Нештатные аварийно-спасательные формирования
СОДЕРЖАНИЕ: Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.Оснащение нештатных аварийно-спасательных формированийосуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации)нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой,оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формированийявляются: проведение аварийно-спасательных работ и первоочередноежизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий иливследствие этих действий; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера, а также в борьбе с пожарами; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному,химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению(загрязнению); санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий иобеззараживание территорий; участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечениянаселения; обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления 35 и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений,медицинского, автотранспортного обеспечения. Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательныхформирований определяются руководителями организаций в соответствии снастоящим Порядком [10] и с учетом методических рекомендаций по созданию,подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательныхформирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации поделам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациипоследствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задачгражданской обороны и защиты населения, и согласовываются стерриториальными органами МЧС России - органами, специальноуполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи попредупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РоссийскойФедерации. Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования: разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием,снаряжением, инструментами и материалами; укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формированияличным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием,снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующихаварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских идругих подразделений; осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатныхаварийно-спасательных формирований; осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований; осуществляют планирование и применение нештатных аварийно- 36 спасательных формирований; поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования всостоянии готовности к выполнению задач по предназначению. При создании нештатных аварийно-спасательных формированийучитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательныхформирований и аварийно-спасательных служб. Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются: по подчиненности: территориальные и организаций; по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованиюспециальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами иматериалами и аттестации: посты, группы, звенья, команды; по предназначению: радиационного, химического, биологического(бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки иразграждения, разбора завалов, спасательные, аварийно-технические,противопожарные, радиационной, химической и биологической(бактериологической) защиты. Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения вготовность не должны превышать: в мирное время - 24 часа, военное время - 6часов. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формированийкомплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющиемобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации). С момента объявления состояния войны, фактического начала военныхдействий или введения в установленном порядке военного положения натерритории Российской Федерации или в отдельных ее местностях нештатныеаварийно-спасательные формирования доукомплектовываютсяневоеннообязанными. 37 Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формированийспециальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами иматериалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся ворганизациях для обеспечения производственной деятельности. Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению иприменению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляетсяза счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования. Рассмотрим режимы функционирования РСЧС. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧСрешениями соответствующих руководителей федеральных органовисполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органовместного самоуправления и организаций в пределах конкретной территорииустановливается один из следующих режимов [3]: 1.Режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической игидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизотий иэпифитотий.2.Режим повышенной готовности – при ухудшении вышеуказанной обстановки,при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.3.Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС. В режиме повседневной деятельности органами управления и силамиРСЧС осуществляются следующие основные мероприятия: наблюдение иконтроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой напотенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях ипрогнозирование ЧС; планирование и выполнение целевых и научно-техническихпрограмм и мер по предупреждению ЧС, по повышению устойчивостифункционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС; 38 совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств кдействиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты идействиям при ЧС; создание и восполнение резервов финансовых и материальныхресурсов для ликвидации ЧС и др. В режиме повышенной готовности соответствующие КЧС принимают насебя непосредственное руководство функционированием подсистем и звеньевРСЧС; усиливаются дежурно-диспетчерские службы; усиливается наблюдение иконтроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой напотенциально опасных объектах, прогнозируется возможность возникновения ЧСи их масштабов; принимаются меры по защите населения и окружающейприродной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов,приводятся в состояние готовности силы и средства, уточняются планы ихдействий и выдвигаются при необходимости в предполагаемый район ЧС и др. В режиме чрезвычайной ситуации организуется защита населения;выдвигаются оперативные группы в район ЧС; организуется ликвидация ЧС;определяются границы зоны ЧС; организуются работы по обеспечениюустойчивого функционирования отраслей экономики и объектов,первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; осуществляетсянепрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районеЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории. Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формированийв организации включает базовую и специальную подготовку. Обучениепланируется и проводится по программе подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований в рабочее время. Примерные программы обучениянештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются иутверждаются МЧС России. Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначениянештатных аварийно-спасательных формирований. 39 Основным методом проведения занятий являются практическая тренировка(упражнения). Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен: знать: - характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военныхдействий или вследствие этих действий, и способы защиты от них; - особенности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно химически опасныхвеществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке(выбросе); - предназначение формирования и функциональные обязанности; - производственные и технологические особенности организации, характервозможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающих изсодержания паспорта безопасности объекта; - порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность; - место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к местувозможного проведения аварийно-спасательных работ; - назначение, технические данные, порядок применения и возможноститехники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих наоснащении формирования; - порядок проведения санитарной обработки населения, специальнойобработки техники, зданий и обеззараживания территорий; уметь: - выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ; - поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальныетехнику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы; - оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а такжеэвакуировать их в безопасные места; - работать на штатных средствах связи; - проводить санитарную обработку населения, специальную обработкутехники, зданий и обеззараживание территорий; - незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации напотенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации иликвидации; - выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленныеспецификой конкретной организации. Основными формированиями общего назначения, входящими в составобъектовых спасательных служб, являются спасательная команда (группа) –предназначается для ведения аварийно-спасательных работ и сводная команда(группа) - предназначается для ведения АСДНР. Схема организации объектовой спасательной команды показана на рис. 8
41 Командир команды Звено управления и Сандружина разведки (4чел.) (23 чел.) -командир …………………..…1 Спасательные - разведчик - дозиметрист……2 группы -разведчик-мотоциклист…....1 -командир….1 -мотоцикл…………………..….1 Спасательные звенья (по 8 чел.) -командир………..1 -спасатель………..5 -резчик металла….2 Рис. 8 Схема организации спасательной команды (103 чел.) Схема организации объектовой сводной команды показана на рис. 9. 42 Командир Зв. связи и разведки (6чел.) -командир звена………..1 -радист………………….2 -телефонист…………….1 -разв.- дозиметрист….....1 -разв.- сантехник……….1 -груз. автомобиль……...1 Г Р У П П Ы Спасательные Механизации и Сандружина (по 25 чел.) авар.- технич-я (27 чел.) (23 чел.) Мед. звеньяСпас. звенья (по 8 чел.) (по 4 чел.) Зв. механизации (7чел.) -командир-водитель……1 Электротехн. звено (7чел.) -бульдозерист…………..2 -командир-электромех…….1 -крановщик……………..2 -водитель …………………..1 -компрессорщик………..2 -электромонтер…………….4 -бульдозер ……………..1 -электромеханик…………...1 -автокран……………….1 -силовая электростанция….1 -компр. станция……..…1 -осветительн.электрост-я…1 -грузовой автомобиль…1 -грузовой автомобиль……..1 Зв. водопроводно- Звено газовых сетей (6чел.) канализ. сетей (6 чел.) -командир-газопроводчик…1 -командир-сантехник…1 -слесарь-газопроводчик……2 -слесарь-сантехник……2 -газосварщик………………..2 -газосварщик…...……2 -водитель……………………1 водитель……………..1 -груз. автомобиль…………..1 -свароч. аппарат……………1 -груз. автомобиль……..1 свар. аппарат………..…1 Рис. 9 Схема организации объектовой сводной команды (107 чел.) 43 Основными спасательными службами специального назначения объектовявляются: Служба разведки (подчиняется непосредственно руководителю объекта). Еезадача - выявление обстановки в очаге поражения. Служба оповещения и связи создается на базе узла связи ОЭ во главе сего начальником. Ее задачами являются оповещение о возникновении ЧС(передача сигналов ГО и сообщений), поддержание связи в постояннойготовности, устранение аварий на сетях и сооружениях связи и др. Медицинская служба создается на базе медицинских подразделений ОЭ.Она обеспечивает постоянную готовность медицинских формирований,составляет и проводит санитарно-гигиенические и профилактическиемероприятия, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их влечебные учреждения, обеспечивает медобслуживание семей, работающих вместах эвакуации (рассредоточения). Служба противорадиационной и противохимической зашиты (ПРПХЗ)создается на базе химических лабораторий и химических цехов предприятий.Основные задачи службы - разработка и осуществление мероприятий по защитерабочих, служащих от радиоактивных и отравляющих веществ, АХОВ,контроль за состоянием средств индивидуальной защиты, организациярадиационного и химического наблюдения и осуществление контроля заоблучением личного состава, проведение мероприятий по ликвидациипоследствий радиационного и химического заражения. Аварийно-техническая служба создается на базе производственного илитехнического отделов. Она разрабатывает и проводит мероприятия,повышающие устойчивость работы предприятия, организует неотложные 44 аварийно-восстановительные работы на сооружениях и сетях коммунально-энергетического хозяйства. Противопожарная служба создается на базе подразделений ведомственнойпожарной охраны. Она разрабатывает противопожарные мероприятия иосуществляет контроль за их проведением, локализует и тушит пожары, оказываетпомощь службе ПРПХЗ в дезактивации и дегазации участков заражения. Служба охраны общественного порядка (ООП) создается на базеподразделений ведомственной охраны во главе с ее начальником. На неевозлагается обеспечение надежной охраны объекта, поддержание общественногопорядка при возникновении ЧС и во время проведения АСДНР. Служба убежищ и укрытий (УУ) создается на базе отделов капитальногостроительства и жилищно-коммунального отдела. Она занимается разработкойплана размещения рабочих и служащих в защитных сооружениях, обеспечениемготовности убежищ и контролем за правильностью их эксплуатации, участвует вспасательных работах. Служба материально - технического обеспечения (МТО) организуется набазе отдела материально - технического снабжения ОЭ. Задачей этой службыявляется разработка плана материально - технического снабжения,своевременное обеспечение формирований всеми видами довольствия,организация ремонта техники и размещения имущества, подвоз его к участкамработ, хранение и учет его, обеспечение продовольствием и предметами первойнеобходимости рабочих и служащих на объекте и в местах рассредоточения. Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отделаглавного энергетика. Начальник службы - главный энергетик объекта. Службаразрабатывает и реализует мероприятия, обеспечивающие безопасную подачу газа, 45 топлива и электроэнергии на объект, проводит оснащение уязвимых участковэнергетических сетей различного рода системами и средствами защиты,неотложные аварийно-восстановительные работы на них, планирует мероприятияпо светомаскировке и первоочередным восстановительным работам. Транспортная служба создается на базе транспортных отделов и гаражейобъектов. Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечениюперевозок, связанных с эвакуацией рабочих, служащих и доставкой их к местуработы; организует подвоз сил и средств к очагу поражения, эвакуациюпораженных, а также для выполнения других задач ГОЧС. По решению руководителя объекта могут быть созданы и другиеспасательные службы. Вывод Знание руководителями и работниками организаций (предприятий,учреждений) основных требований законодательно-правовых актов в областизащиты населения в ЧС может способствовать повышению качестваорганизации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ,выполнения других мероприятий РСЧС, ГО. 46 Список использованной литературы: 1. Федеральный закон «О безопасности» от 05. 03. 1992 № 2446-1 (вредакции Закона РФ от 25. 12. 1992 №4235-1, Указа Президента РФ от 24.12. 1993№2288, Федерального закона от 25. 07. 2002 № 116-ФЗ).2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного итехногенного характера» от 21 декабря 1994 г.№ 68-ФЗ (в редакции Федеральныхзаконов от 28. 10.2002 №129-ФЗ, от 22. 08.2004 №122-ФЗ). 3. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998№28-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 09. 10.2002 №123-ФЗ, от 19. 06.2004 № 51 – ФЗ, от 22. 08. 2004 №122 – ФЗ) 4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21. 12. 1994 №69-ФЗ(в редакции Федеральных законов 09. 10. 2002 №123 – ФЗ, 19.06. 2004 №51-ФЗ, от22. 08. 2004 №122-ФЗ. 5. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусеспасателей» от 22. 08.1995 №151-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 05. 08.2000 №118-ФЗ, от 07. 08. 2000 №122-ФЗ, от 07. 11. 2000 №135-ФЗ, от 11. 11. 2003№139-ФЗ, от 22. 08. 2004 №122-ФЗ). 6. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системепредупреждения и ликвидации ЧС» от 30. 12. 2003 №794 (с изменениями,внесенными Постановлением Правительства РФ от 27. 05. 2005 №335). 7. Постановление Правительства РФ «О порядке создания убежищ и иных объектов ГО» от 29. 11. 1999 №1309. 8. Постановление Правительства РФ «О классификации ЧС природного итехногенного характера» от 13. 09 1996 №1094. 9. Постановление Правительства РФ «О федеральных службах гражданскойобороны» от 18. 11. 1999 №1266. 10. Приказ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий 47 стихийных бедствий « Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» от 23. 12. 2005 №999. 11. Журнал «Гражданская защита» № 10, 1999г. 12. Журнал «Гражданская защита» №11, 2004г. 13. Журнал «Гражданская защита» №2, 2006 г. Оглавление Введение………………………………………………………………3 Глава 1. Правовые и организационные основы защиты работников организаций (предприятий, учреждений)…………………………………………..………….…..4 Глава 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Гражданская оборона……………………………………………………..…….…..24 Список использованной литературы…………………………...47