А. П. Иванова Стилистический анализ. Региональный аспект
СОДЕРЖАНИЕ: Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области архитектуры в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды»Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный университет»
А.П. Иванова
Стилистический анализ. Региональный аспект.
Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области архитектуры в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды»
Хабаровск
Издательство ТОГУ
2009
УДК 72. 035/.036 (510)
Рецензенты:
Иванова А. П.
Стилистический анализ. Региональный аспект: учебное пособие/ А. П. Иванова. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009 - 150 с.
ISBN 978-5-7389-0646-6
В данном учебном пособие впервые исследуется формирование - на протяжении полутора веков - региональной архитектуры в рамках эклектики по направлениям: русский стиль, барочно-ренессансные ретроспекции, готицизмы, сталинский эллинизм и дальневосточный классицизм в целом, включая архитектуру Харбина. Изучение данного учебного пособия поможет студентам овладеть навыками стилистического анализа. Для обеспечения доступности текста наряду с таблицами широко использованы схемы и рисунки.
Пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды», (курсы лекций историко-культурного регионоведения; истории архитектуры и градостроительства, истории советской архитектуры), а так же широкому кругу дальневосточников, не равнодушных к истории, культуре и судьбе своего Отечества.
УДК 72. 035/.036 (510)
ISBN 978-5-7389-0646-6
Тихоокеанский государственный университет, 2009
А. П. Иванова, 2009
Содержание
Введение
Глава I. Дореволюционная эклектика. 1856-1913 гг.
Краткая историко-социальная справка
Стилистические предпочтения основных заказчиков
I .1. Кирпичная эстетика
I.1.1. «Гарнизонная архитектура»
I .1.2. Кирпичный стиль
I .1.3. Стиль Порто-франко
I .1.4. Дальневосточные готицизмы
I .1.5. Межстилевые мутации в рамках кирпичной эклектики
I .2. Русский стиль
I.2.1. «Псевдорусский» стиль
I.2.2. Деревянная версия русского стиля
1.3. Ордерная архитектура
Глава II. 1936-56 гг. Сталинский эллинизм и другие версии тоталитарного классицизма.
Краткая историческая справка
II.1. Становление Большого стиля.
II.2. Особенности : декор
II. 3 Оккупационная архитектура Манчжоу Го и наследие культурной революции
Глава III. Новый историзм .1996 -2006 гг.
Краткая историческая справка
III.1. Поиски легитимности:
III.2. Харбин как русская культурная резервация
III.3. Символическое присвоение культурных ценностей западной цивилизации
Словарь терминов и понятий
Библиография
Приложение
Введение. Архитектура как социальный миф
Традиционная модель |
Постструктуралисткая модель |
Архитектура это: |
|
- идеальная среда, определяющая жизнь людей |
- текст, требующий дешифровки |
Архитектурные элементы это: |
|
- зримое воплощение принципа «Польза-Прочность - Красота» |
– знаковые системы, меняющие значение в зависимости от контекста. |
Постижение архитектуры |
|
- требует глубоких познаний в культурно-историческом наследии европейской цивилизации |
- каждый зритель волен наполнять наблюдаемый элемент собственным смыслом |
Функции архитектуры, способствующие |
|||
интеграции общества |
дезинтеграции общества |
||
Социальная интеграция |
- формирование общего культурного ландшафта, поддержание его единства и идентичности |
Эгалитарная |
Демонстрация классового неравенства. «Дворцовая» архитектура – один из наиболее провокационных факторов, разжигающих социальное недовольство |
Эстафета памяти |
- сохранение и воспроизводство культурных ценностей и передача их следующим поколения |
Герметичная |
Полистилистика и сложность дешифровки разрушают единое культурное поле: «Диалог сменяется серией никому не адресованных монологов» |
Культурный отбор – |
- выбраковка нежизнеспособных и маргинальных элементов |
Компрадорская |
Навязывание обществу и обслуживание чужих культурных ценностей |
Образцом для данного учебного пособия стал классический труд А. В. Иконникова «Историзм в архитектуре» [1].
О чем пойдет речь:
О дальневосточной «исторической» архитектуре, также называемой «эклектикой».
О чем не будет разговора:
О тоталитарном конструктивизме, позднесоветском модернизме, современном функционализм, дигитальной архитектуре, а так же о культовых постройках, принадлежащих православной конфессии[1] . Предлагаемое Вашему вниманию пособие не претендует на статус всеобъемлющего учебника дальневосточной архитектуры, задача автора скромнее - включить наш регион, обделенный вниманием А. В. Иконникова, во всероссийский архитектурный дискурс.
Хронологические рамки исследования ограничены второй половиной XIX – серединой XX вв.
Территориальные рамки исследования охватывают Амурскую область, Приморский и Хабаровский края в их современных границах, а так же г. Харбин (КНР).
Теоретическая база исследования
Работа строится на основе материалов, выявленных в архивных и музейных фондах2 или полученных в результате натурных обследований, обмеров и фотофиксации сохранившихся объектов.
Как пользоваться пособием:
На каждом развороте слева расположены таблицы и схемы, в которых максимально доступно излагаются основные тезисы параграфов, справа даются развернутые комментарии, написанные живым литературным языком. Надеемся, что такая структура поможет наглядно представить и систематизировать информацию Читатель волен по собственному выбору предпочесть упрощенный или более глубокий уровень изучения материала. В тексты параграфов интегрированы исторические и общекультурные сведения; Приложение содержит множество иллюстраций.
Целью автора было создание текста, интересного и доступного любому среднестатистическому студенту.
Введение. Формирование эклектики («исторической» архитектуры)
Процессы, определяющие дифференциацию стилей |
|||
Разделение общества по социальным группам (появление новых групп заказчиков) |
Удовлетворения новых эстетических требований заказчиков |
Появление новых сенсационных сведений по истории культуры (например: египетский поход Наполеона, раскопки Помпеи) |
Появление новых строительных технологий; расширение типологии возводимых объектов |
Для чего используется «историческая архитектура» |
|||
Имитация:: Background взаймы: |
Идентификация |
||
Способ символического присвоения чужого культурного опыта |
Способ символического присвоения чужого социального статуса |
Решение геополитических задач в инородном окружении |
Создание и закрепление социальной мифологии, определяющей жизнь региона и формирующим тип регионального самосознания. |
Идеологические истоки эклектики |
|
- разрушение абсолютистских монархий; -конструирование государственных национальных идеологий, объединяющих общество; - создание «национальных культур» |
- формирования мощного буржуазного слоя заказчиков; - потребность в новой эстетической системе |
Формирующиеся стили |
|
Национально окрашенный романтизм (неоготика, псевдорусский стиль, северный модерн и т. д.) |
Стиль Третей Империи |
Периодизация дальневосточной «исторической» архитектуры |
||
Ретроспективизм 1870-1913 гг. |
Коммунистический эллинизм 1936-56 гг. |
Новый историзм 1991 -2008 гг. |
География распространения стилей (первый этап колонизации) |
||||||
Благовещенск |
Хабаровск |
Порт-Артур |
Приморские посты (включая Владивосток и Никольск |
Влади- восток |
Харбин |
Дальний |
Гарнизонная архитектура
|
Стиль порто-франко |
Структура и краткое содержание
Учебное пособие состоит из текстовой части и приложения. Текстовой блок содержит введение, три главы, заключение и библиографию. Приложение включает: списки основной и дополнительной литературы, справочные данные, иллюстрированное изложение курса в таблицах, предметный указатель и проч.
В основной части рассматриваются три периода дальневосточного «историзма»: ретроспективизм, коммунистический эллинизм, новый историзм.
Глава I «Дореволюционная эклектика» охватывает период 1856 по1913 гг. Создание искусственной «исторической» среды в дальневосточных городах рассматривается как архитектурно-художественное оформление колониального процесса и материализация ностальгических комплексов. Для анализа выбраны объекты, построенные по заказам фирм «И. Я.Чурин и К» и «Кунст и Альберс» в Хабаровске, Владивостоке и Харбине; объекты, принадлежавшие военному ведомству, а так же образцы «романовского» стиля. Подробно рассматриваются стилистические предпочтения основных заказчиков дальневосточной архитектуры.
В Главе II «Сталинский эллинизм и другие версии тоталитарного классицизма. 1936-56 гг.» изучается трансляция из метрополии на периферию государственного классицизма и его трансформация под влиянием местной культурной и природно-климатической специфики; этот процесс обозначен термином «Коммунистический эллинизм». Как параллель к этому явлению анализируется оккупационная архитектура Манчжоу Го и наследие культурной революции в Харбине.
В Главе III «Новый историзм» (1991 – 2008 гг.) архитектура рассматривается как способ легитимизации нового социального статуса. На примере объектов, возводимых сегодня в Хабаровске, Владивостоке и Харбине изучаются приемы современной адаптации классицизма.
Рабочая гипотеза : дальневосточная архитектура имела колониальный характер. Для ее описания требуется расширить привычный набор мотивов эклектики (русский стиль, барочно-ренессансные ретроспекции1 ) и ввести новые дефиниции, которые помогут читателю в дешифровке дальневосточного архитектурного ландшафта.
[1] Тема православного зодчества дальневосточного региона достаточно полно представлена в трудах Д. С. Масленниковой [25] и Ю. В. Охотниковой («Культовое зодчество Дальнего Востока середины XIX – начала XX вв.», рукопись диссертации на соискание звания кандидата архитектуры).
2 Фонды Российской государственной библиотеки, отдела редкой книги и источниковедения Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева, Российского государственного исторического архива Дальнего Востока, Государственного архива Хабаровского края, архива Уссурийского края; фонды Хабаровского краевого краеведческого музея, Приморского государственного объединенного музея им. В. К. Арсеньева, а также музеев гг. Благовещенска, Спасска, Посьета, Славянки.
1 Данные направления получили исчерпывающие описание в обширной профессиональной литературе, например: Е.И. Кириченко. Русская архитектура 1830-1910 гг. М., 1978; Е.А. Борисова. Русская архитектура второй половины XIX в. М., 1979; В.С. Горюнов. Истоки эклектизма и теория архитектуры второй половины XIX в. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. арх. Л., 1984; Е.И. Кириченко. Архитектурные теории в России XIX в. М., 1986; А.Л. Пунин. Архитектура Петербурга середины XIX в.; Л. Е.А. Борисова. Ранний романтизм и русская архитектура. // Мир искусств. М., 1991.