Роль интерактивного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся
СОДЕРЖАНИЕ: Роль интерактивного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся. В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которого продолжает оставаться познавательная активность.Роль интерактивного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся.
В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которого продолжает оставаться познавательная активность.
Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю интерактивное обучение.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.
Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:
· познавательную;
· коммуникативно-развивающую;
· социально-ориентационную.
И позволяет:
· реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности;
· формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
· усилить мотивацию к изучению предмета;
· создать благоприятную атмосферу на уроке;
· исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;
· самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;
· отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.
Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивном обучении? Конечно же, научно-методические основы, на которых базируется интерактив. Это:
· обучение через опыт и сотрудничество;
· учет различий в стилях познания;
· поисковые и исследовательские методы;
· игровые методы.
Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:
· задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);
· в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);
· учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.
Во многом мне помог семинар в г. Москве по курсу «Устойчивое развитие», который весь проходил в интерактивном режиме.
Из опыта работы могу точно сказать: не верьте, если Вам скажут, что играть легко. Игра – трудная и непредсказуемая форма проведения урока. Во время учебной игры учителю приходится быть и взрослым и ребенком, незаметным и мудрым, всегда готовым к импровизации, творчеству и … ошибке.
Да, именно к ошибке, так как иногда не все получается, как задумывается, всегда есть элемент риска, что что-то пойдет не так. Поэтому учитель, зная класс в котором будет проходить игра, должен составлять риск-анализ и продумывать заранее пути выхода из возможных незапланированных ситуаций:
· Уход от темы. Переход учебной игры в развлекательную.
· Концентрация внимания на тему обсуждения;
· Изменить ситуацию сменой постановки вопроса;
· Завершить обсуждение;
· Фиксировать тему и цель урока на доске.
· Нет навыков игровой деятельности
· Более подробно объяснять условия;
· Постепенное усложнение игр: идти от простых игровых приемов к более сложным.
· Затягивание дискуссии, обсуждения
· Ввести и выполнять специальные правила;
· Установить временной барьер.
· Ученик бездельничает или вызывающе ведет себя
· Дать индивидуальное задание;
· Определить роль наблюдателя, члена жюри.
· Нет активности
· Ввести проблемный вопрос или противоречие;
· Смена деятельности;
· Если от недопонимания, то уточнение.
· Повышенная физическая активность (например, после уроков физической культуры или активной большой перемены)
· Аутотренинг;
· Упражнения для глаз, против ОРЗ и т.п.;
· Элемент неожиданности.
· Боязнь публичного выступления может иметь несколько причин:
Нарушение речи (заикание, дефекты)
Задействовать в другой сфере деятельности (запись высказываний, помощь в организации, жюри);
При работе в группе продумать ответы в письменном виде (рейтинги, тесты, анкеты)
Речь не развита
Стимулировать к дополнению ответа, но какое-то время не давать выступления;
Короткие диалоговые задания (вопрос – ответ);
Рассказ по готовой схеме.
Барьером к применению может стать системность интерактивного обучения. Хороших результатов не будет, если проводить интерактив от случая к случаю. А постоянство требует максимальных усилий от учителя. Быть самому активным на каждом уроке и физически и морально тяжело. А еще и подготовка к урокам занимает массу времени и сил.
Трудной задачей для учителя становиться необходимость уйти в сторону, быть только участником, наблюдателем, а не ментором.
И все же, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое направление нашей педагогики.
Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Многие из них универсальны, хорошо подходят для многих тем биологии, меняется лишь содержание. Более подробно с формами и приемами, представленными на слайде, Вы можете познакомиться на методической выставке.
Мы все несем одну большую ношу,
Взбираясь потихоньку в гору с ней.
И если я свой край нелегкий брошу,
То всем немного станет тяжелей.
П. Сергеев
А сейчас, уважаемые коллеги, я хочу познакомить Вас с некоторыми интерактивными приемами, которые применяю на своих уроках.
Прошу всех встать в круг, взять карточку. Сегодня Вы будете выступать от имени конкретного представителя живой или неживой природы.
Организационная часть. Подготовка к проведению игры.
Английский зоолог и писатель-натуралист Джеральд Даррелл, сказал когда-то: «Мы не плетем паутину жизни. Мы просто нить в ней. Что бы мы не делали с паутиной, это касается и нас».
Задание заключается в следующем. Держа нить одной рукой, другой – перекинуть клубок тому, кто как-то связан с вами. Связи допускаются любые – прямые, обратные, косвенные.
Проведение игры до тех пор, пока все не окажутся связаны «паутиной жизни». Далее идет обсуждение конкретных природных и антропогенных ситуаций, которые могут повлиять на сообщество.
- Какие изменения могут произойти, например, в результате засухи? («вода» натягивает нить, те, кто почувствовал натяжение, поднимает руку и сам натягивают нить. В результате все участника почувствуют влияние засухи).
- Какие еще примеры ситуаций Вы можете предложить?
- Какой вывод можно сделать исходя из результата игры? (Изменение одного компонента природной системы приводит к изменению других компонентов и всей системы в целом)
Все в мире цепью связано нетленной,
Все включено в один круговорот.
Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвется и умрет.
Л. Куклин
Такой вид игры я применяю не только при изучении тем по экологии, но и в ботанике, анатомии, где нужно проследить взаимосвязь между органами. Во время проведения факультатива «Устойчивое развитие», а в последнее время на классном часе проводила такую игру по взаимосвязям школьного сообщества.