Национальный и валовый внутренний продукт: проблемы и основные подходы к измерению
СОДЕРЖАНИЕ: Показатель состояния экономики страны. Методы определения объема национального продукта. Цель использования системы национальных счетов (СНС). Валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, чистый национальный продукт.Белорусский Государственный Университет Информатики и Радиоэлектроники
Кафедра экономики
РЕФЕРАТ
на тему:
«Национальный и валовый внутренний продукт: проблемы и основные подходы к измерению»
Минск, 2008
Результатом функционирования экономики является национальный продукт — все товары и услуги, созданные в стране за определенный период времени.
Национальный продукт является важнейшим показателем состояния экономики страны, отражающим ее экономический потенциал, уровень жизни населения, действенность методов экономической и социальной политики.
Попытки измерить национальный продукт предпринимались давно. К первым из них можно отнести таблицы Ф. Кенэ и его последователей — физиократов. В классической школе, а затем и в марксистской политэкономии для этой цели использовались математические модели и схемы. В них в основном отображались процессы и пропорции распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода с точки зрения теории воспроизводства. Создание системы количественных оценок развития национальной экономики в полной мере началось только с развитием кейнсианства. В ее основу был положен комплексный, статистический анализ экономики.
Существуют различные методы определения объема национального продукта. В СССР этот показатель более 70 лет рассчитывался на основе баланса народного хозяйства, базирующегося на трудовой теории стоимости и представлении о материальном производстве как единственном источнике национального дохода. В балансе не получили должного отражения и фактически не учитывались целые блоки народного хозяйства: сфера услуг; финансы государства, предприятий и населения; денежно-кредитная система. Кроме того, данная методика расчета значительно отличалась от международной. Подобный подход к определению объема национального продукта был характерен и для других стран с планово регулируемой экономикой, использующих марксистскую теорию воспроизводства и теорию трудовой стоимости.
В большинстве развитых и развивающихся стран национальный продукт рассчитывается по системе национальных счетов (СНС) — взаимоувязанных показателей развития экономики на макроуровне. СНС представляет собой способ упорядочения сбора, описания и увязки статистической информации об экономических операциях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе общественного воспроизводства.
Основной целью использования СНС является описание макроэкономических показателей, характеризующих результаты и пропорции экономического развития страны для обеспечения комплексного анализа процесса создания национального продукта и национального дохода.
Система национальных счетов появилась в 40—50-е годы XX в. в наиболее развитых государствах и сейчас применяется в 150 странах мира. Причиной ее возникновения явилась потребность правительств в информации макроэкономического характера, необходимой для экономического анализа, разработки направлений экономической политики, принятия решений, направленных на регулирование рыночной экономики. Однако созданные СНС отдельных стран существенно различались между собой, так как сформировались на основе сложившихся национальных статистических традиций и поэтому вошли в противоречие с объективными информационными потребностями в сопоставлении экономических показателей различных стран. В итоге возникли трудности в принятии хозяйственных и политических решений на международном и национальном уровне, а также в образовании и использовании бюджетов международных организаций. С целью преодоления возникших проблем статистическая комиссия ООН, обобщив опыт развитых стран, разработала в качестве международного стандарта единую методику составления СНС. В 1993 г. эта же комиссия одобрила новую, пересмотренную систему национальных счетов, которую большинство стран мира посчитало необходимым внедрить в ближайшие годы.
СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода в стране. С ее помощью можно определить макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации определить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран.
Особенностью СНС является ее всеобъемлющий характер. Во-первых, она учитывает деятельность всех участников процесса производства материальных благ и оказания услуг: органов государственного управления, армии, лиц свободной профессии, наемной прислуги и т.д. Во-вторых, СНС содержит показатели, которые в обобщающем виде описывают все экономические операции, стадии производственного процесса, его активы и пассивы.
В СНС изучаются операции между субъектами национальной экономики. К экономическим субъектам (агентам) национальной экономики здесь относятся хозяйственные единицы, совершающие экономические операции с материальными или финансовыми активами. Экономические агенты группируются в 6 секторов:
1) производственные фирмы и предприятия, выпускающие товары и оказывающие услуги (кроме финансовых), или нефинансовые предприятия. В этот сектор входят государственные предприятия, частные компании, кооперативы, акционерные общества и другие фирмы, выпускающие продукцию или оказывающие услуги. Кроме того, сюда включают ремесленников, самостоятельных работников (частных врачей, юристов и др.)* предпринимателей;
2)финансовые учреждения и организации — коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды и другие юридические лица, занимающиеся посреднической деятельностью в области финансов между сберегателями и инвесторами, аккумулирующие временно свободные капиталы домашних хозяйств и юридических лиц и предоставляющие им ссуды;
3)государственные учреждения оказывающие услуги, которые не являются объектом купли-продажи:
— органы государственного управления (парламент, правительство, суды, министерства, ведомства);
— государственные финансово-кредитные организации (национальный банк, государственные финансовые компании, налоговые инспекции и др.)»
— другие государственные учреждения;
4) частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Главная особенность таких организаций заключается в том, что их деятельность не финансируется и не контролируется государством. К ним относятся различные общественные фонды, партии, профсоюзы, ассоциации, религиозные организации;
5) домашние хозяйства. В эту группу входят собственно домашние хозяйства и лица, выполняющие экономические операции для обеспечения своей жизнедеятельности (солдаты, заключенные и др.);
6) заграница (остальной мир) — все экономические агенты за границей, осуществляющие операции с субъектами внутри страны.
Под операцией в СНС подразумевают экономическое действие по взаимному соглашению между институциональными единицами (субъектами) с целью создания, передачи, обмена, преобразования или ликвидации экономической стоимости. Различают операции между институциональными единицами и операции внутри институциональных единиц. К последним относятся строительство жилого дома, производство автомобиля, выпечка хлеба, выдача банком ссуды.
В СНС выделяются следующие виды операций:
· с материальными благами и услугами. Эти операции охватывают экономические процессы производства и распределения материальных благ и услуг (производство, импорт, инвестиции и др.). Они отражаются на счетах производства, потребления и капиталообразования в форме таких показателей, как продукция, потребление, валовые капитальные вложения и др.;
· по распределению доходов между секторами (заработная плата, дивиденды и др.);
· финансовые операции (с ценными бумагами, валютой, по изменению денежных активов и пассивов).
СНС — это «бухгалтерский учет страны», так как в нем используются такие же принципы: двойная запись, балансы, корреспонденция счетов. СНС представляет собой сводные таблицы, в которых отражаются ресурсы и направления их использования. Каждый ресурс имеет своего продавца и покупателя, поэтому операция записывается два раза: один раз как актив продавца, а второй — как актив покупателя.
Современная СНС состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый позволяет сопоставить инвестиции и сбережения, дать количественную оценку созданию, распределению и конечному использованию национального дохода. Второй предназначен для анализа создания и распределения продукта между отраслями, отображаемого в таблицах «затраты — выпуск» В.Леонтьева. Третий блок представляет собой счета потоков фондов и отражает движение финансовых активов в виде покупок и продаж на денежном рынке.
Национальное счетоводство основывается на модели народнохозяйственного кругооборота, отражающей функционирование национальной экономики в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между макроэкономическими субъектами.
Представим, что существуют только два рынка (товаров и услуг, а также факторов производства); и три группы субъектов (домашние хозяйства, предпринимательские фирмы, государство). Рассмотрим, какие виды операций совершают эти субъекты.
Домашним хозяйствам принадлежат все ресурсы, находящиеся в частной собственности. Они предлагают эти ресурсы — землю, денежный капитал, рабочую силу — на рынке ресурсов и покупают товары и услуги. Предпринимательские фирмы приобретают необходимые для своей деятельности ресурсы и продают произведенные ими товары и услуги. Государственный сектор обеспечивает экономику общественными благами (наука, культура, оборона) и производственной инфраструктурой (дороги, связь, транспорт и др.). Для этого он закупает ресурсы, товары и услуги, произведенные предпринимательским сектором.
Навстречу потоку товаров и услуг движется поток денег. Домашние хозяйства получают доходы в виде зарплаты, рентных платежей, дивидендов от ценных бумаг и несут расходы, связанные с покупкой товаров и услуг, выплатой налогов. Часть дохода сберегается. Предпринимательские фирмы получают доходы от реализации товаров и услуг и несут расходы в виде платежей за ресурсы и инвестиции. Государственный сектор расходует средства на оплату труда государственных служащих, закупку товаров и услуг, выплату домашним хозяйствам пенсий и пособий, дотации предпринимательскому сектору. Источником доходов государства являются налоги, взимаемые с домашних хозяйств и предпринимательского сектора. Кроме того, государство в лице Центрального банка создает предложение денег путем их эмиссии, а каждый субъект взаимодействует с другими через операции кредитования и заимствования денежных средств.
Таким образом, кругооборот денег включает в себя два потока: доходов и расходов, каждый из которых равен суммарной стоимости товаров и услуг, произведенных в обществе. Поэтому, измерив поток денежных расходов или доходов, можно определить весь объем этих товаров и услуг в денежном выражении, т.е. национальный продукт. Отсюда получаем, что национальный продукт в денежной форме — это общая стоимость товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период.
Для измерения национального продукта используются различные макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальный доход (НД), чистый национальный продукт (ЧНП). В США и Японии в качестве основного показателя используют ВНП. Сущность и порядок его расчета достаточно подробно излагаются в переводных американских учебниках по макроэкономике. В других странах, в том числе и в Республике Беларусь, в соответствии с рекомендациями статистической службы ООН, основным показателем является ВВП. Количественные различия между ВВП и ВНП не значительны и будут рассмотрены ниже.
Значение ВВП в том, что это центральный макроэкономический показатель, применяемый во всем мире для определения темпов развития производства, характеристики структуры народного хозяйства и многих важных макроэкономических пропорций. Он широко используется для сопоставления относительных уровней экономического развития различных стран и регионов мира.
ВВП — обобщающий показатель результатов производства товаров и услуг. Он измеряет в ценах конечного потребителя стоимость товаров и услуг, произведенных на экономической территории страны за определенный период.
В самом общем виде ВВП представляет собой совокупную стоимость всей произведенной в народном хозяйстве данной страны конечной продукции за год. Под конечной продукцией понимаются те товары и услуги, которые продаются конечному потребителю для собственного использования, а не для продажи. Например, в 1998 г. ВВП Республики Беларусь составил в текущих ценах 662 370 млрд рублей. Сюда вошла стоимость автомобилей, детских игрушек, фильмов, услуг прачечных, построенных в этом году домов, школ, выпущенных танков, самолетов и тысяч других продуктов, произведенных с помощью факторов производства, находящихся на территории страны.
ВВП исчисляется тремя методами: производственным, распределительным и конечного использования. Эти методы отражают процессы производства, распределения и использования национального продукта.
Производственный метод базируется на исключении из стоимости всех выпущенных товаров и услуг той их части, которая была израсходована в процессе производства. Дело в том, что производство товаров и услуг охватывает несколько этапов: на одних предприятиях сырье превращается в промежуточный продукт (узлы, детали, комплектующие), который затем передается другим предприятиям, выпускающим готовый продукт. Поэтому расчет стоимости всей конечной продукции и услуг заключается в суммировании стоимости, добавленной на каждой стадии производства.
Добавленная стоимость — это стоимость, созданная в процессе производства. Она не включает стоимость потребленного сырья и материалов. Чтобы определить денежную величину добавленной стоимости, необходимо из объема продаж фирмы вычесть стоимость материалов и комплектующих, приобретенных у поставщиков. Предположим, что Минский автозавод произвел и реализовал за год автомобилей на сумму 10 млрд рублей. Из этой суммы 4 млрд рублей представляют собой стоимость колес, двигателей, стекла, электрооборудования, красок и других товаров, приобретенных для производства. Другими словами, 4 млрд рублей — это стоимость промежуточного продукта, которая вошла в стоимость конечного продукта — автомобиля.
1. Произведено товаров 10 млрд руб.
2. Издержки на закупку факторов производства (стекло, двигатели, колеса и др.) 4 млрд руб.
3. Добавленная стоимость 6 млрд руб.
Таким образом, продукт, созданный на одном предприятии и потребленный на втором предприятии, имеет значение только для оценки работы этих предприятий. При определении добавленной стоимости продукции по всем отраслям народного хозяйства промежуточный продукт не учитывается. В расчет принимаются только те блага и услуги, которые предназначены для конечного потребления, т.е. конечный продукт.
Добавленная стоимость отдельной фирмы представляет собой стоимостную оценку ее работы. Это вклад работников компании в общую величину стоимости национального продукта. Аналогичный показатель в советской практике хозяйствования назывался «условно-чистая продукция». Чтобы рассчитать общий ВВП по стране, необходимо сложить стоимость, добавленную всеми ее производителями, включая отчисления на амортизацию, так как основные фонды предприятия участвуют в создании новой стоимости производимой продукции.
ВВП, рассчитанный по производственному методу, кроме добавленных стоимостей, включает и чистые косвенные налоги. В СНС это налоги на производство и импорт. Чистые косвенные налоги представляют собой разницу между суммой всех налогов на производство и импорт, уплаченных предприятиями, и субсидиями на производство и импорт, полученными от государства.
ВВП Беларуси, измеренный производственным методом, в 2007 г. составил в текущих ценах 662 370 млрд рублей. Причем производство товаров составило 48,4 %, услуг — 38,5 %, чистые налоги — 14,8 %.
ВВП должен учитывать всю выпускаемую продукцию. Но часть ее не реализуется на рынках и поэтому с трудом поддается оценке. Это ремонт квартиры ее владельцем, домашняя работа по стирке, уборке, приготовлению пищи, все виды самообслуживания и др. Существует также «теневая» экономика: незаконные доходы от «подпольного» выпуска товаров, самогоноварения, продажи наркотиков и т.п. Объем теневой экономики достигает значительных размеров. В разных странах он составляет от 3 до 25 % ВВП. Эта часть ВВП подсчитывается приблизительно и образует условно начисленную стоимость.
Необходимо также учитывать, что в ВВП входит стоимость товаров, произведенных только за определенный период. Сделки с уже существующими активами, например домами, не включаются в ВВП, так как они не являются результатами текущего производства. Но если дом построен в нынешнем году, его стоимость целиком учитывается в ВВП.
Расчет ВВП по распределительному методу требует рассмотреть поток доходов, которые получают владельцы факторов производства.
Совокупный доход в экономике, получаемый владельцами факторов производства, называется валовым внутренним доходом. Если к валовому внутреннему доходу, представляющему собой сумму первичных доходов, добавить сальдо факторных доходов из-за границы, мы получим валовой национальный доход.
Различают два вида доходов: трудовые и на собственность.
Основную часть трудовых доходов составляет заработная плата. Кроме того, сюда входят доходы владельцев некорпорированных предприятий, получаемые как вознаграждение за их труд.
Доходы на собственность (предпринимательские доходы) включают:
1) рентные доходы, т.е. доходы от передачи прав (на землю, на патенты, на разработку недр и др.);
2) прибыль от вложения собственного капитала в свои предприятия;
3)прибыль корпораций — доход на капитал (оборудование, здания, патенты) в корпорированном секторе экономики;
4) чистый процентный доход — выплаты бизнеса и внешнего мира фирмам и хозяйствам данной страны за предоставленные кредиты.
Все это можно проиллюстрировать на примере структуры ВВП Республики Беларусь по источникам доходов. В 2007 г. в ВВП оплата труда составляла 45,7 %, чистые налоги на товары и импорт — 14,9 %, валовая прибыль и валовые доходы — 34,7 %.
При анализе движения доходов принято выделять следующие фазы: образование доходов, первичное распределение, перераспределение, формирование конечных (располагаемых) доходов, использование располагаемых доходов для финансирования конечного потребления и сбережения.
Располагаемый доход — это доход, поступающий домашним хозяйствам. Отметим, что не весь валовой национальный доход поступает в распоряжение домашних хозяйств, так как отдельные его элементы исключаются из выплат этим хозяйствам. Вместе с тем некоторые виды доходов, поступающих домашним хозяйствам, не включаются в валовой национальный доход и поэтому должны быть прибавлены к нему.
Рассмотрим, какие элементы доходов исключаются из валового национального дохода, а какие прибавляются к нему. Исключаются:
· часть прибыли фирм, которая остается в их распоряжении;
· налоги, Прибавляется:
· часть прибыли, поступающая в распоряжение акционеров корпорации в виде дивидендов;
· выплаты процентов правительством, так как они первоначально включаются в трансфертные платежи;
· трансфертные платежи — пособия на детей и другие социальные выплаты.
В результате получается валовой располагаемый доход (ВРД).
ВРД тратится на потребительские расходы домашних хозяйств — общие затраты домашних хозяйств на товары и услуги. Они составляют до 90 % ВРД. Остаток ВРД представляет собой национальные сбережения.
Сбережения — та часть ВРД, которая идет на накопления. Сбережения осуществляются путем покупки ценных бумаг, приобретения недвижимости или драгоценностей, а также помещением денег на депозит в банке. Доля личных сбережений в ВРД называется нормой личных сбережений. Она колеблется от 22% в Италии и 18% в Японии до 4% в США.
Как уже отмечалось, ВВП можно рассматривать как сумму конечной продукции. В данном случае этот показатель выступает как совокупная стоимость производства конечных товаров и услуг, которую можно определить как сумму цен этих товаров и услуг, или сумму расходов субъектов национальной экономики на конечное потребление.
Обратимся к схеме движения продуктов и доходов в национальной экономике. Поток расходов здесь включает:
1) расходы домашних хозяйств на личное конечное потребление, составляющие наибольшую часть расходов в экономике. Сюда входят затраты самих домашних хозяйств и частных некоммерческих организаций, предоставляющих домашним хозяйствам коммунальные и социальные услуги на бесплатной основе.
2) расходы государства на приобретение продукции предприятий, ресурсов; услуг военных и гражданских служащих. Эти расходы выражаются в общей сумме затрат на выплату заработной платы государственным служащим и покупку товаров и услуг;
расходы фирм на товары и услуги. Во-первых, фирмы закупают основной капитал (оборудование, транспорт, здания). Во-вторых, они приобретают товары для поддержания производственных запасов с целью обес печения нормального ритма производства. В статистике первый вид расходов выступает в форме валовых накоплений, а второй — изменения запасов материальных оборотных средств;
4) чистый экспорт, т.е. сальдо экспорта и импорта. Если экспорт больше импорта, то чистый экспорт положительный, и наоборот.
Структуру ВВП по конечному использованию можно рассмотреть на примере ВВП Республики Беларусь за 2007 г. Если принять весь ВВП за 100 %, то на конечное потребление было использовано 79,5 % ВВП (в т.ч. 57,1 % составили расходы на конечное потребление домашних хозяйств, 19,7 % — государственных учреждений), валовое накопление — 26,5 %, чистый экспорт — -6,0 %.
В мировом масштабе совокупный ВВП имеет тенденцию к постоянному росту. Так, за период с 1991 по 1997 г. он увеличился в 10 с лишним раз — с 2,8 трлн. до 32,8 трлн. долларов США. В 90-е годы наиболее быстрыми темпами рос ВВП в новых индустриальных странах Азии. Среднегодовой темп прироста ВВП в 1989—1993 гг. составил в процентах: в Китае — 9,0, Таиланде — 8,8, Малайзии — 8,7 %. Из промышленно развитых стран наиболее высокие темпы среднегодового роста ВВП в 1990—1997 гг. имели США — 2,1 % и Япония — 1,7 %. Более 50 % всей стоимости мирового ВВП приходится на три ведущие страны — США, Японию и Германию.
После развала СССР динамика ВВП во всех странах СНГ характеризуется значительным спадом. Наиболее значительное падение ВВП наблюдается в Молдове, Азербайджане и Украине. Наилучшая ситуация — в Узбекистане и Беларуси.
Кроме ВВП в макроэкономике применяется другой показатель объема национального продукта — валовой национальный продукт (ВНП).
При определении ВВП используется так называемый территориальный принцип, в соответствии с которым ВВП создается внутренними факторами производства, независимо от того, кто ими владеет. ВНП же измеряется по национальному принципу, т.е. исходя из стоимости продукции, полученной в результате использования факторов производства, находящихся в собственности граждан данной страны независимо от территории, где они расположены.
Таким образом, чтобы получить ВНП, необходимо к ВВП добавить разницу между поступлениями от факторов производства (факторными доходами) из-за границы и факторными доходами нерезидентов в данной стране. Например, после расчета ВВП Республики Беларусь за определенный период необходимо добавить факторные доходы белорусских компаний, находящихся в других странах, и вычесть доходы компаний других стран, расположенных на территории Беларуси. Количественное различие между ВВП и ВНП незначительно и в развитых странах не превышает 2%. Для Беларуси эта разница еще меньше, так как сальдо ее заграничного производства здесь представляет очень незначительную величину.
В экономической теории США и некоторых других стран применяется еще один макроэкономический показатель — чистый национальный продукт (ЧНП). При его расчете учитывается тот факт, что ВНП (так же как и ВВП) содержит в себе амортизационные отчисления, которые накапливаются в специальных фондах и фактически ничего не добавляют к благосостоянию общества. В результате годовой объем производства завышается на стоимость амортизационных отчислений. Чтобы получить ЧНП, необходимо вычесть из ВНП сумму амортизационных отчислений, начисленных за год. ЧНП позволяет более точно измерить объем товаров и услуг, произведенных в стране. Рассчитанный по такой методике национальный доход определяется путем вычитания из ЧНП другого его компонента, не участвующего в прибавлении благосостояния общества — косвенных налогов.
В США также рассчитывается потенциальный ВНП, отражающий производственные возможности экономики при полном использовании трудовых ресурсов (естественном уровне безработицы).
Стоимостная оценка национального продукта невозможна без учета уровня цен. При текущей оценке национального продукта используются рыночные цены, сложившиеся на момент оценки. Однако часто возникает необходимость сравнения объема произведенного национального продукта за разные промежутки времени. В этом случае нельзя использовать рыночные цены, так как они, особенно в условиях инфляции, могут существенно различаться з начале и конце временного интервала. Поэтому невозможно сделать вывод, за счет чего произошел рост национального продукта — увеличения объема производства или роста цен. Для достоверного макроэкономического анализа используют базовые цены, а также сопоставимые (неизменные) цены. С этой целью рассчитывают специальные индексы цен — дефляторы ВНП. Номинальные макроэкономические показатели измеряются в текущих ценах, реальные — в базовых ценах. Таким образом, номинальный ВВП равен объему конечного производства товаров и услуг, измеренному в ценах текущего года. Реальный ВВП — это то же количество товаров и услуг, измеренных в неизменных ценах базового года. Если мы разделим номинальный ВВП на реальный ВВП, то получим дефлятор ВВП, т.е. коэффициент пересчета, представляющий собой взвешенное среднее значение цен всех конечных товаров и услуг. Он позволяет измерить изменение среднего уровня цен по сравнению с базовым годом, т.е. величину инфляции в стране.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретропективе / Пер. с англ. — М.: Дело ЛТД, 1995.
2. Гальперин В.М. и др, Макроэкономика: Учебник / Под общ. ред. Л.С. Тарасевича. - СПб.: Экон. школа, 2004.
3. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рьшок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. - СПб., 1992.
4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1978.
5. Киреев А.П. Международная экономика: Учеб. пособие для вузов. В 2-х ч. - М.: Международные отношения, 2007.
6. Курс переходной экономики: Учебник для вузов / Под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 2007.
7. Статистический сборник Министерства статистики Республики Беларусь, Мн, 2008