А. П. Иванова Стилистический анализ. Региональный аспект

СОДЕРЖАНИЕ: Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области архитектуры в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды»

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

А.П. Иванова

Стилистический анализ. Региональный аспект.

Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области архитектуры в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды»

Хабаровск

Издательство ТОГУ

2009

УДК 72. 035/.036 (510)

Рецензенты:

Иванова А. П.

Стилистический анализ. Региональный аспект: учебное пособие/ А. П. Иванова. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009 - 150 с.

ISBN 978-5-7389-0646-6

В данном учебном пособие впервые исследуется формирование - на протяжении полутора веков - региональной архитектуры в рамках эклектики по направлениям: русский стиль, барочно-ренессансные ретроспекции, готицизмы, сталинский эллинизм и дальневосточный классицизм в целом, включая архитектуру Харбина. Изучение данного учебного пособия поможет студентам овладеть навыками стилистического анализа. Для обеспечения доступности текста наряду с таблицами широко использованы схемы и рисунки.

Пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды», (курсы лекций историко-культурного регионоведения; истории архитектуры и градостроительства, истории советской архитектуры), а так же широкому кругу дальневосточников, не равнодушных к истории, культуре и судьбе своего Отечества.

УДК 72. 035/.036 (510)

ISBN 978-5-7389-0646-6

Тихоокеанский государственный университет, 2009

А. П. Иванова, 2009

Содержание

Введение

Глава I. Дореволюционная эклектика. 1856-1913 гг.

Краткая историко-социальная справка

Стилистические предпочтения основных заказчиков

I .1. Кирпичная эстетика

I.1.1. «Гарнизонная архитектура»

I .1.2. Кирпичный стиль

I .1.3. Стиль Порто-франко

I .1.4. Дальневосточные готицизмы

I .1.5. Межстилевые мутации в рамках кирпичной эклектики

I .2. Русский стиль

I.2.1. «Псевдорусский» стиль

I.2.2. Деревянная версия русского стиля

1.3. Ордерная архитектура

Глава II. 1936-56 гг. Сталинский эллинизм и другие версии тоталитарного классицизма.

Краткая историческая справка

II.1. Становление Большого стиля.

II.2. Особенности : декор

II. 3 Оккупационная архитектура Манчжоу Го и наследие культурной революции

Глава III. Новый историзм .1996 -2006 гг.

Краткая историческая справка

III.1. Поиски легитимности:

III.2. Харбин как русская культурная резервация

III.3. Символическое присвоение культурных ценностей западной цивилизации

Словарь терминов и понятий

Библиография

Приложение

Введение. Архитектура как социальный миф

Традиционная модель

Постструктуралисткая модель

Архитектура это:

- идеальная среда, определяющая жизнь людей

- текст, требующий дешифровки

Архитектурные элементы это:

- зримое воплощение принципа «Польза-Прочность - Красота»

– знаковые системы, меняющие значение в зависимости от контекста.

Постижение архитектуры

- требует глубоких познаний в культурно-историческом наследии европейской цивилизации

- каждый зритель волен наполнять наблюдаемый элемент собственным смыслом

Функции архитектуры, способствующие

интеграции общества

дезинтеграции общества

Социальная интеграция

- формирование общего культурного ландшафта, поддержание его единства и идентичности

Эгалитарная

Демонстрация классового неравенства. «Дворцовая» архитектура – один из наиболее провокационных факторов, разжигающих социальное недовольство

Эстафета памяти

- сохранение и воспроизводство культурных ценностей и передача их следующим поколения

Герметичная

Полистилистика и сложность дешифровки разрушают единое культурное поле: «Диалог сменяется серией никому не адресованных монологов»

Культурный отбор –

- выбраковка нежизнеспособных и маргинальных элементов

Компрадорская

Навязывание обществу и обслуживание чужих культурных ценностей

Образцом для данного учебного пособия стал классический труд А. В. Иконникова «Историзм в архитектуре» [1].

О чем пойдет речь:

О дальневосточной «исторической» архитектуре, также называемой «эклектикой».

О чем не будет разговора:

О тоталитарном конструктивизме, позднесоветском модернизме, современном функционализм, дигитальной архитектуре, а так же о культовых постройках, принадлежащих православной конфессии[1] . Предлагаемое Вашему вниманию пособие не претендует на статус всеобъемлющего учебника дальневосточной архитектуры, задача автора скромнее - включить наш регион, обделенный вниманием А. В. Иконникова, во всероссийский архитектурный дискурс.

Хронологические рамки исследования ограничены второй половиной XIX – серединой XX вв.

Территориальные рамки исследования охватывают Амурскую область, Приморский и Хабаровский края в их современных границах, а так же г. Харбин (КНР).

Теоретическая база исследования

Работа строится на основе материалов, выявленных в архивных и музейных фондах2 или полученных в результате натурных обследований, обмеров и фотофиксации сохранившихся объектов.

Как пользоваться пособием:

На каждом развороте слева расположены таблицы и схемы, в которых максимально доступно излагаются основные тезисы параграфов, справа даются развернутые комментарии, написанные живым литературным языком. Надеемся, что такая структура поможет наглядно представить и систематизировать информацию Читатель волен по собственному выбору предпочесть упрощенный или более глубокий уровень изучения материала. В тексты параграфов интегрированы исторические и общекультурные сведения; Приложение содержит множество иллюстраций.

Целью автора было создание текста, интересного и доступного любому среднестатистическому студенту.

Введение. Формирование эклектики («исторической» архитектуры)

Процессы, определяющие дифференциацию стилей

Разделение общества по социальным группам (появление новых групп заказчиков)

Удовлетворения новых эстетических требований заказчиков

Появление новых сенсационных сведений по истории культуры

(например: египетский поход Наполеона, раскопки Помпеи)

Появление новых строительных технологий; расширение типологии возводимых объектов

Для чего используется «историческая архитектура»

Имитация:: Background взаймы:

Идентификация

Способ символического присвоения чужого культурного опыта

Способ символического присвоения чужого социального статуса

Решение геополитических задач в инородном окружении

Создание и закрепление социальной мифологии, определяющей жизнь региона и формирующим тип регионального самосознания.

Идеологические истоки эклектики

- разрушение абсолютистских монархий;

-конструирование государственных национальных идеологий, объединяющих общество;

- создание «национальных культур»

- формирования мощного буржуазного слоя заказчиков;

- потребность в новой эстетической системе

Формирующиеся стили

Национально окрашенный романтизм (неоготика, псевдорусский стиль, северный модерн и т. д.)

Стиль Третей Империи

Периодизация дальневосточной «исторической» архитектуры

Ретроспективизм

1870-1913 гг.

Коммунистический эллинизм

1936-56 гг.

Новый историзм

1991 -2008 гг.

География распространения стилей (первый этап колонизации)

Благовещенск

Хабаровск

Порт-Артур

Приморские посты (включая Владивосток и Никольск

Влади-

восток

Харбин

Дальний

Гарнизонная архитектура

Стиль порто-франко

Структура и краткое содержание

Учебное пособие состоит из текстовой части и приложения. Текстовой блок содержит введение, три главы, заключение и библиографию. Приложение включает: списки основной и дополнительной литературы, справочные данные, иллюстрированное изложение курса в таблицах, предметный указатель и проч.

В основной части рассматриваются три периода дальневосточного «историзма»: ретроспективизм, коммунистический эллинизм, новый историзм.

Глава I «Дореволюционная эклектика» охватывает период 1856 по1913 гг. Создание искусственной «исторической» среды в дальневосточных городах рассматривается как архитектурно-художественное оформление колониального процесса и материализация ностальгических комплексов. Для анализа выбраны объекты, построенные по заказам фирм «И. Я.Чурин и К» и «Кунст и Альберс» в Хабаровске, Владивостоке и Харбине; объекты, принадлежавшие военному ведомству, а так же образцы «романовского» стиля. Подробно рассматриваются стилистические предпочтения основных заказчиков дальневосточной архитектуры.

В Главе II «Сталинский эллинизм и другие версии тоталитарного классицизма. 1936-56 гг.» изучается трансляция из метрополии на периферию государственного классицизма и его трансформация под влиянием местной культурной и природно-климатической специфики; этот процесс обозначен термином «Коммунистический эллинизм». Как параллель к этому явлению анализируется оккупационная архитектура Манчжоу Го и наследие культурной революции в Харбине.

В Главе III «Новый историзм» (1991 – 2008 гг.) архитектура рассматривается как способ легитимизации нового социального статуса. На примере объектов, возводимых сегодня в Хабаровске, Владивостоке и Харбине изучаются приемы современной адаптации классицизма.

Рабочая гипотеза : дальневосточная архитектура имела колониальный характер. Для ее описания требуется расширить привычный набор мотивов эклектики (русский стиль, барочно-ренессансные ретроспекции1 ) и ввести новые дефиниции, которые помогут читателю в дешифровке дальневосточного архитектурного ландшафта.


[1] Тема православного зодчества дальневосточного региона достаточно полно представлена в трудах Д. С. Масленниковой [25] и Ю. В. Охотниковой («Культовое зодчество Дальнего Востока середины XIX – начала XX вв.», рукопись диссертации на соискание звания кандидата архитектуры).

2 Фонды Российской государственной библиотеки, отдела редкой книги и источниковедения Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева, Российского государственного исторического архива Дальнего Востока, Государственного архива Хабаровского края, архива Уссурийского края; фонды Хабаровского краевого краеведческого музея, Приморского государственного объединенного музея им. В. К. Арсеньева, а также музеев гг. Благовещенска, Спасска, Посьета, Славянки.

1 Данные направления получили исчерпывающие описание в обширной профессиональной литературе, например: Е.И. Кириченко. Русская архитектура 1830-1910 гг. М., 1978; Е.А. Борисова. Русская архитектура второй половины XIX в. М., 1979; В.С. Горюнов. Истоки эклектизма и теория архитектуры второй половины XIX в. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. арх. Л., 1984; Е.И. Кириченко. Архитектурные теории в России XIX в. М., 1986; А.Л. Пунин. Архитектура Петербурга середины XIX в.; Л. Е.А. Борисова. Ранний романтизм и русская архитектура. // Мир искусств. М., 1991.

Скачать архив с текстом документа