Научение детей в младенческом и раннем возрасте
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание работы. Введение. Глава 1. ВИДЫ НАУЧЕНИЯ. Импринтинг. Условнорефлекторное. Оперантное. Викарное. Вербальное. Глава 2. НАУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.Содержание работы.
Введение.
Глава 1. ВИДЫ НАУЧЕНИЯ.
1.1. Импринтинг.
1.2. Условнорефлекторное.
1.3. Оперантное.
1.4. Викарное.
1.5. Вербальное.
Глава 2. НАУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.
2.1. Начальный этап научения.
2.2.Особенности научения детей в младенческом возрасте.
2.3. Научение детей в раннем возрасте.
Заключение.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Понятием научение пользуются тогда, когда хотят подчеркнуть результат учения. Оно характеризует факт приобретения человеком новых качеств и свойств в процессе учения. Этимологически это понятие происходит от слова «научится» и включает всё то, чему действительно может научиться индивид.
Сначала заметим: далеко не всё, что связано с развитием, может быть названо научением. В него, например, не входят процессы и результаты, которые характеризуют биологическое созревание организма, разворачиваются и протекают по биологическим, в частности генетическим, законам. Они мало или почти не зависят от обучения и научения. Например, внешнее анатомо – физиологическое сходство ребёнка и родителей, умение схватывать предметы руками, следить за ними и ряд других возникают в основном по законам созревания.
Всякий процесс, называемый научением, не является, однако, совершенно независимым от созревания. Это признаётся всеми учёными, и вопрос только в том, какова мера этой зависимости и в какой степени развитие определяется созреванием. Вряд ли, например, можно обучить ребёнка говорить до того времени, когда у него созреют необходимые для этого органические структуры: голосовой аппарат, соответствующие отделы головного мозга, ответственные за речь, и другое. Научение, кроме того, зависит от созревания организма по характеру течения процесса: он может быть ускорен или заторможен соответственно ускорению или замедлению созревания организма. Научение в гораздо большей степени зависит от созревания, чем, наоборот, созревание от научения, так как возможности внешнего влияния на генотипически обусловленные процессы и структуры в организме весьма ограничены.
Глава 1.
ВИДЫ НАУЧЕНИЯ
1.1. Импринтинг
У человека есть несколько видов научения. Первый и простейший из них объединяет человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой. Это – научение по механизму импринтинга, т. е. быстрого, автоматического, почти моментального по сравнению с длинным процессом обучения приспособления организма к конкретным условиям жизни с использованием практически готовых форм поведения. Например: достаточно прикоснуться каким – либо твёрдым предметом к внутренней поверхности ладони новорождённого, как у него автоматически сжимаются пальцы руки. Как только новорождённый касается груди матери, у него срабатывает врождённый сосательный рефлекс. Через описанный механизм импринтинга формируются многочисленные прирождённые инстинкты, включая двигательные, сенсорные и другие. По традиции, сложившейся со времён И. П. Павлова, подобные формы поведения называют безусловными рефлексами.
1.2. Условнорефлекторное
Второй вид научения – условнорефлекторное. Начало его исследованиям было положено работами И. П. Павлова. Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Стимулы, которые способны породить условнорефлекторную реакцию организма, должны восприниматься им. Все основные элементы будущей реакции также должны уже быть в наличии в организме. Благодаря условнорефлекторному научению, они связываются друг с другом в новую систему, обеспечивающую реализацию более сложной формы поведения, чем элементарные врождённые реакции. Впоследствии в данном процессе условные стимулы начинают выполнять сигнальную, или ориентирующую, роль. Например, определённая, ставшая привычной обстановка, в которой неоднократно оказывается во время кормления младенец, условно рефлекторным путём может начать вызывать у него органические процессы и движения, связанные с приёмом пищи.
1.3. Оперантное
Третий вид научения – оперантное. При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок. Он состоит в следующем. Задача или ситуация, с которой столкнулся индивид, порождает у него комплекс разнообразных реакций: инстинктивных, безусловных, условных. Организм последовательно пробует на практике для решения задачи каждую из них и автоматически оценивает достигнутый при этом результат. Та из реакций или то их случайное сочетание, которое приводит к наилучшему результату, т. е. обеспечивает оптимальное приспособление организма к возникшей ситуации, выделяется среди остальных и закрепляется в опыте. Это и есть научение по методу проб и ошибок.
1.4. Викарное
Все описанные виды научения встречаются как у человека, так и у животных и представляют собой основные способы приобретения жизненного опыта различными живыми существами. Но у человека есть и особые, высшие способы научения, редко или почти не встречающиеся у других живых существ. Это, во – первых, научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Данный тип научения называется викарным и представлен у человека в наиболее развитой форме. По способу функционирования и результатам он напоминает импринтинг, но только в сфере приобретения человеком социальных умений и навыков. Викарное научение является для человека особенно значимым на ранних стадиях онтогенеза, когда, не владея ещё символической функцией, ребёнок приобретает богатый и разнообразный человеческий опыт, обучаясь на наглядных примерах путём наблюдения и подражания.
1.5.Вербальное
Во – вторых, это вербальное научение , т. е. приобретение человеком нового опыта через язык. Благодаря ему человек имеет возможность передавать другим людям, владеющим речью, и получать сам необходимые способности, знания, умения и навыки, описывая их словесно достаточно подробно и понятно для обучаемого. Символическое, или вербальное, научение становится основным способом приобретения опыта, начиная с момента усвоения речи и, особенно, при обучении в школе. Здесь предпосылкой и основой для эффективного научения становятся самые высшие психические функции человека: его сознание и речь.
Глава 2.
НАУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
2.1.Начальный этап научения
Научение ребёнка фактически начинается с момента его рождения. С первых же дней его жизни в действие вступают механизмы научения, такие, как импринтинг и условнорефлекторное научение. Двигательные и пищевые рефлексы обнаруживаются у ребёнка сразу же после его рождения. В это время у детей устанавливаются отчётливые условно рефлекторные реакции на свет и на некоторые другие раздражители. Далее появляются следующие формы научения: оперантное, викарное и вербальное (научение по словесно заданным образцам или инструкциям). Благодаря быстрому прогрессу оперантного и викарного научения ребёнок младенческого и раннего возраста с удивительной скоростью и поразительными успехами совершенствует двигательные умения, навыки и речь. Как только у него обнаруживается понимание речи, возникает и быстро совершенствуется вербальное научение.
К концу младенческого возраста мы обнаруживаем у ребёнка уже все пять основных видов научения, совместное действие которых обеспечивает дальнейший быстрый прогресс в психологическом и поведенческом развитии, особенно заметный в раннем возрасте. Вначале все виды научения функционируют как бы независимо друг от друга, а затем происходит их постепенная интеграция. Поясним сказанное на примере четырёх наиболее важных форм прижизненного приобретения человеком опыта: условно рефлекторной, оперантной, викарной и вербальной.
Ещё И. П. Павлов показал, что у человека имеется две сигнальные системы, благодаря которым он научается реагировать на первоначально нейтральные, а затем приобретающие для него жизненную значимость воздействия. Это – способность откликаться на физико- химические стимулы ( звук, свет, прикосновение, вибрация, запах, вкус и т. п.) и на слово. Одна сигнальная система названа первой, а другая второй. Вторая сигнальная система для человека, безусловно, более важна для приобретения жизненного опыта.
Пользуясь словом, взрослый человек может обратить внимание ребёнка на те, или иные детали ситуации, особенности выполняемого действия. Слово, произнесённое как название того или иного предмета или явления, становится его условным сигналом, и дополнительного сочетания слова с реакцией в данном случае обычно не требуется. Такова роль слова в условно рефлекторном научении.
Если научение совершается по методу проб и ошибок (оперантное обусловливание), то и здесь слово делает приобретение нового опыта более совершенным. С помощью слова можно чётче выделить в сознании ребёнка его успехи и неудачи, обратить внимание на что – либо существенное, в частности на то, за что он получает поощрение: за старание, приложенные усилия или за способности. Словом можно направлять внимание ребёнка, управлять его деятельностью.
2.2.Особенности научения детей младенческого возраста
Основные сферы научения детей в младенческом возрасте – это движения, психические процессы: восприятие и память, речевой слух и наглядно – действенное мышление. Развитие двигательной активности ребёнка необходимо для расширения возможностей его самостоятельного передвижения в пространстве, для исследования и познания окружающего мира, а также для овладения предметными действиями. Без приобретения соответствующими процессами человеческих свойств невозможно дальнейшее развитие у ребёнка собственно человеческих способностей.
Если бы с самых первых дней жизни можно было начать активную учебную и воспитательную работу с ребёнком, направленную на развитие его познавательных процессов и речи, то это следовало бы сделать, приступив к обучению ребёнка сразу же после его рождения. Однако мы знаем, что в первые дни своего существования человеческий младенец является одним из самых беспомощных на свете существ и прежде всего, требует физического ухода. Поэтому о его физическом воспитании необходимо заботиться в первую очередь. Не рекомендуется, например, слишком сильно пеленать ребёнка и долго держать его в таком состоянии. Руки и ноги ребёнка должны иметь возможность свободно двигаться с двух – трёх недельного возраста. От движений младенца в первые дни и месяцы жизни может зависеть развитие в будущем его двигательных способностей, умений и навыков. С ним начиная с полуторамесячного возраста необходимо проводить специальные физические упражнения. Это может быть легкий, поглаживающий массаж рук, ног, спины и живота ребёнка. От трёх до четырёх месяцев плюс свободное пассивное передвижение рук и ног ребёнка, их сгибание и разгибание руками взрослого.
От четырёх до шести месяцев взрослому уже следует внимательно наблюдать за собственными попытками ребёнка как доставание и захватывание предметов, переворачивание с боку на бок, попытки занять сидячее положение. Примерный комплекс физических упражнений для младенца 6 – 7 месячного возраста должен включать в основном оказание помощи ребёнку в движениях, выполняемых по собственной инициатив. В 9 – 12 месяцев особенно важно стимулировать собственное старание ребёнка встать и ходить. Во время занятий необходимо поддерживать у ребёнка хорошее настроение и ласково разговаривать с ним.
С возрастом по мере совершенствования и развития движений надо стимулировать активность ребёнка , направленную на самостоятельный приём пищи, одевание и раздевание. Для закаливания и физического развития полезно купание и плавание при помощи взрослого. Ребёнок, начиная с двух – трёх месяцев, должен не только находится в окружении ярких, разноцветных, красивых и привлекательных игрушек, издающих разнообразные и приятные звуки, но и сам иметь возможность касаться их, брать в руки, двигать, поворачивать, порождать определённые зрительные и слуховые эффекты. Всем манипулятивным действиям ребёнка с предметами не следует препятствовать, так как с помощьюэтих действий младенец активно познаёт окружающий мир. Здесь начинается формирование произвольных движений и познавательных интересов. Поддержание и закрепление их в этом возрасте в дальнейшем может привести к формированию важной для цивилизованного человека потребности в приобретении новых знаний.
На втором полугодии жизни дети начинают воспроизводить и повторять движения взрослых. Тем самым они демонстрируют готовность к викарному научению с повторными самостоятельными упражнениями. Это обстоятельство имеет принципиальное значение для дальнейшего общего развития ребёнка, в частности для формирования его речи. Под влиянием речи взрослых у ребёнка вначале развивается специальный речевой слух. Произносимые взрослым слова младенец связывает с тем, что сам чувствует, видит и слышит. Так происходит первичное научение комплексному восприятию речи , формируется способность к различению её элементов и пониманию.
Наряду с усвоением слов, обозначающих предметы, необходимо заботиться о том, чтобы ребёнок научился понимать слова, относящиеся к действиям и признакам предметов. Особое внимание в период формирования речи ребёнка следует обратить на развитие движений рук. В лексиконе взрослого человека должно быть достаточно слов, обозначающих подобные движения. Это такие слова как : «дай», «возьми», «подними», «брось», «отнеси» и т. п.
Главное, что должен приобрести ребёнок к концу младенческого возраста, - это прямохождение. У младенца чуть ли не с первых дней жизни проявляется особый опорный двигательный рефлекс, который состоит в том, что при прикосновении ладонью к нижней поверхности стопы ребёнок автоматически разгибает, выпрямляет ножки. Этим рефлексом можно воспользоваться для того, чтобы активно развивать у него мышцы ног, постепенно подготавливая ребёнка к вставанию на них.
Примерно к началу второго полугодия жизни восприятие и память ребёнка достигают такого уровня развития, что он оказывается вполне способным решать в наглядно – действенном плане элементарные задачи. С этого момента наступает пора позаботиться о развитии у ребёнка наглядно – действенного мышления. Например, на глазах у ребёнка можно спрятать игрушку, на несколько секунд отвлечь его внимание и затем попросить найти спрятанную вещь. Такие вопросы и игры с детьми не только хорошо развивают, но благотворно влияют на мышление.
2.3. Научение в раннем возрасте
На протяжении всего детства совершенствуется интеллект ребёнка, происходит переход от наглядно – действенного к наглядно – образному мышлению. Практические действия с материальными предметами постепенно замещаются действиями с образами этих предметов. Ребёнок делает очередной и весьма важный шаг на пути своего интеллектуального развития. Детям раннего возраста необходимо как можно больше давать заданий на воображение, в частности рисование. Совместные творческие игры со взрослыми выступают в качестве основных условий развития способностей ребёнка.
Начало раннего возраста – это вступление в сензитивный период развития речи . В возрасте от одного до трёх лет ребёнок наиболее восприимчив к усвоению речи. Пассивное восприятие и реагирование на речь взрослого в раннем дошкольном детстве замещается активным овладением речью. В основе развития речи ребёнка в начальном периоде её активного пользования лежит оперантное и викарное научение, внешне выступающее как подражание речи взрослых. На втором году жизни у ребёнка резко возрастает интерес к окружающему миру. Дети всё хотят узнать, потрогать, подержать в своих руках. Их особенно интересуют названия новых предметов и явлений, имена окружающих людей. Овладев первыми словами, дети часто задают взрослым вопросы «что это?», «кто это?», «как это называется?». Такие вопросы нельзя оставлять без внимания, необходимо всегда отвечать на них как можно полнее, чтобы удовлетворить естественное любопытство ребёнка и способствовать его когнитивному развитию.
Неправильная, слишком быстрая и невнятная речь взрослых препятствует речевому развитию детей. С ребёнком необходимо говорить медленно, отчётливо произнося и повторяя все слова и выражения. Ребёнок к концу первого года жизни уже оживлённо реагирует на мимику, жесты и пантомимику. По ним он улавливает смысл тех слов, которые произносят взрослые. Поэтому, разговаривая с детьми раннего возраста, особенно в начале усвоения активной речи, необходимо широко пользоваться в общении языком мимики и жестов.
Мы уже отмечали, что для детей раннего возраста характерна повышенная любознательность. Её поддержка ведёт к быстрому интеллектуальному развитию ребёнка, к приобретению им необходимых знаний, умений и навыков, причём умственное развитие детей этого возраста осуществляется в разных видах деятельности: в играх, на занятиях со взрослыми, в общении со сверстниками, в процессе внимательного наблюдения за тем, что его окружает. Особенное значение для развития любознательности ребёнка имеют игрушки. Среди тех игрушек, которые находятся в распоряжении детей, должно быть много таких, с помощью которых дети, подражая взрослым, могли бы приобщаться к миру человеческих отношений. Здесь в достатке должны быть куклы, изображающие людей и животных, кубики, из которых можно создавать различные конструкции, предметы домашнего обихода, мебель, кухонная утварь, садовый инвентарь (всё в игрушечном варианте). Если игрушка случайно сломалась, то её не стоит выбрасывать, лучше попросить малыша и помочь ему починить игрушку. Важно, однако, другое: с раннего возраста приучать детей к аккуратности и бережливости.
С обучением и воспитанием детей раннего возраста связан ещё один вопрос: насколько устойчивыми для дальнейшего психологического и поведенческого развития ребёнка могут стать последствия ранней сенсорно – двигательной депривации, т. е. лишения ребёнка необходимых стимулов для его психофизического развития. Дети, с которыми в раннем дошкольном возрасте взрослые мало общались, которым, например, не читали книг, не побуждали к тому, чтобы активно изучать окружающий мир, которые не имели возможности для игр, эти дети, как правило, заметно отстают от своих сверстников в психологическом развитии. Из них нередко вырастают так называемые педагогически запущенные дети.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего вышеизложенного выше можно сделать вывод, что необходимая и важная задача научения детей в самые ранние годы их жизни состоит в том, чтобы научение шло с сочетанием разных форм: условно рефлекторного с оперантным, викарного с вербальным, викарного с оперантным. Такое сочетание необходимо потому, что при разных видах научения в действие вступают и получают развитие различные анализаторы, а опыт, полученный при помощи разных органов чувств, как правило, является самым разносторонним и богатым. Вспомним, к примеру, что правильное восприятие пространства обеспечивается совместным действием зрительного, слухового, проприоцептивного и кожного анализаторов.
Параллельная работа разных анализаторов помогает развитию у ребёнка способностей. Условнорефлекторное научение положительно влияет на способность органов чувств различать физические стимулы (дифференциальная сенсорная способность). Оперантное научение позволяет активно совершенствовать движения. Викарное научение улучшает наблюдательность, а вербальное развивает мышление и речь. Если в обучении ребёнка мы используем все четыре вида научения, то одновременно у него будут развиваться восприятие, моторика, мышление и речь. Вот почему с раннего детства, приступая к обучение детей, необходимо стремиться к сочетанию разных видов научения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Немов Р. С. Психология: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4 – е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: Психология образования.
2. Педагогическая психология: Учебное пособие / В. Казанская. – СПб.: Питер, 2003.
3. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под. ред. Б. А. Сосновского. – М.: Высшее образование, 2008.
4. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. – М., 1983.
5. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.