Методические указания по выполнению учебно-исследовательских работ для студентов специальности 230102
СОДЕРЖАНИЕ: Уирс является практическое ознакомление студентов со всеми этапами научно-исследовательской работы, которая является неотъемлемой составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки самостоятельной исследовательской работыФедеральное агентство по образованию
Томский государственный университет систем управления
и радиоэлектроники
Кафедра автоматизации обработки информации
УТВЕРЖДАЮ:
Зав. кафедрой АОИ,
д.т.н., профессор
_______________ Ю.П.Ехлаков
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению
учебно-исследовательских работ
для студентов специальности 230102
«Автоматизированные системы обработки
информации и управления»
Разработчик:
Ст. преподаватель каф. АОИ
_____________ Б.А. Рыбалов
Томск 2008
Оглавление
1. Цели и задачи учебно-исследовательской работы студентов …………………………………………………… |
3 |
2. Организация учебно-исследовательской работы студентов …………………………………………………… |
3 |
3. Формы проведения учебно-исследовательской работы студентов …………………………………………………… |
5 |
4. Отчетность по УИРС …………………………………….. |
7 |
1. Цели и задачи учебно-исследовательской работы студентов
Целью учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) является практическое ознакомление студентов со всеми этапами научно-исследовательской работы, которая является неотъемлемой составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки самостоятельной исследовательской работы.
УИРС, в отличие от НИРС (научно-исследовательской работы студентов) является работой, включаемой непосредственно в учебный процесс, тогда как НИРС выполняется студентами во внеучебное время.
Основная задача УИРС состоит в том, чтобы привить студентам навыки самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомить их с современными технологиями проведения научных исследований, техникой экспериментальных исследований, реальными условиями работы в научном (производственном) коллективе.
В процессе выполнения УИРС студенты должны научиться работать с научной литературой, государственными и отраслевыми стандартами, применять теоретические знания на практике, составлять рефераты и отчёты, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить эксперименты, докладывать результаты своей работы на семинарах.
Эффективность учебно-исследовательской работы студентов определяется: реальностью научной тематики, актуальностью и глубиной исследований, проводимых на кафедре АОИ; четко сформулированной задачей и постоянным интересом руководителя к работе студента, стимулирующими интенсивную и качественную работу последнего.
2. Организация учебно-исследовательской работы студентов
Распределение на УИРС проводится в соответствии с заявками профессорско-преподавательского состава кафедры на выполнение учебно-исследовательских работ и с учетом личных интересов студентов.
К руководству УИРС привлекаются профессора, доценты, преподаватели, аспиранты и научные сотрудники. Из числа преподавателей кафедры назначается ответственный за организацию УИРС.
В начальный момент организации работ ответственный по УИРС организует сбор заявок от ППС на выполнение учебно-исследовательских работ, доводит их до сведения студентов, обеспечивает распределение студентов между научными руководителями, а также организует проведение вводных лекций по организации научно-исследовательских работ в университете.
Ориентировочные темы установочных лекций по УИРС:
1) организация подбора учебной и научной литературы в библиотеке ТУСУРа (корпус ФЭТ);
2) организация научно-исследовательских работ в ТУСУРе, в том числе:
• по грантам и конкурсам министерств и ведомств РФ и региональным конкурсам;
• проведение фундаментальных исследований по единому заказ-наряду Минобразования РФ, государственным программам;
• проведение НИОКР по хозяйственным договорам с предприятиями, организациями.
3) правовая защита интеллектуальной собственности.
УИРС проводится в часы, отводимые учебными планами. Выполнение УИРС, как и любого другого вида учебных занятий, является обязательным. Желательно, чтобы для работы студентов выделялся по расписанию целый день, но не менее 4-6 часов подряд.
Каждый студент, выполняющий УИРС, должен быть обеспечен рабочим местом (рабочей станцией ПЭВМ с доступом в сеть Интернет) в дисплейных классах кафедры.
Ответственный за проведение УИРС и научный руководитель темы осуществляют систематический контроль за выполнением студентами календарного плана УИРС.
Формой организации такого контроля является проведение регулярных семинарских занятий с двухнедельным циклом , на которых студенты докладывают о результатах своей работы.
По результатам проведения семинаров ответственный за УИРС, по согласованию с научными руководителями, выставляет студентам текущую рейтинговую оценку (контрольную точку).
Кроме того, в ходе выполнения УИРС ответственный по УИРС осуществляет методическую помощь и консультации студентам по:
• подбору необходимых литературных источников, реферативных сборников, периодики в библиотеке ТУСУРа (корпус ФЭТ);
• использованию электронного каталога на Интернет-сайте библиотеки ТУСУР www.lib.tusur.ru;
• поиску полнотекстовых учебно-методических пособий на информационном образовательном портале ТУСУРа (каталог УМО http://www2.tcde.ru) и других информационных ресурсах.
Студенты включаются в исследовательскую работу в обязательном порядке, начиная с четвертого курса. Им поручаются конкретные теоретические и практические (экспериментальные) разработки. Как правило, эти исследования ведутся непосредственно на кафедре АОИ при выполнении практических, лабораторных, курсовых или дипломных работ, а также при прохождении производственной практики.
Таким образом, УИРС вводится в учебные планы, в рабочие планы преподавателей и расписание занятий студентов в пределах общего количества часов аудиторных занятий. Материальное обеспечение выполнения УИРС осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств кафедры.
Лучшие работы студентов рекомендуются для участия в студенческих научно-технических конференциях, конкурсах, выставках.
В университете действует совет по НИРС, который осуществляет руководство организацией НИР подразделений университета, организует конференции студентов и молодых ученых, проводит конкурсы студенческих научных работ.
Совет проводит конкурс отчетов по УИРС, один раз в год (по окончании зимней сессии). Совет собирается по вопросу рассмотрения кандидатов на присуждения званий «Отличник» и «Активист НИРС». Отличники НИРС получают 40 %-ую надбавку к стипендии, имеют преимущества при поступлении в аспирантуру и могут обучаться по индивидуальному плану. Активисты НИРС получают 20 %-ую надбавку к стипендии.
3. Формы проведения учебно-исследовательской работы студентов
Основной формой выполнения УИРС является индивидуальная работа над сформулированным руководителем заданием.
Задание на УИРС целесообразно формулировать так, чтобы оно имело исследовательский характер, при этом объем и характер задания должны учитывать успехи и наклонности студента. В задании должна быть отражена поэтапно вся работа, необходимая для решения поставленной задачи. С точки зрения самого процесса выполнения УИРС предусматривает:
• изучение студентами методологии исследовательской работы (теоретическая часть УИРС);
• закрепление знаний и навыков самостоятельного проведения этапов исследования (практическая часть УИРС).
Теоретическая часть УИРС, в свою очередь, включает следующие основные этапы:
1. Обоснование актуальности выбранной темы. Подбор и анализ литературы по теме
2. Постановка цели, конкретизация задач
3. Выбор методов проведения исследований
4. Описание процесса исследования
5. Обсуждение (анализ) результатов исследования
6. Формулирование выводов и оценка полученных результатов
Практическая часть УИРС включает следующие этапы:
1. Разработка алгоритмов (функциональных моделей)
2. Разработка информационной базы
3. Разработка программного обеспечения
4. Постановка эксперимента (тестирование)
5. Внедрение
Научный руководитель УИРС, одновременно с выдачей задания, составляет календарный выполнения работы на семестр, в котором установлены сроки отчетности студента по этапам выполнения теоретической и практической частей УИРС и рейтинговые баллы (таблица 3.1.).
Таблица 3.1. — Балльно-рейтинговая оценка УИРС
Элементы учебной деятельности |
Максимальный балл на 1-ую контрольную точку с начала семестра |
Максимальный балл за период между 1 КТ и 2КТ |
Максимальный балл за период между 2КТ и на конец семестра |
Всего за семестр |
Посещение занятий (лекции, семинары) |
4 |
4 |
4 |
12 |
Своевременное выполнение календарного плана |
2 |
2 |
2 |
6 |
Выступления на семинарах |
– |
10 |
12 |
22 |
Защита проекта |
– |
– |
60 |
60 |
Итого максимум за период: |
6 |
16 |
78 |
100 |
Нарастающим итогом |
6 |
22 |
100 |
|
На основании выданных руководителями заданий (календарных планов) ответственный по УИРС составляет общий план-график выполнения УИРС в разрезе студенческих групп 4-х и 5-х курсов для его дальнейшего контроля на семинарских занятиях.
Семинарские занятия . В процессе выполнения УИРС студенты готовят промежуточные отчёты (сообщения), с которыми выступают на семинарских занятиях в специализированной аудитории с использованием цифрового проектора (ЖК-телевизора, плазменной панели).
Доклады сопровождаются слайд-презентациями, выполненными в формате офисного приложения для создания компьютерных презентаций Microsoft PowerPoint.
Проведение постоянно действующих семинаров предназначено для выработки у студентов навыков:
• в подготовке тезисов научных сообщений и рефератов (отчётов);
• в умении докладывать и защищать результаты своих исследований;
• в активном участии в научной дискуссии;
• в планировании и ведении контроля выполнения учебно-исследовательских разработок.
На семинарах заслушиваются сообщения, обзоры литературных источников, планы и методики исследований, отчеты о выполненных работах и т.д.
Семинары проводятся согласно расписанию под руководством ответственного от кафедры по УИРС с привлечением руководителей научных направлений кафедры (при необходимости).
Результаты учебно-исследовательской работы оформляются в виде отчетов и защищаются студентами в конце семестра перед комиссией, состоящей из ведущих преподавателей кафедры.
В отчете должно быть сформулировано задание, кратко изложена теоретическая или практическая части, методика проведения эксперимента, полученные результаты и их анализ, а также список использованной литературы. Форма отчёта приведена в разделе 4 настоящих методических указаний.
4. Отчетность по УИРС
Аттестация студентов по УИРС, включаемой в учебный процесс,
проводится по результатам выполнения учебного плана в форме зачёта или дифференцированного зачёта.
По окончании семестра студент должен представить заключительный отчет по учебно-исследовательской работе. Целью составления такого отчета является не только представление итогов работы, но и обучение студентов литературному изложению содержания работы.
Отчет должен содержать:
• титульный лист;
• задание на учебно-исследовательскую работу;
• оглавление;
• введение;
• анализ состояния исследуемой проблемы — краткое изложение исследуемого вопроса по литературным источникам;
• постановка задачи, описание методов и алгоритмов решения задачи;
• описание программного обеспечения [1];
• описание экспериментов и результатов внедрения;
• заключение, анализ результатов исследований;
• список использованной литературы.
Отчет по УИРС оформляется в виде машинописного текста объемом 20-40 страниц на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297).
Текст печатается через 1,5 межстрочных интервала 12 или 14 шрифтом. Поля: левое поле – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Абзацный отступ — 1,25 см.
Основные правила оформления текста [2] :
• номер разделов (глав) и подразделов (параграфов) нумеруется арабскими цифрами, номер подраздела должен состоять из номера раздела и номера подраздела, разделенные точкой;
• заголовки разделов пишутся прописными буквами, заголовки подразделов — строчными;
• подчеркивать заголовки и переносить в них слова не допускается;
• расстояние между заголовками и последующим текстом, а также между заголовком и последней строкой предыдущего текста должно быть равно двум межстрочным интервалам;
• нумерация страниц в отчете должна быть сквозной, номер страницы проставляется арабскими цифрами вверху справа;
• рисунки (иллюстрации) сопровождаются подрисуночными надписями;
• нумерация рисунков и таблиц производится в пределах раздела, при этом номер рисунка (таблицы) состоит из номера раздела и порядкового номера, разделенных точкой (например, Рисунок 3.2.; Таблица 4.1.);
• для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей, применяются таблицы, название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким;
• название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, например, Таблица 2.2. — Структура базы данных «Администратор»;
• таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице;
• на все таблицы должны быть ссылки в отчете, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера (например, таблица 2.1.);
• при переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят;
• при переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.3.». На последней странице (на которой таблица заканчивается) пишут слово «Окончание» и указывают номер таблицы.
• в текстовой части отчёта должны быть ссылки на таблицы, рисунки, графики и использованную литературу;
• текст отчёта должен быть хорошо отредактирован и аккуратно переплетен.
Рекомендуемый объем основных частей (разделов) отчёта приведен в таблице 4.1.
Таблица 4.1. — Рекомендуемый объем основных разделов) отчёта
Наименование отдельных разделов отчёта |
Объем (%) |
Введение |
3 |
Анализ состояния исследуемой проблемы (краткое изложение исследуемого вопроса по литературным источникам) |
30 |
Постановка задачи, описание методов и алгоритмов решения задачи |
25 |
Описание программного обеспечения |
25 |
Описание экспериментов и результатов внедрения |
15 |
Заключение (итоговый анализ результатов исследований) |
2 |
Научный руководитель проверяет и подписывает отчет, тем самым допуская выполненную студентом работу к защите.
Отчет защищается на итоговом семинаре перед комиссией, состоящей из руководителей отдельных проблемных групп (научных направлений). По результатам УИРС студенту выставляется зачет (или зачёт с дифференцированной оценкой).
Литература
1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 «Информационная технология. Пакеты программ. Требование к качеству и тестирование».
2. ГОСТ 7.32-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.