Методические указания и задания для выполнения курсовой работы студентам очной и заочной форм подготовки по специальности «Экономика и управление на предприятии апк»

СОДЕРЖАНИЕ: Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Методические указания и задания для выполнения курсовой работы студентам очной и заочной форм подготовки по специальности «Экономика и управление на предприятии апк» /тгсха; Автор – сост. Е. А. Савицкая. – Тюмень, 2006. 21 с

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

КАФЕДРА СТАТИСТИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Е.А. Савицкая

АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

студентам очной и заочной форм подготовки

по специальности «Экономика и управление на предприятии АПК»

ТЮМЕНЬ – 2009

УДК 338.109.3

ББК 65.053

С.13

Автор – составитель: доцент, к.социол.н. Е.А.Савицкая

Рецензент: доцент, к.э.н. М.А. Данильченко

С.13. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Методические указания и задания для выполнения курсовой работы студентам очной и заочной форм подготовки по специальности «Экономика и управление на предприятии АПК» /ТГСХА; Автор – сост. Е.А.Савицкая. – Тюмень, 2006. - 21 с.

Методические указания рассмотрены на заседании кафедры (протокол № ___4 ___ от 26.02.2006 г. )

Рекомендованы к изданию методической комиссией Института экономики и финансов (протокол № 5 от 14.03.2006 г. )

Печатается по решению редакционно-издательского совета Тюменской государственной сельскохозяйственной академии

1. Общие методические указания по выполнению курсовой работы

Цель анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия – повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов его деятельности. В процессе анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия исследуются совокупность технологических, социально-экономических, правовых, экологических и иных процессов, систем управления; принципы построения организационных структур, эффективность применяемых методов; информационное, материально-техническое и кадровое обеспечение.

Курсовая работа является одной из важнейших форм учебной работы и выполняется студентом в соответствие с учебным планом.

Курсовая работа предусматривает применение студентами методики экономического анализа и диагностики производственно-финансовой деятельности конкретного предприятия на основе теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины в течение 4-го курса (7 и 8 семестры), что позволяет более активно привлекать студентов к решению практических вопросов финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Выполнение курсовой работы требует от студента не только знаний общей и специальной литературы по выбранной теме, но и умение проводить экономико-математические, экспертные и другие аналитические исследования, увязывать вопросы теории с практикой хозяйствования, обобщать полученные результаты, делать выводы и вносить предложения.

В соответствие с выбранной темой студент получает от преподавателя индивидуальное задание на разработку курсовой работы (спец. инструктаж). Рекомендуется выбор темы курсовой работы максимально приблизить к теме будущей дипломной работы, поскольку данное соответствие способствует более углубленному изучению проблемы, прививает основы научно-исследовательской работы и служит базисом для обоснования управленческих решений на производстве после окончания академии. Студент также может предложить и свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.

При выполнении курсовой работы следует изучить труды экономистов-теоретиков, ученых-аграрников, правительственные материалы и законодательные акты по вопросам развития экономики и агропромышленного комплекса, как на федеральном, так и на региональном уровне, а также справочную литературу и материалы отраслевых журналов и СМИ. Информационной базой служат данные годовых отчетов и бизнес-планов предприятий, статистическая информация Федеральной службы государственной статистики РФ, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области и т.п.

Аналитическая обработка экономической информации осуществляется с помощью способа сравнения, с использованием абсолютных, относительных и средних величин, графического и табличного способов. Факторный анализ осуществляется с помощью метода элиминирования. Рекомендуется применять балансовые сопоставления; рейтинговый метод; использовать прием экстраполяции и др. Возникающие при сборе и обработке экономической информации вопросы решаются студентами на базе методического, технического, программного и информационного обеспечения. Для выполнения курсовой работы рекомендуется воспользоваться «Методическими указаниями и инструментарием для сбора и обработки экономической информации по теме …», разработанными на кафедре и также инструментальными программными средствами в виде текстовых редакторов, электронных таблиц для автоматизированной обработки информации, и специфическими программно-ориентированными прикладными программами.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия объединяет ретроспекцию – анализ прошлого, динамики развития объекта; диагноз – систематическое описание настоящего по ранее известным признакам, оценкам; и проспекцию – определение возможного состояния в будущем. Анализируя производственную деятельность предприятия в динамике, рассчитывают соответствующие показатели за три последних года. Экспресс-анализ финансового состояния рекомендуется проводить за текущий год (на начало отчетного периода и на конец отчетного периода) либо в сравнении с итогами прошлого года. Рейтинговый анализ проводится на основе сравнения между собой и расположения в определенном порядке (ранжировании) отдельных показателей оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Факторный анализ основан на систематическом исследовании влияния факторов, имеющих как отрицательное, так и положительное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2. Структура курсовой работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………

ГЛАВА 1 . Методический инструментарий анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия (в соответствие с темой курсовой работы) (Методическая часть) …………………………

1.1. Задачи и информационная база анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия……………

1.2. Система показателей анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия…………………………

1.3. Методы и формы диагностики потенциала предприятия…………

ГЛАВА 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и диагностика потенциала предприятия (в соответствие с темой курсовой работы) (Аналитико-диагностическая часть) …………………………...

2.1. Динамический и факторный анализ показателей ……………..…..

2.2. Диагностика вероятности банкротства предприятия и имитационное моделирование оптимальной структуры финансовых ресурсов……………………………………………….

2.3. Диагностика потенциала предприятия на основе рейтингового анализа………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………...

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….......

Во введении раскрывается и обосновывается значение и актуальность выбранной темы; указываются цель и задачи курсовой работы; объект исследования и его специфика; методы экономического анализа и диагностики, а также источники информации, которые были использованы при написании курсовой работы (объем введения – 2-3 страницы).

В главе 1 «Методический инструментарий анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия (в соответствие с темой курсовой работы) (Методическая часть) » задачи анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности более конкретизированы и увязаны с библиографическим списком, который представлен в данной курсовой работе.

Информационная база основана на организационном нормировании, бухгалтерском учете и отчетности, финансовой, статистической отчетности, специальной экономической, технической и иной информации, отдельные формы которой следует поместить в приложении к курсовой работе.

Система показателей анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия должна отражать совокупность конкретных методов и способов проведения экономического анализа в соответствие с темой курсовой работы.

Методы и формы диагностики потенциала анализируемого предприятия следует также описать в соответствие с темой курсовой работы. На практике основными методами диагностики различных составляющих потенциала предприятия являются экспертный, балльный, рейтинговый сравнительный анализ, факторный анализ; экономико-математическое моделирование, машинное имитационное моделирование. Форма диагностики потенциала предприятия зависит от его организационной структуры и отраслевой специфики. Обычно диагностика потенциала предприятия проводится в форме комплексного исследования или поэтапно, поэлементно. При использовании комплексной формы диагностики одновременно используются все составляющие экономической состоятельности предприятия, т.е. анализируется совокупная способность предприятия как имущественного комплекса обеспечить определенный уровень производства продукции (работ, услуг). При выборе второй формы диагностики потенциала предприятия упор делается на главные критерии, которые в основном определяют его основные задачи (при конкретной оценке отдельных возможностей предприятия). Студент принимает самостоятельное решение о выборе той или иной формы диагностики потенциала анализируемого предприятия и предлагает (описывает) ее примерную схему, включающую:

1. форму собственности и организационную структуру предприятия;

2. финансовый потенциал предприятия;

3. производственный потенциал предприятия;

4. кадровый потенциал предприятия;

5. социальный потенциал предприятия;

6. кооперативные связи и сбыт;

7. финансовые результаты деятельности;

Завершается глава 1 обобщающим (кратким) выводом в целом по рассмотренным основным позициям данной главы. Общий объем главы 1 – 7-8 страниц.

Содержание главы 2 « Анализ финансово-хозяйственной деятельности и диагностика потенциала предприятия (в соответствие с темой курсовой работы) (Аналитико-диагностическая часть) » непосредственно отражает тему курсовой работы.

Содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия состоит во всестороннем изучении технического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Этот анализ основан на системном подходе достоверной информации и является важной функцией управления.

Сущность диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия состоит в установлении и изучении признаков, измерении основных характеристик, отражающих состояние машин, приборов, технических систем, экономики и финансов хозяйствующего субъекта, для предсказания возможных отклонений от устойчивых, средних, стандартных значений и предотвращения нарушений нормального режима работы. Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает определение оценочных признаков, выбор методов их измерения и характеристику этих признаков по определенным принципам, оценку выявленных отклонений от стандартных, общепринятых значений.

Динамический и факторный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится в соответствие с темой курсовой работы на основе соответствующей системы показателей, методика расчета которых приведена студентами в главе 1. Показатели анализируются в сравнении с планом, с данными прошлых лет и в среднем. Динамический анализ основан на расчете таких показателей как абсолютный прирост, темп прироста, темп роста, абсолютное значение одного процента прироста, аналитическое построение рядов динамики. Оценку экономической ситуации можно дать и в сравнении с нормативными индикаторами, для чего следует провести экспресс-анализ финансового состояния за текущий год. Затем следует провести факторный анализ, выявить резервы повышения результатов работы и осуществить их подсчет.

Выполняя аналитическую работу, студенты должны показать умение применять разные методы и способы экономического анализа. Цифровая информация представляется в аналитических таблица и графиках. Нумерация таблиц и графиков – двойная сквозная.

Диагностика вероятности банкротства анализируемого предприятия проводится согласно действующей методике по определению системы критериев для оценки структуры бухгалтерского баланса, базирующаяся на трех финансовых коэффициентах:

1. коэффициент текущей ликвидности;

2.коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;

3. коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Для имитационного моделирования оптимальной структуры финансовых ресурсов предприятия с целью достижения показателей нормальной платежеспособности студентами составляются имитационные модели (в виде аналитических таблиц, разработанные 2-х вариантах), с помощью которых реализуется удовлетворительная структура баланса.

Одним из перспективных направлений восстановления платежеспособности предприятия является мобилизация резервов хозяйственной деятельности в целях увеличения доходности и, соответственно, прибыли. В этой связи студентам следует осуществить имитационное моделирование путем составления моделей – «ПРИБЫЛЬ» и «БАЛАНС» таким образом, что отправной точкой для прогнозирования служат данные отчетного периода, когда структура баланса является неудовлетворительной, а предприятие – неплатежеспособным (в противном случае расчеты проводить в направлении улучшения структуры баланса).

Имитационная модель «ПРИБЫЛЬ» включает такие показатели как выручка, себестоимость и прибыль. Имитационная модель «БАЛАНС» выглядит как агрегированный бухгалтерский баланс, состоящий из актива и пассива.

Для восстановления платежеспособности предприятия необходимо получить в прогнозном периоде (1 прогнозный вариант ) прибыль в размере, обеспечивающем двукратное превышение текущих активов над текущими обязательствами (например, Ктл = 2,01). С увеличением величины текущих активов изменится и прогнозное значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами. Так как прогнозируется рост текущих активов и прибыли, то увеличивается статья пассива «Прибыль» и, следовательно, возрастает величина собственного капитала предприятия. В активе баланса на ту же величину возрастает сумма оборотных активов. Таким образом, возрастает валюта баланса. Составленный прогноз отражает ситуацию минимального обеспечения наиболее срочных обязательств текущими активами. Во втором варианте прогнозируется более чем двукратное превышение текущих активов над текущими обязательствами (например, Ктл = 2,3), что обеспечивает более устойчивое положение предприятия. Одновременно следует учесть и прогнозируемый рост себестоимости.

Диагностика потенциала предприятия осуществляется на основе рейтингового анализа, в основе которого лежит обобщенная характеристика по определенному признаку (признакам), позволяющая выстраивать (группировать) положение предприятия в определенной последовательности по степени убывания (возрастания) данного признака. Анализ проводится по формализованной схеме (алгоритму) расчета коэффициентов и определения общего (рейтингового) балла.

Данный рейтинг позволяет сделать выводы о действительном положении дел на анализируемом предприятии за отчетный период. В дальнейшем он может быть использован для определения приоритетов инвестиционной политики, а также для текущего планирования, стратегического прогнозирования развития и оптимальной отраслевой структуры производства.

Общий объем главы 2 – 10-12 страниц.

После освещения всех вопросов и завершения расчетов переходят к заключению в целом по данной теме (объем – 3-4 стр.).

Завершает курсовую работу библиографический список , оформленный в соответствие с требованиями (20-25 источников).

Вместе с текстом курсовой работы прилагается (в Приложении) копия годового отчета либо отдельных его форм (в соответствие с темой курсовой работы), а также специализированных форм отчетности за отчетный год, на материалах которых выполнена данная курсовая работа.

3. Порядок защиты курсовой работы

Законченная курсовая работа представляется на кафедру для проверки в сроки, согласованные с директоратом. В течение 10 дней после сдачи на кафедру курсовой работы студент должен выяснить результат проверки и день защиты работы (с грифом преподавателя на титульном листе – «к защите»). Если курсовая работа направляется на дополнительную работу в соответствие с замечаниями преподавателя либо на корректировку, то студент сохраняет все записи преподавателя о характере замечаний и предлагает свой ответ во время последующей защиты работы в устной или письменной форме. Курсовая работа должна быть защищена до сдачи экзамена по соответствующей учебной дисциплине.

Примерный объем курсовой работы должен быть в пределах 25-30 страниц машинописного текста (без приложений). Текст размещают на одной стороне листа, а оборотная сторона предназначается для замечаний проверяющего преподавателя и ответов студента на данные замечания. На титульном листе указывают название академии, института и кафедры, тему курсовой работы, Ф.И.О. студента, выполнившего курсовую работу и Ф.И.О. преподавателя, проверяющего ее, с указанием даты защиты и полученной оценки (см. образец):

(образец оформления титульного листа)

ФГОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

КАФЕДРА СТАТИСТИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА:

ВЫПОЛНИЛ (А): Ф.И.О. студента (студентки),

группа

ПРОВЕРИЛ (А): Ф.И.О. преподавателя

Оценка:

Дата защиты:

Подпись преподавателя:

ТЮМЕНЬ – 2006

4. Порядок оформления курсовой работы

Текст курсового проекта должен быть выполнен с применением печатающих устройств. Формат страницы – А4; формат текста: текстовый редактор Word; шрифт: 14 Times New Roman; межстрочный интервал – 1,5. Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое – 30 мм; правое – 10 мм; верхнее – 15 мм; нижнее – 20 мм (в соответствие ГОСТ 7.32-91). При печатании следует соблюдать четкость изображения и не допускать помарок.

На втором листе приводят оглавление курсовой работы с указанием страниц каждого пункта работы. Наименования глав и их пунктов указывают также и в тексте курсовой работы. Каждая глава работы начинается с новой страницы. Все страницы работы нумеруют арабскими цифрами, указывая их в правом нижнем либо верхнем углу листа (титульный лист является первой страницей, но не нумеруется; оглавление работы является второй страницей, но не нумеруется). На последней странице студент ставит свою подпись и дату завершения выполнения курсовой работы.

По результатам обработки цифровых данных составляются аналитические таблицы, каждая из которых должна иметь название, соответствующее ее содержанию. Над названием таблицы с правой стороны пишут слово «таблица» и порядковый номер (знак «№» не ставится). Нумеруют таблицы в пределах каждой главы арабскими цифрами: первая показывает номер главы, вторая – номер таблицы по всему тексту работы. Таблицы не должны быть громоздкими, но читабельными. Не следует включать в таблицу графы «№ п.п.» и «единицы измерения». Сокращенные обозначения единиц измерения указывают в конце строк, отделяя от них запятой. Подобные сокращения, равно как и сокращение слов в заголовках глав, пунктов, таблиц, приложений, а также в тексте работы возможны в соответствие со стандартами и общепринятыми правилами. Например: гектар – га; человеко-час – чел.–ч; сельскохозяйственный – с.-х.; и так далее – и т.д. В курсовой работе можно использовать и узкоспециализированные сокращения. В таких случаях можно один раз детально расшифровать то или иное название, а в последующем его не повторять. Например: АОЗТ – акционерное общество закрытого типа; ПФ – птицефабрика и т.д.

Таблицу следует помещать после первого упоминания о ней в тексте и размещать так, чтобы ее можно было читать без поворота курсовой работы. Если такое размещение невозможно, то таблицу располагают так, чтобы для ее чтения надо было повернуть курсовую работу по часовой стрелке.

При переносе таблицы на следующую страницу «шапку» таблицы не повторяют, а переносят нумерацию граф, и над таблицей должны быть слова «продолжение таблицы» с указанием номера. На все таблицы должна быть ссылка в тексте курсовой работы, при этом слово «таблица» пишут сокращенно, например: « ...... в табл. 3.1.»

Все иллюстрации (схемы, графики, диаграммы) именуются рисунками. Рисунки нумеруются последовательно в пределах главы арабскими цифрами. Номер рисунка должен состоять из номера главы курсовой работы и порядкового номера рисунка по всему тексту работы. Рисунки должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте курсовой работы. Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной подписью. Подпись размещается под рисунком в одну строку с номером.

Приложения оформляют как продолжение курсовой работы, на последующих страницах или отдельно, располагая их в порядке появления ссылок в тексте.

Каждое приложение - это новая страница, с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», написанного прописными буквами. Нумеруют приложение последовательно арабскими цифрами (без знака №). При оформлении приложений отдельно на титульном листе печатают прописными буквами слово «Приложения».

Существуют различные способы указания источников цитат в зависимости от характера работы: в подстрочных примечаниях, внутритекстовые, т.е. указание источников непосредственно в тексте вслед за цитатой, и отсылка к библиографическому списку, помещаемому в конце работы, т.е. затекстовые. Для оформления курсовой работы рекомендуется применять затекстовые ссылки, т.е. указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному библиографическому списку, помещаемому в конце работы. Данные ссылки могут быть на источник в целом, на определенные фрагменты источника, на рукописные материалы и как комплексные ссылки.

Следует указать в квадратных скобках номер, под которым эта работа приведена в библиографическом списке, и страницу. Например: ... [6, с.55-56]. Ссылки ставятся после упоминания автора или коллектива авторов, либо цитаты из работы. Какой бы способ оформления цитат не был выбран, следует соблюдать правило: оформление библиографических ссылок должно делаться единообразно по всей работе.

Библиографический список располагают и нумеруют в алфавитном порядке. Сведения о литературных источниках должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие книги (брошюры), место издания, год выпуска и общий объем страниц. При включении в библиографический список статьи из периодического издания (журнала, сборника трудов и проч.) приводят следующие данные: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование издания (журнала, сборника), год выпуска, том и номер издания, страницы, на которых помещена данная статья:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. – М.: БЕК, 1996

2. Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года №127-ФЗ

3. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса. Утверждены распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий от 12.08.1994 г. №31-р

4. Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 1 октября 1997 года №118 //Экономика и жизнь. – 1997. - №20

5. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 215 с.

6. Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998. - 448 с.: ил.

7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА–М, 2004. – 425 с.

8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учеб. – 2-е изд., испр. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. – 494 с.

9. Федорова Г.В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита. – М.: Омега-Л, 2004. – 304 с.

10. Экономический анализ: Учеб. /Г.В.Савицкая. – 10-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2004. – 640 с.

и так далее.

5. Тематика курсовых работ ( по выбору студента )

1. Анализ и диагностика использования основного капитала.

2. Анализ и диагностика оборотного капитала.

3. Анализ и диагностика финансовых результатов деятельности предприятия от реализации продукции растениеводства.

4. Анализ и диагностика финансовых результатов деятельности предприятия от реализации продукции животноводства.

5. Анализ и диагностика использования производственных основных фондов.

6. Анализ и диагностика обеспеченности и использования рабочей силы.

7. Анализ и диагностика объема реализации продукции.

8. Анализ затрат на производство и себестоимость продукции растениеводства.

9. Анализ затрат на производство и себестоимость продукции животноводства.

10. Анализ и диагностика собственного капитала.

11. Анализ производительности труда в сельском хозяйстве.

12. Анализ влияния инфляции на финансовые результаты.

13. Обоснование и анализ безубыточности продажи сельскохозяйственной продукции.

14. Анализ и управление предпринимательскими и финансовыми рисками.

15. Анализ природных условий и диагностика рациональности природопользования.

16. Анализ и оценка эффективности маркетинговой деятельности.

17. Анализ и оценка взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли.

18. Анализ движения денежных средств и управление денежными потоками.

19. Анализ и оценка эффективности инвестиционной деятельности.

20. Анализ текущих активов и эффективность управления оборотным капиталом.

Методические указания и задания для выполнения курсового проекта

Елена Александровна Савицкая

Редактор: О. Заводовская

Компьютерная верстка: Л. Крикунова

Подписано в печать 17.03.2006. Бумага Гознак. Формат 60х84 1/16

Печать оперативная. Усл. печ. л. 1,3. Тираж 50 экз. Заказ №987.

Издательско-полиграфический комплекс

Тюменской государственной сельскохозяйственной академии

625003, Тюмень, Республики, 7

Скачать архив с текстом документа