Налоговая система государства. Ее развитие и совершенствование в условиях современной России
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА 5 1.1 Понятие и элементы налоговой системы 5 1.2 Налоговое законодательство 7 1.3 Сущность и классификация налогов 9СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА 5
1.1 Понятие и элементы налоговой системы 5
1.2 Налоговое законодательство 7
1.3 Сущность и классификация налогов 9
2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
2.1 Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате 13
2.2 Налоговые правонарушения и налоговый контроль 16
2.3 Исторические аспекты развития налоговой системы 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Приложение 24
Введение.
Данная тема – «Налоговая система России» - сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надёжности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создаёт угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствует кризис неплатежей, падение объёмов производства, инфляция и другое.
Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не могут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.
Исходя из этого, целью данной работы является изучение и анализ множества актуальных и значимых тем.
Сюда входит налоговая система, а точнее ее элементы, функционирование и ее историческое развитие в Российской Федерации. Проводится изучение налогового законодательства, включающее Налоговый Кодекс Российской Федерации, законы и нормативно-правовые акты различных уровней государственной власти и основные направления совершенствования налогового законодательства.
Рассматривается подробная классификация налогов, позволяющая установить их сходство и различие и тем самым облегчить их изучение и практическое применение.
Также анализируется контроль государственных, налоговых и таможенных органов, а именно виды контроля, порядок его проведения, производство по делу о налоговых правонарушениях, способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, включающие залог имущества, поручительство, пени, приостановление операций по счетам в банке и арест имущества.
Трудно переоценить значимость такой работы, поскольку обеспечение наиболее полного соответствия налоговой системы принятым в обществе социально - экономическим приоритетам благоприятно отразится на общей ситуации в экономике.
1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА.
1.1 Понятие и элементы налоговой системы.
Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
К элементам налога относятся: налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, единица обложения, налоговые льготы, налоговая ставка, порядок исчисления, налоговый оклад, источник налога, налоговый период, порядок уплаты, срок уплаты налога.
Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Объектами налогообложения являются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Налоговая база служит для количественного измерения объекта налога. Таким образом, налоговая база – это количественная оценка объекта налогообложения.
Единица обложения – это единица измерения объекта налога. Необходима для получения налоговой базы. На практике используются денежные (рубли, экю) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.
Налоговые льготы – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.
Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Различают процентные и твердые ставки. Процентные (адвалорные) ставки установлены в процентах к налоговой базе. Твердые (специфические) ставки устанавливаются в рублях (или других стоимостных единицах измерения) на единицу обложения.
Исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, как правило, налогоплательщик самостоятельно, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, установленных законодательными актами. Обязанность по исчислению налога может быть возложена на налогового агента и в ряде случаев на налоговый орган.
Налоговым окладом называется величина, которую можно получить в результате умножения налоговой базы на налоговую ставку.
Источник налога – это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать. Например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.
Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год и др.
Срок уплаты налога – это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд. Он определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Порядок уплаты налога – это определенные приемы внесения суммы налога в соответствующий бюджет или во внебюджетный фонд. Он включает определение направления платежа, средства уплаты налогов, механизма платежа, субъекта налога и формы уплаты налога.
1.2 Налоговое законодательство.
Налоговое законодательство состоит из Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и принятых в соответствии с ним Федеральных законов, законов и иных нормативно-правовых актов Субъектов РФ и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.
НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, принципы налогообложения, виды налогов, основания возникновения, изменения и прекращения и порядок исполнения обязанности по уплате налогов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников, формы и методы контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений.
Важным элементом налоговых отношений является действие актов налогового законодательства во времени. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников налоговых отношений, обратной силы не имеют.
Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав участников налоговых отношений имеют обратную силу.
НК РФ состоит из двух частей: общая и особенная.
В общей части рассматриваются Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, система налогов и сборов в Российской Федерации, налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты, представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы и их ответственность, органы внутренних дел, объекты налогообложения, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа, требование об уплате налогов и сборов, Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, налоговая декларация и налоговый контроль, налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и ответственность за их совершение, обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.
В особенной части находиться информация о федеральных, региональных, местных налогах и специальных налоговых режимах. (см. Приложение).
1.3 Сущность и классификация налогов.
Классификация налогов – это систематизированная научно-обоснованная группировка налогов в соответствие с однородными признаками.
1. По уровню компетенции органов власти:
- федеральные (например, НДС, акцизы, налог на прибыль). Обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
- региональные (например, транспортный налог, налог на игорный бизнес). Обязательны к уплате на территории Субъекта РФ.
- местные (например, земельный налог). Обязательны к уплате на территории муниципального образования.
2. По способу изъятия:
- прямые. Окончательным их плательщиком является владелец обложенной собственности или обложенного имущества (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество, земельный налог).
- косвенные. Являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ, услуг (НДС, акциз).
3. По субъекту:
- взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль).
- взимаемые с физических лиц (НДФЛ).
- смешанные (НДС, акцизы, налог на имущество, земельный налог).
4. По способу обременения:
- раскладочные. Представляют собой разделенную в равных долях между плательщиками определенную сумму конкретных государственных расходов.
- количественные. При из взимании государство принимает во внимание налоговую способность налогоплательщика (практически все налоги в российской налоговой системе).
5. По целевой направленности:
- общие. Денежные средства, поступающие в бюджет в результате уплаты налогов, не связанных с каким-либо конкретным направлением их расходования (НДС, налог на прибыль).
- целевые. Предполагают расходование собранных в результате их взимания денежных средств лишь на строго определенные цели (социальное страхование, пенсионный фонд, медицинское страхование).
6. По принадлежности к бюджету определенного уровня:
- закрепленные. Систематически и полностью поступают в бюджет определенного уровня (НДС, налог на имущество физических лиц).
- регулирующие. Поступление от них распределяется между бюджетами различных уровней.
7. По порядку введения:
- общеобязательные. Налоги, действующие на территории РФ независимо от категорий по уровню компетенции органов власти, к которым они относятся (все федеральные, налог на имущество – из региональных, земельный налог – из местных).
- факультативные. Устанавливаются по решению органов власти субъектов или местного самоуправления.
8. По периодичности уплаты:
- регулярные (текущие). Уплачиваются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом или занятия каким-либо видом деятельности, приносящим доход (ежемесячные, ежеквартальные, годовые – налог на прибыль, НДС, НДФЛ, ЕСН, налог на имущество).
- разовые. Уплата налога связана с каким-либо событием (гос. пошлина).
- чрезвычайные. Вводятся при каких-либо чрезвычайных обстоятельствах.
9. По признаку соотношения между ставкой и налогом:
- пропорциональные. Сумма налога пропорциональна доходу (налог на прибыль, НДФЛ).
- прогрессивные. С ростом дохода увеличивается налоговая ставка (налог на имущество физических лиц).
- регрессивные. С ростом дохода уменьшается налоговая база (косвенные налоги практически все).
10. По объекту обложения налогом:
- имущественные (налог на имущество, транспортный налог).
- с доходов (налог на прибыль, НДФЛ);
- с выручки от реализации (акциз, НДС);
- платежи за природные ресурсы (земельный налог, НДПИ, плата за загрязнение окружающей среды, плата за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов);
- с фонда оплаты труда (ЕСН);
- со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера (гос. пошлина).
11 По способу обложения:
- кадастровые. Исчисление налога производиться исходя из включения объекта обложения в определенный реестр;
- декларационные. На налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленные сроки в налоговый орган официальное заявление о размере своих налоговых обязательств (данным методом уплачивается большинство налогов);
- у источника дохода. Момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода (автоматическое удержание - НДФЛ).
12 По способу отнесения налоговых сумм:
- относимые на себестоимость – транспортный налог, НДПИ, ЕСН, земельный налог;
- относимые на цены – НДС, акцизы;
- относимые на финансовый результат, уменьшающие налогооблагаемую прибыль – налог на имущество организаций;
- относимые на финансовый результат без уменьшения налогооблагаемой прибыли – плата за загрязнение окружающей среды сверх лимитов;
- относимые на чистую прибыль – налог на прибыль.
2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
2.1 Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и арестом имущества.
Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо. Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ, и которое не может быть предметом залога по другому договору. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества. Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.
В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.
Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленном законодательством о налогах дня уплаты налога.
Приостановление операций по счетам в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Решение о приостановлении операций принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и передается в банк. Приостановление действует с момента получение банком решения налогового органа и до отмены этого решения. Решение отменяется не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога. Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.
Арестом имущества признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Арест имущества может быть полным или частичным. Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичным арестом признается ограничение прав, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа, вынесшего данное решение, при прекращении обязанности по уплате, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.
2.2 Налоговые правонарушения и налоговый контроль.
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Существует два вида налогового контроля: учет организаций и физических лиц и налоговые проверки.
В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им имущества и транспортных средств. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет на основании заявления налогоплательщика в течение пяти дней со дня получения указанного заявления и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет. Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер налогоплательщика, который в дальнейшем указывает во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях.
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. Их целью является контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах. Должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов. При необходимости производят выемку документов.
Акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также предоставленные проверяемым лицом (его представителям) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока. Указанный срок может быть продлен, но не более, чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов. Неявка извещенного лица, в отношение которого проводилась проверка, как правило, не является препятствием.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо решение об отказе в привлечении к ответственности. Он вправе также принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение принятого решения. Обеспечительными мерами могут быть запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, приостановление операций по счетам в банке. По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры на банковскую гарантию, залог ценных бумаг, либо поручительство третьего лица.
По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат к привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение таких дел производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
2.3 Исторические аспекты развития налоговой системы.
В конце XVII – начале XVIII веков в европейских странах, в том числе и в России, стало формироваться административное государство с достаточно рациональной налоговой системой, состоящей из прямых и косвенных налогов. Именно в то время в качестве основного косвенного налога появился акциз.
В начале XIX века политические события в Европе, война с Наполеоном требовали постоянного напряжения финансовых ресурсов России. В 1809 г. расходы государственного бюджета в 2 раза превышали доходы. В это время была разработана программа финансовых преобразований, связанная с именем крупного государственного деятеля, ближайшего советника императора Александра I , Михаила Сперанского. Основные положения этой программы сводились к тому, что:
- расходы должны соответствовать доходам;
- расходы должны разделяться по ведомствам, по степени нужды в них.
К началу XX века в России доминировали уже прямые налоги (около 60% всех доходов). В 1900-1913 гг. в России происходят не только количественные изменения в структуре доходов, но и качественные. Налоговые и пошлинные льготы способствовали привлечению громадного иностранного капитала. К 1913 г. Россия стала одной из крупнейших держав мира и переживала расцвет.
Однако, уже в 1914 г. мирное развитие России прервалось, первая мировая война губительно сказалась на финансовом положении страны. Резко выросла бумажно-денежная эмиссия. Чтобы покрывать растущие военные расходы, необходимо было систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. Стремительно росли суммы займов как внутренних, так и внешних. Уменьшался золотой запас России, которым она вынуждена была обеспечивать внешние займы.
После февральской революции 1917 г. положение России еще более ухудшилось. Временное правительство Керенского не смогло справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Был найден уже проторенный путь – бумажно-денежная эмиссия.
После октябрьской революции 1917 г. основным источником доходов центральных органов Советской власти стала эмиссия бумажных денег.
Определенный этап в налаживании финансовой системы страны начался после провозглашения в 1921 г. новой экономической политики (далее НЭП), когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.
В дальнейшем после отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов перешли к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет. Таким образом, в 30-х годах прошлого столетия впервые в мировой практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики – экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной собственности на землю, недра и все средства производства.
После распада СССР и появления на месте бывших союзных республик новых суверенных государств стали разрушаться производственно-хозяйственные связи в некогда единых отраслевых комплексах. Это в свою очередь привело к повальному падению промышленного производства. Соответственно стали уменьшаться и доходы государства, которое лишилось прежней налаженной системы финансовых поступлений.
Таким образом, первые годы рыночных преобразований в России характеризуются значительным спадом производства, сокращением инвестиций, разладом финансовой системы, резким снижением уровня жизни подавляющей части населения.
Кардинальные изменения, происшедшие в политической и экономической жизни России в 1990 – 1991 гг. обусловили необходимость разработки и скорейшего введения отлаженной системы налогообложения, построенной на принципиально иных началах.
Самой сложной проблемой при разработке новой налоговой системы была необходимость, как минимум, сохранения сложившего ранее уровня доходов государства, поскольку нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда различных социальных программ.
Правительство России оказалось перед необходимостью решения проблемы выхода из сложившейся ситуации. Единственно правильным решением в то время было совершенствование налогового законодательства и налоговой системы России, и уже в 1996-1997 гг. были предприняты первые попытки принятия Налогового Кодекса РФ, которые, к сожалению, успехом не увенчались. В результате не оставалось иного выхода, как идти по пути все новых и новых заимствований – как внутренних, так и внешних, что в конечном итоге привело страну к новому финансовому кризису (дефолту 1998 г.)
В 1998 г. начался современный этап реформирования российской налоговой системы и был, наконец, предпринят необходимый шаг, ведущий к упрощению налоговой системы России и к созданию твердой правовой основы налоговых отношений. Была принята Первая часть Налогового Кодекса Российской Федерации, которая вступила в силу с 1 января 1999 г. После принятия этого документа в основном утратил силу Закон об основах налоговой системы, положения которого нашли отражение во вновь принятом документе. В то же время продолжали действовать многочисленные законы, регламентирующие исчисление и уплату отдельных налогов и сборов. В 2000 г. была принята Вторая часть Налогового Кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 2001 г. и призванная объединить все законодательные акты по отдельным налогам и сборам.
По мере ввода новых глав во Вторую часть Налогового Кодекса отменялись Законы, регламентирующие исчисление и уплату соответствующих налогов.
Сложная экономическая ситуация (кризис) не могла не отразиться на налоговых поступлениях в бюджет. В этой связи заслуживает пристального внимания региональный опыт в решении задач по реализации антикризисных мероприятий и в принятии мер по расширению налоговой базы региональных и местных налогов и увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Например, за 2009 год в бюджетную систему РФ поступило налогов и сборов и иных обязательных платежей в сумме 69,8 млрд. руб., что на 5,96 млрд. руб., или на 9%, больше, чем в 2008 году.
На изменение структуры повлияло снижение поступлений по налогу на прибыль на 53,2% к 2008 году (на 9,4 млрд.руб.).
На алмазодобывающую промышленность приходится 24,2% налоговых поступлений от предприятий (2008 год – 20,2%).
Сальдированный финансовый результат угледобывающих предприятий составил за 2009 год 2,6 млн. руб., или 11,7% уровня 2008 года.
Необходимо отметить рост поступлений по налогу на доходы физических лиц (на 1,5 млрд. руб., или 10,5%), который является основным источником формирования местных доходов бюджетов.
Поступление налога на имущество организаций за 2009 год, по сравнению с 2008 годом, увеличился на 71,8%, или на 2 011 млн. руб., и составило 4 813,4 млн. руб.
Поступления налога на имущество физических лиц в 2009 году возросли в 2 раза, поступления земельного налога в 1,6 раза. Одной из причин роста поступления налога на имущество физических лиц является увеличение инвентаризационной стоимости имущества. На формирование налоговой базы по земельному налогу повлияло увеличение кадастровой стоимости земли.
Заключение.
Налоги – необходимый элемент механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.
Именно в налоговой системе и налоговой политике заложены и возможности использования их в целях развития и совершенствования федеративных отношений, а также местного самоуправления, что относится к числу первостепенных задач, стоящих сегодня перед государством.
Налоговая система действует на всей территории России. Это единая налоговая система российского государства, что относится ко всем трем уровням платежей. Единство налоговой системы в России проявляется, во-первых, в том, что повсеместно действуют (или могут быть введены органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления) одни и те же виды налогов. Во – вторых, что единство отражает равенство прав по конкретизации налогообложения между субъектами Федерации, между органами местного самоуправления.
Необходимость единства налоговой системы в Российской Федерации вытекает из закрепленных в Конституции РФ гарантий единства экономического пространства, отнесения к ведению Российской Федерации вопросов финансового регулирования и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов – установление общих принципов налогообложения и сборов.
Хотя налоговая система достаточно хорошо сформирована на данном этапе развития, она еще нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Список использованной литературы.
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации
2. Бюджетный Кодекс Российской федерации
3. Бюджетная реформа: нерешенные вопросы налогового обеспечения финансовых потребностей субъектов Федерации и муниципальных образований // Российский экономический журнал. Пансков В. Г. 2005. №9-10.
4 .Государственные доходы России: их классификация, нынешнее состояние и движение. Безобразов В. Спб : 2005 – 263с.
5. Налоговая система. Умнова Н.Т. М.: Экономистъ, 2000, -413с.
6. Налоги и налогообложение: Аронов А.В., Кашин В.А. Учеб.пособие. – М.: Экономистъ, 2004, - 560с.
7. Налоги, налогообложения и налоговое законодательство / под ред. Е.Н. Евстигнеева. С-П.: 2001г.
8. Основы экономической теории: Кажуро Н.Я.. – Мн.: «ФУАинформ», 2001. -672с.
Приложение.
Главы второй части Налогового Кодекса Российской Федерации.
№ п/п | Наименование налога или сбора | Глава НК РФ |
Вид налога, сбора |
1 | НДС | 21 | Федеральный |
2 | Акцизы | 22 | Федеральный |
3 | НДФЛ | 23 | Федеральный |
4 | Единый социальный налог | 24 | Федеральный |
5 | Налог на прибыль | 25 | Федеральный |
6 | Сбор за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов | 25.1 | Федеральный |
7 | Водный налог | 25.2 | Федеральный |
8 | Государственная пошлина | 25.3 | Федеральный |
9 | Налог на добычу полезных ископаемых | 26 | Федеральный |
10 | Единый сельскохозяйственный налог | 26.1 | Спец. Нал. Реж. |
11 | Упрощенная система налогообложения | 26.2 | Спец. Нал. Реж. |
12 | Единый налог на вмененный доход | 26.3 | Спец. Нал. Реж. |
13 | Система налогообложения при соглашении о разделе продукции | 26.4 | Спец. Нал. Реж. |
14 | Транспортный налог | 28 | Региональный |
15 | Налог на игорный бизнес | 29 | Региональный |
16 | Налог на имущество организаций | 30 | Региональный |
17 | Земельный налог | 31 | Местный |
18 | Налог на имущество физических лиц | - | Местный |