Модель развития группы
СОДЕРЖАНИЕ: – это уникальный инструмент, с помощью которого можно предугадывать, управлять, направлять группу людей, а также решать внутригрупповые проблемы.– это уникальный инструмент, с помощью которого можно предугадывать, управлять, направлять группу людей, а также решать внутригрупповые проблемы.
На основе эмпирических данных, совмещенных с теорией, ученые пришли к мысли, что поведение людей в группе с новыми людьми, а также и в старой команде, но под воздействием новых заданий и взаимодействий, имеет общую тенденцию, которая и была воплощена в данной модели.
Стоит остановиться на утверждении того факта, что каждый коллектив людей в каждой конкретной практической ситуации – это уникальность. Поэтому не стоит рассматривать эту модель как жесткую структуру. Основная идея этой модели – это гибкость. А именно то, что в ней присутствуют все возможные этапы развития отношений в группе в наиболее распространенном порядке. Но не стоит забывать того, что каждый коллектив людей будет идти в этой модели по своему уникальному пути. На практике некоторые стадии могут не проявиться, или быть повторены несколько раз.
Умение человека, работающего с группой, как раз и состоит в том, чтобы на основе знания этой модели распознать, на какой стадии находится в данный момент группа, и оказать посильную помощь для достижения командой единой цели при минимуме потерь, то есть наиболее оптимальным образом.
Также стоит помнить и то, что новый виток (цикл) этой модели начинается не только тогда, когда образуется новая группа, но и тогда, когда уже сложившийся коллектив получает новое задание для выполнения.
Ориентация
· Готовность к работе и радужные ожидания
· Изучение ситуации и действующих лиц
· Чувство зависимости от авторитетов и иерархии
· Потребность найти свое место
Разочарование
· Несоответствие надежд и реальности
· Недовольство авторитетами
· Недовольство целями, задачами и планом действий
· Чувство некомпетентности
· Споры за власть и внимание
Согласие
· Сглаживание разницы между ожиданиями и действительностью
· Разрешение противоречий
· Достижение гармонии, доверия, уважения, уверенности и поддержки
· Разделение ответственности
Работа
· Радость от участия в работе группы
· Совместная взаимозависимая работа
· Чувство силы команды
· Роль лидера переходит от одного участника к другому в зависимости от необходимости
· Настрой на успех
· Высококачественная работа
Завершение
· Признательность к участникам группы
· Резкий подъем или спад настроения
· Гордость за достижения
· Чувство близости к членам группы