Направления, критерии и условия эффективности формирования личностно-значимых позиций студентов средствами дебатов
СОДЕРЖАНИЕ: Статья посвящена дебатам как современной образовательной технологии, способствующей личностному развитию учащихся. Представлена технология формирования личностно-значимых позиций студентов средствами дебатов. Рассмотрены основные направления, критерии эффективности и педагогические условия реализации технологии.Направления, критерии и условия эффективности формирования личностно-значимых позиций студентов средствами дебатов
Сун Лэй
Статья посвящена дебатам как современной образовательной технологии, способствующей личностному развитию учащихся. Представлена технология формирования личностно-значимых позиций студентов средствами дебатов. Рассмотрены основные направления, критерии эффективности и педагогические условия реализации технологии. Показано, что данная разработка позволит качественно и эффективно подготовить студентов к будущей профессиональной, социальной, культурной, исследовательской деятельности.
В настоящее время в рамках модернизации высшего образования трудно переоценить создание современных моделей обучения, адекватных содержанию профессиональной деятельности, внедрение инновационных форм и методов обучения. Одним из таких методов являются дебаты. Благодаря своим особенностям — целостности, универсальности, личностной ориентированности и ориентации на самообразование учащихся — дебаты на сегодняшний день — одна из самых эффективных педагогических технологий, позволяющая не только овладеть соответствующими изучаемой дисциплине навыками, но и способствующая развитию творческой активности личности, вырабатывающая умение представлять и отстаивать свою позицию, навыки ораторского мастерства, умение вести толерантный диалог и лидерские качества.
Нами разработана технология формирования личностно-значимых позиций студентов средствами дебатов. Она представлена тремя основными направлениями, включающими: 1) отношение к образованию; 2) межличностное взаимодействие; 3) самоотношение личности.
Отношение к образованию. Управление формированием ценностного отношения к образованию рассматривается нами как сложная система, включающая в себя как закономерности развития самого образовательного процесса, так и принципы, функции и методы управления. Цель этой системы — планомерное воздействие на субъекты образовательного процесса с тем, чтобы при помощи различных средств и методов обучения и воспитания перевести их в такое состояние, которое подразумевает готовность работать по избранной специальности, постоянно повышать свой профессиональный уровень и самосовершенствоваться. Одним из важнейших средств формирования ценностного отношения к образованию являются, на наш взгляд, дебаты.
Образование занимает особое место в мире человеческих ценностей, оно раздвигает границы личного человеческого опыта и обогащает его. Потребность в образовании проявляется в форме непрерывного образования, когда процесс обучения носит уже не эпизодический характер, а постоянный и становится заметной чертой современного образа жизни. Ценностное отношение к образованию — важный показатель, характеризующий личность. Формируя положительное отношение к знаниям, технология дебатов активно воздействует на личность в целом — на ее мировоззрение, характер, интеллект, волю. Необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед студентами в процессе проведения дебатов, были не только понятны, но и внутренне приняты ими, стали для них ценностью.
В свете усложнения системы научных знаний современные образовательные технологии, к которым относятся дебаты, призваны переориентировать репродуктивную учебную деятельность на самостоятельную учебно-познавательную, научно-исследовательскую и профессионально-практическую. Технология дебатов создает условия для сознательного выбора студентом «образовательной траектории», способствует тому, что происходит процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни. Эта технология направлена на усиление практической и личностной ориентированности образования: важно не только то, что знают студенты, но и как они умеют реализовывать свой личностный потенциал.
Межличностное взаимодействие. Доктор психологических наук А.А. Бодалев доказал, что межличностное взаимодействие выступает одним из факторов формирования личности. Во-первых, потому что оно расширяет кругозор человека и способствует развитию психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Во-вторых, межличностное взаимодействие является «обязательным условием формирования общего интеллекта, и прежде всего многих аттенционных, перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик человека» [2]. Конкретное сочетание разных характеристик, которые несет в себе интеллект человека, во многом зависит от того, какие требования предъявляют партеры по взаимодействию к его вниманию, восприятию, памяти, воображению, мышлению, какие задачи перед ним ставят, какой уровень его активности при этом вызывают.
В современных условиях, при высоком уровне развития информатики, увеличения количества информационных потоков, появления новых возможностей общения (Интернет, мобильные средства коммуникации и т. п.), важнейшее значение приобретает межличностное взаимодействие, развитию которого и призвана способствовать технология дебатов. Понятие межличностного взаимодействия можно рассматривать как обоюдный, двусторонний коммуникативно-перцептивный контакт людей в условиях совместной деятельности, где результатом становится формирование образа партнера по взаимодействию и образа самого себя, то есть формирование личности каждого из участников взаимодействия. Предметом или объектом межличностного взаимодействия для одного человека выступает другой человек как партнер по совместной деятельности и потенциальный субъект общения. В системе межличностных взаимодействий звеньями одной цепи выступают коммуникативный контакт, содержание представлений и понятий человека о других людях и совместная деятельность.
Самоотношение личности. Показателем развитой личности служит устойчивая система отношений не только к другим людям, но и к самому себе. Так, И.В. Арцимович отмечает, что в формате психологической реальности феномен самоотношения представляет собой особое свойство, выражающее наличие, степень и уровень развития сознания и самосознания; глубокое переживание, в ходе которого эмоции пересекаются с рефлексией человека на внешний мир, обнаружение себя, открытие своего «Я» в мире, позволяющее человеку выстраивать отношения с самим собой и миром [1].
Процесс формирования личностно-значимых позиций студента средствами дебатов можно определить как совокупность последовательных действий, способствующих позитивному отношению студента к различным аспектам своего «Я» в общественной, культурной, профессиональной деятельности. Развитие самоотношения посредством технологии дебатов включает в себя такие компоненты, как целевой, содержательный и процессуальный. Необходимость выделения целевого компонента обусловлена тем, что сознательная цель в деятельности студента определяет выбор способов, действий и выступает как средство управления, сверки результатов действий с прогнозируемым итогом. Содержательный компонент раскрывает суть и содержание становления личностно-значимых позиций. Процессуальный компонент характеризует непосредственно процесс формирования личностно-значимых позиций студента.
Нами выделены три основных критерия эффективности развития личностной позиции студентов средствами дебатов: 1) овладение навыками поисково-исследовательской деятельности; 2) овладение коммуникативной компетентностью; 3) овладение навыками самопрезентации.
Они соотносятся с охарактеризованными нами направлениями формирования личностно-значимых позиций студентов. Овладение навыками поисково-исследовательской деятельности является результатом современной образовательной парадигмы, внедряемой при помощи дебатов. Овладение коммуникативной компетентностью происходит в результате межличностных отношений. Овладение навыками самопрезентации происходит на основе формирования отношения студента к самому себе.
Овладение навыками поисково-исследовательской деятельности. Современный подход к понятию «поисково-исследовательская деятельность» характеризуется уменьшением факторов научной новизны исследований и возрастанием содержательного аспекта, связанного с ее пониманием как инструмента повышения качества образования. Мы рассматриваем поисково-исследовательскую деятельность как процесс, направленный на решение исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающий наличие основных этапов научного исследования, в результате которого субъективный характер открытий приобретает личностную значимость. В дебатах исследовательская деятельность является не целью, а средством достижения цели.
Поисково-исследовательскую деятельность как составляющую проблемного и развивающего обучения анализировали В.В. Давыдов [4], Л.В. Занков [5], А.М. Матюшкин [6], М.И. Махмутов [7], Д.Б. Эльконин [8] и др. Она является одним из важнейших компонентов современной образовательной парадигмы, а как следствие — и личностно-значимых позиций студентов. Дебаты реализуют ее целевую направленность, предполагающую формирование различных умений:
медиаобразовательных: собирать и систематизировать научную информацию; переводить информацию из одной знаковой системы в другую; трансформировать информацию, видоизменяя ее объем, форму, носитель, исходя из коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории; составлять рецензии (аннотации) информационных источников;
исследовательских: разрабатывать программы исследований, применять необходимые диагностические методики, анализировать и интерпретировать полученные данные, представлять результаты исследования в вариативных формах, овладевать методами статистической обработки полученных в ходе исследования данных;
коммуникативных: выстраивать целесообразные отношения с собеседниками, приобретать опыт ведения дискуссии, овладевать жанровой спецификой публичных выступлений.
Успех поисково-исследовательской деятельности определяется рядом требований:
жесткостью и четкостью определения решаемых задач;
скоординированным взаимодействием всех участников процесса;
методической обеспеченностью деятельности;
возможностью самореализации в ходе исследования.
Овладение коммуникативной компетентностью. Данный критерий включает в себя прежде всего оценку целенаправленного развития как устной, так и письменной формы коммуникации, а также вырабатывание умений, связанных с анализом и обобщением информации, участием в обсуждении и публичных выступлениях, составлением текстов. В отличие от иных средств, дебаты позволяют не только тренировать отдельные умения и навыки, но требуют включения всего комплекса способностей и умений сразу, что представляется наиболее значимым в плане формирования личностно-значимой позиции студента.
Дебаты открывают следующие возможности:
участники могут увидеть проблему с различных сторон, сопоставляя противоположные позиции;
уточняются взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию информации;
в процессе открытых высказываний устраняется эмоциональная предвзятость в оценке позиции оппонентов и тем самым нивелируются скрытые конфликты;
удовлетворяется потребность участников дебатов в признании, особенно если они проявили компетентность, и тем самым повышается эффективность их отдачи и заинтересованность в решении групповой задачи.
Дебаты представляют собой уникальный в своем роде ресурс организации взаимодействия. Они учат отличать хороший аргумент от плохого, поскольку вынесение аргументов на суд оппонента помогает убедиться в том, что сильные аргументы выстоят, а слабые будут отвергнуты, и решения, таким образом, не будут основаны на непрочной основе. Осознание того, что аргументы будут подвергнуты серьезному испытанию, побуждает выбирать сильные аргументы, а не полагаться только на весомость собственного утверждения, социального статуса или авторитета. И даже в ситуациях, когда собеседник не присутствует реально, можно представить, что скажет оппонент. Это помогает заранее приготовиться к ответу или выбрать более убедительные аргументы. Важно отметить также, что дебаты постоянно держат в курсе позиций, альтернативных собственной, и взглядов, противоположных нашим собственным, что укрепляет роль выбора в человеческих отношениях.
Таким образом, участие в дебатах побуждает к поиску новых личностных ресурсов партнерского взаимодействия. Это связано, в первую очередь, с тем, что участники формальных дебатов вынуждены избегать агрессивности, непродуктивного «перехода на личности», любой другой деструктивности, овладевая при этом различными эффективными стратегиями убеждающей коммуникации.
Овладение навыками самопрезентации. Мы определяем самопрезента- цию как умение подавать себя, привлекать к себе внимание при помощи акцентирования внимания на своих качествах, которые актуализируются на основе использования особых технологий и стратегий. Впервые проблема управления впечатлением о себе встречается в работах И. Гофмана, который разработал концепцию «социальной драматургии» [3]. Суть ее заключается в том, что человек в процессе социального взаимодействия способен смотреть на себя глазами партнера и корректировать свое поведение в соответствии с желаниями других, чтобы создать наиболее благоприятное впечатление о себе и достичь наибольшей выгоды от этого взаимодействия.
Самопрезентацию можно рассматривать как взаимосвязанный трехуровневый процесс. Познавательный уровень самопрезентации основан на представлениях субъекта имиджа о самом себе. Оценочный уровень самопрезен- тации связан с осознанием того, что качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Поведенческий уровень самопрезентации связан с достижением результата и, по сути, является самим актом самопрезентации.
Самопрезентация как бы объединяет три установки: 1) «реальное Я» — установка, связанная с тем, что субъект воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть его представления о том, каков он на самом деле; 2) «зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлением субъекта о том, как его видят другие; 3) «идеальное Я» — установки, связанные с представлениями субъекта о том, каким бы он хотел стать.
На наш взгляд, технология дебатов активно способствует развитию навыков самопрезентации, поскольку формирует умение правильно вести себя во время обсуждения проблемы, предвидеть реакцию слушателей на выступление и прогнозировать создание впечатления о себе.
Изучение сущностных характеристик, психолого-педагогических механизмов технологии дебатов, опыт и результаты исследований позволяют выделить определенные педагогические условия, способствующие формированию личностно-значимых позиций студентов средствами дебатов. Мы перечислили их ниже.
Психолого-возрастные особенности дебатеров. Психологические, психолого-физиологические характеристики возраста влияют на мотивацию, постановку целей, выбор методов, форм и приемов работы. Возрастные особенности изменяют восприятие содержания и оценку взаимоотношений в процессе дебатов, иногда — в значительной степени. В свою очередь, мотивирующая постановка целей, выбор темы дебатов позволяет индивидуализировать процесс, учесть личностные особенности каждого.
Технология дебатов строится на этических основаниях, требует взаимодействия всех участников с целью содействия в созидании своей личности, установлении собственного отношения к миру и людям. Характер межличностного взаимодействия должен соответствовать типу субъект-субъектных отношений, что является обязательным условием адекватного становления личностно-значимых позиций.
Еще одним условием проведения дебатов является дифференцированный подход, при котором учитываются потребности, особенности и склонности участников. Составление программы, планирование, подбор материалов осуществляются не только в соответствии с общей целью мероприятия, но и с учетом уровня знаний и личностных особенностей участников.
Технология дебатов предполагает, что основной технологической единицей их реализации становится ситуация общения. Ситуация общения — это поле совместной деятельности всех участников процесса, организованное на гуманистических принципах. Это среда, мотивирующая успешное усвоение знаний и обретение компетенций, способствующая формированию самостоятельного суждения, креативному подходу к процессу познания. Такая психолого-педагогическая среда — и условие, и средство становления личности, а реализация подобной учебной ситуации имеет развитие личности своим конечным результатом.
Учебная ситуация общения реализуется через диалог. Под диалогом в данном случае понимается не столько способ вербального общения, сколько специально организованная коммуникативная среда, которая способствует самоактуализации и саморазвитию личности. Диалог — форма взаимной деятельности участников дебатов с учетом их индивидуальностей, своеобразия воззрений и отношений с миром.
Опора на ситуацию общения и диалог как основные технологические единицы обращает нас к методам самостоятельного овладения знаниями, которые основаны на активном участии студента в процессе дебатов. С помощью проблемных методов создается учебная ситуация, требующая интеллектуальной деятельности для решения проблемы.
Наиболее продуктивной учебной деятельностью в ситуации общения, способствующей созданию особой коммуникативной среды, открытому обмену мнениями, эффективному разрешению проблем, реализации творческих замыслов, является работа в группах, что и представляют собой, по сути, дебаты. Выделение групповой формы работы вызвано тем, что при взаимодействии в процессе групповой работы, по утверждению психологов, возникает рефлексия, перестраивается мотивационная сфера, обучающиеся эффективнее овладевают новыми способами деятельности.
Важным педагогическим условием формирования личностно-значимых позиций средствами дебатов является оценка овладения способами исследовательской работы, так как способ включает в себя мотивационную и операциональную стороны познавательной деятельности, характеризует индивидуальные особенности проработки необходимого материала разного научного содержания, вида и формы, продуктивность использования знаний, то есть компетенции.
Важнейшим условием реализации технологии дебатов является создание ситуации успеха. Очевидно, что участники имеют различную самооценку, то или иное отношение к себе: уверенность в собственных силах, убежденность в правильности своих действий или, наоборот, боязнь предъявить выполненную работу, страх неудачи, ожидание критики и осуждения своих действий. Необходимо найти индивидуальный подход к каждому, заставить поверить в свои силы, изменить взгляд на свои действия и мнения как на заведомо неверные, суметь вызвать ощущение ожидания успеха.
На наш взгляд, представленная выше технология позволит качественно и эффективно подготовить студентов к будущей профессиональной и социальной деятельности, поможет сформировать и развить их личностно-значимые позиции.
Список литературы
Арцимович И.В. Рефлексия как основа формирования и развития самоотно- шения личности / И.В. Арцимович // Культурная жизнь Юга России. - 2008. - № 4. - С.36-38.
Бодалев А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. - М.: Когито-Центр, 2011. - 600 с.
Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман; пер. с англ. А.Д. Ковалева. - М.: Канон-пресс-Ц; Кучково-поле, 2000. - 304 с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
ЗанковЛ.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с.
Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций / А.М. Матюшкин. - М.: КДУ, 2009. - 190 с.
МахмутовМ.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махму- тов. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.
Эльконин Д.Б. Опосредование. Действие. Развитие / Д.Б. Эльконин. - М.: Эрго, 2010. - 280 с.