Международные договоры и контракты в области туризма

СОДЕРЖАНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ И КОНТРАКТЫ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА Многосторонние международные договоры в области туризма и международных путешествий. Международная Конвенция 1970г. по контракту на путешествие.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ И КОНТРАКТЫ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Многосторонние международные договоры в области туризма и международных путешествий. Международная Конвенция 1970г. по контракту на путешествие. В 1970г. в Брюсселе (Бельгия) состоялась международная конференция по рассмотрению и принятию Конвенции по контракту на путешествие. В этой Конвенции дано понятие двух видов договоров — с организатором путешествий и с посредником на организацию путешествий. Конвенцией определены контракт на организацию путешествия и контракт с посредником на организацию путешествия.

Контракт на организацию путешествия. По этому контракту агент берет на себя обязательства предоставить другому лицу за обусловленную цену комплекс или несколько отдельных услуг по проживанию, перевозкам, пребыванию, а также других услуг, указанных в контракте (тур, ваучер). Фирмы организатора путешествий (бюро или агентства) заключают контракты с лицами от своего имени и берут на себя ответственность за организацию путешествия. Организатор путешествия отвечает как за свои действия и упущения, так и за действия и упущения служащих и третьих лиц, которым он поручил исполнение своих обязанностей.

Контракт с посредником на организацию путешествия — это договор, по которому одно лицо берет на себя обязательства в качестве посредника предоставить другому лицу за обусловленную цену либо путешествие, либо право требования организации путешествия в соответствии с заключаемым контрактом. Фирмы-посредники путешествий заключают контракты с туристами от имени другого лица, которое берет на себя ответственность за обеспечение путешествий и предоставление одной или нескольких услуг, обусловленных в контракте при оплате их стоимости.

Фирмы-посредники выступают по договору поручения или на основе доверенности. В этом случае их ответственность ограничивается пределами полномочий.

Международная конвенция по контракту на путешествие 1970г. для государств, ее ратифицировавших, служит основой при рассмотрении споров между туристскими агентствами и агентами, с одной стороны, и туристами и международными путешественниками — с другой — по вопросам нарушения условий заключенных контрактов (ваучеров).

Международная конвенция по контрактам между владельцами гостиничных предприятий и Бюро путешествий 1981г. В 1970г. Генеральной ассамблеей Всемирной федерации ассоциаций туристических агентств и Советом Международной гостиничной ассоциации была принята Международная конвенция по контрактам между владельцами гостиничных предприятий и Бюро путешествий. Этой Конвенцией определены три вида гостиничных контрактов: для индивидуального путешественника, для групп путешественников и на периодические бронирования.

Контракт для индивидуальных путешественников заключается для числа путешественников от 1 до 10 человек, пользующихся гостиничными услугами. В нем указываются заказываемые услуги и их стоимость при пребывании в гостинице в течение трех суток в сезон (ст.35).

Контракт для групп путешественников подписывается с группой не менее 11 человек, пользующихся одними гостиничными услугами. Контракт заключается за 14 дней до прибытия группы.

Контракт на периодическое бронирование относится к особым контингентам туристов и путешественников, участвующих в работе конгрессов, семинаров или специальных мероприятиях делового туризма, предпринимательской деятельности.

Международная конвенция 1973г. по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных процедур (Конвенция Киото). В Международной конвенции по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных режимов устанавливаются обязательства договаривающихся сторон содействовать упрощению, унификации и гармонизации таможенных режимов, что в значительной степени создает основу для ликвидации протекционистских барьеров.

Основной целью Конвенции является предоставление государствам юридического документа, который служит как для упрощения, так и согласования таможенных процедур в государствах. Таким путем вносится эффективный вклад в развитие международной торговли и другие международные обмены, включая расширение международных передвижений путешественников, не являющихся иммигрантами.

В главе II «Сфера применения конвенции» (ст.2) определяется, что каждая договаривающаяся сторона берет на себя обязательства содействовать упрощению и согласованию таможенных процедур и с этой целью подчиняться в соответствии с положениями данной Конвенции стандартам и рекомендованной практике, содержащимся в Приложениях к данной Конвенции. Однако ничто не может препятствовать какой-либо договаривающейся стороне в предоставлении ею более благоприятных условий, чем те, которые закреплены в Конвенции. Каждой договаривающейся стороне рекомендуется также как можно шире предоставлять такие более благоприятные условия. В главе V Конвенции сформулированы заключительные положения, касающиеся процедуры ратификации или присоединения к Конвенции и порядка одобрения ее приложений (ст.ст.11,12 и 13).

К Конвенции приобщены 30 согласованных Приложений, касающихся стандартов и рекомендуемой практики таможенных формальностей в международных связях.

В соответствии с положениями Конвенции стороны обязались признать стандарты, рекомендуемые в Приложении, неотъемлемой частью данного договора (ст.2). Контроль за правильностью применения положений настоящей Конвенции возложен на Совет и Постоянный технический комитет (ст.6). Процедура рассмотрения споров по основным положениям Конвенции осуществляется путем переговоров (ст.10).

Так, например, Приложение F.3 касается таможенных формальностей по отношению к путешественникам (туристам). Оно вступило в силу 8 сентября 1993г.

Эти положения применяются по отношению к проживающим и не проживающим в данной стране путешественникам как при въезде, так и при выезде с территории данного государства. Для путешественников принята унифицированная форма таможенной декларации на багаж.

Путешественником, согласно Приложению, признается лицо, которое временно посещает территорию страны, где у него нет домициля (постоянного места жительства), а также любое лицо, которое возвращается на территорию страны, где у него есть домициль, после того как оно временно находилось за рубежом.

Нормы 1 и 2 касаются упрощения таможенных формальностей для путешественников и их багажа, ручной клади и частных перевозочных транспортных средств на границе, аэродромах, портах и международных транспортных средствах.

Норма 12 предусматривает упрощения таможенных формальностей для всех путешественников независимо от их национальности. Другими нормами определены перечни провоза без уплаты таможенной пошлины пищевых продуктов, вещей, не имеющих товарной ценности, и других личных вещей. Определена форма таможенной декларации для зарегистрированного багажа.

В целях реализации Программы по упрощению таможенных формальностей ВТО, принятой Манильской декларацией по развитию международного туризма, V сессия Генеральной ассамблеи поручила Исполнительному совету организации провести необходимые консультации с Советом таможенного сотрудничества по применению отдельных разделов Приложения F.3 Конвенции Киото, касающихся таможенных формальностей. В целом они полностью соответствуют формальностям, выполняемым туристами в процессе таможенного контроля, Однако с целью развития туризма и международных путешествий необходимы дополнительные меры смягчения и увеличения льгот, предусмотренных текстом Конвенции. Так, например, Комитет по упрощению таможенных формальностей считает целесообразным предложить Совету по таможенному контролю повысить с 50 долл. до 100 таможенное освобождение, содержащееся в §21 и 28 Приложения F.3 к Конвенции.

VI сессия Генеральной ассамблеи ВТО (София, 17—26 сентября 1985г.) резолюцией о деятельности по упрощению туристских формальностей указала на необходимость поощрения все большего числа государств к постепенному введению правил, которые будут способствовать дальнейшему расширению путешествий в международном, региональном и субрегиональном масштабах.

В силу того, что Приложение F.3 к Конвенции Киото в целом охватывает таможенные формальности, применяемые и к туристам, ВТО считает в настоящее время нецелесообразным проводить работу по пересмотру Конвенции ООН об упрощении таможенных формальностей при туристских передвижениях 1954г.

Все правовые формы и стандарты таможенного контроля изложены в опубликованном ниже Приложении F.3.

Двусторонние договоры в области туризма

Государствами туризм планируется на комплексной основе с учетом национального законодательства, занятости населения, развития транспорта, сельского хозяйства, связи и др.

Государства принимают эффективные меры, направленные на равномерное распределение отпусков трудящихся и школьных каникул в течение года, для того чтобы снять остроту негативных последствий ярко выраженного сезонного характера туристского спроса (нехватка мест, задержка в аэропортах, пограничных пунктах), а также связанного с этим отрицательного воздействия на занятость в области туризма, упрощение туристских формальностей и безопасность.

Сотрудничество государств в области туризма осуществляется в рамках специальных договоров и соглашений, соглашений о научном и культурном сотрудничестве, в области международного транспорта, соглашений о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения и т.д., заключенных на двусторонней договорной основе. Так, например, Соглашением между Федеративной Республикой Бразилией и Соединенными Штатами Мексики о сотрудничестве в области туризма 1980г. определены меры по совершенствованию организации туризма между двумя странами в форме формирования туристских потоков, координации процедур, применяемых к международному туризму, взаимных консультаций, обмена программами и информацией и др. (ст.I). Кроме того, ст.7 Соглашения определяет взаимную подготовку специалистов в области туризма (по пять мест с каждой стороны). Другим соглашением по туристскому сотрудничеству между Правительством Французской Республики и Правительством Республики Ирак от 1980 г. закрепляются обязательства сторон по облегчению на территории этих стран туристских путешествий для выходцев из другой страны (ст.1), создание благоприятных условий для организации туристских выставок и ярмарок (ст.5). Соглашением между Правительством Федеративной Республики Бразилии и Правительством Республики Колумбии по туризму 1983г. (ст.2) определен статус туриста, порядок предоставления транспортных услуг и перевозки туристами животных (ст.ст.5, 6).

Соглашением между Правительством Республики Восточного Уругвая и Правительством Республики Чили по свободному въезду туристов и ввозу их личных вещей и перевозочных средств 1979г. определены статус туриста, порядок перемещения туристов, домашнего и семейного имущества и багажа, перевозочных средств туристов и отсрочка санкций и других формальностей в случае нарушения туристского контракта.

Соглашениями, заключенными Правительством Болгарии в 1967г. с Федеральным правительством Австрии о путешествиях и визовом режиме и с Королевством Дании, определен трехмесячный срок пребывания граждан договаривающихся сторон на их территории. Международными договорами, заключенными между государствами Центральной и Восточной Европы в области туризма, определяются положение и порядок открытия в странах представительств туристских организаций и обязательства согласования пятилетних планов обмена туристами. С целью реализации на рынке туристских услуг которые могут увеличить валютные поступления, а также для осуществления обмена информацией и опытом с туристскими организациями подписываются соглашения о совместной рекламе и планах проведения рекламно-информационных мероприятий по реализации программ научно-технического сотрудничества. На основе этих соглашений правительства, национальные туристские организации и частный бизнес предпринимают усилия, направленные на совместную работу по обеспечению финансовых средств для предоставления возможности всем людям пользоваться услугами туризма и международных путешествий.

Виды контрактов в сфере туризма и международных путешествий

Операции по международному туризму и путешествиям — это вид деятельности, направленной на предоставление различного рода услуг и товаров туристского спроса.

К видам услуг на туристском рынке относятся:

a размещение туристов и путешественников (в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах, боатингах и др.);

a перемещение туристов до страны назначения и по стране различными видами пассажирского транспорта;

a обеспечение туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, кафетериях, пансионатах и др.);

a удовлетворение рекреационных потребностей туристов или путешественников (посещение театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, природных и исторических заповедников, памятников истории и культуры, фестивалей, спортивных соревнований);

a удовлетворение деловых, специальных научных и технических интересов туристов и путешественников (участие в конгрессах, симпозиумах, научных конференциях, ярмарках, выставках и др.);

a семейный обмен (проживание в семьях), детский и юношеский туризм;

a торговля товарами туристского спроса (продажа сувениров, подарков, путеводителей, открыток, диапозитивов и т.п.);

a предоставление международной оперативной связи;

a оформление туристской документации (паспорта, визы и др.);

a бронирование услуг;

a встречи, проводы и трансфер от аэропорта до гостиницы с услугами гида-переводчика, подноска багажа и др.;

a медицинское обслуживание, страхование;

a охрана (туристская полиция).

Туристу или путешественнику могут быть предоставлены либо отдельные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг.

Полный комплекс услуг предоставляется путем продажи туров (инклюзив-туров). Пэкидж-тур предоставляется по отдельным видам услуг.

По методам проведения и организации международных путешествий и туризма различаются организованный, осуществляемый туристскими фирмами (плановый), и индивидуальный (самодеятельный, независимый) туризм.

Различаются виды туризма по целям поездки, срокам, средствам передвижения и размещения, стоимости поездки, возрастному составу, сезону, интересам (экскурсионный, научный, деловой, этнический и др.).

Основные условия контрактов о предоставлении туристских услуг. При осуществлении туристских операций на рынке складываются определенные правоотношения между производителями туристских услуг и туристскими фирмами, с одной стороны, и между туристскими фирмами и клиентами (туристами, путешественниками) — с другой.

Отношения между производителем туристских услуг (транспортная организация, гостиница, ресторан, экскурсионное бюро) и турагентством или туроператором регулируются агентскими соглашениями (контрактами).

1. Агентские соглашения предусматривают передачу производителем (принципалом) туристскому агенту соответствующих услуг, а также права на продажу как их отдельных видов, так и инклюзив-туров от имени и за счет принципала. В соглашении (контракте) закрепляются определенные полномочия агентов по реализации туристских услуг, территориальные ограничения действий агента, устанавливающие его права и обязанности, порядок выплаты вознаграждения. Оформленное в письменной форме на специальном бланке агентское соглашение называется лицензией.

Система предоставления лицензий на основе агентских соглашений получила распространение при продаже транспортных услуг. Применяются типовые условия агентского соглашения Международной ассоциации авиационного транспорта.

2. Договор франшизы (контракт о сотрудничестве в области туризма) предусматривает передачу прав и привилегий на сбыт туристских услуг, охраняемых торговой маркой либо производимых на основе технологии франшизодателя.

Типовые контракты в области международного туризма. Правоотношения между клиентом по покупке туристских услуг и туристским агентством (фирмой) определяются условиями инклюзив-тура, оформленными в ваучере. Ваучер — это обменный ордер, выдаваемый туристским агентством (фирмой) клиенту в подтверждение оплаты конкретных видов услуг и являющийся основанием для получения этого обслуживания на основе программы путешествия с указанием стоимости поездки (тура).

После оплаты тура клиент получает статус туриста или путешественника. Унификация ваучера осуществляется на мировом рынке туристских услуг в форме системы «Международный туристский ваучер».

Контракт на путешествие определяется Международной конвенцией по контракту на путешествие 1970г.

Конвенцией определяется правовой статус контракта на организацию путешествия. Это любой контракт, в котором организатор путешествия выступает от своего имени и обязуется предоставить путешественнику совокупность комбинированных услуг (тур), относящихся к обеспечению, путешественника на маршруте или в местах пребывания. Конвенция определяет правоотношения по посредническому контракту на продажу путешествия и закрепляет обязательства организатора путешествия по поручению своему посреднику реализовать контракт на организацию одного либо нескольких путешествий. Путешественник — любое лицо, которое принимает на себя обязательства, закрепленные в контрактах на путешествие.

Типовой контракт о сотрудничестве в области туризма включает следующие основные позиции механизма правового регулирования.

a Предмет контракта в области развития международного туризма состоит во взаимном приеме туристов на коммерческой или безвалютной основе.

a Обязательства сторон. Турагент предоставляет туроператору на коммерческих условиях безвалютного обмена пакет туристских услуг для туристских групп, групп профессионального обучения, специалистов туристской инфраструктуры и туристов-индивидуалов.

a Порядок бронирования мест туристского обслуживания.

a Документы обслуживания.

a Условия приема, размещения и обслуживания.

a Медицинское обслуживание.

a Порядок аннуляций и изменений заграничного обслуживания.

a Условия расчетов.

a Ответственность за причинение ущерба.

a Особые условия.

a Порядок разрешения споров (мировым соглашением, в арбитражном суде).

a Порядок вступления в силу, изменение и прекращение контракта.

Скачать архив с текстом документа