Наука, лженаука и религия

СОДЕРЖАНИЕ: Наука как сфера человеческой деятельности. Этапы познания научной истины. Характеристика и причины расцвета лженауки. Причины и особенности возникновения и развития религии. Вопрос об отношении государства к церкви, история размежевания науки и религии.

Наука, лженаука и религия


Содержание

1. Наука, гипотезы, аксиомы, вера

2. Новое знание в науке

3. Наука и лженаука

4. Религия и наука

Список использованных источников


1. Наука, гипотезы, аксиомы, вера

Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных (не зависящих от воли и сознания человека) знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Она включает деятельность по получению нового знания и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.

Непосредственная цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, первое ее отражение в мышлении (сознании); воспроизведение в языковой форме представлений о закономерных связях действительности.

Знание – продукт общественной деятельности (практики), направленной на преобразование действительности.

Познание – процесс движения мысли от незнания к знанию; обусловленный потребностями общества процесс отражения действительности в мышлении; взаимодействие объекта и субъекта, итогом которого является новое знание.

Уровни познания: эмпирический, в том числе, чувственный, и теоретический.

Формы познания: 1- получение знания, неотделимого от субъекта (восприятие, представление); 2 – получение объективного знания, существующего вне субъекта (наука-теория, воплощенное в продуктах труда знание).

Типы познания: обыденное, художественное, научное.

Путь познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (Ленин). Наблюдение – гипотеза – теория – проверка теории (практика).

Вернадский В.И.: «Звучит парадоксом, однако, это так: распространение научного мировоззрения может даже иногда мешать научной работе и научному творчеству, так как оно неизбежно закрепляет научные ошибки данного времени, придает временным научным положениям большую достоверность, чем они в действительности имеют…Такое распространение временного – и часто ошибочного – научного мировоззрения было одной из причин не раз наблюдавшихся в истории науки местных или всемирных периодов упадка. Давая ответы на все запросы, оно гасило стремление к исканию».

Всякая теория начинается с гипотезы – предположительного суждения об устройстве или методах получения чего-то, о причинной связи явлений и т.д.

Например, в средние века широкое распространение получил поиск «философского камня», способного превращать неблагородные металлы в золото и серебро. Его искали экспериментально, смешивая и нагревая различные вещества. Эта сфера опытов получила название «алхимия». Идея оказалась ложной, но пользу науке принесла несомненную – был накоплен огромный экспериментальный материал по физическим и химическим превращениям веществ. В итоге возникла наука «химия».

Долгое время в науке господствовали: геоцентрическая система мира Птолемея, представления о «мировом эфире» в физике и т.д. Нельзя сказать, что они принесли науке только вред, хотя и оказались ложными. Но, кстати, идея эфира как передатчика действия сейчас возрождается некоторыми учеными, хотя и совершенно на качественно новом уровне (вакуум в современной физике уже не рассматривается как пустое пространство – пространство, лишенное материи).

Гегель Г.: «Истины рождаются и умирают. Но рождаются они как ересь..»

Рабиндранат Тагор: «Если мы закроем дверь перед заблуждением, то как же тогда войдет истина?»

Вернадский В.И. «“научная вера” является в истории науки могущественным созидательным фактором, теснейшим образом генетически связанным с научным исканием и научным творчеством, в общем, от них не отделимым. В обществе без научной веры не может быть научного творчества и прочной научной работы.

Лекторский В.А., академик РАН: «Проблема отношения веры к знанию всегда была для философии одной из центральных, ибо речь идет как о самой возможности постижения реальности, так и о предельных основаниях человеческой деятельности. Оказывается, что наука принципиально не может обойтись без веры. Вера играет важную роль в научном познании. Существенно то, что идеал науки предполагает принципиальную возможность превращения того, что первоначально принимается всего лишь на веру, в более или менее обоснованное знание. Наука всегда шла по этому пути. В религии дело обстоит иначе. Религиозная вера исключает знание».

2. Новое знание в науке

Новые представления всегда противоречат старым, в том числе в науке, включая не только теоретическую, но и экспериментальную науку. Новые идеи и факты, противоречащие сложившимся ранее представлениям, как правило, длительное время не признаются, игнорируются и не развиваются.

Резерфорд Э. выделял «три этапа» в признании научной истины:

1) «это абсурд»!

2) «в этом что-то есть».

3) «это общеизвестно»!

(шутка, в которой содержится большая доля истины).

Например, работа английского ученого Уотерстона «О физической среде, состоящей из свободных и вполне упругих молекул, находящихся в движении» (1845г.), отклоненная рецензентом королевского научного общества «как бессмысленная, непригодная даже для того, чтобы зачитать ее на заседании Общества», обнаружена и опубликована всемирно известным физиком Рэлеем только в 1892 г.

Греческий философ Платон с такой непримиримостью относился к атомистической теории Демокрита, что повсюду разыскивал рукописи сочинений этого автора и уничтожал их – до изобретения книгопечатания такой метод идейной борьбы был весьма эффективен». Специальная теория относительности противоречила всем представлениям, которые вырабатывались в науке на протяжении последних трех веков. Устройство физического мира, описываемого этой теорий, было очень непривычно. Геометрию Лобачевского не понимали и даже осуждали лучшие математики того времени, а коллеги давали насмешливые и порой оскорбительные отзывы о его работе. При избрании Эйнштейна в Прусскую академию наук о его гипотезе световых квантов говорилось как о чем-то, «что не следует слишком ставить ему в упрек». В их реальность основоположник квантовой механики Планк не верил в течение многих лет.

Колебательные химические реакции не признавались научной общественностью и Учеными советами в течение полутора веков, хотя первые публикации по химическим колебаниям относятся к 1828 г. В 1855 г. вышла книга Рунге, где были собраны примеры химических колебаний, в 1913 г. – Кремана «Периодические явления в химии», в 1938 г. – книга Шемякина и Михалева «Физико-химические периодические процессы (библиография – 978 названий). Отдельные статьи по химическим колебаниям публиковались в журналах «Успехи химии», «Доклады АН СССР» и др. Тем не менее, когда в 1947 г. в институт химической физики АН СССР Шальниковым была представлена к защите диссертация «К теории периодического протекания гомогенных химических реакций», обсуждение было таким, что шансов на ее защиту в этом институте не осталось никаких.. В 1958 г. все попытки Белоусова опубликовать в химических журналах описание знаменитой сегодня во всем мире колебательной реакции, носящей имя «реакции Белоусова-Жаботинского» (впоследствии была присуждена Ленинская премия в области науки) оказались безрезультатными (рецензенты давали категорически отрицательные отзывы).

Лето 1913 г.: «Если этот абсурд, который только что опубликовал Бор (речь идет о модели атома Бора), верен, то вообще брошу карьеру физика» (Штерн О., физик)

Август 1913 г.: «Работа Бора приводит меня в отчаяние: если формулу Бальмера можно получить таким путем, то я должен выбросить всю физику на свалку и сам отправиться туда же» (Эренфест П., физик).

Августовская (1948 г.) сессия ВАСХНИЛ в СССР определила статус генетики как лженауки.

Герцен А.: «Не истины науки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего наследственного хлама, от всего осевшего ила, от принимаемого неестественного за естественное, непонятное за понятное».

Кун С. (историк науки): “... ни одна научная парадигма не может получить всеобщего одобрения массами, до тех пор пока не вымрут влиятельные знатоки старой парадигмы”.

Чижевский А.Л. (гелиобиолог): «Истинное несчастье настоящих ученых, больших и малых, заключалось и заключается в отсутствии элементарной порядочности у некоторых представителей научного мира, с которыми приходится сталкиваться в деловой обстановке и от которых зависит судьба научного открытия или изобретения. Это несчастье легко обнаруживается в истории любого научного открытия или крупного изобретения, и пока нет оснований предполагать, что наша эпоха внесла коренное улучшение в это дело. И в наши дни явления непорядочности злостно доминируют в научной среде, глушат научную мысль, пресекают научную инициативу. Только единичные люди прорываются через этот страшный барьер, и то после борьбы, иногда многолетней борьбы, с невеждами, обскурантами, ретроградами, которые были так или иначе, по недомыслию или легкомыслию, сопричастны к лику ученых и заняли, к несчастью, высокие ступени иерархической лестницы». Еще сложнее пробиться новым идеям в социально-экономических науках, так как здесь явно затрагиваются экономические интересы людей, «фурии частного интереса», как говорил К. Маркс.

В.И. Ленин: «Ожидать беспристрастной науки в обществе наемного рабства – такая же глупенькая наивность, как ожидать беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не следует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала». Маркс К.: «…Лишь рабочий класс может превратить науку из орудия классового господства в народную силу, превратив самих ученых из пособников классовых предрассудков, из честолюбивых государственных паразитов и союзников капитала в свободных тружеников мысли! Наука может выполнить свою истинную роль только в республике Труда».

3. Наука и лженаука

«Масштабы нынешнего подъема псевдонаучной деятельности впечатляют. Впечатляют настолько, что теперь стало как-то даже неловко употреблять само слово «псевдонаука». Предпочтительны более уважительные формы обозначения – девиантное знание, альтернативная наука, нетрадиционная наука и т.д.

В 1999 г. решением Президиума РАН была создана Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. Не все с этим согласны. Так, академик РАН М.М. Лаврентьев считает, сто «Факт существования такой инстанции, как Комиссия по борьбе с лженаукой, позорит Российскую академию наук. Задача этой комиссии – перекрыть доступ в науку каких бы то ни было новых идей».

Каковы причины расцвета лженауки?

Капица С.П., профессор: «Почему сегодня произошел такой невероятный расцвет этой антиинтеллектуальной деятельности не только в нашей стране, но и во всем мире? Мне кажется, что причина бурного расцвета антинауки заключается в глубоком распаде общественного сознания, если называть вещи своими именами. Распад виден во многих сферах. Очень опасен кризис образования. Вакуум общественного сознания, существующий в нашей стране (да и во всем мире), очень глубок. Он, кстати, поддерживается философией постмодернизма. Постмодернисты занимают руководящие кафедры во многих университетах западного мира и оказывают очень большое влияние на общественное сознание. Думаю, что если когда-нибудь будет суд над нашей эпохой, то СМИ будут отнесены к преступным организациям, ибо то, что они делают с общественным сознанием и в нашей стране и во многих других странах, иначе квалифицировать нельзя.».

«В обществе существуют влиятельные силы, заинтересованные в снижении роли науки. Людей отучают мыслить критически, но приучают верить. Чтобы там ни говорили апологеты реформ, но уровень образования в России стремятся понизить. Кому же нужно загонять страну в средневековье? Людьми, не способными критически мыслить, не знакомыми с логикой, легко манипулировать. Сегодня лженаука проникла во многие органы государственной власти – в Минобороны, МЧС, МВД, в государственную думу. С. Шойгу заявил, что МЧС в своей работе использует советы астрологов. Несколько лет назад при МЧС была организована лаборатория экстрасенсов. Лженаука превратилась в хорошо организованную силу».

4. Религия и наука

Религии возникли в первобытном обществе. Причина их возникновения – бессилие первобытного человека перед силами природы, а после возникновения классового общества (рабовладельческого, феодального и буржуазного обществ) – бессилие перед господствующим в обществе классом крупных частных собственников. В настоящее время наибольшее распространение в мире получили такие религии как христианство, буддизм, ислам (мировые религии). Религия – одна из форм общественного сознания, отражения действительности в фантастических образах, представлениях и понятиях.

В настоящее время религия представляет собой сложное социальное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.Главный признак религии – вера в реальность сверхъестественного.

Маркс К.: «Всякая религия является ни чем иным как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

Маркс К.: «Религия – это вздох угнетенного существа, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум для народа».

Ленин В.И.: «Идея бога всегда усыпляла и притупляла “социальные чувства”, будучи всегда идеей рабства …Никогда идея бога не “связывала личность с обществом”, а всегда связывала классы верой в божественность угнетателей». Царь – «помазанник божий».

Еще Радищев в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» писал, что государственный деспотизм и церковная организация служат одной цели: они «союзно» гнетут общество (деспотизм подчиняет себе волю людей, церковь сковывает их рассудок).

Ленин В.И.: «Когда общество устроено так, что ничтожное меньшинство пользуется богатством и властью, а масса постоянно терпит “лишения» и несет “тяжелые обязанности”, то вполне естественно сочувствие эксплуататоров к религии, учащей “безропотно” переносить земной ад ради небесного, будто бы, рая».

Ленин В.И.: «Социальная придавленность трудящихся масс, полная их беспомощность перед слепыми силами капитализма вот в чем современный корень религии. “Страх создал богов”. Страх перед слепой силой капитала, которая слепа, ибо не может быть предусмотрена массами народа, которая на каждом шагу жизни пролетария и мелкого хозяйчика грозит принести ему и приносит “внезапное”, “неожиданное” “случайное” разорение, гибель, превращение в нищего в паупера, в проститутку, голодную смерть, - вот тот корень современной религии …».

Принципиальным является вопрос об отношении государства к церкви.

Конституция СССР, статья 53, глава 7: «Церковь в СССР отделена от государства и школа – от церкви».

Конституция БССР, статья 50, глава 6: «Церковь в Белорусской ССР отделена от государства и школа – от церкви».

Конституция Российской Федерации - России, статья 44, глава 5 «Права и свободы человека и гражданина»: «Религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства, государственная система образования носит светский характер».

Конституция Республики Беларусь (принята на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 15.03. 1994 года) статья 16: «Все религии и вероисповедания равны перед законом. Отношения государства и конфессий регулируются законом».

Конституция Республики Беларусь (принята на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 года) статья 16: «Религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа».

Очевидно, что в сравнении с Конституциями СССР и БССР, а также Конституцией России в Конституции Республики Беларусь (в особенности Конституции, принятой на референдуме, сделан шаг назад от светского государства по отношению к религии.

Несмотря на то, что в России церковь отделена от государства это «с осени 2002 г. Министерство образования пытается внедрить в школы учебник «Основы православной культуры». Для вузов предложен государственный стандарт по специальности “теология”. Уже стало фактом введение в четырех областях страны во всех без исключения школах (а в 11 областях и краях – частично) преподавания основ православной культуры.

В стране как формально светском государстве все сильнее становятся тенденции воспитания детей в религиозном духе. Освящают заводы, новые здания, подводные лодки, крейсеры и баллистические ракеты.

Письмо-протест 10 академиков осенью 2007 г. Президенту вызвало волну возмущения религиозных фанатиков и некоторых деятелей церкви. В письме содержится тревога, предупреждение о возможных негативных последствиях замены научного мировоззрения религиозным…»

Канонизация российской православной церковью в 1988 г. Тихона, призывавшего к открытой борьбе с Советской властью в январе 1918 г., была знаковым событием, указавшим на смену эпох.

Клерикаризация российского государства идет. Этому способствовали действия Ельцина и его окружения, которые для утверждения своего авторитета стали появляться в церкви со свечами в руках, которые они держали, по едкому замечанию одного журналиста, как «стаканы с водкой».

Социальная база этого явления – напуганное настоящим и будущим население. Фонд “Общественное мнение” выявил (данные лета 2007 г.), что четверти опрошенных россиян не хватает денег на хлеб (10% – часто, 16 – иногда), а половина считает, что цена на этот самый необходимый продукт высока. По Данным ВЦИОМ 60% россиян считают, что сокращение бедности – недостижимая задача.

В учебных заведениях не место религии. Это подчеркивает резолюция, принятая 4 октября 2007 г. Парламентской ассамблеей Совета Европы, рекомендующая правительствам стран-членов НС не допускать преподавания креационизма – направления в биологии, считающего, что возникновение мира, Земли, жизни, человека есть результат «божественного творения».

Неблаговидную роль в этом деле играет, к сожалению, интеллигенция, в том числе ученые и деятели искусства. Например, почетным профессором Российской академии наук был избран Алексий II (Алексей Михайлович Редигер), патриарх Московский и Всея Руси.

В пропаганду религии включились деятели искусства. Например, Родион Щедрин (выдающийся современный композитор): «По-моему, стране нашей – а значит, и нам вместе с ней – предназначена трагическая судьба … И я верю, что судьбу предопределяют высшие силы. За что-то, видимо, они нашу нацию покарали, и всем следующим поколениям приходится расплачиваться, неся этот грех на себе… И лучше об этом не думать, а жить тем, что дает сегодняшний день».

К сожалению, в Конституции Республики Беларусь отсутствует статья об отделении церкви от государства и школы от церкви. В ней лишь говорится: «Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан».

Конечно, человек не может жить без идеологии, без мировоззрения. Если отсутствует прогрессивная идеология, человек может превратиться в хищное животное. В условиях, когда ученые оказались неспособными разработать научно обоснованную прогрессивную идеологию, в условиях идеологического вакуума религия играет определенную сдерживающую роль (боязнью «божьего» наказания).

Лукашенко А.Г.: «Мы всегда опирались на идеи церкви, выработанные тысячелетиями. По сути, выбрали ее главным идеологом белорусской государственности. И мы в этом не ошиблись.

Вследствие этого неотложная задача ученых – разработка научно обоснованной прогрессивной идеологии развития общества.

Следует различать понятия: богословие и теология.

Митрополит Московский и Коломенский Макарий: «Богословие – не учение о Боге и, тем более, не наука о Боге, а изложение слова Божьего, полное и систематическое изложение христианских догматов, то есть тех истин, которые открыты Богом человеку в целях его спасения. Православное догматическое богословие с величайшей точностью излагает лишь те догматы, которые содержатся в Откровении. Единственное, что она может себе позволить, - их разъяснить. Церковь Христова зиждется на догматах, то есть данных Богом истинах, а потому непререкаемых и неизменных: «ни умножать, ни сокращать их в числе, ни изменять и превращать каким бы то ни было образом никто не имеет прав: сколько их открыто Богом в начале, столько и должно оставаться их на все времена пока существует христианство».

Теология [гр. theologia: theos - бог + logos - дух, мысль, слово, закон, учение] – систематизированное изложение вероучения о боге, обосновывающее его истинность и необходимость для человека. Включает догматику, экзегетику, апологетику, гомилетику и т.д.

Теократия [theos – бог + kratos - власть] – форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, церкви.

Акулов В.Л.: «Существует ли линия размежевания науки и религии? Наука и религия качественно различаются прежде всего своим объектом. Объектом (предметом) науки является мир, в котором живет человек и частью которого он является. Этот мир наука берет как эмпирический факт. В отличие от науки, объектом (предметом) религии является Бог. Мир, в котором живет человек, и сам человек как часть этого мира с позиций религиозного мировоззрения суть творения Бога. Наука исходит из той предпосылки, что материальный мир подчинен объективным, то есть имманентно ему присущим, законам, отменить и заменить которые никому не дано. Религия не отрицает закономерности материального мира. Религия ставит эту закономерность в зависимость от Божьего Промысла. А это значит, что она, эта закономерность, по Божьему же Промыслу может быть и нарушена. Если наука принимает как данность безграничные возможности человеческого разума, то религия, напротив, как данность принимает то, что Боги и Промысел Божий недоступны человеческому разумению».

Надо ли, и если надо, то как бороться с религией?

Религии, несмотря на успехи науки, до сих пор играют существенную роль в общественном сознании. Если исходить из числа приверженцев, то следует признать, что господствующими сегодня в мире идеологиями являются религиозными идеологии.

На рубеже XX-XXI веков после «революций сверху» в Советском Союзе, а также в европейских «социалистических» странах, ликвидации «коммунистической» идеологии идеологический вакуум в этих странах заполнили религии. Произошло мощное возрождение христианства, а также ислама. Во множестве появились другие религиозные организации.

“Мы знаем, что насильственные меры против религии бессмысленны ...” [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 45, с. 474].

«Религии создаются людьми, которые сами ощущают потребность в ней и понимают религиозные потребности масс …» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 19, с. 312].

«..единственная услуга, которую в наше время еще можно оказать богу, – это провозгласить атеизм принудительным символом веры…» [Маркс К., Энгельс Ф, Соч. т.18, с. 514].

«Атеизм, как голое отрицание религии сам по себе без нее ничего не представляет и поэтому сам является религией» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 36, с. 161].

«С религией нельзя покончить только с помощью насмешек и нападок. Она должна быть преодолена научно, то есть объяснена исторически» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 18, с. 578].

Массовое увлечение религией в бывших «социалистических» странах подтвердило правоту классиков марксизма-ленинизма относительно причин возникновения и популярности религий.

Во-первых, человек не может существовать «только сегодняшним днем», то есть без мировоззрения. Во-вторых, затеянные в этих странах реформы привели вместо обещанного повышения благосостояния народа к глубокому системному социально-экономическому кризису, отбросившему народы на десятки лет назад. Результатом реформ стало расслоение народа на сверхбогатое меньшинство и нищее большинство. Реформаторы не смогли предложить новую систему ценностей, которая бы объединяла народ. Эти события со всей очевидностью показали правоту марксизма-ленинизма, что преодоление религии возможно только революционным переустройством общества, результатом которого является построение справедливого общественного строя.


Список использованных источников

1. Вернадский В.И. История науки. В кн.: Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Сов. Россия, 1989. С. 397-468.

2. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1975.

3. Акулов В.Л. Наука и религия // Новая экономика, 2007, № 7-8, с. 80-91.

4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 года, 2-е изд. Минск: Полымя, 2002. – 95 с.;

5. Кругляков Э.П. Чем угрожает обществу лженаука? // Вестник РАН, 2004, т. 74, № 1. с. 8-16.

6. Пружинин Б.И. Псевдонаука сегодня // Вестник РАН, 2005, т. 75, № 2, с. 117-125

Скачать архив с текстом документа