Мировая политика и международные отношения 4
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Понятие мировой политики 4 2. Субъекты, классификация и принципы международных отношений 6 3. Глобализация и институализация международных
Содержание
Введение 3
1. Понятие мировой политики 4
2. Субъекты, классификация и принципы международных
отношений 6
3. Глобализация и институализация международных
отношений 11
4. Особенности современной внешнеполитической
стратегии России 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Введение
Представления о будущем всегда играли важную роль в истории русской и мировой общественной мысли. Особое значение предвидение будущего имело в переломные эпохи истории человечества. В начале XXI в. проблема будущего России и ее места в мировом сообществе приобретает особую актуальность. Все же думается, что будущее российского общества, да и всего человечества связано не с технотронным развитием, абсолютизирующим технологическую сторону прогресса, не с коммунистической перспективой, в которой человек превращается в безликую часть тотального государства, а с гуманистическим обществом. Это общество должно стать подлинно человеческим обществом достойных и свободных граждан, стремящихся к знаниям.
В процессе становления российского гуманистического общества должна осуществляться переориентация общества с производства материальных благ на производство духовных ценностей. В новом обществе должно гармонично сочетаться духовное и материальное богатство личности и общества при приоритете, разумеется, духовного совершенствования человека.
1. Понятие мировой политики .
С течением времени мировая политика оказывает всё большее влияние на жизнь отдельных граждан и государств. Это связано, прежде всего, с усилением взаимозависимости стран и народов, расширением экономических, научно-технических связей и сотрудничества между государствами, развитием межличностных контактов, созданием общемировых информационных систем.
Политику, выходящую за пределы национальных государств, характеризует ряд категорий:
· Мировая (международная) политика: совокупная деятельность государств на международной арене.
· Внешняя политика: внешнее действие одного государства. Характеризует деятельность или, гораздо реже, сознательную бездеятельность государства по отношению к другим странам.
· Межгосударственная политика: отражает систему отношений между государствами, их органами, службами и представителями (президент, правительство, парламент, министерство иностранных дел и др.).
· Наднациональная политика: сравнительно новое в политическом лексиконе понятие, ещё не получившее широкого распространения в российской политологии. Обозначает сферу политики, образовавшуюся в результате передачи отдельными государствами части своих суверенных прав наднациональным органам, которые принимают в этой области решения.
· Мультинациональная политика: влияющая на международные отношения совместная деятельность объединенных политических субъектов из нескольких или многих государств. Субъекты этой политики – национальные государства.
· Транснациональная политика: сфера международной деятельности негосударственных актов или субъектов (партий, профсоюзов, международных неправительственных организаций, а также транснациональных корпораций).
Наиболее общей из всех указанных выше категорий является международная политика. Международная (мировая) политика представляет собой целенаправленную политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т. д.), подразумевает согласование интересов государств, решение вопросов войны и мира. Политическая деятельность направлена на обеспечение всеобщей безопасности и разоружения, предотвращение и урегулирование глобальных, региональных и национальных конфликтов, охрану окружающей среды, преодоление отсталости и нищеты, голода и болезней, то есть на выживание человечества в целом. Мировая политика – важный фактор, влияющий на развитие международных отношений. Её сфера охватывает весь спектр политических отношений, сложившихся между государствами, а главные приоритеты обусловлены решением проблем, от которых зависит будущее всего человечества. Включая в себя эти составляющие и обладая собственными качественными особенностями, мировая политика оказывает самостоятельное влияние на поведение субъектов международных отношений. Все основные элементы мировой политики тесно связаны между собой и взаимодействуют как части единого целого. Эффективность зависит от многих факторов, в том числе и от действенности принимаемых политических решений и рекомендаций, соответствия внешней политики государств реальности.
2. Субъекты, классификация и принципы международных
отношений .
Международные отношения – более сложное явление, чем внешняя политика. Это – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, военных, информационных, дипломатических и других связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными социальными, экономическими и политическими силами, организациями и движениями на мировой арене.
Субъекты международных отношений – это такие социальные общности, которые своими практическими действиями решают вопросы, влияющие на судьбы всего человечества. Обычно выделяют две группы социальных общностей: национальные, то есть нации, этносы, классы, профессиональные, женские, молодежные, научные и другие объединения, и интернациональные, то есть группы стран, народов, международных систем, движений. Результатами взаимодействия субъектов международных отношений являются все политические, экономические, идеологические, культурные, военные процессы и события на мировой арене, которые существуют и развиваются вне пределов территории, компетенции и юрисдикции отдельных государств, могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира, международных и межправительственных организаций. Поэтому международные отношения между их субъектами строятся на двусторонней или многосторонней основе, носят глобальный или региональный характер.
Общепринятая классификация международных отношений предложена югославским ученым Р. Вукадиновичем , который выделяет среди них четыре типа:
1. Классический тип, опирающийся на “равновесие сил” государств с приблизительно одинаковой военной и экономической мощью. Такой тип международных отношений нестабильный, поскольку война – основное средство разрушения равновесия или установления нового равновесия сил с учетом происшедших изменений в мире.
2. ”Холодная война”, вызванная к жизни после второй мировой войны противостоянием двух антагонистических мировых общественно-политических систем: капиталистической и социалистической. Динамику отношений других государств определяли прежде всего отношения между двумя сверхдержавами: СССР-США. В этих условиях снижалась роль международных отношениях нейтральных, средних и малых стран.
3. ”Мирное сосуществование”, пришедшее на смену “холодной войне”. Этот тип характеризуется установлением паритета в военной сфере, усилением борьбы за безъядерный мир и безопасность во всем мире, повышением роли международных организаций в решении глобальных проблем, постепенным снижением уровня вооружений, сначала ракетно-ядерных, а затем и обычных.
4. Неприсоединение и сохранение свободы выбора решений и действий в международных отношениях, стремление к нормальному экономическому сотрудничеству со всеми государствами независимо от установившихся в них политических режимов.
В принципе первых три типа международных отношений уже ушли в историю и все большую роль играет четвертый тип, поскольку он лучше отвечает интересам всего человечества.
Виды международных отношений подразделяются на политические, экономические, идеологические, социальные, культурные, научно-технические, военно-стратегические и др. Из форм международных отношений выделяют политико-правовые, дипломатические, протокольные, организационные, торгово-экономические, финансовые, кооперативные, информационные, военно-стратегические (союзы, блоки, объединения). Особая роль принадлежит социальным формам международных отношений: а) международное контакты, начиная с простейших международных связей субъектов для удовлетворения их социальных потребностей – научные конференции, симпозиумы, гастроли театров, отдельных актеров, выступления писателей, музыкантов, певцов и т.п.; б) международное действие – совокупность актов одного субъекта ради изменения или поддержки взглядов, воли, поведения другого международного субъекта, то есть речь идет о митингах и демонстрациях у иностранных посольств и представительств, о резолюциях и петициях в отношении другого государства и т.д.; в) международной взаимодействие – социальная взаимосвязь двух международных субъектов, когда действия одного из них вызывают ответные действия другого; г) международная зависимость – форма связи между субъектами международных отношений, которая может быть объективной зависимостью как часть от целого и как результат преднамеренного действия одного международного субъекта на другой путем применения определенных средств и методов принуждения и давления.
Международные отношения имеют разнообразные уровни: глобальный – Организация Объединенных Наций, межрегиональный – Движение неприсоединения, Гринпис, региональный – Европа, Ближний Восток, Тихоокеанская зона и т.д., локальный – Россия-Германия, Эстония-Финляндия, Франция-Англия и др. В связи с этим особое значение в современном мире приобретают концепции регионализма и глобализма.
Основные принципы международных отношений зафиксированы в Уставе ООН и в других документах, подписанных и ратифицированных большинством стран мира. Это прежде всего невмешательство, согласно которому никакое государство или группа государств не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние и внешние дела другого государства. Принцип невмешательства запрещает также организацию, поощрение, помощь в вооруженной подрывной, или террористической деятельности, направленной на изменение общественно-политического строя другого государства путем насилия или агрессии.
Среди других важных принципов международных отношений можно выделить принцип мирного разрешения международных споров и конфликтов, то есть любые возникающие между субъектами международных отношений разногласия должны решаться с помощью переговоров, посредничества, судебного разбирательства, международного арбитража, чтобы не подвергать угрозе мир и безопасность народов. Принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем, то есть признание нерушимости границ, территориальной целостности, всестороннее сотрудничество, отказ от применения силы с целью нарушить политическую независимость того или иного государства. Принцип равноправия и самоопределения народов, принцип суверенного равенства государств, исключающий всякую иностранную власть на территории другого государства. Суверенитет всегда является полным, исключительным, неотъемлемым свойством государства. Принцип полного соблюдения прав человека и основных свобод, под которыми понимается комплекс социально-экономических, гражданских, политических, культурных прав и свобод, характеризующих статус личности в данном государстве. Помимо Устава ООН этот принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., в Пактах о правах человека 1966 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в других международных документах. Этот принцип осуждает также любые формы расовой дискриминации из-за цвета кожи, этнического происхождения, вероисповедания, языка, пола как посягательство на достоинство личности. В современных условиях быстрого развития и распространения электронных средств массовой информации все большее значение приобретает принцип безусловного воздержания от пропаганды насилия, террора и войны как инструментов лишения народов – больших или малых – формы их национального существования. И, наконец, принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, взятых ими в соответствии с Уставом ООН.
Сегодня определяющими тенденциями развития международных отношений являются гуманизация и демократизация. Гуманизация означает переход к такому типу международных отношений, которые в наибольшей мере служат интересам личности, способствуют созданию максимальных возможностей для ее дальнейшего развития и совершенствования, для повышения качества самой ее жизни. Демократизация международных отношений выступает в качестве средства построения гуманного миропорядка.
3. Глобализация и институализация международных отношений .
Глобализация международных отношений
Большинство ученых, аналитиков и экспертов, участвующих в разработке внешней политики государств, планировании региональных и глобальных программ и стратегий различной направленности, сходятся во мнении, что наиболее значимой тенденцией, которая будет определять развитие мирового сообщества в обозримом будущем, будет глобализация. Что же подразумевает под собой термин «глобализация»? Существует большое количество трактовки сущности глобализации, но можно выделить наиболее распространенные:
· Глобализация – это более тесное и широкое взаимодействие государств и международных организаций в оценке состояния и поисках решений обостряющихся проблем, затрагивающих интересы не только отдельных государств, но и всего человечества, составляющих сущность всеобъемлющей безопасности и самым непосредственным образом влияющих на жизнеспособность биосферы.
· Глобализация - это процесс постепенного образования универсальной мировой среды рыночной деятельности благодаря снижению и отмене странами тарифных и нетарифных регуляторов внешней торговли, либерализации движения факторов производства и развития хозяйственных транснациональных структур.
· Глобализация – совокупность современных явлений, процессов и структур, которую можно выразить в взаимозависимости, взаимопроникновении и взаимообусловленности самых различных компонентов современного мира и мирового сообщества.
· Глобализация – процесс организации в единое системное целое множества пространств, возникающих в разное время, составлявших сферу международных отношений и занимающих «нишу» от надгосударственного до глобального уровней современного мира.
На основе данных определений сущности глобализации мы можем сделать вывод, что это достаточно сложное, многогранное и динамическое явление, затрагивающее политическую, экономическую, социальную, экологическую, культурную стороны жизнедеятельности не только отдельных государств, но и конкретного человека.
На встречи руководителей стран «восьмерки», состоявшейся в июне 1999 года в Кельне, давалось такое определение: «Глобализация – сложный процесс, представляющий собой ускоряющиеся и увеличивающиеся в масштабах потоки идей, капитала, техники и товаров по всему миру, уже вызвал кардинальные перемены в наших обществах. Он сблизил нас как никогда раньше. Большая открытость и динамизм содействовали повсеместному повышению жизненного уровня и значительному снижению нищеты. Интеграция позволила создать рабочие места за счет стимулирования эффективности производства, расширения возможностей и экономического роста. Информационная революция и более широкое взаимодействие культур и ценностей усилили тенденцию к построению демократических обществ борьбу за права человека и основные свободы, одновременно содействуя развитию творчества и нововведений. Однако в то же самое время для некоторых рабочих, семей и общин глобализация сопровождается повышением риска, связанного с переменой мест и финансовой неопределенностью».
В начале XXI века система глобальных проблем включает следующие важнейшие проблемы: сохранение мира, укрепление всеобъемлющей безопасности, ограничение вооружений и разоружение; охрана окружающей среды и переход к устойчивому развитию; разработка и реализация рациональной демографической политики; рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов; создание сбалансированной инфраструктуры энергетики; исследование и использование Мирового океана и космического пространства в интересах мирового сообщества; борьба с голодом и болезнями, предотвращение распространения наркотиков; преодоление отсталости; борьба с международным терроризмом.
Следующий важный фактор, влияние которого будет носить почти универсальный характер, связан с изменением самой сущности безопасности после холодной войны. На сегодняшний день существует три модели безопасности – коллективная, всеобщая и кооперативная. Главным условием коллективной безопасности является наличие группы государств, объединенных общей целью и разработавших совокупность военно-политических мер, направленных против потенциального противника или агрессора. Концепция всеобщей безопасности призвана подчеркнуть многомерный характер международной безопасности, а также необходимость учета законных интересов не только узкой группы ведущих государств, но и всех членов мирового сообщества. Модель кооперативной безопасности, ставшая популярной с середины 1990-х годов, сочетает в себе, по мнению ее сторонников, лучшие стороны двух предыдущих. С одной стороны, она признает многомерный характер международной безопасности, а с другой – устанавливает определенную иерархию приоритетов и нацеливает международных факторов на решение первоочередных задач.
Еще один новый фактор, значение которого для внешней политики государств и нормального функционирования всей системы международных отношений будет неуклонно возрастать, имеет в своей основе концепцию устойчивого развития, принятую Конференцией ООН. Если в предыдущие исторические эпохи человечество было озабочено, прежде всего, тем, как обрести могущество в противоборстве с природой, то теперь, обладая возможностями преобразовывать биосферу и влиять на развитие многих форм жизни на планете, самое время заняться поисками согласия с самим собой, изменить политические и социальные стереотипы, реализация которых подрывает естественные основы цивилизации, ставит под угрозу выживание человечества.
Проявлением глобализации является также «усреднение» образов жизни: люди в разных странах пользуются одними и теми же техническими устройствами, смотрят одни и те же фильмы, слушают одну и ту же музыку. Этот процесс, формирующий единую историю единого человечества, начался задолго до XX века и вряд ли завершится в веке нынешнем.
Таким образом, глобализация – не благотворительность, а естественно– исторический процесс. Она, понимается как интернационализация жизни на нашей планете, движется вперед, преодолевая одни противоречия и порождая новые, ломая сопротивление одних социальных групп и выводя им на смену другие.
Институализация международных отношений
Международные отношения имеют свою специфику. Во-первых, то, что международная жизнь децентрализована, а точнее полицентрична, т.е. не имеет единого центра и состоит из множества более или менее равноправных центров принятия решений. Основную роль здесь играют договоренности на компромиссной основе. Благодаря этому часто бывает, что даже могущественные государства не в состоянии навязать свою волю небольшому суверенному государству. Во-вторых, международные отношения в значительной мере носят стихийный характер, так как их практически невозможно спланировать. Субъектов международных отношений много и у каждого имеются свои особые интересы и желания. Именно в международных делах в наибольшей степени проявляется эгоизм участников. Это подтверждают знаменитые слова английского политика, что «у Англии нет постоянных врагов и постоянных друзей, а есть только постоянные интересы».
Развитие общества, совершенствование коммуникаций и средств массовой информации стало постепенно обнажать неприглядность и аморальность эгоистических устремлений субъектов международных отношений. Отменить эти устремления невозможно, но приглушить, закамуфлировать их стало делом престижа и искусства для политиков всех стран. Они пришли к необходимости соблюдать во взаимоотношениях какой-нибудь общий устраивающий всех, или, по крайней мере, большинство стран, принцип. Еще в Х1Х веке юрист-международник Ф. Мартенс назвал этот принцип «руководящей идеей» и по мере ее изменения определил этапы развития международных отношений. Каждому этапу соответствовала, или была определяющей как принцип определенная «руководящая идея».
Первый этап международных отношений начался с незапамятных времен и характеризовался разобщенностью народов и государств. Руководящей идеей тогда была убежденность в господстве физической силы, чтобы обеспечить мир и спокойствие, возможно только лишь военной мощью. В этих условиях и родилось знаменитое изречение: «Si Vis pacem – para belluv!» (если хочешь мира – готовься к войне).
Второй этап международных отношений начался после окончания 30-летней войны в Европе. Вестфальский мирный договор 1648 года зафиксировал как ценность права на суверенитет, который признавался даже за маленькими королевствами раздробленной Германии. Этому этапу характерно было то, что европейские страны придерживались идеи политического равновесия, которые стремились обеспечить дипломатическими и силовыми мерами.
Третий этап, наступивший после разгрома революционной Франции. Венский конгресс победителей утвердил принцип «легитимизма», т.е. законности, но с точки зрения интересов монархов европейских стран. Национальные интересы монархических авторитарных режимов стали основной «руководящей идеей» международных отношений, которая со временем перекочевала и во все буржуазные страны Европы. На этом этапе наблюдается стремление субъектов международной системы максимально обезопасить себя путем получения больших возможностей, лучших позиций. С этой целью образуются мощные союзы: «Священный союз», «Антанта», «Тройственный союз», «Антикоминтерновский пакт» и др. Между союзами возникают войны, в том числе и две мировые.
Современные политологи выделяют еще и четвертый этап международных отношений, который стал постепенно формироваться после 1945 года. Его еще называют современным этапом международных отношений, в котором призвана господствовать «руководящая идея» в виде международного права, мирового законодательства. Дело в том, что на этом этапе международной жизни активными ее участниками, наряду с государствами, выступают и негосударственные институты, т.е. суверенные и несуверенные субъекты: организации, ТНК, Лиги, союзы, движения и др. Очень важной тенденцией современного этапа развития является интернационализация всех сторон жизни мирового сообщества. Сюда входит практика международных инвестиций, кооперирование производства и кредитно-финансовых связей между странами. А если учесть еще и то, что в наше время появились и катастрофически растут глобальные, общечеловеческие проблемы, грозящие жизни на земле, то, очевидно, что во всей остроте возникла необходимость регулирования международных отношений или другими словами институализация международных отношений. Под институализацией здесь понимается создание во всех сферах мирового сообщества различных институтов в виде организаций, взаимоприемлемых норм и принципов, статусов и процедур, предназначенных играть роль мировых инструментов для стабилизации международных отношений и их успешного функционирования. Современная институализация международной жизни проявляется через две формы правовых отношений: посредством универсальных организаций и на основе норм и принципов международного права.
Универсальные организации субъектов международных отношений. Наиболее универсальной и авторитетной мировой организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 году. Среди государств учредительниц этой выдающейся организации была БССР, как страна, особенно сильно пострадавшая во в торой мировой войне. Государства, члены ООН, а это 187 стран, приняли на себя обязательства соблюдать принципы взаимоотношений, определенных уставом этой организации. В случае же нарушения принятых обязательств ООН может ради мира и справедливости принять к агрессору санкции, вплоть до вооруженной силы.
4. Особенности современной внешнеполитической стратегии России .
В поисках своего места в международной политике, которое бы соответствовало её возможностям, её традициям, России придется учитывать как реальности нынешнего моноцентризма при гегемонии США, так и вероятные перспективы формирования полицентризма в мировом геополитическом пространстве и изменяющихся международных отношениях.
Современной России следует избегать негативных аспектов формирования нового мирового порядка, следует научиться использовать благоприятные факторы.
Сегодня Россия имеет значительные возможности для ведения активной внешней политики. Она сохраняет за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самую большую территорию со значительными природными богатствами, образованное население.
Можно сказать, что внешняя политика России находится в стадии становления.
Но уже сегодня можно выделить основные черты этой политики:
1. Россия отвергает всякую войну, применение военной силы как средство достижения политических, экономических и других внешних целей.
2. Краеугольным камнем нашей внешней политики стало положение о том, что Россия ни к одному государству не относится как к своему противнику.
3. Заявлено, что Россия будет защищать не идеологию, а свои жизненно важные интересы.
4. Внешняя политика должна быть взаимовыгодной.
Всё больше людей в России осознают, что сохранение суверенитета, целостности и единства России выступает в качестве её главного национального интереса. И, исходя из этого, складываются основные направления внешней политики Российского государства.
Важная задача внешней политики России – установление доверительных отношений со странами Запада.
В решении задач консолидации мирового сообщества важное место занимает Европа. Для стран Западной Европы Россия и в ближайшие годы будет поставлять нефть, газ, химические продукты, пиломатериалы и другое сырьё. Но Россия является также крупнейшей азиатской державой, и для стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии Россия может стать партнёром именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры и образования.
Уникальное географическое положение России должно быть также использовано к её экономической и политической выгоде. Через Россию идут самые удобные пути, соединяющие страны Западной Европы и Тихоокеанского региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звена между Западом и Востоком.
Внешняя политика в настоящее время должна быть сориентирована на то, чтобы избежать изоляции, включиться в мировое сообщество в качестве суверенной, уважающей себя державы. Россия должна занять достойное место в системе международных отношений, основанных на равенстве сторон, взаимном уважении, взаимовыгодном сотрудничестве. Внешнеполитической стала проблема защиты прав 25 млн. этнических русских, оказавшихся против своей воли иммигрантами в новых суверенных государствах.
Однако самыми важными условиями обретения достойного статуса в международных отношениях являются укрепление целостности Российской Федерации, а также развитие собственного экономического потенциала. Лишь при выполнении этих условий возможно решение труднейшей задачи — превращения России из униженного и завистливого наблюдателя в самодостаточный и свободный субъект международных отношений.
Заключение
Любой сценарий мирового развития в ХХI веке предполагает расширение и углубление межнациональных связей, интенсификацию международной политики. А это означает повышение значимости для человечества политической науки. Если на протяжении многих веков и даже тысячелетий мирового процесс складывался стихийно и теоретические разработки мало влияли на реальную политику, то в наши дни воздействие науки на международные отношения неуклонно растет.
Список использованной литературы
1. Дипломатический словарь. М., 1989. Т. 1-3
2. Бовин А. Ведущие тенденции развития международных отношений // Международная жизнь.- 2004.-№4-5
3. Зарубежные страны. Выпуск 1: 1998-2003 гг. / Авт.-сост. Бердичевский Л. М.-Запорожье: Премьер, 2003.- 624с.
4. Косолапов Н. Глобализация: территориально-пространственный аспект // МЭИМО.-2005.-№6
5. Мартынов Б. Ф. Международные отношения и безопасность в эпоху глобализации // Латинская Америка.-2001.-№7
6. Сергунин А. А. Международная безопасность: новые подходы и концепты // Полис.- 2005.-№6
7. Хозин Г. Какими быть международным отношениям в XXI веке? // Международная жизнь.- 2002.-№2