Методические указания по выполнению учебно-исследовательских работ для студентов специальности 230102

СОДЕРЖАНИЕ: Уирс является практическое ознакомление студентов со всеми этапами научно-исследовательской работы, которая является неотъемлемой составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки самостоятельной исследовательской работы

Федеральное агентство по образованию

Томский государственный университет систем управления

и радиоэлектроники

Кафедра автоматизации обработки информации

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой АОИ,

д.т.н., профессор

_______________ Ю.П.Ехлаков

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению

учебно-исследовательских работ

для студентов специальности 230102

«Автоматизированные системы обработки

информации и управления»

Разработчик:

Ст. преподаватель каф. АОИ

_____________ Б.А. Рыбалов

Томск 2008

Оглавление

1. Цели и задачи учебно-исследовательской работы

студентов ……………………………………………………

3

2. Организация учебно-исследовательской работы

студентов ……………………………………………………

3

3. Формы проведения учебно-исследовательской работы

студентов ……………………………………………………

5

4. Отчетность по УИРС ……………………………………..

7

1. Цели и задачи учебно-исследовательской работы студентов

Целью учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) является практическое ознакомление студентов со всеми этапами научно-исследовательской работы, которая является неотъемлемой составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки самостоятельной исследовательской работы.

УИРС, в отличие от НИРС (научно-исследовательской работы студентов) является работой, включае­мой непосредственно в учебный процесс, тогда как НИРС выполняется студентами во внеучебное время.

Основная задача УИРС состоит в том, чтобы привить студентам навыки самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомить их с современными технологиями проведения научных исследований, техникой экспериментальных исследований, реальными условиями работы в научном (производственном) коллективе.

В процессе выполнения УИРС студенты должны научиться работать с научной литературой, государственными и отраслевыми стандартами, применять теоретические знания на практике, составлять рефераты и отчёты, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить эксперименты, докладывать результаты своей работы на семинарах.

Эффективность учебно-исследовательской работы студентов определяется: реальностью научной тематики, актуальностью и глубиной исследований, проводимых на кафедре АОИ; четко сформулированной задачей и постоянным интересом руководителя к работе студента, стимулирующими интенсивную и качественную работу последнего.

2. Организация учебно-исследовательской работы студентов

Распределение на УИРС проводится в соответствии с заявками профессорско-преподавательского состава кафедры на выполнение учебно-исследовательских работ и с учетом личных интересов студентов.

К руководству УИРС привлекаются профессора, доценты, преподаватели, аспиранты и научные сотрудники. Из числа преподавателей кафедры назначается ответственный за организацию УИРС.

В начальный момент организации работ ответственный по УИРС организует сбор заявок от ППС на выполнение учебно-исследовательских работ, доводит их до сведения студентов, обеспечивает распределение студентов между научными руководителями, а также организует проведение вводных лекций по организации научно-исследовательских работ в университете.

Ориентировочные темы установочных лекций по УИРС:

1) организация подбора учебной и научной литературы в библиотеке ТУСУРа (корпус ФЭТ);

2) организация научно-исследовательских работ в ТУСУРе, в том числе:

• по грантам и конкурсам министерств и ведомств РФ и региональным конкурсам;

• проведение фундаментальных исследований по единому заказ-наряду Минобразования РФ, государственным программам;

• проведение НИОКР по хозяйственным договорам с предприятиями, организациями.

3) правовая защита интеллектуальной собственности.

УИРС проводится в часы, отводимые учебными планами. Выполнение УИРС, как и любого другого вида учебных занятий, является обязательным. Желательно, чтобы для работы студентов выделялся по расписанию целый день, но не менее 4-6 часов подряд.

Каждый студент, выполняющий УИРС, должен быть обеспечен рабочим местом (рабочей станцией ПЭВМ с доступом в сеть Интернет) в дисплейных классах кафедры.

Ответственный за проведение УИРС и научный руководитель темы осуществляют систематический контроль за выполнением студентами календарного плана УИРС.

Формой организации такого контроля является проведение регулярных семинарских занятий с двухнедельным циклом , на которых студенты докладывают о результатах своей работы.

По результатам проведения семинаров ответственный за УИРС, по согласованию с научными руководителями, выставляет студентам текущую рейтинговую оценку (контрольную точку).

Кроме того, в ходе выполнения УИРС ответственный по УИРС осуществляет методическую помощь и консультации студентам по:

• подбору необходимых литературных источников, реферативных сборников, периодики в библиотеке ТУСУРа (корпус ФЭТ);

• использованию электронного каталога на Интернет-сайте библиотеки ТУСУР www.lib.tusur.ru;

• поиску полнотекстовых учебно-методических пособий на информационном образовательном портале ТУСУРа (каталог УМО http://www2.tcde.ru) и других информационных ресурсах.

Студенты включаются в исследовательскую работу в обязательном порядке, начиная с четвертого курса. Им поручаются конкретные теоретические и практические (экспериментальные) разработки. Как правило, эти исследования ведутся непосредственно на кафедре АОИ при выполнении практических, лабораторных, курсовых или дипломных работ, а также при прохождении производственной практики.

Таким образом, УИРС вводится в учебные планы, в рабочие планы преподавателей и расписание занятий студентов в пределах общего количества часов аудиторных занятий. Материальное обеспечение выполнения УИРС осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств кафедры.

Лучшие работы студентов рекомендуются для участия в студенческих научно-технических конференциях, конкурсах, выставках.

В университете действует совет по НИРС, который осуществляет руководство организацией НИР подразделений университета, организует конференции студентов и молодых ученых, проводит конкурсы студенческих научных работ.

Совет проводит конкурс отчетов по УИРС, один раз в год (по окончании зимней сессии). Совет собирается по вопросу рассмотрения кандидатов на присуждения званий «Отличник» и «Активист НИРС». Отличники НИРС получают 40 %-ую надбавку к стипендии, имеют преимущества при поступлении в аспирантуру и могут обучаться по индивидуальному плану. Активисты НИРС получают 20 %-ую надбавку к стипендии.

3. Формы проведения учебно-исследовательской работы студентов

Основной формой выполнения УИРС является индивидуальная работа над сформулированным руководителем заданием.

Задание на УИРС целесообразно формулировать так, чтобы оно имело исследовательский характер, при этом объем и характер задания должны учитывать успехи и наклонности студента. В задании должна быть отражена поэтапно вся работа, необходимая для решения поставленной задачи. С точки зрения самого процесса выполнения УИРС предусматривает:

• изучение студентами методологии исследовательской работы (теоретическая часть УИРС);

• закрепление знаний и навыков самостоятельного проведения этапов исследования (практическая часть УИРС).

Теоретическая часть УИРС, в свою очередь, включает следующие основные этапы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы. Подбор и анализ литературы по теме

2. Постановка цели, конкретизация задач

3. Выбор методов проведения исследований

4. Описание процесса исследования

5. Обсуждение (анализ) результатов исследования

6. Формулирование выводов и оценка полученных результатов

Практическая часть УИРС включает следующие этапы:

1. Разработка алгоритмов (функциональных моделей)

2. Разработка информационной базы

3. Разработка программного обеспечения

4. Постановка эксперимента (тестирование)

5. Внедрение

Научный руководитель УИРС, одновременно с выдачей задания, составляет календарный выполнения работы на семестр, в котором установлены сроки отчетности студента по этапам выполнения теоретической и практической частей УИРС и рейтинговые баллы (таблица 3.1.).

Таблица 3.1. — Балльно-рейтинговая оценка УИРС

Элементы учебной деятельности

Максимальный балл на 1-ую контрольную точку с начала семестра

Максимальный балл за период между 1 КТ и 2КТ

Максимальный балл за период между 2КТ и на конец семестра

Всего за семестр

Посещение занятий (лекции, семинары)

4

4

4

12

Своевременное

выполнение

календарного плана

2

2

2

6

Выступления на

семинарах

10

12

22

Защита проекта

60

60

Итого максимум за период:

6

16

78

100

Нарастающим

итогом

6

22

100

На основании выданных руководителями заданий (календарных планов) ответственный по УИРС составляет общий план-график выполнения УИРС в разрезе студенческих групп 4-х и 5-х курсов для его дальнейшего контроля на семинарских занятиях.

Семинарские занятия . В процессе выполнения УИРС студенты готовят промежуточные отчёты (сообщения), с которыми выступают на семинарских занятиях в специализированной аудитории с использованием цифрового проектора (ЖК-телевизора, плазменной панели).

Доклады сопровождаются слайд-презентациями, выполненными в формате офисного приложения для создания компьютерных презентаций Microsoft PowerPoint.

Проведение постоянно действующих семинаров предназначено для выработки у студентов навыков:

• в подготовке тезисов научных сообщений и рефератов (отчётов);

• в умении докладывать и защищать результаты своих исследований;

• в активном участии в научной дискуссии;

• в планировании и ведении контроля выполнения учебно-исследовательских разработок.

На семинарах заслушиваются сообщения, обзоры литературных источников, планы и методики исследований, отчеты о выполненных работах и т.д.

Семинары проводятся согласно расписанию под руководством ответственного от кафедры по УИРС с привлечением руководителей научных направлений кафедры (при необходимости).

Результаты учебно-исследовательской работы оформляются в виде отчетов и защищаются студентами в конце семестра перед комиссией, состоящей из ведущих преподавателей кафедры.

В отчете должно быть сформулировано задание, кратко изложена теоретическая или практическая части, методика проведения эксперимента, полученные результаты и их анализ, а также список использованной литературы. Форма отчёта приведена в разделе 4 настоящих методических указаний.

4. Отчетность по УИРС

Аттестация студентов по УИРС, включаемой в учебный процесс,
проводится по результатам выполнения учебного плана в форме зачёта или дифференцированного зачёта.

По окончании семестра студент должен пред­ставить заключительный отчет по учебно-исследовательской работе. Целью со­ставления такого отчета является не только представление итогов работы, но и обучение студентов литературному изложению содержания работы.

Отчет должен содержать:

• титульный лист;

• задание на учебно-исследовательскую работу;

• оглавление;

• введение;

• анализ состояния исследуемой проблемы — краткое изложение исследуемого вопроса по литературным источникам;

• постановка задачи, описание методов и алгоритмов решения задачи;

• описание программного обеспечения [1];

• описание экспериментов и результатов внедрения;

• заключение, анализ результатов исследований;

• список использованной литературы.

Отчет по УИРС оформляется в виде машинописного текста объемом 20-40 страниц на одной сторо­не листа белой бумаги формата А4 (210x297).

Текст печатается через 1,5 межстрочных интервала 12 или 14 шрифтом. Поля: левое поле – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Абзацный отступ — 1,25 см.

Основные правила оформления текста [2] :

• номер разделов (глав) и подразделов (параграфов) нумеруется арабскими цифрами, номер подраздела должен состоять из номера раздела и номе­ра подраздела, разделенные точкой;

• заголовки разделов пишутся прописными буквами, заголовки подразде­лов — строчными;

• подчеркивать заголовки и переносить в них слова не допускается;

• расстояние между заголовками и последующим текстом, а также между заголовком и последней строкой предыдущего текста должно быть равно двум межстрочным интервалам;

• нумерация страниц в отчете должна быть сквозной, номер страницы проставляется арабскими цифрами вверху справа;

• рисунки (иллюстрации) сопровождаются подрисуночными надписями;

• нумерация рисунков и таблиц производится в пределах раздела, при этом номер рисунка (таблицы) состоит из номера раздела и порядкового номера, разделенных точкой (например, Рисунок 3.2.; Таблица 4.1.);

• для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей, применяются таблицы, название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким;

• название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, например, Таблица 2.2. — Структура базы данных «Администратор»;

• таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице;

• на все таблицы должны быть ссылки в отчете, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера (например, таблица 2.1.);

• при переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят;

• при переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.3.». На последней странице (на которой таблица заканчивается) пишут слово «Окончание» и указывают номер таблицы.

• в текстовой части отчёта должны быть ссылки на таблицы, рисунки, графики и использо­ванную литературу;

• текст отчёта должен быть хорошо отредактирован и аккуратно переплетен.

Рекомендуемый объем основных частей (разделов) отчёта приведен в таблице 4.1.

Таблица 4.1. — Рекомендуемый объем основных разделов) отчёта

Наименование отдельных разделов отчёта

Объем (%)

Введение

3

Анализ состояния исследуемой проблемы (краткое изложение исследуемого вопроса по литературным источникам)

30

Постановка задачи, описание методов и алгоритмов решения задачи

25

Описание программного обеспечения

25

Описание экспериментов и результатов внедрения

15

Заключение (итоговый анализ результатов исследований)

2

Научный руководитель проверяет и подписывает отчет, тем самым допуская выполненную студентом работу к защите.

Отчет защищается на итоговом семинаре перед комиссией, состоящей из руководителей отдельных проблемных групп (научных направлений). По результатам УИРС студенту выставляется зачет (или зачёт с дифференцированной оценкой).

Литература

1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 «Информационная технология. Пакеты программ. Требование к качеству и тестирование».

2. ГОСТ 7.32-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

Скачать архив с текстом документа