Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов
СОДЕРЖАНИЕ: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов составлены на основании рабочей программы дисциплины дс. 01. 01. 02 Товароведение и экспертиза швейных изделийФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
ФГОУВПО «РГУТиС»
Факультет Технологий и дизайна .
(название факультета)
Кафедра Материаловедение и товарная экспертиза .
(название кафедры)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
__________д.э.н., профессор Новикова Н.Г.
«_____»_______________________200__г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Дисциплина ДС.01.01.02 Товароведение и экспертиза швейных изделий
(индекс, наименование дисциплины)
Специальность 080401.65 Товароведение и экспертиза товаров .
(в области стандартизации, сертификации и управления качеством) .
(код, наименование специальности)
Москва 2009г.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов составлены на основании рабочей программы дисциплины ДС.01.01.02 Товароведение и экспертиза швейных изделий .
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов рассмотрены и утверждены на заседании кафедры
«Материаловедение и товарная экспертиза» .
(название кафедры)
Протокол № ________ «____»______________200_г.
Зав кафедрой Тюменев Ю.Я.
Методические указания рекомендованы Научно-методической секцией
_____________Факультета технологий и дизайна _________________
(название факультета)
Протокол №_______ «_____» ____________________200__г.
Председатель
Научно-методической секции Тюменев Ю.Я.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»
Протокол № ________ «____»_______________200_г.
Ученый секретарь
Научно-методического совета к.и.н., доц. Юрчикова Е.В.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
разработал:
Преподаватель кафедры
«Материаловедение и товарная экспертиза» Стельмашенко В.И.
(название кафедры)
Содержание стр.
Введение __________________________________________ 4
1. Значение самостоятельной работы студентов в образовательном процессе ________________________________________________ 4
2.Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине
«Товароведение и экспертиза швейных товаров» __________ 6
3. Требования к самостоятельной работе студентов _______ 8
4. Контроль выполнения самостоятельной работы студентов 9
Рекомендуемая литература________________________________ 10
Введение
Одним из условий при подготовке высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда является повышение роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, развитие навыков самостоятельной работы, стимулирование профессионального роста и творческой активности студентов.
Правильно организованная самостоятельная работа студентов имеет огромное образовательное значение, является одним из главных условий в достижении высоких результатов в приобретении профессиональных знаний.
Целью данных методических указаний является определение требований и условий, необходимых для эффективной организации самостоятельной работы по дисциплине «Товароведение и экспертиза швейных товаров» студентов 4 курса, обучающихся по специализации «Товароведение и экспертиза товаров в области стандартизации, сертификации и управления качеством»
Задачи:
- создать условия для организации самостоятельной работы студентов;
- способствовать формированию у студентов навыков в области учебной, научно-исследовательской и практической самостоятельной работы;
- содействовать развитию и углублению профессиональных научных и практических интересов студентов;
- способствовать формированию профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков будущих специалистов;
- создать условия для гармоничного творческого развития личности студента.
1. Значение самостоятельной работы студентов в образовательном процессе.
Формирование творческой личности специалиста, способного к самообразованию, к саморазвитию, учитывающего и реализующего в практической деятельности последние достижения научно- технического процесса, возможно лишь при переводе студента в активного потребителя знаний, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути её решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Это предполагает перевод образовательного процесса на активные методы обучения, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учётом потребностей и возможностей личности. В этих условиях необходимо добиться систематической внеаудиторной работы, а для этого необходимо усиление контроля со стороны преподавателя за этой областью деятельности студента. Многие студенты испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с учебной и научной литературой, умение четко и ясно излагать свои мысли. Достаточно часто можно наблюдать неумение студентов планировать своё время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности, полное отсутствие психологической готовности к самостоятельной работе, незнание общих правил её организации. С этой целью необходимо студентов научить:
- основам самостоятельной работы с лекцией, учебником, журналом;
- приёмам запоминания,
- конспектированию;
- подготовке сообщений, докладов, рефератов, отчетов и т.д.
Под самостоятельной работой студента понимается самостоятельная деятельность как в ученой аудитории под руководством преподавателя, так и вне аудитории и в отсутствии преподавателя. Самостоятельная работа реализуется: - непосредственно на лекциях, семинарских и лабораторных занятиях; в контакте с преподавателем вне расписания: на консультациях по учебной дисциплине, при выполнении индивидуальных заданий, при выполнении курсовой работы и т.д. Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются. Таким образом самостоятельная работа может быть как в аудитории, так и вне её. Вместе с тем, когда речь идет об организации самостоятельной работы, чаще всего имеется в виду самостоятельная внеаудиторная работа. С целью повышения эффективности выполнения самостоятельной работы студентов по дисциплине «Товароведение и экспертиза швейных товаров» необходимо исходить из следующих предпосылок:
-она должна быть конкретной по её предметной направленности (вопросы для подготовки к выполнению лабораторных работ должны быть чётко сформулированы, темы для выполнения индивидуальных заданий должны иметь однозначное толкование),
- самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой её результатов (опрос студентов перед выполнением лабораторных работ, проведение контроля с помощью тестовых заданий и др.) Контроль самостоятельной работы и оценка её результатов осуществляется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента и контроль и оценка со стороны преподавателя. Для успешной реализации самостоятельной работы необходимо обеспечить каждого студента:
- информационными ресурсами (учебником, учебными пособиями, нормативной документацией на материалы для одежды, справочниками, обучающими программами и т.д.);
- методическими материалами (методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Товароведение и экспертиза швейных товаров», методические указания по выполнению курсовой работы, пособия, практикумы и т.д.)
- контролирующими материалами (тестовыми заданиями);
- временными ресурсами;
- консультациями (преподаватель)
- возможностью публичного обсуждения теоретических или практических результатов, полученных студентом самостоятельно.
2. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Товароведение и экспертиза швейных товаров ».
В рамках действующего рабочего учебного плана по специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» еженедельный объём самостоятельной работы студента, обучающегося по дневной форме, по дисциплине «Товароведение и экспертиза швейных товаров» составляет 254 часа, по заочной форме – 346 часов. В ходе самостоятельной работы должен освоить теоретический материал по следующим разделам учебной дисциплины:
1. Формирование потребительских свойств одежды в процессе проектирования и изготовления, темы 1-4;
2. Экспертиза швейных товаров, темы 5-7;
3. Классификация и ассортимент одежды, темы 8-9.
Студент должен закрепить теоретические знания и приобрести практические навыки в области классификации и ассортимента материалов для швейных изделий, моделирования и конструирования одежды, подготовке моделей одежды к запуску в производство и подготовке материалов к раскрою, раскроя материалов, процессов изготовления швейных изделий и оборудования, применяемого для соединения деталей одежды и для влажно-тепловой обработки, а также изучить дефекты швейных изделий, возникающие на стадии проектирования и изготовления. Студент должен изучить потребительские свойства одежды. Будущий товаровед-эксперт должен уметь проводить экспертизу качества швейных изделий; знать классификацию и ассортимент швейных товаров, формировать ассортимент торгового предприятия и управлять им.
Полученные знания и практические навыки студент должен применить для формирования собственной позиции (написание доклада, пояснительной записки к курсовой работе и т.д.)
Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивает подготовку студентов к текущим лабораторным работам. Результаты такой подготовки проявляются в активности в период еженедельного опроса студентов перед выполнением лабораторных работ, а также в качественном уровне их выполнения, оформления и защиты отчетов по выполненным работам. Оценки, полученные по результатам аудиторной работы, формируют оценку текущей успеваемости студента по дисциплине «Товароведение и экспертиза швейных товаров». Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студентов, развитие аналитических навыков по проблематике товароведения и экспертизы швейных товаров. К данному виду самостоятельной работы студента относится выполнение им курсовой работы по дисциплине. Основной тематикой курсовой работы является проведение товароведной экспертизы швейного изделия и изучение ассортимента торговых предприятий различных типов. Подведение итогов и оценка результатов такой самостоятельной работы осуществляется во время защиты курсовой работы в комиссии, состоящей из 2-х преподавателей кафедры «Материаловедение и товарная экспертиза». Эта оценка может учитываться при итоговой аттестации по дисциплине «Товароведение швейных товаров». Студент, обучающейся без отрыва от основной работы, в межсессионный период выполняет также две контрольных работы по дисциплине. Тематика заданий для написания контрольных работ приведена в методических указаниях по их выполнению /33/. В данных методических указаниях сформулированы также требования, порядок оформления и порядок защиты контрольной работы. Студент, приступающий к изучению данной дисциплины, получает информацию обо всех формах самостоятельной работы.
Задания для самостоятельной работы включают подготовку к лекциям и лабораторным работам, подбор и изучение литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме учебной дисциплины, выполнение и составление расчетно- пояснительной записки по курсовой работе, выполнение контрольной работы (для студентов-заочников). Задания для самостоятельной работы сформулированы в Методических указаниях по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Товароведение и экспертиза швейных товаров» / 28 /, Программе, методических указаниях и контрольных заданиях по дисциплине для студентов, обучающихся по заочной форме / 33/, а также в Методических указаниях по выполнению курсовой работы / 32 /.
3. Требования к самостоятельной работе студентов.
Самостоятельная работа выполняется студентами под руководством преподавателя, осуществляющего аудиторную работу в данной учебной группе.
Самостоятельная работа студентов должна:
- быть выполненной лично студентом или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;
- представлять собой законченную разработку, в которой рассматриваются и анализируются поставленные по определённой теме задачи или по отдельным её аспектам;
- демонстрировать достаточную компетентность автора в рассматриваемых вопросах;
- иметь учебную, научную или практическую направленность и значимость (если это учебная научно- исследовательская работа);
- содержать определенные элементы новизны (если это научно-исследовательская работа).
Самостоятельная работа, представляемая в виде отчета по лабораторным работам, контрольной работы, курсовой работы оформляется в соответствии с требованиями изложенными в методических указаниях / 28, 32, 33/.
4. Контроль выполнения самостоятельной работы студентов.
Результаты самостоятельной работы студента контролируются преподавателем. Эти результаты учитываются в ходе текущей и итоговой аттестации студента по дисциплине «Товароведение и экспертиза швейных товаров». Наиболее целесообразной формой оценки результатов работы является балльная. При оценке результатов самостоятельной работы студента учитывается уровень сложности задания. В качестве форм контроля знаний рекомендуются следующие:
- текущий контроль усвоения знаний на основе устного ответа на вопросы перед выполнением лабораторных работ по курсу;
- тестирование;
- проверка отчетов по лабораторным работам и их защита;
- проверка контрольных работ (у студентов- заочников);
- веерный экспресс-опрос;
- промежуточный контроль по окончанию изучения темы или раздела;
- проверка и рецензирование курсовой работы;
- итоговый контроль по дисциплине «Товароведение и экспертиза швейных товаров» в седьмом семестре в виде зачета; в восьмом семестре – экзамен; контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины «Товароведение и экспертиза швейных товаров». Критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются:
-уровень освоения студентам учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при решении практических задач;
- обоснованность и четкость изложения материала в отчете;
- сформированные умения и навыки в соответствии с целями и задачами изучения дисциплины.
При балльной оценке результатов самостоятельной работы студента целесообразно принять следующие критерии: оценка «отлично» - при рейтинге 0,93 Rmах, где R max- максимальная сумма баллов за ответы; оценка «хорошо» - при 0,8 R max; оценка «удовлетворительно» - при 0,67 R max.
Рекомендуемая литература.
1.Николаева М.А.Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. М. Издательство Норма, 2003г.
2.Николаева М.А. Товарная экспертиза М. Деловая литература, 1998г.
3.Товароведение и экспертиза промышленных товаров
Под ред. Неверова А.Н., М.: МЦФЭР, 2006 (Высшая школа).
4.Райкова Е.Ю., Додонкин Ю.В. Теория товароведения, М. Академия 2008г.
5.Шепелов А.Ф., Печенежская И.А. Товароведение и экспертиза швейно-трикотажных товаров. Ростов – на – Дону, 2001г.
6.Райкова Е.Ю. Методические указания по выполнению лабораторно-практических работ по дисциплине «Товароведение и экспертиза швейных и трикотажных товаров», изд-во Российская экономическая академия, 2001г.
7.Бузов Б.А., Алыменкова Н.Д. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности, М. Академия, 2004г.
8. Стельмашенко В.И., Розаренова Т.В. Материалы для одежды и конфекционирование, ИЦ Академия, 2008г., 319 с.
9. Размерная типология населения с основами анатомии и морфологии, М., Академия, 2001г., 288с.
10. ЦОТШЛ. Единый метод конструирования женской одежды, М., ЦБНТИ, 1989г.
11. Пармон Ф.М. Композиция костюма, М., Легпромбытиздат, 1997г.
12. Труханова А.М. Основы технологии швейного производства, М. Высшая школа, 2000г.
13. Чечеткина Н.М., Путилина Т.И. и др. Товарная экспертиза, Ростов – на – Дону 2000г.
14. Николаева М.А. и др. Средства информации о товарах, М. Экономика, 1997г.
15. Ефимова О.Г. Товароведение и экспертиза швейно-трикотажных товаров. Методические указания к лабораторным работам. ИГТА, г. Иваново, 2004.
16. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, М.: изд. Стандартов. 2005г.
17. ЦНИИШП Отраслевые методические указания. Материалы для одежды. Классификация, М., 1984г.
18.Тавер Е.И. Экспертный метод потребительской оценки качества продукции. Ж. Стандарты и качество. №11, 1998г., с.44…46.
19. Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации продукции текстильной и легкой промышленности. М., изд. Стандартов, 2001г.
20. ГОСТ 17037-85 Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения.
21. ГОСТ 22977-89 Детали швейных изделий. Термины и определения.
22. ГОСТ Р ИСО 3635-99 Одежда. Размеры. Определения, обозначения и требования к измерению.
23. ГОСТ 17521-72 Типовые фигуры мужчин. Размерные признаки для проектирования одежды.
24. ГОСТ 17522-72 Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды.
25. ГОСТ 17916-86 Фигуры девочек типовые. Размерные признаки для проектирования одежды.
26. ГОСТ 17917-86 Фигуры мальчиков типовые. Размерные признаки для проектирования одежды.
27. ГОСТ 20521-75 Технология швейного производства. Термины и определения.
28.Стельмашенко В.И., Т.Н.Шушунова, Ю.В.Назарова. Товароведение и экспертиза швейных товаров. Лабораторный практикум, изд. РГУТиС, 2008г.
29.Коблякова Е.Б., Ивлева Г.С, Романов В.Е. Конструирование одежды с элементами САПР, М., Изд. «Книжный дом Унивеситет», 2007 г.,464с.
30.Кокеткин П.П. Одежда. Технология – техника, процессы – качество, справочник, М., МГУДиТ,2001 г.,560с.
31.ГОСТ12807-2003 Изделия швейные. Классификация стежков, строчек и швов.
32.Стельмашенко В.И.,Шушунова Т.Н. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Товароведение и экспертиза швейных товаров», МГУС,2005г.
33. Стельмашенко В.И. Программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Товароведение и экспертиза швейных товаров», МГУС, 2005г.