Российские политические реформы XV-XVIII века

СОДЕРЖАНИЕ: Исследование пути развития российской государственности и роли реформ в переустройстве социальной структуры в XV-XVIII вв. Анализ законодательных актов периода абсолютной монархии: Петр Великий, Екатерина II. Эпоха великих реформ: анализ, последствия.

Реферат

Российские политические реформы XV-XVIII века

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Реформы XV-XVII вв. в процессе формирования русской государственности

1.1 Судебник 1497 г.

1.2 Судебник 1550 г. (Ивана IV).

1.3 Стоглав 1551 г.

1.4 Соборное уложение 1649 г.

2. Важнейшие законодательные акты периода абсолютной монархии в истории России

2.1 Указы Петра Великого

2.2 Законодательные акты Екатерины II

2.3 Реалии и проекты политических преобразований в России в первые два десятилетия XIX в.

3. Эпоха «великих» реформ

3.1 Отмена крепостного права

3.2 Реформа самоуправления (Земское и Городовое положения)

3.3 Реформа образования

3.4 Судебная реформа

3.5 Реформа печати

3.6 Военная реформа

3.7 Анализ и последствия реформ

Заключение

Литература


Введение

Что такое реформы и почему они являются необходимой «пружиной» исторического развития?

Реформы - это преобразования, изменения, переустройство какой-либо общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающие основ существующей социальной структуры.

На различных этапах своей многовековой истории Россия неоднократно переживала эти преобразования, менялась и сама структура общественной жизни.

Причинами реформаторских всплесков, историки справедливо считают неравномерное развитие политических, социально-экономических, культурно-идеологических и других факторов общественного развития.

В настоящей работе на примере трех исторических периодов, с конца XVдо конца XVIII вв. предполагается рассмотреть путь развития государственности в России и оценить историческую закономерность этого процесса.

Наиболее выразительными памятниками государственных реформ и политических преобразований рассматриваемого периода являются важнейшие законодательные акты, которые я попытаюсь осветить и проанализировать. Для этого важно рассмотреть предпосылки их зарождения, последовательность развития, взаимосвязь во времени, зачастую, политические портреты государственных деятелей, их принимавших, и, несомненно, саму деятельность людей в периоды законотворчества. Отдельного внимания заслуживает эпоха «великих реформ», относящаяся к периоду правления императора Александра II, снискавшего славу реформатора и просветителя, и сыгравшего незаурядную роль самодержца в общественной, геополитической и социальной жизни России.


1. Реформы XV - XVII вв. в процессе формирования русской государственности

XV-XVII вв. характеризовались двумя взаимосвязанными процессами развития централизованного государства — формированием единой государственной территории за счет объединения русских земель и укреплением политической системы и реальной власти монарха. Входившие в состав государства новые территории, прежде всего, становились объектом хозяйственного освоения, крестьянского земледелия. Основой благосостояния оставался земледельческий труд, который создавал общественное богатство, давал государству материальные и демографические ресурсы для нормального функционирования. Главные тенденции развития государственной политики, были непосредственно связаны с вопросом о землевладении и крестьянском сословии.

В период образования Русского централизованного государства и его последующего развития основными причинами, которые способствовали законодательному закреплению системы сословной организации общества, явились - крайняя необходимость мобилизовать экономические и людские ресурсы общества в экстремальных условиях хозяйственной разобщенности регионов, рассредоточение населения, низкий уровень развития товарно-денежных связей и постоянная борьба с внешней опасностью.

Развитие социальных отношений на больших пространствах и систематический отток населения к окраинам до известной степени замедляли рост социальной напряженности, видоизменяли формы ее проявления и, в конечном счете, консолидацию сословий. В этих условиях государство активно вмешивалось в процесс формирования и законодательного регулирования сословий. Решение проблемы было найдено в создании особой служилой системы, при которой каждый слой общества (сословие) имел право на существование лишь постольку, поскольку нес определенный круг повинностей или, по терминологии того времени, — службу или тягло. Сердцевину организации составляло условное землевладение, — представление земли служилым людям — помещикам при условии несения ими военной и гражданской службы. Так сформировалась поместная система, основным преимуществом которой являлось то, что государство всегда могло располагать значительными военными силами без затраты каких-либо средств на их содержание. Поместное землевладение как система сложилось к концу XV — началу XVI в., когда правительства Ивана III и Василия III, активно расширявшие поместное землевладение, ввели в поместную раздачу значительный массив новых земель. К середине XVI в. поместье стало наиболее распространенным видом землевладения в центральных уездах. Особые центральные учреждения ведали земельными отношениями служилых людей. Важнейшим из них был Поместный приказ. Служилые люди владели землей по месту службы, откуда произошло название — «поместье», и разделялись на два разряда: к первому относились московские, ко второму — уездные или городовые дворяне и дети боярские. В отличие от вотчинного владения, условность поместного владения состояла в том, что оно не было наследственным, а зависело исключительно от службы государству. Однако правительство постепенно шло навстречу желаниям служилых людей и сближало правовой статус поместий и вотчин. Уже к концу XVII в. данное различие становилось все более формальным, и связь между службой и землевладением утрачивалась. Указ Петра I о единонаследии 1714 г. дал этому явлению окончательное законодательное подтверждение. Важным преимуществом поместной системы для государства являлось ее значение в качестве контрольного и хозяйственно-административного института.

Помимо фискальных и административных функций, данная система имела большое политическое значение. Она позволяла монарху мобилизовать средние и низшие слои служилого класса в качестве своей социальной опоры в борьбе с боярством, сохранявшим социально-экономическое могущество благодаря вотчинному наследственному землевладению. Конфликт боярства с монархической властью, которая стремилась найти более широкую социальную базу в дворянстве, экономически и политически зависимом от государства, нашел свое выражение в ряде памятников права и политической мысли. Основные линии социальных конфликтов эпохи прослеживаются наиболее четко в крупнейших правовых кодексах – Судебнике 1497 г., Судебнике 1550 г и Соборном уложении 1649 г.

1.1 Судебник 1497 г.

Это был первый свод законов централизованного государства, сыгравшего большую роль в окончательной ликвидации феодальной раздробленности, в централизации Русского государства и оформления общерусского права. Судебник содержал в основном процессуальные нормы. Он установил единую систему государственных судебных органов, определил их компетенцию и соподчиненность, регламентировал судебные пошлины. Судебник расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми (крамола, «церковная татьба», святотатство, ябедничество), дал новое понятие преступления. Устанавливалась розыскная форма процесса («суд на месте»), за нарушение межевых законов на великокняжеских, боярских и монастырских землях была введена торговая казнь (на крестьянских землях – денежный штраф).

Судебник впервые установил общегосударственную правовую норму, ограничивающую право крестьян самостоятельно выбирать место своего труда и жительства. Была введена уплата «пожилого» при уходе крестьянина от феодала, а также устанавливался единый для всего государства срок перехода крестьян от одного владельца к другому: один раз в году – за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и спустя неделю после него.


1.2 Судебник 1550 г. (Ивана IV )

Судебник 1550 г. вошел в историю под названием «Царский Судебник», он был принят. «всею землею русской» — первым в истории Руси земским собором. Непосредственной причиной принятия Судебника была необходимость консолидации сил феодалов для подавления народных восстаний, ограничения боярского произвола в суде и управлении. Основываясь на Судебнике 1497 г., а так же на совместных решениях Ивана Грозного, бояр и высшего духовенства, Судебник Ивана IV ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных государственных судебных законов; он установил порядок подачи и рассмотрения жалоб на наместников, что обеспечивало контроль над ними со стороны поместного дворянства; подготовил ликвидацию системы «кормления». В Судебнике, впервые в истории России, закон - был провозглашен единственным источником права. Отражая политику дальнейшего закрепощения крестьянства, Судебник подробно определил положение холопов, уточнил порядок выплаты «пожилого», ввел новую пошлину — «за провоз», уплачивавшуюся крестьянином в случае его отказа от выполнения обязанности перевезти с поля урожай землевладельца, подтвердил Юрьев день. Согласно Судебнику, на землевладельца распространялась ответственность за действия крестьянина, владелец уже не являлся по отношению к крестьянину государем. Более жестокими становятся наказания «лихих людей» (разбойников, мошенников), впервые вводятся наказания для бояр и дьяков, берущих взятки, отменяются податные льготы монастырям.

1.3 Стоглав 1551 г.

Такое название получил сборник соборных решений, принятых церковным собором с участием Ивана IV и представителей Боярской думы. Собор был созван по инициативе правительства, которое стремилось поддержать церковь в борьбе с антифеодальными еретическими движениями и одновременно подчинить ее светской власти. Он заседал в январе — мае 1551 г. и принял пакет решений, состоящий из 100 глав; отсюда и название сборника — Стоглав, а церковного собора, их принявшего, — Стоглавый собор.

Решениями Собора были унифицированы церковные обряды и пошлины на всей территории Русского государства, регламентированы нормы внутри церковной жизни с целью повысить образовательный и моральный уровень духовенства для правильного исполнения ими своих обязанностей. На протяжении 2-й половины XVI — XVII вв. Стоглав, наряду с Кормчими книгами, являлся основным кодексом правовых норм внутренней жизни духовного сословия и его взаимоотношений с обществом и государством.

Справедливо отметить, что личность и деятельность Ивана Грозного (1533 – 1584) были очень противоречивы, как была полна противоречий вся эпоха становления и укрепления единого государства. «Глубоко верующий от лукавого» властный и самолюбивый самодержец, он за полвека своего правления почти двое увеличил территорию государства, втрое сократив ее население; разгромил реформационное движение феодальных землевладельцев, узаконив опричнину с ее бесчинствами, оставил после себя разграбленные земли, подорванную экономику, крепостническое законодательство и военную диктатуру.

1.4 Соборное уложение 1649 г.

Над составлением Соборного уложения 1649 г. работала комиссия во главе с боярином князем М.И.Одоевским. Источниками Соборного уложения были Судебник 1550 г., указные книги Поместного, Земского, Разбойного и других приказов, коллективные челобитные московских и провинциальных дворян, посадских людей, а также Кормчая книга (византийское право), Литовский статус (1588). В принятом Уложении было 25 глав (967 статей), оно отражало вопросы государственного, имущественного и уголовного права, а также вопросы судопроизводства. В разделах, посвященных государственному праву (гл. 2 и 3), раскрыты понятия о государственном преступлении, под которым подразумевалось, прежде всего, действие, направленное против личности монарха и царской власти. За действия «скопом и заговором» против царя, бояр, воевод и приказных людей полагалась «смерть без всякия пощады». Глава 1 посвящена защите интересов церкви от «церковных мятежников», а также защите дворян (даже в случаях убийства ими холопов и крестьян). О резкой социальной дифференциации и защите государством интересов господствующего класса свидетельствует разница в штрафах за «бесчестье»: с крестьянина — 2 руб., с гулящего человека — 1 руб., а с лиц привилегированных сословий — до 70 — 100 руб.

В главе «Суд о крестьянах» содержатся статьи, которыми окончательно оформлялось крепостное право — устанавливались вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись «урочные лета» для сыска беглых крестьян, за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф. Уложение лишало помещичьих крестьян права судебного представительства по имущественным спорам, отменялся всякий переход крестьянина от одного помещика к другому, крестьянин объявлялся «крепким к земле».

Согласно главе «О посадских людях» ликвидировались частновладельческие слободы в городах, возвращались в число податных сословий люди, принадлежавшие ранее к социальным категориям, освобожденным от уплаты государственных налогов. Уложение предусматривало массовый сыск беглых посадских людей; посадское население прикреплялось к посадам и также, облагалось государственными налогами и податями. Положение кабальных холопов регламентировалось в главах «О поместных землях» и «О вотчинах», посвященных вопросам дворянского землевладения.

Вопросы судопроизводства изложены в главе «О суде». В ней подробно регламентируется порядок следствия и судопроизводства, определяются размеры судебных пошлин, штрафов, разработаны вопросы умышленного и преднамеренного преступления, регулируются отношения собственности (спорные имущественные дела и др.). Организации вооруженных сил страны посвящены главы «О службе всяких ратных людей Московского государства», «О искуплении пленных», «О стрельцах». Принятие Соборного уложения 1649 г. явилось важной вехой в развитии российского самодержавия и крепостного строя; этим объясняется его долговечность. Оно сохраняло значение основного закона России вплоть до 1-й половины XIX в.

Прекращение деятельности Земских соборов во второй половине XVII в. вытекало из общего укрепления централизованного аппарата самодержавной власти, которая, опираясь на приказное управление, перестала нуждаться в постоянно деятельности обширного сословного совещания.

Приказная система, возникшая в конце XV в., превратилась за полтора столетия в сложную организацию, которая включала в свой состав свыше 40 отдельных приказов. Вопросы внешней политики находились в ведении Посольского приказа, который в то же время собирал в пяти городах кабацкие сборы и таможенные доходы. Организация дворянского войска была подведомственна Разрядному приказу, ведавшему к тому же примерно двумя десятками городов на южной окраине государства. Стрельцами заведовал Стрелецкий приказ, собиравший на их содержание «стрелецкие деньги» с крестьян. Вотчинное и поместное землевладение находилось в ведении Поместного приказа. Сбор налогов и разных доходов был разбит среди ряда приказов. Несмотря на совершенство приказной организации, она сыграла существенную роль в деле усиления центральной власти.

Большие изменения в XVII в. произошли в местном управлении. С одной стороны, имело место заметное возрастание роли провинциального дворянства, установление равного представительства со столичной аристократией. С другой стороны, областных правителей на местах заменили назначаемые из центра воеводы. Функции воевод были весьма широкими: начальствование над местными гарнизонами, судебная и административная власть, забота об исправном взимании налогов с населения и др. Воеводское управление становилось проводником правительственной централизации.

XVII столетие – время не только расцвета, но и начавшегося разложения сословно-представительной монархии. Со второй его половины начинают заметно усиливаться элементы бюрократизации, составлявшие одно из главных условий для образования системы абсолютистского государства, окончательно сложившейся при Петре I (1672 – 1725).

государственность россия переустройство реформа


2. Важнейшие законодательные акты периода абсолютной монархии в истории России

Неспособность властей обуздать выступления городских низов, крестьянства и казачества, связанные с оформлением системы крепостного права, продолжавшееся отставание России от ряда западноевропейских стран, потребности хозяйства в укреплении единого рынка и утверждении новых торговых путей и т.д. – все это рождало острейшую необходимость в осуществлении кардинальных государственных реформ. Данные реформы могли реализовать себя в новых формах политического устройства, которым в России стала абсолютная монархия, опирающаяся на дворянство.

Бурные события Петровской эпохи и последующие за ней два столетия ознаменовались не менее активными процессами в области законотворчества.

Одной из главных линий проводимых реформ явилась последовательная замена административной системы центрального и местного управления, которая складывалась традиционно в течение длительного времени, новой, по мнению царя, более рациональной и эффективной.

Нарастание озабоченности Петра I реформированием России характеризуют следующие данные в его законотворческой деятельности: за первое десятилетие XVIII в. им было издано 500 законодательных актов, за второе — 1238, а за последнее пятилетие его жизни (1720 — 1725) — почти столько же, сколько за все предыдущее десятилетие. Кроме того, Петром I были составлены многочисленные законоположения, регламенты, инструкции, наставления по важнейшим направлениям государственной и общественной жизни.

Преобразовательные шаги следовали один за другим в том порядке, в каком возникала потребность в них, вызванная жизнью и развитием государства.


2.1 Указы Петра Великого

Законодательные акты Итоги законотворчества и их историческое значение

18 декабря 1708 г.

Указ об учреждении губерний и о расписании к ним городов.

Хотя деление и оказалось слишком крупным, городская администрация внутри губерний фактически сохранила прежний порядок управления, была достигнута полная централизация управления и контроля над ним. Местная инициатива не получила развития, городское самоуправление было ослаблено.

22 февраля 1711 г.

Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе.

Первоначально Сенат был создан как временный коллегиальный орган для управления, впоследствии стал постоянным высшим органом государственного управления, заменив Боярскую думу. Сенат являлся законосовещательной и судебно-апелляционной инстанцией, осуществлял надзор за работой коллегий. Члены Сената — сенаторы — назначались царем из числа гражданских и военных чиновников первых трех классов Табели о рангах.

17 марта 1714 г.

Указ о фискалах и о их должности и действии.

Этим указом создавался специальный институт государственного надзора как особая отрасль государственного управления. Фискалы были доверенными лицами царя, приносили ему присягу и были ответственны перед ним.

23 марта 1714 г.

Указ о порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах.

В длительной исторической перспективе указ действительно сохранил бы крупные земельные владения неделимыми, воспрепятствовал бы их раздроблению. Однако русское дворянство чрезвычайно враждебно встретило эту законодательную инициативу, поскольку увидело в ней ограничение своего права распоряжаться земельной собственностью по своему усмотрению. Указ так и не был проведен в жизнь, а в последующие царствования отменен.
26 апреля 1716 г. Артикул воинский. Артикул воинский — первый в России военно-уголовный кодекс, ставший 2-й частью Устава воинского, утвержденного Петром I 26 апреля 1716 г. Он содержал перечень воинских преступлений и устанавливал меры наказания за них. Артикул включал в себя текст воинской присяги, в которой упор сделан на осознание важности исполнения воинского долга, сохранение знамени и соблюдение твердой воинской дисциплины.
12 декабря 1718 г. «Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит». Разработанная по единому замыслу четкая система правовых норм и административных правил, регламентирующая деятельность институтов управления, с формальной иерархией уровней управления, учреждений и чиновников, с высокой степенью подразделения уровней по функциям и с законодательным регулированием положения бюрократии, реформа явилась важным шагом в рационализации управления, обеспечила лучшую организацию труда, тем самым повысила эффективность работы административного аппарата.
22 октября 1721 г. «Акт поднесения Государю Царю Петру I титула Императора Всероссийского и наименования Великого и Отца Отечества». Преподнесение Сенатом этого титула Петру I свидетельствовало, с одной стороны, о несомненных его заслугах перед Отечеством, о повышении международного авторитета России, законодательном оформлении Российской империи, а с другой стороны — о развитии абсолютизма в России, возрастании престижа власти монарха.

24 января 1722 г.

Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных.

Привели к рационализации новой чиновной иерархии, избавлению ее от традиционных ограничений местничества, нерасчлененности функций, приоритета родовитости над заслугами в делах.

Петровский идеал рационального и справедливого государства, управляемого хорошими законами, оказался утопичным. На практике он привел к созданию полицейского государства по образцу западноевропейский абсолютистских монархий. При отсутствии каких-либо институтов социального контроля государство практически ничем не было связано в ходе проведения реформ управления. Именно поэтому реформы приобретали принудительный, навязчивый характер, они шли сверху. Апелляция к государству как единственному организатору и инициатору совершенствования права, управления и общества была весьма характерна для данной эпохи и нашла выражение во многих социальных проектах этого времени.

Перестройка структуры правящего класса проходила в петровское время по ряду направлений – ускорилось отделение дворянства от остальной массы населения, превращение его в привилегированное сословие и противопоставление его массе зависимого населения. Происходила перегруппировка внутри правящего класса, приведшая к уравнению прав членов привилегированного сословия за счет ликвидации привилегий боярства. Оформилась социальная опора абсолютизма на основе выделения из правящего класса его верхушки. Эти социальные тенденции подготовили утверждение абсолютизма в России, что нашло свое выражение в реформах правящей элиты и бюрократии. Важным результатом этих изменений явилось возрастание зависимости статуса, престижа и благосостояния от воли монарха – предоставляемых чинов, должностей и связанных с ними преимуществ.

2.2 Законодательные акты Екатерины II

Развитие общего социального конфликта, связанного с дальнейшим распространением и усилением крепостного права, заставляло правительство принимать решительные меры для его решения. В условиях абсолютизма единственный выход состоял в законодательном регулировании сословных отношений и ужесточении административного и военного контроля.

Во второй половине XVIII века дворянство окончательно сформировалось как корпорация, закрытый привилегированный слой, в который проникновение новых людей было сопряжено с большими трудностями. Права этого дворянского сословия были установлены двумя законодательными актами Екатерины II – Учреждением о губерниях 1775 г. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г.

Губернская реформа предусматривала создание нового, более дробного и продуманного местного административного управления: число губерний увеличивалось, в основу было положено количество населения. Она совмещала централизацию управления с участием представителей местного населения. Однако в отличие от традиционно существовавших в Московском государстве земских учреждений законодательство Екатерины устанавливало исключительно сословный, в принципе, дворянский, способ представительства. Дворянство получало особые личные и имущественные права и обязанности. Противоречивым было положение тех социальных слоев, которые свое благосостояние и перспективы в жизни связывали с предпринимательской и торговой деятельностью.

В стране отсутствовал свободный рынок рабочей силы. Земля и крестьяне оказывались объектом борьбы между купечеством и другими социальными слоями, прежде всего дворянством.

Двойственность положения этих социальных слоев состояла в том, что объективно они были заинтересованы в развитии производительных сил, капиталистических отношений, но в то же время реально действовали в рамках жестко регламентированных феодальных порядков, и всеми возможными способами приспосабливались к ним.

Объектом конфликтов оказываются средства производства, промышленные предприятия, природные богатства и т.д.

Жалованная грамота городам, по существу, создает новое городское население – городское сословие, делит их на категории: домовладельцев, купцов, ремесленников, иногородних и иностранцев, именитых граждан и посадских людей. Местное управление в XVIII в. развивалось в сторону его большей централизации, в том время как местное самоуправление утрачивало свое значение.

В ходе реформ Екатерины II Сенат по существу обратился в центральное административно-судебное учреждение. Его департаменты имели право окончательного судебного решения.

В каждом из его департаментов решения принимались единогласно, а при противоречиях переносились в общее собрание. Учреждение о губерниях 1775 г. завершило деятельность коллегий как центральных учреждений. Они были закрыты постепенно, кроме трех государственных коллегий, ведавших военными и иностранными делами.

Новый план реформирования государственных учреждений не был ею завершен в то время, однако уже наметились: уничтожение коллегиального начала и переход на единоличное управление. Новая система государственных учреждений получила свое законодательное закрепление в учреждении министерств в 1802 г. и окончательно в 1811 г. при Александре I.

Законодательные акты Историческое значение

18 февраля 1762 г. Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству

Манифест положил конец почти трехсотлетнему периоду обязательной военной службы землевладельцев и превращал их из служилого в привилегированное сословие. Дворяне могли выходить в отставку, выезжать за границу, активнее заниматься своими делами в поместьях.

7 ноября 1775 г. «Учреждение для управления губерний Всероссийския империи»

Законодательный акт о реформе местного управления в России. Указ предписывал провести новое губернское деление, содержал подробную регламентацию функционирования системы местных органов управления, суда, финансов, их компетенцию и соподчиненность.

21 апреля 1785 г. «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» (Жалованная грамота дворянству)

Этот акт закреплял крепостнический строй в России, подтверждал основные положения Манифеста от 18 февраля 1762 г., но в значительной степени приумножал привилегии господствующего сословия. Дворяне могли заниматься торговлей, предпринимательством, получили значительные права в области самоуправления.

2.3 Реалии и проекты политических преобразований в России в первые два десятилетия XIX в.

Начало XIX в. обозначилось для России вступлением в 1801 г. на престол нового императора Александра I(1855-1881). Тогда же начал формироваться буржуазный класс – арендаторы земель, владельцы постоялых дворов, мельниц, строительных подрядов, мануфактур, купечество. Число рабочих – «нового класса» уже приближалось к 1 млн.человек. В торговле преобладал внутренний оборот, но сам внутренний рынок был узок и тормозил промышленное производство. Хотя в России в начале XIX в. И продолжал формироваться капиталистический уклад, она оставалась аграрной страной. Наиболее дальновидные ее политики начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не способствует росту ее международного влияния и осложняют решение многих внутренних проблем. Необходимость модернизации становилась все ощутимее.

Именно с этим столкнулся Александр I в своих попытках преобразовать Россию. В 1802—1803 гг. Александр приближает к себе чрезвычайно талантливого и всесторонне образованного сотрудника Министерства внутренних дел М.М.Сперанского, который по поручению Александра пишет «Записки», в которых обосновывает необходимость государственных преобразований. В наиболее полном и законченном виде свои разработки Сперанский излагает в 1809 г. в труде «Введение к изложению государственных законов».

Особенностью проекта Сперанского являлось то, что необходимость государственно-административных преобразований обосновывается концептуально, в соответствии с определенной теорией исторического процесса. Исходя из этой теории Сперанский считал, что неограниченная власть самодержавных монархов уходит в прошлое. В силу объективного развития феодальных обществ в начале XIX в. государственная власть нуждается в новых источниках доходов, которые она может получить в развивающейся промышленности. Но последняя, в свою очередь, может успешно развиваться только при правительственном покровительстве науки, образования и просвещения. Новая государственная система по замыслу Сперанского должна строиться на основании следующих принципов: определенное конституционное ограничение единоличной власти императора; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную и выборность чиновничьего аппарата, включая и судей. В основу новой государственной системы у Сперанского был положен принцип разделения властей. В соответствии с ним закон вверялся Государственной думе, управление — правительству, министерствам, а суд — Сенату. «...Действие этих трех учреждений, по замыслу Сперанского, — соединяется в Государственном совете и чрез него восходит к трону». Данный проект так и не был реализован, хотя, казалось бы, началось его поэтапное, постепенное осуществление. 1 января 1810 г. был обнародован царский манифест об учреждении Государственного совета, и в этот же день состоялось его торжественное открытие.

При Госсовете, согласно Манифесту «Образование Государственного Совета», были образованы две комиссии (Комиссия прошений и Комиссия составления законов) и Государственная канцелярия, кроме того, при Госсовете было образовано четыре департамента — 1) военных дел; 2) гражданских дел; 3) духовных дел; 4) государственной экономии — в которых осуществлялась предварительная подготовка вопросов на общее заседание Госсовета.

В связи с учреждением Госсовета был установлен такой порядок рассмотрения и прохождения законопроектов, при котором после обсуждения в департаментах Госсовета они направлялись на рассмотрение общим заседанием Госсовета и только потом поступали к императору для утверждения и получения силы закона. Таким образом, Госсовет получил статус высшего законосовещательного органа.

Фактически в 1810—1812 гг. в высших слоях российского общества столкнулись две идеологии, две концепции развития России. Первая концепция исходила из необходимости серьезных реформ. Идеологом другой позиции, со стороны консервативных кругов дворянской аристократии, которые резко отрицательно отнеслись к проектам Сперанского. был историк, автор знаменитой «Истории государства Российского» Н.М.Карамзин. В мае 1811 г. через родную сестру императора Екатерину Павловну Александру была передана рукопись Карамзина «Записки о древней и новой России», в которой доказывалась пагубность для России конституционной идеи, предсказывалось крушение российского общества в случае реализации всех замыслов Сперанского.

Противодействие оказано и со стороны Государственного совета, когда там обсуждался подготовленный Сперанским проект реформ Сената. Несмотря на острую необходимость в пересмотре статуса и функций Сената после учреждения Госсовета, проект Сперанского несколько раз отклонялся большинством голосов. Правда, в этот раз Александр становился на сторону своего сподвижника. В конечном итоге верх одержали последние, что показало неготовность достаточно мощных и влиятельных слоев дворянства к реформам. Причиной тому оказались различные обстоятельства, в том числе еще устойчивое экономическое положение страны, с ее помещичьим крепостническим хозяйством, явное приближение европейской войны, в которой России предстояло играть активную роль, и которая требовала консолидации правящих слоев, а также многое другое.

В результате победы консерваторов Сперанский попадает в опалу и, будучи оклеветан, высылается в марте 1812 г. из Петербурга. Еще до отстранения Сперанского от государственных дел, кроме учреждения Государственного совета, царем предпринимается еще одна реформаторская акция, которая не занимала ключевого положения в проектах Сперанского, но, тем не менее, находилась в общем русле реорганизации административной системы. 25 июня 1811 г. выходит «Общее учреждение министерств» — закон, который завершил реформу системы исполнительной власти. В соответствии с данным документом четко и подробно регламентировалась деятельность министерств, их функции и статус в государственной системе, определялись права и ответственность министров. Был создан Комитет министров, в состав которого входили не только министры и другие руководящие чиновники министерств, но и председатели департаментов Государственного совета и ряд других высших сановников. По закону от 20 марта 1812 г. Комитет министров в отсутствие императора в столице наделялся высшей властью в системе государственного управления.

После войны с Наполеоном у Александра I и в 1818—1819 гг. существовали серьезные намерения по конституционному переустройству Российской империи и «Уставная грамота Российской империи», разработанная другом и сподвижником царя Н.Н.Новосильцевым, рассматривалась как законодательная база для этого переустройства. Правда, в дальнейшем эти и другие либеральные проекты эпохи царствования Александра I, реализованы не были.

Поражение декабристского движения в 1825 г. не только не привело к прогрессивным Преобразованиям российского общества (тому примеры проекты - «Русская правда» П.Пестеля и «Конституция» Н.Муравьева), а наоборот вызвало ужесточение порядков, растянувшееся на три последующих десятилетия.

Государственная политика царствующего в это время Николая Iв целом была направлена на полное сохранение политических основ империи. Снова о необходимости перемен заговорили только во второй половине 50-х гг. уже после смерти Николая I.

Законодательные акты Историческое значение

5 апреля 1797 г. «Учреждение об императорской фамилии» (Указ о престолонаследии)

Этим актом вновь учреждался прежний (допетровский) порядок наследования: престол отныне должен был переходить от отца к старшему сыну или старшему брату. В нем содержались подробные указания о статусе и отношениях членов императорского дома
5 апреля 1797 г. Манифест трехдневной работе помещичьих крестьян в пользу помещика, и о не принуждении к работе в дни воскресные

Впервые за всю историю существования крепостного права в России законодательно определялся объем крестьянских работ и других повинностей в пользу помещика.

22 февраля 1803 г. Указ об отпуске помещиком своих крестьян на волю по заключению условий на обоюдное согласие о вольных хлебопашцах Робкая попытка разрешить назревшие проблемы крепостного крестьянства.

1 января 1810 г. Манифест «Образование Государственного Совета»

Манифестом завершилось образование министерской системы, в нем были учтены недостатки выявленные в ходе почти 10-летней деятельности министерств, были четко сформулированы и системно определены функции, статус и права министерств

3 июля 1826 г. «Устройство отделений Собственной Его Императорского Величества канцелярии»

Этим актом личная канцелярия императора превращалась в правительственное учреждение с отделениями: 1-е — личная канцелярия государя; 2-е — составление законов; 3-е — политическая полиция; 4-е — благотворительные и образовательные учреждения (впоследствии ведомство учреждений императрицы Марии).

1830 г. Полное собрание законов Российской империи

Впервые в истории России был составлен наиболее полный сборник законодательных актов, расположенных в хронологическом порядке, по номерам и датам утверждения каждого акта царем. Первое издание включало в себя 45 томов законодательных актов, охватывающих период от Соборного уложения 1649 г. до 1825 гг., т.е. до воцарения на престол Николая I.

1833 г. Свод

законов Российской империи

Состоял из 15 томов, где были изложены в тематическом порядке законы, действовавшие в то время.

3. Эпоха «великих» реформ

Период 60-70 гг. XIX в. российской истории можно без всякого преувеличения назвать эпохой Великих реформ.Несмотря на то, что понятие «реформа» употребляется историками к различным мероприятиям и акциям, относящимся практически ко всем царствованиям XVIII и первой половины XIX вв., именно в 60-е гг. при Александре II предпринимается попытка комплексной модернизации российского общества.

Эти реформы имеют целый ряд характерных особенностей:

Во-первых, в проведении этих реформ в минимальной степени присутствовали элементы социальной импровизации (что, например, было характерно для многих петровских реформаций), напротив – практическим шагам предшествовал предварительный этап достаточно длительных и всесторонних обсуждений, разработок проектов законов и законоположений. Для этой цели в 1856 г., т.е. почти за пять лет до фактического начала реформ были созданы специальные постоянно действующие комитеты, к работе которых привлекались представители губерний (в основном дворян).

Во-вторых, существовал целый «пакет» реформ, который охватывал все основные общественные сферы, и реализация которого была четко спланирована по времени.

Главным, ключевым вопросом, который определял содержание и ход всех других реформационных мероприятий, был вопрос о необходимости ликвидации крепостного права. Само существование во второй половине XIX в. такого позорного явления, как рабский труд сельских тружеников, сильно подрывало международный авторитет России. Кроме этого, система помещичье-крепостнического землепользования тормозила социально-экономическое развитие страны, затрудняла внедрение в важнейший для России аграрный сектор экономики новейшей техники и передовых технологий по обработке земли. Решение этого вопроса не только назрело, но и налицо были явные признаки запаздывания в его решении. Не случайно идея о необходимости отмены крепостного права уже с начала XIX в. присутствует как в правительственных реформаторских проектах (Сперанский), так и тем более в программах политической оппозиции (декабристы, первые либералы и революционные демократы).

Уже на стадии предварительного обсуждения по поводу отмены крепостного права возникли достаточно острые дискуссии. Главным образом, эти дискуссии велись по поводу вопроса о конкретных формах освобождения крестьян и реформирования прежней системы землевладения; и в них наряду с общим пониманием необходимости безусловного решения крестьянского вопроса отразились и интересы различных слоев дворянского сословия.

К началу 1861 г. разработка программы реформ была закончена. Всего с 1861 по 1874 гг., т.е. на протяжении 14 лет, поочередно, с определенными интервалами было осуществлено восемь основных реформ, не считая целого ряда преобразований в области финансов и промышленности.

3.1 Отмена крепостного права

Начало реформационному процессу было положено крестьянской (или земельной) реформой. 19 февраля 1861 г. был обнародован Манифест Александра II, в котором было торжественно объявлено об отмене крепостного права в России. Непосредственно к данному Манифесту прилагались 19 отдельных законодательных актов, в которых подробно излагались условия выхода крестьян из крепостной зависимости, правовые и финансовые вопросы и т.д.

Наиболее важным было объемное «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

В основу дынных положений был положен следующий вариант освобождения крестьян: при сохранении права собственности на землю за помещиком, крестьянину, вышедшему из крепостной зависимости, представлялся определенный надел земли, который он мог со временем выкупить у помещика; для выкупа земли государство как посредник в этой сделке выплачивало до 80% выкупной суммы, которую крестьянин в течение 49 лет должен был выплатить (с процентами) казне. Поскольку крестьяне не могли осилить даже 20% выкупной суммы, то земля, как правило, выкупалась не одиночными хозяевами, а общинами. Таким образом, и владельцами этой земли становились общины, со всеми вытекающими из этого правилами и законами общинной жизни.

3.2 Реформа самоуправления (Земское и Городовое положения)

1 января 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым стала проводиться реформа органов местного самоуправления или земская реформа.

Суть этой реформы заключалась в том, что, во-первых, существовавшие ранее независимо друг от друга сословные местные органы (крестьянское общинно-волостное самоуправление, городское самоуправление, органы дворянской корпорации) были слиты в единую, общесословную систему, и во-вторых, такие общесословные органы (избираемые по специальным квотам и правилам от трех сословий – землевладельцев, городских жителей и крестьян) были созданы во всех уездах и губерниях, в основном Европейской России.

18 июня 1870 г. получало силу закона Городовое положение, по которому образовывалась всесословная система городского самоуправления, выборные городские органы (думы) получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни.

Положение вводило всесословное местное самоуправление в городах. Все жители, платившие городские налоги, подразделялись на три класса.


3.3 Реформа образования

Серьезные изменения происходят в системе образования. Еще до земской реформы после одобрения Государственным советом 18 июня 1863 г. императором был утвержден новый Университетский устав. В этом уставе были отменены существовавшие ранее порядки, позволяющие почти безраздельно вмешательство во внутри университетскую жизнь министерских попечителей.

Университет получал право учреждать ученые общества: Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей (1868); Химическое общество (1868); Филологическое общество (1869); Физическое общество (1872).

Важным новшеством стало учреждение особого университетского суда, избираемого ежегодно в составе трех профессоров, ведению которого подлежали проступки студентов, связанные с нарушениями ими порядка в университете, или разбор конфликтов с преподавателями. Как правило, этому суду полиция передавала рассмотрение дел о не слишком серьезных нарушениях общественного порядка студентами вне пределов университета.

Университету было предоставлено право свободно и беспошлинно выписывать из-за границы любые приборы, учебные пособия и литературу. Университет пользовался также правом наследования имущества своих сочленов в случае отсутствия завещания. Увеличено было жалованье всем сотрудникам университета.

После 1863 года значительно укрепилась материально-техническая база университета. Университетская библиотека к 1884 году увеличила свои собрания до 62361 названия в 332284 томах. Пополнились ранее существовавшие кабинеты, и возникли новые: физиологический, палеонтологический, техническая лаборатория. По уставу 1863 года университету полагалось иметь 51 профессора (34 ординарных и 16 экстраординарных, 1 профессор богословия), 24 доцента, 8 лекторов иностранных языков, 4 лаборанта. Помимо них, устав разрешал иметь неограниченное число приват-доцентов вне штатного жалованья, получавших разовые вознаграждения из специальных средств университета. Эти меры вели к обновлению преподавательского состава за счет привлечения молодых ученых. Впервые факультетские советы получили право оставлять при университете талантливых выпускников для подготовки к профессорскому званию и отправке за границу для завершения образования (то есть уже в 1860-е годы возник прообраз современной аспирантуры). По числу докторских и магистерских защит Петербургский университет, безусловно, лидировал среди всех русских университетов.

К юбилею 50-летней годовщины воссоздания университета в Петербурге (1869) была выпущена медаль с изображением здания университета и словами «Где высоко стоит наука, стоит высоко человек!». На другой стороне медали были размещены портреты Александра I — «основателя» и Александра II — «покровителя».

Что касается студентов, то устав 1863 года требовал от них жесткой учебной дисциплины, они должны были проходить курс по строгому учебному плану и сдавать экзамены в соответствии с этим планом. Плата за обучение оставалась прежней — 50 рублей в год, но университет имел возможность давать отсрочки и освобождать полностью или частично от уплаты за слушание лекций. В 1870-е годы уже около 70% студентов пользовалось различными льготами по плате за обучение. Для облегчения материального положения студенчества все более развивалась система государственных, общественных и частных стипендий. Кроме того, в 1882 году открылось общежитие для студентов под именем коллегии императора Александра II (ныне — здание административно-хозяйственных служб СПбГУ) .

Одним из важнейших событий стала организация и открытие Высших женских курсов в Петербурге в 1878 году. Формально курсы были независимыми от университета, но фактически все преподавание осуществлялось университетской профессурой по университетским программам. В качестве учредителя была выбрана кандидатура профессора Бестужева-Рюмина, по имени которого курсы и стали называться в дальнейшем. Многие профессора читали лекции безвозмездно. Впереди курсы ждали нелегкие испытания и длительная борьба за признание их выпускного свидетельства равным университетскому диплому, но важнейший шаг на пути к доступности университетского образования для русских женщин был сделан.

В 1864 г., т.е. после земской реформы, нововведения происходят и в сфере низшего и среднего образования. Сначала 14 июня 1864 г. выходит положение о начальных училищах, по которому предписывается повсеместно образовывать сеть таких училищ. И создавать во всех уездах и губерниях особые комитеты из представителей различных ведомств, которые должны были решать все вопросы функционирования этих начальных учебных заведений. 19 ноября 1864 г. утверждается Устав средней школы. По этому уставу все средние учебные заведения разделяются на две категории – классические гимназии и реальные училища. Хотя и те и другие давали законченное среднее образование, классическим гимназиям было предписано готовить своих выпускников главным образом для дальнейшего обучения в университетах, тогда как реальные училища (или гимназии) – для поступления высшие технические школы.

3.4 Судебная реформа

В этом же 1864 г. был дан толчок судебной реформе, которая считается одной из наиболее радикальных реформ 60-70 гг. 20 ноября 1864 г. были изданы новые Судебные уставы. В этих уставах отменялся сословный характер судов, существенно демократизировался процесс судопроизводства – появлялась адвокатура, присяжные (выборные представители от различных слоев населения), реорганизовывалась прокуратура, судьи должны были также избираться, судебное производство становилось гласным.

3.5 Реформа печати

В 1865 г. вышло новое законодательство о печати (или о цензуре). В этой области правительство предприняло наиболее осторожные и половинчатые акции, не случайно, что само это новое законодательство было издано в виде «временных правил» (хотя они и просуществовали потом четыре десятилетия). Согласно этим правилам 1 сентября 1865 г. большие периодические издания впервые без предварительной цензуры.

3.6 Военная реформа

Завершающим актом реформационного процесса 60-70-х гг. были преобразования в сфере военного министерства. 1 января 1874 г. царь утвердил и обнародовал новый Устав о всеобщей воинской повинности, который осуществлял коренное преобразование в порядке формирования российской армии. Рекрутские наборы отменялись и заменялись всеобщей воинской повинностью, одинаково обязательной для всех низших слоев населения. Значительно сокращался срок службы – до 6-7 лет, снижался призывной возраст - до 20 лет, предусматривались льготы для семейных и лиц, имеющих среднее и высшее образование. Вводились новые правила и порядок обучения солдат и офицерского корпуса.

3.7 Анализ и последствия реформ

Важной особенностью реформационного процесса в 60-70-х гг. являлось то, что реформы в различных общественных сферах по содержанию и по времени их реализации были тесно увязаны друг с другом.

Ход реформ имел общую логику и подчинялся единому закону. Дело в том, что крестьянская реформа не только кардинальным образом меняла систему землепользования, она дала мощный толчок к трансформации социальной структуры российского общества. Главное направление этой трансформации – это сначала юридическое уравнивание различных сословий и создание на этой основе общесословных структур и организаций. Именно это движение к общесословности и предопределяло последовательность реформаторских акций. Ликвидация крепостничества (полного бесправия огромных масс сельского населения), а значит и юридическое уравнивание прав различных слоев населения поставило под вопрос целесообразность автономного существования сословных корпораций. После этого создание всесословной земской системы стало жизненно необходимым (январь 1864 г.). Это в свою очередь неизбежно толкало к всесословной организации судебной системы (ноябрь 1864 г.) и городского самоуправления (июнь 1870 г.), а также к аналогичным изменениям в формировании армии (января 1874 г.). Данная линия реформаторства, охватывающая в основном социально-экономическую, административную сферу сочеталась с реформами в культурно-образовательной области (университеты – июнь 1863 г.; среднее и низшее образование – июнь 1864 г. и ноябрь 1865 г.; печать – сентябрь 1865 г.).

При анализе период реформ 60-70-х гг. очень часто возникает вопрос о преобразованиях в политической надстройке, государственной системе российского общества. Каково политическое содержание приведенных реформ? Почему они в основном ограничились социально-экономической, культурно-образовательной, отчасти административной сферой, и фактически не затронули политическую и государственную систему тогдашней России?

Сами реформы 60-х гг. проходили в условиях острой политической борьбы. Это во много обусловило противоречивый характер этих реформ. Признавая необходимость перемен в российском обществе, проведения модернизации общественных структур, что совершенно явно вытекало из крупных поражений России в Крымской войне, различные политические круги по-разному представляли глубину и масштабы этих перемен. При этом на новом историческом витке сталкивались, как и в начале XIX в. (Сперанский – Карамзин), две концепции развития России. Сторонники первой концепции считали, что политические преобразования должны стать логически и необходимым продолжением и дополнением социально-экономических и культурно-образовательных реформ, что экономическая модернизация невозможна при сохранении авторитарного режима, без какого-либо привлечения представителей различных сословий к управлению страной. Представители другой концепции стояли на позиции сдерживания реформ, считая некоторые из них чрезмерными, а главное, признавали самодержавие как государственный и политический строй, наиболее адекватно соответствующий историческим традициям России и менталитету русского народа.

Можно констатировать, что при Александре II в 60-70-е гг. все-таки преобладала первая линия, хотя и в неявном, урезанном виде. Прежде сами реформы, хотя и не были направлены непосредственно на политическую сферу, создавали новую политическую ситуацию, новые более благоприятные условия для деятельности политической оппозиции. Самодержавие сохранялось, но из реформ выходила другая Россия. Земские учреждения, адвокатура и суд присяжных, автономия университетов и неподцензурная печать создавали в условиях авторитарного режима ячейки, «островки» относительно автономной и независимой деятельности. Именно на этой базе стало формироваться и приобретать размах либеральное движение, другие умеренные политические течения.

Кроме этого, в период реформ по указанию царя разрабатывались некоторые проекты представительных органов, правда, с очень скромными, в основном совещательными, функциями. В 1862-63 гг. министр внутренних дел П.А.Валуев предлагал созвать Съезд государственный гласных выборных земств и городов– для обсуждения важнейших государственных вопросов. Другой проект создания представительного органа («Общая комиссия») М.Т.Лорис-Меликова (70-х гг.) предполагал, что комиссия будет иметь совещательные функции при обсуждении законопроектов. Из всех проектов представительных органов этот оказался продвинутым наиболее далеко, он был даже одобрен царем. Но произошло это утром 1 марта 1881 г., т.е. за несколько часов до убийства Александра II народовольцами.

С восшествием на престол Александра III курс государственной политики резко меняется. Верх берет охранительно-консервативная группировка во главе с ее идеологом – обер-прокурором Синода К.П.Победоносцевым. «Конституция» Лорис-Меликова отклоняется и даже признается вредной, а вместо этого уже 29 апреля 1881 г. появляется написанный Победоносцевым Манифест царя, в котором провозглашается антиреформаторский курс. Россия вступила в полосу контрреформ, когда были заторможены и частично отменены реформационные акты 60-70 гг.


Заключение

Очевидно, что с момента оформления русской государственности, последующего перехода к сословно-представительной монархии, а затем к абсолютизму и до кризиса последнего все значимые реформы оказали несомненное влияние на ход следующих за ними исторических событий.

В каждом из рассматриваемых периодов рассмотренные реформы в большей или меньшей степени повлияли на такие признаки государственности, как политическая организация общества, закрепление государственной территории, национальный суверенитет, организация власти в центре и на местах, формирование государственных законов, объединение народностей и этносов в единую нацию, с едиными атрибутами государственности, создание единого экономического пространства, международное признание и другие.

«История, как отмечает профессор МГУ им.Ломоносова В.С.Барулин , закономерна, ибо она подчиняется объективной логике социальных преобразований, в то же время сама эта закономерность осуществляется только через деятельность людей. Нет этой деятельности - нет ни общества, ни его истории. Уже сам по себе этот факт - свидетельство фундаментальной значимости человеческой деятельности в обществе».

Обращая внимание на кризис абсолютизма, возникший к концу XIX в. справедливо также отметить, что на примере этих трех и последующих периодов развития российского государства в историческом процессе постоянно возникает дисбаланс социально-экономических и общественно-политических отношений. И чем сильнее эти отклонения, тем значимее исторические последствия – Октябрьская революция с ее полным крушением культурно-исторического наследия, в результате «быстрого», по сравнению с предыдущим перехода к другому политическому режиму; перестройка 90-х с ее полным крушением вновь накопленных государственных ценностей и традиций, в результате «резкого» перехода к длительно ограничиваемой свободе. При этом, основными причинами объяснения такой динамики общественных отношений мне видятся, тоже в свою очередь закономерные - неготовность политических кругов к высвобождению народа из пережитков любой старины и неразвитость к моменту осуществления реформ институтов управления в новых экономических условиях, в особенности для огромной российской территории.


Литература

1. Божерянов И.Н. Романовы: Триста лет служения России. –М., 2009

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М: История России. – М., 2003

3. Политическая история России: Хрестоматия: В двух частях / сост.: В.И.Коваленко, А.Н.Медушевский, Е.И.Мощелков – М., 1995

4. Резник А.А., Лимонов В.А. История России. Атрибуты государственности: Учебное пособие – СПб, 1997

Скачать архив с текстом документа