Нравственные устои и поэзия декаданса. С. Я. Надсон
СОДЕРЖАНИЕ: Знаменитый своими революционно-демократическими произведениями писатель Н. Г. Чернышевский сказал о стихах Семена Надсона: “Нытье, не спорю, искренне, но оно вас не поднимет”.Нравственные устои и поэзия декаданса С. Я. Надсон
Не вини меня, друг мой, — я сын наших дней...
С. Надсон
Знаменитый своими революционно-демократическими произведениями писатель Н. Г. Чернышевский сказал о стихах Семена Надсона: “Нытье, не спорю, искренне, но оно вас не поднимет”. Но то, что Чернышевский считал недостатком в поэзии, современники оценивали весьма высоко. В унынии и безрадостности, которыми веяло от стихов Надсона, они видели и чувствовали нечто глубокое и родственное их душам. Полное совпадение чувств поэта и читателей сделало имя Надсона популярным.
“Не вини меня, друг мой, — я сын наших дней...” — этими словами поэт словно ответил на претензии к его поэзии Чернышевского.
Надсон действительно был сыном своей эпохи. В конце девятнадцатого и в начале двадцатого века произошел резкий спад гражданских настроений в русской поэзии.
Так чем же заинтересовали молодежь того времени поэты, как их называли, “упаднических настроений”? Попробую ответить на этот вопрос на примере Надсона, его личности и поэзии.
Все нравственные устои поэзии декаданса сконцентрированы в стихотворении Надсона “На заре”. Его можно назвать программным. Стихи начинаются романтическим, слегка тревожным изображением природы:
Нежными цветами убраны богато,
Тучки утопают в ясной тишине...
Лирический герой восхищается гармонией природы, но одновременно в нем зреют тяжкие мысли о том, что человек, подобно природе, не может быть счастлив в этом мире:
Только ты не знаешь неги и покоя,
Грудь моя больная, полная тоской.
После революционно-демократических взлетов духа, которыми был отмечен девятнадцатый век, собственно никаких глобальных изменений в нравственном отношении в обществе не произошло. Поэт это видел и переживал. Общество вновь ввергалось в прозябание духа. В голову лезли печальные мысли о целесообразности вообще всяких социальных потрясений. Лучше — замкнутый мир наслаждений и примитивных страстей.
Но душа, в которой нравственность велика, все равно ностальгически тоскует о высших устремлениях.
Что ж тебя волнует? Грустное ль былое
Иль надежд разбитых безотрадный рой?
Заползали ль змеею злобные сомненья,
Отравили веру в счастье и людей.
Страсти ли мятежной грезы и волненья
Вспыхнули нежданно в глубине твоей?
Здесь поэт как раз добивается совпадения нравственных переживаний с читателями. Как я уже отмечал — это передовая молодежь того времени. Передовая не в смысле революционная, а в смысле образованности, тонкости натуры, стремления к искренности в чувствах. Поэт дает им надежду:
Полно, успокойся, сбрось печали бремя:
Не пройдет бесплодно тяжкая борьба,
И зарею ясной запылает время,
Время светлой мысли, правды и труда. Эти нравственные устои поэзии Надсона стали живой и действенной силой, поддерживающей в условиях общественного уныния искры гражданских чувств. В этом, на мой взгляд, и состоит главная нравственная ценность стихов рыцарей поэзии эпохи безвременья.