Методологические основы социального проектирования
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие, цели и задачи социального проектирования. Объект, субъект, предмет и принципы проектирования Классификация социальных проектов и программ.Методологические основы социального проектирования
1. Понятие, цели и задачи социального проектирования.
2. Объект, субъект, предмет и принципы проектирования
3. Классификация социальных проектов и программ.
Основные понятия
Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего, поэтому в начале процесса проектирования необходимо ответить на следующие вопросы – какое состояние исследуемого объекта желаемо в будущем и какие ресурсы для его воплощения имеются? Следовательно, проектировщик должен ставить реальные цели и иметь в распоряжении необходимые ресурсы. Проектирование социальных процессов всегда направлено на положительные перемены в общественной жизни. Социальное проектирование нацелено на конструирование позитивных социальных объектов, создание социальной ценности и является разновидностью инновационной деятельности.
Социальное проектирование – представляет собой научную и практическую деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе прогнозирования и проектирования. Проектирование – одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого явления или процесса посредством специальных методов.
Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, так как речь идет о создании будущей материальной или духовной ценности. Социальное проектирование используется для построения востребованных и реализуемых социальных отношений.
В.Луков рассматривает социальное проектирование как специальное исследование, направленное на достижение социально значимой цели и локализованное по месту, времени и ресурсам. При этом целью является создание новой социально значимой для общества ценности, разработка проектов с желаемым состоянием социальной системы, но с учетом наличия необходимых ресурсов. Социальные проекты должны создаваться на научной основе, соответствовать общепринятым нормам и отражать современную идеологию общества, обеспечивая преобразующие изменения реальности в соответствии с общепринятыми идеалами.
Социальный проект – это разработанное инициатором социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или стабилизация социально значимой для общества ценности, несущей положительные последствия после осуществления. Результатом социального проектирования является не только социальный проект, но и создание соответствующей социально-культурной инфраструктуры, обеспечивающей его разработку и реализацию. По сути социальное проектирование превращается в механизм социальной инициативы и самоорганизации различных индивидов и социальных групп, и в этом смысле сам проект становится своеобразным социальным стимулом, вокруг которого разворачиваются инновационные процессы. Таким образом, социальное проектирование можно рассматривать как практическую теорию социальных изменений, направленных в будущем на положительные социальные последствия. В развивающемся обществе постоянно возникают предпосылки для социального проектирования (социального действия), факторами социальной детерминации в данном случае выступают:
- общественная потребность в изменении социальных систем или социальных объектов;
- необходимость в удовлетворении социальных потребностей;
- потребность в реализации социального творчества;
- ориентация на прогрессивные формы бытия, социальные преобразования действительности.
Цели и задачи социального проектирования
Социальное проектирование как социальная технология – это упорядоченная во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность методов и приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа. Обоснование цели должно начинаться с определенного действия с указанием срока предполагаемого достижения цели, определения затрат на достижение цели, установления контрольных критериев, которые могут подтвердить, что цель достигнута. Далее устанавливаются основные задачи, стоящие перед социальной системой. В этом контексте проектная задача – это формулировка индивидуальной или общественной потребности, ожидающей своего удовлетворении. На основе поставленной цели на уровне управления разрабатываются конкретные задачи, направляющие социальную активность людей на эффективное выполнение необходимых действий для реализации проектов и программ.
Объект и предмет
В качестве основных объектов социального проектирования выступают социальные системы. Каждая социальная система обладает спецификой, имеет свою структуру, подсистемы, управленческие связи, поэтому проектирование систем требует применения особой методики. В современный период наиболее востребованными объектами для разработки проектов и программ являются системы труда и занятости, образования, социального обеспечения и социальной защиты населения, здравоохранения, социальных услуг. Субъектами социального проектирования, как правило, являются носители управленческой деятельности, в этом качестве могут выступать: организация, трудовой коллектив, сообщество, социальная группа, некоммерческие предприятия, отдельная личность.
При формулировании предмета социального проектирования ставится вопрос – что проектируется? В рамках субъектного подхода получаем общий ответ – проектируется создание социальной ценности. Ценность здесь то, что значимо для человека, общества, организации. В процессе социальной диагностики происходит проверка степени соответствия показателей социальной реальности по отношению к существующим нормативам.
В теории социального проектирования выделяется 8 базовых принципов социального проектирования:
1.Принцип освоения обществом новых ценностей и норм деятельности.
2.Принцип саморазвития. Источником социального проектирования гражданского общества может быть лишь потребность самого общества в саморазвитии. Социальное проектированием в данном случае является условием развития, востребованным открытым для изменений обществом.
3.Принцип социальной ответственности. Социальное проектирование представляет собой процесс разработки новых коллективных норм и правил, не зафиксированных в существующем законодательстве. Способность субъектов социального проектирования самостоятельно соблюдать эти нормы и правила свидетельствуют о правовой культуре личности, общества и государства в целом.
4.Принцип социальной компетентности. Социальное проектирование базируется на формировании таких качеств социальной компетенции как критическое мышление, открытость, толерантность и плюрализм. Показателем социальной компетентности является деятельность в обществе различных общественных объединений.
5. Принцип непрерывного образования населения. Проектирование будущего – это ситуация, в которой человек ощущает потребность в новых знаниях и умениях.
6.Принцип согласования целей и интересов субъектов социального проектирования. Принцип предполагает готовность субъектов социального проектирования к согласованию на ценностном и технологическом уровнях своих целей и к созданию системы баланса интересов, выступающей основой и гарантом существования гражданского общества.
7. Принцип открытости будущему предполагает как способность субъектов социального проектирования к объединению вокруг стратегических целей развития общества, так и способность самостоятельно выдвигать такие цели.
8.Принцип автономности сообщества выделяет в качестве проектируемой структуры отдельно взятое сообщество, которое может представлять населенный пункт, город, регион. Автономность сообщества базируется на основе соблюдения единых норм социальной справедливости для каждого члена сообщества.
Классификация проектов
Общепринятая классификация проектов проводится на основе зависимости от объекта проектирования. Частными примерами объектов в данном случае могут выступать – социальные институты, социальные процессы, социальные организации, социальные ценности (здоровый образ жизни), социальные системы в целом. На этой основе разрабатываются следующие типы проектов: социальные, культурные, образовательные, научно-технические, экологические и т.д.
Типы проектов также подразделяются по характеру проектируемых изменений и делятся на инновационные и поддерживающие. Разделение социальных проектов по направлениям деятельности может дать множество различных типов, что подтверждает разнообразие направлений социального проектирования (информационно-просветительские, образовательные, природоохранные, оздоровительные, реабилитационные, профориентационные, культурооохранные и др.). В общепринятой классификации выделяются типы проектов по особенностям финансирования – инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные, благотворительные. Наиболее распространены в РФ инвестиционные проекты, когда в роли инвестора выступают государство и органы местного самоуправления.
В зависимости от масштаба проекта выделяются микропроекты, малые проекты и мегапроекты. Микропроект – это форма представления индивидуальной инициативы, получившей признание окружающих. Малые проекты не предусматривают большого числа потребителей, достаточно просты в управлении, не требуют значительного финансирования. На местном уровне обычно реализуются малые проекты с использованием горизонтальных связей. Малые проекты направлены на решение локальных проблем и инициируются определенным кругом лиц (создание безбарьерной среды для инвалидов). Стуктура малых проектов включает этапы: замысел – проект – реализация. В качестве мегапроектов обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов. Типы проектов по срокам реализации делятся на краткосрочные ( два года), среднесрочные (3-5 лет), долгосрочные (10-15 лет). Долгосрочные проекты предусматривают существенные социальные преобразования и стоятся на основе долгосрочного прогноза.
В современной России появились объективные предпосылки для того чтобы основным инструментом управления развитием общества стали перспективные целевые проекты и программы, которые направлены на повышение благосостояния народа. Основополагающей программой является Программа социально-экономического развития РФ на трехлетний период. В целом в стране действует 50 федеральных целевых программ (ФЦП). Перечень целевых программ формируется в соответствии с бюджетом и утверждается Федеральным собранием.
В период перемен одним из важнейших объектов проектирования является система управления государством, которая выполняет важнейшие функции регулирования и контроля. В целях повышения эффективности государственной службы в 2002г. была принята федеральная программа, которая в дальнейшем пролонгировалась. Преемственность процесса реформирования государственной службы продолжает федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ (2009-2013 годы). В этот период предстоит усовершенствовать федеральное законодательство в сфере государственной службы, создать правовые и организационные основы единой системой управления госслужбой, внедрить механизмы противодействия коррупции, завершить разработку современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий, обеспечивающих результативность профессиональной деятельности.
Современные модели инновационного проектирования.
В эпоху глобальных перемен современная система инновационного управления должна стать основой создания модели устойчивого и стабильного развития общества. Социальная инженерия как средство реализации социального управления содержит в своём арсенале оправдавшие себя методы прогнозирования, проектирования, программирования и стратегического управления. Система прогнозирования в Российской Федерации получила высокий государственный ранг только с 1998 года, проектирование используется на основе программно-целевого метода с советских времён. Через программы и проекты реализуются важнейшие задачи развития страны. Федеральные целевые программы ( их действует 50) призваны решать наиболее острые общественные проблемы, сдерживающие развитие.
Эти методы управления играют особую роль при инновационной политике государства, ориентированной на создание весомых проектов государственного значения как в материальной области, так и в социальной сфере. Социальный проект представляет собой желаемое будущее значимых для общества объектов социальной сферы, которое принесёт позитивные социальные изменения.
Поводом для начала проектной деятельности, как правило, служит проблемная ситуация в обществе, в которой заложена угроза социальной стабильности, требующая целенаправленных кардинальных изменений. Целеполагание в данном случае отражает насущные потребности общества, пути и способы их удовлетворения, положительные последствия и конечном итоге предполагает создание значимой социальной ценности.
Сегодня, когда страна переходит на проектный режим развития, проектирование должно быть приближено и связано с конструированием социальных инноваций. Инновацией называется конечный результат инновационной деятельности, реализующейся на рынке в виде нового или усовершенствованного продукта.
Реальную инновационную политику на государственном уровне подтверждают следующие процессы:
- инициирование инновационных программ и проектов, направленных на реализацию новшеств в социальной сфере;
- передача и внедрение новых технологий в социальную и производственную сферу;
- создание инновационного рынка и продвижение инновационного продукта по стране, в первую очередь это касается информационных технологий;
- координация инновационной проектной деятельности и её поддержка.
Успех инновационного проекта в значительной степени зависит от того, насколько удачно формулируется, обосновывается и рекламируется в обществе его главная инновационная идея, доходчиво объясняющая качество достижения поставленных целей и результатов в количественном и качественном измерении. При разработке непосредственно инвестиционного проекта, который опирается на решение задач по обеспечению установленных инвестором конечных целей, необходимо согласование в виде бизнес-плана по ресурсам, времени и исполнителем. Процедура планирования проектов универсальна, поэтому последовательность этапов планирования является общей для широкого круга проектов и может быть представлена в виде матрицы.
Если говорить о практическом значении инновационной политики государства, то её воплощением в социальной сфере должны стать национальные проекты. Четыре общественные сферы названы в числе приоритетных – здравоохранение, образование, жилищное строительство и сельское хозяйство. Их важнейшая функция – поддержка инноваций, ведь речь идёт по сути о техническом перевооружении социальной сферы. Национальный проект «Здоровье» направлен на развитие первичной медико-санитарной помощи и обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью. В этом контексте в субъектах Российской Федерации предусмотрено строительство пятнадцати новых центров высоких медицинских технологий. Во всех регионах приняты и действуют планы реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на период 2005-2008 г., которые будут пролонгированы.
Прорывом в области образования можно считать курс на создание инновационных вузов и уникальных университетских комплексов, которые будут иметь конструкторские бюро, технопарки, опытные производства, где появится возможность осуществлять научные инновационные исследования, легко переводимые как в образовательные технологии, так и в производственные.
На государственном уровне в современный период в России реально поддерживается среднесрочная и долгосрочная социальная политика. На заседании Совета по реализации нацпроектов Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин обратил внимание на то, что реализация новой социальной политики должна идти на базе самых современных инновационных технологий. Для этого необходимо создание политических, социальных, культурологических, производственно-хозяйственных условий.
Основными заказчиками инновационных проектов на территории являются региональные исполнительные органы власти. Их задача - учитывать насущные потребности населения, которое и выступает потенциальным потребителем проектного продукта. Таким образом, социальная среда региона сама вправе выдвигать, поддерживать и контролировать эффективность реализации наиболее востребованных социальных инноваций. Координаторская задача управления сводится к изучению общественных потребностей населения и принятию управленческих решений, способствующих оптимизации социальной сферы. В стратегию управления необходимо включать наиболее прогрессивные проекты и программы, учитывая как собственные ресурсные возможности, так и инвестиции государства и бизнеса. В регионах существуют не только общие социальные проблемы, требующие поддержки проектной составляющей на федеральном уровне, но и специфические, характерные лишь для данного региона и требующие безотлагательного решения. В этом случае в роли инвестора могут выступать частные лица и организации любой формы собственности, заинтересованные в том, чтобы результаты проекта намного перевешивали затраты на него.
Следовательно, при планировании проекта необходимо включать мониторинг социальной действительности и вносить корректировки с учётом факторов влияния. Необходимо также учитывать нормативные критерии и срок окупаемости проекта. В ситуации кризиса в инновационном проектировании разработка жизненного цикла проекта невозможна без применения прогнозирования и планирования и учёта цикличности общественных процессов. На этапе прогнозирования ведётся поиск вероятностных направлений развития объекта на долгосрочную перспективу. Суть прогнозирования заключается в оценке и выборе оптимальной ценностной модели развития объекта, которая в социальной сфере всегда стремится приблизиться к идеалу. В процессе работы над проектом разрабатываются и поэтапно осуществляются в течение всего срока поддерживающие целевые инновационные программы. Целевые программы также требуют единого руководства, стратегического планирования, финансирования, мониторинга, координации и правового обеспечения.
В современный период придаётся важное значение управлению проектами. На федеральном уровне создан и действует совет по реализации нацпроектов, идентичные советы действуют на региональном уровне. Следовательно, в этом контексте управление проектом означает искусство руководством и координации всех видов ресурсов, целенаправленно используемых на протяжении всего жизненного цикла проекта. Институт управления проектами выделяет следующие группы процессов: инициации, планирования, реализации, контроля и завершения работ по проекту.
Литература:
1. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов-на-Дону: Феникс. 2001.
2. Организационная психология. С-П: изд. С.-Петербургского университета 2008.
3. Рассел Л. Акофф. Идеализированное проектирование. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс. 2007.
4. Уколов В.Ф., Галайда В.А., Мазин С.С. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе. М.: Экономика 2009.
Технология социального проектирования
1.Требования к проектам.
2.Схема разработки социального проекта.
3.Этапы проектной деятельности.
1. Общие требования к проектам
Основным средством реализации социального управления является социальная инженерия, включающая в свой арсенал диагностику социального объекта, прогнозирование и социальное проектирование. Прогнозирование получило в России государственный статус с 1998года, а проектирование используется на основе программно-целевого метода с советских времен. В современный период в России программы, технологически разработанные на базе программно-целевого метода выполняют роль своеобразной скорой помощи для решения острых социальных проблем. В этом контексте для консервативного»лечения» наиболее оптимальной и приемлемой является технология создания проблемно-ориентированной системы. В науке и практике социального проектирования наиболее апробированным является проблемно-целевой метод (проблемно-целевой ромб по Бесстужеву-Ладе)
Социальный проект представляет собой желаемое будущее объекта социальной сферы, которое может осуществиться при наличии определенных ресурсов в период его реализации. Соответственно, проектная деятельность требует четкой организации процесса на основе взаимосвязи науки и практики. Проектированию присущи общие исходные установки и специфические черты – познавательные, преобразовательные и прагматико-критические. Последовательность действий в социальном проектировании определяется проектировщиком. В процессе работы необходимо соблюдать следующие требования:
- создание проекта на научной основе;
- формирование объекта по образу и подобию выдвинутых проектных задач (объектная организованность);
- характеристика объекта в рамках общепринятых социальных норм;
- создание моделей, поддающихся построению в течение определенного промежутка времени;
- применение технологических стратегий в зависимости от конкретной ситуации.
На практике проектировщики применяют различные стратегии. Традиционно разрабатывается четкий план и применяются линейные стратегии, представляющие цепочку последовательных действий, в которой каждое действие зависит от результата предыдущего. Также на практике используются разветвленные, параллельные и циклические стратегии. В целом все стратегии можно разделить на два типа.
1 тип ориентирован на понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. Цель – сохранить и развить социально-культурный потенциал.
2 тип преследует задачу переноса социокультурных ценностей в чужой контекст, который на основе культурного образца (идеала) совершенствуется. Но идея развития, лежащая в основе данного типа проектов, должна определяться пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов другой, нередко чуждой культуры.
Выбор проектной стратегии должен сопровождаться выбором соответствующих методов проектирования и составлением организационной программы. Из обширного арсенала методов в настоящее время наиболее востребован проблемно- целевой метод, который позволяет находить и «гасить» острые проблемы.
Организационная программа обеспечивает согласованную деятельность проектировщиков на всех этапах проектирования. Организационная программа имеет следующую структуру:
- формулирование целей и задач проектной деятельности непосредственно для проектировщика;
- характеристика объектов проектирования;
- план действий, планируемых для достижения цели;
- перечень средств действий и ожидаемых последствий.
В практике проектирования часто используется имитационная модель, позволяющая воспроизвести социальный объект на основе специально организованной социальной действительности, т.е. проводится эксперимент. Таким образом, ход проектного исследования зависит от соблюдения научных принципов, требование к проекту, выбранной стратегии и организационной программы, в которой излагаются цели, задачи, концепция проекта.
2. Схема разработки социального проекта
В практике проектирования общепринятой является следующая схема: уяснение проблемы (проблемная ситуация) – социальный заказ – социальный паспорт ( план, цели и задачи проекта) – прогноз и верификация – модель – конструкт – проект.
В проблемной социальной ситуации всегда заложено противоречие, угроза, социальная напряженность, требующая целенаправленных действий для минимизации, устранения, выбора альтернатив социального развития. Острая социальная проблема – главная причина для проектирования.
Социальный заказ выступает в качестве определенной установки общества на разработку конкретных мероприятий. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы (безработица во время кризиса), которая может привести к социальной напряженности в обществе.
Социальный паспорт является необходимым звеном в социальном проектировании. Его составление осуществляется на основе паспортизации объекта и требует получения точных данных о системе, процессе, оценке состояния, функционирования и развития объекта. В этот сводный документ включаются качественные и количественные параметры социальной системы, влияющие на будущее развитие объекта исследования.
Разработка цели – повод для начала проектной деятельности. Целеполагание отражает потребности общества, пути и способы их удовлетворения, последствия. Обоснование цели должно начинаться с определения действия, которое следует предпринять, необходимо указать сроки предполагаемого достижения цели, определить затраты на достижение цели, установить контрольные критерии, которые могут подтвердить ,что цель достигнута. Формулировать цель можно различными способами, например, на основе построения «дерева целей». Этот метод позволяет сформулировать как главную цель, так и взаимосвязанные с ней подцели. Построение «дерева целей» требует детального изучения социального заказа, проблемной ситуации, объекта проектирования, внешних и внутренних условий его развития, наличия ресурсов, систем ограничений. Важно на стадии определения целей предусмотреть все возникающие противоречия, чтобы избежать дальнейших конфликтов и угроз. Таким образом, на этапе целеполагания удается установить причины несовместимости целей, наметить пути их устранения и направить проект на решение главной проблемы.
Прогнозирование – как система научно обоснованных представлений о развитии исследуемого объекта, социальной сферы в будущем является одним из важнейших этапов проектной деятельности и основывается на методах экспертной оценки, моделирования, экстраполяции. Социальное прогнозирование направлено на изучение тенденций и перспектив развития социальных систем, общественных процессов и явлений. Как правило, все объекты социальной реальности без исключения могут изучаться в прогнозных исследованиях, но далеко не все из них становятся объектами проектной деятельности – нужен социальный заказ. Типовая методика прогнозирования предполагает описание и оценку (диагноз) объекта прогнозирования, построение поисковой и нормативной модели, корректировку в соответствии с факторами влияния. Прогнозная модель объекта формируется на основе изучения его основных показателей, факторов влияния, определения проблем и тенденций развития. Модели
формируют информационный образ будущих объектов на основе идеала и существующих норм. В проектной деятельности модели отражают основные подсистемы, структуру, дают проектировщикам информацию о возможных путях развития социальной системы, включая прогноз последствий, в котором нередко заложено предостережение.
Проблему выбора в этом плане решает теоретическое знание об объекте – конструкт, что позволяет из разнообразия моделей выбрать наиболее эффективную социальную систему с учетом имеющихся ресурсов и затрат. Проект в данном случае представляет идеальную модель объекта, которая будет проверяться в действующей системе и обретать более реальные черты в соответствии с заданными критериями.
4.Этапы социального проектирования
Процесс социального проектирования отражает жизненный цикл проекта, представляющий собой промежуток времени между появлением проекта и моментом его ликвидации по причине прекращения финансирования.
Процесс проектирования включает следующие этапы:
- предпроектная ситуация;
- разработка концепции проекта;
- проведение социальной экспертизы проекта;
- планирование проекта;
- составление бюджета проекта;
- разработка социального паспорта;
- разработка проектной документации;
- защита и презентация проекта;
- реализация проекта;
- мониторинг проекта;
- завершение проекта.
Началом жизненного цикла проекта служит предпроектная ситуация , которая возникает при неудовлетворенности разработчиков проекта социальной действительностью и стремлением к ее преобразованию. На этом этапе предполагается формулирование темы, выявление объекта и предмета исследования, разработка проектных целей и задач, описание проблем. Необходимо четко обозначить методы и средства проектирования, срок проектной деятельности. Проводится анализ прототипов, которые являются заместителем объекта в будущем и помогают достичь эффекта в проектной деятельности. При этом прототипы рассматриваются как система средств проектирования, особого рода единство проектной деятельности и его объекта. Прототипы (образы будущего) должны отвечать требованиям социального функционирования объекта и способам его производства. Прототипы, с одной стороны, обеспечивают своеобразный контроль общества над процессом проектирования, с другой – обеспечивают коммуникацию, взаимосвязь и взаимопонимание проектировщиков, заказчиков и реализаторов проекта.
Концепция проекта
На практике созданная команда проектировщиков начинает разработку проекта с написания концепции. Концепция проекта – это его основные положения, представленные в определенной системе. В концепции определяются конечные цели проекта и возможные пути их достижения, доказывается актуальность, определяются задачи, содержание предполагаемой деятельности, дается правовое, экономическое, социальное, организационное обоснование проекта. В изложение концепции проекта включается общая оценка его жизнеспособности на основе базовых расчетов. Все представленные положения должны быть обоснованы, доказана актуальность. Актуальность определяется тем, насколько значима социальная проблема, какой она имеет масштаб. При формулировании проблемы необходимо установить возможности ее решения, проблема должна быть реальной и решаемой.
Логика социального проектирования заставляет отталкиваться от социальной потребности общества, из этого следует постановка цели проекта и разработка замысла проекта. Основанием появления замысла проекта является процесс творчества, креативность – способность создавать новое и полезное для общества. Замысел и цель должны быть достижимы в рамках данного проекта. Задачи проекта – это конкретные пункты , реальные действия, которые предстоит реализовать в действительности. При формулировании задач необходимо использовать критерии конкретности, территориальности, определенности во времени и реальности.
В начале проектной деятельности разрабатывается неофициальный предварительный план, дающий представление о том, что потребуется выполнить в ходе реализации проекта. Решение о выборе проекта, как правило, основывается на оценках предварительного плана. Детальное планирование проекта начинается после принятия решения о его реализации. При разработке генерального плана необходимо учитывать мнение заказчика. Заказчиком может выступать как физическое, так и юридическое лицо являющееся инвестором или уполномоченным инвестора. Инвесторами в РФ могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, организации и предприятия, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности, международные организации, физические лица – граждане России и зарубежных государств.
При подготовке плана проекта важно установить перечень и порядок мероприятий, организационных действий, направленных на реализацию проекта. Мероприятия в плане разрабатываются в соответствии в соответствии с задачами, определяются ресурсы, сроки, ответственные исполнители, объемы финансирования, конечный результат. Следует учитывать правила ограниченности ресурсов (отказаться от лишнего), времени, места, последствий. Рассчитанный по времени, ресурсам и затратам план выступает в качестве управленческого средства осуществления проекта и контроля за его реализацией и входит в общий бизнес-план.
Оформление заявки на проект
Разработка заявки на проект начинается с планирования и формирования команды. Затем на основе сопоставления сильных сторон организации с требованиями заказчика формируется структура заявки, которая впоследствии оформляется в виде специального документа. Существует общепринятая форма составления заявочных документов, которая включает:
- паспорт проекта (название проекта, название и адрес организации, реквизиты проекта, сроки и продолжительность реализации проекта, география проекта, общая стоимость проекта);
- краткое описание проекта (название, аннотация по сути проекта);
- постановка проблемы с обоснованием решения социальной проблемы, актуальности для общества;
- цели и задачи проекта;
- календарный план выполнения проекта (указывается кто и какой объем работ будет выполнять, методы решения задач, ресурсы и последовательность);
- планируемые результаты и методы по оценке их эффективности;
- возможные негативные последствия реализации проекта и меры по их устранению, степень риска;
- оценка перспективы продолжения и развития проекта после окончания финансирования;
- смета проекта ( список ресурсов, необходимых для осуществления деятельности);
- возможность распространения проекта.
В дальнейшем в тексте концепции требуется описать функционирование проекта и сделать обоснование его реализации в правовом, экономическом и организационном отношении. Если при реализации проекта создается новая структура, то потребуется оформление юридических гарантий (юридическое лицо). Финансовое обоснование проекта представляет собой реальную оценку финансовых потребностей. В концепции должно быть разработано ресурсное обеспечение, включая кадры. В обосновании проекта доказывается, что проект реален – имеются ресурсы, люди, способные его осуществить, правовые и финансовые предпосылки. Выполненные расчеты по проекту могут содержать таблицы, схемы, рисунки, диаграммы, аргументирующие основные положения проекта.
В заключительной части описываются ожидаемые последствия, формулируется ответ на вопрос – что изменится в жизни людей в результате осуществления проекта? При оценке социальных последствий необходимо рассмотреть прямые и косвенные результаты проектируемой деятельности. Оценка жизнеспособности проекта позволяет не только установить степень риска, но и минимизировать ее.
В современной практике также разрабатывается концепция управления проектом, представляющая собой методологию организации, плпанирования и координации использования человеческих и материальных ресурсов в течение проектного цикла. Концепция управления проектами базируется на трех «китах»:
1. Концепция жизненного цикла проекта исходит из необходимости организации единого неразрывного процесса достижения цели проекта.
2. Концепция команды проекта предполагает построение единой организационной структуры, отвечающей за успех проекта на всех стадиях его реализации.
3. Концепция финансирования проекта должна обеспечить соответствие финансовых затрат проекта объемам и качеству выполненных работ.
Руководитель и команда проекта отвечают за сроки реализации проекта, финансовые затраты, качественные показатели проекта.
Составление бюджета предполагает разработку бизнес-плана с более точными расчетами. Представляется смета расходов с указанием источника поступления средств. Предварительно необходимо получить ответы на следующие вопросы:
– сколько потребуется на осуществление проекта финансовых средств?
- на какие цели деньги будут использованы?
- каким будет соотношение доходов с расходами?
- как будут окупаться вложенные деньги?
Наиболее коротким в документации является раздел, представляющий презентацию проекта. В этой части в сжатой форме дается описание будущих преобразований, представляется информация об организации, осуществляющей проект, концепция проекта, оценка жизнеспособности и базовые расчеты.
В управленческой практике на федеральном, региональном и муниципальном уровне также разрабатываются программы. Типовая методика составления целевых программ включает следующие этапы:
- концептуальная разработка: актуальность программы, цель и задачи, содержание предполагаемой деятельности, правовое, экономическое, организационное обоснование, ожидаемые последствия осуществления;
- паспорт программы: наименование (тема), дата принятия решения о разработке, заказчик, основной разработчик, сроки реализации, объем и источники финансирования, результаты, система организации контроля за исполнением;
- содержание проблемы обоснование необходимости ее решения путем осуществления программы;
- система мероприятий программы;
- ресурсное обеспечение;
- механизмы реализации;
- оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации.
Оценка потребности населения в социальных услугах показывает, что социальные проекты и программы востребованы. Проектный проблемно-целевой метод является эффективным средством управления в изменяющихся условиях, в развивающихся системах, в условиях нестабильности, что в полной мере отражает современную реальность.
Социокультурное проектирование как технология управления
1.Методологические основы социокультурного проектирования.
2.Практика проектирования проектов в области культуры
Социокультурное проектирование рассматривается в науке как специфическая технология, представляющая собой творческую конструктивную деятельность, ведущую к формированию моделей развития и позитивным преобразованиям социума и культуры или культурного феномена общества в целом.
Объектом социокультурного проектирования является сложная модель, состоящая из двух подсистем – социума и культуры, которые постоянно вступают в противоречивые отношения, так как понятие нормы меняется во времени. Следовательно, в качестве объекта исследования могут выступать общенациональная культура в целом, регион или муниципальное образование как совокупность социально-культурной деятельности, молодежная культура, социокультурный потенциал развития отдельной личности.
Предметом изучения в данном контексте могут быть процессы оптимизации моделей культуры на федеральном, региональном и муниципальном уровне, а целью – создание условий для развития качества культурной жизни современного общества, поддержка приоритетных направлений культурной деятельности, способствующих повышению духовно-нравственного потенциала социума.
Таким образом, социально- культурная система является важнейшей областью проектной деятельности на любой территории, включая территорию семьи и личности. Регион в процессе проектирования культурных изменений необходимо представлять как определенную духовно-культурную общность, которая определяется историей, этнокультурным составом, традициями, инфраструктурным потенциалом.
Новая наука культорология социальную активность в сфере культуры определяет понятием «социокультурная деятельность». Культура рассматривается как совокупность традиций, норм, ценностей, характерных для определенной социальной общности. Социальное и культурное начало присутствуют и взаимодействуют в обществе всегда. Человек является носителем социальных ролей и культурных ценностей. Культура – это представление особого национального мира, образуемого языком, национальной психологией, искусством, литературой.
Проект в данном случае является средством сохранения или создания социальных явлений или культурных феноменов содержательно соответствующих сложившимся в обществе нормам. При этом очень важно достоверно определить нормативную составляющую, которая не всегда в культуре имеет четко выраженные показатели. Социокультурные проекты зависят от ценностной позиции проектировщика, его представлениям об идеальном состоянии культуры и общества (проект на телевидении «Дом-2»). Социальный проект в этом контексте будет представлять инновационную модель сконструированного в соответствии с заданными требованиями социокультурного объекта. Возникает вопрос – можно ли управлять этим сложным процессом создания новой социокультурной реальности? Какие требуются технологии?
В этой связи в парадигме проектирования является важным формулирование на основе целеполагания конкретных задач проектной деятельности:
- анализ социокультурной ситуации и диагностика проблем;
- поиск и разработка вариантов решений проблемы с учетом имеющихся ресурсов;
- выбор наиболее оптимальной модели (социально приемлемой и культурно обоснованной), способной привести к положительным изменениям в объектной области проектирования.
- оформление проекта на основе существующей методики;
- разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику с учетом правового, материально-технического, финансового, кадрового обеспечения.
Технология проектирования позволяет разрабатывать программы и проекты. Программа – это развернутый документ, представляющий в масштабах определенной территории (федерации,региона, муниципального образования) мероприятия, необходимые для оптимизации социокультурной жизни. Проект может быть самостоятельным, может выступать составной частью программы развития социокультурной жизни территории. Важным этапом технологии проектирования является исследовательская деятельность, которая позволяет проектировщику на основе социологических методов изучить реальные проблемы функционирования объектов в области культуры.
Оценка состояния культуры в России
Определение понятия культура в науке многогранно, но самый глубокий смысл этому культорологическому феномену придал академик Д.Лихачев - «культура – огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения – народом, нацией.» Для культорологичекой концепции ученого особую роль играют два показателя, определяющих этот объект – историчность и целостность. Их эволюция рассматривается в парадигме «прошлое – настоящее – будущее»,что позволяет изучать длительные тренды развития культуры, определяя общие тенденции, которые пролонгируются и в будущее. Целостность культуры заключается в тесной взаимосвязи всех ее элементов и подсистем. В разработанной академиком Д.Лихачевым «Декларации прав культуры» подчеркивается, что культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования человека. В научный оборот вводится понятие «гуманитарная культура», т.е. культура, нацеленная на развитие созидательных, а не разрушительных начал в человеке и обществе. Концепция гармоничного культурного развития мира, страны, региона оставляет право каждому народу на культурное пространство для своей самобытности, национальные культуры достойны поддержки и развития.
Высшей формой прототипа культурной деятельности является искусство, которое играет важную роль в духовно-нравственном воспитании общества. Но актуальное искусство меняется во времени, в Древнем Египте актуальны были пирамиды, в советской России – постулаты соцреализма, новым мировым порядком востребовано искусство инсталяции. Каждое время создает собственный набор ценностей, следует понять и изучить, что ценно в современном мире сегодня? Можно ли говорить в этом контексте о том, что для нового гражданина мира востребованной является универсальная культура, а он сам открыт для любой культуры?
На форуме «Современное искусство – новые перспективы» подчеркивалось, что под современным искусством понимается театр, кино, живопись, литература, дизайн – все, что призвано помочь человеку ориентироваться во времени и пространстве и оставаться человеком. Искусство и социально-психологический климат общества взаимосвязаны. Искусство реально отражает процессы развития общества и обнаруживает строгие закономерности и тенденции в развитии. Различные виды искусства представляют согласованную систему и развиваются по общим правилам волнообразных колебаний аналитического и синтетического начала. Разочарование идеалами предыдущего периода, как правило, приводит к их смене. ( Петров Вм. Прогнозирование художественной культуры (Вопросы методологии и методики).М: Наука, 1999.
Известный футуролог Олвин Тоффлер писал, что будущее во многом зависит от того, какая модель искусства создается в реальной действительности. В российской модели искусства явно заложено противоречие – в 90-е годы на первые роли вышли попса и шоу-бизнес, которые продолжают победное шествие по стране, оставляя руины на социокультурном пространстве. Следовательно, государственное регулирование в этой области ослаблено.
Предметом отдельного проектного исследования может быть развитие театрального искусства, кино, музеев, библиотек. Проектная оценка позволяет сделать вывод, что в России закрепилась тенденция увеличения численности театров и музеев. Особенно значительный количественный рост в музейном деле, с1991года количество музеев практически удвоилось и составляет 2223музея. Количество театров возросло на треть и превысило показатель 600. Несмотря на увеличение количественного тренда, посещаемость театров и музеев снизилась, как показывают социологические опросы, предпочтение главный зритель страны – молодежь отдает кино. Сокращение количественного тренда наблюдается среди библиотек, с начала перестройки потеряно 12 тыс. библиотек, действует -50,7 тыс. Значительно сократилось количество детских школ по искусству. Тенденция сокращения посетителей учреждений культуры легко экстраполируется и на будущее, ее обоснование лежит не только в демографической составляющей. Прослеживается динамика снижения потребности населения в культурных услугах. Негативная ситуация прослеживается в провинциальной России с доступностью учреждений культуры.
В настоящее время в сфере культуры разрабатывается нормативно-правовая база и система стандартизации. Будут разработаны и приняты стандарты обслуживания и услуг в сфере культуры, что позволит проводить оценку качества услуг учреждений культуры, находящихся в ведении Министерства культуры на основе ежегодного мониторинга. Государственное регулирование в отрасли будет направлено на внедрение системы стандартов и норм на услуги .
Разработка проектов и программ
В целях комплексного решения проблем сохранения развития культурного потенциала страны , сохранения и эффективного использования культурного наследия народов РФ пролонгирована федеральная целевая программа «Культура России (2006- 2010 годы). В паспорте программы указывается, что государственным заказчиком-координатором является Министерство культуры и массовых коммуникаций. В представленной характеристике подчеркивается, что общество и государство должны обеспечить вывод культуры на новый уровень, позволяющий создать механизмы эффективного развития в рыночных условиях.
В настоящий период действует федеральная целевая программа развития населения в области культурного образования на 2008 -2020 годы, которая направлена на обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан и общества культурно-эстетическим развитием, увеличение удельного веса численности посетителей культурно-просветительских учреждений, обеспечение качества просветительских услуг, образование новых и модернизация прежних культурно-досуговых учреждений, организацию условий осуществления образовательно-педагогической деятельности.