Некрасов н. а. - Типы крестьян в поэме н. а. некрасова кому на руси жить хорошо

СОДЕРЖАНИЕ: Поэму Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо поистине можно назвать энциклопедией русской крестьянской жизни а самого автора поэтом крестьянской демократии чьи произведения были посвящены проблемам жизни простого люда.

Поэму Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” поистине можно назвать энциклопедией русской крестьянской жизни, а самого автора - поэтом крестьянской демократии, чьи произведения были посвящены проблемам жизни простого люда.
Центральное место в жизни и творчестве автора занимает именно эта поэма, которая явилась плодом многолетнего труда, наблюдений, исследований крестьянской жизни, наиболее полно отразила быт, обычаи, нравы крестьян.
Весь народ, представленный в поэме, можно разделить на две большие категории. К первой относятся те крестьяне, которые протестует против своего положения, пытаются что-либо сделать и изменить в своей тяжелой жизни. Это своего рода “бунтари”. Ко второй группе относятся те, кто рабски предан своим господам, выполняют все их приказания, терпят все издевательства и гордятся таким положением. Они теряют всякое человеческое достоинство.
Поэма построена на сопоставлении жизни и мировосприятия различных крестьян. Проводя “семерых временнообязанных” крестьян практически через всю Русь, Некрасов показывает нам, как по-разному ведут себя люди, как они действуют или, наоборот, бездействуют, протестуют против существующих порядков или смиряются со своей участью. Автор показывает нам несколько основных типов крестьян, принадлежащих к какой-либо группе.
Некрасов создает образ Савелия, истинно русского богатыря, обладающего необычной силой, как физической, так и моральной. “Осьмнадцать лет” терпел он издевательства управляющего Фогеля, а потом кончилось его терпение - закопали немца заживо в колодце. Автор наделил Савелия чертами героев народного эпоса, с его образом Некрасов связывает центральную проблемы поэмы - поиск пути к счастью народному. Счастье Савелия заключается в его вольнолюбии, в том, что он воплощает в себе всю сложность и важность борьбы против угнетателей. Он не смиряется со своим положением раба.
К “борцам-активистам” относится также Яким Нагой - яркий представитель трудового народа, яростно выступающий против несправедливости по отношению к труженикам:
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
Некрасов рисует Якима не темным крестьянином. Он видит в нем, прежде всего, человека, который осознает свое человеческое достоинство (вспомним, как Нагой защищает народную честь, произнося пламенную речь в защиту народа). Важное место в раскрытии образа занимает история с картинками, которая доказывает, что и для крестьянина “хлеб духовный - выше хлеба насущного”.
Важную роль в поэме играет образ Ермилы Гирина - “народного заступника”, который бьется за правду и добро; он честен и неподкупен и, встав на сторону народа во время восстания, попадает в острог.
В прекрасном женском образе Матрены Тимофеевны Некрасов показал всю тяжесть “долюшки женской”. Эта тема прослеживается во всем творчестве Некрасова, но нигде образ русской женщины не был описан с такой нежностью, любовью и участием.
Наряду с образами крестьян-борцов поэт рисует и тех, кто вызывает осуждение, - крестьян, которых испортила крепостническая система, их близость к помещикам и отдаленность от земли, от тяжелого крестьянского труда. Эти крестьяне являются лакеями в прямом и переносном смысле этого слова. Их образы рисуются сатирически, автор обличает подхалимство, прихлебательство, рабскую покорность и преданность барину.
Таков “примерный холоп” Яков, который безоговорочно подчиняется барину, но, осознав низость своего положения, прибегает к беспощадной мести - самоубийству на глазах своего хозяина; Ипат, который с удовольствием рассказывает о своих унижениях; шпион Егорка Шутов; староста Глеб, который из-за скупости предает восемь тысяч крестьян, лишая их законной свободы, а также множество других, вызывающих презрение и негодование.
Наряду с “народными заступниками” в поэме стоит и образ разночинца Гриши Добросклонова. Автор подчеркивает непосредственную близость героя к народу; он предстает как поэт-мечтатель, сочиняющий свои песни о горькой доле народа, о всех его тяготах, но в то же время эти песни предназначены для самого народа. Последние строчки поэмы показывают то, что Некрасов действительно нашел счастливого человека, счастье которого заключается в борьбе за лучшую жизнь народа.
На протяжении поэмы перед нами предстают различные типы крестьян, и автор реалистически показывает нам расслоение и в среде крестьян. Но главное то, что через всю поэму проходит мысль, что спасение народа, его счастливое будущее находится в его собственных руках.



Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” создана в последний период жизни поэта (1863-1876 гг.). Идейный замысел поэмы обозначен уже в ее заглавии, а затем повторяется в тексте: кому на Руси жить хорошо?
Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после “освобождения”. О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: “Добра ты, царска грамота, да не про нас ты писана”. Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это дает право назвать поэму энциклопедией русской жизни того времени. Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, он делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях: Заплатово, Дырявило, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси.
Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяя свое отношение к попу, к помещику, к крестьянской реформе, к крестьянам. Выслушав рассказ попа о его “счастье”, получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне отрезали:
Ты мимо их, помещиков!
Известны нам они!
Правдоискатели не удовлетворяются дворянским словом, им нужно “слово христианское”.
Дай слово христианское!
Дворянское с побранкою,
С толчком да с зуботычиной,
То непригодно нам!
Они обладают чувством собственного достоинства. В главе “Счастливые” сердито провожают дьячка, дворового, расхваставшегося холопским положением: “Проваливай!” Сочувствуют страшной повести солдата и говорят ему:
На! выивай, служивенькой!
С тобой и спорить нечего:
Ты ссчастлив - слова нет.
Правдоикатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от крестьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают:
--А мы на что, кума?
Даввай серпы! Все семеро
Как станем завтра, - к вечеру
Всю рожь твою сожнем!
Так же охотно помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии:
Как зубы с голоду,
Работает у каждого
Проворная рука.
Однако более полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со соим рабским положением. В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя.
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле...
Читая описание лица крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на сером, бесплодном кусочке, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается “дольщиками”, которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян.
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме и, “как липочка ободранный, вернулся он на родину”. Но все же он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою избу картинками, любит и употребляет меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким - образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле. И его голос - голос самых решительных крестьян.
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная -
Гневна, грозна - и надо бы
Грозам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям...
С большим сочувствием относится писатель к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному, который, по словам крестьян,
В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновному, Душой не покривил...
Один только раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместо своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не купленный “ни деньгами, ни страхом: строгой я правдою, умом и добротой”.
Народ, защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляет к нему исключительное доверие. Этот поступок подтверждает способности народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда
...Бунтовалась вотчина
Помещика Обрубкова...
Ермил Гирин - защитник крестьянских интересов Если протест Якима Нагого стихийный, то Ермйл Гирин поднимается до сознательного протеста.
Савелий, богатырь святорусский, - борец за народное дело. Тяжела была жизнь Савелия. В молодости он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны помещика Шалашникова, его управляющего. Но Савелий не может принять такой порядок, и он бунтует вместе с другими крестьянами, он закопал в землю живого немца Фогеля. Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения” получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, Савелии сохранил бодрость духа и ненависть к угнетателям. “Клейменый, да не раб!” - говорил он о себе. Савелий до старости сохранил ясный ум, сердечность, отзывчивость. В поэме он показан как народный мститель:
...Наши топоры
Лежали - до поры!
О пассивных крестьянах он говорит презрительно, называя их “погибшие... пропащие”.
Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, поднимая его очень высоко, подчеркивая его героический характер, а также сопоставляя его с народным героем Иваном Сусанининым. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе. Образ Савелия дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских русских характера.
Большая часть поэмы посвящена русской женщине. Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость. Тяжело пережила она смерть сына Дёмушки, преследование господского управляющего, голодный год, нищенство. Но в трудные минуты она проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору. Вырвала Федотушку, когда вздумали наказать его розгами. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. О себе Матрена Тимофеевна говорит:
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!..
По мне обиды смертные
Прошли неоплаченные...
Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что “не дело - между бабами счастливую искать”.
В последней главе, названной “Бабья притча”, крестьянка говорит об общей женской доле:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого.
Но Некрасов уверен, что “ключи” должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова:
Еще ты в семействе покуда - раба,
Но мать уже вольного сына!
С большой любовью рисовал Некрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако писатель не закрывал глаза и на темные стороны жизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые развращены господами и свыклись со своим рабским положением. В главе “Счастливые” крестьяне-правдоискатели встречаются с “разбитым на ноги дворовым человеком”, который считает себя счастливым, потому что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его “дочка - вместе с барышней училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны”. А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится “близостью” к господам и своей “почетной” болезнью - подагрой. Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения. Дворовый князя У тятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена “воля”:
А я князей Утятиных
Холоп - и весь тут сказ!
С детства и до самой старости барин, как мог, издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное:
...выкупал
Меня, раба последнего,
Зимою в проруби!
Да как чудно! Две проруби:
В одну опустит в неводе,
В другую мигом вытянет -
И водки поднесет.
Не мог Ипат забыть господских “милостей”: того, что после купанья в проруби князь “водки поднесет”, то посадит “рядом, недостойного, с своей персоной княжеской”. Покорный раб показан также в образе “холопа примерного - Якова верного” . Яков служил у жестокого господина Поливанова, который “ в зубы холопа примерного... походя дул каблуком ”. Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости берег и ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков “задурил”: сначала “мертвую запил”, а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность. С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил “вольную”, данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем “на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей”. Для образов дворовых крестьян, ставших рабами господ и отказавшихся от подлинных крестьянских интересов, поэт находит слова гневного презрения: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением:
Люди холопского звания -
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Создавая различные типы крестьян, Некрасов утверждает, что счастливых среди них нет, что крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обескровлены, изменились только формы угнетения крестьян. Но среди крестьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту, и поэт верит, что при помощи таких людей в будущем на Руси всем будет хорошо жить, и в первую очередь наступит хорошая жизнь для русского народа.
Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.

Скачать архив с текстом документа