Налоговая система РФ
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Основные принципы формирования налоговой системы 1.1 Законодательство о налогах и сборах Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, налоговому контролю и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.1. Основные принципы формирования налоговой системы
1.1 Законодательство о налогах и сборах
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, налоговому контролю и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговое законодательство РФ, состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах. Общая часть НК включает 7 разделов, 20 глав, 135 статей.
1.2 Основные принципы налогообложения
Налоговая система – это совокупность существующих элементов налогообложения юридических и физических лиц. Элементы налоговой системы Российской Федерации основываются на общих принципах налогообложения и сборов, регламентированных в ст. 1 НК:
1) Виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
2) Основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) Принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
4) Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) Формы и методы налогового контроля;
6) Ответственности за совершение налоговых правонарушений;
7) Порядок обжалования актов налоговых органов и действие (бездействие) и их должностных лиц.
1.3 Свойства налоговой системы
Рассматривая свойства налоговой системы, сформулированные еще Адамом Смитом – равномерность, определенность, простота и дешевизна. Налоговый кодекс уточнил и дополнил их.
В целях прекращения «налоготворчества на местах» (органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления) особое внимание стоит обратить на принцип «Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом или установленные в ином порядке, чем это определяет НК».
Впервые законодательно закреплен очень важный принцип, согласно которому «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика налогов)». Этот принцип освобождает налогоплательщика от доказательства своей невиновности.
1.4 Формирование доходов бюджетов различных уровней
К федеральным налогам относятся:
1) Налог на добавленную стоимость;
2) Акцизы;
3) Налог на доходы физических лиц;
4) Единый социальный налог;
5) Налог на прибыль организаций;
6) Налог на добычу полезных ископаемых;
7) Водный налог;
8) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) Государственная пошлина.
К региональным законам относятся:
1) Налог на имущество организаций;
2) Налог на игорный бизнес;
3) Транспортный налог;
Местные налоги:
1) Земельный налог;
2) Налог на имущество физических лиц.
Представительный органы власти, устанавливая региональный или местный налог, самостоятельно определяют налоговые льготы и налоговую ставку в пределах, установленных кодексом, а так же порядок, сроки уплаты налогов и формы отчетности. Региональные или местные налоги и (или) сборы устанавливаются только предусмотренные Налоговым кодексом.
2. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов
2.1 Объект налогообложения
1) Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.
2) Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ).
3) Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое таможенным Кодексом РФ.
4) Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
5) Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
2.2 Исполнение обязанности по уплате налога или сбора
1) Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом требования об уплате налога (ФЗ от 09.07.1999 №154-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ).
2) Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов денежными средствами – с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу местного органа самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.
3) Обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Иностранными организациями, а также физическими лицами не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренными федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154 – ФЗ).
4) Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
2.3. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов.
(в ред. Федерального закона от 02.11.2004 №127-ФЗ)
1. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
2. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно с законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом.
2.4. Налоговый период.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая к уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ).
2.5. Сроки уплаты налогов и сборов.
1. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
2. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает в порядке и на условиях, предусмотренным настоящим Кодексом.
3. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ).
4. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 введен Федеральным законом от 09.07.1999 №154-ФЗ).
3. Порядок проведения налогового контроля в РФ
3.1 Налоговый контроль
Налогоплательщик декларирует свои доходы в налоговой декларации. В целях налогового контроля налоговыми органами проводятся налоговые проверки, принимаются объяснения налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) (ФЗ от 09.07.1999 №154-ФЗ). Установлен перечень расходов, контролируемых налоговыми органами, и определен механизм налоговых проверок расходов налогоплательщиков.
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики полежат постановке на учет в налоговых органах. Соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а так же месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.
Кроме того, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, а так же в собственности которой находятся подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
3.2 Налоговые проверки
Налоговые органы проводят камеральные и выездные проверки. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).
Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика или проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. При этом повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа. По результатам выездной налоговой проверки должен быть составлен акт с указанием фактов налоговых правонарушений или отсутствием таковых, а также должны быть сделаны выводы и внесены предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений (гл. 13 ст. 88,89 НКРФ).
Оформление результатов выездной проверки, вынесения решения, подачи искового заявления о взыскании налоговой санкции, прохождения дел и исполнения решений о взыскании налоговых санкций в соответствии с гл. 14 НК РФ.
3.3 Условия налоговых правонарушений
Противоправное деяние может быть как действием, так и бездействием. За налоговые правонарушения несут ответственность организации и физические лица с 16 лет.
Привлечение налогоплательщика к ответственности не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налогов и сборов, а так же пени за просрочку платежа. Аналогичным образов привлечение налогового агента к ответственности не освобождает его от перечисления причитающихся налогов сборов и пени в бюджет. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу решением суда. Обязанность доказательства факта налогового правонарушения и виновности лица в его совершении возлагается на налоговый орган, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст. 106, 109–112 НК РФ).
3.4 Налоговые санкции
Налоговый кодекс существенно расширил перечень видов налоговых правонарушений по сравнению с ранее действующим законодательством, но ввел более мягкую форму ответственности за правонарушение. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов).
Мерой ответственности за совершение налоговых правонарушений являются налоговые санкции, устанавливаемые в виде денежных штрафов и предусмотренные гл. 16 НК РФ.
Виды налоговых правонарушений и размеры применяемых санкций:
· Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
· Уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
· Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
· Непредставление налоговой декларации;
· Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
· Неуплата и неполная уплата сумм налогов;
· Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
· Несоблюдение порядка владения, использования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
· Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
· Ответственность свидетеля;
· Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля;
· Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;
· Неправомерное несообщение сведений налоговому органу.
Использованная литература
1.Налоговый кодекс РФ части первая и вторая, официальный текст по состоянию на 25 января 2009 г.М.: Юрайт.
2.www.налог. ru