Роль интерактивного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся

СОДЕРЖАНИЕ: Роль интерактивного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся. В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которого продолжает оставаться познавательная активность.

Роль интерактивного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся.

В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которого продолжает оставаться познавательная активность.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю интерактивное обучение.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.

Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:

· познавательную;

· коммуникативно-развивающую;

· социально-ориентационную.

И позволяет:

· реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности;

· формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;

· усилить мотивацию к изучению предмета;

· создать благоприятную атмосферу на уроке;

· исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;

· самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;

· отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.

Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивном обучении? Конечно же, научно-методические основы, на которых базируется интерактив. Это:

· обучение через опыт и сотрудничество;

· учет различий в стилях познания;

· поисковые и исследовательские методы;

· игровые методы.

Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

· задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);

· в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);

· учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.

Во многом мне помог семинар в г. Москве по курсу «Устойчивое развитие», который весь проходил в интерактивном режиме.

Из опыта работы могу точно сказать: не верьте, если Вам скажут, что играть легко. Игра – трудная и непредсказуемая форма проведения урока. Во время учебной игры учителю приходится быть и взрослым и ребенком, незаметным и мудрым, всегда готовым к импровизации, творчеству и … ошибке.

Да, именно к ошибке, так как иногда не все получается, как задумывается, всегда есть элемент риска, что что-то пойдет не так. Поэтому учитель, зная класс в котором будет проходить игра, должен составлять риск-анализ и продумывать заранее пути выхода из возможных незапланированных ситуаций:

· Уход от темы. Переход учебной игры в развлекательную.

· Концентрация внимания на тему обсуждения;

· Изменить ситуацию сменой постановки вопроса;

· Завершить обсуждение;

· Фиксировать тему и цель урока на доске.

· Нет навыков игровой деятельности

· Более подробно объяснять условия;

· Постепенное усложнение игр: идти от простых игровых приемов к более сложным.

· Затягивание дискуссии, обсуждения

· Ввести и выполнять специальные правила;

· Установить временной барьер.

· Ученик бездельничает или вызывающе ведет себя

· Дать индивидуальное задание;

· Определить роль наблюдателя, члена жюри.

· Нет активности

· Ввести проблемный вопрос или противоречие;

· Смена деятельности;

· Если от недопонимания, то уточнение.

· Повышенная физическая активность (например, после уроков физической культуры или активной большой перемены)

· Аутотренинг;

· Упражнения для глаз, против ОРЗ и т.п.;

· Элемент неожиданности.

· Боязнь публичного выступления может иметь несколько причин:

Нарушение речи (заикание, дефекты)

Задействовать в другой сфере деятельности (запись высказываний, помощь в организации, жюри);

При работе в группе продумать ответы в письменном виде (рейтинги, тесты, анкеты)

Речь не развита

Стимулировать к дополнению ответа, но какое-то время не давать выступления;

Короткие диалоговые задания (вопрос – ответ);

Рассказ по готовой схеме.

Барьером к применению может стать системность интерактивного обучения. Хороших результатов не будет, если проводить интерактив от случая к случаю. А постоянство требует максимальных усилий от учителя. Быть самому активным на каждом уроке и физически и морально тяжело. А еще и подготовка к урокам занимает массу времени и сил.

Трудной задачей для учителя становиться необходимость уйти в сторону, быть только участником, наблюдателем, а не ментором.

И все же, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое направление нашей педагогики.

Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Многие из них универсальны, хорошо подходят для многих тем биологии, меняется лишь содержание. Более подробно с формами и приемами, представленными на слайде, Вы можете познакомиться на методической выставке.

Мы все несем одну большую ношу,

Взбираясь потихоньку в гору с ней.

И если я свой край нелегкий брошу,

То всем немного станет тяжелей.

П. Сергеев


А сейчас, уважаемые коллеги, я хочу познакомить Вас с некоторыми интерактивными приемами, которые применяю на своих уроках.

Прошу всех встать в круг, взять карточку. Сегодня Вы будете выступать от имени конкретного представителя живой или неживой природы.

Организационная часть. Подготовка к проведению игры.

Английский зоолог и писатель-натуралист Джеральд Даррелл, сказал когда-то: «Мы не плетем паутину жизни. Мы просто нить в ней. Что бы мы не делали с паутиной, это касается и нас».

Задание заключается в следующем. Держа нить одной рукой, другой – перекинуть клубок тому, кто как-то связан с вами. Связи допускаются любые – прямые, обратные, косвенные.

Проведение игры до тех пор, пока все не окажутся связаны «паутиной жизни». Далее идет обсуждение конкретных природных и антропогенных ситуаций, которые могут повлиять на сообщество.

- Какие изменения могут произойти, например, в результате засухи? («вода» натягивает нить, те, кто почувствовал натяжение, поднимает руку и сам натягивают нить. В результате все участника почувствуют влияние засухи).

- Какие еще примеры ситуаций Вы можете предложить?

- Какой вывод можно сделать исходя из результата игры? (Изменение одного компонента природной системы приводит к изменению других компонентов и всей системы в целом)

Все в мире цепью связано нетленной,

Все включено в один круговорот.

Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной

В тот миг звезда взорвется и умрет.

Л. Куклин

Такой вид игры я применяю не только при изучении тем по экологии, но и в ботанике, анатомии, где нужно проследить взаимосвязь между органами. Во время проведения факультатива «Устойчивое развитие», а в последнее время на классном часе проводила такую игру по взаимосвязям школьного сообщества.

Скачать архив с текстом документа