Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине: «административное право»
СОДЕРЖАНИЕ: Курсовая работа составляет часть учебного процесса в юридических вузах. Это академическая форма научно-исследовательской работы студентаМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»
Курсовая работа составляет часть учебного процесса в юридических вузах. Это академическая форма научно-исследовательской работы студента.
Курсовая работа по административному праву должна отражать углубленное в теоретическом плане изучение конкретного раздела (темы) или отдельного вопроса по курсу административного права, действующего законодательства и практики его применения по вопросу курсовой работ ы, содержать выводы и предложения по основным вопросам темы. Это своеобразный итог работы студента в течение учебного года.
1. Задачи курсовой работы
Студент работает над курсовым заданием в течение всего учебного года.
Основная задача курсовой работы состоит не только в углубленном изучении одного из раздела (темы) курса, но и в развитии у студентов навыков самостоятельно вести научно-исследовательскую работу.
В процессе работы студент должен самостоятельно разработать тему, используя учебную и специальную литературу, нормативные источники и правоприменительную практику, критически исследовать материалы и сделать обоснованные выводы и предложения по исследуемой теме, излагая их логически последовательно, научным языком.
Курсовая работа должна показать умение студента: 1) работать с первоисточниками и критически оценивать нормативный материал и практику его применения; 2) на основе анализа изучаемого материала делать обобщения, выводы, правильно формулировать предложения, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения.
2. Выбор темы
Выбирая тему, студенты должны руководствоваться своими интересами, возможностями и знанием предмета. Как правило, тематику курсовых работ предлагает кафедра. Но студент может писать курсовую работу и по теме, сформулированной им самим, предварительно согласовав ее со своим научным руководителем или с лектором курса. Выбрав тему, студент регистрирует ее у лаборанта кафедры. Все это должно быть сделано до 15 ноября текущего учебного года.
3. Процесс подготовки курсовых работ
При подготовке курсовой работы, студенту следует внимательно изучить перечень специальной литературы и нормативных правовых актов, и выбрать такую тему, которая получила в литературе достаточное освещение. Весьма рационален такой подход к выбору темы на втором курсе, когда избранный круг проблем становится предметом исследования будущей дипломной работы.
Изучив предмет исследования, студент составляет проект плана курсовой работы, список нормативного материала и литературных источников, определяет основные направления научно-исследовательской работы.
После этого студент согласовывает с научным руководителем проект плана, список нормативного мате риала и литературных источников, определяет формы научно-исследовательской работы (изучение законодательства, обобщение практики, анкетирование и т. д.).
Работы, по которым план согласован не был, на кафедру для рецензирования не принимаются.
По каждому вопросу плана курсовой работы необходимо установить социально-политическую оценку изучаемого процесса. Это дает методологическую основу всей работы, позволяет правильно, диалектически оценивать явления общественной и государственной жизни.
Следующий ответственный момент – чтение специальной литературы. Изучая научную литературу, следует обращать внимание не только на конкретное содержание вопроса, но и на отношение автора каждой монографии или другой публикации к рассматриваемому вопросу, критику других концепций и научных выводов. Рекомендуется после изучения работ кратко записать основные выводы и предложения авторов.
Следующий этап — изучение законодательного регулирования исследуемого явления: соответствующих статей Конституции РФ, действующего законодательства и других нормативных актов. При этом по согласованию с научным руководителем обращается внимание на закрепление в законодательстве основных научных положений, на развитие в нормативных актах конституционных положений. Рекомендуется свои выводы и предложения по изучению законодательства сформулировать письменно.
Изучение теории вопроса и действующего законодательства по большинству тем курсовых работ требует рассмотрения и обобщения практики работы государственных органов. Следует наметить органы государства, практику которых необходимо обобщить, выделить вопросы и документы для изучения. Все это согласовывается с научным руководителем, который дает направление для изучения практики в соответствующих государственных органах.
Результаты практики обобщаются письменно, отмечаются положительные явления (пе редовой опыт, строгое соблюдение законности, эффективность использования различных организационных форм и методов работы и т.д.) и выявленные недостатки, формулируются выводы и предложения.
Оценка собранных материалов дается применительно к основным вопросам плана курсовой работы.
4. Научное и литературное оформление курсовой работы
После сбора, изучения и систематизации материалов приступают к окончательному научному и литературному оформлению курсовой работы.
Курсовую работу рекомендуется строить по следующей структуре: введение, основные тематические разделы (по плану), нормативный материал, материалы практики (архивы и другие документы).
Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, и определяются задачи научного исследования.
В основной части раскрывается содержание темы по вопросам плана. По каждому вопросу плана рассматриваются его теоретические аспекты, нормати вное регулирование и практика деятельности органов государства. На основе анализа теории, законодательства и обобщен ия практики автор формулирует свои выводы и предложения и научно их обосновывает.
Основные выводы и предложения обычно дают по каждому разделу плана. Однако по согласованию с научным руководителем их можно сформулировать и в конце работы, в специальном разделе плана или в заключении.
Курсовая работа должна представлять собой законченное научное исследование. Каждый раздел (вопрос) плана — это исследование определенной части темы. В то же вре мя каждый последующий раздел (вопрос) должен вытекать и з предыдущих и быть их логическим продолжением. При этом через всю работу должна проходить основная идея, которая была выдвинута по введении.
Писать следует конкретно, содержательно, строгим научным языком. Не допускаются сокращения, конспективная форма изложения. Кроме того, следует избегать длинных цитат или подробного пересказа положений, взятых из литературы. Работа должна быть выполнена грамотно, хорошим литературным языком, без ошибок и стилистических погрешностей.
Всего этого можно достигнуть только в результате кропотливой, длительной, вдумчивой работы, глубокого обдумывания и переработки написанного, если не всего текста, то большинства разделов, абзацев и выражений.
5. Техническое оформление курсовой работы
Курсовая работа пишется на одной странице стандартной писчей бумаги. Писать на другой бумаге можно только с разрешения научного руководителя. На каждой странице оставляются поля (слева—2,5 см, справа—1 см, сверху и снизу—по 2 см) и ставится номер страницы. Объем курсовой работы должен составлять 40—50 страниц без библиографии (перечня использованных источников).
Вся работа должна быть подшита. Титульный лист — первая страница — оформляется в соответствии с установленными правилами.
На второй странице дается план работы, далее излагается текст курсовой работы, в конце приводится библиография.
Курсовая работа подписывается студентом с указанием даты ее оформления. Подпись и дата ставятся на последней странице в правой нижней ее части.
Большое значение имеет правильное расположение и оформление сносок.
Цитаты берутся в кавычки, при этом указывается фамилия автора, его инициалы, название работы, а также место издания, год и страница.
6. Сроки выполнения курсовых работ и представления их к защите
Срок окончания курсовых работ и представления их на кафедру для студентов 2-го курса дневного отделения — до 15 апреля.
Прием на кафедру подготовленных курсовых работ по истечении указанных сроков допускается только с разрешения деканов соответствующих факультетов.
Примечание. Свободный выбор учебной дисциплины и темы курсовой работы разрешается до 15 ноября.
Курсовая работа принимается только в оформленном виде.
Работа сдается лаборанту кафедры, которая делает отметку в специальном журнале, что работа принята для рецензирования.
По истечении двухнедельного срока с момента сдачи работы студенту необходимо ознакомиться с рецензией и подготовиться к защите курсовой работы в специальной комиссии, которая создается заведующим кафедрой.
Если работа не соответствует предъявляемым требованиям, она не допускается до защиты и возвращается для доработки в соответствии с замечаниями рецензента.
7. Защита курсовых работ
1. Курсовые работы защищаются в комиссиях, состав которых утверждается на заседании кафедры.
2. Защита осуществляется публично с участием руководителя работы и в присутствии студентов, допущенных к защите курсовых работ.
3. Защита состоит в коротком (5—10 мин.) докладе студента по выполненной работе и ответах на вопросы (как отмеченных в рецензии, так и заданных при защите).
4. В результате защиты работа оценивается отметкой по четырехбальной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
ТЕМАТИКА
1. Понятие административного права как отрасли права.
2. Наука административного права.
3. Исполнительная власть как объект административно-правового регулирования
4. Нормы административного права.
5. Источники административного права.
6. Международные договоры как источники административного права.
7. Административно-правовые отношения.
8. Система административного права.
9. Административно-процессуальное право.
10. Права граждан закрепленные в нормах административного права.
11. Административно-правовые свободы граждан.
12. Административно-правовые обязанности граждан.
13. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
14. Административно- правовой статус общественных объединений.
15. Порядок создания общественных объединений.
16. Виды общественных объединений.
17. Взаимодействие общественных объединений и исполнительных органов.
18. Административно-правовые аспекты статуса религиозных объединений.
19. Понятие государственных и муниципальных исполнительных органов.
20. Системы государственных исполнительных органов.
21. Понятие компетенции муниципального и государственного органа.
22. Понятие государственной должности и государственного служащего.
23. Понятие муниципального служащего. Классификация муниципальных служащих.
24. Права государственных и муниципальных служащих
25. Виды ответственности государственных и муниципальных служащих.
26. Дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих.
27. Оставление государственной и муниципальной службы.
28. Особенности статуса государственных служащих в одной из отраслей на выбор.
29. Административно-правовой статус учреждений.
30. Административно-правовой статус предприятий.
31. Понятие правовой формы исполнительной деятельности. Система правовых методов исполнительной деятельности.
32. Понятие правового метода исполнительной деятельности.
33. Понятие правового акта исполнительной власти.
34. Требования, предъявляемые к правовым актам неположительной власти.
35. Порядок издания, действия, изменения и отмены правовых актов исполнительной власти.
36. Понятие административного принуждения. Система видов административного принуждения.
37. Меры административного пресечения.
38. Понятие административной ответственности.
39. Понятие административного правонарушения /проступка/.
40. Соотношение административного правонарушения и преступления.
41. Соотношение административного проступка и дисциплинарного проступка.
42. Длящиеся и повторные административные правонарушения.
43. Обстоятельства, исключающие административную ответственность.
44. Административный штраф.
45. Административная конфискация.
46. Лишение прав как административное взыскание.
47. Исправительные работы как административное взыскание.
48. Административный арест.
49. Сущность производства по делам об административным правонарушениях.
50. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.
51. 0рганы и должностные лица, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях.