Методика преподавания младшим школьникам основ живописи на уроках ИЗО с применением игр, упражне
СОДЕРЖАНИЕ: Страница | 19 Министерство образования и науки РФ Новосибирскй педагогический колледж №3 Курсовая работа Методика преподавания младшим школьникам основ живописи на уроках ИЗО с применением игр, упражнений и творческих заданий.Министерство образования и науки РФ Новосибирскй педагогический колледж №3 |
Курсовая работа |
Методика преподавания младшим школьникам основ живописи на уроках ИЗО с применением игр, упражнений и творческих заданий. |
Михайлова Ирина Викторовна |
Новосибирск 2008 |
Специальность: «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области изобразительного искусства» Научный руководитель: Преподаватель изобразительного искусства Веселова Ю. В. |
Методика преподавания младшим школьникам основ живописи на уроках ИЗО с применением игр, упражнений и творческих заданий.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы преподавания живописи.
1.1 Живопись и ее виды……………………………………………..........................6
1.2 Основные характеристики и закономерности восприятия цвета…………...10
1.3 Психофизиологические особенности восприятия и воспроизведения цвета детьми младшего школьного возраста……………………………………………12
Глава 2.Методика проведения занятий по ИЗО.
2.1 Методы обучения изобразительному искусству......…………………………15
2.2Атмосфера учебных занятий…………………………………………………...19
Глава 3. Комплексные игры на уроках по изобразительному искусству.
3.1 Значение комплексных игр для детей младшего школьного возраста……..22 3.2Примеры комплексных игр на уроках ИЗО в начальной школе…………….23
Заключение……………………………………………………..…………………...26
Литература…………………………………………………..………………………27
Введение
Современное общество характеризуется постоянной сменой способов производства, изменениями в материальной, научной и в других сферах жизни. Нельзя предугадать какие специалисты, с какими знаниями и качествами понадобятся завтра. Общество нуждается в творческом человеке, обладающем аналитическим мышлением, воображением, готовом на диалог, сотрудничество и сотворчество в семейных, социальных, политических, национальных отношениях. Поэтому, человек вынужден включаться в процесс непрерывного обучения и освоения новых технологий. Необходимыми становятся такие качества как мобильность, умение адаптироваться к новым условиям. Эти требования влияют на изменение целей и содержания образовательного процесса.
Может ли ребёнок прожить без игры? Естественно, нет, ведь игра - основная форма познания им жизни. В игре ребёнок изображает окружающую его жизнь в возможной полноте и разнообразии. Его наблюдения и впечатления цельны и оригинальны, это отражается в игре.
Многие игры объективно рождены религиозной культурой, культовыми традициями далекого прошлого. Религия действительно важный источник появления игр. Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в данную теорию внесли Бюлер, Гросс, З. Фрейд, Вундт, Бейтендейк, Пиаже, Штерн, Дьюи, Жане, Колоцца, Кейра, Фромм, Хёйзинга, Валон, Берн и др. В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры К. Д.Ушинский, П.П.Блонский, Г.В.Плеханов, С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н.Леонтьев, Д. Б.Эльконин, А.С.Макаренко, М.М.Бахтин, Ф.И.Фрадкинна, Л.С.Славина, Е.А.Флерина, Д.В.Менджерицкая, В.А. Сухомлинский, Ю.П.Азаров, В.С.Мухина, О.С.Газман и др.
Профессионально организованный урок рисования поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими.
Объектом исследования курсовой работы является процесс освоения младшими школьниками основ живописи на уроках ИЗО при помощи игр, упражнений и творческих заданий.
Предмет исследования: содержание, эффективные формы и методы преподавания младшим школьникам основ живописи, с использованием игр, упражнений и творческих заданий.
Цель исследования курсовой работы заключается в разработке, научном обосновании специальной методики преподавания младшим школьникам основ живописи на уроках ИЗО с применением игр, упражнений и творческих заданий.
Гипотеза исследования курсовой работы: освоение младшими школьниками основ живописи на уроках изобразительного искусства будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- использование форм, методов, приемов, соответствующих возрастным особенностям младших школьников;
- включение в процесс освоения живописи разнообразных дидактических игр, упражнений, творческих заданий.
Цель и гипотеза исследования курсовой работы определили необходимость решения следующих задач:
- Раскрыть теоретические основы живописи, необходимые учителям начальных классов для работы на уроках изобразительного искусства.
- Рассмотреть особенности живописных материалов (гуашь, акварель), применяемых в начальной школе, и способы работы с ними.
- Изучить возрастные особенности восприятия и воспроизведения цвета младшими школьниками.
- Раскрыть роль уроков живописи в процессе художественно-эстетического развития младших школьников.
- Разработать учебно-тематические сценарии уроков, дидактические игры и упражнения по цветоведению и наглядные пособия к ним.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение и анализ специальной, психолого-педагогической и методической литературы;
- анализ программных материалов и УМК по изобразительному искусству;
- наблюдения за учебной деятельностью младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством;
- беседы с учащимися и учителями начальных классов и предметниками;
- изучение, анализ учебно-творческих работ учащихся;
- анализ и обобщение передового опыта учителей;
- опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности предлагаемых содержания, форм, методов работы на уроках ИЗО в начальной школе.
Глава 1.Теоретические основы преподавания живописи.
1.1.Живопись и ее виды.
Живопись (от рус. живо и писать) — вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность. Живопись - вид изобразительного искусства, создающий плоские разноцветные образы.
Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо твердую поверхность, называется живописью. Главное выразительное средство живописи — цвет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональность изображения. Необходимый для живописи цвет художник обычно составляет на палитре, а затем превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок — колорит. По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, веселым и грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным.
Образы живописи очень наглядны и убедительны. Живопись способна передавать на плоскости объем и пространство, природу, раскрывать сложный мир человеческих чувств и характеров, воплощать общечеловеческие идеи, события исторического прошлого, мифологические образы и полет фантазии.
Живопись делится на станковую и монументальную. Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название «станковая живопись».
А само слово «монументальная» говорит о чем-то большом и значительном. Монументальная живопись — это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и др.). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, опоры, потолка и т. п.). Темы для монументальных картин тоже выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания и др. Непосредственно с монументальной живописью смыкаются мозаика и витраж, которые также можно отнести к декоративному искусству. Здесь важно достижение стилевого и образного единства монументальной живописи и архитектуры, синтеза искусств.
Следует отличать такие виды живописи, как декоративная роспись, иконопись, миниатюра, театрально-декорационная. Каждая из разновидностей живописи отличается спецификой техничного исполнения и решения художественно-образных задач.
В отличие от живописи как самостоятельного вида изобразительного искусства, живописный подход (способ) может использоваться и в других его видах: в рисунке, графике и даже в скульптуре. Сущность живописного подхода заключается в изображении объекта во взаимосвязи с окружающей его пространственной световоздушной средой, в тонкой градации тональных переходов.
Многообразие объектов и событий окружающего мира, пристальный интерес к ним художников привели к возникновению на протяжении XVII—XX вв. жанров живописи: портрета, натюрморта, пейзажа, анималистического, бытового (жанровая живопись), мифологического, исторического, батального жанров. В произведениях живописи может встречаться сочетание жанров или их элементов. Например, натюрморт или пейзаж могут удачно дополнять портретное изображение.
По техническим приемам и используемым материалам живопись можно разделить на следующие виды: масляная, темперная, восковая (энкаустика), эмаль, клеевая, водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и др. В некоторых случаях трудно бывает отделить живопись от графики. Произведения, выполненные акварелью, гуашью, пастелью, могут относиться и к живописи, и к графике.
Живопись может быть однослойной, выполняемой сразу, и многослойной, включающей подмалевки и лессировки, наносимые на просохший красочный слой прозрачные и полупрозрачные слои краски. Этим достигаются тончайшие нюансы и оттенки цвета.
Важными средствами художественной выразительности в живописи являются, кроме цвета (колорита), пятно и характер мазка, обработка красочной поверхности (фактура), валеры, показывающие тончайшие изменения тона в зависимости от освещения, рефлексы, появляющиеся от взаимодействия лежащих рядом цветов.
Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего цветового тона полотна. Для создания картины, кроме цвета, необходимы хороший рисунок и выразительная композиция. Художник, как правило, начинает работу над полотном с поиска наиболее удачного решения в эскизах. Затем в многочисленных живописных этюдах с натуры он прорабатывает необходимые элементы композиции. Работа над картиной может начинаться с выполнения рисунка композиции кистью, подмалевка и непосредственно написания полотна теми или иными живописными средствами. Причем даже подготовительные эскизы и этюды порой имеют самостоятельное художественное значение, особенно если принадлежат кисти известного живописца.
Живопись может быть исполнена на любой основе: на камне, штукатурке, на холсте, шёлке, на бумаге, на коже (в т.ч. на теле животного или человека), на металле, на асфальте, бетоне и т. д., и т. п.
Живопись встречается и соседствует с другими пластическими искусствами, в том числе с архитектурой, скульптурой; она может участвовать в формировании искусственной и природной среды.
Живопись, как и другие изобразительные искусства, иллюзорна; она - это только мираж и плоскость. Но её визуальный и к тому же - цветовой аспект (глаз воспринимает в одно мгновение практически бесконечную информацию), обуславливает исключительное место живописи среди всех изобразительных искусств.
1.2 Основные характеристики и закономерности восприятия цвета.
Синий. Покой и удовлетворенность. Снижает пульса и дыхания, кровяное давление, настраивает организм на щадящий режим и отдых. Символически соответствует спокойным водам, флегматичному темпераметру, женственности, левой стороне, горизонтальному направлению, вневременной вечности. «Синее» сенсорное ощущение - сладость; эмоциональное - нежность. Синий - это единение с окружающим, разряженная эмоциональность, готовность к эстетическим переживаниям и одухотворенным раздумьям. Светло-синий - цвет беспечности. Глубокий синий будит «стремление к чистому и, наконец, к сверхчувственному. Склоняясь к черному, он приобретает примесь нечеловеческой печали».
Красный. Жизненная сила и высота возбуждения. Увеличивает кровяное давление, учащает пульс и дыхание. Символически соответствует сангвинистическому темпераметру, полной сил мужественности, правой стороне, вертикальному направлению, настоящему времени. «Кранное» сенсорное ощущение - жажда; эмоциональное - желание. Красный - это активность, уверенность в своих силах, стремление пронизать, преобразовать и покорить. Красный как обостренное желание и синий как нежное удовлетворение создают чувственную гармонию.
Зелёный. Твердость и устойчивость. Зеленый «никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти. Он ничего не требует, никуда не зовет». Соответствует меланхолическому темпераменту. «Зеленое» сенсорное ощущение - вязкость; эмоциональное - гордость. Тех, кто выбирает зеленый, отличают способность к критическому анализу и последовательная логика, они желают нравиться и самоутверждаться.
Желтый. Изменчивость, предприимчивость и внутренняя свобода. Соответствует холерическому темпераметру, солнечному свету, будущему времени. Главная черта - отражение света, излучение, невесомая веселость. Выбор желтого свидетельствует о желании освобождения и ожидания счастья.
Фиолетовый. Попытка сплавить противоположности: красный и синий. Тот, кто выбирает фиолетовый, желает, чтобы все его думы и мечты стали реальностью. Он хочет приобрести магическую власть над окружающими, но и сам хочет быть околдованным.
Оранжевый. Действие и энтузиазм. Побуждает идти вперед, помогает освободиться от навязчивых страхов и укрепляет морально. Оранжевым цветом лечат психические срывы и депрессии. Цвет плодов, выросших под лучами солнца, будит чувственный аппетит.
Бирюзовый. Возвышение над страстями. Самый холодный из цветов; темный оттенок выражает оборонительный эгоцентризм, светлый вызывает впечатление гигиенической стерильности. Бирюзовый цвет выбирают люди мало эмоциональные, иногда кокетливые и, несомненно, любезные.
Голубой. Ясность и прямота. Ассоциируется с интеллектуальной деятельностью высшего порядка, спокойным и сосредоточенным размышлением. Поиск истины и тяга к совершенству - таковы устремления человека избирающего небесно-голубой.
Розовый. Романтичность, доброта. Вызывает чувство комфорта, избавляет от навязчивых мыслей. Но розовому свойственна чрезмерная чувствительность. Те, кому он нравиться, могут разволноваться по самому незначительному поводу. Прагматичных людей этот цвет, как правило, раздражает.
Коричневый. Инерция и безопасность. Импульсивная жизненная сила красного в коричневом затемнена, притушена, успокоена. Выбор этого цвета означает повышенную потребность в отдыхе, уюте и чувственному умиротворению.
1.3.Психофизиологические особенности восприятия и воспроизведения цвета детьми младшего школьного возраста.
Согласно библейским сказаниям, первым человеком, увидевшим радугу, был спасшийся во время Всемирного потопа Ной. Появление на небе разноцветного чуда стало для него предвестием того, все неприятности позади и в будущем всё будет хорошо. Вероятно с того самого момента цвет стал ассоциироваться с жизнью.
Цвет - мощное средство воздействия на человека: он оживляет и придаёт силы, приводит в восторг и ввергает в уныние, дарует счастье и навевает печаль, создаёт ощущение тепла и холода, тесноты и простора.
Человеческий глаз способен различать около 1,5 миллиона оттенков, причём женщины в этом отношении более чувствительны, нежели мужчины, а дети и молодые люди до 25 лет различают большее количество цветов и оттенков, чем тридцатилетние и люди в возрасте.
Учёные утверждают, что ребёнок способен воспринимать цвет не только мозгом, но и всем телом, даже кожей. Например, в комнате, где преобладают красные тона, у ребёнка (даже если у него завязаны глаза) увеличивается пульс, в жёлтой он приходит в норму, а в зелёной замедляется.
В современной общеобразовательной школе большее внимание уделяется вопросам социальной адаптации детей в процессе их обучения, нежели цветовой гамме и гармоничности классов, хотя, безусловно, одно неотъемлемо связано с другим. От цветовой гаммы интерьера зависит и усвояемость материала, и взаимоотношения между детьми, и, возможно, успеваемость в целом. В связи с этим, актуальной становится проблема формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы, которые отличаются индивидуальными психофизиологическими особенностями восприятия цвета.
В начальной школе обучаются дети, которые представляют собой неоднородную группу. Среди них есть школьники с недостатком развития способностей к цветовосприятию, а также с психофизиологическими особенностями видения и воспроизведения цвета. Приоритет интересов личности, для этого контингента обучаемых предполагает становление, формирование, развитие цветовосприятия, как одного из важных условий их социальной адаптации, что в полной мере может осуществляться на уроках изобразительного искусства.
Младший школьный возраст - ответственный период в развитии детей. Это время активного формирования представлений об окружающем мире, в котором цвету отводится большое значение как важному признаку предметов и явлений.
В связи с этим, актуальными становятся вопросы педагогического руководства процессами изобразительной деятельности младших школьников и, прежде всего, проблема формирования способностей к цветовосприятию.
Особую актуальность приобретает данная проблема в связи с недостаточной разработанностью вопросов, направленных на определение педагогических условий, способов, методов эффективного формирования цветовосприятия у детей младших классов, с индивидуальными особенностями цветовосприятия.
Учителя, работающие с младшими школьниками, часто затрудняются в организации процесса обучения изобразительному искусству детей с индивидуально-психологическими особенностями цветовосприятия. Эти трудности связаны с не разработанностью практических методик выявления индивидуально-психологических особенностей восприятия цвета, незнанием методики формирования цветовосприятия у младших школьников, отсутствием педагогически корректной оценки детских работ, выполненных учащимися с нарушениями цветовосприятия. Эти и смежные с ними вопросы не получили еще должного освещения.
Решение названной проблемы приобретает особое значение в контексте развития личности ребенка средствами изобразительного искусства, поскольку на уроках ИЗО цвет несет в себе социально-адаптивную и коммуникативную, художественно-образную, эстетическую, эмоциональную и другие функции.
Все вышесказанное, является обоснованием актуальности проблемы и темы исследования. В научной литературе накоплены определенные данные, позволяющие поставить и решить проблему формирования цветовосприятия у школьников начальных классов общеобразовательной школы.
Несомненную ценность для нашего исследования представляют работы ученых физиологов С.С. Алексеева, К. Ауэра, Л. Терека, В.П. Ершакова, И. Иттена, СВ. Кравкова, Л. Лукхарда, В. Оствальда, П.А. Шеварева, исследовавших процесс восприятия цвета человеческим глазом и выявившие индивидуальные особенности цветовосприятия человеком. Вопросами ознакомления детей с цветом и обучения их элементам живописи на первоначальных этапах обучения в общеобразовательной школе уделяли внимание такие просветители и педагоги как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци и Фридрих Фребель.
Исходя из гуманистической парадигмы образования школьников, учителям начальной школы нужно теоретически обосновать, смоделировать и экспериментально проверить процесс обучения цветовосприятию и цветовоспроизведению, который позволяет обеспечить развитие школьников, в том числе с нарушениями восприятия цвета, с тем, чтобы обеспечить их полноценное существование и деятельность.
Глава 2.Методика проведения занятий по ИЗО.
2.1.Методы обучения изобразительному искусству.
Наряду с наглядными методами обучения изобразительной деятельности используются словесные методы и приемы (беседы, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово). Физиологической основой единства словесных наглядных методов является учение И.П. Павлова о взаимосвязанной работе двух сигнальных систем. Одним из ведущих словесных методов обучения является беседа.
Беседа на уроках по изобразительному искусству – это организованный педагогом разговор, во время которого учитель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности.
Беседа на уроках по изобразительному искусству – это организованный педагогом разговор, во время которого учитель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации.
Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего общения изобразительной деятельности.
Беседа используется обычно в первой части урока, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце урока, когда важно помочь увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач.
В сюжетном рисовании, когда младших школьников учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь детям представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, то есть продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Педагог уточняет с детьми некоторые технические приемы работы, последовательность создания изображения. В зависимости от содержания изображения (по литературному произведению, на темы из окружающей действительности, на свободную тему) методика бесед имеет свою специфику. Так, при рисованиина тему литературного произведения важно вспомнить его основную мысль, идею; эмоционально оживить образ (прочитать строчки стихотворения, сказки), дать характеристику внешнего облика персонажей; вспомнить их взаимоотношения; уточнить композицию, приемы и последовательность работы. Рисованиена темы окружающей действительности требует оживление жизненной ситуации, воспроизведения содержания событий, обстановки, уточнения выразительных средств; композиций, деталей, способов передачи движения и т.п., уточнения приемов и последовательности изображения.
При рисованиина свободную тему необходима предварительная работа с детьми. В беседе педагога оживляет ребячьи впечатления. Затем он предлагает некоторым детям объяснить их замысел: что они нарисуют,как будут рисовать, чтобы было понятно другим, где расположат ту или иную часть изображения. Учитель уточняет некоторые технические приемы работы на примере рассказов детей, учитель еще раз учит школьников способам замысливания образа.
На уроках, где содержанием изображения является отдельный предмет, беседа часто сопровождает процесс его рассматривания.
В этом случае в процессе беседы необходимо вызвать активное осмысленное восприятие предмета детьми, помочь им уяснить особенности его формы строения, определить своеобразие цвета, пропорциональных отношений. Характер, содержание вопросов педагога должны нацеливать ребят на установление зависимостей между его функциональным назначением или особенностями условий жизни (питание, передвижение, защита). Выполнение этих задач является не самоцелью, а средством формирования обобщенных представлений, необходимых для развития самостоятельности, активности, инициативы детей при создании изображения. Степень умственной, речевой активности школьников в беседах подобного рода тем выше, чем богаче опыт детей.
В конце урока нужно помочь детям почувствовать выразительность образов, ими созданных. Обучение умению видеть, чувствовать выразительность рисунков, лепки – одна из важных задач, стоящих перед педагогом. При этом характер вопросов и замечаний взрослого должен обеспечить определенный эмоциональный отклик в душе детей.
Возрастные особенности влияют на содержание беседы, на степень активности детей. В зависимости от конкретных дидактических задач характер вопросов меняется. В одних случаях вопросы нацеливаются на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других – на припоминание и воспроизведение, на умозаключение. Требования к вопросам носят общепедагогический характер: доступность, четкость, ясность формулировки, краткость, эмоциональность.
Пояснение – это словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время урока и что должны получить в результате. Пояснение делается в простой, доступной форме одновременно всему классу или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы.
Совет – используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения. Но не следует спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по данному вопросу найти решение, часто не нуждаются в советах. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.
Напоминание в виде кратких указаний – важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данные прием помогает детям вовремя начать рисунок , спланировать и организовать деятельность.
Поощрение – методический прием, который следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнять работу хорошо, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха.
Художественное слово широко применяется на занятиях изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.
Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и игровых.
2.2. Атмосфера учебных занятий.
Психологи считают, что с семи лет ребёнок вступает в наиболее благоприятный (сензитивный) период интеллектуального и социального развития. Однако потребность в новых впечатлениях, познавательная активность и любознательность неразрывно связаны с игровой формой деятельности. В этот период в ребёнке неразрывно живут два желания: «хочу учиться» и «хочу играть». Если учитель удовлетворяет только одному из этих «хочу», то, естественно, встречает противодействие.
Установление равновесия между потребностями школьников и задачами обучения и воспитания - важнейшее условие гуманизации школы. Выполнение этого условия связано с определёнными требованиями к учебно-воспитательному процессу. Психологи советуют три таких требования:
1) обеспечение «чувства свободного выбора», т.е. осознание детьми учебной задачи как самостоятельно выбранной;
2) внедрение в педагогический процесс развивающей тенденции: школьник должен преодолеть трудности учебных задач, «работать на грани предельных возможностей»;
3) предоставление ребёнку возможности «радоваться жизни» на уроке.
Эти требования имеют наиболее важное значение для самочувствия младшего школьника. С чем связано их выдвижение?
Первое требование - основное условие снятия конфликтности между учителем и учеником. Ш. А. Амонашвили считает, что было бы очень хорошо, если бы ребёнок включался в учение с таким же желанием, с каким он включается в игру. «Такую познавательную активность и результативность, которая достигается в игре, следовало бы сохранить в условиях педагогического процесса». Чтобы ребёнок не скучал на уроке, не отвлекался, чтобы его не приходилось наказывать, учебная работа должна быть организована как разнообразная деятельность, в которой даже младший школьник сам добывает знания, проводит опыты, наблюдает, исследует, делает выводы, свободно высказывает свои мысли и впечатления. Такой учебный труд требует усилий, напряжения всех внутренних сил, а потому доставляет радость и удовольствие.
Второе требование – требование развивающего обучения – также имеет отношение к самочувствию ребёнка, к его уверенности, что он может успешно продвигаться вперёд вместе с классом. И здесь на первое место выходит характер помощи в преодолении трудностей обучения, которую оказывает детям учитель. Не стимулирует развитие ребёнка такая помощь, когда педагог, видя затруднения ученика, задаёт наводящий вопрос и одновременно выражает недовольство его недогадливостью, отсталостью, незнанием. И наоборот, результаты помощи педагога появляются незамедлительно, если он с удовольствием объясняет, советует, как догадаться самому, вселят уверенность, сопереживает, воодушевляет похвалой, организует сотрудничество между учениками и делает многое другое, что создаёт «оптимистически-гуманную атмосферу» в коллективе. При такой педагогической помощи каждый ребёнок становится готовым преодолевать трудности повышенного уровня, проявлять и развивать свои способности.
Третье требование вытекает из концепции гуманистической педагогики, считающей величающей ценностью жизнь ребёнка в том виде, в какой она существует сегодня, а не только ту, к которой его готовят взрослые. Школа, урок с этой точки зрения - продолжение жизни ребёнка во всей её полноте, а не только в познавательной части. Ребёнок никогда не расстаётся с тем, что его огорчает, радует, что он любит, к чему стремится. Он идёт в школку не только за знаниями, которые даёт учитель, но и для встречи с друзьями, для общих игр и развлечений, для обмена впечатлениями. Не будь этого, наши дети больше походили бы на роботов. Счастливое детство ощущается как «радость жизни», и это доминирующее состояние детей должно быть перенесено в школу и в класс.
Когда на глазах у младших школьников происходят с красками удивительные превращения, а с карандашами и кисточками – забавные истории, когда вопросы звучат как загадки, а новая тема – как путешествие в мир живописи, учиться младшему школьнику интересно, потому что учение становится продолжением общего радостного мироощущения ребёнка.
Чтобы создать ощущение «радости жизни», не надо бояться обвинения в развлекательности, наоборот, считает Ш. А. Амонашвили, именно это «отступление», временное перенесение внимания на события, волнующее кого- то из детей, наполняет урок важным для них смыслом.
Каждый учитель ищет свои примеры игрового общения с детьми. Эти приёмы как бы материализуют принцип учёта возрастных особенностей.
Глава 3.Комплексные игры на уроках по изобразительному искусству.
3.1.Значение комплексных игр для детей младшего школьного возраста.
Комплексные игры могут содержать в себе одновременно и подвижные, и ролевые, и познавательные, и состязательные элементы, объединённые единым сюжетом урока, темой. Конечно, эти игры трудоёмки, требует больших творческих усилий педагога и детей, времени на подготовку, но без них жизнь ребёнка в школе утратила бы естественную детскую радость. Как ударный такт в музыке, который придаёт неповторимую окраску мелодии, комплексные игры и пятиминутки задают направленность и ритм эмоциональной жизни класса. Такая задача, конечно, не под силу одному учителю, она реальна только при условии творческого сотрудничества учителя, родителей, старших школьников и детей. Но организатором и дирижёрам этого «оркестра» может быть лишь педагог, чутко воспринимающий настроение и стремление всех членов этого детско-взрослого сообщества.
Сюжеты и темы, переживаемые детьми и взрослыми в игре, не могут быть формальными или случайными. Идеи доброты и единения с природой, творческого самовыражения, волшебства смены время года важно не потерять ещё в первые месяцы совместной жизни с первого класса начальной школы. Особенно это важно для учителей по изобразительному искусству. Ведь именно на их уроках детям предоставляется полёт фантазий для изображения их на бумаге. Любой урок можно преподнести детям как игру, что для начальной школы особенно важно. Ведь ещё в прошлом году каждое занятие проходило так. Если школьники будут приходить на урок к учителю, который старается создать для работы нужное настроение, то дети не будут отвлекаться и именно этот педагог станет для них лучшим.
3.2.Примеры комплексных игр на уроках по ИЗО в начальной школе.
В гостях у Карандаша.
Это комплексное игра-занятие – встреча с ожившим предметом, который практически каждый день держат в руках, - с карандашом.
В помещении класса педагог оформляет как мастерскую Карандаша. Могут появиться экспозиции «Весёлые рисунки» (из детских иллюстрированных журналов), «Герои любимых сказок и мультфильмов» (репродукции картин художников – иллюстраторов детских книг и художников - мультипликаторов), «Мы рисуем» (рисунки ребят, выполненные карандашом). На стуле или кресле будет сидеть Мастер Карандаш-кукла имитация известного персонажа весёлых картинок. Можно поставить несколько мольбертов, за которыми как бы работают помощники – карандаши. Парты расставлены полукругом или составлены в два стола, за которыми сядут дети.
Вот этап подготовки завершён, и начинается игра.
Мастер Карандаш приветствует ребят и предлагает прослушать песню Э. Успенского и В. Шаинского «Дети любят рисовать». Затем Мастер Карандаш важно сообщает о своём происхождении из древнего знаменитого рода Карандашей, когда и где родился его самый первый пра – прапрадед и так далее (в шутливой форме). После этого хозяин мастерской предлагает ребятам посостязаться в творческих конкурсах и весёлых соревнованиях.
· «Художники - фантазёры»: Карандаш предлагает школьникам изобразить за условленное время как можно больше разных предметов, используя в качестве основы различные геометрические фигуры: круг, треугольник, многоугольник и другие (заранее для каждого ребёнка заготовлены листы бумаги и цветные карандаши). Работу заканчивают все одновременно по сигналу Мастера Карандаша.
· «На ощупь»: Это конкурс, который проявляет способность детей воспринимать предметы, окружающий мир через его форму и цвет. Участники игры поочерёдно закрывают глаза, им дают мешочек с 3-4 предметами, которые нужно ощупать пальцами, определить предмет и представить себе какого они обычно бывают цвета, затем вынуть и положить на тот стол на котором лежит карандаш того же цвета. За ранние ребятам объясняют, что предметы будут только трёх цветов – жёлтого, зелёного, красного, и просит запомнить, на каких столах лежат карандаши этих цветов. (Набор предметов можно составить из овощей и фруктов: огурец, репчатый лук, морковь; листья петрушки, лимон, помидор; листья салата, апельсин, гроздь ягод красной рябины).
Цветные загадки.
Зелёные
Летом – в огороде,
Свежие, зелёные.
А зимой – в бочке,
Крепкие, солёные. (Огурец)
Красный
Красный нос
В землю врос.
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
Жёлтые
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только жёлтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух)
Синие
Выше леса, выше гор
Расстилается ковёр.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко – голубой. (Небо)
Разноцветные
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо – мост.
Чудо – мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)
Маленькие художники.
Класс оформлен как мастерская художника (репродукции картин художников - иллюстраторов). У каждого ребёнка на парте стоит стаканчик с водой, лежат акварель, лист бумаги, мягкая кисть.
Педагог предлагает прослушать композицию Чайковского «Времена года», а затем рассмотреть предложенные картины и определить какой фрагмент каждой из картин. Можно спросить у детей какую бы они придумали мелодию?
Далее проводится творческая работа школьников. Техникой рисования «по - сырому» дети наносят акварель на листы бумаги, на тему природы.
Здесь просыпается творческая фантазия ребёнка, что сподвигает его на новые идеи.
Заключение.
На основе теоретического анализа психологической, методической, педагогической литературы определено, что использование дидактических игр, упражнений и творческих заданий на уроках по изобразительному искусству позволяет существенно изменить отношение учащихся к учебному труду и изобразительному искусству в целом.
Использование предложенных методик и дидактических игр позволяет улучшить процесс воспитания личности ребёнка, вследствие которого развиваются его творческие способности, повышается продуктивность мыслительной деятельности, развивается заинтересованное отношение к действительности, проявляющееся в личностной активности, качестве учебной деятельности, художественном уровне реализуемых проектов, оригинальности их решения; ответственном отношении к делу, самостоятельности и организованности, отзывчивости.
В данном исследовании мной были рассмотрены следующие вопросы:
-Процесс обучения основам живописи детей младшего школьного возраста.
-Психофизиологическое восприятие и воспроизведение цвета детьми начальных классов.
-Значение дидактических игр, упражнений и творческих заданий на занятиях по изобразительному искусству.
Из этого следует, что тема курсовой работы «Методика преподавания основ живописи младшим школьникам на уроках по ИЗО с применением игр, упражнений и творческих заданий » очень полезна и актуальна. Её можно использовать на уроках изобразительного искусства тем самым совместив сразу несколько школьных дисциплин: история искусств, физкультура, литература, математика, биология и непосредственно само изобразительное искусство. Этим мы создаём все необходимые условия для развития всесторонней и гармоничной личности.
Литература
1. М. Т. Карпенко Сборник загадок.
М.: Просвещение, 1988.
2.О. С. Газман, Н. Е. Харитонова В школу с игрой.
М.: Просвещение, 1991.
3. В. С. Кузин Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах: Пособие для учителей.
М.: Просвещение 1988.
4. А. А. Кирилло Учителю об изобразительных материалах.
М.: Просвещение 1971.
5. Н. В. Одноралов Материалы об изобразительном искусстве.
М.: Просвещение 1983.
6. Н. М. Сокольникова Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе.
Москва 2002.
7. Б.П. Никитин. Развивающие игры. - 5-е изд. доп.М.: Знание, 1994.8. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя.М., 1991.9. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье.М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г.
10. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие М.: Издательский центр «Академия», 1999г.11. А.П.Ершова Опыт художественных занятий с младшими школьниками М.: Просвещение 1992.12. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в школе.
М.: Просвещение 1982.
13. Т. Я. Шпикалова Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе.
М.: Академия 1999.
14. Н. Н. Ростовцев Лекции по курсу методика преподавания изобразительного искусства в школе.
М.: 1968.
15. К. Д. Ушинский Избр. Соч., т. 2.
М.: 1939.