Методические указания по выполнению контрольных работ
СОДЕРЖАНИЕ: Данные методические указания имеют своей целью помочь заочникам фдп в самостоятельной работе при изучении, повторении, закреплении материала по наиболее важным разделам общей химии с учетом проблем, встречающихся в медико-биологической и санитарно-гигиенической практикеДанные методические указания имеют своей целью помочь заочникам ФДП в самостоятельной работе при изучении, повторении, закреплении материала по наиболее важным разделам общей химии с учетом проблем, встречающихся в медико-биологической и санитарно-гигиенической практике.
Выполнение первой контрольной работы требует знания тем «Основные понятия и законы химии» и «Основные классы неорганических соединений». Выполняя вторую контрольную работу, ознакомьтесь с указаниями к теме «Строение атома. Электронные формулы. Свойства химических элементов в связи с их положением в периодической системе. Химическая связь. Валентность и степень окисления». Знание тем «Скорость химических реакций. Химическое равновесие. Теория электролитической диссоциации» потребуются при выполнении третьей контрольной работы. Четвертая контрольная работа посвящена теме «Растворы». Пятая контрольная работа потребует для своего выполнения повторения тем «Гидролиз солей. Окислительно-восстановительные реакции». Шестая и седьмая контрольные работы требуют знания основ органической химии: роли взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений на свойства последних и генетической взаимосвязи между различными классами соединений. При выполнении восьмой контрольной работы ознакомьтесь с предложенными примерами рациональных методов решения различного типа задач, часто встречающихся в химической практике. Кроме восьмой контрольной работы, примеры решения задач по отдельным разделам химии имеются и в других контрольных работах. Перед выполнением контрольных работ следует внимательно изучить соответствующие разделы курса по школьным учебникам, а также по рекомендуемым учебникам и пособиям. При выполнении задач заочник должен давать четкие, ясные, но короткие ответы, не злоупотребляя описательным словесным материалом. Выполнение всех контрольных работ по четным номерам предусмотрено для первого варианта. Образцы решения задач изданы в методическом пособии «Типовые задачи по химии и методы их решения». Также рекомендуется приобрести методическое пособие «Типичные ошибки абитуриентов при сдаче экзамена по химии».
Образец контрольной работы по химии
1. Закончите уравнения реакций и укажите, какие из них практически пойдут до конца, какие обратимы, какие не пойдут совсем
AgNO3 + FeCl3 ®
NH4 OH + HCl ®
HNO3 + NaOH ®
KNO3 + NaCl ®
KCl + H2 S ®
K2 S + HCl ®
2. Для гидролизующихся солей напишите уравнения реакций гидролиза в молекулярной и ионной форме:
K3 PO4 , BaCO3 , Na2 S, KNO3 , CuSO4 , CaCl2
Какие факторы влияют на глубину протекания гидролиза солей?
3. Напишите в молекулярной и ионной форме уравнения гидролиза следующих солей: сульфит натрия, сульфат цинка, сульфид калия, ацетат алюминия.
4. Объясните, почему реакция между хлоридом натрия и нитратом серебра возможна, а между хлоридом натрия и нитратом калия невозможна.
5. Объясните, какие из солей:
а) хлорид бария или хлорид магния;
б) нитрат калия или сульфит калия -
подвергаются гидролизу. Почему? Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
6. Закончите уравнения следующих окислительно-восстановительных реакций, указав окислитель и восстановитель:
а) (NH4 )2 Cr2 O7 ®
б) KMnO4 ®
в) Cl2 + KOH ®
г) Zn + NaOH ®
7. На основе схем электронного баланса расставьте в следующих
уравнениях коэффициенты. Укажите, окисляются или восстанавливаются
атомы кислорода.
а) Au2 O3 ® Au + O2
б) F2 + H2 O ® HF + O2
в) NaNO3 ® NaNO2 + O2
8. Чем могут быть в окислительно-восстановительных реакциях:
а) NO2 и NO3 (за счет атомов азота)
б) Fe, Fe2+ и Fe3+
Дайте объяснения и приведите уравнения соответствующих реакций
9. Уравняйте следующие реакции, указав окислитель и восстановитель
а) KMnO4 + NaCl + H2 SO4 ® MnSO4 + Cl2 + K2 SO4 + H2 O
б) K2 Cr2 O7 + HBr ® CrBr3 + Br2 + KBr + H2 O
в) Cu2 S + O2 ® CuO + SO2
г) PbO2 + MnSO4 + H2 SO4 ® HMnO4 + PbSO4 + H2 O
д) K2 CrO4 + NaNO2 + H2 SO4 ® Cr2 (SO4 )2 + K2 SO4 + NaNO3 + H2 O
10. Закончите уравнения следующих реакций, приведя схемы электронного баланса:
а) Fe + HNO3 разб ®
б) Hg + H2 SO4 конц ®
в) Mg + HNO3 конц ®
г) Mg + HNO3 разб ®
д) Na + H2 SO4 конц ®
е) Zn + Pb(NO3 )2 ®
11. Какие из приведенных реакций не пойдут и почему? Остальные реакции закончите и уравняйте:
а) Ag + H2 SO4 конц ®
б) Ag + H2 SO4 разб ®
в) Fe + H2 SO4 конц ®
г) Al + HNO3 конц ®
д) Al + HNO3 разб ®
е) Fe + H2 SO4 разб ®
12. Сколько миллилитров концентрированной серной кислоты (р = 1.87 г/мл), содержащей 98% H2 SO4 , теоретически необходимо для перевода в раствор 10 г меди? Какой объем газа выделится при этом (н.у.)?
13. На окисление 560 мл (н.у.) газообразного сероводорода в кислом растворе пошло 500г раствора дихромата калия. Определите процентную концентрацию раствора K2 Cr2 O7 , если реакция протекала согласно схеме:
K2 Cr2 O7 + H2 S + H2 SO4 ® Cr2 (SO4 )2 + S + K2 SO4 + H2 O