Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета России
СОДЕРЖАНИЕ: Министерство образования РФ Северный международный университет (г. Магадан) «Финансы и кредит» КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу «Финансы» на тему: Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета РФМинистерство образования РФ
Северный международный университет (г. Магадан)
«Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Финансы »
на тему: Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета РФ
Работу выполнил:
Федосеенко Александр Андреевич
Группа:
ФК - 52
курс 3
Научный руководитель:
Магадан
2008г.
Содержание:
[1] .
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Доходы федерального бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах[2] .
По экономическому содержанию они представляют собой денежные отношения, возникающие между государством (в лице уполномоченных органов) и юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, бюджетных фондов административно-территориальных образований различного уровня. По материально-вещественному воплощению доходы бюджетов — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления.
Доходы бюджетов образуются в результате распределения стоимости ВВП и являются объектом дальнейшего распределения централизуемой государством стоимости ВВП, направляемой на финансирование расходов бюджетов и предоставление государственных кредитов. Основной источник доходов бюджетов — национальный доход, который складывается из доходов хозяйствующих субъектов, образуемых в результате первичного распределения чистого национального продукта. К ним относятся предпринимательская прибыль (доход), заработная плата физических лиц, работающих по найму, природная рента. Источником доходов бюджетов может выступать и национальное богатство: доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности; продажи части золотовалютного запаса, других национальных ценностей; и т.п.
Пополнение бюджета может осуществляться за счет внутренних и внешних займов, кредитов. Однако эти средства не могут быть причислены к доходам бюджетов, так как они являются возвратными и платными, имеют временный характер. Кредиты и займы относят к источникам финансирования дефицита бюджетов. Чрезмерное использование заимствований для пополнения бюджета приводит к росту государственного долга и расходов на его обслуживание, означает перенос современных проблем на плечи будущих поколений. Отрицательные последствия для экономики страны может иметь эмиссия бумажных денег. Государство идет на это при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и займов становится затруднительным, а финансирование расходов — неотложным. В данном случае происходит рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые социально-экономические последствия. В связи с этим эмиссия бумажных денег — нежелательный способ пополнения бюджета. В бюджетном законодательстве многих стран, в том числе и России, такая мера не предусмотрена[3] .
Состав доходов бюджетов (формы их мобилизации) определяется финансовой политикой государства. Бюджетным кодексом РФ установлено, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также безвозмездных перечислений. Рыночные преобразования в Российской Федерации еще больше упрочили роль налогов в качестве основного источника доходов бюджетов, что соответствует мировым тенденциям, способствует укреплению правовой основы государства.
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов. В этом заключается актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы: провести анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета РФ за последние три года.
Задачи курсовой работы: рассмотреть федеральный бюджет, методы его формирования, провести анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета РФ за последние три года.
Предмет изучения: федеральный бюджет, объект изучения: доходы федерального бюджета за 2005 - 2007 годы.
Разработка путей совершенствования доходов федерального бюджета основана на научных исследованиях таких ученых, как профессора М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Нешитого А. С.
1. Федеральный бюджет , его значение
Федеральный бюджет — ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) Российской Федерации.
По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.
Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.
Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.
В последние годы роль и значение государства возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.).
Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст. 71), а БК РФ детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.
Законодательно дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ, Правительство РФ, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.).
Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий в Российской Федерации формируется централизованный финансовый (денежный) фонд — федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации записано: «В ведении Российской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития»[4] .
Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.
Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год.
2. Доходы федерального бюджета
Как уже сказано во введении, доходы федерального бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.
В доходы федерального бюджета зачисляются:
- собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- собственные неналоговые доходы;
- остаток средств на конец предыдущего года;
- доходы, полученные в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений
К налоговым доходам относятся доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
- налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;
- налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
- налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
- акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
- акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 процентов;
- акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
- акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
- налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;
- налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 процентов;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 процентов;
- водного налога - по нормативу 100 процентов;
- единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
- государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты) - по нормативу 100 процентов[5]
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
- сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанных в статьях 57 и 62 настоящего Кодекса), - по нормативу 100 процентов;
- прочих лицензионных сборов - по нормативу 100 процентов;
- таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 процентов;
- платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 процентов;
- платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;
- платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;
- консульских сборов - по нормативу 100 процентов;
- патентных пошлин - по нормативу 100 процентов;
- платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов.
- прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами;
- доходы от внешнеэкономической деятельности[6] ;
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ.
Кроме поступления налоговых доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Российской Федерации. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.
В доходах федерального бюджета отдельной строкой учитывались доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, устанавливаемым законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В настоящее время все целевые фонды упразднены.
Остатки средств упраздненных целевых фондов включены были в доходы федерального бюджета. Доходная часть федерального бюджета Российской Федерации слагается главным образом из налогов с предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.
Задачи по укреплению доходов бюджетов РФ заключаются в дальнейшем осуществлении налоговой реформы, усилении мер налогового администрирования, разработке стабильной схемы оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней, повышении эффективности использования государственной и муниципальной собственности[7] .
3. Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета РФ
3.1. Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета РФ 2005-2007 гг.
Нормирование налоговых доходов определяется прежде всего налоговым законодательством РФ. В силу фискальной неоднозначности различных налогов (так, федеральные налоги обладают большей фискальной значимостью по сравнению с региональными и местными) бюджетное законодательство устанавливает порядок формирования (наполнения) доходов бюджетов различных уровней. Структура налоговых доходов существенно различается по уровням бюджетов. Среди налоговых доходов федерального бюджета выделяются: налог на добавленную стоимость, налоги на внешнюю торговлю (пошлины), платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль организаций и акцизы. В составе налоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов основными источниками являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы на отдельные товары, имущественные налоги, земельный налог.
В таблице 1 представлена динамика и структура консолидированного бюджета РФ за 2005-2007 г.
Таблица 1
Динамика и структура консолидированного бюджета РФ за 2005-2007 г.
Наименование консолидированного дохода | 2005 | 2006 | 2007 | |||
абс. показатель, тыс. руб. | удельный вес, % |
абс. показатель, тыс. руб. | удельный вес, % |
абс. показатель, тыс. руб. | удельный вес, % |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Налоговые поступления: | 3130247083,90 | 61,05 | 3572043000,00 | 57,89 | 4531985592,00 | 60,88 |
Неналоговые поступления | 1910229925,00 | 37,26 | 2574234600,00 | 41,72 | 2678731300,00 | 35,99 |
Иные доходы | 86751925,00 | 1,69 | 24207000,00 | 0,39 | 233206257,00 | 3,13 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 5127228933,90 | 100,00 | 6170484600,00 | 100,00 | 7443923149,00 | 100,00 |
Из данных, приведенных в табл. 1, следует, что большую часть доходов составляют налоговые поступления.
В таблице 2 представлены структура и динамика доходов федерального бюджета за 2005 -2007 г.
Таблица 1.
Структура и динамика доходов федерального бюджета за 2005 - 2007 г.
Наименование дохода | 2005 | 2006 | 2007 | |||
абс. показатель, тыс. руб | удельный вес, % | абс. показатель, тыс. руб | удельный вес, % | абс. показатель, тыс. руб | удельный вес, % | |
Налоговые поступления: | 3130247083,90 | - | 3572043000,00 | - | 4531985592,00 | - |
Налог на прибыль организаций | 377605866,40 | 7,36 | 485681700,00 | 7,87 | 635607721,00 | 8,54 |
Единый социальный налог | 267514989,80 | 5,22 | 310412100,00 | 5,03 | 389087914,00 | 5,23 |
НДС | 1025667641,50 | 20,00 | 958094400,00 | 15,53 | 1381932484,00 | 18,56 |
Акцизы | 89543823,80 | 1,75 | 90923500,00 | 1,47 | 107390975,00 | 1,44 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ | 464190833,90 | 9,05 | 593028300,00 | 9,61 | 874330630,00 | 11,75 |
Налоги на имущество | 8562,20 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами | 872310006,10 | 17,01 | 1104226300,00 | 17,90 | 1114683779,00 | 14,97 |
Гос. пошлина, сборы | 23588365,40 | 0,46 | 25002200,00 | 0,41 | 26660161,00 | 0,36 |
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 9816994,80 | 0,19 | 4674500,00 | 0,08 | 2291928,00 | 0,03 |
Неналоговые поступления | 1910229925,00 | - | 2574234600,00 | - | 2678731300,00 | - |
доходы от внешнеэкономической деятельности | 1680905231,10 | 32,78 | 2301236500,00 | 37,29 | 2364266329,00 | 31,76 |
доходы от использования имущества, находящегося в гос. и мун. Собственности | 80347055,70 | 1,57 | 113338700,00 | 1,84 | 88220179,00 | 1,19 |
платежи за пользование природными ресурсами | 57908421,80 | 1,13 | 53501600,00 | 0,87 | 46551405,00 | 0,63 |
доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства | 73146336,60 | 1,43 | 95869200,00 | 1,55 | 125407074,00 | 1,68 |
доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 1425853,70 | 0,03 | 1512900,00 | 0,02 | 6976103,00 | 0,09 |
административные платежи и сборы | 8191753,00 | 0,16 | 3252200,00 | 0,05 | 41226200,00 | 0,55 |
штрафы, санкции, возмещение ущерба | 2393326,50 | 0,05 | 2735700,00 | 0,04 | 3896794,00 | 0,05 |
прочие неналоговые доходы | 5911946,60 | 0,12 | 2787800,00 | 0,05 | 2187216,00 | 0,03 |
иные доходы | 86751925,00 | - | 24207000,00 | - | 233206257,00 | - |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет | 153046,90 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
прочие безвозмездные поступления в федеральный бюджет от субъектов РФ | 86598878,10 | 1,69 | 24128000,00 | 0,39 | 232724257,00 | 3,13 |
Целевые отчисления от всероссийских гос. лотерей | 0,00 | 0,00 | 79000,00 | 0,00 | 482000,00 | 0,01 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 5127228933,90 | 100,00 | 6170484600,00 | 100,00 | 7443923149,00 | 100,00 |
Из данных, приведенных в табл. 2, следует, что существенную часть доходов составляют два источника: доходы от внешнеэкономической деятельности — 31,76 %; и НДС — 18,56 %.
Значительную долю составляют налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами – 14,97%, а также налоги на товары, ввозимые на территорию РФ – 11,75 %.
Налог на прибыль организаций составляет 8,54%.
Задачами по укреплению доходов бюджетов РФ заключаются в дальнейшем осуществлении налоговой реформы, усилении мер налогового администрирования, разработке стабильной схемы оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней, повышении эффективности использования государственной и муниципальной собственности.
3.2. Характеристика доходных источников федерального бюджета РФ 2008-2010 гг.
В основу формирования федерального бюджета на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. положены стратегические цели развития страны, определенные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Закон о бюджете на 2008 - 2010 гг. опирается на достигнутые в 2000-е гг. в бюджетной сфере результаты и тенденции, направлен на реализацию приоритетов государственной политики.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного в Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2007 г.», разработка параметров федерального бюджета впервые осуществлялась на среднесрочный трехлетний период - 2008 - 2010 гг.
Среднесрочный горизонт бюджетного планирования закрепляется в новой редакции БК РФ.
Проектировки федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г. разработаны на базе Перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007 - 2009 гг., утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 1860-р «Об утверждении перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007 - 2009 гг.».
За основу при формировании бюджета были приняты показатели умеренно оптимистичного варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 г. и на период до 2010 г. и предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 г. и на период до 2010 г.
Доходы федерального бюджета в 2008 г. прогнозируются в размере 6644,4 млрд руб., или 18,98% к ВВП[8] .
В структуре доходов федерального бюджета предусмотрены: налоговые доходы в сумме 4226,0 млрд руб. (12,07% к ВВП); неналоговые доходы федерального бюджета - 2417,2 млрд руб. (6,91% к ВВП); целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей - 1,3 млрд руб.
По сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета 2007 г. (без учета поступлений доходов от налоговой задолженности) прогнозируемые в 2008 г. доходы увеличатся на 422,2 млрд руб.
Изменение основных показателей макроэкономического прогноза в целом приведет к увеличению доходов федерального бюджета на 470,4 млрд руб. На увеличение доходов федерального бюджета окажут влияние следующие факторы:
- рост ВВП - на 331,0 млрд руб.;
- изменение объемов импорта - на 143,3 млрд руб.;
- увеличение прочих объемных показателей (в том числе прибыли прибыльных предприятий, объема производства и реализации подакцизной продукции, объема добычи полезных ископаемых) - на 125,1 млрд руб.;
- изменения объемов экспорта - на 7,8 млрд руб.;
- изменение структуры объемных показателей - на 3,5 млрд руб.
Вместе с тем доходы федерального бюджета уменьшатся в результате:
- изменения цены на нефть марки «Юралс» - на 105,7 млрд руб.;
- изменения экспортных цен на газ природный - на 20,7 млрд руб.;
- снижения курса рубля по отношению к доллару США - на 13,9 млрд руб.
Изменение налогового законодательства в целом приведет к снижению доходов федерального бюджета в 2008 г. относительно действующего законодательства на 237,1 млрд руб.
В результате влияния прочих факторов доходы федерального бюджета увеличатся на 188,9 млрд руб.
Доля доходов федерального бюджета в валовом внутреннем продукте в 2008 г. составит 18,98% и по сравнению с 2007 г. (без учета поступлений доходов от налоговой задолженности) снизится на 1,29 процентных пункта, в том числе за счет изменения налогового законодательства - на 0,68 процентных пункта, значений макроэкономических показателей и влияния прочих факторов - на 0,61 процентных пункта.
Доходы федерального бюджета Российской Федерации планируются на 2009 и 2010 гг. в сумме 7465,4 млрд руб. (18,81% к ВВП) и 8090,0 млрд руб. (18,06% к ВВП) соответственно.
В структуре доходов бюджета на 2008 - 2010 гг. более 80% занимают поступления от пяти доходных источников:
- налог на прибыль организаций;
- налог на добавленную стоимость, на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
- налог на добавленную стоимость, на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- таможенные пошлины.
Налог на прибыль организаций . Расчет налога на прибыль организаций на 2008 г. произведен исходя из действующего налогового законодательства с учетом изменений, предусмотренных в основных направлениях налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 гг.
В основу расчета налога на прибыль организаций принят прогноз на 2008 г. ожидаемой оценки налогооблагаемой прибыли в 2007 г. и основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 г.
В 2008 г. общий объем прибыли для целей налогообложения прогнозируется в сумме 7432,4 млрд руб., или на уровне 21,24% к ВВП, со снижением на 0,66% по сравнению с ожидаемой оценкой 2007 г.
В целях определения налоговой базы для расчета налога на прибыль, облагаемой по ставке 6,5%, прибыль для целей налогообложения уменьшается на 552,4 млрд руб., в том числе за счет:
- доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, облагаемым по ставке 15%, - 64,7 млрд руб.;
- прибыли, не учитываемой при определении налоговой базы в соответствии с законодательно установленным порядком, - 279,3 млрд руб.;
- полученных убытков, учтенных в уменьшение налоговой базы, - 208,4 млрд руб.
Одновременно с этим налогооблагаемая прибыль увеличена на налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов в сумме 135,7 млрд руб.
Таким образом, налоговая база для расчета налога на прибыль организаций составит 7015,7 млрд руб.
Сумма налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в федеральный бюджет по ставке 6,5%, ожидается в размере 456,0 млрд руб.
Поступления налога на прибыль организаций по доходам, подлежащим налогообложению в зависимости от категории налогоплательщиков по налоговым ставкам 20, 15 и 9%, прогнозируются на 2008 г. исходя из расчетной ставки 15,31% и доли этих доходов в общей сумме прибыли для целей налогообложения в размере 4,64%. Сумма налога по указанным доходам составит 52,3 млрд руб. В прогнозе поступления налога на прибыль учтено влияние изменения налогового законодательства от применения нулевой ставки налога на прибыль организаций по дивидендам, получаемым при стратегическом участии российской организации в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды.
С 2008 г. сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплачивают налог на прибыль с объема реализации произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 1%, установленной для сельскохозяйственных товаропроизводителей на 2008 г., составит 0,3 млрд руб.
Налог на прибыль организаций с учетом налога на доходы и налога по сельскохозяйственным организациям, облагаемым по ставкам, отличающимся от общеустановленной, планируется в размере 508,6 млрд руб.
Расчетный уровень собираемости налога на прибыль организаций в 2008 г. прогнозируется в размере 95,9% исходя из фактического уровня 2006 г. С учетом собираемости сумма налога прогнозируется в сумме 487,8 млрд руб.
В расчете поступлений налога на прибыль организаций предусмотрены дополнительные поступления по итогам работы за 2007 г. в соответствии с данными, отраженными в налоговых декларациях, за счет снижения недоимки, повышения эффективности работы налоговых органов в части контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Сумма налога на прибыль по указанным основаниям ожидается в размере 37 млрд руб.
В расчете налога учтены потери в связи с реализацией программ по ликвидации последствий радиационных катастроф и целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих, предусмотренных Федеральным законом от 06.08.2001 № 110-ФЗ, а также от предоставления льгот резидентам Особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 № 16-ФЗ и участникам Особой экономической зоны Магаданской области в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1999 № 104-ФЗ в общей сумме 25 млн руб.
Общий объем поступлений налога на прибыль организаций, подлежащий зачислению в федеральный бюджет в 2008 г., прогнозируется в сумме 524,8 млрд руб., или 1,50% к ВВП.
Объем поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 и 2010 гг. прогнозируется в сумме 577,5 млрд руб. (1,45% к ВВП) и 635 млрд руб. (1,42% к ВВП) соответственно.
Налог на добавленную стоимость, на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации . В расчете на 2008 г. сумма налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, определена с учетом прогнозируемых макроэкономических показателей и оценки налоговой базы на 2007 г.
Суммы начисленного налога на добавленную стоимость и налоговых вычетов, за исключением вычетов, предъявляемых подрядными организациями при выполнении капитального строительства, вычетов по ввозимым товарам и реализации товаров на экспорт, на 2008 г. прогнозируются в размере 16 101,7 млрд руб. (46,0% к ВВП) и 13 390,5 (38,26% к ВВП), что соответствует доле (в % к ВВП), принятой при оценке поступления налога в 2007 г.
Сумма налоговых вычетов, предъявляемых подрядными организациями при проведении капитального строительства, определена в размере 270,2 млрд руб. исходя из расчетной суммы налога от прогнозируемого объема подрядных работ в производственной сфере и погашения задолженности по строительным объектам, начатым до 1 января 2008 г.
Сумма налоговых вычетов, предъявляемых по ввозимым товарам, определена в размере 527,8 млрд руб. исходя из прогнозируемого поступления налога по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, в размере 872,3 млрд руб. и доли 60,5%, сложившейся в 2006 г. по предъявляемым к вычету суммам налога по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации.
Сумма налоговых вычетов, предъявляемая в связи с переходом с 1 января 2007 г. на заявительный порядок возмещения налога, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, используемых при производстве экспортной продукции, определена в размере 672,1 млрд руб. исходя из объемов экспорта, прогнозируемого курса рубля по отношению к доллару США, с учетом увеличения доли сумм материальных ресурсов, используемых при производстве экспортной продукции (по фактическим данным за 2006 г.).
Расчетная сумма налога на добавленную стоимость определена в размере 1241,1 млрд руб. исходя из начисленных сумм в размере 16 101,7 млрд руб. (46,0% к ВВП) и всей суммы налоговых вычетов в размере 14 860,6 млрд руб. (42,5% к ВВП).
Расчетный уровень собираемости налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, на 2008 г. прогнозируется на уровне фактически сложившейся в 2006 и 2007 гг.
Прогнозируемое в 2008 г. возмещение налога на добавленную стоимость при выполнении соглашений о разделе продукции снизит поступление налога на 6,7 млрд руб.
В прогнозе поступлений налога на добавленную стоимость на 2008 г. учтены дополнительные поступления в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины в сумме 329,0 млрд руб., или 0,9% к ВВП, что соответствует данным налоговой отчетности за 2006 г. Однако следует отметить, что в последующих периодах возможна корректировка налоговой базы 2007 г., в результате чего возможны изменения указанных сумм.
В прогнозе поступлений налога на добавленную стоимость на 2008 г. учтены дополнительные потери в связи с введением поквартальной уплаты налога в размере 228,7 млрд руб.
С учетом изменения налогового законодательства сумма налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, планируется в размере 1296,2 млрд руб.
Доходы федерального бюджета по налогу на добавленную стоимость прогнозируются на 2009 и 2010 гг. в сумме 1791,2 млрд руб. (4,51% к ВВП) и 2072,3 млрд руб. (4,63% к ВВП) соответственно.
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации. Поступления в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2008 г. прогнозируются в размере 872,3 млрд руб.
Сумма налога рассчитана на основе прогнозируемого налогооблагаемого объема импорта из стран дальнего зарубежья, стран - участников СНГ и Республики Беларусь в размере 200,8 млрд долл. США.
При выполнении расчетов прогнозируемый объем импорта скорректирован на сумму ввозимых товаров, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, таких как товары, ввозимые на территорию Калининградской области; лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинская техника (по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 № 19); товары, освобожденные от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями, и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5% от общего объема импорта.
Расчеты прогнозируемого поступления налога выполнены с учетом сложившейся в 2006 г. товарной структуры импорта, средневзвешенных ставок таможенных пошлин по группам товаров, ставок акцизов по подакцизной продукции, курса рубля по отношению к доллару США.
В расчетах заложен уровень собираемости 99%, с учетом сложившейся собираемости в 2006 г. по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь.
Доля объема импорта товаров, облагаемых по льготной ставке 10% (ряд продовольственных товаров, товаров детского ассортимента, лекарственных средств и изделий медицинского назначения), планируется на уровне 13,3% от общего облагаемого оборота. Потери федерального бюджета, связанные с применением пониженной ставки налога в размере 10%, оцениваются в 55,2 млрд руб.
Поступления в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, прогнозируются на 2009 и 2010 гг. в сумме 1006,4 млрд руб. (2,54% к ВВП) и 1149,4 млрд руб. (2,57% к ВВП) соответственно.
Налог на добычу полезных ископаемых . Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 г. прогнозируются в сумме 868,5 млрд руб.
В расчетах прогнозируемых поступлений налога на добычу полезных ископаемых учтены планируемый объем добычи полезных ископаемых, прогнозируемый уровень цен полезных ископаемых, среднегодовой курс рубля по отношению к доллару США, налоговые ставки, предусмотренные гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации.
При прогнозируемом на 2008 г. среднем уровне мировой цены на нефть марки «Юралс» в размере 53 долл. США за баррель и заложенном в расчетах к проекту бюджета среднегодовом курсе рубля по отношению к доллару США (25,9 руб.) коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, составит 4,3663. С учетом корректировки налоговой ставки на указанный коэффициент расчетная налоговая ставка по нефти на 2008 г. запланирована в размере 1829,47 руб. за 1 т нефти. По остальным полезным ископаемым налоговые ставки включены в расчет налога в размерах, установленных ст. 342 гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации.
При определении прогнозируемого поступления налога на добычу полезных ископаемых учтен объем добычи нефти 462,31 млн т, подлежащий налогообложению, при общем объеме добычи 481,5 млн т. В соответствии с законодательно установленным порядком в налогооблагаемых объемах не учитывались объемы добычи нефти по месторождениям, по которым ведется разработка на условиях соглашений о разделе продукции (СРП), в объеме 16,56 млн т и нормативные потери при добыче в объеме 2,63 млн т.
При определении прогнозируемого поступления налога на добычу полезных ископаемых учтен объем добычи газа горючего природного 625,9 млрд куб. м, подлежащий налогообложению, при общем объеме добычи 632,6 млрд куб. м. В соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, в налогооблагаемых объемах не учитывались объемы добычи газа по месторождениям, по которым ведется разработка на условиях соглашений о разделе продукции (СРП), в объеме 3,6 млрд куб. м и нормативные потери при добыче в объеме 3,1 млрд куб. м.
Применение налоговой ставки в размере 0% на добычу полезных ископаемых в виде нефти для новых месторождений приведет к уменьшению поступлений в федеральный бюджет налога на 7,3 млрд руб. Применение понижающего коэффициента к налоговой ставке, характеризующего уровень разработанности запасов конкретного участка недр по месторождениям нефти, со степенью выработанности выше 80% приведет к уменьшению поступлений в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых в виде нефти на 22,8 млрд руб.
Применение предусмотренного в ст. 342 гл. 26 «Налога на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации коэффициента 0,7 для налогоплательщиков, осуществивших за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместивших все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 г. в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, приведет к уменьшению поступлений в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на 1 млрд руб.
При прогнозируемом на 2008 г. среднем уровне мировой цены на нефть марки «Юралс» в размере 53 долл. США за баррель цена декабря 2008 г. составит 52,6 долл. США за баррель. Учитываемая в платежах декабря 2007 г. мировая цена на нефть марки «Юралс» составит 53,9 долл. США за баррель. Кроме того, на размеры платежей декабря 2007 г. и декабря 2008 г. окажут влияние различные объемы добычи полезных ископаемых и цены на газовый конденсат. С учетом этого сумма платежей по расчету прогноза поступления налога на добычу полезных ископаемых увеличена на платежи декабря 2007 г. в сумме 79,1 млрд руб., или 78 млрд руб. с учетом собираемости, и уменьшена на платежи декабря 2008 г. в сумме 78,6 млрд руб., или 77,5 млрд руб. с учетом собираемости, срок уплаты которых перейдет на следующий год.
Уровень собираемости в расчетах налога на добычу полезных ископаемых прогнозируется в размере 98,6% исходя из поступлений налога в 2006 г.
Нормативы распределения поступлений налога на добычу полезных ископаемых по уровням бюджетной системы предусмотрены бюджетным законодательством. Распределение поступлений налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью (кроме газа горючего) по уровням бюджетной системы предусматривает зачисление в доход федерального бюджета 95%, или 769,4 млрд руб.
Налог на добычу газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья в сумме 91,2 млрд руб. предусмотрен в качестве источника формирования доходов федерального бюджета.
Распределение поступлений налога на добычу полезных ископаемых по драгоценным металлам и прочим полезным ископаемым (кроме природных алмазов) по уровням бюджетной системы предусматривает зачисление в доход федерального бюджета 40%, или 7,8 млрд руб.
Поступления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых прогнозируются на 2009 и 2010 гг. в сумме 851,9 млрд руб. (2,15% к ВВП) и 849,9 млрд руб. (1,90% к ВВП) соответственно.
Таможенные пошлины. Сумма ввозных таможенных пошлин на 2008 г. прогнозируется в размере 493,6 млрд руб. Расчет сделан на основе прогнозируемого облагаемого объема импорта из стран дальнего зарубежья по таможенному режиму (ввоз для внутреннего потребления) «ИМ 40» в размере 169,2 млрд долл. США, с учетом досчета поступлений по остальным таможенным режимам, потерь в связи с предоставлением льгот по таможенному тарифу (0,8 млрд долл. США), сложившейся за ряд лет структуры импорта, курса рубля по отношению к доллару США, средневзвешенной ставки ввозной таможенной пошлины, установленной Минэкономразвития России с учетом соблюдения условий присоединения к ВТО.
В прогнозе доходов федерального бюджета на 2008 г. доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин учтены в сумме 1557,1 млрд руб.
Объем поступлений от вывозных таможенных пошлин по нефти сырой, включая экспорт в Республику Беларусь, газу и нефтепродуктам, рассчитан в соответствии с:
- прогнозными объемами экспорта по группе 27 ТН ВЭД (с учетом необлагаемых объемов по нефти - 16,56 млн т, реализуемых при выполнении соглашений о разделе продукции, и по природному газу - 9,6 млрд куб. м, реализуемых по магистральному газопроводу «Голубой поток»);
- среднегодовой ставкой пошлины на нефть сырую в размере 163,69 долл. США за 1 т, рассчитанной по 6 периодам мониторинга ставок внутри года, исходя из прогнозных мировых цен на нефть сырую марки «Юралс» на IV квартал 2007 г. и помесячного прогноза цен на нефть на 2008 г.;
- ставкой на нефтепродукты в размере 94,5 долл. США за 1 т, рассчитанной также по периодам мониторинга, исходя из прогнозных мировых цен на нефть сырую марки «Юралс» на IV квартал 2007 г. и помесячного прогноза цен на нефть на 2008 г.;
- ставкой в размере 30% выручки от экспорта природного газа в страны дальнего зарубежья исходя из средневзвешенной цены в размере 225,9 долл. США за 1 тыс. куб. м, а также в страны СНГ исходя из средневзвешенной цены на экспортируемый природный газ, за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе: в Украину - 219,5 долл. США за 1 тыс. куб. м, в Молдавию - 170,0 долл. США за 1 тыс. куб. м, в страны Закавказья - 150,0 долл. США за 1 тыс. куб. м.
Кроме того, в прогнозе учитываются объемы нефти, вывозимой из Российской Федерации в Республику Беларусь, по среднегодовой ставке пошлины на нефть сырую в размере 54,85 долл. за 1 т, которая определена исходя из ставки, рассчитанной также по 6 периодам мониторинга ставок внутри года, исходя из прогнозных мировых цен на нефть сырую марки «Юралс» на IV квартал 2007 г. и помесячного прогноза цен на нефть на 2008 г. с применением коэффициента 0,335 по межправительственному Соглашению от 12.01.2007 «О мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов».
Вывозные пошлины на товары (кроме группы 27 ТН ВЭД) оцениваются исходя из ожидаемых поступлений в федеральный бюджет в 2007 г. по этой группе товаров и макроэкономических показателей объемов экспорта в 2008 г., снижения и отмены экспортной пошлины по отдельным видам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (за исключением углеводородного сырья) на сумму 100 млн долл. США, или 2,6 млрд руб.
Доходы федерального бюджета в 2009 - 2010 гг. от уплаты таможенных пошлин прогнозируются: в 2009 г. - 2086,7 млрд руб., или 5,26% к ВВП (из них по ввозным таможенным пошлинам - 544,6 млрд руб., по вывозным таможенным пошлинам - 1542,1 млрд руб.); в 2010 г. - 2130,0 млрд руб., или 4,75% к ВВП (из них по ввозным таможенным пошлинам - 588,1 млрд руб., по вывозным таможенным пошлинам - 1541,9 млрд руб.).
Заключение
Доходы федерального бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.
В доходы федерального бюджета зачисляются:
- собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- собственные неналоговые доходы;
- остаток средств на конец предыдущего года;
- доходы, полученные в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений.
Основную массу доходов составляют налоговые поступления. В структуре доходов за 2007 года налоговые поступления составляют 60,88 %, неналоговые поступления – 35,99 %.
Существенную часть доходов в федеральный бюджет составляют два источника: доходы от внешнеэкономической деятельности — 31,76 %; и НДС — 18,56 %.
Значительную долю составляют налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами – 14,97%, а также налоги на товары, ввозимые на территорию РФ – 11,75 %.
Налог на прибыль организаций составляет 8,54%.
Задачами по укреплению доходов бюджетов РФ заключаются в дальнейшем осуществлении налоговой реформы, усилении мер налогового администрирования, разработке стабильной схемы оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней, повышении эффективности использования государственной и муниципальной собственности.
Для этих целей в 2008 году впервые разработан е федеральный бюджет на среднесрочный трехлетний период - 2008 - 2010 гг.
В основу формирования федерального бюджета на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. положены стратегические цели развития страны, определенные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Закон о бюджете на 2008 - 2010 гг. опирается на достигнутые в 2000-е гг. в бюджетной сфере результаты и тенденции, направлен на реализацию приоритетов государственной политики.
Согласно этого бюджета, прогнозируемые в 2008 г. доходы увеличатся на 422,2 млрд руб. Доходы федерального бюджета Российской Федерации на 2009 и 2010 гг. планируются в сумме 7465,4 млрд руб. (18,81% к ВВП) и 8090,0 млрд руб. (18,06% к ВВП) соответственно.
При этом в структуре доходов бюджета на 2008 - 2010 гг. более 80% занимают поступления от пяти доходных источников: налог на прибыль организаций; налог на добавленную стоимость, на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налог на добавленную стоимость, на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; налог на добычу полезных ископаемых; таможенные пошлины.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 15 ноября 1999 года. - Историко-правовой комментарий. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 2000. - 80 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (с изм. от 06.12.2007 № 333-ФЗ).
3. Федеральный закон РФ от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2005 год»
4. Федеральный закон РФ от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2006год»
5. Федеральный закон РФ от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2007 год».
6. Федеральный закон РФ от 24.06.2007 № 198-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». (с изм. от 11.12.2007 № 126н)
7. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2006 № 1860-р «Об утверждении перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007 - 2009 гг.».
8. Годин А. М., Максимова Н. С, Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 568 с.
9. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — 308 с.
10. Романовский М. В. Финансы: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2006. — 464 с.
11. Бычков С. С. Исполнение доходов по новому бюджетному кодексу // С.С.Бычков, «Советник бухгалтера бюджетной сферы», 2007, № 10
12. Лермонтов Ю. М. Об основных характеристиках доходных источников федерального бюджета на 2008 - 2010 гг. // Ю.М.Лермонтов, «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2008, № 1
[1] Годин А. М. Бюджетная система Российской Федерации. С.98
[2] Ст. 39 БК РФ
[3] Финансы / под ред. М. В. Романовского. С. 117
[4] Ст. 71 Конституции РФ
[5] Ст. 50 БК РФ
[6] Ст.51 БК РФ
[7] Финансы / под ред. М. В. Романовского. С. 122
[8] Лермонтов Ю. М. Об основных характеристиках доходных источников федерального бюджета на 2008 - 2010 гг.