Социальные отношения; Раздел 4. Политика как общественное явление.
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.
В процессе реализации программы обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
В ходе изучения дисциплины «Обществознание» студенты должны достичь следующих результатов:
Знать/ понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества;
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществлении самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Изучение дисциплины «Обществознание» связано с дисциплинами: «География», «История», «Литература», «Экономика», «Экология», «Основы социологии и политологии».
Содержание дисциплины «История» составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников на основе примерной программы «Обществознание», разработанной Федеральным институтом развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации в 2008 году.
На изучение дисциплины «Обществознание» учебным планом отводится 78 часов теоретических занятий для очной формы обучения. Для студентов заочной формы обучения большая часть этих часов включена в самостоятельную учебную нагрузку.
Самостоятельную работу по изучению дисциплины «История» рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
1 Изучить по рекомендуемой литературе теоретические вопросы курса в соответствии с данными методическими указаниями;
2 Ответить на вопросы самоконтроля по каждой учебной теме;
3 Выполнить задания контрольной работы;
4 Подготовиться к экзамену и зачету.
Согласно учебному плану студенты заочного отделения, обучающиеся по специальности 080110 на базе 9 классов, проходят промежуточную аттестацию по дисциплине «Обществознание» в первом семестре в форме зачета, во втором семестре в форме экзамена. Зачет проводится в форме тестирования при помощи универсальной тестовой оболочки на ПК, тесты для подготовки к зачету представлены в данных методических указаниях (стр. 36).Экзамен проводится в форме устного ответа по билетам, вопросы к экзамену представлены в данных методических указаниях (стр.42).
Также по учебному плану, студенты заочного отделения должны обязательно выполнить в первом семестре домашнюю контрольную работу по дисциплине «Обществознание». Задания для контрольной работы представлены в методических указаниях (стр.31) и составлены в десяти вариантах. Студент должен выполнить тот вариант заданий, который соответствует последней цифре номера шифра зачетной книжки.
Требования к выполнению домашней
контрольной работы:
1 Контрольная работа должна быть выполнена в отдельной тетради от руки или напечатана и сшита в папку.
2 В контрольной работе обязательно должен быть титульный лист с указанием фамилии, имени, отчества студента и преподавателя, указан шифр, номер варианта, адрес студента.
3 Если работа выполняется в рукописном варианте, студент должен предусмотреть поля и выдержать интервал между строками не менее одной клетки.
4 Объем контрольной работы в рукописном варианте должен быть не менее 15 страниц, в печатном виде – не менее 10 страниц.
5 При выполнении каждого задания необходимо указывать номер вопроса, приводить план ответа, а затем излагать сам ответ.
6 Студент может менять последовательность заданий, но должен выполнить задания по своему варианту
7 Ответы на вопросы заданий контрольной работы должны быть последовательны и лаконичны, в них должно просматриваться понимание и осмысление студентом излагаемого материала.
8 В конце контрольной работы обязательно должен быть перечень использованной литературы согласно установленным нормам.
9 Оформленная контрольная работа должна быть сдана секретарю заочного отделения за неделю до начала сессии.
10 Оценка за контрольную работу ставится в форме зачета.
1 ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Введение
Студент должен:
Знать:
- понятие обществознание, его роль в обучении;
- понятие социальных наук, специфику их объектов изучения
Уметь:
- характеризовать методы исследования социальных наук;
- объяснять значимость социального знания.
Основные положения
Понятие обществознания. Цели и задачи изучения. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. История развития социальных знаний. Зарождение социальных наук. Значимость социального знания.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что такое обществознание?
2 Каковы цели и задачи изучения обществознания?
3 Когда и где появилось обществознание?
4 Какие науки входят в обществознание?
5 В чем специфика изучения социальных наук?
6 Какова история развития социальных наук?
7 В чем заключается значение социальных наук?
Раздел 1 Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества
1.1.1 Философские представления о социальных качествах человека
Студент должен:
Знать:
- понятия человека, индивида, личности;
Уметь:
- характеризовать теории происхождения человека;
- характеризовать человека как единство природного и социального;
- объяснять биосоциальную сущность человека;
- объяснять роль разума и сознания в осуществлении человеческой деятельности;
Основные положения
Человек с точки зрения человека. Теории происхождения человека. Положение человека в природе. Сознание и мышление. Биологическая, социальная и духовная сущность человека. Человек, индивид, личность. Социологический и психологический подходы к пониманию личности.
Вопросы для самоконтроля:
1 Каковы основные теории происхождения человека как биологичес-кого вида?
2 Как определяли человека в разные исторические эпохи?
3 Какова роль сознания в жизни человека?
4 Что понимается под «проблемой человека»?
5 Как человек связан с окружающим миром?
6 Что составляет телесную сущность человека?
7 Какие качества человека выражают его духовную сущность?
8 В чем заключается биосоциальная природа человека?
9 Чем различаются понятия «человек, индивид, личность»?
10 Как понимается личность в социологии и политологии?
1.1.2 Самосознание и социальное поведение
Студент должен:
Знать:
- понятия потребностей;
- виды потребностей, их иерархию;
- понятие социализации;
- понятие самосознания;
Уметь:
- приводить примеры потребностей человека;
- характеризовать самосознание;
- объяснять мотивы деятельности;
- характеризовать влияние на человека интересов и ценностей;
- характеризовать социализацию личности;
- объяснять значение ценностей и норм общества
- объяснять цель человеческой жизни
Основные положения
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Мотивы и потребности, различные классификации потребностей. Воздействие общества на набор потребностей и способы их удовлетворения. Связь потребностей и благ. Интересы и ценности, их роль в деятельности человека. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.
Вопросы для самоконтроля:
1 Каковы мотивы и потребности человека?
2 Как общество воздействует на набор потребностей человека и способы их удовлетворения?
3 Какова иерархия потребностей? Приведите примеры потребностей.
4 Что такое благо? Как связаны потребности и блага?
5 В чем различие интересов и ценностей? Какова их роль в деятельности человека?
6 Что такое социализация личности?
7 В чем суть самосознания человека?
1.1.3 Человеческая деятельность
Студент должен:
Знать:
- понятие деятельности;
- структуру деятельности;
Уметь:
- характеризовать многообразие деятельности;
- называть основные виды деятельности;
- объяснять отличие деятельности человека от поведения животных.
Основные положения
Сущность человеческой деятельности. Отличие деятельности человека от поведения животных. Структура деятельности. Многообразие деятельности. Значение деятельности в жизни человека и развитии общества.
Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что такое деятельность?
2 Какова структура деятельности?
3 Какие потребности удовлетворяет человек в творчестве? в игре? в учебе? в труде?
4 Каково значение профессионального самоопределения?
1.1.4 Свобода как условие самореализации личности
Студент должен:
Знать:
- понятия свободы и ответственности;
Уметь:
- характеризовать гражданские качества личности;
- называть ограничители свободы;
- давать оценку понятия свободы в жизни человека;
- характеризовать значение самореализации личности в обществе
Основные положения
Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Самореализация личности в обществе.
Вопросы для самоконтроля:
1 Может ли личность быть абсолютно свободной?
2 Каковы внутренние и внешние регуляторы свободы человека?
3 В чем заключается значение выбора в жизни человека?
4 Как соотносятся свобода и ответственность?
5 Какие предпосылки нужны для плодотворной самореализации личности в обществе?
1.1.5 Человек в группе. Многообразие мира общения
Студент должен:
Знать:
- понятие общения;
- понятие конфликта;
Уметь:
- характеризовать общение;
- приводить примеры общения и коммуникации;
- характеризовать функции общения;
- характеризовать особенности межличностного общения;
- сравнивать виды межличностных отношений;
- объяснять значение умения общаться, поиска взаимопонимания;
- характеризовать межличностные конфликты.
Основные положения
Многообразие мира общения. Общение и коммуникация. Диалог. Функции общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в молодежной среде. Причины и истоки агрессивного поведения.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что такое общение? коммуникация? диалог?
2 Что такое средство общения?
3 Каковы функции общения?
4 В чем заключаются проблемы общения?
5 Что такое толерантность?
6 В чем заключается суть межличностных конфликтов?
1.1.6 Проблема познаваемости мира
Студент должен:
Знать:
- понятие познания;
- понятие истины и ее критерии;
Уметь:
- характеризовать познание;
- объяснять формы чувственного и рационального познания;
- характеризовать истины и ее критерии;
- объяснять понятия абсолютной и относительной истин
Основные положения
Познаваем ли мир? Процесс познания. Познание и сознание. Виды и направления познания. Формы чувственного и рационального познания. Мотивы и цели познавательной деятельности. Понятие истины и ее критерии. Абсолютная и относительная истина.
Вопросы для самоконтроля:
1 Как вы полагаете, познаваем ли мир?
2 Объясните точки зрения на процесс познания?
3 Дайте определение познания.
4 Каковы формы чувственного и рационального познания?
5 Что такое истина и каковы пути ее достижения?
6 Что такое абсолютная и относительная истина?
1.1.7 Многообразие путей познания мира
Студент должен:
Знать:
- понятие мировоззрение;
- понятие научного познания;
- виды ненаучного познания;
- понятие самопознания;
Уметь:
- характеризовать типы мировоззрения;
- объяснять особенности научного познания;
- характеризовать уровни и методы познания;
- называть виды наук;
- характеризовать ненаучное познание;
- приводить примеры ненаучного познания;
- характеризовать социальное познание;
- характеризовать самопознание
Основные положения
Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Методы научного познания. Роль научных теорий. Классификация наук: различные подходы. Различия естественно-научного и гуманитарного знания. Общественные науки. Ненаучное познание. Повседневный опыт и обыденное познание, здравый смысл: его возможности и границы. Мифология. Паранауки. Социальное познание. Конкретно-исторический подход. Факты, интерпретации, оценки. Самопознание и формирование «Я». Влияние самооценки на личность и ее поведение.
Вопросы для самоконтроля:
1 Каковы основные виды познания?
2 Чем характеризуется знание, добываемое людьми в повседневной деятельности?
3 Каковы особенности научного познания?
4 Чем характеризуются уровни и методы научного познания?
5 Как происходило становление различных областей научного знания?
6 Чем изучение общества отличается от изучения природы?
7 Каковы виды ненаучных знаний? В чем их специфика?
8 Что такое самопознание?
Тема 1.2 Общество как сложная система
1.2.1 Представление об обществе как сложной динамичной системе
Студент должен:
Знать:
- понятие общества, государства, страны;
- признаки общества;
- основные сферы и институты общества;
Уметь:
- характеризовать общество в широком и узком смыслах;
- характеризовать основные сферы и институты общества;
- различать понятия страны, государства и общества;
- объяснять взаимосвязь различных сфер общественной жизни.
Основные положения
Понятие общества, его признаки. Широкий (философский) и узкий (социологический) смысл общества. Общество, государство, страна. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные сферы общества. Взаимосвязь различных сфер общественной жизни. Основные институты общества, их функции.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что такое страна? государство? общество?
2 Что следует понимать под обществом в широком и узком смыслах?
3 Что дает основание считать общество системой?
4 Каковы элементы и подсистемы общества?
5 Охарактеризуйте основные сферы общества.
6 Каковы основные институты общества? их функции?
1.2.2 Общество и природа
Студент должен:
Знать:
- понятие техногенных революций;
Уметь:
- характеризовать отношения человека и общества к природе;
- объяснять взаимосвязь общества и природы;
- приводить примеры противоречивости воздействия человека на природу;
- объяснять понятие экологии и экологической безопасности общества;
Основные положения
Отношения человека и общества к природе. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Экология. Экологическая безопасность общества.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что такое природа?
2 В чем выражается зависимость человека и общества от природы?
3 Как менялось отношение человека к природе?
4 Что такое техногенная революция?
5 Какое влияние оказывают природные условия на развитие общества?
6 В чем заключается экологическая безопасность общества?
1.2.3 Многовариантность общественного развития
Студент должен:
Знать:
- формы общественного развития;
- понятие общественного прогресса;
- понятия цивилизации и формации;
- типы обществ;
Уметь:
- характеризовать общественное развитие;
- объяснять различия революции и эволюции;
- характеризовать общественный прогресс и его признаки;
- характеризовать и отличать типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное
Основные положения
Изменчивость и стабильность в общественном развитии. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные отличия реформ от революций. Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Противоречивость общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что понимается под общественным прогрессом?
2 Каковы критерии общественного прогресса?
3 Почему в XX веке идея общественного прогресса стала подвергаться сомнению?
4 В чем выражается противоречивость общественного прогресса?
5 Что такое эволюция?
6 Каковы основные закономерности и проявления эволюционного развития? Применимы ли они к развитию общества?
7 Чем характеризуется социальная революция?
8 Какое воздействие на общественное развитие она оказывает?
9 Почему социальные революции считают «варварским способом» прогресса?
10 Чем может быть вызвана необходимость реформ?
11 Может ли реформа быть альтернативой революции?
12 Чем отличается цивилизационный и формационный подходы к истории общества?
13 Каковы особенности традиционного, индустриального и постиндустриального обществ?
1.2.4 Особенности современного мира
Студент должен:
Знать:
- типы стран современного мира;
- понятие глобализации;
- понятие глобальных проблем человечества;
Уметь:
- характеризовать многообразие стран современного мира;
- приводить примеры стран ядра, периферии, полупериферии;
- характеризовать процесс глобализации;
- давать оценку глобализации;
- характеризовать глобальные проблемы человечества;
- называть проявления и пути решения глобальных проблем.
Основные положения
Многообразие современного мира. Основные подходы к выделению типов стран: ядро, периферия, полупериферия. Цивилизации Запада и Востока. Сущность и проявление процесса глобализации. Причины глобализации, роль транснациональных корпораций в этом процессе. Региональная экономическая интеграция. Деятельность международных торгово-финансовых организаций. Культурная глобализация: ее причины и проявления. Противоречивость последствий глобализации. Массовые выступления антиглобалистов. Возникновение общемировых глобальных проблем. Ухудшение экологической ситуации. Концепция устойчивого развития. Демографическая проблема, ее проявление. Демографический взрыв в развивающихся странах. Современные войны, их опасность для человечества. Проблема распространения ядерного оружия. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Вопросы для самоконтроля:
1 Как разделяются страны современного мира?
2 Какие страны относятся к ядру, периферии, полупериферии?
3 В чем суть глобализации?
4 Что такое глобальные проблемы человечества? В чем их проявление и каковы пути решения?
5 В чем заключаются подходы к решению глобальных проблем в странах с различным уровнем развития?
Раздел 2 Основы знаний о духовной культуре человека и общества
Тема 2.1 Духовная культура личности и общества
Студент должен:
Знать:
- понятие «культура», виды культуры;
- понятие духовной культуры;
Уметь:
- характеризовать духовную жизнь человека и общества:
- характеризовать различные виды культуры;
- давать оценку формированию ценностей, идеалов и нравов в обществе;
- характеризовать субкультуры и контркультуры.
Основные положения
Понятие о культуре. Многозначность понятия «культура». Культура как совокупность человеческих достижений. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Контркультура и антикультура. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Диалог культур. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что такое культура? Каковы ее основные виды?
2 Чем отличается материальная культура от духовной? Что между ними общего?
3 Что такое контркультура? субкультура? антикультура?
4 Какова роль культуры в обществе?
5 Как осуществляется взаимодействие различных культур? Что такое «диалог культур»?
Тема 2.2 Наука и образование в современном мире
2.2.1 Наука и общество
Студент должен:
Знать:
- понятие науки;
Уметь:
- характеризовать цели и задачи науки;
- объяснять особенности современной науки;
- давать оценку значению научных открытий и разработок;
- оценивать значимость труда ученого, его свободы и ответственности.
Основные положения
Наука как вид познания и сфера жизни общества. Цель и задачи науки. Естественные и социально-гуманитарные науки. Наука в современном обществе. Значение научных открытий и разработок в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Наука и глобализация. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Вопросы для самоконтроля:
1 Почему науку относят к духовной сфере жизни общества?
2 Каковы критерии научного знания о действительности?
3 Что свидетельствует о прогрессе научного знания в последние десятилетия?
4 Какова роль науки в обществе?
5 В чем заключаются свобода и ответственность труда ученого?
2.2.2 Образование в современном мире
Студент должен:
Знать:
- понятие образования;
Уметь:
- называть основные элементы системы образования;
- характеризовать функции и роль образования в обществе;
- объяснять основные направления современного образования в России.
Основные положения
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Развитие образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что такое образование?
2 Каковы функции образования в обществе?
3 Как устроена система образования в России?
4 Каковы основные направления современного образования?
5 В чем проявилась демократизация образования в XX веке?
6 Как меняются место и значение образования с переходом в постиндустриальное общество?
Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
2.3.1 Мораль
Студент должен:
Знать:
- понятие морали;
- основные нормы морали;
Уметь:
- характеризовать сущность морали, ее принципы и нормы;
- объяснять систему морали;
- давать оценку моральному выбору личности;
- характеризовать гуманизм, добро и зло, долг и совесть;
- приводить примеры морального выбора;
- объяснять моральный идеал
Основные положения
Духовно-мироззренческие основы и сущность морали. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что такое мораль?
2 Что такое система морали, моральный идеал?
3 Почему мораль относят к духовной сфере жизни общества?
4 В чем сущность морали?
5 Как моральные качества человека связаны с его душевной, умствен-ной и эмоциональной жизнью?
6 Что такое моральный самоконтроль личности?
2.3.2 Религия как феномен культуры
Студент должен:
Знать:
- понятие религии;
- мировые религии;
Уметь:
- характеризовать религиозное мировоззрение;
- характеризовать основные положения мировых религий;
- давать оценку религии и церкви в современном мире;
- объяснять суть свободы совести;
- приводить примеры религий в России.
Основные положения
Религия как мировоззрение и образ жизни. Религиозное сознание, культовая деятельность, церковная организация как компоненты религии. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения России.
Вопросы для самоконтроля:
1 В чем заключается религиозная вера?
2 Какие религии относятся к мировым?
3 Что составляет религиозный культ?
4 Каково значение церковной организации в обществе?
5 Каково сегодня положение и роль религии в обществе?
2.3.3 Искусство и его роль в обществе
Студент должен:
Знать:
- понятие искусства;
Уметь:
- характеризовать особенности искусства;
- называть виды искусства;
- объяснять функции искусства в обществе;
- характеризовать современные тенденции развития искусства.
Основные положения
Сущность и особенности искусства. Понятие красоты. Виды искусства. Функции искусства в общественной жизни. Социальное и эстетическое в художественном творчестве. Художник и общество. Современные тенденции развития искусства.
Вопросы для самоконтроля:
1 В чем состоят особенности искусства как духовной сферы жизни общества?
2 Каковы виды искусства?
3 В чем заключаются функции искусства в обществе?
4 Что оказывает влияние на формирование художественного образа в искусстве?
5 Каковы тенденции развития современного искусства?
Раздел 3 Социальные отношения
Тема 3.1 Социальная роль и стратификация
3.1.1 Социальная стратификация
Студент должен:
Знать:
- понятие социальной стратификации;
- понятие социальной мобильности;
Уметь:
- характеризовать социальные отношения;
- объяснять суть социальной стратификации;
- характеризовать основные классы и слои;
- давать оценку стратификации в России;
- характеризовать социальную мобильность.
Основные положения
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация: различные подходы и оценки. Социальные классы и слои. Особенности стратификации в современной России. Социальная справедливость: различия в понимании и в путях достижения. Социальная мобильность.
Вопросы для самоконтроля:
1 Какие отношения называются социальными?
2 Что такое социальный класс? социальный слой?
3 Что такое социальная стратификация?
4 Каковы ее признаки?
5 В чем заключается суть социальной мобильности?
3.1.2 Социальные роли
Студент должен:
Знать:
- понятие социальной роли, ролевого набора;
Уметь:
- характеризовать социальные роли личности;
- приводить примеры социальных ролей.
Основные положения
Понятие социальной роли. Соотношение личностного «Я» социальной роли. Многообразие социальных ролей. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что такое социальная роль?
2 Какие роли исполняет человек в обществе?
3 Как соотносятся социальная роль и личностное «Я»?
3.1.3 Социальный статус и престиж
Студент должен:
Знать:
- понятие социального статуса;
- виды статусов;
Уметь:
- характеризовать социальный статус личности;
- называть различные виды статусов;
- объяснять статусные права и обязанности.
Основные положения
Понятие «социальный статус». Статусный набор. Виды статусов: главный и неглавные, социальные и личные, достигаемые и приписываемые. Статусные права и обязанности.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что такое социальный статус личности?
2 Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой социальный статус?
3 Каким образом связаны понятия «социальный статус» и «социальная роль»?
4 Какие виды статусов вы знаете?
5 Что такое статусные права и обязанности?
Тема 3.2 Социальные нормы и конфликты
3.2.1 Социальный контроль
Студент должен:
Знать:
- понятие социального контроля;
- понятие социальных норм;
- понятие самоконтроля;
Уметь:
- характеризовать сущность и назначение социальных норм;
- называть формы и виды социальных норм и санкций;
- характеризовать социальный контроль, его средства и приемы;
- характеризовать самоконтроль.
Основные положения
Понятие социального контроля. Сущность и назначение социальных норм. Формы и виды социальных норм и санкций. Социальный контроль, его средства и приемы. Самоконтроль.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что такое социальная норма? Каково ее назначение в обществе?
2 Каковы основные виды социальных норм?
3 Приведите примеры социальных норм.
4 Каковы функции норм в обществе?
5 Что такое социальный контроль? Для чего он существует?
6 Как называются средства и приемы социального контроля?
3.2.2 Девиантное поведение
Студент должен:
Знать:
- понятие девиантного поведения;
Уметь:
- характеризовать формы и проявления девиантного поведения;
- приводить примеры позитивного и негативного девиантного поведения;
- объяснять опасность наркомании и алкоголизма;
- характеризовать значимость здорового образа жизни.
Основные положения
Девиантное поведение, его формы и проявление. Позитивное и негативное девиантное поведение. Социальная аномия. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Вопросы для самоконтроля:
1 Какое поведение называют девиантным?
2 Приведите примеры позитивного и негативного девиантного поведения.
3 Можно ли поставить знак равенства между девиантным поведением и преступлением?
4 Что такое аномия? Каковы ее последствия?
3.2.3 Социальный конфликт
Студент должен:
Знать:
- понятие социального конфликта;
Уметь:
- характеризовать причины и истоки возникновения социальных конфликтов;
- называть виды конфликтов;
- объяснять пути разрешения социальных конфликтов.
Основные положения
Понятие конфликта. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Виды конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.
Вопросы для самоконтроля:
1 Какой конфликт называют социальным?
2 Какова роль социального конфликта в обществе?
3 Каковы основные причины социальных конфликтов?
4 По каким признакам различаются социальные конфликты?
5 Какие существуют функции социального конфликта в обществе?
6 Каковы возможные пути разрешения конфликтов?
Тема 3.3 Важнейшие социальные общности и группы
3.3.1 Социальные группы
Студент должен:
Знать:
- понятие социальных групп;
- виды групп;
Уметь:
- характеризовать различные виды социальных групп;
- объяснять влияние социальной группы на личность.
Основные положения
Виды социальных групп. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Формальные и неформальные группы. Малая группа. Группы первичные и вторичные.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что такое социальная группа?
2 Какие социальные группы вы можете назвать?
3 Чем формальные группы отличаются от неформальных?
4 В чем различия между первичной и вторичной группами?
5 Какова роль первичной группы в жизни человека и общества?
3.3.2 Молодежь как социальная группа
Студент должен:
Знать:
- понятие молодежи как социальной группы;
Уметь:
- характеризовать социальный статус молодежи;
- объяснять особенности молодежной политики.
Основные положения
Понятие молодежи как социальной группы. Индивидуальные границы молодости. Социальный статус молодости. Психологические особенности молодежи. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Вопросы для самоконтроля:
1 Можно ли выделить отличительные признаки молодежи?
2 Каковы социальные проблемы современной молодежи?
3 В чем причины асоциального поведения молодежи?
4 Какова суть молодежной политики в России?
3.3.3 Этнические общности
Студент должен:
Знать:
- понятие этноса;
- понятие нации;
Уметь:
- характеризовать межнациональные отношения;
- объяснять причины межнациональных конфликтов.
Основные положения
Понятие этнических общностей. Виды межэтнических отношений. Факторы межэтнического взаимодействия. Этносы и государства. Межнациональные отношения. Межэтнические конфликты, их типы. Причины межнациональных конфликтов. Пути их разрешения. Конституциональные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что такое «этнос», «нация»?
2 В чем выражается самосознание этноса?
3 Какой народ называют государствообразующим? Как должны строиться его отношения с национальными меньшинствами?
4 Какие факторы способствуют росту межэтнической напряженности в обществе?
5 Каковы основные формы урегулирования межэтнических конфликтов?
3.3.4 Семья как малая социальная группа
Студент должен:
Знать:
- значение семьи в обществе;
Уметь:
- характеризовать семью как малую группу;
- объяснять функции семьи в обществе;
- называть семейные ценности;
- характеризовать виды семьи;
- давать оценку роли семьи в современном обществе;
- давать оценку будущему семьи.
Основные положения
Семья как важнейший социальный институт. Основные функции семьи в обществе. Исторические типы семьи. Традиционные семейные ценности в современных условиях. Основные признаки партнерской семьи. Неполные семьи. Семейно-демографическая структура общества. Тенденции в развитии семейных отношений. Будущее семьи: прогнозы и оценки. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Вопросы для самоконтроля:
1 Какие основные социальные функции несет семья в обществе?
2 О чем говорит семейное положение человека?
3 Охарактеризуйте современные тенденции развития семьи.
4 Какие данные статистики позволяют говорить о демографическом неблагополучии в нашей стране?
5 В чем заключается государственная семейная политика?
Раздел 4 Политика как общественное явление
Тема 4.1 Политика и власть. Государство в политической системе
4.1.1 Политика и власть
Студент должен:
Знать:
- понятия политики, политической власти;
- типы политических систем;
Уметь:
- характеризовать политику;
- объяснять роль политики в жизни общества;
- приводить примеры субъектов и объектов политики;
- характеризовать типы политических систем.
Основные положения
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Субъекты и объекты политики, цели и средства политики. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Типы политических систем.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что такое политика, по мнению современных политологов?
2 Каковы сущность и предназначение политической власти?
3 Какие типы власти выделяют политологи?
4 Каковы функции политической власти?
5 Что называют политической системой? Каковы ее элементы?
6 Какие существуют типы политических систем?
4.1.2 Государство как политический институт
Студент должен:
Знать:
- понятие государства;
Уметь:
- характеризовать функции государства;
- объяснять признаки государства;
- характеризовать особенности современных государств.
Основные положения
Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что такое государство?
2 В чем заключается социальное назначение современных государств?
3 Почему государство считается основным институтом политической системы?
4 Какие ресурсы власти вы можете назвать?
5 Что такое суверенитет государства?
6 Каковы признаки государства?
4.1.3 Формы государства
Студент должен:
Знать:
- формы правления;
- типы территориально-государственного устройства;
- типы политических режимов;
Уметь:
- характеризовать особенности форм правления, формы территориального устройства, типы политических режимов;
- сравнивать политические режимы.
Основные положения
Формы правления, территориально-государственное устройство, политические режимы. Типология политических режимов. Демократические, авторитарные и тоталитарные политические режимы. Политический режим современной России.
Вопросы для самоконтроля:
1 Назовите формы правления. Приведите примеры.
2 В чем различия между абсолютной и конституционной монархиями? между парламентской и президентской республиками?
3 Чем определяется форма государственного устройства?
4 Какие из современных государств можно отнести к федеративным?
5 Каково территориальное устройство в унитарных государствах?
6 Каковы типы политических режимов?
7 В чем различия между тоталитарным и авторитарным режимами?
4.1.4 Демократия, ее основные ценности и признаки
Студент должен:
Знать:
- понятие демократии;
- понятие разделения властей;
- основные принципы демократии;
Уметь:
- характеризовать типы демократии;
- объяснять разделение властей;
- характеризовать политический плюрализм и парламентаризм.
Основные положения
Принцип демократии и демократические политические механизмы. Представительная и непосредственная формы демократии. Политические права личности. Разделение властей. Политический плюрализм. Парламентаризм. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.
Вопросы для самоконтроля:
1 Какова суть демократии?
2 В чем выражается разделение властей?
3 Каковы формы непосредственной и представительной демократии?
4 Каковы политические права личности?
5 В чем выражаются плюрализм и парламентаризм в демократии?
6 Каковы особенности демократии в современных условиях?
4.1.5 Политические реформы в Российской Федерации
Студент должен:
Знать:
- органы государственной власти в России;
Уметь:
- характеризовать Конституцию как Основной Закон государства;
- характеризовать институт президентства в России;
- характеризовать полномочия Парламента РФ;
- объяснять трехуровневую систему власти в РФ.
Основные положения
Организация государственной власти в Российской Федерации. Проблемы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Структура высшей государственной власти в РФ. Институт президентства. Федерация и ее субъекты. Федеральное собрание – Парламент РФ. Местное самоуправление.
Вопросы для самоконтроля:
1 Как устроены органы власти в России?
2 Как осуществляется разделение властей?
3 Как разграничиваются полномочия Президента и Парламента в РФ?
4 Что такое местное самоуправление?
5 Каковы основные направления политических преобразований в РФ?
Тема 4.2 Участники политического процесса
4.2.1 Политический статус личности
Студент должен:
Знать:
- понятие политического лидера;
- понятие политической культуры;
- понятие политической элиты;
Уметь:
- характеризовать политические роли личности;
- объяснять суть демократической политической культуры;
- объяснять суть роли избирателя;
- характеризовать роль политических лидеров и политической элиты в обществе.
Основные положения
Личность и государство. Политические роли личности. Демократическая политическая культура. Политическое участие и его типы. Сущность роли избирателя. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в России.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что такое политический статус личности?
2 Кого называют политическим лидером?
3 Что такое политическая элита? Какова ее роль в обществе?
4.2.2 Гражданское общество и правовое государство
Студент должен:
Знать:
- понятие правового государства;
- понятие права человека;
- понятие гражданского общества.
Основные положения
Сущность и основные принципы правового государства. Верховенство закона. Права человека. Их закрепление в Конституции РФ. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.
Вопросы для самоконтроля:
1 Какое государство называют правовым?
2 Что такое права человека? В каких документах они закреплены?
3 Что означает верховенство закона в государстве?
4 Что такое гражданское общество? Какое влияние оно оказывает на государство?
5 Каким образом происходит становление институтов гражданского общества в РФ?
4.2.3 Формы участия граждан в политике и управлении
Студент должен:
Знать:
- понятие выборов, референдума;
- понятие избирательной системы;
Уметь:
- характеризовать формы участия граждан в политике;
- объяснять суть выборов в демократическом обществе;
- объяснять типы избирательных систем.
Основные положения
Участие граждан в политике и управлении. Выборы, референдум. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательное право в демократическом обществе. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. Избирательная кампания в Российской Федерации.
Вопросы для самоконтроля:
1 Каким образом граждане могут участвовать в политике?
2 Какие принципы лежат в основе демократических выборов?
3 Чем различаются мажоритарная и пропорциональная избирательные системы?
4 Каковы особенности избирательной системы в России?
4.2.4 Политические партии и идеологии
Студент должен:
Знать:
- понятие политической партии;
- типы партийных систем;
- типы политических идеологий;
Уметь:
- характеризовать политические партии;
- объяснять функции и признаки партий;
- характеризовать политические системы;
- давать оценку политической культуре;
- характеризовать и отличать различные типы политических идеологий.
Основные положения
Политические партии и движения, их классификация. Признаки, типы и функции партий. Партийные системы. Политическая и правовая культура личности. Политическая культура и ее элементы. Функции политической культуры. Типы политической культуры. Политическая идеология. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Вопросы для самоконтроля:
1 Что такое партия в современном понимании?
2 Каковы функции партий в обществе?
3 По каким основаниям различаются партийные системы в современ-ном мире?
4 Чем отличается процесс формирования партийной системы в России?
5 Каковы основные типы политических идеологий?
6 В чем суть консерватизма? либерализма? социал-демократии? коммунизма?
4.2.5 Роль СМИ в политической жизни общества
Студент должен:
Уметь:
- характеризовать влияние СМИ на политическую жизнь общества;
- приводить примеры влияния СМИ.
Основные положения
Средства массовой информации в политической жизни. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Вопросы для самоконтроля:
1 Какую роль играют СМИ в предвыборных кампаниях?
2 Какая информация распространяется по каналам СМИ?
3 Какое воздействие это оказывает на избирателя и общество в целом?
2 ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант 1
Вопрос 1 Человек в обществе. Биологическая, социальная и духовная сущность человека. Человек, индивид, личность. Социологический и психологический подходы к пониманию личности.
Вопрос 2 Важнейшие социальные общности и группы. Виды социальных групп. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Формальные и неформальные группы. Малая группа. Группы первичные и вторичные. Понятие молодежи как социальной группы.
Вопрос 3 Социальное познание. Особенности социального познания. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям. Факты, интерпретации, оценки.
Вариант 2
Вопрос 1 Наука и общество. Наука как вид познания и сфера жизни общества. Цель и задачи науки. Естественные и социально-гуманитарные науки. Наука в современном обществе. Значение научных открытий и разработок в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Наука и глобализация.
Вопрос 2 Общество как сложная система. Понятие общества, его признаки. Широкий (философский) и узкий (социологический) смысл общества. Общество, государство, страна. Подсистемы и элементы общества.
Вопрос 3 Познание. Познаваем ли мир? Процесс познания. Виды и направления познания. Обыденное, научное, философское, религиозное познание. Самопознание.
Вариант 3
Вопрос 1 Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Самореализация личности в обществе.
Вопрос 2 Социальный статус личности. Понятие «социальный статус». Статусный набор. Виды статусов: главный и неглавные, социальные и личные, достигаемые и приписываемые. Статусные права и обязанности. Понятие социальной роли. Соотношение личностного «Я» социальной роли. Многообразие социальных ролей. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
Вопрос 3 Истина и ее критерии. Объективна ли истина? Абсолютные и относительные истины.
Вариант 4
Вопрос 1 Человек в группе. Многообразие мира общения. Многообразие мира общения. Общение и коммуникация. Диалог. Функции общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде.
Вопрос 2 Социальные нормы и конфликты. Понятие социального контроля. Сущность и назначение социальных норм. Формы и виды социальных норм и санкций. Социальный контроль, его средства и приемы. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы и проявление.
Вопрос 3 Научное познание. Теория как форма научного знания. Гипотезы и законы. Модели и моделирование. Научное мышление и современный человек.
Вариант 5
Вопрос 1 Самосознание и социальное поведение личности. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Мотивы и потребности, различные классификации потребностей. Воздействие общества на набор потребностей и способы их удовлетворения. Социализация личности.
Вопрос 2 Особенности стран современного мира. Многообразие современного мира. Основные подходы к выделению типов стран: ядро, периферия, полупериферия. Цивилизации Запада и Востока. Сущность и проявление процесса глобализации.
Вопрос 3 Этнические общности. Понятие этнических общностей. Виды межэтнических отношений. Факторы межэтнического взаимодействия. Этносы и государства. Межнациональные отношения. Межэтнические конфликты, их типы. Причины межнациональных конфликтов. Пути их разрешения. Конституциональные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Вариант 6
Вопрос 1 Духовная культура личности и общества. Понятие о культуре. Многозначность понятия «культура». Культура как совокупность человеческих достижений. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная.
Вопрос 2 Общество в мире. Общество и природа: их соотношение. Отношения человека и общества к природе. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Экология. Экологическая безопасность общества.
Вопрос 3 Политика и власть. Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Субъекты и объекты политики, цели и средства политики. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Типы политических систем.
Вариант 7
Вопрос 1 Человеческая деятельность. Сущность человеческой деятельности. Отличие деятельности человека от поведения животных. Структура деятельности. Многообразие деятельности. Значение деятельности в жизни человека и развитии общества. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности.
Вопрос 2 Искусство и его роль в обществе. Сущность и особенности искусства. Понятие красоты. Виды искусства. Функции искусства в общественной жизни. Социальное и эстетическое в художественном творчестве. Художник и общество. Современные тенденции развития искусства.
Вопрос 3 Государство как политический институт. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Формы правления, территориально-государственное устройство, политические режимы. Типология политических режимов.
Вариант 8
Вопрос 1 Образование в современном мире. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Развитие образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.
Вопрос 2 Сферы жизни общества: духовная, экономическая, политическая, социальная. Основные институты общества.
Вопрос 3 Демократия, ее основные ценности и признаки. Принцип демократии и демократические политические механизмы. Представительная и непосредственная формы демократии. Политические права личности. Разделение властей. Политический плюрализм. Парламентаризм. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.
Вариант 9
Вопрос 1 Религия как феномен культуры. Религия как мировоззрение и образ жизни. Религиозное сознание, культовая деятельность, церковная организация как компоненты религии. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения России.
Вопрос 2 Семья как основа общества. Функции семьи в обществе. Семья в истории и культуре. Правовое положение семьи в обществе. Современные тенденции развития семьи. Традиции семейной жизни в России.
Вопрос 3 Гражданское общество и правовое государство. Сущность и основные принципы правового государства. Верховенство закона. Права человека. Их закрепление в Конституции РФ. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.
Вариант 10
Вопрос 1 Ненаучное познание. Мифы и их значение. Опыт и жизненная практика. Народная мудрость и здравый смысл. Паранаука. Познание средствами искусства.
Вопрос 2 Социальная стратификация. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация: различные подходы и оценки. Социальные классы и слои. Особенности стратификации в современной России. Социальная справедливость: различия в понимании и в путях достижения. Социальная мобильность.
Вопрос 3 Политические партии и идеологии. Политические партии и движения, их классификация. Признаки, типы и функции партий. Партийные системы. Политическая и правовая культура личности. Политическая культура и ее элементы. Политическая идеология. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
3 ТЕСТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
Вариант 1
1 Человек как участник общественных отношений и сознательной деятельности называется:
а) индивид
б) объект
в) индивидуальность
г) личность
2 Выберите правильные суждения:
а) Главным в характеристике личности является общественная сущность, участие в общественных отношениях и сознательной деятельности.
б) Новорожденный человек является индивидом, но не личностью.
в) Человеческие качества развиваются в деятельности.
3 К индивидуальным чертам человека относятся:
а) темперамент в) трудолюбие
б) интеллект г) нравственность
4 Соотнесите различные уровни проявления способностей человека:
а) высокий уровень проявления способностей к определенной деятельности
б) высшая степень творческих проявлений личности
в) индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех и легкость овладения деятельностью
1 гениальность
2 талант
3 способности
4 Деятельность человека – это:
а) приспособление к существующим природным и социальным условиям
б) преобразование окружающей среды
в) занятие или труд человека
г) саморазвитие
5 К видам человеческой деятельности, специфической только для него не относится:
а) познание
б) общение
в) труд
г) ориентировка в пространстве
6 Продолжите перечень видов человеческой деятельности:
а) игра
б) учеба
в) общение
г), д)
7 Человеческая деятельность отличается от поведения животных:
а) приспособлением к природным условиям
б) целесообразностью
в) преобразованием природной среды
г) целеполаганием
д) биологической программой поведения
е) исторической программой поведения
8 Расставьте в логическом порядке структурные элементы деятельности человека: результат, действия, средства, цель, субъект, объект.
9 Потребности человека – это:
а) устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы
б) сознательные действия, направленные на достижение социально значимой цели
в) ценностное отношение к социальным объектам
г) осознаваемая человеком необходимость в чем-либо
10 Соотнесите потребности и их проявление:
1 материальные а) пища д) комфорт
2 социальные б) достижение успеха е) творчество
3 духовные в) самосохранение ж) безопасность
г) общение з) авторитет
11 Вид деятельности, направленный на получение практически полезного результата:
а) игра в) труд
б) творчество г) познание
12 Признак, характеризующий общение:
а) обмен информацией
б) обмен вещами
в) обмен действиями
г) обмен опытом
13 В отличии от общения коммуникация предполагает:
а) действие субъекта и объекта информации
б) участие двух и более субъектов информации
в) взаимный обмен информацией
г) передачу информации
14 Процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей называется:
а) воспитание
б) обучение
в) социализация
г) возраст
15 К институтам первичной социализации относится:
а) школа
б) церковь
в) семья
д) государство
16 Познание – это:
а) способности, навыки, умения в определенной области деятельности;
б) значимая информация для деятельности;
в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
г) процесс приобретения и развития знаний о мире.
17 Познавательная деятельность в отличие от трудовой:
а) ориентирована на процесс, а не на результат;
б) осуществляется индивидуально;
в) направлена на приобретение новых знаний о мире;
г) предполагает соответствие цели и средств.
18 Целью любого познания является:
а) информация о мире и человеке;
б) добыча средств существования;
в) получение знаний о предмете;
г) поиск истины.
19 Критериями истины являются:
а) разум; в) опыт; д) форма;
б) труд; г) практика; е) факт.
20 Выберите верные суждения:
а) Истина является свойством самих объектов;
б) Истина всегда относительна;
в) Многие утверждения, основанные на здравом смысле, не являются истинными;
г) Понятие истины распространяется только на мысли.
21 Чувственное познание – это:
а) высшая степень познания;
б) единственный источник всех наших знаний о внешнем мире;
в) способность живого существа ощущать, воспринимать, отражать внешние воздействия;
г) фиксирование преимущественно внутренней стороны явлений.
22 И чувственное, и рациональное познание:
а) формирует знания и представления о предмете;
б) использует логические умозаключения;
в) начинается с умозаключений;
г) дает наглядный образ предмета.
23 К формам рационального познания относятся:
а) ощущение;
б) суждение;
в) понятие;
г) фантазия;
д) умозаключение.
24 Процесс, в котором человек познает свое «Я», называется:
а) самореализация;
б) самопознание;
в) самовыражение;
г) самообладание.
25 Признак, не
свойственный самопознанию:
а) отражение объективной действительности;
б) выявление сущности своего «Я»;
в) выявление своих способностей;
г) отражение индивидуальных ценностей.
26 В научном познании, в отличие от других видов познания:
а) используются результаты наблюдений;
б) экспериментально подтверждаются полученные выводы;
в) осуществляется опора на накопленный опыт;
г) применяются законы логики.
27 Выберите верное суждение:
А: Научное познание осуществляется на двух уровнях – теоретическом и эмпирическом.
Б: Научное познание требует объективного подхода к фактам.
а) верно только А; в) верны оба суждения;
б) верно только Б; г) оба суждения неверны.
28 К эмпирическим методам науки относятся:
а) гипотеза;
б) теория;
в) наблюдение;
г) эксперимент.
29 Науки, изучающие универсальные и всеобщие законы природы:
а) гуманитарные;
б) технические;
в) естественные;
г) математические.
30 Особенностью обыденного познания является:
а) нацеленность на получение нового знания;
б) стремление к упрощениям и стереотипам;
в) обязательная практика;
г) передача от одного поколения к другому.
31 К паранаучным знаниям относятся:
а) стихийные знания;
б) практические знания;
в) туманные и загадочные знания;
г) глобальные знания.
32 Общество - это:
а) часть света или территория
б) социальная организация данной страны
в) политическая организация данной страны
г) форма совместной деятельности людей
33 К основным сферам общества относится:
а) производительные силы общества
б) духовная культура общества
в) общественные отношения
г) товарно-денежные отношения
34 Даны три выражения:
Х , прежде импортировавшее продукты, стало их крупным экспортером.
У проводит политику помощи малоимущим - старикам, многодетным и безработным.
В Z социальное расслоение достигло максимально возможной степени.
Поставьте вместо Х, У, Z одно из трех понятий: общество, страна, государство .
35 В общественных взаимодействиях преобладают:
а) межличностные отношения
б) традиционные отношения
в) деловые отношения
г) дружеские отношения
36 Определите объединения, которые можно считать обществом:
а) человечество
б) предприятие
в) союз писателей
г) африканское племя
д) поселок городского типа
37 Закон ускорения истории гласит о том, что:
а) происходит углубление разделения труда и специализации
б) на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую
в) на смену традиционному обществу приходит индустриальное
г) при жизни одного поколения сменяется несколько видов орудий, техники и технологии.
38 Для общественного прогресса характерно:
а) совершенствование орудий труда
б) рост смертности
в) сокращение числа городов
г) возникновение массовой культуры
д) распространение мафии и организованной преступности
39 К признакам простого общества относятся:
а) наличие нескольких социальных слоев населения по уровню доходов
б) зарождение самого мощного института - государства
в) отсутствие социального неравенства
г) отсутствие деления на классы
40 Современное общество охватывает два периода развития, соответствую-щих двум типам общества:
а) феодальному и капиталистическому
б) простому и сложному
в) индустриальному и постиндустриальному
г) аграрному и индустриальному
41 Понятие «модернизация» описывает:
а) переход от охоты и собирательства к земледелию
б) зарождение частной собственности
в) распространение машинного производства
г) переход от доиндустриального к индустриальному обществу
42 Для постиндустриального общества в отличие от индустриального характерно:
а) постоянное совершенствование технологий и производства
б) активное использование природных богатств
в) развитие непроизводственной сферы
г) создание благоприятных условий для развития производства
43 Выберите из приведенных суждений правильные:
а) Понятие «государство» шире понятия «общество»
б) Государство - это географическое понятие, а общество - политическое
в) Исторически общество возникло раньше государства
г) Государство не может подавлять общество
д) Государство существует для защиты интересов граждан
44 В основе развития гражданского общества находится:
а) право на частную собственность
б) право на свободу мысли, слова, совести
в) право на невмешательство в частную жизнь
г) право на тайну корреспонденции
45 Ниже приведены признаки одного из двух типов государств: правового и тоталитарного. Вам надо установить, к какому именно относятся следующие признаки:
а) аппарат подавления
б) преследование инакомыслящих
в) жесткая цензура и отмена свободы слова
г) диктатура одной политической партии
д) монополия государственной собственности
е) геноцид против собственного народа
ж) подавление личности, отчуждение от государства
4 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1 Понятие обществознания. Социальные науки: специфика их изучения.
2 Понятие общества и его признаки.
3 Общество и природа. Противоречивость воздействия человека на природную среду.
4 Основные сферы общественной жизни.
5 Типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.
6 Многовариантность общественного развития. Понятие и критерии общественного прогресса.
7 Общество и научно-технический прогресс.
8 Человечество как социальная общность. Особенности современного мира.
9 Глобальные проблемы человечества. Процессы глобализации.
10 Человек, индивид, личность. Философские и социологические представления о человеке.
11 Человеческая деятельность и ее структура.
12 Потребности и человеческая деятельность.
13 Многообразие человеческой деятельности.
14 Деятельность и общение: формы и функции общения.
15 Свобода в деятельности человека.
16 Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии.
17 Научное познание. Значение научной теории.
18 Ненаучное познание. Мифы, народная мудрость, жизненный опыт, паранауки.
19 Социальное познание и его особенности.
20 Социальное познание и его особенности.
21 Духовный мир личности. Мировоззрение, убеждение.
22 Духовная сфера общества: духовное производство и духовное потребление.
23 Понятие и виды культуры. Значение культуры в общественной жизни.
24 Наука и общество.
25 Образование и его роль в развитии общества.
26 Мораль и религия как элементы духовной культуры.
27 Социальная структура общества.
28 Социальный статус личности. Социальные роли и стратификация.
29 Социализация личности.
30 Социальные нормы и конфликты.
31 Социальные общности и группы.
32 Семья как малая социальная группа.
33 Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в мире.
34 Политическая система общества, ее внутренняя структура.
35 Государство как политический институт, его признаки.
36 Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим.
37 Демократия и ее характеристики. Демократическая политическая культура.
38 Гражданское общество и правовое государство.
39 Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации.
40 Политический плюрализм. Становление многопартийности в России.
41 Формы и механизмы участия граждан в политике.
42 Политические партии и идеологии.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Кравченко, А.И. Обществознание: Учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / А.И. Кравченко. – М.: Высшая школа, 2001. – 240с.
2 Мушинский, В.О. Обществознание: учебник для 10-11 класса / В.О. Мушинский. – М.: Просвещение, 2005. – 350с.
3 Обществознание: учебник для 10-11 класса / А.Ю. Лазебникова, О.О. Савельева, В.А. Литвинов; под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М.: Издательство АСТ, 2004. – 398с.
4 Обществознание: учебник для 10-11 класса / А.Ф. Никитин, И.А. Галицкая, Е.С. Королькова; под ред. А.Ф.Никитина. – М.:Просвещение, 2006. – 365с.
5 Обществознание: реальные варианты: Единый государственный экзамен / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ:Астрель, 2007. – 158с.
6 Человек и общество: учебник для 10-11 класса / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.:Просвещение, 2006. – 400с.