Московский государственный музей Сергея Александровича Есенина
СОДЕРЖАНИЕ: Музей передан в дар городу Москве племянницей поэта Светланой Петровной Есениной, художником-дизайнером Аветом Александровичем Тавризовым и филологом Светланой Николаевной Шетраковой. Открыт в 1995 году к 100-летию со дня рождения С. А. Есенина.Большой Строченовский пер., 24, стр. 2, метро «Серпуховская», далее пешком по Стремянному переулку до пересечения с Большим Строченовским переулком и направо
Музей передан в дар городу Москве племянницей поэта Светланой Петровной Есениной, художником-дизайнером Аветом Александровичем Тавризовым и филологом Светланой Николаевной Шетраковой. Открыт в 1995 году к 100-летию со дня рождения С. А. Есенина. Директором музея стала Светлана Николаевна Шетракова, главным хранителем — Светлана Петровна Есенина. В мае 1996 года музей получил статус государственного. Материалы для музея собраны из разных архивов страны и из-за рубежа. Небольшой по площади музей отражает весь творческий путь поэта. ергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября — по новому стилю) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье Александра Никитича Есенина (1873-1931 гг.) и Татьяны Фёдоровны Есениной (урождённой Титовой) (1875-1955 гг.). В музее представлены: фотографии отца и матери 1905 и 1910 гг., фото родителей на фоне дома в Константинове в 1914-1916 гг.; письма поэта родителям; автограф стихотворения «Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать» и др.
Сергей был первым сыном в семье, позже родились его сёстры — Екатерина и Александра.
Напротив дома находилась церковь Казанской иконы Божией Матери, где крестили поэта.
В музее можно увидеть фото этой церкви начала XX века, какой она была при жизни Есенина.
Детство Сергей провёл среди природы среднерусской полосы, к этому периоду относятся его первые литературные опыты. «Стихи начал слагать рано, лет девяти ещё в Константиново... но сознательное творчество отношу к 16-17 годам», — писал он в «Автобиографии».
Константиновское земское четырёхгодичное училище Есенин закончил с похвальным листом «За весьма хорошие успехи и отличное поведение». Этот Похвальный лист можно увидеть на стенде в выставочной комнате музея.
С 1909 по 1912 гг. Есенин продолжил обучение в учительской школе в Спас-Клепиках, после окончания которой уехал в Москву на постоянное место жительства.
В музее представлены фотографии учителей Есенина в Константиновском земском училище — Лидии Ивановны и Ивана Матвеевича Власовых и учителей Спас-Клепиковской школы — Виктора Алексеевича и Александры Петровны Гусевых.
А также свидетельство об окончании Есениным второклассной учительской Спас-Клепиковской школы.
В 1912 году юный Сергей Есенин приехал из родных рязанских мест в Москву к отцу, который проживал по адресу: Большой Строченовский пер., 24. Именно этот дом стал его единственным официальным адресом в Москве, где поэт жил и был прописан с 1912 по 1918 годы. Отец Сергея Есенина долгие годы жил в квартире №6. Дом, на первом этаже которого расположен музей, построен в 1891 году по проекту архитектора М. В. Медведева.
Он был одним из четырёх домов принадлежавших в начале XIX века хозяину торговых лавок, купцу Крылову, и использовавшихся для проживания его работников.
Он около 30 лет работал старшим приказчиком в мясной лавке у купца Н. В. Крылова и надеялся, что сын продолжит его дело. Около года Есенин работал приказчиком в мясной лавке. Но эта работа была не по душе поэту, а отец не понимал его стремлений. Через год он покинул эту квартиру, хотя она считается официальным местом проживания С. Есенина до 1918 года. При входе в дом, посетителей встречает обилие цветов и зелени рязанского разнотравья и шероховатый забор Замоскворечья, как будто юный поэт только что приехал к отцу, и мы вот-вот познакомимся с ним.
А строки в золотой раме приглашают нас окунуться в неразгаданную тайну бессмертного поэтического творчества:
Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз.
И душа моя — поле безбрежное — Дышит запахом мёда и роз.
Центром мемориальной части экспозиции является мемориальная комната, в которой жил поэт.
Через стеклянную стену, как бы сквозь витрину, посетитель видит часть общежития для приказчиков — комнату №6. Перед нами обстановка комнаты: кровать, стол, комод, сундук, букетик полевых цветов, как бы привезённый из рязанской области, книги поэта, его гармонь.
Обстановка комнаты условна, так как воспоминаний очевидцев почти не сохранилось.
Но все предметы здесь начала XX века: лоскутное покрывало на жёсткой кровати, этажерка с книгами, гипсовый бюст Пушкина, обои с подлинным рисунком начала века.
На стенах комнаты в коллажах помещён материал, рассказывающий о детстве поэта.
Коллаж под старинными деревянными часами: фотографии родителей — Татьяны Фёдоровны и Александра Никитича Есениных, деда по матери Фёдора Андреевича Титова, в доме которого проходило детство поэта, фотографии Есенина среди односельчан, с сёстрами Катей и Шурой, фото священника константиновской церкви Ивана Яковлевича Смирнова, духовного наставника поэта.
Про отца Ивана Смирнова мать Есенина вспоминала: «Был у нас в селе праведный человек, отец Иван. Он мне и говорит: «Татьяна, твой сын отмечен Богом». Коллаж над этажеркой: фото отца, Сергей Есенин с отцом и дядей, фото учителя словесности Спас-Клепиковской школы Евгения Михайловича Хитрова, которому поэт подарил свой первый сборник стихов с благодарственной надписью, фото отца с матерью и сестрами, Сергей Есенин среди учеников Спас-Клепиковской второклассной учительской школы (1911 г.), фото школьного товарища Гриши Панфилова, фото М. П. Бальзамовой и А. А. Сардановская. На столе у окна — рукопись письма школьному товарищу Грише Панфилову. В красной углу мемориальной комнаты — Казанская икона Божией Матери. Это подлинная родовая икона семьи Есениных из Спас-Клепиково.
...Божница старая, Лампады кроткий свет.
Как хорошо, Что я сберёг те Все ощущенья детских лет.
За бытовыми вещами мы чувствуем, что здесь рождалась Поэзия, которая уходила из этого небольшого пространства и становилась достоянием Вечности.
На стенде, посвящённом первым годам жизни поэта в Москве, представлена переписка поэта этого периода.
В частности его письма Марие Бальзамовой.
Эта девушка была подругой Анны Сардановской, сестры друга поэта. В своей переписке Есенин называет её «милой Маней». Именно Мария Бальзамова (1896-1950 гг.) стала источником поэтического образа стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных...», написанного в 1916 году.
В марте 1913 года С. А. Есенин по рекомендации друзей поступает на службу в типографию «Товарищества И. Д. Сытина» подчитчиком корректора. В типографии он познакомился с корректором Анной Романовной Изрядновой (1891-1946 гг.), которая впоследствии стала гражданской женой поэта, и в декабре 1914 года у них родился сын Юрий. В журнале «Мирок», издаваемом Сытиным в январе 1914 года опубликовано стихотворение «Берёза» — первая ныне известная публикация поэта. На стенде справа в мемориальной комнате: фотография Есенина среди работников типографии Сытина 1914 г. (на переднем плане — А. Р. Изряднова); материалы об участии Есенина в литературно-музыкальном Суриковском кружке. Рядом материалы, рассказывающие о том, что в сентябре 1813 года Есенин поступает вольнослушателем на вечернее историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени Шанявского. Надо отметить, что с точки зрения музейного дизайна экспозиция необычна.
Заглавный стенд в экспозиционной комнате оформлен как складная икона-триптих.
Он говорит о значимости всего того, что связано с верой в жизни и творчестве поэта.
В центре её — портрет Есенина, написанный в 1915 году художником Владимиром Юнгером.
Сверху — первый сборник поэта «Радуница».
Вокруг портрета черновики Есенина, автографы стихотворений, из которых многие на библейскую тематику:
«Сыплет черёмуха снегом», «Гой ты Русь моя родная», «Я плакал на заре, когда померкли дали», «Ночь», «Звёзды», «Солнца луч золотой бросил искру свою», «Песня о собаке», «Не бродить, не мять в кустах багряных».
В левой части складня — первые положительные отклики на сборник «Радуница».
Справа — первые публикации Есенина в Москве в детских журналах «Мирок», «Проталинка».
Слева и справа витрину обрамляют четыре подлинные иконы: Рождество Христово и Апостол Симон (слева), Сошествие святого Духа и Апостол Иаков (справа). Между стендами в коридоре — икона Илья Пророк, чудом сохранившаяся в годы варварского отношения к религии, как бы напоминание о роли поэта-пророка.
Деревянная конструкция на потолке напоминает деревенские стропила сеновала, где поэт оставался наедине с собой и где к нему приходили первые поэтические строки.
Также её форма символизирует крест, который был дан поэту. Восходящее над крестом солнце не закатится, как не закатится память о Есенине.
Напротив мемориальной комнаты — зеркальная стена, которая не только расширяет пространство комнаты, но и говорит о том, что пространство поэзии Есенина безгранично.
Из зазеркалья с последней фотографии на нас смотрит поэт и как бы присутствует среди нас.
Стенд у двери в коридоре посвящён петербургскому периоду жизни и творчества поэта.
9 марта 1915 года Есенин приезжает в Петроград, который был в то время столицей культурной жизни страны.
Прямо с вокзала Есенин едет к Александру Блоку, не застав Блока дома, он оставляет записку.
Эту записку можно увидеть на Петроградском стенде:
«Александр Александрович.
Хотел бы поговорить с Вами.
Дело для меня очень важное.
Вы меня не знаете, и может быть где-то и встречали по журналам мою фамилию.
Хотел бы зайти часа в 4.
С почтением. С. Есенин».
Не смотря на то, что жаждущих встретиться с Блоком было не мало и Блок избегал таких встреч, на просьбу Есенина Блок откликнулся и в тот же день слушал стихи в исполнении автора. После этой встречи на записке Блок оставил свой комментарий: «Крестьянин. Рязанской губернии. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык. Приходил ко мне 9 марта 1915 года». Блок высоко оценил стихи Есенина, он же направил его к известным поэтам Городецкому и Н. А. Клюеву, а также к издателям. В 1915 году Есенин издаёт свой первый поэтический сборник «Радуница». Стихи поэта публикуются во многих петербургских журналах. На стенде — рукопись и публикация стихотворения «Русь» («..Я люблю тебя, родина кроткая»), которое было написано поэтом в Москве, а впервые опубликовано в Петербурге. В 1917 году в одной из редакций Есенин знакомится с Зинаидой Николаевной Райх (1894-1939 гг.), которая в 1917 году стала его официальной женой, и от этого брака у них было двое детей: Татьяна (1918-1992 гг.) и Константин (1920-1986 гг.).
Брак был непродолжительным.
О противоречиях между поэтом и его возлюбленной можно прочитать в стихотворении Есенина «Письмо к женщине»:
Вы помните, Вы всё, конечно, помните, Как я стоял, приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое в лицо бросали мне.
Зинаида Николаевна Райх, несмотря на то, что их брак через три года был расторгнут, а она стала женой В. Э. Мейерхольда, любила и всегда помнила Есенина.
На похоронах поэта в Москве в декабре 1925 года она от горя не могла сдержать своих чувств.
З. Н. Райх трагически погибла в 1939 году — она была зверски убита 20 июня 1939 года в своей московской квартире в Брюсовом переулке.
Похоронена на Ваганьковском кладбище.
В 1916 году Сергей Есенин был призван на военную службу и служил санитаром при Царскосельском санитарном поезде №143. В одном лазарете с ним сёстрами милосердия работали императрица Александра Фёдоровна и царские дочери.
Сергей Есенин и Николай Клюев выступали перед ними в фольклорных нарядах, а после были приглашены в Москву к сестре императрицы великой княгине Елизавете Фёдоровне.
В январе 1916 года Есенин выступал с Клюевым в Марфо-Мариинской обители в лазарете и в доме великой княгини Елизаветы Фёдоровны, основательницы обители.
На стеклянной витрине — экспозиция, посвящённая революции 1917 года в жизни поэта, которая застала Есенина в Москве.
В центре публикации поэта того периода: газета «Знамя труда» (№174 от 7 апреля 1918 года), журнал «Октябрь» (№7-10 за 1917 год) и др. Весной 1918 года Есенин читал стихи рабочим Пресни на выставке работ скульптора С. Т. Коненкова.
В 1921 году скульптор создал из дерева бюст Есенина (фото сверху справа).
Рядом автограф стихотворения «Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать!»
Под ним — заявление в Профессиональный союз писателей, поданное Есениным в 1918 году.
В Профессиональный союз писателей (размещался по адресу Крестовоздвиженский переулок, 2, квартира 18) С. А. Есенин был принят 17 декабря 1918 года и состоял там до конца жизни. Сверху слева — кадр запечатлевший поэта с единственной киносъёмки на открытии памятника поэту А. В. Кольцову 3 ноября 1918 года. Памятник находился на Площади Революции, возле стены Китай-города. На открытии памятника после речи председателя Моссовета Л. Б. Каменева Есенин прочёл стихотворение «О Русь, взмахни крылами...», написанное в 1917 году.
Следующий стенд посвящён периоду сотрудничества поэта с имажинистами и написанию цикла «Москва кабацкая», связанному с Москвой. С 1919 года С. А. Есенин возглавляет литературное направление «Имажинизм».
Декларация имажинистов была опубликована в апреле 1918 года во втором номере воронежского журнала «Сирена», который можно увидеть в экспозиции.
На стенде — обложки сборников имажинистов: «Звёздный бык», «Плавильня слов», «Имажинисты», — в которых вместе с Есениным печатались Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев; автограф стихотворения «Я последний поэт деревни» с посвящением А. Мариенгофу.
«Ассоциация вольнодумцев», основанная Есениным и имажинистами открыла в конце 1919 года клуб-кафе «Стойло Пегаса» (Тверская ул., 37). Здесь собирались почитатели творчества поэта, многие из них становились его друзьями.
Здесь в ноябре 1920 года Сергей Есенин познакомился с Галиной Бениславской.
Галина Артуровна Бениславская (1897-1926 гг.) — одна из поклонниц поэта, став его близким другом, взяла на себя обязанности личного секретаря, заботилась о сёстрах поэта, о его благополучии. В 1923 году вступила в гражданский брак с Есениным. Бениславская пронесла любовь к поэту до конца жизнии и не пережила его трагической гибели.
3 декабря 1926 года в годовщину смерти Есенина она покончила жизнь самоубийством на его могиле, оставив предсмертную записку со словами: «В этой могиле осталось для меня самое дорогое», в которой просила её похоронить рядом с поэтом, что и было выполнено. В экспозиции — фотография Г. А. Бениславской и письма Есенина к ней. Следующая витрина посвящена пребыванию Есенина за границей. В центре — рисунок с портрета Есенина художника Бориса Григорьева на фоне русского сельского пейзажа.
Над портретом автограф стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу». Слева обращает на себя внимание обилие снимков Есенина с Айседорой Дункан.
Американская танцовщица Айседора Дункан впервые посетила Россию в 1921 году.
А. Дункан родилась 26 мая 1877 года в Сан-Франциско. Любовь к танцам и музыке проявилась у Айседоры с раннего детства. Искусство танца принесло ей всемирную славу. Она создала новый стиль в танце, возрождая прекрасное искусство античного мира.
Целью танца Дункан было создание гармонии духа и тела, способность через движение выразить чувства, присущие каждому человеку. В разных странах мира она создавала школы-студии, в которых обучала девочек искусству своего танца.
В Москве Дункан открыла школу-студию танца в бывшем особняке русской балерины А. Балашовой (Пречистенка ул., 20). В студии московского художника Георгия Богдановича Якулова (Большая Садовая ул, 10, квартира 38) 3 октября 1921 года Дункан познакомилась с Есениным.
2 мая 1922 года Сергей и Айседора зарегистрировали брак в ЗАГСЕ Хамовнического района Москвы (Малый Успенский переулок, 3), после чего они отправились в мировое турне по Европе и Америке. За границей поэт продолжает создавать поэтические шедевры, которые будут опубликованы в России после возвращения Есенина на Родину. В витрине — заграничный паспорт поэта с сургучной печатью, книги, вышедшие в период пребывания его за границей, письма из Венеции и Парижа, которые поэт посылал близким на родину. В августе 1923 года Сергей Есенин вернулся из зарубежной поездки в Россию.
Самым ярким впечатлением для Есенина стала встреча с Августой Леонидовной Миклашевской (1891-1977 гг.).
Сергей сразу попал под очарование этой женщины, и вскоре поэт создаёт цикл «Любовь хулигана», посвящённый А. Л. Миклашевской. Это единственная женщина, которой Есенин посвящает сразу 7 стихотворений, полных истинного преклонения и искреннего чувства. Во время экскурсии мы слышим голос Сергея Есенина, читающего отрывок из «Исповеди хулигана».
На стенде представлен автограф стихотворения «Пускай ты выпита другим» из цикла «Любовь хулигана».
В 1924 году Есенин вновь покидает Россию.
Теперь его привлекает Восток.
Есенин мечтал посетить восточные страны, но эта поездка так и не состоялась.
Иллюзию Персии он ощутил на старой ханской даче в посёлке Маркаяны, гда начал работу над циклом стихотворений «Персидские мотивы». Эти стихи наполнены атмосферой воображаемого Востока через реальные встречи с Кавказом и прекрасными людьми его населяющими. Образ прекрасной персиянки Шагане проходящий через цикл стихотворений, помогает поэту выразить свои чувства и думы о самом сокровенном. Последний стенд у окна посвящён последним годам жизни поэта (1923-1925 гг), его последнему творческому взлёту. В центре витрины триптиха помещён рисунок Юрия Анненкова 1923 года. Слева и справа фотографии Есенина 1925 года (одни из последних фотографий поэта).
Под портретом — С. А. Есенин с матерью за самоваром в квартире Г. А. Бениславской. Фото 1925 года.
В последние годы жизни Есенин был полон сил и желания работать. Он пишет множество стихотворений и поэт, которые считаются шедеврами лирики поэта.
В это время Есенин уже поэт, признанный всеми, его стихи постоянно публикуются в разных изданиях.
В витрине — автографы стихотворений:
«Отговорила роща золотая», «Письмо матери», «Цветы мне говорят прощай», «К Пушкину», рукописи и первые публикации поэмы «Анна Снегина», а также фотографии поэта с виднейшими писателями того времени — Клюевым, Ивановым и др. Творческие выступления поэта проходили во многих городах страны. В эти годы Сергей Есенин продолжает много путешествовать. Поэт приезжает на Кавказ вместе с Софьей Андреевной Толстой (1900-1957 гг.) — внучкой Льва Николаевича Толстого, последней женой Есенина.
На Кавказе поэт, находясь на высоком творческом подъёме, начал писать лиро-эпическую поэму «Анна Снегина».
На фотографии 1925 года: Сергей Есенин с женой С. А. Толстой-Есениной, сёстры Есенина, В. Ф. Наседкин, А. М. Сахаров. В сентябре 1925 года С. А. Есенин возвращается в Москву, много общается с друзьями, посещает Надежду Давыдовну Вольпин, мать его последнего сына Александра Сергеевича Вольпина-Есенина (родился в 1924 году).
В июне 1925 года он поселился вместе с сёстрами на квартире С. А. Толстой (Троицкий пер., 3, квартира 8).
Это последняя квартира Есенина в Москве.
Отсюда 23 декабря он выехал в Ленинград, где трагически скончался в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер». Перед смертью 27 декабря он написал своё последнее стихотворение:
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, — В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.
31 декабря 1925 года состоялись похороны С. А. Есенина. На ограде «Дома Печати», где проходило прощание, висел огромный транспарант:
«Тело великого русского национального поэта покоится здесь». Траурный кортеж от «Дома Печати» двинулся к памятнику А. С. Пушкина. Гроб поэта трижды обнесли вокруг памятника. Потом процессия направилась на Ваганьковское кладбище. Пройдя во вторую комнату музея посетитель невольно останавливается перед стендом, посвящённом гибели поэта.
Здесь представлены фотографии этих трагических дней: гостиница «Англетер», комната №5 до трагедии; посмертные фото С. А. Есенина 18 декабря 1925 года; прощание с поэтом в Доме Печати 31 декабря 1925 года; вынос гроба после прощания из Дома Печати (кадры из кинохроники); траурный митинг у памятника Пушкину;
Татьяна Фёдоровна Есенина у могилы сына (начало 1950-х гг.) и др. Второй зал музея Есенина оформлен в бело-сине-красных тонах. В одном из зеркал зала — буква «Р» в терновом венце, символизирующая Россию, которую поэт бесконечно любил и воспевал:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою»
А на противоположной стороне — «Е» (Есенин) — в лавровом венце. Это символ того, что поэт проходит «через тернии к звёздам», что духовность вечна, что слово поэта бессмертно. В этом зале можно посмотреть редкие кадры кинохроники, запечатлевшие выступление Сергея Есенина на открытии памятника Кольцову. Здесь проходят вечера, посвящённые творчеству поэта, выступают музыканты, актёры.
Проект экстерьерной экспозиции «Есенинский домик» — макет того, каким предстанет перед нами музей Есенина в скором будущем. Тематическая экскурсионная программа музея С. А. Есенина рассчитана на разные категории посетителей, включая экскурсии на иностранных языках. В настоящее время в одном из экспозиционных залов музея в Большом Строченовском пер., 24, стр. 2 можно познакомиться с материалами передвижных выставок:
«Тот образ во мне не угас...» (Женщина-Муза в творчестве Есенина), «До свиданья, друг мой, до свиданья...» (Бессмертие творчества Поэта). Экскурсии по музею сопровождаются аудио и видеопрограммами с демонстрацией редкой кинохроники начала XX века и кинокадров, запечатлевших поэта.
При подготовке статьи использовались материалы, любезно предоставленные музеем: карта «Москва Сергея Есенина. 1911-1925 гг.» В. С. Баранов. 1997 г.; буклет «Московский государственный музей С. А. Есенина» (автор С. Н. Шетракова); а также — фрагменты аудиоэкскурсии по музею С. А. Есенина. Московский государственный музей С. А. Есенина Где находится (адрес) 115054, Москва, Большой Строченовский пер., 24, стр. 2 Ближайшие станции метро метро «Серпуховская», метро «Павелецкая»
Как проехать или пройти от ближайших станций метро От метро «Серпуховская» путь до музея более короткий и простой — выйти из метро, далее пешком по Стремянному переулку до пересечения с Большим Строченовским переулком, повернуть направо, и через метров 50 увидим проходную на территорию музея. Дни и часы работы музея (Часы работы экспозиции музея) В «зимний период» (с 1 октября по 30 марта) музей работает: вторник-пятница — с 11.00 до 18.00, суббота — с 13.00 до 20.00.
Выходные дни: воскресенье, понедельник.
В «летний период» (с 1 апреля по 30 сентября) музей ждёт Вас: вторник, четверг, пятница, суббота — с 11.00 до 18.00, среда — с 14.00 до 21.00.
Выходные дни: воскресенье, понедельник.
Касса прекращает работу за 1 час до закрытия музея. Последний вторник каждого месяца — санитарный день.
Льготы, скидки Для многодетных семей и лиц, не достигших 18 лет — бесплатное посещение в первую пятницу каждого месяца.
Список литературы