Музыкальное искусство Византии
СОДЕРЖАНИЕ: В основе музыкального искусства Византии лежали многообразные по этническому составу и культурному уровню элементы: позднегреческие, римские, сирийские, славянские (болгарские, древнерусские), армянские и грузинские.Каранькова Ю.Н.
Символическим началом Византии считается год основания Константинополя (330 г.), с падением которого в 1453 г. империя прекратила свое существование. Византия сохраняла многие традиции античной государственности и культуры, позволяющие выделить ее в особую цивилизацию, современную, но не идентичную средневековой западноевропейской. В Византии христианская вера совмещалась с имперской идеологией «Священной державы», восходившей к идеям римской государственности.
В основе музыкального искусства Византии лежали многообразные по этническому составу и культурному уровню элементы: позднегреческие, римские, сирийские, славянские (болгарские, древнерусские), армянские и грузинские. Это обусловлено сложностью этнического состава населения и отсутствием единого языка (знать говорила на греческом языке, крестьяне – на сирийском, многочисленные славянские поселенцы – на славянском).
Основой византийской культуры являлась местная народная, преимущественно сирийская музыкально-поэтическая культура. На сирийском языке исполнялись гимны, широко популярные в народном творчестве. Выдающийся автор в области гимнотворчества – Ефрем Сирин (4 в.).
В основе византийской культовой музыки также лежал гимн, пришедший из народной культуры. Византийскому гимну свойственна большая пышность мелизматики по сравнению с римской псалмодией. Это соответствовало этикету, царившему в дворцовом обиходе византийских царей и роскоши византийского богослужения. С 4 в. получили распространение тропари (разновидность гимнов). Расцвет гимнотворчества в византийском церковном пении относится к 6-7 в. и связан, главным образом, с творчеством сирийца Романа Сладкопевца, писавшего на родном сирийском языке. До нас дошло 80 из 1000 написанных им гимнов – т.н. кондаков.
В 7-8 в. этот жанр был вытеснен каноном, кульминационный период в развитии которого, связан с деятельностью гимнографов Андрея Критского и византийского монаха Иоанна Дамаскина (675-749 гг.). Иоанн Дамаскин привёл в систему напевы православной церкви, установил т.н. осмогласие (система 8 гласов (ладов), применявшаяся в византийской и древнерусской церковной музыке. Обычно песнопение выдерживалось в одном из гласов. Аналогичное явление – средневековые лады).
С 10 в. получил распространение жанр стихиры. В конце 10 в. с принятием христианства по византийскому образцу византийские влияния проникают в древнерусское и болгарское церковное пение (наряду с письменностью и другими элементами культуры).
Новый подъём гимнического искусства в 12 - 13 вв. связан с деятельностью Иоанна Кукузеля (один из ведущих византийских композиторов II половины XII – начала XIII века, болгарин по происхождению). В его творчестве происходит слияние элементов народной болгарской музыки и церковного пения. Он также усовершенствовал средневековую византийскую нотацию («кукузелевы невмы»), создал ряд теоретических трактатов.
В 1453 г. Константинополь пал под натиском турок-османов. С его падением рухнула тысячелетняя твердыня восточного христианства и завершилась история государства Византия.