Методические указания по выполнению курсового проекта по учебной дисциплине “

СОДЕРЖАНИЕ: Курсовой проект по дисциплине “Организация производства в отрасли” является самостоятельной работой студентов заочной и вечерней форм обучения, специализирующихся в области производственного менеджмента

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

“ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА В ОТРАСЛИ”

Цели и задачи курсового проектирования.

Учебная дисциплина «Организация производства в отрасли» содержит знания об общих закономерностях производственных процессов, происходящих на предприятиях любой отраслевой направленности и формы собственности. Во время изучения дисциплины студент приобретает знания об этапах создания, работы, реорганизации предприятия, о жизненном цикле товара. Менеджер получает широкие знания о задачах и деятельности основных и вспомогательных подразделений предприятий различной отраслевой и функциональной принадлежности. На всех этих этапах необходимо уметь грамотно производить расчеты экономических показателей в денежном и натуральном выражении. Курсовой проект по дисциплине “Организация производства в отрасли” является самостоятельной работой студентов заочной и вечерней форм обучения, специализирующихся в области производственного менеджмента.

Целью выполнения данного курсового проекта являются закрепление изученного материала и демонстрация умения применения студентом на практике теоретических знаний, приобретенных во время изучения дисциплины. Кроме того, курсовое проектирование является подготовительным этапом к началу дипломного проектирования. Студенты заочной и вечерней форм обучения проходят преддипломную практику по месту своей основной работы. Собранные материалы и сделанные расчеты во время курсового проектирования являются частью отчета о преддипломной практике студента. Курсовой проект содержит 20-25 листов рукописного текста формата А4, базируется на информации собранной студентом на предприятиях, из литературных источников и нормативных документов. Он отражает знание студентом изученного курса, нормативных документов, умение пользоваться литературой, способность применять эти знания на практике и самостоятельно мыслить. Содержание курсового проекта соответствует отдельным главам дипломного проекта и является подготовкой к дипломному проектированию. Желательно, чтобы результаты курсового исследования могли быть в дальнейшем использованы в дипломном проекте. Объектом проектирования может быть :

- описание функционирования действующего предприятия (подразделения крупного предприятия);

- совершенствование и развитие предприятия;

- организационная часть и управление инвестиционным проектом;

- описание подготовки производства нового вида продукции (услуги);

- создание нового предприятия;

- организация, обеспечение и управление для выполнения крупного договора.

Во время курсового проектирования студент должен показать знание организации производства на выбранном предприятии (предприятие может быть взято из литературных источников или спроектировано студентом), работу основных и вспомогательных подразделений предприятия, а также систему и принципы управления данным предприятием или проектом. Конкретно в курсовом проекте должны быть отражены знания студента :

- по организации производственных процессов ;

- по формированию производственных структур;

- по формированию структур управления;

- по расчетам производственной мощности и загрузки объекта исследования;

- по организации подготовки производства;

- по организации материально-технического обеспечения производства;

- по энергетическому и коммунальному обеспечению процесса;

- по транспортному обеспечению процесса;

- по управлению качеством результатов производственного процесса.

В курсовом проекте предлагается использовать главы:

Курсовое проектирование может проводиться с использованием информации о деятельности реальной или гипотетической фирмы, или на основании информации, взятой из литературных источников. Объектом проектирования может быть:

- создание или реорганизация фирмы, подразделения фирмы;

- крупная сделка;

- внедрение инноваций в производство (технических средств, совершенствование управления и организации труда и др.);

- расчет затрат на подготовку производства нового вида продукции;

- расчет эксплуатационных затрат на производство и реализацию продукции;

- обоснование и составление сметы на содержание некоммерческой организации; обоснование цены и рентабельности продукции.

Специализация объекта исследования может быть любой. Предприятия могут быть коммерческими и некоммерческими. В конце проектирования должны быть рассчитаны ожидаемые экономические результаты реализации проекта.

Учебная дисциплина «Организация производства в отрасли» входит в состав курса обучения студентов по специальности «Менеджмент» вместе с многими другими дисциплинами. Курсовое проектирование проводится на стыке нескольких учебных дисциплин, связь с которыми определена в теоретическом курсе. Для получения целостного, связного документа в курсовом проекте могут присутствовать отдельные элементы знаний других, изученных дисциплин. Студент должен показать знания правовой стороны деятельности предприятия; обосновать целесообразность, законность и реальность (выполнимость) проектных решений, мотивации деятельности предприятия в рыночных условиях; уметь выбрать объект исследования и обосновать целесообразность выбора. Конечным этапом принятия любого управленческого решения является расчет экономической целесообразности его реализации. Для того, чтобы произвести расчет в стоимостных показателях, необходимо произвести расчет потребности в ресурсах всех видов в натуральном выражении. Студент должен уметь:

- оценивать затраты на реализацию проекта;

- рассчитывать затраты на подготовку производства и эксплуатационные затраты;

Студент должен уметь вырабатывать рекомендации по улучшению экономических результатов деятельности объекта проектирования.

Результаты и предложения курсового проектирования должны быть

обоснованы расчетами, проиллюстрированы логическими схемами, математическими и организационными моделями, графическими работами.

Темы курсового проектирования должны отвечать содержанию изучаемой дисциплины. В курсовом проекте обязательно должен присутствовать расчет затрат или цены. Студент самостоятельно выбирает тему для проектирования из перечня тем, приведенных в данном пособии, или формулирует самостоятельно в соответствии с требованиями. В течение проектирования студент консультируется с руководителем по теоретическим и практическим вопросам очно или дистанционно. Дистанционное консультирование производится с использованием информационных технологий, имеющихся в распоряжении студента и Университета. Готовый курсовой проект представляется к защите. Не допускается к защите курсовой проект, содержанием которого являются исключительно теоретические материалы или расчеты только по другим учебным дисциплинам, изучаемым в Университете:

- маркетинговые исследования;

- анализ хозяйственной деятельности;

- экономика предприятия;

- бухгалтерский учет;

- планирование на предприятии;

- другие.

Однако, эти материалы могут присутствовать в курсовом проекте как основа для проведения расчетов затрат. Они могут быть даже необходимы, для целостного описания решаемой задачи в аналитической части и расчете экономической целесообразности предлагаемых решений.

Во время защиты студент должен:

- доложить содержание курсового проекта;

- объяснить постановку задачи;

- показать происхождение исходных данных для расчетов;

- пояснить расчеты;

- знать теоретический материал, используемый в курсовом проекте.

Общие требования.

Выполнение любой сделки, любой вид предпринимательской деятельности имеют цели коммерческие или некоммерческие (получение прибыли или выполнение обязательных работ и т.п.) и требует определенных издержек, затрат ресурсов различного вида. Издержки делятся на две группы:

1) затраты на приобретение ресурсов за счет оборотных средств;

2) долговременные вложения на подготовку производства.

Сумма затрат на производство и реализацию товарной продукции называется себестоимостью продукции. Источником покрытия затрат различного вида может быть либо себестоимость продукции, либо прибыль, либо внешние инвестиции. Издержки (стоимостное выражение затраченных ресурсов всех видов) определяются потребностями в ресурсах на выполнение работ в натуральном измерении (размер производственных площадей, объем потребления коммунальных услуг, количество работающих и их квалификация, количество оборудования и его энергопотребление, объемы потребления сырья и материалов и т.п.). Потребности в ресурсах определяются расчетными данными, имеющимися условиями, нормативными документами. В курсовом проекте нужно:

— выбрать объект исследования (предприятие, цех, участок, сделка , договор и т. п.), описать его параметры;

— определить цель курсового проектирования;

— описать производственную сторону достижения цели;

— определить состав затрат и обосновать их объем в натуральных показателях;

— рассчитать стоимость достижения цели (работы) со ссылкой на используемые документы;

— рассчитать ожидаемую прибыль для коммерческих организаций;

— предложить направления улучшения экономических результатов объекта исследования;

Требования к оформлению.

Курсовой проект должен быть аккуратно оформлен и заключен в обложку. Он содержит: 20-25 листов текста, отражающего увязку теоретического материала с практикой и опытом деятельности предприятия. Курсовой проект может быть представлен в рукописном или машинописном исполнении. Начинаться курсовой проект должен с титульного листа. Листы курсового проекта должны быть пронумерованы. В соответствии с направленностью отдельных частей курсовой проект делится на главы. Названия глав студент выбирает самостоятельно. Курсовой проект обеспечивается оглавлением. В конце проекта должен быть приложен чистый лист для рецензии руководителя. Курсовой проект должен представлять собой целостное, логически связанное исследование. Должна прослеживаться неразрывная цепочка: постановка задачи - решение задачи - выводы.

Выполняя курсовой проект, нужно показать умение пользоваться: накопленными теоретическим материалом и практическими сведениями, литературными источниками, расчетными формами и методическими приемами, справочными материалами и нормативными документами. Все положения курсового проекта должны быть обоснованы, снабжены ссылками на источники информации. Должна прослеживаться последовательность расчетов с указанием источников исходной информации. Графики и схемы должны быть аккуратно нарисованы и снабжены необходимыми обозначениями, страницы пронумерованы. Материалы, используемые в работе не должны содержать коммерческих и государственных секретов. С этой целью, сведения о реально существующих объектах могут быть студентом сознательно искажены. Однако, при этом не должны появляться несуразицы.

В конце проекта приводится список используемой литературы.

Указанный порядок является обязательным. Курсовая работа, выполненная не в соответствии с методическими указаниями, не рецензируется и не допускается к защите.

Примерная структура курсового проекта.

Введение.

Краткое описание объекта и цели исследования. Возможными объектами являются:

- создаваемые предприятия;

- реорганизация предприятия;

- совершенствование производственных процессов; внедрение боле производительного оборудования, современных материалов, прогрессивных технологий;

- создание новых товаров;

Во введении содержатся:

- общее описание предприятия или его подразделения, участка рынка, сделки, ситуации, предынвестиционного состояния дел;

- описание внешних рыночных условий, в которых находится объект курсового исследования;

- анализ проблематики предынвестиционного периода (недостатки в деятельности предприятия, желаемые пути развития и т.п.).

Выбирается для проектирования участок экономической деятельности предприятия (тема). Обосновываются актуальность выбранной темы, цели и задачи курсового проекта.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Описываются последовательность мероприятий, необходимых для достижения цели и необходимые ресурсы . Формируются структуры управления и производственных единиц.

(Организационно-технические аспекты происхождения затрат).

В разделе содержатся:

- анализ технического и организационно-экономического уровня объекта исследования;

- существующие и желательные производственные характеристики объекта.

В конце главы студент должен осуществить постановку задачи (цели , причины и критерии улучшения экономических показателей функционирования объекта). Студент должен кратко:

- наметить путь решения задачи;

- изложить технологическую последовательность мероприятий и действий, необходимых для решения задачи;

- изложить потребности в трудовых, материальных, энергетических и технических ресурсах.

2 раздел.

(Расчетная часть.) РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ.

Приводятся конкретные расчеты потребности в ресурсах всех видов.

В этом разделе студент проводит расчеты. Рассчитываются конкретные затраты ресурсов на производство. Для выпуска нового товара рассчитываются затраты на подготовку производства, необходимая производственная мощность.

( Формулировка результатов.) ВЫВОДЫ.

В этой главе делается краткий анализ проделанной работы и предложения по совершенствованию объекта исследования и его дальнейшего развития.

В этом разделе студент рассчитывает и формулирует окончательные ожидаемые экономические результаты практической реализации курсового проекта. Должна быть показана экономическая целесообразность применения разработанных решений. Для этого рассчитываются показатели эффективности: прибыль, рентабельность, доходность, срок окупаемости, экономический эффект.

В главе могут быть рассмотрены также пути дальнейшего снижения затрат и улучшения финансовых результатов.

Примерные темы курсового проектирования.

1. Промышленное предприятие.

Для студентов, выбравших объектом исследования промышленное предприятие, могут быть рекомендованы следующие темы курсовых проектов:

а) обоснование капитальных вложений и расчет сметы затрат на внедрение инноваций;

б) расчет капитальных и эксплуатационных затрат ресурсов на запуск нового вида продукции в производство, расчет экономических результатов ее производства;

в) расчет производственных характеристик деятельности предприятия или его подразделения за период;

2. Банк.

Для студентов, выбравших объектом исследования кредитное учреждение, могут быть рекомендованы следующие темы курсовых проектов:

а) Составление технико-экономического обоснования на содержание подразделения.

- состояние предприятия;

- сущность инвестиционного проекта;

- расчет необходимого объема ресурсов;

в) инвестиционный проект открытия филиала банка;

г) инвестиционный проект введения новой услуги (открытие обменного пункта, внедрение пластиковых карт и т. п.)

3. Торговое предприятие.

Для студентов, выбравших объектом исследования торговое предприятие, могут быть рекомендованы следующие темы курсовых проектов:

а) формирование торговой наценки с учетом полных издержек торговой организации в натуральном выражении;

б) внедрение нового вида услуги, экономические результаты внедрения;

в) реорганизация торгового предприятия, необходимые затраты ресурсов и экономическая эффективность;

г) открытие новой торговой точки.

4. Бюджетное предприятие.

Для студентов, выбравших объектом исследования бюджетное предприятие, могут быть рекомендованы следующие темы курсовых проектов:

а) составление сметы расходов на содержание предприятия;

б) соответствие ресурсов предприятия нормативным документам;

в) расчет затрат на приведение предприятия в соответствие с современными требованиями;

г) расчет тарифов на услуги предприятия и порядок их защиты;

д) расчет затрат на введение новой услуги;

е) расчет затрат на создание нового предприятия;

ж) расчет затрат на реорганизацию предприятия;

з) расчет затрат на техническое перевооружение предприятия.

5. Сельскохозяйственное предприятие.

Для студентов, выбравших объектом исследования сельскохозяйственное предприятие, могут быть рекомендованы следующие темы курсовых проектов:

а) расчет затрат ресурсов на производство товарной продукции;

б) инвестиционный проект на новый вид деятельности;

в) инвестиционный проект технического перевооружения предприятия.

6. Строительное предприятие.

Для студентов, выбравших объектом исследования строительное предприятие, могут быть рекомендованы следующие темы курсовых проектов:

а) составление сметы расходов на строительство объекта;

б) составление сметы расходов на реконструкцию объекта;

в) составление сметы расходов на ремонт объекта;

г) разработка инвестиционного проекта застройки микрорайона;

д) расчет затрат на внедрение новой техники и экономическое обоснование целесообразности внедрения.

Приложение .

Пример создания нового торгового предприятия.

Краткое содержание курсового проекта на тему ”Открытие торгового предприятия”

Введение.

Обосновывается потребность в услугах торгового предприятия в данном регионе:

- определяются факторы, обеспечивающие наличие платежеспособного спроса (высокая плотность населения, элитарность застройки, оживленные людские потоки и т. п.) ;

- низкая конкуренция;

- наличие у учредителей ресурсов и навыков работы в данной отрасли.

Оценивается возможная прибыль (Например, ожидается рентабельность инвестиций 200% годовых).

Обосновывается выбор организационно-правовой формы предприятия. (например ООО)

Организационно-техническая часть.

Определяются потребности предприятия в ресурсах и источники покрытия потребностей. Ресурсы предприятия делятся на основной и оборотный капиталы. На первом этапе источником приобретения этих ресурсов, обычно, является уставный капитал предприятия, создаваемый учредителями. При определении потребности в конкретных объектах основных средств, определяются сроки их нормативного использования.

Определим потребность в капитальных затратах для нашего случая.

Строительство павильона обойдется в 100 000 руб.

в т.ч.

Покупка стройматериалов и оборудования 500 000 руб.

Строительство 150 000 руб.

Срок полезного использования павильона 10 лет.

Покупка автомобиля стоимостью 110 000 руб.

Срок использования автомобиля 5 лет .

ВСЕГО основного капитала 760 000 руб.

Возможно также наличие нематериальных активов (лицензии, права и.т. п.), которые также имеют свои первоначальную стоимость и срок полезного использования.

На следующем этапе рассчитывается потребность в оборотном капитале. Его объем рассчитывается, исходя из цели открытия предприятия: получения прибыли в размере 200% годовых на вложенный капитал. Прибыль предприятия равна выручке от реализации продукции за вычетом торговых издержек. Основную массу торговых издержек составляют затраты на приобретение товаров. Выручка от реализации товаров приблизительно равна затратам на приобретение товаров плюс торговая наценка. Предположим, что на региональном рынке сложилась торговая наценка в размере 20%. Кроме затрат на приобретение товаров в торговую наценку входят эксплуатационные затраты. Они состоят из затрат на оплату труда, энергетических, материальных и других ресурсов, амортизационных и других отчислений и налогов.

Затраты на оплату труда зависят от объема задействованных трудовых ресурсов. Магазин работает ежедневно по 12 часов. В неделю магазин работает 12 · 7 = 84 часа. При определенной КЗоТ 40-часовой рабочей неделе, на одном рабочем месте требуются более 2 продавцов (студент должен сделать более детальный расчет с учетом праздничных дней и отпусков). В магазине два рабочих места продавцов. Следовательно, требуется не менее 4-х продавцов. Дополнительно нанимается на работу 1 продавец-бухгалтер.

В магазине в течение рабочего дня работает электрооборудование мощностью 0,5 кВт. Круглосуточно работает электрооборудование мощностью 2,5 кВт.

Материальные затраты, в среднем, составляют 10 000 рублей в месяц.

Тариф оплаты эл. энергии равен 0,8 руб. за 1 кВт в час.

На предприятии предлагается использовать следующую систему оплаты труда. Сотрудникам ежемесячно выплачиваются небольшие оклады, независимо от экономических результатов торговли. Дополнительно они получают премии – процент от прибыли предприятия.

Расчетная ВЫВОДЫ.

В этой главе делается краткий анализ проделанной работы и предложения по совершенствованию объекта исследования и его дальнейшего развития.

Студент должен уметь рассчитывать показатели экономической эффективности реализации проекта:

- валовую и чистую прибыль;

- рентабельность производства и инвестиций;

- срок окупаемости проекта;

- абсолютный и относительный экономический эффект.

Расчетная часть.

Проведем расчет текущих затрат. В нашем случае они не зависят от объема производства. Они являются постоянными затратами.

Статья затрат

Сумма, руб.

Затраты на оплату труда

4 продавца получают оклады в размере 1000 руб.

4 000

оклад продавца-бухгалтера

3 000

ИТОГО

7 000

Единый социальный налог 35,6 %

2 492

ВСЕГО затраты на оплату труда

9 492

материальные затраты

10 000

Затраты на эл. энергию

12час. · 0,5кВт · 30 дней · 0,8 = 144 руб.

24час. · 2,5кВт · 30 дней · 0,8 = 1440 руб.

1584

Амортизационные отчисления в месяц:

- помещения 650000/12/10=5417 руб.

- автомобиля 110000/12/5=1833 руб.

7 250

ВСЕГО

28 326

Выводы.

В заключение делаются предложения по сокращению затрат и повышению эффективности проекта.

Скачать архив с текстом документа