Научно-технический прогресс в экономике
СОДЕРЖАНИЕ: Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Оренбургский Государственный Университет Кафедра экономической теорииМинистерство общего и профессионального
образования Российской Федерации
Оренбургский Государственный Университет
Кафедра экономической теории
НАУЧНО -ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС:
СУТЬ И РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
Курсовая работа по экономической теории
Руководитель работы:
________Федорова Ольга Ивановна
Исполнитель:
Студент группы 97 ИСЭ -2
________ Никулин Александр Васильевич
г. ОРЕНБУРГ 1998
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.___________________________________________________3
Теория применения НТП.____________________________________4
Государственное управление._________________________________5
Внедрение НТП.___________________________________5
Методы регулирования.____________________________6
Меры активизации._______________________________11
НТП и экономика переходного периода._________________17
Заключение.__________________________________________26
Список использованной литературы.______________________28
Введение.
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной,
и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист
Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он
состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реали- зации, охватывая таким образом
весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая толчок, имеет
меркантильное содержание: это уже не результат “чистой науки”, полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном
творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.
Инновация есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть
чем-то техническим. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновация?”
Инновация может быть определена так, как Ж.Б. Сей определил предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как
сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых
потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).
Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Предпринимательство основывается на экономических и
социальных теориях, согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно
экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед
предприним- ателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе.
Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех
возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений.
Выделяют следующие изменения, или источники инноваций:
Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача;
Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей;
Изменение потребностей производственного процесса
Изменения в структуре отрасли или рынка;
Демографические изменения;
Изменения в восприятии и в ценностных установках;
Новые знания, научные и ненаучные
Мало существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например, продажа
товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли.
1 Теория применения НТП.
Рассмотрим график производственных возможностей для двух продуктов пицци и промышленных роботов. По оси Y отложим производство
промышленных робтов, а по оси X производство пицци. Сама кривая производственных возможностей представляет собой некую границу
производства экономики.
Допустим, кривая GW показывает максимальное производство экономики в данный момент времени. Но нам хотелось бы для большего
удовлетворения своих потребностей, увеличить производство этих продуктов. Значит переместится с кривой GW на кривую AF – это и есть
экономический рост. Экономический рост – способность производить больший общий бьем продукции – выражается в смещении кривой
производственных возможностей вправо; он представляет собой результат увеличения предложения ресурсов и технического прогресса.
Этого можно добиться разными методами, но мы будем рассматривать научно-технический прогресс. Развивая его мы совершенствуем
средства производства. И следовательно, повышаем производительность и качество производимой продукции в экономике, используя сырье
того же качества и количества. Следовательно, кривая сместится вправо и в экономике будет наблюдаться подъем.
2 Государственное управление.
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями
инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными
отношениями, посредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой
рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного
уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и
коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности
2.1 Внедрение НТП.
Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного капитала.
Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери: инновации носят
рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей
только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций
Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%.
Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами
ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного
процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того, погибнет и вложенный капитал.
Какие же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Силы эти для любой экономической
системы (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; “объединения” промышленных фирм,
университетов, правительственных лабораторий в разных комбинациях и т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние либо на
имеющие объективную и субъективную природу. Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно
отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров
реализовать свой творческий потенциал (субъективная причина). Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности
индивидуален для каждой отдельной компании и в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять решение об
инновационном процессе. Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной
возможностью завоевать место на рынке. Однако, зачастую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим компаниям
свойствен довольно устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии, добившиеся преобладания на рынке,
обычно не имеют внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом могут выступить
причины внешнего характера, в частности, обусловленные соответствующими мерами экономической политики государства.
2.2 Методы регулирования.
Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется
экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на
централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание “кейнсианского” подхода к
государственной экономической политике, пред-полагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь
общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.
В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран: в первой
возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция); вторая
характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания); третья придерживается “промежуточного”
варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике: государственное регулирование сочетается с низкой степенью
централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов
правительства и бизнеса.
Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах:
административно-ведомственной и программно-целевой.
Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со
специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон
Стивенсона-Вайдлера “О технологических нововведениях”, предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций;
создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти; оказание содействия в
обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями; поощрение
частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники. Ярким примером дотационного государственного
финансирования может служить открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На
организацию этого института местными и федеральными властями было выделено 17 млн. долл. Основная его задача - разработка и опытная
эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и других средств автоматизации производства. Всего из 133 млрд. долл.,
расходуемых в США на НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась почти половина - 49,3%.
Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование последних
посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система
государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления
нововведений и т.д. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы
контрактных отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли
заказчика-потребителя НИОКР - например, в аэрокосмической области, - а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре
четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального
вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США таким образом финансируются 77%
федеральных затрат на НИОКР.
Особое место в системе “прямых” мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие
кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм
кооперации вызвана осознанием объективной необходимости, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их
коммерческой реализации, с другой, - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании академических
исследований. В этом направлении государственной инновационной политики отчетливо проявляется ее перспективная направленность,
заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов у
промышленных компаний, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Вообще, по справедливому замечанию
А.Я.Лившица, “рынок не дает эффекта в ситуациях, когда есть нужда в осуществлении крупных инвестиционных проектов, с длительными
сроками окупаемости, высокой степенью прибыли и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли”. Создание консорциумов,
инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные
инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей, благодаря которой различные
организации не только осознают необходимость совместной реализации инновационного цикла, но и реально ощущают преимущества
совместной работы.
Государственная поддержка создания таких организационных формирований осуществляется в развитых промышленных странах
преимущественно в виде специальных программ различных правительственных ведомств (в США это в основном Министерство энергетики
и Национальный Научный Фонд - ННФ). Так, в настоящее время ННФ осуществляет четыре программы по организации сотрудничества
научно-исследовательских учреждений и промышленных фирм США.
Первая из них - “Промышленно-университетские кооперативные исследовательские центры” - реализуется с 1973 г. Она предусматривает
создание кооперативных университетскопромышленных центров на базе разработки и реализации крупный исследовательской программы, в
которой участвует несколько промышленных фирм и один университет. В 1984 г. в стране насчитывалось более 100 таких центров, причем 20
из них были организованы целиком на средства ННФ. В 1985 г. в рамках этой программы ННФ приступил к реализации новой формы
кооперации. Возникли “Центры инженерных исследований”, основной целью которой является помощь в повышении их эффективности и
конкурентоспособности. Характерно, что государство охотнее использует свою финансовую помощь в качестве стимула при создании
совместных центров по изучению научно-технических проблем, которые в силу ряда причин не являются достаточно привлекательными для
промышленности.
Вторая программа начата в 1978 г. и направлена на организацию кооперации промышленности с университетами в выполнении
исследовательских проектов, финансируемых ННФ в интересующих правительство областях. Партнерам по совместной исследовательской
работе ННФ предоставляет субсидии.
Третья программа ставит своей задачей предоставление финансовой помощи отдельным лицам или фирмам в сфере мелкого бизнеса,
обязующимся в течение полугода провести исследования какой-либо научной идеи.
Наконец, цель четвертой программы состоит в развитии фундаментальных знаний о процессе технологических нововведений и оценке
механизма поддержки совместно ведущихся исследований промышленности и университетов.
Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих
инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для
новаторской деятельности. Ниже попытаемся кратко охарактеризовать основные методы, относящиеся к косвенным.
Либерализация налогового и амортизационного законодательства. Предприниматели реализуют инновационные процессы с целью
получения большей прибыли. Склонность к предпринимательству вообще, инновационному в частности, регулируется уровнем
налогообложения прибыли. Иллюстрируя эту мысль, венгерский экономист Б.Санто приводит следующую зависимость, учитываемую
Министерством промышленности Швеции: “если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25%, то склонность к
предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает 50% от прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ними
капвложениями практически исчезает”. Важность этого инструмента государственного регулирования осознается практически во всех
промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли. В США система
налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной
производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25%, в
настоящее время - 20%. Подсчитано, что в целом амортизационные и налоговые льготы покрывают в среднем в США от 10 до 20% общей
суммы затрат на НИОКР.
Законодательные нормы. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например,
действующее в США уже около 200 лет патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия - интеллектуальную
собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение. Это обстоятельство позволяет изобретателю,
подобно землевладельцу, получать, по определению В.Л.Сажина, “инновационную ренту” т.е. плату за пользование его изобретением. Такое
положение в конечном счете положительно сказывается на активности научной работы в стране. Антитрестовское законодательство
позволяет поддерживать необходимую жесткость конкурентной борьбы - важного фактора стимулирования инновационной активности. Это
обстоятельство в определенной мере обусловливает направленность торгово-валютной политики, ориентированной на защиту интересов
национального капитала в области реализации новшеств внутри страны. Так, в апреле 1987 г. под давлением Ассоциации электронной
промышленности США администрация Р.Рейгана ввела стопроцентный налог на некоторые виды японской электроники, ввозимой на
американский рынок, что было вызвано повышением импорта электронных изделий из Японии над американским экспортом
соответствующих товаров на 16,9%.
Создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно,
если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно
обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт. Обмен информацией между этапами этого
цикла играет, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови в организме человека.
При всем многообразии форм и приемов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов во всех
промышленно развитых странах прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную политику в качестве
специфического элемента системы государственного регулирования. Так, отмечается согласованность инновационной политики со всеми
видами государственной экономической политики вообще; это проявляется в использовании единых экономических инструментов
государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу. Характерным свойством инновационной политики
является также широта воздействия: оно нацеливается на предложение инновационных идей, инициирует начальный спрос на результаты
инновационных процессов, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных
ресурсов, создает благоприятный для инноваций экономический и политический климат. Наконец, общая черта инновационной политики -
учет особенностей инновационного процесса: его цикличности, расчлененности на этапы, вероятностного характера, высокой степени риска и
т.д.
Национальные ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых разными странами. Здесь
сказывается неравномерность экономического развития стран, проявляющаяся и в сфере инноваций. Вследствие этого возникает
необходимость сосредоточивать национальные усилия на ключевых областях науки и техники, - тех, в которых страна может добиться
лидирующего положения на мировом рынке. В частности, выделяют американскую и японскую модели инновационной политики.
Американская модель отличается наиболее полной автономией предпринимательства. Ориентировка экономического развития
осуществляется путем выделения особой области, в последнее время это военная технология, куда государство вкладывает средства и тем
самым обеспечивает ее технологический приоритет. Так, в 1981-85 гг. в США планировалось выделение 1500 млрд. долл. на развитие
военно-промышленного комплекса. Результаты и побочные продукты военных инноваций становятся важным источником инноваций
гражданских. Схожую модель использует и Англия. За последние 5-7 лет доля расходов на военные исследования в общих затратах на НИОКР
возросла здесь с 20-25 до 50%.
Японская модель также предполагает создание технологического приоритета, но при этом упор делается на конкретные технологии. За
последние 10 лет технология строительства больших танкеров была заменена в роли ведущей технологий изготовления роботов. Иными
словами, на государственном уровне определяются технологические преимущества, которые должны быть достигнуты, и стимулируется их
развитие с тем, чтобы затем переводить на новые технологии все народное хозяйство.
2.3 Меры активизации.
Принципы экономического стимулирования НТП. Стимулирование - наиболее динамический элемент управления, связанный с
воздействием на интересы участников процесса “исследование производство”, их осознанные социальные потребности, в результате чего
они ускоряют НТП из внутренних побуждений, а не только по указанию свыше.
Стимулирование научно-технического прогресса - создание преимуществ в удовлетворении экономических и социальных интересов
организаций и предприятий, разрабатывающих и осваивающих новую высокоэффективную технику. Его органическая составная часть -
экономическое стимулирование - представляет собой установление соответствия между хозрасчетным доходом предприятий и НТО и их
реальным вкладом в достижение эффекта НТП, решение научно-технических проблем. Механизм экономического стимули- рования НТП
включает его основные принципы (комплексность, перспективность, нормативный характер, гласность) и формы (налого- обложение,
фондобразование и финансирование, кредитование, установление цен и других экономических нормативов, организация оплаты труда,
экономическая ответственность, страхование риска).
Комплексность стимулирования НТП предполагает органическое единство систем премирования по итогам научно-технической и
производственной деятельности. Эти системы имеют общий источник (хозрасчетный доход), сопоставимые оценочные показатели (прирост
прибыли, снижение себестоимости и т.д.
Однако это не должно означать растворение фондов поощрения за создание и освоение нововведений в едином фонде оплаты по
труду, используемом на премирование по итогам текущей хозяйственной деятельности, вознаграждения по итогами года и т.д. Результаты
НТП оцениваются с учетом срока окупаемости нововведений (в среднем - 2 года), премируются лишь непосредственные участники их
разработки и освоения, при этом учитывается не только экономический, но и другие виды эффекта НТП. Стимулирование НТП предполагает
как материальное и моральное поощрение, так и соответствующее наказание уменьшение фондов оплаты и социального развития
коллективов, выпускающих устаревшую и малоэффективную продукция, их роспуск.
При организации стимулирования следует учесть, что ускорение НТП предполагает развитие не только науки и техники, но и
социально-экономических отношений, в том числе внутри коллективных. Наука как объект стимулирования отличается универсальностью
своего языка и методов, а использование техники и технологии во многом связано со спецификой интересов и традиций данной страны,
региона, трудового коллектива. Если на микро уровне стимулируется отдельное нововведение как клеточка НТП, процесс последовательной
смены этапов цикла, то на уровне предприятия, не говоря уже о народном хозяйстве в целом, стимулировать следует не только отдельные
мероприятия НТП, но прежде всего структурные сдвиги в экономике, процесс обновления производства в целом включая преобразование
техники и технологии, организации производства и управления, культуры и квалификации работников. Перспективность в стимулировании
НТП требует учета не только годового хозрасчетного, но и народнохозяйственного экономического эффекта за весь срок использования
нововведения. При этом особо поощряется создание и освоение новых поколений техники и технологии, а также конкурентоспособных
нововведений, не уступающих высшему мировому уровню в данной области. До сих пор премии за новую технику в промышленности
составляли всего 2-3% общей суммы поощрений, что делало ускорение НТП второстепенной задачей по сравнению с перевыполнением
планов по объему реализации и прибыли. Доля вознаграждений изобретателей в полученном эффекте сократилась за последние 15 лет в три
раза (до 1%) Нормативный характер стимулирования предполагает установление прямой связи между фактическим экономическим
эффектом НТП (при соблюдении социальных и экологических требований) и величиной премий. Это означает также стимулирование в
реальном, а не календарном масштабе времени (за конкретный результат, а не за квартал), отмену регрессивной шкалы, при которой
наибольшая премия (в процентах к сумме экономии) причитается за мелкие нововведения. Все выплаты до освоения новшества носят
авансовый характер. В то же время норматив отчислений от эффекта НТП в фонд премирования в рамках НТО целесообразно
дифференцировать в зависимости от типа нововведений (направления НТП), новизны техники в сравнении с мировым уровнем, ее
народнохозяйственной значимости. Источником прибыли может стать не только понижение затрат и изменение цен, но и формирование
новых общественных потребностей, радикальная смена номенклатуры продукции.
Гласность поощрения означает, что его условия должны быть известны коллективу до начала работы. Распределение соответствующих
фондов между работниками на основе принятых на данном предприятии положений - дело самого коллектива. По его решению могут
поощряться другие коллективы и отдельные лица, содействование успеху нововведения.
Стимулирование НТП связано с экономическими методами управления природоохранной деятельностью. Устанавливаемые предприятиям
нормативы платы за природные ресурсы стимулируют их рациональное и комплексное использование. Становится выгодным применять
ресурсосберегающие технологии, извлекать из каждой тонны оплаченных ресурсов как можно больший доход. Нормативы платы за выбросы
загрязняющих веществ в природную среду заинтересовывают коллектив в использовании техники, сокращающей эти выбросы. При
превышении допустимых норм и аварийных загрязнениях взимается в несколько раз повышенная плата за счет хозрасчетного дохода
коллектива.
Финансирование НТП. Финансирование НТП включает формирование и использование специальных фондов для ускорения НТП на всех
уровнях управления. По своей экономической природе эти фонды являются частью общественных издержек производства и служат формой
их резервирования, переноса авансированных затрат на стоимость готового продукта. Фонды финансирования НТП по своей роли в
процессе воспроизводства близки к амортизационным отчислениям. Они компенсируют затраты хозрасчетных предприятий и НТО на
создание и освоение нововведений (с учетом неравномерности затрат по фазам цикла) и страхуют связанный с этим риск.
Компенсационные фонды носят возвратный характер. В безвозвратном финансировании нуждаются лишь затраты на фундаментальные
исследования, не рассчитанные на экономический эффект или дающие его лишь в отдаленной перспективе. В остальных случаях средства
для создания указанных фондов образуются за счет отчислений от стоимости продукции в период массового использования нововведения. В
начале 80-х годов лишь половина затрат на освоение новой техники компенсировалась из соответствующих фондов. Другая половина
покрывалась за счет снижения рентабельности в первые годы выпуска новой продукции (это делало невыгодным обновление номенклатуры)
или повышения цен за счет завышенной калькуляции затрат (это приводило к невыгодности новой техники для потребителя). В новых
условиях хозяйствования для финансирования НТП используется несколько фондов. Фонд фундаментальных исследований при АН СССР,
республиканских и отраслевых академиях создается за счет ассигнований из союзного, республиканского и местного бюджетов, а также
целевого финансирования поисковых НИР и работ по созданию научного задела из средств министерств, предприятий, НТО,
благотворительных фондов и других спонсоров. Средства распределяются по решению научных советов и общественных органов, причем
поддерживаются все направления современной науки, по которым можно ожидать новых результатов, включая альтернативные проекты.
Фонды финансирования государственных и международных научно-технических программ, планов МНТК, а также других работ по
созданию принципиально новой техники и технологии формируется обычно на долевых началах за счет госбюджета и средств
заинтересованных предприятий, НТО, министерств, концернов, ассоциаций, банков, финансовых фондов, местных Советов и т.д. Эти
затраты носят строго целевой и возвратный характер. В них включается и банковские кредиты. Инновационные фонды могут быть
образованы в каждом регионе за счет средств разработчиков и потребителей научно-технической продукции (они частично исключаются из
налогообложения), банковских вложений, а также средств республиканского и местного бюджета, заинтересованных предприятий. Они
служат для финансирования малых НТО, инициативных проектов разрабатываемых отдельными учеными и специалистами или их группами,
а также для оплаты оказываемых им конституционных, патентных инжиниринговых и других технических услуг.
Дополнительным источником финансирования разработок со значительным экологическим и социальным эффектом служат целевые
субсидии (субвенции), льготы по налогам, плате за ресурсы и услуги, компенсация части затрат за счет инвестиционных фондов и
потребителей, а также целевые дотации покупателям новой дорогостоящей продукции в первые годы ее выпуска
Фонд развития производства, науки и техники предприятий (объединений) образуется за счет пяти основных источников
1) амортизационных отчислений, предназначенных для п