Методические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины Самостоятельная работа студентов направлена на
СОДЕРЖАНИЕ: Изучение дисциплины следует начинать с проработки рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса6. Методические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины
Самостоятельная работа студентов направлена на:
- работу с конспектом лекций;
- работу с основной и дополнительной литературой;
- работу над рефератом по заданной;
- подготовку к итоговой аттестации по дисциплине.
Самостоятельная работа студентов предполагает:
- подготовку к лекциям;
- выполнение рефератов;
- подготовку к письменным работам (тестам либо контрольным работам);
- подготовку к зачету.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Изучение дисциплины следует начинать с проработки рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
При подготовке к занятиям студент должен просмотреть конспекты лекций, рекомендованную литературу по данной теме; подготовиться к ответу на контрольные вопросы.
Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления основной и дополнительной литературой.
Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Культура записи лекции – один из важнейших факторов успешного и творческого овладения знаниями. Последующая работа над текстом лекции воскрешает в памяти ее содержание, позволяет развивать аналитическое мышление. В конце лекции преподаватель оставляет время (5-10 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.
Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.
Работа с конспектом лекций предполагает просмотр конспекта в тот же день после занятий, пометку материала конспекта, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за помощью к преподавателю на консультации или ближайшей лекции. Регулярно отводите время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.
Для выполнения письменных домашних заданий студентам необходимо внимательно прочитать соответствующий раздел учебника и проработать аналогичные задания, рассматриваемые преподавателем на лекционных занятиях.
Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными, в том числе из сети Интернет.
Постоянная активность на занятиях, готовность ставить и обсуждать актуальные проблемы курса - залог успешной работы и положительной оценки.
Требования, предъявляемые к выполнению реферата
Реферат является наиболее простой формой студенческой научно-исследовательской работы. Он должен представлять собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы. Для его написания требуется изучение наряду с учебной литературой нескольких научных статей или монографий, посвященных заявленной тематике. Обычно для подготовки реферата используется от 3 до 5 научных работ, рассматриваемых автором реферата в качестве основных. Это способствует более глубокому по сравнению с изложением в учебной литературе уяснению отдельного вопроса. Поэтому использовать только учебную литературу для написания реферата не рекомендуется. Она играет лишь роль того теоретического фундамента, который позволяет разобраться и проанализировать соответствующие научные работы.
В процессе написания работы студенты должны отслеживать новейшие изменения в соответствующей области компьютерных технологий. При поиске информации по теме реферата рекомендуется обращение к информационно-поисковым системам в сети Интернет, а также сайтам научно-исследовательских рыбопромышленных организаций и предприятий, специализирующихся в различных аспектах рыбного промысла.
Объем реферата колеблется от 15 до 30 страниц. Оформляется реферат на отдельных листах (формат А-4), сшитых (или прочно скрепленных) между собой. Титульный лист реферата оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. Страницы реферата должны быть пронумерованы. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски, оформленные одним из допустимых способов. Завершается текст реферата списком используемой при написании литературы, оформленным соответствующим образом.
Поскольку в реферате излагается, как правило, конкретный вопрос, то текст:
а) может не разбиваться на параграфы, допустимым является выделение отдельных вопросов прямо в тексте жирным шрифтом или курсивом;
б) при разделении текста реферата на параграфы, «оглавление» содержания реферата (план) следует выносить на отдельный лист;
в) введение и заключение как отдельные разделы работы выделять необязательно, вступление и заключительные выводы могут содержаться непосредственно в тексте рассматриваемого вопроса;
г) список, используемой литературы (библиография) обязательно приводится в конце текста с новой страницы, оформленный в соответствии с общими правилами любого научного исследования.
Формы контроля
Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Компьютерные технологии в науке и производстве» является зачет. На зачете студенты должны продемонстрировать не только теоретические знания, но и практические навыки пользования инструментарием компьютерных технологий, поэтому на итоговом контроле помимо теоретических вопросов студенту может быть предложено выполнить практическое задание.
По результатам написанных реферативных работ проводится семинар. Формой контроля выполнения реферата является открытая защита. В ходе семинара студенты выступают по написанным рефератам и отвечают на возникшие вопросы. По результатам семинара отбираются лучшие работы. Студентам имеющим наиболее успешные результаты в написании и защите реферата предлагается участие в студенческой научной конференции.
Перечень изучаемых тем
Тема 1. Содержание и основные понятия информационных систем и технологий.
Цель: освоение основных понятий информационных технологий.
Контрольные вопросы: понятие и структура информационной системы; виды обеспечения информационной системы (математическое, информационное, программное, техническое); централизованная и децентрализованная формы организации технического обеспечения; понятие и виды информационных технологий; характерные черты современных информационных технологий; обобщенная схема технологического процесса переработки информации; понятие и свойства информации; виды информации; измерение информации; представление информации в компьютерах; основные структуры данных (линейная, иерархическая, табличная).
Методические рекомендации: при подготовке к занятию студент должен выучить определения информации и информационной системы, уяснить суть разных видов обеспечения, разницу между централизованной и децентрализованной обработкой информации, способы измерения информации, уяснить суть понятия «структура данных».
Рекомендуемая литература:
Информатика: Учебник / Под ред. Н.В.Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2006.–768с.
Бородакий Ю.В. Информационные технологии: методы, процессы, системы. – М.: Радио и связь, 2004. 455 с.
Советов Б.Я., Цехановский В.В. Информационные технологии. М.: Высшая школа, 2003.
Благовещенская М.М. Информационные технологии систем управления технологическими процессами. – М.: Высшая школа, 2005. – 768 с.
Тема 2. Технические средства информационных технологий.
Цель: изучение основных технических средств информационных технологий.
Контрольные вопросы: функционально-структурная организация персонального компьютера (ПК); основные компоненты ПК; периферийные устройства и классы периферийных устройств; основные характеристики ПК; классификация вычислительных машин; тенденции развития вычислительных систем; понятие о суперкомпьютерах.
Методические рекомендации: при подготовке к занятию студент должен изучить функционально-структурную организация персонального компьютера и понять назначение основных блоков ПК и основных периферийных устройств ПК, рассмотреть классификацию компьютеров.
Рекомендуемая литература:
Информатика. Базовый курс / Симонович С.В. и др. – СПб.: Питер, 2000. – 640 с.: ил.
Информатика: Учебник / Под ред. Н.В.Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2006.–768с.
Тема 3. Основы компьютерных сетей и телекоммуникационных технологий.
Цель: изучить основные понятия локальных и глобальных компьютерных сетей.
Контрольные вопросы: централизованная и распределенная обработка данных; понятие и обобщенная структура информационной сети; классификация и иерархия компьютерных сетей (КС); процесс передачи данных (составные части процесса, режимы передачи, способы передачи); коммутация; топологии, характеристики и функциональная организация локальных КС; основные виды оборудования в КС; понятие об основных технологиях КС; сеть Internet; система IP-адресации и доменных имен; программы-браузеры; основные службы сети Internet.
Методические рекомендации: уяснить суть и различия централизованной и распределенной форм обработки данных, рассмотреть основные способы передачи данных, выучить определение коммутации, рассмотреть назначение концентратора и коммутатора.
Рекомендуемая литература:
Информатика: Учебник / Под ред. Н.В.Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2006.–768с.
Информатика. Базовый курс / Симонович С.В. и др. – СПб.: Питер, 2000. – 640 с.: ил.
Тема 4. Программное обеспечение информационных технологий.
Цель: изучить понятия системного и прикладного программного обеспечения, а также характерные виды прикладного программного обеспечения.
Контрольные вопросы: системное и прикладное программное обеспечение (ПО); понятие операционной системы и сервисного ПО; концепция операционных систем Windows; текстовые процессоры; табличные процессоры; графические редакторы и настольные издательские системы; средства построения схем; геоинформационные системы; базы данных (БД); представление информации в реляционных БД; принципы информационной безопасности и защита информации; понятие искусственного интеллекта; экспертные системы и технология их разработки.
Методические рекомендации: выучить определение системного и прикладного программного обеспечения, уяснить назначение операционной системы.
Рекомендуемая литература:
Информатика: Учебник / Под ред. Н.В.Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2006.–768с.
Информатика. Базовый курс / Симонович С.В. и др. – СПб.: Питер, 2000. – 640 с.: ил.
Цветков В.Я. Геоинформационные системы и технологии. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 287 с.
Элти Дж. Экспертные системы: концепции и примеры. – М.: Финансы и статистика, 1987. – 190 с.
Тема 5. Методология создания программных продуктов.
Цель: изучить основные этапы процесса создания программных продуктов.
Контрольные вопросы: понятие алгоритма и его свойства; понятие программирования; виды проектирования и программирования (нисходящее, модульное, структурное, объектно-ориентированное); языки программирования; стадии разработки программного обеспечения; эргономика работы за ПК.
Методические рекомендации: выучить определение алгоритма, программы и языка программирования.
Рекомендуемая литература:
Информатика: Учебник / Под ред. Н.В.Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2006.–768с.
Информатика. Базовый курс / Симонович С.В. и др. – СПб.: Питер, 2000. – 640 с.: ил.
Боглаев Ю.П. Вычислительная математика и программирование. – М.: Высшая школа, 1990. – 544 с.
Воробьев В.И. Математическое обеспечение ЭВМ в науке и производстве. Л.: Машиностроение, 1988. – 159 с.
Тема 6. Основы моделирования систем в научных исследованиях.
Цель: изучить основные понятия и назначение математического и имитационного моделирования.
Контрольные вопросы: математическое моделирование; классификация математических моделей; математические модели в рыбохозяйственных исследованиях; накопление и обработка статистической информации; математические проблемы при моделировании на ПК; математические пакеты; основные методы исследования операций; имитационное моделирование; Язык GPSS.
Методические рекомендации: выучить определение моделирования, понять разницу между математическим и имитационным моделированием.
Рекомендуемая литература:
Бородакий Ю.В. Информационные технологии: методы, процессы, системы. – М.: Радио и связь, 2004. 455 с.
Бусленко В.Н. Автоматизация имитационного моделирования сложных систем. - М: Наука, 1977. - 240 с.
Васильков Ю.В. Компьютерные технологии вычислений в математическом моделировании. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 256 с.
Воробьев В.И. Математическое обеспечение ЭВМ в науке и производстве. Л.: Машиностроение, 1988. – 159 с.
Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2001.
Выполнение лабораторных работ
На занятии получите у преподавателя график выполнения лабораторных работ. Обзаведитесь всем необходимым методическим обеспечением.
При подготовке к занятию необходимо изучить предлагаемую литературу по вынесенным темам, обратить внимание на проблемы, обозначенные преподавателем, трудности, обычно возникающие у студентов. Подготовка к занятиям осуществляется на основе методических рекомендаций по изучаемой теме.
Перед посещением лаборатории изучите теорию вопроса, предполагаемого к исследованию, ознакомьтесь с руководством по соответствующей работе и подготовьте протокол проведения работы, в который занесите:
- название работы;
- заготовки таблиц (при необходимости);
- расчетные формулы (при необходимости).
Оформление отчетов по-возможности должно проводиться после окончания работы в лаборатории.
Для подготовки к защите отчета следует проанализировать результаты, сопоставить их с известными теоретическими положениями или справочными данными, обобщить результаты исследований в виде выводов по работе, подготовить ответы на вопросы, приводимые в методических указаниях к выполнению лабораторных работ.
Полностью подготовленная и надлежаще оформленная работа передается для проверки преподавателю, ведущему практические занятия по дисциплине.