Методическое письмо Опреподавании учебного предмета «Физика» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

СОДЕРЖАНИЕ: Корьяков Иван Сергеевич, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин

Составители:

Бровкин Игорь Борисович, методист,

Корьяков Иван Сергеевич, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин

Методическое письмо

О преподавании учебного предмета «Физика» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

Школьный курс физики - основной компонент естественно-научного образования школьников. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся единой физической картины Мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества.

При организации учебного процесса по физике в общеобразовательных школах следует руководствоваться следующими нормативными документами:

- Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (//Вестник образования России, 2004,- №№ 12, 13, 14);

- Приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 г.№322 «Об учреждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

- Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

(//Вестник образования, 2004, - №№ 13, 14);

- Приказ Департамента образования Ярославской области от 12.05.06 №01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана»

Письмо Департамента образования ЯО от 14.09.2006 г. № 01-10/2757 «Об использовании результатов единого государственного экзамена реализации БУП- 2004»

- Методическое письмо федерального института педагогических измерений (ФИПИ) «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 г. в преподавании физики в средней школе» (сайт ФИПИ //www.fipi.ru);

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе, в общеобразовательных учреждениях на 2008/ 2009 учебный год (//Вестник образования: России№2 2008 г; сайт Минобразования и науки РФ //www.mon.gov.ru).

- Рекомендации Минобразования и науки РФ по организации и проведению государственной(итоговой) аттестации обучающихся,освоивших образовательные программы основного общего образования(письмо Рособрнадзора от 29.02.08 № 01-96/08-01,Вестник образования России №7/2008 г.)

Примечание: (рекомендации по использованию УМК по физике см. прил. 1,2)

Основные цели обучения физике на разных ступенях школьного образования

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования предполагает изучение физики на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни, обуславливая тем самым достижение результатов изучения школьного курса «Физика», приведенные в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» основной школы.

На старшей ступени общеобразовательной школы изучение физики должно ориентироваться на изучение основ физических теорий в соответствии с результатами обучения физике, приведенных в разделе стандарта «Требования к уровню подготовки выпускников» старшей ступени общеобразовательной школы на базовом и профильном уровнях.

В стандарте базового уровня акцент делается на изучение физики как элемента общей культуры , ознакомлении учащихся с историей возникновения и развития основных физических взглядов, на формирование у них представлений о единой физической картине Мира.

В стандарте профильного уровня основной целью является овладение курсом физики на уровне, достаточном для продолжения образования по физико-техническим специальностям в высших и средне-специальных учебных заведениях.

Обязательный минимум содержания образовательных программ государственного стандарта включает два компонента: перечень явлений, понятий, теорий, которые должны быть усвоены (знаниевый компонент), и перечень видов деятельности, которыми должен овладеть ученик (деятельностный компонент).

Процесс обучения физике должен быть ориентирован на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирование умений самостоятельного приобретения новых знаний в соответствии с их жизненными потребностями и интересами.

Изучение физики на всех ступенях обучения должно ориентировать учителя на организацию учебного процесса так, чтобы ведущая роль отводилась самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для выполнения этого нужно не сообщать школьникам систему готовых знаний, а организовывать такие виды их самостоятельной деятельности, как наблюдение, описание и объяснение физических явлений, измерение физических величин, проведение опытов и экспериментальных исследований по выявлению физических закономерностей, объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов, практическое применение физических знаний. Учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований физических явлений. Учитель должен контролировать не запоминание текста учебника, а правильные и успешные познавательные действия ученика.

Помимо вышесказанного, предусматривается формирование у школьников общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций . В результате освоения содержания образования по физике учащиеся получают возможность усовершенствовать и расширить круг общих учебных умений, и способов деятельности. Овладение обобщенными умениями и способами деятельности, как существенными элементами культуры, является необходимым условием развития и социализации школьников.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного и полного общего образования являются овладение учащимися следующими видами деятельности:

Познавательной, предполагающей использование для познания окружающего мира наблюдений, измерений, физического эксперимента, моделирования; приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; выделение характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата.

Информационно-коммуникативной, предполагающей развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую, выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута.

Рефлексивной, предполагающей приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; умение формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, для решения задачи формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять освоению методов научного познания окружающего мира, убежденности в его познаваемости и формированию такого ключевого понятия как единая физическая картина Мира.

Концепция используемого базисного учебного плана 2004 года

Федеральный компонент базисного учебного плана предусматривает изучение физики в VII IX классах основной школы по 2 часа в неделю (210 часов на 3 года) из них 61 лабораторная работа. На старшей ступени на базовом уровне для изучения физики выделяется 2 часа в неделю (140 часов на 2 года) из них 16 лабораторных работ; на профильном уровне – 5 часов в неделю (350 часов на 2 года) их них 22 лабораторные работы и 40 часов - физический практикум.

Изучение физики на профильном уровне должно осуществляться в классах физико-математического, физико-химического, индустриально-технологического профилей.

Изучение физики на базовом уровне предполагается в классах химико-биологического, биолого-географического, информационно-технологического, агро - технологического профилей, а также при организации непрофильного обучения в универсальных классах.

В классах социально- экономического, социально- гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, оборонно - спортивного профилей учебными планами предусматривается изучение интегрированного предмета «Естествознание», рассчитанного на 3 часа в неделю. Стандарт по естествознанию разработан и утвержден, созданы учебники, соответствующие требованиям стандарта, опубликована примерная программа (см. «Естествознание в школе», №3, 2004; Информационный бюллетень: Официальные документы в образовании, №26, сентябрь, 2004).

В тех случаях, когда школа не обеспечена необходимыми учебниками по предмету «Естествознание» или нет учителей, готовых к преподаванию данного предмета, в 2007- 2008 учебном году могут преподаваться предметы: физика, химия и биология по 1 часу в неделю каждый по УМК Алексашиной И.Ю. и др. Естествознание. 10 кл., «Просвещение», 2006; Естествознание. 11 кл., «Просвещение», 2007.

При любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике, школа может увеличить число часов на изучение физики путём предоставления возможности выбора элективных предметов по физике .

Примечание: (см. приложение 3)

Приоритетные технологии, формы и методы, используемые в современном преподавании физики:

- Проектная, предполагающая использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практически- значимый результат.

- Информационная, формирующая информационную культуру как компонент общей культуры современного человека.

- Технология тестирования как средство объективации оценки учебных достижений учащихся.

- Методы проблемного обучения.

- Групповые формы организации деятельности учащихся.

- Обзорные и установочные лекции , которые являются основной формой изложения нового материала на уроке.

- Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы , других источников информации может служить важным источником знаний для учащихся.

- Учебные конференции , посвященные определенной тематике, проводятся при обсуждении наиболее существенных и общих вопросов, возникающих при изучении нескольких родственных тем. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к предмету, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат их сжато, доказательно и выразительно излагать свои мысли.

- Написание и защита рефератов способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников по какой- либо теме, формируют умения работать с различного рода информацией, способствуют развитию самостоятельности учащихся.

- Экспериментальные задания используются на уроках с целью развития у школьников познавательной активности, овладения методами научного познания. Лабораторные и практические занятия- важные формы урочной работы на старшей ступени общеобразовательной школы.

- Научно-исследовательская работа , позволяющая раскрыть и испытать, каждому школьнику свои способности. Задача учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.

- Зачеты и контрольные работы остаются основными формами текущего, промежуточного и итогового контроля знаний и умений учащихся.

- Предметные олимпиады - занимают среди всех форм и методов внеурочной деятельности школьников особое место, они раскрывают и развивают индивидуальные особенности личности учащегося, воспитывают волю, чувство ответственности.

- Экскурсии – способствуют формированию положительной мотивации к изучению предмета, повышают познавательный интерес учащихся.

Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации по физике

Несмотря на стабильность результатов выполнения заданий ЕГЭ по физике выпускниками школ Ярославской области за последние 3 года (2005-2007) (см. «Единый государственный экзамен в Ярославской области в 2005,2006,2007 учебном году/ под ред. М.В. Груздева-Ярославль») положительной динамики не наблюдается. Для разрешения сложившейся ситуации рекомендуется при реализации целенаправленной подготовки учащихся к сдаче экзамена по физике использовать аналитические материалы публикуемых на сайтах: Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru; Министерства образования и науки РФ www.edu.ru; Департамента образования Ярославской области www.depedu.yar.ru, а также информацию, ежегодно публикуемую Центом оценки и контроля качества образования Ярославской области о результатах ЕГЭ для педагогов и управленцев, родителей и школьников.

Наиболее эффективная подготовка учащихся к ЕГЭ должна осуществляться не в процессе их «натаскивания» в процессе решения заданий ЕГЭ прошлых лет, а в систематической работе, направленной на достижение всего спектра задач школьного курса физики, обозначенных в Государственном образовательном стандарте по физике (//Вестник образования России, 2004,- №№ 12, 13, 14).

Не стоит также забывать о тех вопросах курса физики основной школы, которые не изучаются повторно в средней школе. В начале изучения каждой темы в 10-11 классе необходимо определить уровень усвоения знаний по данной теме, которые должны быть усвоены в основной школе. Оптимальным для этого является проведение стартовой диагностики, по результатам которой в каждом конкретном классе корректируется содержание и выбирается тот или иной подход к изучению данной темы, ликвидируются выявленные пробелы в знаниях. В конце 11 класса при организации тематического повторения следует обратить внимание на следующие элементы курса основной школы: давление твердых тел, жидкостей и газов; архимедова сила и условия плавания тел; простые механизмы.

Подготовка учащихся к ЕГЭ по физике должна носить комплексный характер. Начинать подготовку к ЕГЭ необходимо уже в основной школе, так как в ближайшем будущем предполагается государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений РФ, в том числе и по физике.

Одним из наиболее важных содержательных компонентов школьного курса физики должен стать физический практикум. Основными задачами проведения данного практикума должны быть: совершенствование умений использовать физические приборы, умений представлять результаты измерений в виде графиков, таблиц, диаграмм, аналитических зависимостей; умений анализировать и оценивать полученные результаты.

На проведение физического практикума рекомендуется по 20 часов в 10 и в 11 классах, всего 40 часов за 2 года обучения.

Примечание: описание лабораторных работ и физического практикума можно найти в изданиях: Буров В.А., Дик Ю.И., Зворыкин Б.С. «Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений», «Просвещение», 1996; Дик Ю.И., Кабардин О.Ф. «Физический практикум 10-11 класс», «Просвещение», 2202.

При организации тематического повторения как в 10 так и в 11 классах возможно использование тетрадей для контрольных работ (базовый и профильный уровни), авторов В.А. Касьянова, Л.П. Мошейко, Е.Э. Ратбиль, которые могут применяться независимо от используемого учителем учебника или УМК.

В ближайшие годы Министерство образования и науки РФ планирует введение новой формы государственной итоговой аттестации выпускников основной школы, в том числе и по физике.

В настоящее время ведется эксперимент по подготовке к этой форме аттестации, в котором участвует г. Переславль нашего региона. Новая форма аттестации выпускников основной школы по физике предусматривает тестовый вариант экзамена, включающий наряду с традиционными тестами по физике следующие виды тестовых заданий:

-информационно-содержательный анализ физического текста;

-задания на установление соответствия;

-экспериментальные задания с использованием комплектов физического оборудования;

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в образовательные учреждения уже поставляются комплекты физического оборудования для выполнения учащимися указанных экспериментальных заданий.

Подготовку учителя и учащихся к данной форме аттестации следует начинать уже сейчас.

Так, кафедра ЕМД ИРО планирует проведение в 2009 г. КПК на тему: «Новая форма государственной итоговой аттестации выпускников IХ классов общеобразовательных учреждений по физике» Учителям физики следует при проведении контрольных работ использовать все виды тестовых заданий, которые будут включаться в будущем в итоговую аттестацию. учащихся. Методическим службам районов области следует обобщать и распространять опыт по апробации итоговой аттестации учащихся основной школы по физике.

Рекомендации по оснащению учебного процесса

Внедрение образовательного стандарта по физике предполагает ежегодное изменение в оснащении учебного процесса:

-УМК, по которым работает учитель, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля, сборники задач, руководства для лабораторных работ и практических занятий, справочники, энциклопедии, формирование информационных образовательных ресурсов, включающих и экранно-звуковые пособия. (федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях опубликован //Вестник образования России №2 2008 г.)

-Для профильных классов предполагается некоторое расширение перечня учебного, демонстрационного и лабораторного оборудования относительно базового уровня.

Полный перечень оборудования по физике для средней школы составлен в соответствии с обязательным минимумом содержания и примерными программами и приведен в Письме Министерства образования и науки РФ «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Физика в школе. - 2005, № 1; сайт Минобразования и науки //www.vestnik.edu.ru).

Приобрести необходимое оборудование для кабинета физики на территории Ярославской области можно в научно- производственном объединении «Экрос» по адресу г. Ярославль ул. Базовая- 2, тел. 8(4852) 555-015, 8(4852) 555-125

Приложение 1

УТВЕРЖДЕН

приказом Минобрнауки России

от 13 декабря 2007 г. № 349

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2008/2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Физика

-

Гуревич А.Е. Физика

7

Дрофа

-

Гуревич А.Е. Физика

8

Дрофа

-

Гуревич А.Е. Физика

9

Дрофа

-

Перышкин А.В. Физика

7

Дрофа

-

Перышкин А.В. Физика

8

Дрофа

-

Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика

9

Дрофа

-

Пинский А.А., Разумовский В.Г., Дик Ю.И. и др. под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. Физика

7

Просвещение

-

Пинский А.А., Разумовский В.Г., Гребенев И.В. и др. под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. Физика

8

Просвещение

-

Пинский А.А., Разумовский В.Г., Бугаев А.И. и др. под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. Физика

9

Просвещение

-

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика

7

Дрофа

-

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика

8

Дрофа

-

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Чаругин В.М. Физика

9

Дрофа

-

Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика

7

Просвещение

-

Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика

8

Просвещение

-

Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика

9

Просвещение

-

Шахмаев Н.М., Бунчук А.В., Дик Ю.И. Физика

7

Мнемозина

-

Шахмаев Н.М., Бунчук А.В. Физика

8

Мнемозина

-

Шахмаев Н.М., Бунчук А.В. Физика

9

Мнемозина

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Естествознание

-

Алексашина И.Ю., Галактионов К.Н., Дмитриев И.С. под ред. Алексашиной И.Ю. Естествознание (базовый уровень)

10

Просвещение

-

Алексашина И.Ю., Ляпцев А.В., Шаталов М.А. и др.; Алексашина И.Ю., Галактионов К.Н., Орещенко Н.И. и др. под ред. Алексашиной И.Ю. Естествознание (базовый уровень)

11

Просвещение

Физика

-

Балашов М.М., Гомонова А.И., Долицкий А.Б. и др. под ред. Мякишева Г.Я. Физика. Механика (профильный уровень)

10

Дрофа

-

Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика (профильный уровень)

10

Дрофа

-

Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Слободсков Б.А. Физика. Электродинамика (профильный уровень)

10-11

Дрофа

-

Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Колебания и волны (профильный уровень)

11

Дрофа

-

Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Оптика. Квантовая физика (профильный уровень)

11

Дрофа

-

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика (базовый уровень)

10

Илекса

-

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика (базовый уровень)

11

Илекса

-

Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е. и др. под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика (профильный уровень)

10

Просвещение

-

Глазунов А.Т., Кабардин О.Ф., Малинин А.Н. и др. под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. Физика (профильный уровень)

11

Просвещение

-

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. . Физика (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

-

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика (базовый и профильный уровни)

11

Просвещение

-

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика (базовый уровень)

10

Мнемозина

-

Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика (базовый уровень)

11

Мнемозина

Приложение 2

УТВЕРЖДЕН

приказом Минобрнауки России

от 13 декабря 2007 г. № 349

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2008/2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Физика

-

Андрюшечкин С.М. Физика

7

Полиграфия

-

Грачев А.В., Погожев В.А., Селиверстов А.В. Физика

7

Вентана- Граф

-

Грачев А.В., Погожев В.А., Вишнякова Е.А. Физика

8

Вентана-Граф

-

Громов С.В., Родина Н.А. Физика

7

Просвещение

-

Громов С.В., Родина Н.А. Физика

9

Просвещение

-

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Дик Ю.И. и др. Физика

7

ВЛАДОС

-

Разумовский В.Г., Орлов В.А., Дик Ю.И. и др. Физика

8

ВЛАДОС

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Физика

-

под ред. Богданова К.Ю. Физика (базовый уровень)

10

Просвещение

-

Гладышева Н.К. , Нурминский И.И. Физика (базовый уровень)

10

Просвещение

-

Кикоин А.К., Кикоин И.К., Шамаш С.Я. и др. под ред. Орлова В.А. Физика (профильный уровень)

10

Просвещение

-

Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А. Физика (базовый уровень)

10

Дрофа

-

Чертков И.Н. Химия (профильный уровень)

10

Дрофа

Руководители школ и учителя- предметники имеют право выбирать учебники и УМК только из числа, указанных в этом Перечне.

Приложение 3 .

Разработанные к настоящему времени и обеспеченные программами и учебными пособиями элективные предметы по физике, можно разделить на 4 группы:

- предназначенные для углубленного изучения отдельных разделов физики. Например: «Физика твердого тела», «Равновесная и неравновесная термодинамика», «Оптика» и т. д.

- знакомящие с методами применения физических знаний в быту, технике, на производстве. Например: «Нанотехнологии», «Физико- техническое моделирование», «Методы постановки и решения физических задач» и др.

- предполагающие изучение методов познания природы. Например: «Измерение физических величин», «Фундаментальные физические эксперименты» и т. д.

- нацеленные на интеграцию знаний о природе и обществе. Например: «Эволюция естественнонаучной картины мира», «Биофизика», «Космонавтика» и др.

Для классов различных профилей могут быть рекомендованы различные элективные предметы по физике, например:

- физико- математический профиль: 1 и 3 группы;

- физико- химический профиль: 2 и 4 группы;

- индустриально-технологический профиль: 3 и 4 группы;

- химико-биологический, биолого- географический и агро- технологический: 4 группы;

- для школьников, определившихся с будущей профессией хотя и нет пока элективных предметов, имеющих выраженный профориентационный характер, можно рекомендовать элективные курсы 1,2 и 4 групп;

- для школьников, не определившихся с выбором профессии, но имеющих высокий интерес к изучению физики можно предложить курсы 2,3 и 4 групп;

- *для изучающих физику на базовом уровне в отсутствии условий для организации профильного обучения, но нацеленных на сдачу ЕГЭ и поступление в ВУЗы на физико- технические факультеты элективные предметы по физике могут быть направлены на расширение и углубление знаний по физике и подготовку к ЕГЭ (1,2 и 3 группы).

Примечание: более полная информация об элективных предметах по физике опубликована в Приложении к газете «Первое сентября». Физика, № 15, 2006, с. 3.

Скачать архив с текстом документа