Методические указания по курсу «Программирование под Windows»

СОДЕРЖАНИЕ: Запустить оболочку Visual C++. В меню Tools / Options во вкладке Directories установить пути на заголовочные, библиотечные файлы, а также на файлы исходных текстов стандартной библиотеки и mfc, если они еще не установлены

Методические указания по курсу «Программирование под Windows»

Лабораторная работа № 1

Конфигурирование Visual Studio

Цель работы: изучение оболочки Visual Studio.

Порядок выполнения работы

Запустить оболочку Visual C++. В меню Tools / Options во вкладке Directories установить пути на заголовочные, библиотечные файлы, а также на файлы исходных текстов стандартной библиотеки и MFC, если они еще не установлены.

Создать новый проект консольного приложения (меню File / New…, вкладка Projects, пункт Win32 Console Application). Написать небольшую программу с выводом сообщения в стандартный поток (экран). Скомпилировать проект (меню Build / Build) и запустить программу (меню Build / Execute).

Открыть окно Workspace (меню View / Workspace). Добавить новый класс (меню Insert / New class). Выбрать вкладку Class View и просмотреть имеющиеся функции и классы проекта. Добавить новую функцию в класс, выбрав из контекстного меню пункт Add Member Function. Перейти к объявлению добавленной функции (пункт Go to Declaration контекстного меню Class View).

Поставить точку останова в функции main (пункт Insert Breakpoint контекстного меню редактора). Запустить программу на выполнение в интегрированном отладчике (меню Build / Start Debug / Go). Выполнить оставшуюся часть функции main по шагам (меню Debug / Step Over), наблюдая за состоянием локальных переменных (меню View / Debug Windows / Variables).

Изменить текущую конфигурацию проекта с Debug на Release (меню Build / Set Active Configuration). Попробовав запустить программу в отладчике, убедиться, что отладочная информация отсутствует.

Вопросы к защите

1. Основные компоненты Visual С++
2. Создание программы в Visual С++.
3. Использование отладчика.

Лабораторная работа № 2

Разработка приложений с использованием Windows API

Цель работы: изучение основных принципов разработки приложений с использованием Windows API.

Порядок выполнения работы

Создать новый проект приложения Win32 «Hello, world» с использованием мастера приложений.

Изучить структуру функции WinMain, параметры ее вызова.

Изучить структуру функции обработки сообщений главного окна приложения WndProc.

Используя отладчик, определить порядок вызова и назначение функций, необходимых для создания окна приложения.

Вопросы к защите

1. Окна, оконные функции.
2. Соглашения об именах переменных и функций в программах для Windows.
3. Сообщения Windows.
4. Цикл обработки сообщений.

Лабораторная работа № 3

Обработка сообщений Windows , ресурсы приложения

Цель работы: изучить основные способы обработки сообщений Windows в программе; научиться создавать собственные ресурсы.

Порядок выполнения работы

Создать новый проект приложения Win32 «Hello, world» с использованием мастера приложений.

В редакторе ресурсов создать новый диалог и добавить новый пункт в меню приложения.

Добавить обработку сообщения от этого пункта меню. В результате, при выборе добавленного пункта меню должен появляться новый диалог из ресурсов приложения.

Изучить обработку нажатия кнопок мыши, а также передвижения мыши в главном окне.

В обработчике сообщения WM_PAINT добавить отрисовку какой-либо простой геометрической фигуры.

Реализовать «drag and drop» для этой фигуры: при передвижении мыши фигура должна рисоваться за курсором, при нажатии на левую клавишу –фигура должна останавливаться в месте нажатия, при нажатии на правую – снова двигаться за курсором мыши.

Вопросы к защите

1. Типы сообщений.
2. Обработка сообщений.
3. Диалоги, окна документов, меню.
4. Ресурсы. Иконки, курсоры.
5. Работа с мышью.
6. Обработка сообщения WM_PAINT

Лабораторная работа № 4

Использование MFC для создания программ

Цель работы: изучить каркас приложения MFC, иерархию классов MFC.

Порядок выполнения работы

Создать новый проект приложения MFC на основе диалога (dialog based) с использованием мастера приложений.

Изучить основной класс созданного приложения, его родителя (класс CWinApp), функцию InitInstance.

С использованием отладчика определить функцию, с которой начинается выполнение программы.

Написать программу просмотра avi-файлов (с использованием элемента управления CAnimateCtrl).

Вопросы к защите

1. Каркас приложения MFC.
2. Класс CwinApp.
3. Класс CWnd.
4. Наследование.

Лабораторная работа № 5

Создание диалогов в MFC

Цель работы: изучить методы создания модальных и немодальных диалогов

Порядок выполнения работы

Создать новый проект приложения MFC на основе диалога (dialog based) с использованием мастера приложений.

Изучить класс CDialog, классы основных элементов управления (CButton, CEdit, CComboBox, …), создание элементов управления в редакторе ресурсов.

На примере создания простейшего калькулятора, изучить технологию ассоциации переменных диалога с элементами управления с использованием ClassWizard.

Написать программу просмотра и редактирования простейшей базы данных о студентах. Базу данных считывать из файла. Приложение должно состоять из двух диалогов. В первом диалоге редактируется число записей в базе, имя и фамилия одного (текущего) студента. Второй диалог предназначен для просмотра всей базы в виде таблицы. Высота таблицы должна автоматически вычисляться по текущему разрешению экрана.

Вопросы к защите

1. Класс CDialog.
2. Модальные и немодальные диалоги.
3. Стандартные элементы управления.
4. Ассоциация переменных с элементами управления.
5. Стандартные диалоговые окна Windows.

Лабораторная работа № 6

Работа с графикой.

Цель работы: изучить интерфейс графического устройства, ознакомиться с основами библиотеки OpenGL.

Порядок выполнения работы

Создать новый проект однодокументного приложения MFC (single document) с использованием мастера приложений.

Изучить классы «контекст устройства»: CDC, ССlientDС, CPaintDC, CWindowDC, CMetafileDC.

Разработать систему классов «геометрические фигуры», порожденных из базового класса Figure с системой чистых виртуальных функций (например, Draw(CDC*)).

Написать программу простейшего графического редактора, позволяющего рисовать (добавлять, удалять, редактировать свойства) фигуры из разработанной системы классов в окне созданного приложения.

Изучить структуру приложения Windows, использующего OpenGL. Изучить архитектуру, синтаксис команд, примитивы OpenGL.

Написать программу рисования простых трехмерных тел (по указанию преподавателя).

Вопросы к защите

1. Графическое окно. Класс CDC и порожденные от него.
2. Режимы преобразования координат.
3. Рисование мышью.
4. Библиотека OpenGL.

Лабораторная работа № 7

Фреймы и окна документов.

Цель работы: изучить архитектуру «документ-вид».

Порядок выполнения работы

Изучить функции взаимодействия «документ-вид», чтение и запись документов в SDI- и MDI-приложениях.

Переписать программу графического редактора из лабораторной работы № 6 в стиле MDI-приложения. Реализовать сериализацию документов.

Изучить технологию печати документов с использованием MFC и архитектуры «документ-вид».

Реализовать предварительный просмотр и печать документа в разрабатываемом приложении.

Вопросы к защите

1. Фреймы и окна документов.
2. Использование MDI.
3. Работа с принтером.

Скачать архив с текстом документа