Методические указания по прохождению учебной (ознакомительной) практики Ростов-на-Дону 2008 г
СОДЕРЖАНИЕ: Прохождение учебной (ознакомительной) практики открывает серию особо важных видов подготовки специалистов любых форм обучения, предусмотренных Государственным образовательным стандартом и учебным планом специальности 080503 «Антикризисное управление»Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Ростовский государственный экономический университет
Факультет национальной и мировой экономики
Кафедра антикризисного и корпоративного управления
методические указания
по прохождению учебной (ознакомительной) практики
Ростов-на-Дону
2008 г.
1. Цели и значение учебной (ознакомительной) практики
Прохождение учебной (ознакомительной) практики открывает серию особо важных видов подготовки специалистов любых форм обучения, предусмотренных Государственным образовательным стандартом и учебным планом специальности 080503 «Антикризисное управление».
Ознакомительная практика проводится для студентов очной формы обучения на третьем курсе в шестом семестре в течение двух учебных недель, для студентов заочной формы обучения – на четвертом курсе в течение четырех учебных недель, для студентов сокращенной формы обучения – на втором курсе в течение четырех учебных недель.
Цели учебной практики:
закрепление и углубление знаний студентов, полученных ими в ходе теоретических и практических занятий;
знакомство с работой предприятия в современных условиях, в том числе его основных подразделений, а также с системой управления им;
сбор и анализ информации о деятельности предприятия.
Значение прохождения учебной практики состоит в том, что она является инструментом проверки подготовки студентов к самостоятельной работе, а также важной формой развития профессиональных навыков.
Во время прохождения учебной практики студент должен выполнить все пункты, намеченные в плане ее прохождения, который содержится в дневнике.
2. Порядок прохождения учебной практики
Ознакомительную практику студенты проходят на базе предприятий различных отраслей в форме экскурсий, проведения бесед и консультаций со специалистами и руководителями производственных подразделений, отделов и служб предприятия и руководителем практики от университета, а также сбора информации, характеризующей деятельность предприятия.
На знакомство с предприятием отводится примерно 2/3 времени, отведенного на ознакомительную практику. Оставшееся время отводится для анализа полученной информации и написания дневника и отчета по практике.
Предприятия, являющиеся базами ознакомительной практики, создают необходимые условия для её успешного прохождения и получения студентами всей необходимой для написания отчета по практики информации. Учебно-методическое руководство учебной практикой студентов осуществляется:
от кафедры – преподавателем кафедры (руководителем учебной практики), утвержденным заведующим кафедры;
от предприятия – опытными, высококвалифицированными специалистами в области экономики и управления производством, имеющими высшее образование и назначаемыми приказом руководителей предприятий.
Во время прохождения ознакомительной практики студент обязан:
изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка;
регулярно заполнять дневник практики;
выполнять задания, предусмотренные данными методическими указаниями и даваемые руководителем практики от университета и предприятия;
постоянно поддерживать связь с руководителем практики от кафедры и посещать его консультации.
Студент, не выполнивший заданий по ознакомительной практике или получивший отрицательный отзыв по своей работе и поведении на предприятии, подлежит дисциплинарному наказанию, вплоть до отчисления из университета.
Руководитель практики от кафедры обязан:
регулярно проверять соответствие работы студентов программе и календарному плану прохождения практики;
консультировать студентов;
оценить итоги прохождения практики по четырёхбалльной системе.
Руководитель практики от предприятия осуществляет общее руководство работой студентов, то есть:
следит за выполнением студентом программы и календарного плана прохождения практики;
консультирует студента по выполнению программы практики;
оценивает работу студента по четырёхбалльной системе, что учитывается при защите отчета по практике;
дает собственную характеристику студенту.
Отчет по ознакомительной практике студенты сдают руководителю от университета в конце практики и защищают в назначенный срок. Руководитель практики проставляет полученные оценки в ведомости и зачетных книжках.
3. Программа ознакомительной практики
В период прохождения ознакомительной практики студент изучает:
цели и основные виды деятельности предприятия;
различные функциональные направления деятельности предприятия (служб, отделов и других подразделений), систему управления этими направлениями (технология производства продукции, сбыт, маркетинг, материально-техническое обеспечение, финансирование, инвестиционная деятельность, управление персоналом, управление качеством продукции и др.);
выполняемые функции управления предприятием (прогнозирование, планирование, анализ, учёт, контроль, стимулирование, оценка деятельности основных подразделений и персонала предприятия);
изучает деятельность отделов и служб предприятия, нацеленных на различные аспекты экономической деятельности (плановая работа, организация труда и зарплаты, финансовая, маркетинговая, учетно-аналитическая и др.);
собирает и анализирует информацию, необходимую для выполнения целей практики;
формулирует выводы, предложения и рекомендации по использованию резервов роста эффективности использования ресурсов предприятия, а также по повышению эффективности его деятельности в целом.
Конкретную программу и календарный план прохождения ознакомительной практики на соответствующем предприятии разрабатывает руководитель от кафедры по согласованию с руководителями практики от предприятий.
Содержание программы учебной практики представлено в следующей таблице.
Таблица 1
Содержание программы учебной практики
№ п/п |
Тема учебной практики |
Количество календарных дней |
1. |
Ознакомление с предприятием (миссия, цели, основные виды деятельности, положение предприятия на рынке, масштабы деятельности и т.п.) |
|
2. |
Изучение организационно-правовой формы предприятия, организационной структуры управления, производственной структуры |
|
3. |
Ознакомление с системой управления предприятием (структура аппарата управления, принципы построения, функции) |
|
4. |
Изучение технологического процесса производства продукции |
|
5. |
Анализ внешней по отношению к предприятию среды |
|
6. |
Ознакомление с кадровой политикой предприятия |
|
7. |
Подготовка выводов и рекомендаций по итогам практики |
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ, Структура отчёта и дневника по ознакомительной практикЕ
Отчёт по учебной практике выполняется на стандартных листах бумаги формата А4 (210х297 мм ± 10 мм). Общий объем отчета не должен превышать 15-20 страниц машинописного текста. Печать производится через 1,5 интервала, размер шрифта 14 (Times New Roman), с выравниванием по ширине. Левое поле листа – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм. Текст должен оформляться абзацами с отступом 1,25-1,5 мм. Все страницы текста должны иметь сквозную нумерацию. Номер проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу страницы. Титульный лист включатся в общую нумерацию, но номер на нем не ставится. Формулы, таблицы, рисунки имеют самостоятельную, независимую друг от друга, сквозную в пределах одного раздела нумерацию, например: вторая формула первого раздела – (1.2); четвертая таблица первого раздела – Таблица 1.4; четвертый рисунок второго раздела – Рис. 2.4.
Отчет по ознакомительной практике имеет следующую структуру:
1. Титульный лист (образец – см. в Приложении 1).
2. Содержание (с указанием страниц каждого раздела).
3. Характеристика предприятия (миссия, цели, виды деятельности; основные сведения о предприятии; положение предприятия на рынке; система управления предприятием; основные направления развития и масштабы деятельности предприятия; организационно-правовая форма, производственная и организационная структуры; форма собственности).
4. Описание производственного процесса (наименование технологического оборудования и совершаемые им операции, его расстановка, характеристика основных и вспомогательных рабочих и пр.).
5. Характеристика системы управления предприятием и её подсистем (принципы построения; аппарат управления и его функции; используемые системы автоматизации управления; состав, функции и задачи, выполняемые экономическими службами предприятия).
6. Анализ окружающей (внешней) среды по отношению к предприятию (характеристика поставщиков, заказчиков, основных конкурентов; наличие и высота барьеров входа на отраслевой рынок; SWOT-анализ; позиционный анализ; конкурентный анализ – построение конкурентных профилей, исследование конкуренции по модели М. Портера), выявление рыночных возможностей и перспектив развития предприятия.
7. Характеристика системы управления персоналом (содержание кадровой политики; кадровое планирование; методы найма и отбора персонала; система мотивации персонала; оценка и система развития персонала).
8. Выводы, содержащие основные итоги выполненной студентом работы, а также предложения по повышению эффективности деятельности предприятия.
9. Список использованных информационных источников (используются учебные, научные, периодические источники, а также Интернет-ресурсы).
10. Приложения (документация, регламентирующая деятельность предприятия; формы отчетности, положения, инструкции и пр.).
Дневник прохождения учебной практики заполняется следующим образом.
На первой странице указываются фамилия, имя, отчество студента; специальность, по которой он обучается, место прохождения и период практики; фамилия, имя, отчество руководителей практик от кафедры и предприятия.
Второй раздел дневника содержит план прохождения учебной практики с кратким указанием наименования проводимых работ и даты их выполнения.
В третьем разделе студент описывает вопросы программы (плана) практики с указанием даты и места выполнения работ.
Четвертый раздел дневника заполняется руководителем ознакомительной практики от предприятия. Он должен сделать замечания студенту и дать необходимые рекомендации по их устранению.
В пятом разделе студент приводит список информационных источников (различного рода документации, характеризующей деятельность предприятия), на основании которой выполнении отчет по учебной практике. Причем эта документация должна быть представлена в приложениях к отчету.
Шестой раздел дневника по учебной практики заполняется руководителем от предприятия, который дает краткую характеристику студенту и оценивает его работу за весь период прохождения практики по четырёхбалльной системе.
В седьмом разделе руководитель практики от кафедры дает краткую рецензию с указанием недостатков и достоинств представленного к защите отчета, а также ставит оценку по четырёхбалльной, которая переносится в зачетную книжку и в ведомость по учебной практике.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Федеральное агентство по образованию
Гоу впо Ростовский государственный экономический университет
факультет национальной и мировой экономики
кафедра антикризисного и корпоративного управления
отчёт
по учебной (ознакомительной) практике
на_______________________________________________________
(указывается полное наименование предприятия, по материалам которого выполнен отчёт)
студента (ки)______________________________________________
(фамилия, имя, отчество, специальность, курс, группа)
Руководитель практики от кафедры Антикризисного и корпоративного управления __________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, учёное звание, степень)
Ростов-на-Дону
200__ г.