Методические указания по выполнению рефератов Реферат должен иметь следующую структуру
СОДЕРЖАНИЕ: Таким образом, в основе подготовки семинарских вопросов должен лежать проблемный подход. Для закрепления изученных вопросов следует привести конкретные примеры проявлений изучаемых социальных явлений и процессов1. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов в течение семестра включает в себя регулярную проработку лекционного материала, работу с предложенной литературой. Студентам рекомендуется, используя список литературы, на каждый вопрос составить краткий конспект в специально отведенной для этих целей тетради. Конспект ни в коем случае не представляет собой механического переписывания текста. Для изучения каждого из вопросов обязательно использование не менее трех книг из списка литературы, чтобы получить максимально четкое, полное и ясное представление о проблеме. Необходимо подчеркнуть, что вопрос надо готовить строго в тех рамках, которые обозначены его формулировкой. При подготовке конспекта следует составить развернутый план ответа на вопрос, содержащий четкие определения понятий, краткое описание сути того или иного социального явления или процесса и его значение для личности и общества (общности). Таким образом, в основе подготовки семинарских вопросов должен лежать проблемный подход. Для закрепления изученных вопросов следует привести конкретные примеры проявлений изучаемых социальных явлений и процессов.
Особое внимание при изучении дисциплины следует уделить понятийному аппарату. Тест для самоконтроля позволит заострить внимание на ключевых вопросах дисциплины и подготовиться к итоговому контролю, а также проверочному тестированию остаточных знаний студентов.
2. Методические указания по выполнению рефератов
Реферат должен иметь следующую структуру:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основная часть, состоящая из 3-4 разделов.
5. Заключение.
6. Список использованных источников.
В содержании приводятся заголовки реферата и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации (деления) необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим номером страницы в правом столбце содержания.
Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формулируется проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы; указывается объект исследования.
Объем введения –2-3 страницы машинописного текста.
Основная часть состоит из разделов, в которых раскрывается исследуемая тема и последовательно решаются задачи, поставленные во введении и служащие достижению поставленной цели исследования.
В заключении приводятся основные результаты, достигнутые при выполнении реферата. Заключение представляет собой не простой перечень полученных результатов, а их итоговый синтез. Объем заключения приблизительно составляет 1-2 страницы. Общий объем реферата должен составлять не менее 15 страниц.
3. Темы рефератов
1. Мир и человек в их сложном единстве.
2. Человек – главная проблема философии.
3. Функции философии в обществе.
4. Диалектика знаний и ценностей.
5. Философия и наука.
6. Философия как методология.
7. Арии и веды. Ведический пантеон.
8. Упанишады.
9. Космография и мифология джайнизма.
10. Четыре благородные истины буддизма.
11. Буддийская этика.
12. Космология и мифология буддизма.
13. Культ Шаньди в эпоху Инь.
14. Культ Неба в эпоху Чжоу.
15. Жизнь и философия Конфуция.
16. Конфуцианство как регулятор жизни в китайском обществе.
17. Лао-цзы и его сочинение «Дао де дзин»
18. Теократическое государство даосов.
19. Пантеон китайского буддизма.
20. Влияние чань-буддизма на китайскую культуру.
21. Кризис мифологического сознания и его причины.
22. Мировоззренческий смысл древнегреческого космоцентризма.
23. Мера и безмерное, предел и беспредельное, единое и многое, текучесть и неизменность – главные темы мировоззренческих исканий древнегреческих мыслителей.
24. Единое, Ум (Логос), Душа – триада первосущностей в античной философии.
25. Фалес, Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель – вехи в развитии античной философии.
26. Рациональность: становление и развитие форм и методов рационального мышления в культуре Древней Греции.
27. Математическое и эстетическое оформление перехода от мифологического мировосприятия к рациональному.
28. Демокрит и атомистическая парадигма.
29. Платон и В.Гейзенберг – «В начале была симметрия...»
30. Неоплатонизм и христианство.
31. Аристотель: жизнь и деятельность.
32. Диоген, Эпикур, Сенека о человеке.
33. Идеи неоплатонизма (Плотин, Прокл).
34. Основные идеи и ценности христианства.
35. Теоцентризм как основа философии европейского средневековья.
36. Реализм и номинализм о природе общих понятий.
37. Аврелий Августин «Исповедь».
38. Пьер Абеляр «История моих бедствий».
39. Символизм средневековой культуры.
40. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики.
41. Великие представители Ренессанса.
42. Основные идеи Реформации.
43. Эразм Роттердамский «Похвала глупости».
44. Никколо Макиавелли «Государь».
45. Диалектика Николая Кузанского.
46. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей).
47. Социальные утопии Т.Мора и Т.Кампанелла.
48. Ньютоновская классическая наука и становление индустриального общества.
49. Экспериментальный метод и метод индукции Ф.Бекона.
50. Гносеологические идеи картезианства.
51. Сенсуализм и эмпиризм в английской философии XVII века.
52. Правовые идеи Т.Гоббса и Дж.Локка.
53. Субстанция, атрибуты и модусы Б.Спинозы.
54. Б.Спиноза – «Свобода есть познанная необходимость».
55. Д.Юм о человеческой природе.
56. Проблема человека в философии эпохи Просвещения.
57. Философия Канта и современность.
58. Философия Канта и естествознание ХХ века.
59. Объективный идеализм Фихте: философия деятельности.
60. Натурфилософия Шеллинга: возвращение к природе.
61. Диалектика от Канта до Гегеля.
62. Философия Гегеля. Система и метод.
63. Проблема свободы в немецкой философии.
64. Гуманизм Л.Фейербаха.
65. Значение классической немецкой философии для развития европейской мысли.
66. Основные проблемы философии марксизма.
67. Проблема отчуждения в философии К.Маркса.
68. Взлет и трагедия марксизма.
69. Позитивизм и наука.
70. Проблема природы и статуса научного знания в истории позитивизма.
71. Понятие воли в философии А.Шопенгауэра.
72. Учение Ф.Ницше о «сверхчеловеке».
73. Программа «переоценки всех ценностей» и «имморализм» Ф.Ницше.
74. Неокантианство и эмпириокритицизм в философии XIX века.
75. Утопический социализм в XIX веке.
76. Основные идеи феноменологической философии Э.Гуссерля.
77. Современная «философия науки».
78. Психоанализ и философия неофрейдизма.
79. Развитие психоанализа в XX веке и его влияние на философию.
80. Роль и место экзистенциализма в развитии науки и искусства XX века.
81. Экзистенциализм М.Хайдеггера: предмет и задачи философии.
82. Философия истории К.Ясперса.
83. Новый синтез знания о человеке и ноосфера (М.Шелер, Тейяр де Шарден).
84. Гуманизм в философии и гуманистическое движение второй половины XX века.
85. Структурная антропология К.Леви-Стросса.
86. Модернизация, модернизм и постмодернизм.
87. Категория «небытие» в философии.
88. Прогресс и регресс: соотношение понятий.
89. Виртуальная реальность.
90. Проблема бесконечности пространства и времени.
91. Техника как особая реальность.
92. Роль заблуждений в познании.
93. Знание и вера.
94. Причины и характер научных революций.
95. Информационные революции в истории человечества.
96. Сциентизм и антисциентизм.
97. Проблема моральной ответственности ученого (этика науки).
98. Философские аспекты проблемы клонирования человека.
99. Общественная психология и общественная идеология.
Тема реферата студент определяет по двум последним цифрам в номере своей зачетной книжки. Если эти цифры 00, то берется тема 10 из приведенного списка.
4. Вопросы для подготовки к зачету
1. Предмет философии.
2. Место и роль философии в культуре.
3. Философия как мировоззрение.
4. Философия и частные науки.
5. Древнекитайская философия. Конфуций.
6. Лао-Цзы и даосизм.
7. Древнеиндийская философия. Основные течения.
8. Проблема первоначала в философских учениях Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Анаксимандра.
9. Учение пифагорейцев о числах как основе мира.
10. Взгляды на движение Парменида и Зенона.
11. Атомизм Демокрита.
12. «Диалектика», «майевтика», «ирония» – аспекты сократовского метода.
13. Философия Платона как система объективного идеализма.
14. Учения Аристотеля: о движении, о причине и о сущности.
15. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе.
16. Учение Августина о душе и самопознании.
17. Спор номиналистов и реалистов об универсалиях.
18. Философский синтез Ф.Аквинского.
19. Дж.Бруно о бесконечности миров.
20. Н.Макиавелли и его «Государь».
21. Ф.Бэкон и его индуктивный метод.
22. Р.Декарт и его аксиоматико-дедуктивный метод.
23. Спиноза и его учение о субстанции.
24. Лейбниц и его учение о монадах.
25. Концепция общественного договора. Ж.-Ж.Руссо.
26. «Коперниковский переворот» И.Канта в теории познания.
27. Гегелевская диалектика и ее особенности.
28. Антропологическая философия Л.Фейербаха.
29. Теория общественного развития К.Маркса.
30. Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.
31. Славянофилы и западники: различия и сходство.
32. Философия «всеединства» В.Соловьева.
33. Философские поиски Н.Бердяева: творчество, культура, судьба России.
34. Теория ноосферы В.Вернадского.
35. Основные направления и типы философствования в современной западной философии: сциентистское, антисциентистское, умозрительно-метафизическое.
36. Неопозитивизм. Аналитическая философия Л.Витгенштейна.
37. Постпозитивизм. Критический рационализм К.Поппера, П.Фейерабенда.
38. Феноменология Э.Гуссерля.
39. Философская герменевтика Г.Гадамера.
40. Теория психоанализа З.Фрейда.
41. Гуманистический психоанализ Э.Фромма.
42. Человек и общество в немецком экзистенциализме М.Хайдеггера и К.Ясперса.
43. Проблема свободы и ответственности в экзистенциальной философии Ж.-П.Сартра.
44. Структурная антропология К.Леви-Стросса.
45. Неотомизм. Религиозно-философская система Тейяра де Шардена.
46. Американский прагматизм. Радикальный эмпиризм У.Джеймса.
47. Постмодернизм. Симулякры Ж.Бодрийара.
5. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Онтология, гносеология, аксиология, антропология как основные разделы
философии.
2. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация
бытия.
3. Понятия объективная и субъективная реальность. Определение материи.
4. Понятие движение, классификация форм движения материи.
5. Категории пространства и времени.
6. Диалектика и ее альтернативы.
7. Категории диалектики.
8. Законы диалектики.
9. Детерминизм и индетерминизм.
10. Научная картина мира. Основные параметры и идеи.
11. Природа как предмет философского осмысления. Идея «господства над
природой» и результаты ее реализации.
12. Сознание: происхождение и сущность.
13. Проблема идеального и форм его бытия.
14. Сознание и самосознание.
15. Взаимосвязь мышления и языка.
16. Познание как предмет философского анализа.
17. Познание как «отражение» и познание как «конструирование»
действительности.
18. Субъект и объект познания.
19. Истина и пути ее исторического развития: теория соответствия
(корреспонденции) и теория согласованности (когеренции).
20. Диалектика абсолютного и относительного в знании.
21. Истина и заблуждение.
22. Практика как важнейший критерий истины.
23. Проблема соотношения веры и знания.
24. Структура научного познания, его методы и формы.
25. Научные революции и смены типов рациональности.
26. Наука и техника. Диалектика их развития.
27. Информация. Основные концепции и определения.
28. Общество как саморазвивающаяся система. Типология общества.
29. Формационный и цивилизационный подходы в исследовании общества.
30. Гражданское общество и государство.
31. Социальная философия о соотношении личности и общества.
32. Понятия «этноса» и «нации».
33. Основные концепции социальной дифференциации современного
общества.
34. Культура и цивилизация.
35. Проблема диалога культур Востока и Запада.
36. Индивид, человек, личность. Формирование личности.
37. Свобода и ответственность личности. Смысл жизни.
38. Проблема насилия и ненасилия в современном обществе.
39. Нравственные ценности и категории этики.
40. Человек в мире культуры. Человек как стержень развития культуры.
41. Права и свободы личности в современном обществе.
42. Роль искусства и эстетических ценностей в жизни человека.
43. Сущность и критерии общественного прогресса.
44. Социальные последствия информационно-компьютерной революции.
45. Происхождение и сущность глобальных проблем человечества.
46. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности.
47. Социальные последствия информационно-компьютерной революции.
48. Перспективы развития и контуры будущего современной цивилизации.
6. Рекомендуемая литература
Основная учебная литература
1. Голубинцев В.О., Данцов А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов/н/Дону, 2006.
2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М.: Логос, 2007.
3. Философия. Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидоровой. - 3-е изд., перераб и доп. – М.: Гардарики, 2005.
4. Философия. Учебник / Под редакцией В.Н.Лавриненко.- Изд. 3-е, испр. и дополн. – М.: Юристъ, 2007.
Дополнительная учебная литература
5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник. – М., 1999.
6. Кравченко В.В. Тесты по философии (с историко-философским введением). Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2004.
7. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-изд. Т.13.
8. Нижников А.С. История философии. Курс лекций. – М.: Экзамен, 2004.
9. Радугин А.А. Философия. Курс лекций.-2-е изд. – М.: Центр, 2001.
10. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для технических вузов. – М., 2005.
11. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2005.
12. Моздаков А.Ю. Понятие безопасности в классической и современной философии // Вопросы философии. – 2008. – №4.
14. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М., 1995.
15. Самосознание европейской культуры XX в. – М., 1991.
16. Философия и методология современности. – Иркутск: ИрГТУ, 2000.
Дополнительная литература
1. Бехман Г.Современное общество как общество риска // Вопросы философии. – 2007. – №1.
2. Ганчев П. Глобализация цивилизаций и необходимость новой формы философии // Вопросы философии. – 2007. – №8.
3. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.
4. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. –М.: Гардарики, 2000.
5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.
6. Душенко К.В. Мысли и изречения древних с указанием источника.
Древние греки. Древние римляне. Библия. Учителя Церкви. Мудрецы Талмуда.-3-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2008.
7. Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. – 2007. – №7.
8. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т.42
9. Новая философская энциклопедия. В 4т. – М.: Мысль, 2000-2001.
10. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.
11. Тойнби А.Дж. Постижение истории. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991.
12. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.
13. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности.-4-е изд. – М., 2008.
14. Шпенглер О. Закат Европы. – М.: Мысль, 1993.
15. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.
16. Яхнин Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума (Общенациональная идея России в мировом контексте) // Вопросы философии. – 2006. – №5.