Методические указания по проведению практических занятий

СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания составлены на основании примерной программы дисциплины Стилистика и литературное редактирование

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕНННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Факультет ___________ Туризма и гостеприимства ___________________________

Кафедра __________ «Связи с общественностью» __________________________

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе д.э.н., профессор__________Н.Г.Новикова

«_______»_______________200 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дисциплина ОПД.Ф.10 «Стилистика и литературное редактирование»

(индекс, наименование дисциплины)

Специальность 030602.65 – «Связи с общественностью» ___________________________

(код, наименование специальности)

Москва 2009

Методические указания составлены на основании примерной программы дисциплины ____Стилистика и литературное редактирование __________

(название дисциплины)

При разработке методических указаний в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности _____________________________030602.65 «Связи с общественностью» __ _____________

(шифр и название специальности)

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры

______________«Связи с общественностью» _________________________

(название кафедры)

Протокол №_______ «_____» ____________________200__г.

Зав.кафедрой,

д.ф.н., профессор Т.М. Надеина

Методические указания одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол №_______ «_____»______________________200__г.

Ученый секретарь Научно-методического совета

к.и.н., доцент Е.В. Юрчикова

Методические указания разработал:

Доцент кафедры

«Связи с общественностью»,

к.п.н., доцент О.Н. Лапшина

1 семестр

Тема 1. Понятие о языковых стилях как функциональных разновидностях языка. Точность словоупотребления.

Вопросы

1.Объект и предмет стилистики.

2. Современный русский язык и его стили.

3. Основные стили письменной речи.

4. Стиль художественной литературы.

5. Особенности устной публичной речи.

6. Язык и стиль средств массовой коммуникации.

7. Правила оформления документов.

8. Слово и его значение.

9. Многозначность слова. Стилистическое использование многозначности слова.

10.Стилистические функции омонимов, паронимов, синонимов, антонимов.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

-основные понятия, проблемы и методы стилистики русского языка;

- понятие литературного языка;

-признаки литературного языка;

-принципы классификации стилей;

- определение функционального стиля;

-экстралингвистические и лингвистические предпосылки дифференциации функциональных стилей, важнейшие стилеобразующие признаки;

-правила оформления документов;

-стилистические функции единиц лексической системы.

-стилистические возможности и функции в речи многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов.

уметь:

-дифференцированно подходить к стилистической характеристике функциональных стилей;

-выявлять характерные черты стиля;

-проводить лексико-стилистический и грамматико-стилистический анализ текстов разных стилей;

- употреблять слово в соответствии с его значением;

- объяснять переносное значение слова и причины его функционирования в разных функциональных стилях;

- использовать стилистические ресурсы современного русского языка.

владеть:

-умениями и навыками практического анализа текстов различной функционально-стилевой ориентации;

- методикой отбора наиболее оправданных языковых единиц из числа синонимичных;

- умениями и навыками отбора стилистических средств на всех уровнях структуры языка.

Рекомендуемая литература

1. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1965.

2. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. — М.: МГУ, 1961.

3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М.: Просвещение, 2005.

4. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.

Тема 2. Стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка.

Вопросы

1. Стилистические ресурсы лексики.

2.Стилистическое использование историзмов и архаизмов.

3. Использование архаизмов в официально-деловой речи.

4. Стилистическая роль неологизмов.

5.Стилистические возможности использование слов иноязычного происхождения.

6. Приемы объяснения в тексте иноязычных слов и терминов.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

-стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка;

- основные черты лексики ограниченного употребления;

-приемы объяснения в тексте иноязычных слов и терминов.

уметь:

-оценивать стилистические функции архаизмов и историзмов в художественной литературе;

-определять уместность использования иноязычной лексики в различных текстах;

-работать со словарями русского языка с целью выявления семантики лексических единиц.

владеть:

-умениями и навыками использования слов, связанных с их отнесением к активному или пассивному составу языка.

Рекомендуемая литература

1. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. — М.: МГУ, 1961.

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.

3. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.

4. Шустрова Л.Б. Лексическая стилистика русского языка. — М.: Аз, 1995.

Тема 3. Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления.

Вопросы

1. Роль диалектизмов в языке художественной литературы.

2.Стилистическое использование диалектизмов.

3.Стилистическое использование профессионализмов в литературе художественной и публицистической.

4. Роль терминологической лексики в различных языковых стилях.

5. Функция жаргонизмов в различных текстах.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

-стилистические функции лексики ограниченного употребления;

-сферу использования диалектной лексики;

-функции терминологической лексики в различных языковых стилях;

- стилистическую функцию жаргонизмов в различных текстах.

уметь:

-определять стилистические функции диалектизмов в произведениях художественной литературы;

- использовать лексику, имеющую ограниченную сферу употребления.

владеть:

- умениями и навыками работы со словарями с целью выявления семантики лексических единиц, их стилистического использования.

Рекомендуемая литература

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М.: Просвещение, 1993.

2. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.

3. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.

Тема 4 . Стилистические свойства слов, связанные с их экспрессивной окраской.

Вопросы

1.Употребление эмоциональной лексики.

2.Стилистическое использование разговорных и просторечных слов. 3.Стилистическая функция эвфемизмов.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

-функции русского словообразования;

-стилистически окрашенные словообразовательные модели;

-словообразовательные правила создания эмоционально-экспрессивной речи;

-стилистическую функцию разговорных и просторечных слов;

- стилистическую функцию эвфемизмов.

уметь:

-использовать экспрессивную лексику в соответствии с ее функциональной закрепленностью;

-определять стилистические функции экспрессивной лексики в художественной литературе.

владеть:

-знаниями и навыками использования в речи стилистически окрашенной лексики.

Рекомендуемая литература

1. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. — М.: МГУ, 1961.

2. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.

Тема 5. Стилистическая оценка фразеологических средств языка.

Вопросы

1.Стилистические ресурсы фразеологии.

2.Использование фразеологических оборотов в различных стилях речи.

3.Фразеология деловой речи.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

- стилистическое расслоение фразеологии;

-речевые ошибки и стилистические недочеты, связанные с употреблением фразеологизмов;

-типы фразеологизмов;

-варианты трансформации фразеологического оборота в тексте.

уметь:

-оценивать синонимические возможности фразеологических средств языка;

- использовать фразеологические обороты во всех речевых стилях.

владеть:

-умениями и навыками употребления фразеологизмов в речи.

Рекомендуемая литература

1. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. — М.: МГУ, 1961.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М.: Просвещение, 1993.

3. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.

4. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.

Тема 6. Типичные ошибки в словоупотреблении.

Вопросы

1.Неточное употребление слов.

2.Неудачные сочетания слов как результат контаминации словосочетаний или смешения языковых стилей.

3.Ошибки в стилистической оценке слов.

4.Тавтология. Плеоназм. Многословие. Искажение фразеологических выражений.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

- нормы словоупотребления;

- понятие смысловой и стилистической точности;

- типичные ошибки в словоупотреблении.

уметь:

-объяснять причины возникновения ошибок в словоупотреблении;

-выявлять и исправлять ошибки, связанные с оценкой слова с точки зрения мотивированности его в контексте.

владеть:

- практическими навыками анализа текстов с целью выявления и исправления типичных ошибок в словоупотреблении.

Рекомендуемая литература

1. Абрамович А.В., Бельчиков Ю.А., Вакуров В.Н., Вомперский В.П. и др. Практическая стилистика русского литературного языка. — М.: МГУ, 1962.

2. Кохтев Н.Н., Голуб И.Б., Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка. — М.: Высшая школа, 1987.

3. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.

Тема 7. Употребление форм имен существительных.

Вопросы

1.Род несклоняемых существительных.

2.Стилистическое использование колебаний в роде имен существительных.

3.Синонимы окончаний а/я, -у/ю родительного падежа единственного числа существительных мужского рода.

4.Колебания в склонении нерусских имен и фамилий.

5.Стилистические варианты суффиксов имен существительных.

6. Употребление единственного числа существительных в значении множественного.

7. Употребление отвлеченных, вещественных и собственных имен существительных во множественном числе.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

-стилистические ресурсы имени существительного;

-род несклоняемых существительных;

-вариантные формы грамматического рода имен существительных;

-варианты синонимии окончаний –а (-я) –у (-ю) родительного падежа единственного числа существительных мужского рода;

-колебания в склонении нерусских имен и фамилий;

-варианты употребления единственного числа существительных в значении множественного;

-варианты употребления отвлеченных, вещественных и собственных имен существительных во множественном числе.

уметь:

-оценивать общие процессы и тенденции развития современного русского языка; - мотивировать выбор форм рода, числа, падежа имен существительных

владеть:

- морфологическими нормами в области именных частей речи.

Рекомендуемая литература

1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.

2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.

4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.

Тема 8. Употребление форм имен прилагательных.

Вопросы

1.Имена прилагательные и косвенные падежи имен существительных в роли синонимов.

2.Варианты притяжательных имен прилагательных.

3.Полная и краткая форма прилагательных в роли синонимов. Варианты форм на - ен и — енен.

4. Синонимия простой и сложной формы степеней сравнения имен прилагательных.

5.Стилистические варианты суффиксов имен прилагательных.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

-варианты синонимии имен прилагательных и имен существительных в косвенных падежах;

- варианты притяжательных имен прилагательных;

- полную и краткую форму имен прилагательных в роли синонимов;

- варианты форм на –ен и –енен;

- варианты синонимии простой и сложной формы степеней сравнения имен прилагательных;

- стилистические варианты суффиксов имен прилагательных.

уметь:

-использовать вариантные формы прилагательных;

-устранять морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен прилагательных.

владеть:

- морфологическими нормами в области именных частей речи.

Рекомендуемая литература

1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.

2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.

4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.

Тема 9. Употребление форм числительных и местоимений.

Вопросы

1.Числительные количественные и числительные собирательные в роли синонимов.

2. Варианты винительного падежа сочетаний имен числительных с именами существительными.

3.Варианты падежей имен числительных в сочетании с предлогом по в дистрибутивном значении.

4.Варианты сложных слов с первым элементом дву- — двух-.

5.Местоимение и контекст. Приемы устранения двусмысленности.

6.Семантические и экспрессивные оттенки, приобретаемые личными местоимениями в зависимости от условий употребления.

7.Употребление возвратных и притяжательных местоимений.

8.Синонимия местоимений. Местоимения сам и самый в роли синонимов.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

-варианты сочетания числительных с существительным;

- варианты употребления собирательных числительных;

- особенности употребления числительных в составе сложных слов;

- вариантные формы местоимений;

- стилистические функции местоимений.

уметь:

- использовать числительное в разных стилях речи;

-устранять морфолого-стилистические ошибки при употреблении имен числительных.

владеть:

- морфологическими нормами в области именных частей речи.

Рекомендуемая литература

1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.

2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.

4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.

Тема 10. Употребление форм глагола.

Вопросы

1.Синонимия времен глагола.

2. Синонимия наклонений глагола.

3. Варианты форм, связанные с видами глагола.

4.Глаголы движения в синонимической роли.

5.Синонимическое употребление глаголов с суффиксом –ся и без него.

6.Варианты форм настоящего времени изобилующих глаголов.

7.Варианты форм прошедшего времени с наличием и пропуском суффикса -ну-.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

- синонимию времен глагола;

- синонимию наклонений глагола;

-варианты форм, связанные с видами глагола;

-глаголы движения в синонимической роли;

-синонимическое употребление глаголов с суффиксом –ся и без него;

-варианты форм настоящего времени изобилующих глаголов;

- варианты форм прошедшего времени с наличием и пропуском суффикса –ну-.

уметь:

- стилистически нормативно употреблять вариантные формы глагола.

владеть:

- морфологическими нормами в области глагола.

Рекомендуемая литература

1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.

2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.

4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.

Тема 11. Строй простого предложения.

Вопросы

1.Синонимия личных, безличных, неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений.

2.Варианты связок в составном сказуемом.

3.Именительный и творительный падежи в роли синонимов.

4. Варианты сказуемого с полной и краткой формой имени прилагательного.

5.Стилистическая роль порядка слов в предложении. Значение инверсии.

После проведения практического занятия студенты должны :

знать:

-варианты стилистического использования разных типов простого предложения;

- синонимию двусоставных и односоставных предложений;

- варианты связок в составном сказуемом;

.- варианты сказуемого с полной и краткой формой имени прилагательного;

-порядок слов в предложении.

уметь:

-использовать синонимию отдельных типов простого предложения;

-использовать варианты форм сказуемого;

-оценивать синтаксическую и стилистическую роль порядка слов в предложении.

владеть:

-навыками использования синонимичных типов простого предложения.

Рекомендуемая литература

1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.

2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.

4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.

Тема 12. Согласование сказуемого с подлежащим.

Вопросы

1.Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе имя существительное собирательное с количественным значением.

2.Сказуемое при подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием.

3.Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение, уточняющие слова, присоединительную конструкцию, сравнительный оборот.

4.Случаи согласования связки с именной частью составного сказуемого.

5.Варианты согласования сказуемого с однородными подлежащими.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

- варианты грамматической координации форм подлежащего и сказуемого;

- варианты ошибок согласования главных членов предложения.

уметь:

-выбирать правильную форму согласования главных членов предложений.

владеть:

-навыками обнаружения ошибок, связанных с согласованием главных членов предложения.

Рекомендуемая литература

1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.

2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.

4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.

Тема 13. Согласование определений и приложений.

Вопросы

1.Согласование определения с существительным общего рода.

2. Определение при существительном, имеющем при себе приложение, выраженное именем существительным другого грамматического рода.

3.Согласование определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре.

4.Два определения при одном существительном, имеющим при себе приложение.

5.Согласование определения с существительными - однородными членами предложения.

6.Согласование приложений.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

- варианты согласования определений и приложений;

-типологию ошибок согласования определений и приложений;

- согласование определения с существительными - однородными членами;

- согласование в косвенных падежах приложений – географических названий, находящихся при родовых наименованиях.

уметь:

-использовать варианты согласования определений и приложений;

-устранять ошибки, связанные с согласованием приложений.

владеть:

-навыками использования вариантов согласования определений и приложений.

Рекомендуемая литература

1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.

2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.

4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.

Тема 14. Варианты форм, связанные с управлением.

Вопросы

1. Синонимия беспредложных и предложных конструкций.

2. Синонимия предлогов.

3. Варианты падежей дополнения при переходном глаголе с отрицанием.

4. Управление при синонимических словах.

5. Дополнения (обстоятельства) в разных падежах и с разными предлогами при одном управляющем слове.

6. Нанизывание падежей.

7. Сочетание родительного субъекта и родительного объекта.

8. Управление при однородных членах предложения.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

- синонимию беспредложных и предложных конструкций;

-синонимию предлогов;

-управление при синонимических словах;

-нанизывание падежей;

-сочетание родительного субъекта и родительного объекта;

-управление при однородных членах предложения (двойное управление).

уметь:

-использовать варианты форм, связанных с управлением;

-сопоставлять беспредложные и предложные конструкции;

-сопоставлять сочетания с синонимичными предлогами;

-выявлять ошибки, связанные с нанизыванием падежей.

владеть:

-навыками использования вариантов форм, связанных с управлением.

Рекомендуемая литература

1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.

2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.

4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.

Тема 15. Стилистические особенности предложений с однородными членами.

Вопросы

1.Синонимия сочинительных союзов.

2. Варианты конструкций, связанные с повторением или пропуском союзов.

3. Приемы попарного соединения однородных членов предложения.

4. Стилистическая функция обобщающих слов при однородных членах.

5.Ошибки в сочетаниях однородных членов: несопоставимость понятий, лексическая несочетаемость, несочетаемость родовых и видовых понятий и т.п. Приемы их устранения.

После проведения практических занятий студенты должны:

знать:

- варианты стилистического использования однородных членов предложения;

- речевые ошибки при употреблении однородных членов предложения.

уметь:

-анализировать стилистические особенности предложений с однородными членами;

-выявлять ошибки в сочетаниях однородных членов предложения.

владеть:

-навыками использования предложений с однородными членами в различных языковых стилях.

Рекомендуемая литература

1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.

2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.

4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.

Тема 16. Стилистика сложного предложения.

Вопросы

1. Стилистическая роль разных видов сложного предложения.

2.Стилистическое использование разных типов сложного предложения.

3. Синонимия сочетательных союзов в сложносочиненных предложениях.

4. Стилистические особенности прямой, косвенной, несобственно-прямой и полупрямой речи.

5. Стилистическая роль периода в разных видах письменной и устной речи.

6.Стилистические ошибки в сложных предложениях. Приемы их устранения.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

- разные типы сложного предложения;

- варианты использования сложных предложений в разных стилях речи;

- варианты синонимии сочетательных союзов в сложносочиненных предложениях;

- варианты синонимии подчинительных союзов в сложноподчиненных предложениях;

- стилистические особенности прямой, косвенной, несобственно-прямой и полупрямой речи;

- ошибки в сложных предложениях и приемы их устранения.

уметь:

- целесообразно использовать различные типы сложного предложения в различных языковых стилях;

- устранять стилистические ошибки в сложном предложении.

владеть:

-навыками использования различных типов сложного предложения в различных языковых стилях.

Рекомендуемая литература

1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.

2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.

4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.

Тема 17. Параллельные синтаксические конструкции.

Вопросы

1.Общая характеристика параллельных конструкций. Стилистическая функция параллельных синтаксических конструкций.

2.Причастный и деепричастный обороты.

3.Конструкции с отглагольным существительным. Ошибки при употреблении конструкций с отглагольными существительными и приемы их устранения.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

-стилистическую функцию параллельных синтаксических конструкций;

- типологию ошибок в использовании причастных конструкций и приемы их устранения;

- стилистические функции деепричастных оборотов;

- внелитературные формы деепричастий;

-стилистические особенности оборотов с отглагольными существительными;

-типологию ошибок при употреблении конструкций с отглагольными существительными и приемы их устранения.

уметь:

-целесообразно использовать параллельные синтаксические конструкции;

владеть:

-навыками использования параллельных синтаксических конструкций в различных языковых стилях.

Рекомендуемая литература

1. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — М.: Просвещение, 1989.

2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие для средних специальных заведений. — М.: Высшая школа, 1998.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: ОНИКС 21 век, 2005.

4. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996.

2 семестр

Тема 1.Редактирование в процессе коммуникации

Вопросы

1.Редактирование как лингвистическая и книговедческая дисциплина.

2.Возникновение и развитие отечественного редактирования.

3. Опыт и традиции редактирования в литературной практике русских писателей. Русские писатели-классики о совершенствовании языка и стиля литературного произведения.

4.Общетеоретические основы методики редактирования.

5.Методика редактирования и другие гуманитарные дисциплины: литературоведение, лингвистика, текстология, логика, психология, информатика.

6.Задачи литературного редактирования текста.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

- основные аспекты редактирования как лингвистической и книговедческой дисциплины;

- этапы развития отечественного редактирования;

- научную и методическую базы редактирования;

- методику и задачи литературного редактирования текста.

уметь:

-оценивать значение и роль редактирования в процессе коммуникации;

-анализировать основные аспекты редактирования как лингвистической и книговедческой дисциплины.

владеть:

-знаниями основных аспектов литературного редактирования;

-знаниями научной и методической базы литературного редактирования.

Рекомендуемая литература

1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007.

2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004.

3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006.

4.Стилистика газетных жанров /Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004.

5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007.

Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.

Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005.

Тема 2. Текст как объект литературного редактирования

Вопросы

1.Принципы построения связного текста.

2.Виды текстов, их назначение, особенности языка.

3. Взаимопроникновение текстов различных видов.

4.Композиция текста: введение, завязка, развитие, развязка, заключение.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

- основные требования к тексту;

- принципы построения связного текста;

- виды текстов, их назначение, особенности языка;

- возможности взаимопроникновения текстов различных видов.

уметь:

- анализировать разные виды текстов, особенности их языка;

-оценивать основные свойства текста.

владеть:

- навыками работы с текстами с учетом их основных свойств.

Рекомендуемая литература

1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007.

2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004.

3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006.

4.Стилистика газетных жанров /Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004.

5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007.

Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.

Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005.

Тема 3.Задачи и приемы литературного редактирования

Вопросы

1.Правка текста и ее виды.

2. Издательская и корректорская правка.

3.Маркировка композиционной правки.

4. Правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка. Авторизация текста.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

-виды правок;

- задачи и условия правок;

-основания для выбора правки;

-операции правки.

уметь:

- осуществлять основные методические процедуры анализа и правки текста.

владеть:

-навыками ознакомительного, аналитического и шлифовочного чтения;

- владеть методикой правки текста.

Рекомендуемая литература

1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007.

2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004.

3.Стилистика и литературное редактирование. /Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006.

4.Стилистика газетных жанров/Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004.

5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007.

Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.

Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005.

Тема 4.Работа с логической основой текста

Вопросы

1.Логический анализ текста: деление на части, исследование связей между частями, между смысловыми единицами текста и затекстовой действительностью.

2. Соблюдение в тексте законов логики.

3. Логические ошибки.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

- законы логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания);

- контактные и дистантные алогизмы в тексте;

- формально-логические и образные противоречия.

уметь:

-работать с логической основой редактирования текста.

владеть:

-методикой редактирования логической стороны текста.

Рекомендуемая литература

1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007.

2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004.

3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006.

4.Стилистика газетных жанров/Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004.

5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007.

Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.

Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005.

Тема 5. Работа с фактической основой текста

Вопросы

1.Функции фактического материала в тексте.

2.Методика проверки фактов, конкретизация представления факта, уточнение понятия и высказывания, сопоставление фактов, проверка по авторитетным источникам информации.

3.Цифра как вид фактического материала.

4.Работа со статистикой.

5. Таблицы и выводы как способ оформления статистических данных.

6. Цитаты, приемы их использования. Точность цитирования и проверки цитат.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

- основные правила работы с фактами;

- основные методы проверки фактов;

- принципы оценки и оформления цифровых данных;

- принципы работы со статистикой;

-приемы использования цитат.

уметь:

-работать с фактической основой текста.

владеть:

-методикой редактирования фактической стороны текста.

Рекомендуемая литература

1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007.

2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004.

3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006.

4.Стилистика газетных жанров/Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004.

5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007.

Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.

Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005.

Тема 6. Работа над композицией текста. Классификация видов текстов и способов изложения

Вопросы

1.Элементы композиции, основные композиционные принципы и приемы.

2.Работа над планом текста.

3. Классификация способов изложения и видов текста.

4. Повествование, его виды и признаки.

5.Сообщение как разновидность повествования.

6.Описание, его виды и признаки.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

- элементы композиции;

- основные композиционные принципы и приемы;

- принципы работы с композицией текста.

уметь:

-выявлять композиционные особенности текстов разных типов и жанров;

-работать над композицией текста;

-работать с различными видами текстов.

владеть:

-методикой работы с разными видами текстов.

Рекомендуемая литература

1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007.

2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004.

3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006.

4.Стилистика газетных жанров./Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004.

5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007.

Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.

Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005.

Тема 7.Классификация текстов и способов изложения.

Вопросы

1.Классификация текстов и способов изложения.

2. Повествование, его виды и признаки.

3. Сообщение как разновидность повествования.

4. Описание, его виды и признаки.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

- различные виды текстов;

- основные виды повествования;

- основные виды и признаки описания;

- основные признаки сообщения.

уметь:

-работать с различными видами текстов.

владеть:

-методикой редактирования различных видов текста.

Тема 8. Редактирование текстов разных видов

Вопросы

1.Редактирование повествования и сообщения.

2. Редактирование описаний разных видов. Особенности информационного описания

3. Виды рассуждений и их признаки. Редактирование рассуждений.

4. Определение, виды и признаки. Редактирование определений.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

- основные виды и признаки объяснения;

- редактирование объяснения, повествования и сообщения;

- редактирование описаний разных видов;

- виды рассуждений и их признаки;

- редактирование рассуждений;

- определение, виды и признаки.

- редактирование определений;

- виды речевых погрешностей в тексте и их редактирование: языковая неправильность, плеоназм, нечеткость и неясность высказывания.

уметь:

-работать с различными видами текстов.

владеть:

-методикой редактирования различных видов текстов.

Рекомендуемая литература

1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007.

2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004.

3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006.

4.Стилистика газетных жанров/Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004.

5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007.

Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.

Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005.

Тема 9. Типы речевых ошибок

Вопросы

1.Нормативно-языковые ошибки.

2.Нормативно-стилевые ошибки.

3.Нормативно-эстетические ошибки.

После проведения практического занятия студенты должны:

знать:

-нормативный аспект современного русского языка;

- вариативность языковых норм;

-классификацию нормативно-языковых ошибок;

-классификацию нормативно-стилевых ошибок;

- классификацию нормативно-эстетических ошибок.

уметь:

-выявлять ошибки в текстах различной функционально-стилевой направленности;

-исправлять ошибки в текстах различной функционально-стилевой направленности.

владеть:

- нормами современного русского языка;

-навыками практического анализа текста;

- навыками стилистической правки текста.

Рекомендуемая литература

1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс, 2007.

2. Накорякова К.М.. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М: Икар, 2004.

3.Стилистика и литературное редактирование/Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики. 2006.

4.Стилистика газетных жанров/Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2004.

5.Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2007.

Гальперин И. Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981.

Мильчин А.Э. Методика и техника редактирования текста: практическое пособие. – М., 2005.

Скачать архив с текстом документа