Миграционная политика Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Понятие и содержание международной трудовой миграции рабочей силы 4 2. Миграционная политика, ее цели и методы их достижения 9Содержание
1. Понятие и содержание международной трудовой миграции рабочей силы.. 4
2. Миграционная политика, ее цели и методы их достижения. 9
2.1. Правовые основы межстрановой трудовой миграции. 9
2.2. Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов. 12
2.3. Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов. 14
3. Миграционная политика Российской Федерации. 18
Список использованной литературы.. 23
Введение
Международные миграции трудовых ресурсов повлекли за собой крупные изменения как в странах-реципиентах, так и в странах-донорах. Перемены носят многоплановый характер, поэтому они привлекают внимание не только экономистов, но и социологов, демографов и т.д. Международные миграции стали актуальными для всех стран, народов и континентов. ООН это явление определяет как «любое перемещение людей за пределы национальных границ с изменением места проживания сроком более 12 месяцев». К началу XXI в. число беженцев в мире превысило 34 млн. человек; видимо, не случайно XX век назван «веком беженцев».
Западноевропейские страны стали предпринимать энергичные шаги по установлению контроля за миграционными процессами и ограничению притока новых иммигрантов. Был принят ряд международных соглашений, состоялось множество международных конференций, встреч и переговоров, в ходе которых обсуждались различные аспекты новой волны миграции групп людей. Тем не менее из-за непростого экономического положения, политической нестабильности, роста межэтнических конфликтов и противоречий в различных странах эта проблема продолжает оставаться достаточно острой, поэтому выбранная тема является актуальной в современных условиях.
Международная миграция населения стала одной из характерных особенностей социального развития современных государств. Отношение к иммиграции в обществах довольно противоречивое. С одной стороны, ее обвиняют в создании препятствий на пути экономических инноваций, в дестабилизации рынка труда, обременении бюджета и подрыве национальной безопасности. С другой — ей отводится значимая роль в научно-техническом и экономическом развитии принимающих стран, улучшении социального положения местного населения.
Целью данной работы является рассмотрение государственной миграционной политики, ее сущности, видов и инструментов.
1. Понятие и содержание международной трудовой миграции рабочей силы
Факторы производства, в том числе рабочая сила, обладают способностью к международному перемещению и, таким образом, до определенной степени могут заменять международные торговые отношения. Многие важные аспекты международной миграции рабочей силы и ее последствия схожи с эффектами от внешней торговли стран. Рабочая сила перемешается из стран, в которых существует ее явный избыток, в те страны, где отмечается ее явный недостаток. Такое перемещение, несомненно, повышает эффективность национальной экономики, которая использует иностранных рабочих и их труд. Эта дополнительная рабочая сила расширяет выпуск товаров для мирового рынка и в то же время вызывает эффект перераспределения доходов, что затрагивает интересы отдельных групп населения.
Международная кооперация на базе международного разделения труда осуществляется в двух главных формах: а) товарного обмена; б) трудовой миграции. С точки зрения понятийного осмысления проблемы существует миграция рабочей силы «внутренняя», которая происходит внутри страны, между ее разными регионами, и «внешняя» — между двумя или (и) большим количеством стран. Иногда политическая эмиграция трансформируется в трудовую, поскольку политэмигранты трудоустраиваются, превращаясь в работников-мигрантов; это разновидность вынужденной внешней эмиграции.
Международная миграция рабочей силы — это переселение населения в трудоспособном возрасте из одного государства в другое сроком более чем на год, вызванное экономическими причинами (намерением трудоустройства).
Эмиграция — выезд трудоспособного населения из данной страны в другие страны; иммиграция — въезд трудоспособного населения в данную страну из других стран. «Утечка умов» — международная миграция высококвалифицированных кадров специалистов.
Реэмиграция — возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.
Трудовая миграция — это историческое явление, которое существовало и в отдаленные времена. Поэтому важно знать, в каких формах и видах это явление наблюдалось в предшествующие периоды. Формы социальной мобильности изменчивы, но само это явление органически присуще человеческим обществам.
История человечества знает множество крупнейших территориальных перемещений, одно из которых получило название «великое переселение народов». На первых этапах население снималось с традиционных мест обитания под воздействием комплекса причин, когда определяющую роль играли естественно-природные обстоятельства. Позже наступил период бесконечных войн, когда основной формой вознаграждения победителей выступали захватываемые в плен люди, предназначаемые для продажи в рабство. Далее основную роль стали играть демографически-экономические причины, а в Новейшее время — в большей степени экономические причины. Отступлением от этого были два периода мировых войн — 1914—1918 и 1939—1945 гг., когда десятки миллионов людей оказались перемещенными из одних стран в другие, и последствия таких перемещении были не менее впечатляющие, чем в эпоху «великого переселения». В конце XX столетия в связи с участившимися региональными конфликтами появилась регионально-международная вынужденная миграция, которая не связана с поисками работы (этот вопрос возникает позже, когда беженец, убедившись в том, что он цел и невредим, начинает искать кров и пищу). Это, например, мигранты из Вьетнама, Кампучии, Чили, Кубы, Гаити, Греции (после переворота «черных полковников» в 1950-1970-х гг.), а также интеллектуалы США во времена фашиствующего сенатора Маккарти (конец 1940-х —начало 1950-х гг.) и т.п.— всех их вынудили бежать из своей страны репрессии. Военные конфликты вАфрике и Латинской Америке, которые происходили в 1960—1990-е гг., оборачивались миллионами беженцев. Этническая война в бывшей Югославии, а затем бомбардировки Сербии вооруженными силами НАТО стали огромной трагедией для миллионов людей, многие сотни тысяч из них вынуждены были бежать за пределы своей родины [6, c.114].
Отметим, в основе послевоенных международных миграций трудовых ресурсов находятся собственно экономические причины, а не только указанные военно-политические коллизии. Миграционный поток захватил десятки миллионов граждан и намного превзошел «великое переселение народов» прошлых эпох.
Деструктивный эффект иммиграции в значительной степени определяется нелегальным характером значительной части ее потоков. Число незаконных иммигрантов достигает, по некоторым оценкам, в европейских странах от 1,3 до 5 млн, в США — до 7—8 млн. Рост не поддающихся планированию, трудно контролируемых спонтанных перемещений населения рассматривается сейчас в контексте угроз национальной безопасности развитых государств, прежде всего угроз терроризма, ухудшения криминогенной, санитарно-эпидемической ситуации и т.п. Вместе с тем прослеживаются общие черты и «тенденции воздействия иммиграции на состояние трудовых ресурсов, экономику, рынок труда и социальную инфраструктуру, безопасность граждан, общественный порядок, внутриполитическую жизнь, внешнюю политику и другие аспекты жизнедеятельности принимающих обществ.
Одно из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий — крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением обстоятельств. Масштабы потоков и драматизм положения таких мигрантов в отдельные исторические периоды и годы превращаются в глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного сотрудничества.
Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеров, особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки. Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны — импортеры и страны — экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.
Увеличивая трудовые ресурсы и заполняя ниши в сфере занятости при устойчивом демографическом спаде и усилении диспропорций на рынке труда, иммиграция выполняет в принимающем обществе важную социально-экономическую функцию. Очевидно, что, учитывая ограниченность своих трудовых ресурсов, развитые страны будут по-прежнему стимулировать иммиграцию определенных категорий мигрантов.
Производя и потребляя национальную продукцию, выплачивая налоги, делая сбережения и т.п., иммигранты оказывают заметное воздействие на хозяйственное развитие принимающих стран.
Иммиграция неквалифицированных работников поддерживает традиционные сектора и общественно необходимые виды деятельности, которые обеспечивают нормальное функционирование экономики. Кроме того, заполняя пустующие ниши, иммигранты содействуют более эффективному применению квалификации местных кадров и тем самым повышению производительности их труда. Исследования, проведенные в ФРГ, показали, что в отсутствие иммиграции хозяйственное развитие шло бы гораздо медленнее и сопровождалось бы более высокой инфляцией или переводом производства за рубеж.
Таким образом, общее влияние иммиграции на бюджет и социальную инфраструктуру можно оценить как позитивное.
2. Миграционная политика, ее цели и методы их достижения
2.1. Правовые основы межстрановой трудовой миграции
Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить острые социально-экономические проблемы.
Какие положительные последствия трудовой миграции сегодня признаются и используются?
Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.
К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.
Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.
Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.
Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна — импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны — экспортера рабочей силы в большей степени входят регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.
Во многих аспектах интересы стран — экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 2003 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международный организации труда), организация набора рабочей силы должна производиться на базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран — экспортеров и импортеров рабочей силы.
В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.
Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), цель которой — обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся-мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).
Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.
Одна из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах — признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается [9, c.18]:
— организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);
— принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);
— принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);
— организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);
— разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов (ст. 9).
Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления.
2.2. Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов
Страны-импортеры трудовых ресурсов, которые постоянна испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся мигрантов.
В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимаются во внимание; состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.
Качественный состав трудящихся-иммигрантов регулируется принимающих странах путем использования различных методов ( целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, в части первоочередного получения въездной визы).
О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз служит одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.
Национальность иммигранта — качественный признак, дифференцированный в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемый для обеспечения, например в США, национального равновесия.
К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят [5, c. 228]:
— требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);
— дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами);
— ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер». В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.
Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов непостоянно и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких, как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.
Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов в целях их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.
Одна из целей иммиграционной политики — защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточением политики по отношению к нелегальным иммигрантам законодательством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны-импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы) стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административные) стимулы (предоставление материальной помощи и возможности приобретения профессии и т.п.).
2.3. Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов
Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.
Современная международная трудовая миграция характеризуется активизацией и ростом влияния стран — экспортеров рабочей силы, которые применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:
— методы и средства защиты интересов государства — экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;
— методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей, путем введения обязательных вкладов и страховок;
— методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.
В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение переговоров с работодателями.
Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;
— меры, способствующие как защите государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов. Государство стремится выработать такой механизм регулирования миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования — наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;
— меры, направленные на взаимную защиту интересов стран экспортеров и стран — импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабе миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину) [10,c.153].
3. Миграционная политика Российской Федерации
Главная причина того, что люди выезжают из страны в поисках работы, — это в первую очередь поиски средств к существованию. Неравномерность социально-экономического развития привела к повышению подушевого национального дохода (НД) сначала в индустриальных государствах, а затем в нефтедобывающих (точнее, экспортирующих нефть в больших объемах), что породило мощные внутренние сдвиги в традиционных обществах, способствуя их модернизации и формированию мотивов перемещения части людей. Конечно, НД увеличивается и в развивающихся странах, но во многих из них он растет медленно и разрыв в уровнях дохода на душу населения между обеспеченными и малообеспеченными слоями населения существенно возрос. Низкий жизненный уровень, порой беспросветная нищета выражаются в низком уровне потребления, в первую очередь продуктов питания, не говоря уже о товарах длительного пользования.
Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 1990-х годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.
Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия прошлого столетия. На Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной помощи. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов (например, афганская община порядка 200 тыс. человек, а также мигранты — вьетнамцы, китайцы и т.д.).
Правительство Российской Федерации вынуждено в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки — материальной и финансовой — у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.
Выход России на внешние рынки труда предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.
Разработана федеральная миграционная программа. Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов.
Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.
Федеральной миграционной службой России (ФМС России) предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.
В ноябре 2003 г. в области учета и контроля над трансграничными миграционными потоками России произошли существенные изменения: введены в действие миграционные карты, содержащие сведения об иностранцах, въезжающих на территорию РФ.
Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.
Так, в области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.
В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.
Принципиальное значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.
Для дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:
— введение специальных депозитных счетов;
— продажа земельных участков под строительство;
— выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;
— создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;
— открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;
— создание специального пенсионного фонда [2, c.129].
Заключение
Подвижность населения и трудовых ресурсов — одна из важных особенностей современных МЭО. Страны — экспортеры и страны — импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.
Международная организация труда уникальна среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одна из ее наиболее важных функций состоит в принятии конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция.
Конвенции налагают обязательства — для государств-ч ленов, которые их ратифицировали, рекомендации обеспечивают ориентир для национальной политики, законодательства, практики. Со времени основания МОТ принято более 300 конвенций и рекомендаций. МОТ контролирует применение конвенций ратифицировавшими их государствами.
В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.
Список использованной литературы
1. Буклай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения.- М.: Финансы и статистика, 2004.
2. Гаврилова Т.В. Международная экономика.- М.: Приор, 2005.
3. Елова М.В. Мировая экономика. – М.: Логос, 2006.
4. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: Юнити, 2005.
5. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник / Под общ. ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича, МГУ им. М.В.Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008.
6. Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б. Мировая экономика: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2007.
7. Пузакова Е.П. Международные экономические отношения. – Ростов-на-Дону: МаРТ, 2006.
8. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2006.
9. Старченков Г.И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. М., 2006.
10. Черников Г.П., Черникова Д.А. Мировая экономика: Учеб. Для вузов / Г.П.Черников, Д.А.Черникова. — М.: Дрофа, 2007.