«международное гуманитарное право»
СОДЕРЖАНИЕ: Это предполагает, что учащиеся общеобразовательных школ должны получить знания об основополагающих принципах и нормах международного гуманитарного права, направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов, чрезвычайных ситуаций: как –то, землетрясения, захват заложников террористамиЭлективный курс
«Международное гуманитарное право»
Пояснительная записка.
Во временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования и в программу по обществознанию включено понятие «международное гуманитарное право».Это предполагает, что учащиеся общеобразовательных школ должны получить знания об основополагающих принципах и нормах международного гуманитарного права, направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов, чрезвычайных ситуаций: как –то, землетрясения, захват заложников террористами.
Цель данных курсов – способствовать пониманию школьниками необходимости соблюдения правовых норм, защищающих жертв вооруженных конфликтов и регулирующих поведение участников террористических действий, содействовать формированию таких качеств личности, как уважение к человеческому достоинству, милосердие, сострадание к беззащитному; расширить кругозор школьников о профессиях людей, защищающих беззащитных: медицинские работники, пожарники, служба МЧС.
Предлагаемый курс включает учебные материалы для учащихся (тексты, фрагменты документов, словарь понятий, вопросы и задания), а также методические и справочные материалы для учителя. Текст для учащихся знакомит их с основными источниками и положениями международного гуманитарного права.
Особое внимание уделено нормам права, обеспечивающим защиту детей.
Текст разбит на смысловые части. Вопросы к ним и обобщающие задания сформулированы так, чтобы помочь учащимся усвоить ведущие идеи темы, пригласить их к дискуссии с одноклассниками, родителями, предоставить возможность проявить свои знания по смежным предметам – истории, литературе.
Методические рекомендации к проведению данного элективного курса содержат разнообразные приемы по организации познавательной деятельности учащихся, однако особое внимание целесообразно уделить организации практической работы с основными источниками международного гуманитарного права – Женевскими конвенциями 1949 года. Дополнительными протоколами к ним. Фрагментом Устава Международного Комитета Красного Креста.
В программе представлены материалы о становлении и источниках гуманитарного права, о защите детей в условиях вооруженного конфликта, об ответственности за террористические акты. Программа также предусматривает комплект раздаточных материалов для организации практической деятельности учащихся на уроках, в который вошли тексты (извлечения) основных договоров по международному гуманитарному праву.
Учебно-тематический план курса.
№№ |
Наименование темы |
Форма занятия |
Кол-во часов |
1. |
Жестокое лицо войны |
Мотивационная беседа с элементами игры. |
1 |
2. |
Сущность международного гуманитарного права. |
Практическое занятие с источником и словарем. |
2 |
3. |
Становление и источники международного гуманитарного права. |
Лекция. |
1 |
4 |
Основные положения международного гуманитарного права. |
Практическое занятие. Работа в группах. |
2 |
5 |
Дети и война. |
Круглый стол. |
1 |
6 |
Ответственность за нарушение международного гуманитарного права. |
Практическое занятие. Ролевая игра. |
1 |
7 |
Международное движение МККК – международный Комитет Красного Креста. Его роль в мире. |
Сообщения учащихся. Мини-доклады. |
2 |
8. |
Юристы, писатели, историки о последствиях войны. |
Круглый стол. |
2 |
9. |
Деловая игра в форме ток-шоу «Хочу спросить» |
Деловая игра. |
2 |
10. |
Обобщающий контроль. Эссе «Самый, самый день…» |
Выпуск стенгазеты «Хомо сапиенс» |
2 |
Содержание курса.
Тема 1. Жестокое лицо войны.
Знакомство со статическими данными. Ознакомление с целями изучения международного гуманитарного права. Эти знания – помощь в реальных жизненных ситуациях.
Тема 2. Сущность международного гуманитарного права.
Проблема: «война» и «право». Категории лиц и объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права.Сходство и различие 2 отраслей права – международного гуманитарного права и права прав человека. Принципы МГП.
Тема 3. Становление и источники международного гуманитарного права.
Роль истории в изучении правовых дисциплин. Гуманность и варварство.2 типа конфликтов: международные и немеждународные.Истоки терроризма. Источники современного МГП: Женевские Конвенции 1949г (4) и дополнительные протоколы к ним. Цель: защита жертв вооруженных конфликтов.
Тема 4. Основные положения МГП.
Работа в группах над содержанием Женевских Конвенций и дополнений к ним. Достоинства юридического языка: сухость, строгость, лаконичность. Нарисовать плакат, раскрасить его в 4 цвета, представив на нем комплекс основных положений.
Тема5. Дети и война.
МГП берет под особую защиту детей: до 15 лет не призывать в армию добровольцев. Обсуждение просмотренных фильмов и прочитанных книг, где главными героями являются дети. (Гайдар, Катаев, Фадеев).
Тема 6. Ответственность за нарушение МГП.
Проблема ответственности и система мер по соблюдению МГП. Источники, содержащие нормы, направленные на пресечение нарушений МГП: положения Уголовного Кодекса РФ. Заполнение таблицы «Серьезные нарушения МГП, зафиксированные в международных договорах.
Ролевая игра «Оптимисты и скептики».
Тема 7. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.МККК – часть единого Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, независимая общественная гуманитарная организация. Основные направления ее деятельности. Российское общество Красного Креста.(1867)Эмблема Красного Креста И Красного Полумесяца как защитный отличительный знак.
Тема 8. Юристы, историки, писатели о последствиях вооруженных конфликтов.
Дневники военных лет. Отрывки из произведений. Рассказы учащихся.
Тема 9. Ролевая игра в стиле ток-шоу «Хочу спросить»
Цель: в ходе анализа предлагаемых сюжетов дать возможность учащимся поразмыслить над решением вопросов , связанных с выбором модели поведения в ситуации вооруженных конфликтов. Герои ток-шоу: эксперты, зрители. Почтовый ящик, «шкала мнений»
Тема 10. Обобщающий контроль.
Подведение к осознанию главных идей курса. Подготовка материала к эссе. Выбор эпиграфа из предложенных учителем.
«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать в воде, как рыбы, нам осталось научиться жить на Земле как люди».
Б. Шоу.
«Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту»
Конфуций.
Элективный курс
«Социально- психологические проблемы труда.»
Пояснительная записка.
Основные положения.
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван элективный курс «Социально-психологические проблемы труда» в процессе его проведения школьники осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.
Цели курса.
* актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
*развивать у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса.
- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании;
- формировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения в систему специально организованных профессиональных проб.
Примерный перечень формируемых знаний и умений.
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плпна;
- правила выбора профессии;
- понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических ресурсах личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
- значение творческого потенциала человека.
Учащиеся должны иметь представления:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о современных формах и методах организации труда;
- о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
- о предпринимательстве;
- о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Программа курса.
- Вводное занятие ______________________________________________________1ч
- Социальные проблемы труда (надо)______________________________________3ч
- Социально-психологический портрет современного профессионала __________2ч
- Анализ профессий____________________________________________________2ч
- Здоровье и выбор профессии___________________________________________1ч
- Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.______________2ч
- Эмоциональное состояние личности_____________________________________1ч
- Волевые качества личности.____________________________________________1ч
- Современный рынок труда и его требования к профессиналу._______________2ч
- Неисчерпаемость человеческих ресурсов_________________________________2ч
Всего: 17 часов
Элективный курс
«Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».
Пояснительная записка.
Конец 20 столетия создал достаточно сложную среду обитания человека. Не проходит дня, чтобы мы не получили информации об очередной аварии, катастрофе или стихийном бедствии. Часто при этом гибнут люди. Учитывая, что одной из причин их гибели является незнание или нарушение элементарных правил безопасности, была разработана программа курса «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» Предмет ОБЖ давно уже занял важное место во всей структуре гуманитарного образования учащихся.
Цели и задачи курса.
Данный курс предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные явления и последствия, оказывать само- и взаимопомощь.
На занятиях учащиеся познакомятся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, получат сведения об организации Российской системы защиты населения от последствий ЧС, знания по основам здорового образа жизни, гражданской обороне.
Примерный перечень формируемых знаний и умений.
Учащиеся должны знать:
· правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
· правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;
· правила безопасного поведения на воде;
· возможные аварийные ситуации в жилище, причины их возникновения и правила поведения;
· различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте и правила безопасного поведения;
· правила поведения в криминогенных ситуациях;
· правила поведения на природе;
· правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;
· возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для данного района, способы оповещения о них и правила безопасного поведения;
· основные мероприятия ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций;
· основные хронические неинфекционные заболевания, их причины и связь с образом жизни;
· инфекционные заболевания и основные принципы их профилактики;
· основные правила поведения по профилактике травм в повседневной жизни дома, на улице, в школе и при занятиях спортом.
Учащиеся должны владеть навыками:
· безопасного поведения на дорогах;
· использования первичных средств пожаротушения и пожарно-технического вооружения при возникновении пожара;
· оказания помощи терпящим бедствие на воде;
· определения сторон горизонта, движения по азимуту, разведения костров, приготовления пищи на костре;
· выполнение мероприятий ГО по защите от ЧС мирного и военного времени, использование индивидуальных средств защиты;
· приемов оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, растяжениях, укусах насекомыми, при тепловом и солнечном ударах.
Учащиеся должны иметь представление:
· об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях;
· о ЧС природного и техногенного характера, возникающих на территории России, их последствиях и мерах, принимаемых по защите населения, и правилах безопасного поведения;
· об основных положениях здорового образа жизни.
Тематическое планирование
Правила безопасного поведения (2ч)
Безопасное пользование компьютером___________________1ч
Меры безопасности на уроках и в школе__________________1 ч
Школа безопасности. (15ч)
Организация работы движения__________________________1ч
Ориентирование по Солнцу, Луне._______________________1ч
Ориентирование по местным признакам__________________1ч
Действия при потере ориентации________________________1ч
Жизнеобеспечение человека_____________________________1ч
Преодоление препятствий_______________________________1ч
Организация первой помощи____________________________1ч
Использование природных средств_______________________1ч
Первая реанимационная помощь_________________________1ч
Шок_________________________________________________1ч
Водные травмы_______________________________________1ч
Действия в районе с АХОВ_____________________________1ч
Преодоление зоны заражения___________________________1ч
Действия в ЧС криминогенного характера________________1ч
Поисково-спасательные работы_________________________1ч
Всего 17 часов.
Элективный курс
«Секреты русской орфографии и пунктуации»
Пояснительная записка.
Русский язык служит определяющим фактором русской нации. Он является ее памятью, хранителем и средством передачи информации.
Русский язык является государственным языком, языком международного общения. Стремительно развивающееся современное общество заинтересовано в гражданах грамотных, знающих, коммуникабельных во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому свободное владение родным языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности
Цели курса.
1. Воспитывать любовь к родному языку, ответственность за его судьбу и бережное к нему отношение.
2. Развивать логическое мышление, способствовать общему интеллектуальному развитию в процессе усвоения языковых норм русского языка.
3. Формировать навыки орфографической и пунктуационной зоркости.
Задачи курса.
1. Ознакомить учащихся с принципами русской орфографии и пунктуации.
2. Совершенствовать навыки грамотного письма.
3. Пробуждать интерес к изучаемому
предмету.
4. Воспитывать у учащихся уверенность в себе при овладении законами языка.
Примерный перечень знаний и умений.
Учащиеся должны знать:
1.Принципы русской орфографии и пунктуации.
2.Определение орфограммы и пунктограммы.
3.Правила правописания изучаемых орфограмм.
Учащиеся должны уметь.
1.Применять теоретические знания при написании.
2. Определять и называть каждую орфограмму в слове и пунктограмму в предложении.
3.Правильно осуществлять перенос слова.
4.Ориентироваться в различных видах словарей.
5.Разграничивать знаки препинания: выделительные, разделительные, знаки завершения предложения, авторские знаки.
Программа курса.
1.Пять принципов русской орфографии.
2. Понятие орфограммы.
3.Написание гласных и согласных в составе морфем..
4. Написания фонетические и нефонетические.
5. Слитные написания
6. Дефисные написания.
7. Раздельные написания.
8. Традиционные написания.
9. Виды словарей.
10. Правописание Н и НН.
11. Принципы русской пунктуации.
12. Функции знаков препинания.
13. Простые осложненные предложения.
14. Обособленные предложения.
15. Обособленные дополнения, обстоятельства, уточнения.
16. Сложные предложения. Классификация.
17. Знаки препинания в сложных предложениях с различными
видами связи.
Элективный курс.
«Развитие связной речи учащихся»
Пояснительная записка.
Язык – важнейшее средство человеческого общения. Речь – величайший дар человеку. Развивать и совершенствовать ее нужно для того, чтобы стать коммуникативно-компетентными людьми в ее устной и письменной форме. Овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса, умение свободно и ясно излагать свои мысли необходимы каждому современному человеку.
Цели курса.
1. Воспитывать чувство гордости за родной язык как за один из самых богатых и выразительных языков мира.
2. Развивать у учащихся способности ко всем видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму.
Задачи курса.
1. Помочь учащимся овладеть нормами литературного произношения.
2. Обогатить словарный запас учащихся.
3. Формировать умения и навыки связной речи (устной и письменной)
4. Обучать умению устранять речевые ошибки корректировать текст.
Примерный перечень знаний и умений.
Учащиеся должны знать.
1. Нормы литературного произношения.
2. Определения троп и фигур речи.
3. Стили и типы речи, жанры.
Учащиеся должны уметь.
1. Слушать и слышать текст.
2. Выразительно читать.
3. Проводить комплексный анализ текста (прозаического или стихотворного)
4. Создавать тексты различных типов и стилей.
5. Составлять тезисы, подбирать цитаты.
6. Составлять некоторые виды деловых документов.
Программа курса.
1. Понятие текста.
2. Магическая сила названий.
3. Типы речи и стили речи.
4. Фигуры речи.
5. Тропы.
6. Изложение.
7. Комплексный анализ прозаического текста.
8. Комплексный анализ стихотворения.
9. Изложение
10. Жанр рецензии.
11. Жанр эссе.
12. Изложение.
13. Материалы к сочинению.
14. Сочинение-описание.
15. Сочинение рассуждение.
16. Корректировка текста.
17. В поисках своего стиля.
Элективный курс
Твоя профессиональная карьера.
Пояснительная записка.
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменения состава профессий. Предпринимательство – основное условие эффективного функционирования рыночной экономики.
Для того, чтобы в современном бизнесе чувствовать себя уверенно и преуспевать, необходимо получить специальные знания. От предпринимателя требуется трудолюбие, решительность и упорство для достижения своей цели, готовность к риску и умение общаться с людьми.
Можно зарабатывать по разному. Можно устроиться на работу в качестве наемного работника, как это делает большинство людей. Но никогда нельзя исключать возможности, что волею обстоятельств человек может оказаться безработным. Тогда занятие предпринимательством может помочь человеку выжить в условиях рыночной экономики.
Кроме того предпринимательство заставляет людей бережно относиться к экономическим ресурсам. Россия обладает огромным потенциалом - богатейшими природными, трудовыми и производственными ресурсами. То, как мы ими распорядимся. Зависит благосостояние каждого из нас и мощь всей страны.
Программа курса.
1. Предприниматель в рыночной экономике. 2 ч.
2.Презентация идей. 2ч.
3. Проектирование изделия. 2 ч.
4. Разработка технологического процесса. 2 ч
5. Бизнес план: назначение и структура 2 ч.
6. Роль информации. 1 ч.
7. Производственный план 2 ч.
8. Себестоимость продукции. 2 ч.
9. Маркетинг 2ч.
Итого: 17 часов.