Методические указания по проведению практических занятий
СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания составлены на основании примерной программы дисциплины Стилистика и литературное редактированиеФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕНННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
ФГОУВПО «РГУТиС»
Факультет ___________ Туризма и гостеприимства ___________________________
Кафедра __________ «Связи с общественностью» __________________________
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе д.э.н., профессор__________Н.Г.Новикова
«_______»_______________200 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Дисциплина ОПД.Ф.10 «Стилистика и литературное редактирование»
(индекс, наименование дисциплины)
Специальность 030602.65 – «Связи с общественностью» ___________________________
(код, наименование специальности)
Москва 2009
Методические указания составлены на основании примерной программы дисциплины ____Стилистика и литературное редактирование __________
(название дисциплины)
При разработке методических указаний в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности _____________________________030602.65 «Связи с общественностью» __ _____________
(шифр и название специальности)
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры
______________«Связи с общественностью» _________________________
(название кафедры)
Протокол №_______ «_____» ____________________200__г.
Зав.кафедрой,
д.ф.н., профессор Т.М. Надеина
Методические указания одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»
Протокол №_______ «_____»______________________200__г.
Ученый секретарь Научно-методического совета
к.и.н., доцент Е.В. Юрчикова
Методические указания разработал:
Доцент кафедры
«Связи с общественностью»,
к.п.н., доцент О.Н. Лапшина
1 семестр
Тема 1. Понятие о языковых стилях как функциональных разновидностях языка. Точность словоупотребления.
Вопросы
1.Объект и предмет стилистики.
2. Современный русский язык и его стили.
3. Основные стили письменной речи.
4. Стиль художественной литературы.
5. Особенности устной публичной речи.
6. Язык и стиль средств массовой коммуникации.
7. Правила оформления документов.
8. Слово и его значение.
9. Многозначность слова. Стилистическое использование многозначности слова.
10.Стилистические функции омонимов, паронимов, синонимов, антонимов.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
-основные понятия, проблемы и методы стилистики русского языка;
- понятие литературного языка;
-признаки литературного языка;
-принципы классификации стилей;
- определение функционального стиля;
-экстралингвистические и лингвистические предпосылки дифференциации функциональных стилей, важнейшие стилеобразующие признаки;
-правила оформления документов;
-стилистические функции единиц лексической системы.
-стилистические возможности и функции в речи многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов.
уметь:
-дифференцированно подходить к стилистической характеристике функциональных стилей;
-выявлять характерные черты стиля;
-проводить лексико-стилистический и грамматико-стилистический анализ текстов разных стилей;
- употреблять слово в соответствии с его значением;
- объяснять переносное значение слова и причины его функционирования в разных функциональных стилях;
- использовать стилистические ресурсы современного русского языка.
владеть:
-умениями и навыками практического анализа текстов различной функционально-стилевой ориентации;
- методикой отбора наиболее оправданных языковых единиц из числа синонимичных;
- умениями и навыками отбора стилистических средств на всех уровнях структуры языка.
Рекомендуемая литература
1. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1965.
2. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. — М.: МГУ, 1961.
3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М.: Просвещение, 2005.
4. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.
5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.
Тема 2. Стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка.
Вопросы
1. Стилистические ресурсы лексики.
2.Стилистическое использование историзмов и архаизмов.
3. Использование архаизмов в официально-деловой речи.
4. Стилистическая роль неологизмов.
5.Стилистические возможности использование слов иноязычного происхождения.
6. Приемы объяснения в тексте иноязычных слов и терминов.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
-стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка;
- основные черты лексики ограниченного употребления;
-приемы объяснения в тексте иноязычных слов и терминов.
уметь:
-оценивать стилистические функции архаизмов и историзмов в художественной литературе;
-определять уместность использования иноязычной лексики в различных текстах;
-работать со словарями русского языка с целью выявления семантики лексических единиц.
владеть:
-умениями и навыками использования слов, связанных с их отнесением к активному или пассивному составу языка.
Рекомендуемая литература
1. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. — М.: МГУ, 1961.
2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.
3. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.
4. Шустрова Л.Б. Лексическая стилистика русского языка. — М.: Аз, 1995.
Тема 3. Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления.
Вопросы
1. Роль диалектизмов в языке художественной литературы.
2.Стилистическое использование диалектизмов.
3.Стилистическое использование профессионализмов в литературе художественной и публицистической.
4. Роль терминологической лексики в различных языковых стилях.
5. Функция жаргонизмов в различных текстах.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
-стилистические функции лексики ограниченного употребления;
-сферу использования диалектной лексики;
-функции терминологической лексики в различных языковых стилях;
- стилистическую функцию жаргонизмов в различных текстах.
уметь:
-определять стилистические функции диалектизмов в произведениях художественной литературы;
- использовать лексику, имеющую ограниченную сферу употребления.
владеть:
- умениями и навыками работы со словарями с целью выявления семантики лексических единиц, их стилистического использования.
Рекомендуемая литература
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М.: Просвещение, 1993.
2. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.
3. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.
4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.
Тема 4 . Стилистические свойства слов, связанные с их экспрессивной окраской.
Вопросы
1.Употребление эмоциональной лексики.
2.Стилистическое использование разговорных и просторечных слов. 3.Стилистическая функция эвфемизмов.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
-функции русского словообразования;
-стилистически окрашенные словообразовательные модели;
-словообразовательные правила создания эмоционально-экспрессивной речи;
-стилистическую функцию разговорных и просторечных слов;
- стилистическую функцию эвфемизмов.
уметь:
-использовать экспрессивную лексику в соответствии с ее функциональной закрепленностью;
-определять стилистические функции экспрессивной лексики в художественной литературе.
владеть:
-знаниями и навыками использования в речи стилистически окрашенной лексики.
Рекомендуемая литература
1. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. — М.: МГУ, 1961.
2. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.
Тема 5. Стилистическая оценка фразеологических средств языка.
Вопросы
1.Стилистические ресурсы фразеологии.
2.Использование фразеологических оборотов в различных стилях речи.
3.Фразеология деловой речи.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- стилистическое расслоение фразеологии;
-речевые ошибки и стилистические недочеты, связанные с употреблением фразеологизмов;
-типы фразеологизмов;
-варианты трансформации фразеологического оборота в тексте.
уметь:
-оценивать синонимические возможности фразеологических средств языка;
- использовать фразеологические обороты во всех речевых стилях.
владеть:
-умениями и навыками употребления фразеологизмов в речи.
Рекомендуемая литература
1. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. — М.: МГУ, 1961.
2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М.: Просвещение, 1993.
3. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.
4. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.
5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.
Тема 6. Типичные ошибки в словоупотреблении.
Вопросы
1.Неточное употребление слов.
2.Неудачные сочетания слов как результат контаминации словосочетаний или смешения языковых стилей.
3.Ошибки в стилистической оценке слов.
4.Тавтология. Плеоназм. Многословие. Искажение фразеологических выражений.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- нормы словоупотребления;
- понятие смысловой и стилистической точности;
- типичные ошибки в словоупотреблении.
уметь:
-объяснять причины возникновения ошибок в словоупотреблении;
-выявлять и исправлять ошибки, связанные с оценкой слова с точки зрения мотивированности его в контексте.
владеть:
- практическими навыками анализа текстов с целью выявления и исправления типичных ошибок в словоупотреблении.
Рекомендуемая литература
1. Абрамович А.В., Бельчиков Ю.А., Вакуров В.Н., Вомперский В.П. и др. Практическая стилистика русского литературного языка. — М.: МГУ, 1962.
2. Кохтев Н.Н., Голуб И.Б., Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка. — М.: Высшая школа, 1987.
3. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.
4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.
Тема 7. Употребление форм имен существительных.
Вопросы
1.Род несклоняемых существительных.
2.Стилистическое использование колебаний в роде имен существительных.
3.Синонимы окончаний – а/я, -у/ю родительного падежа единственного числа существительных мужского рода.
4.Колебания в склонении нерусских имен и фамилий.
5.Стилистические варианты суффиксов имен существительных.
6. Употребление единственного числа существительных в значении множественного.
7. Употребление отвлеченных, вещественных и собственных имен существительных во множественном числе.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
-стилистические ресурсы имени существительного;
-род несклоняемых существительных;
-вариантные формы грамматического рода имен существительных;
-варианты синонимии окончаний –а (-я) –у (-ю) родительного падежа единственного числа существительных мужского рода;
-колебания в склонении нерусских имен и фамилий;
-варианты употребления единственного числа существительных в значении множественного;
-варианты употребления отвлеченных, вещественных и собственных имен существительных во множественном числе.
уметь:
-оценивать общие процессы и тенденции развития современного русского языка; - мотивировать выбор форм рода, числа, падежа имен существительных
владеть:
- морфологическими нормами в области именных частей речи.
Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.
2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.
4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.
Тема 8. Употребление форм имен прилагательных.
Вопросы
1.Имена прилагательные и косвенные падежи имен существительных в роли синонимов.
2.Варианты притяжательных имен прилагательных.
3.Полная и краткая форма прилагательных в роли синонимов. Варианты форм на - ен и — енен.
4. Синонимия простой и сложной формы степеней сравнения имен прилагательных.
5.Стилистические варианты суффиксов имен прилагательных.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
-варианты синонимии имен прилагательных и имен существительных в косвенных падежах;
- варианты притяжательных имен прилагательных;
- полную и краткую форму имен прилагательных в роли синонимов;
- варианты форм на –ен и –енен;
- варианты синонимии простой и сложной формы степеней сравнения имен прилагательных;
- стилистические варианты суффиксов имен прилагательных.
уметь:
-использовать вариантные формы прилагательных;
-устранять морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен прилагательных.
владеть:
- морфологическими нормами в области именных частей речи.
Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.
2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.
4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.
Тема 9. Употребление форм числительных и местоимений.
Вопросы
1.Числительные количественные и числительные собирательные в роли синонимов.
2. Варианты винительного падежа сочетаний имен числительных с именами существительными.
3.Варианты падежей имен числительных в сочетании с предлогом по в дистрибутивном значении.
4.Варианты сложных слов с первым элементом дву- — двух-.
5.Местоимение и контекст. Приемы устранения двусмысленности.
6.Семантические и экспрессивные оттенки, приобретаемые личными местоимениями в зависимости от условий употребления.
7.Употребление возвратных и притяжательных местоимений.
8.Синонимия местоимений. Местоимения сам и самый в роли синонимов.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
-варианты сочетания числительных с существительным;
- варианты употребления собирательных числительных;
- особенности употребления числительных в составе сложных слов;
- вариантные формы местоимений;
- стилистические функции местоимений.
уметь:
- использовать числительное в разных стилях речи;
-устранять морфолого-стилистические ошибки при употреблении имен числительных.
владеть:
- морфологическими нормами в области именных частей речи.
Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.
2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.
4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.
Тема 10. Употребление форм глагола.
Вопросы
1.Синонимия времен глагола.
2. Синонимия наклонений глагола.
3. Варианты форм, связанные с видами глагола.
4.Глаголы движения в синонимической роли.
5.Синонимическое употребление глаголов с суффиксом –ся и без него.
6.Варианты форм настоящего времени изобилующих глаголов.
7.Варианты форм прошедшего времени с наличием и пропуском суффикса -ну-.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- синонимию времен глагола;
- синонимию наклонений глагола;
-варианты форм, связанные с видами глагола;
-глаголы движения в синонимической роли;
-синонимическое употребление глаголов с суффиксом –ся и без него;
-варианты форм настоящего времени изобилующих глаголов;
- варианты форм прошедшего времени с наличием и пропуском суффикса –ну-.
уметь:
- стилистически нормативно употреблять вариантные формы глагола.
владеть:
- морфологическими нормами в области глагола.
Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.
2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.
4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.
Тема 11. Строй простого предложения.
Вопросы
1.Синонимия личных, безличных, неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений.
2.Варианты связок в составном сказуемом.
3.Именительный и творительный падежи в роли синонимов.
4. Варианты сказуемого с полной и краткой формой имени прилагательного.
5.Стилистическая роль порядка слов в предложении. Значение инверсии.
После проведения практического занятия студенты должны :
знать:
-варианты стилистического использования разных типов простого предложения;
- синонимию двусоставных и односоставных предложений;
- варианты связок в составном сказуемом;
.- варианты сказуемого с полной и краткой формой имени прилагательного;
-порядок слов в предложении.
уметь:
-использовать синонимию отдельных типов простого предложения;
-использовать варианты форм сказуемого;
-оценивать синтаксическую и стилистическую роль порядка слов в предложении.
владеть:
-навыками использования синонимичных типов простого предложения.
Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.
2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.
4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.
Тема 12. Согласование сказуемого с подлежащим.
Вопросы
1.Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе имя существительное собирательное с количественным значением.
2.Сказуемое при подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием.
3.Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, уточняющие слова, присоединительную конструкцию, сравнительный оборот.
4.Случаи согласования связки с именной частью составного сказуемого.
5.Варианты согласования сказуемого с однородными подлежащими.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- варианты грамматической координации форм подлежащего и сказуемого;
- варианты ошибок согласования главных членов предложения.
уметь:
-выбирать правильную форму согласования главных членов предложений.
владеть:
-навыками обнаружения ошибок, связанных с согласованием главных членов предложения.
Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.
2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.
4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.
Тема 13. Согласование определений и приложений.
Вопросы
1.Согласование определения с существительным общего рода.
2. Определение при существительном, имеющем при себе приложение, выраженное именем существительным другого грамматического рода.
3.Согласование определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре.
4.Два определения при одном существительном, имеющим при себе приложение.
5.Согласование определения с существительными - однородными членами предложения.
6.Согласование приложений.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- варианты согласования определений и приложений;
-типологию ошибок согласования определений и приложений;
- согласование определения с существительными - однородными членами;
- согласование в косвенных падежах приложений – географических названий, находящихся при родовых наименованиях.
уметь:
-использовать варианты согласования определений и приложений;
-устранять ошибки, связанные с согласованием приложений.
владеть:
-навыками использования вариантов согласования определений и приложений.
Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.
2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.
4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.
Тема 14. Варианты форм, связанные с управлением.
Вопросы
1. Синонимия беспредложных и предложных конструкций.
2. Синонимия предлогов.
3. Варианты падежей дополнения при переходном глаголе с отрицанием.
4. Управление при синонимических словах.
5. Дополнения (обстоятельства) в разных падежах и с разными предлогами при одном управляющем слове.
6. Нанизывание падежей.
7. Сочетание родительного субъекта и родительного объекта.
8. Управление при однородных членах предложения.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- синонимию беспредложных и предложных конструкций;
-синонимию предлогов;
-управление при синонимических словах;
-нанизывание падежей;
-сочетание родительного субъекта и родительного объекта;
-управление при однородных членах предложения (двойное управление).
уметь:
-использовать варианты форм, связанных с управлением;
-сопоставлять беспредложные и предложные конструкции;
-сопоставлять сочетания с синонимичными предлогами;
-выявлять ошибки, связанные с нанизыванием падежей.
владеть:
-навыками использования вариантов форм, связанных с управлением.
Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.
2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.
4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.
Тема 15. Стилистические особенности предложений с однородными членами.
Вопросы
1.Синонимия сочинительных союзов.
2. Варианты конструкций, связанные с повторением или пропуском союзов.
3. Приемы попарного соединения однородных членов предложения.
4. Стилистическая функция обобщающих слов при однородных членах.
5.Ошибки в сочетаниях однородных членов: несопоставимость понятий, лексическая несочетаемость, несочетаемость родовых и видовых понятий и т.п. Приемы их устранения.
После проведения практических занятий студенты должны:
знать:
- варианты стилистического использования однородных членов предложения;
- речевые ошибки при употреблении однородных членов предложения.
уметь:
-анализировать стилистические особенности предложений с однородными членами;
-выявлять ошибки в сочетаниях однородных членов предложения.
владеть:
-навыками использования предложений с однородными членами в различных языковых стилях.
Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.
2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.
4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.
Тема 16. Стилистика сложного предложения.
Вопросы
1. Стилистическая роль разных видов сложного предложения.
2.Стилистическое использование разных типов сложного предложения.
3. Синонимия сочетательных союзов в сложносочиненных предложениях.
4. Стилистические особенности прямой, косвенной, несобственно-прямой и полупрямой речи.
5. Стилистическая роль периода в разных видах письменной и устной речи.
6.Стилистические ошибки в сложных предложениях. Приемы их устранения.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- разные типы сложного предложения;
- варианты использования сложных предложений в разных стилях речи;
- варианты синонимии сочетательных союзов в сложносочиненных предложениях;
- варианты синонимии подчинительных союзов в сложноподчиненных предложениях;
- стилистические особенности прямой, косвенной, несобственно-прямой и полупрямой речи;
- ошибки в сложных предложениях и приемы их устранения.
уметь:
- целесообразно использовать различные типы сложного предложения в различных языковых стилях;
- устранять стилистические ошибки в сложном предложении.
владеть:
-навыками использования различных типов сложного предложения в различных языковых стилях.
Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.
2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.
4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.
Тема 17. Параллельные синтаксические конструкции.
Вопросы
1.Общая характеристика параллельных конструкций. Стилистическая функция параллельных синтаксических конструкций.
2.Причастный и деепричастный обороты.
3.Конструкции с отглагольным существительным. Ошибки при употреблении конструкций с отглагольными существительными и приемы их устранения.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
-стилистическую функцию параллельных синтаксических конструкций;
- типологию ошибок в использовании причастных конструкций и приемы их устранения;
- стилистические функции деепричастных оборотов;
- внелитературные формы деепричастий;
-стилистические особенности оборотов с отглагольными существительными;
-типологию ошибок при употреблении конструкций с отглагольными существительными и приемы их устранения.
уметь:
-целесообразно использовать параллельные синтаксические конструкции;
владеть:
-навыками использования параллельных синтаксических конструкций в различных языковых стилях.
Рекомендуемая литература
1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.
2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.
4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.
2 семестр
Тема 1.Редактирование в процессе коммуникации
Вопросы
1.Редактирование как лингвистическая и книговедческая дисциплина.
2.Возникновение и развитие отечественного редактирования.
3. Опыт и традиции редактирования в литературной практике русских писателей. Русские писатели-классики о совершенствовании языка и стиля литературного произведения.
4.Общетеоретические основы методики редактирования.
5.Методика редактирования и другие гуманитарные дисциплины: литературоведение, лингвистика, текстология, логика, психология, информатика.
6.Задачи литературного редактирования текста.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- основные аспекты редактирования как лингвистической и книговедческой дисциплины;
- этапы развития отечественного редактирования;
- научную и методическую базы редактирования;
- методику и задачи литературного редактирования текста.
уметь:
-оценивать значение и роль редактирования в процессе коммуникации;
-анализировать основные аспекты редактирования как лингвистической и книговедческой дисциплины.
владеть:
-знаниями основных аспектов литературного редактирования;
-знаниями научной и методической базы литературного редактирования.
Рекомендуемая литература
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007.
2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004.
3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006.
4.Стилистика газетных жанров /Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004.
5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007.
Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.
Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005.
Тема 2. Текст как объект литературного редактирования
Вопросы
1.Принципы построения связного текста.
2.Виды текстов, их назначение, особенности языка.
3. Взаимопроникновение текстов различных видов.
4.Композиция текста: введение, завязка, развитие, развязка, заключение.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- основные требования к тексту;
- принципы построения связного текста;
- виды текстов, их назначение, особенности языка;
- возможности взаимопроникновения текстов различных видов.
уметь:
- анализировать разные виды текстов, особенности их языка;
-оценивать основные свойства текста.
владеть:
- навыками работы с текстами с учетом их основных свойств.
Рекомендуемая литература
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007.
2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004.
3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006.
4.Стилистика газетных жанров /Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004.
5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007.
Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.
Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005.
Тема 3.Задачи и приемы литературного редактирования
Вопросы
1.Правка текста и ее виды.
2. Издательская и корректорская правка.
3.Маркировка композиционной правки.
4. Правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка. Авторизация текста.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
-виды правок;
- задачи и условия правок;
-основания для выбора правки;
-операции правки.
уметь:
- осуществлять основные методические процедуры анализа и правки текста.
владеть:
-навыками ознакомительного, аналитического и шлифовочного чтения;
- владеть методикой правки текста.
Рекомендуемая литература
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007.
2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004.
3.Стилистика и литературное редактирование. /Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006.
4.Стилистика газетных жанров/Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004.
5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007.
Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.
Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005.
Тема 4.Работа с логической основой текста
Вопросы
1.Логический анализ текста: деление на части, исследование связей между частями, между смысловыми единицами текста и затекстовой действительностью.
2. Соблюдение в тексте законов логики.
3. Логические ошибки.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- законы логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания);
- контактные и дистантные алогизмы в тексте;
- формально-логические и образные противоречия.
уметь:
-работать с логической основой редактирования текста.
владеть:
-методикой редактирования логической стороны текста.
Рекомендуемая литература
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007.
2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004.
3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006.
4.Стилистика газетных жанров/Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004.
5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007.
Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.
Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005.
Тема 5. Работа с фактической основой текста
Вопросы
1.Функции фактического материала в тексте.
2.Методика проверки фактов, конкретизация представления факта, уточнение понятия и высказывания, сопоставление фактов, проверка по авторитетным источникам информации.
3.Цифра как вид фактического материала.
4.Работа со статистикой.
5. Таблицы и выводы как способ оформления статистических данных.
6. Цитаты, приемы их использования. Точность цитирования и проверки цитат.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- основные правила работы с фактами;
- основные методы проверки фактов;
- принципы оценки и оформления цифровых данных;
- принципы работы со статистикой;
-приемы использования цитат.
уметь:
-работать с фактической основой текста.
владеть:
-методикой редактирования фактической стороны текста.
Рекомендуемая литература
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007.
2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004.
3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006.
4.Стилистика газетных жанров/Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004.
5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007.
Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.
Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005.
Тема 6. Работа над композицией текста. Классификация видов текстов и способов изложения
Вопросы
1.Элементы композиции, основные композиционные принципы и приемы.
2.Работа над планом текста.
3. Классификация способов изложения и видов текста.
4. Повествование, его виды и признаки.
5.Сообщение как разновидность повествования.
6.Описание, его виды и признаки.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- элементы композиции;
- основные композиционные принципы и приемы;
- принципы работы с композицией текста.
уметь:
-выявлять композиционные особенности текстов разных типов и жанров;
-работать над композицией текста;
-работать с различными видами текстов.
владеть:
-методикой работы с разными видами текстов.
Рекомендуемая литература
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007.
2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004.
3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006.
4.Стилистика газетных жанров./Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004.
5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007.
Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.
Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005.
Тема 7.Классификация текстов и способов изложения.
Вопросы
1.Классификация текстов и способов изложения.
2. Повествование, его виды и признаки.
3. Сообщение как разновидность повествования.
4. Описание, его виды и признаки.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- различные виды текстов;
- основные виды повествования;
- основные виды и признаки описания;
- основные признаки сообщения.
уметь:
-работать с различными видами текстов.
владеть:
-методикой редактирования различных видов текста.
Тема 8. Редактирование текстов разных видов
Вопросы
1.Редактирование повествования и сообщения.
2. Редактирование описаний разных видов. Особенности информационного описания
3. Виды рассуждений и их признаки. Редактирование рассуждений.
4. Определение, виды и признаки. Редактирование определений.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
- основные виды и признаки объяснения;
- редактирование объяснения, повествования и сообщения;
- редактирование описаний разных видов;
- виды рассуждений и их признаки;
- редактирование рассуждений;
- определение, виды и признаки.
- редактирование определений;
- виды речевых погрешностей в тексте и их редактирование: языковая неправильность, плеоназм, нечеткость и неясность высказывания.
уметь:
-работать с различными видами текстов.
владеть:
-методикой редактирования различных видов текстов.
Рекомендуемая литература
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007.
2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004.
3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006.
4.Стилистика газетных жанров/Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004.
5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007.
Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.
Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005.
Тема 9. Типы речевых ошибок
Вопросы
1.Нормативно-языковые ошибки.
2.Нормативно-стилевые ошибки.
3.Нормативно-эстетические ошибки.
После проведения практического занятия студенты должны:
знать:
-нормативный аспект современного русского языка;
- вариативность языковых норм;
-классификацию нормативно-языковых ошибок;
-классификацию нормативно-стилевых ошибок;
- классификацию нормативно-эстетических ошибок.
уметь:
-выявлять ошибки в текстах различной функционально-стилевой направленности;
-исправлять ошибки в текстах различной функционально-стилевой направленности.
владеть:
- нормами современного русского языка;
-навыками практического анализа текста;
- навыками стилистической правки текста.
Рекомендуемая литература
1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007.
2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004.
3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006.
4.Стилистика газетных жанров/Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004.
5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007.
Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.
Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005.