О некоторых аспектах изучения отечественной музыкальной культуры
СОДЕРЖАНИЕ: Знание и понимание отечественной культуры является необходимым фундаментом воспитания. Полнота понимания возникает лишь тогда, когда есть знание тех основ, на которых эта культура возрастала.О некоторых аспектах изучения отечественной музыкальной культуры
Гончарова Н.А.
Знание и понимание отечественной культуры является необходимым фундаментом воспитания. Полнота понимания возникает лишь тогда, когда есть знание тех основ, на которых эта культура возрастала, которые в течение столетий являлись для нее питательной почвой и средой.
Однако, в течение долгих лет образование было оторвано от своих духовных основ, поскольку воспитание «нового» человека требовало новых идеалов. В результате несколько поколений «советских» людей оказались оторванными от традиций предков, изолированными от ценностей, ранее входивших в жизнь людей естественным путем, с самого детства и потому понятным всем. В настоящий момент возникает странная ситуация, когда знания об истинных истоках своей культуры приходится получать не естественным путем, от старших поколений, а из книг. Более того, со¬знание большинства из старшего поколения, являющегося обычно «стержневым», «передающим», заполнено штампами, схемами, наслоениями, доставшимися в наследство от прежней идеологии, но «пустотами» и «белыми пятнами» по части истинных знаний о своей культуре. Бабушки нашего времени уже не являются кладезями знаний русских праздников, обрядов, песен, поскольку помнят исключительно традиции советского времени. Да и уклад жизни современного русского города, деревни мало напоминает но исконном, свойственном жизни прежней России и запечатлен¬ном в русской истории, культуре духовном основании.
Вспомним о впечатлении, полученном М.А. Балакиревым, М.П. Мусоргским от посещения Москвы:
«... Москва заставила меня переселиться в другой мир - мир древности ...Знаете что, я был космополит, а теперь - какое-то перерождение; мне становится близким все русское ...» (М.П. Мусоргский. Письма)
Особые трудности возникают в местных условиях - самой молодой области России, оторванной от ее традиционных культурных центров, но территориально близкой Западу и испытывающей постоянное и сильное влияние западной культуры. Не воспитываясь в канонах своей традиции, трудно глубоко познать явления культуры, этой традицией наполненные.
На пути возвращения к своим истокам возникает множество трудностей. Одна из них - определение понятий - ведь за много лет произошла подмена смысла в жизненно важных для человека понятиях. Одно из них - «Духовность» - понятие строгое, не применявшееся ранее в русском языке вне Веры и Церкви и не использовавшееся по отношению к светской культуре. «Духовный - бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий, все относящееся к Богу, Церкви, Вере, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля». Даль В.И. «Словарь живого великорусского языка». Поэтому искусство, творчество не могут отождествляться с духовностью. Не всякий художник - пророк, но лишь тот, кто всем сердцем, умом устремлен к источнику Истины, кому открывается Божественная тайна. Именно о таком художнике пишет русский философ И.А. Ильин:
«Искусство - есть служение и радость. Служение художника, который его творит и создает для того, чтобы вовлечь и нас в служение с собою. Радость - художника создающего и вот создавшего в своем произведении новый способ жизни и подарившего нам, созерцающим, эту незаслуженную радость. Радость - сть духовное состояние, она от неба и от Божества. ... Радость - идет из духовной глубины, дострадавшейся до одоления и озарения». Ильин И.А. « Что такое искусство».
Но, чтобы слышать это в творении художника, нужно быть подготовленным - ведь «человек слушает музыку не одним внешним слухом, но гораздо более слухом своей души и своего духа». О тех же, кто не готов душою и духом своим к восприятию, Ильин сказал: «Люди внимают искусству духовно глухим ухом и созерцают искусство духовно слепым глазом».
Утратили свое духовное содержание понятия: «культура», «просвещение», «образование», «добро», «свобода», «красота».
Творчество в современном понимании - это ничем не ограничиваемое самовыражение, некий творческий порыв, горение («пафос творчества»), антитеза смирению.
У современного человека отсутствует реальный контакт с живой русской музыкальной традицией, какой был у русских людей прошлых эпох. Впечатления, полученные Рахманиновым в детстве от колокольного звона, церковного пения всю жизнь питали его творчество, стимулировали его. О воздействии на творчество русской церковной традиции, русской народной культуры писали М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, Ф.И. Шаляпин. «Я считаю в высшей степени знаменательным и для русской жизни в высокой степени типичным, что к пению меня поощряли простые мастеровые русские люди, и что первое мое приобщение к песне произошло в русской церкви, в церковном хоре», - вспоминал Шаляпин.
Затрудняет понимание собственной культуры воспевание в современном искусстве идеалов, героев, этой культуре чуждых. Человек, умеющий за себя постоять, преодолеть препятствия, добивающийся своего вопреки обстоятельствам («прометеевский» герой) - подается как сильный. Гордым призывают восхищаться. Между тем, русский народ не восхищался ими. «Гордым быть, глупым слыть», «Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать», «В убогой гордости дьяволу потеха» (Даль В.И. «Словарь...»).
В результате «обработки» современной масскультуры, сознание современного человека оказывается не готовым к «встрече» с собственной культурой прошлого. Благоговение перед идеалом святости, осознание преступности греха, неотвратимости наказания - то, чем «дышат» произведения русского искусства, мало трогают современного человека. Само понятие греха сейчас нивелируется, как и понятие идеала. А покаяние героев русской литературы понимается как их слабость. Но исповедальной интонацией наполнена не только русская литература, а вся русская культура в целом, это одна из самых отличительных ее особенностей!
Воспеваемый современностью культ наслаждения жизнью, непрекращающегося праздника и удовольствий является тормозом в восприятии «серьезных» тем, в частности, темы смерти, одной из главных для СВ. Рахманинова. Между тем, многие русские пословицы («Родится человек на смерть, а умрет на живот», «Что копили, того не зароем, а о чем не пеклись, то с собой понесем», «Злому смерть, а доброму воскресение», «Земной быт - не всему конец. Смерть - душе простор») говорят об ином: строгом, религиозно окрашенном отношении к понятиям жизни и смерти у наших предков. По поводу же «радостей» земной жизни русский народ высказался довольно определенно: «Наши радости (потехи) перед Богом - гадости». А о. Иоанн Кронштадтский еще в начале 20-го века говорил: «Удивительная болезнь появилась нынче - это страсть к развлечениям. ... Это прямой показатель, что людям нечем стало жить, и они разучились жить серьезной жизнью ... и начали скучать...»
Важную роль играет и то, что нас приучают ценить в произведениях искусства. Чаще всего в массовом сознании подчеркивается и заостряется внимание на новаторстве, нестандартности, эффекте, а в оценке руководствуются формулой: «мне нравится». Между тем, в русской поговорке «По милу хорош или по хорошу мил» есть верный ориентир - не личный вкус (который может и подводить), а идеал. Эту поговорку любил и часто цитировал И.А. Ильин.
Важнейшую роль в деле изучения русской культуры играет источник информации. К сожалению, литература по этому вопросу часто не может удовлетворить ум пытливого исследователя. Многое из того, что создавалось даже в последние, более свободные в информационном отношении годы, содержит переписанные «ошибки» или «неточности», перекочевавшие из источников советской эпохи. В выборе литературы следует проявлять принцип тщательности и осторожности, предпочитая материал, основанный на документах - воспоминаниях, письмах, свидетельствах самих художников, письмах, а также воспоминаниях их современников.
Путь постижения русской культуры не прост. Он предполагает внутреннюю перестройку сознания на иной, более глубокий и содержательный уровень, что позволит по-новому осмыслить давно знакомое, по-настоящему оценить незнакомое, а также найти прежде сокрытое от нас.