Методические указания по выполнению курсовой работы студентов Дисциплина Мировой рынок услуг
СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания по выполнению курсовой работы составлены на основании примерной программы дисциплины Мировой рынок услуг
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
(ФГОУ ВПО РГУТИС)
Факультет экономический
Кафедра экономика и предпринимательство
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе, д.э.н., профессор ________________________Н.Г. Новикова «_____»_____________________200__г. |
Методические указания по выполнению курсовой работы студентов
Дисциплина Мировой рынок услуг
Специальность Мировая экономика 080102
Специализация Внешнеэкономическая деятельность предприятий и фирм
Москва 2008 г
Методические указания по выполнению курсовой работы составлены на основании примерной программы дисциплины Мировой рынок услуг
Методические указания по выполнению курсовой работы рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Экономика и предпринимательство
Протокол №________________________ «____»______________200 г.
Зав. кафедрой к.э.н. доцент Кривошеева Т.М.
Методические указания по выполнению курсовой работы Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»
Протокол №________________________ «____»_______________200 г.
Методические указания по выполнению курсовой работы разработал:
Преподаватель кафедры к.э.н. доц. Захарова Е.В.
Экономика и предпринимательство
Согласовано:
Зам. проректора – начальник Учебно-методического управления |
к.э.н., доцент Дуборкина И.А. |
Начальник Методического отдела |
Рыженок Н.В. |
1. Введение.
Данная дисциплина изучает конкретные специфические вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Мировой рынок услуг». Исключительно быстро развиваются новые формы МЭО, и прежде всего международная торговля услугами, на долю которой приходится 30% всего объёма международных связей. Быстрый рост сферы услуг происходит прежде всего потому, что во многих странах мира достигнуты высокие темпы экономического роста, производительности труда и высокий уровень жизни населения.
Немало важной причиной является и научно-технический прогресс, ускорившийся процесс разделения труда, ведущие к образованию новых видов деятельности и прежде всего в сфере услуг, а также рост международных связей стран. Таким образом, международная торговля услугами превратилась в специфическую форму международных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.
Целью преподавания курса «МРУ» является изучение и анализа предпосылок и условий формирований мирового рынка услуг, структуры рынка услуг, рассмотреть услуги, связанные с обслуживанием внешнеэкономических связей: транспорта, услуги связи, туризма, информационные, страховые, инжиниринговые, консалтинговые услуги и т.д.
Чтение курса предполагает дать слушателям рассмотреть особенности услуг, более подробно проанализировать 4 способа международной торговли услугами, а также классификацию услуг, используемой в рамках ВТО (Всемирной торговой организации), изучить положительные и отрицательные стороны вступления России в ВТО.
Занятие по курсу ведутся на всех формах обучения: очной, очно-заочной и заочной и предусматривают чтение лекции, проведение семинарских занятий, написание курсовых работ и сдачи экзамена.
2. Рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовой работы.
2.1. Требования к написанию и структуре курсовой работы.
Курсовая работа имеет следующую структуру:
· Титульный лист (смотри приложение 1),
· Оглавление,
· Введение,
· Основной текст (главы, параграфы),
· Заключение,
· Список литературы
Курсовая работа по своей структуре должна состоять из трёх-четырёх основных вопросов, включать введение, заключение и список литературы.
Оглавление отражает структуру работы, в нём должны быть указаны все разделы, главы, параграфы и страницы, где они расположены.
Во введении отмечается актуальность темы, цели и задачи исследования, обоснование выбора темы. Объём введения к работе должен составлять одна или две страницы.
В основной части выделяются главы, в которых рассматриваются главные проблемы данной темы.
В заключение подводятся итоги исследования, указывается практическая значимость данного исследования.
Список литературы должен содержать перечень всех источников, использованных при написании курсовой работы. Источники должны располагаться с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, учебника, статьи, наименования издательства, год издания.
Тему курсовой работы студент выбирает самостоятельно в соответствии с его интересами и склонностями (дневная форма обучения), а для студентов очно-заочной и заочной формы обучения последние две цифры шифра зачётной книжки.
Работа должна быть написана самостоятельно, иметь собственное мнение по раскрываемой проблеме. При использовании первоисточников, учебников и цитировании автора, следует делать ссылку на источник с указанием названия источника и страницы (сноска делается в конце страницы). В курсовой работе должны так же использоваться таблицы, графики, диаграммы, формулы, схемы.
Для выполнения данной курсовой работы студенту необходимо изучить обширный круг литературы по избранной им теме. Рекомендуется начать изучение избранной темы с учебных пособий, учебников и первоисточников (они рекомендуются в прилагаемом здесь списке литературы), затем можно приступить к изучению дополнительной литературы, в основном периодической печати по данной теме.
Темы работ излагаются в приводимых в данной разработке примерных планах курсовых работ. Использование именно этих планов не является обязательным. Это лишь ориентир для студентов, информация об основных проблемах тем. Студент может самостоятельно составить план курсовой работы.
При написании курсовой работы можно использовать учебники, учебные пособия, книги статьи, монографии по данной теме, а также публикации в журналах и газетах. Общее количество использованных при написании курсовой работы источников не должно быть меньше десяти Итогом подбора литературы и фактического материала должна стать логически построенная модель излагаемой темы как результат научного исследования.
2.2. Требования к оформлению курсовой работы.
Курсовая работа является научной работой, поэтому она способствует приобретению опыта по написанию и изложению изученного материала.
Курсовая работа выступает в виде самостоятельной работы над учебниками и различными информационными источниками. Она прививает навыки работать самостоятельно, излагать свои мысли, анализировать проблемы, творчески мыслить по тем или иным вопросам.
Работа над темой требует от студента конкретных знаний, творческого мышления, логического исследования и аргументации изложенного материала.
Работа после написания и оформления сдаётся на кафедру в утверждённый срок (до сессии).
Текст набирается на компьютере (через 1.5 интервала, шрифт стандартного размера соответствует 14) на одной стороне листа формата А-4.Работу должна иметь поля: слева – не менее 30мм, справа – не менее 10мм, сверху и снизу – не менее 20мм.
Нумерация страниц производится арабскими цифрами. Титульный лист не включается в общую нумерацию страниц.
По объёму курсовая работа не должна превышать 25-30 страниц. Вынесенные в оглавление названия глав должны воспроизводиться также и в тексте работы.
При оформлении таблицы слово «таблица» пишется по правому краю над таблицей жирным шрифтом прописными буквами, ставится номер, название печатается жирным шрифтом по центру без красной строки.
При оформлении рисунков слово «рисунок», номер и название печатаются по центру жирным шрифтом без красной строки под рисунком.
Сноски располагаются под текстом в нижней части страницы, отделяются от основного текста чертой и имеют единую нумерацию в пределах отдельной страницы (шрифт 10).
В конце работы пишется список литературы, которая использовалась при написании работы. Источники должны располагаться с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, учебника, статьи, наименования издательства, год издания (Жуков Е.Ф. Международные экономические отношения. – М : «Юнити», 2003).
3. Примерные планы тем курсовых работ.
(приводятся в обобщенном виде, без разбивки глав на параграфы)
Тема 1.Мировой рынок страховых услуг.
Введение.
Глава 1.Понятие и сущность страхования.
Глава 2.Функции страхования.
Глава 3.Формы страхования.
Глава 4.Общая характеристика страхового рынка.
Заключение.
Список использованной литературы
Тема 2.Международный туризм в современном мировом хозяйстве.
Введение.
Глава 1.Экономическое значение международного туризма.
Глава 2.Экономика туристической фирмы: маркетинговая стратегия.
Глава 3.Организация и техника исполнения операций международного туризма.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 3.Мировой рынок информационных услуг.
Введение.
Глава 1.Информационное пространство бизнеса.
Глава 2.Основные источники экономической информации.
Глава 3.Технология коммерческого распространения информации.
Глава 4.Правовая среда информационной деятельности.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 4.Особенности международной торговли услугами на современном этапе.
Введение.
Глава 1.Количественные и качественные показатели МТУ.
Глава 2.Особенности услуг как предмета экспорта и импорта.
Глава 3.Барьеры в МТУ и проблемы либерализации обмена на рынке услуг.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 5.Сервис в сфере бизнеса.
Введение.
Глава 1.Реклама в бизнесе.
Глава 2.Консалтинговые услуги для бизнеса.
Глава 3.Страхование зарубежных компаний.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 6.Международные сервисные услуги в сфере туризма.
Введение.
Глава 1.Роль транспорта в сфере международного туризма.
Глава 2.Сектор размещения в туристской индустрии.
Глава 3.Питание в системе туристского обслуживания.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 7.Мировой рынок услуг и основные операции по их реализации.
Введение.
Глава 1.Состав и структура мирового рынка услуг.
Глава 2.Специфика МТУ
Глава 3.Регулирование рынка услуг.
Глава 4.Виды международных услуг и сферы их реализации.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 8.Туризм, как одна из наиболее перспективных услуг России в сфере бизнеса.
Введение.
Глава 1.Туризм в России: проблемы становления и развития.
Глава 2.Состояние мирового туристического рынка.
Глава 3.Государственная политика в сфере туризма в РФ,.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 9. Международное регулирование торговли услугами.
Введение.
Глава 1.Развитие МТУ и необходимость ее регулирования.
Глава 2.Вто – база действия ГАТС.
Глава 3.ГАТС и его роль в регулировании МТУ.
Глава 4.Правила и обязанности стран-членов ВТО в рамках ГАТС.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 10.Международные финансовые услуги.
Введение.
Глава 1.Международные валютно-финансовые отношения.
Глава 2.Международное кредитование.
Глава 3.Валютные отношения и валютная система.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 11. Инвестиционные и коммерческие механизмы франчайзинга.
Введение.
Глава 1.Сущность франчайзинга.
Глава 2.Виды франчайзинга.
Глава 3.Преимущества франчайзинга.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 12.Реклама в сфере услуг.
Введение.
Глава 1.Понятие и сущность рекламы.
Глава 2.Функции рекламы.
Глава 3.Рекламные организации.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 13.Организационные формы международных лизинговых операций.
Введение.
Глава 1.Сущность, виды лизинга.
Глава 2.Преимущества лизинга.
Глава 3.Международные лизинговые компании.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 14.Перспективы развития банковских услуг в России.
Введение.
Глава 1.Общая характеристика банковских услуг.
Глава 2.Традиционные банковские услуги.
Глава 3.Расчётно-кассовое обслуживание население.
Глава 4.Электронные банковские услуги.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 15.Информация как одна из услуг международного сервиса.
Введение.
Глава 1.Основные понятия информационного обмена.
Глава 2.Производители информационных и вычислительных услуг.
Глава 3.Правовое регулирование на информационном рынке.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 16.Международный сервис и образование.
Введение.
Глава 1.Понятие дистанционного образования.
Глава 2.Модели обучения в дистанционном образовании.
Глава 3.Методические и технологические аспекты разработки дистанционных учебных курсов.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 17.Маркетинг в сфере сервиса
Введение.
Глава 1.Определение услуги.
Глава 2.Основные характеристики услуг.
Глава 3.Классификация услуг
Глава 4.Значимость маркетинга в сфере услуг.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 18.Транспортное обслуживание международных экономических связей.
Введение.
Глава 1.Международные перевозки.
Глава 2.Сущность и виды международных транспортных средств.
Глава 3.Характеристика видов транспорта.
Глава 4.Видымеждународных сообщений.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 19.Международные туристские услуги.
Введение.
Глава 1.Международный туризм понятие и классификация.
Глава 2.Перспективы развития международного туризма.
Глава 3.Организация международного туристического бизнеса.
Глава 4.Всемирная туристическая организация.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 20.Международные сервисные услуги в сфере транспорта.
Введение.
Глава 1.Развитие транспорта.
Глава 2.Виды транспорта.
Глава 3.Перспективы развития сервисных услуг в транспорте..
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 21.Международный обмен научно-техническими знаниями.
Введение.
Глава 1.Международный обмен научно-технологическими знаниями.
Глава 2.Некомерческие формы обмена технологиями.
Глава 3.Коммерческие формы обмена технологиями.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 22.Банковские услуги в России.
Введение.
Глава 1.Платежная система России.
Глава 2.Кредтная операция банков.
Глава 3.Операции банка с ценными бумагами.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 23.Улучшение качества услуг..
Введение.
Глава 1.Роль услуги в экономике.
Глава 2.Определение качества услуг.
Глава 3.Критерии качества услуг.
Глава 4.Достижение качества услуг.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 24.Международный опыт защиты прав потребителей.
Введение.
Глава 1.Общее положение о защите прав потребителей.
Глава 2.Законодательная защита прав потребителей.
Глава 3.Права потребителей.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 25.Банковская система в России.
Введение.
Глава 1.Банковская система: ее функции, структура.
Глава 2.Деятельность коммерческих банков.
Глава 3.Особенностипостроения банковской системы в Росии.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 26.Мировая индустрия управленческого консалтинга.
Введение.
Глава 1.Этапы развития управленческого консалтинга.
Глава 2.Причины динамичного развития мировой индустрии управленческого консалтинга
Глава 3.Российский рынок управленческого консалтинга.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 27.Влияние рекламы на современное общество.
Введение.
Глава 1.Сущность и предназначение рекламы
Глава 2.Влияние рекламы на общество в целом.
Глава 3.Рекламная субкультура в современном обществе.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 28.Мировой рынок инжиниринговых услуг.
Введение.
Глава 1. Определение инжиниринга.
Глава 2.Виды инжиниринга.
Глава 3. Категории инжиниринговых фирм.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема 29.Мировой рынок реинжиниринговых услуг.
Введение.
Глава 1.Определение реинжиниринга.
Глава 2.Виды реинжиниринга.
Глава 3.Виды инжиниринговых фирм, занимающиеся реинжинирингом.
Заключение.
Список использованной литературы.
4. Список литературы.
4.1. Основная литература:
1.Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. – М.: «Экономика», 2003
2.Жуков Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: «Юнити», 2001
3.Симионов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учеб. пособие. – Ростов – на – Дону «Феникс», 2004
4.Булатов А.С. Мировая экономика. – М.: «Юристъ», 2007
5.Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи. – М.: «Финансы и статистика», 2007
6.Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. – М.: «Юнити», 2008
7.Здоров А.Б. Экономика туризма. Учебник. – М.: «Финансы и статистика», 2006
8.Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика. Учебник. – М.: «Финансы и статистика», 2002
9.Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. Учебник. – М.: «Бизнес-школа», 2007
10. Волкова О.И. Экономика предприятия (фирмы). Учебник. – М.: «Инфра – М», 2004
11.Дегтярева О.И. Внешнеэкономическая деятельность. Учебное пособие. – М.: «Дело», 2008
12.Данилова Е.В. ВТО: Регулирование торговли услугами. – М.: ИКЦ «Академ-книга», 2006
13.Фоминский И.П. Международные экономические отношения. Учебник. – М.: «Юристъ», 2007
14.Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебное пособие. – М.: «Юристъ», 2006 (85 экз.)
4.2. Дополнительная литература:
1.Берзин Т.Г. Управленческий консалтинг корпоративных организаций. Учебник. – М.: «Инфра-М», 2009
2.Эриашвили Н.Д. Банковская система РФ. – М.: «Юнити», 2006
3.Куликов Л.А. Банки и их роль в экономике. – М.: «Финансы и статистика», 2007
4.Швандара В.А. Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: «Юнити», 2004
5.Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. – М.: «Юнити», 2008
6.Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес. – М.: «Инфра-М», 2003
7.Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. – М.: «Экзамен», 2003
8.Малявина А.В. Лизинг и антикризисная управление. Уч. Пособ. – М.: «Экзамен», 2002
9.Силинг С.А. Введение во франчайзинг. – СПб.: «Аврора», 2002
10.Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. – М.: «Финансы и статистика», 2006
11.Кретов И.И. Логистика во внешнеэкономической деятельности. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Дело и Сервис»,2003 (50 экз.)
12.Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения Учебник. – М.:Юнити», 2007 (40 экз.)
13.Кратко И.Г. Международное предпринимательство. Учебное пособие. – М.: «Инфра – М», 2006 (36 экз.)
14.Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. Учебник. – М.: «Юнита – Дана», 2006 (55 экз.)
15.Алексеев И.С. Управление внешнеэкономической деятельностью. Учебное пособие. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2002 (5 экз.: ч.з.)
16.Герчикова И.Н. МЭО6 Регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. Учебное пособие. – М.: Изд-во АО «Консалттбанкир», 2006 (2 экз.: ч.з.)
17.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. – М.: «Маркетинг», 2006 (10 экз.: ч.з.)
18.Морган И, Пригорд А. Реклама в туризме и отдыхе. Учебное пособие. – М.: «Юнити-Дана», 207 (2 экз.: ч.з.)