О преподавании химии в 2009-2010 учебном году Преподавание химии в 2009 2010 учебном году

СОДЕРЖАНИЕ: Преподавание химии в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами

Методические рекомендации

для ОУ Краснодарского края

о преподавании химии

в 2009–2010 учебном году

Преподавание химии в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год».

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 №2783).

5. Приказ департамента образования и науки Краснодарско-

го края от 24.07.2009 г. № 2320 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края на 2009 – 2010 учебный год».

6. Примерная программа основного общего образования по химии. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень).

Федеральный перечень учебников на 2009 – 2010 учебный год размещен на сайте http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m379.html).

В период коренных социально-экономических преобразований в стране школа призвана воспитывать хорошо подготовленных, предприимчивых и деловых людей, способных к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, умеющих работать в коллективе и адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда. Возникла необходимость формирования у учащихся системно – функциональных знаний, общественных умений, опыта творческой деятельности, важных не только для успешного обучения, но и для творческой самореализации личности.

Следовательно, важнейшими целями школьного образования являются:

- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самореализации;

- развитие способности к созидательной деятельности;

- формирование умения отстаивать свои права, готовности к сотрудничеству.

Важно отметить, что выдвижение этих целей как новых приоритетов не означает отказа от традиционных целей российского образования. Напротив, они получают особое значение. Новое наполнение приобретает цель формирования социально активной, творческой личности.

При сохранении фундаментальности образования усиливается его практическая, жизненная направленность.

Перед школой поставлена задача постепенного обновления структуры и содержания общего среднего образования, создания равных возможностей для всех обучающихся в получении качественного образования. В методических рекомендациях комментируем специфику преподавания химии в условиях реализации БУП – 2004.

В базисном учебном плане основной школы учебный предмет «Химия» представлен в составе его федерального компонента. На изучение химии отведено по 2 ч. в неделю в VIII и IX классах.

В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общее образование по химии в средней (полной) школе представлено на двух уровнях – базовом и профильном.

Выпускники, изучавшие курс химии базового уровня, должны овладеть умениями, необходимыми для безопасного и грамотного использования веществ в повседневной жизни.

В стандарте профильного уровня система химических знаний значительно расширяется на основе углубления представлений о строении вещества, химической связи и закономерностях химических реакций, рассматриваемых с точки зрения учения о химической кинетике и термодинамике процессов. Тем самым обеспечивается подготовка выпускников к продолжению образования в средних специальных и высших учебных заведениях, профиль которых предусматривает изучение химии.

Сравним требования для базового и профильного уровней по числу элементов знаний и умений. Базовый уровень подготовки по химии предполагает усвоение примерно 70 элементов знаний и овладение 40 умениями, профильный – более 100 элементов знаний и более чем 50 умений.

Изучение химии на старшей ступени школы может осуществляться в нескольких вариантах.

Эти варианты изучения химии в старшей школе не являются обязательными и служат для общеобразовательных учреждений примерами построения их индивидуальных планов.

1-й вариант – химия может изучаться на базовом уровне как самостоятельный курс (2 часа в неделю на два года обучения). Этот вариант рекомендуется для профилей: социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, информационно-технологического, историко-правового.

2-й вариант – химия может изучаться для поддержки ведущего профильного предмета – в качестве самостоятельного базового курса (4 часа в неделю на два года обучения). Этот вариант рекомендуется для профилей: физико – математического, биолого-географического и агро- технологического.

Основанием для включения химии в число профильных предметов для физико-математического профиля является тесная взаимосвязь химии с такими разделами физики, как термодинамика и молекулярная физика, практика обучения по этому профилю. Как показывает практика, учащиеся, обучающиеся в классах физико-математического профиля, после их окончания нередко продолжают обучение в вузе по химическим специальностям.

Включение химии в число профильных предметов для классов биолого-географического профиля обусловлено тем, что понимание геологических проблем, а также явлений, происходящих в региональном и локальном масштабах, невозможно без знания химии. Это касается свойств веществ, входящих в состав горных пород, минералов, растворенных в водах рек, морей и океанов, а также превращений веществ в природных условиях и в процессе производственно- хозяйственной деятельности людей.

Вполне обоснованно включение химии в число профильных предметов для агро - технологического профиля . Современные технологии, используемые в различных областях сельского хозяйства, в значительной степени базируются на достижениях теоретической химии, а также ее прикладных областей. Они используются при создании удобрений, разработке рациональных способов питания и защиты растений и животных и т.п.

3-й вариант – изучение химии как ведущего профильного предмета (физико-химический, химико-биологический профили – 3 часа в неделю в X и XI классах).

Повышение уровня химической подготовки учащихся этих профилей достигается за счет элективных курсов, содержание которых ориентировано на углубленное изучение отдельных разделов химии (2 – 3 часа в неделю).

Можно рекомендовать следующие элективные курсы: «Методика решения расчетных химических задач», «Методика решения экспериментальных задач», «Основы химического анализа», «Химия растворов», «Химия жизни», «Пространственное и электронное строение органических соединений», «Химия высокомолекулярных соединений».

Приоритетная функция учителя химии профильного класса – раскрытие и развитие одаренности каждого ученика, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития химической одаренности учащихся необходимо применение активных методов обучения. Один из них – кейс-технология. Это весьма перспективный метод преподавания химии (журнал «Химия в школе» № 4 – 2008 г. Е.В. Пажитнова. «Кейс-технология для развития одаренности»). Реализация кейс - технологии во многом зависит от учителя – его эрудиции, коммуникабельности, комплекса знаний по ряду смежных дисциплин, владения технологией ведения дискуссий, умения выстроить паритетные взаимоотношения с химически одаренными школьниками.

Вариативность образования позволяет обеспечить личности широкие возможности для выбора своего пути развития, самооценки, необходимости усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, которые потребуются в жизни и в деятельности.

Реализуемая в настоящее время вариативность общего образования обеспечивается многообразием учебной литературы по химии. При выборе учебников следует руководствоваться Федеральным перечнем (приказ Минобразования РФ № 379 от 09.12.2008 г. «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 10 уч. год). («Вестник образования». Тематическое приложение № 4 – 2008 г.)

Авторы и издательства создают не просто программы, учебники и пособия по химии, но и учебно-методические комплексы, разработанные на основе единого подхода к обучению. Поэтому целесообразно выбирать учебную литературу одной предметной линии и организовывать учебный процесс в соответствии с особенностями подготовки и развития учащихся и их образовательными потребностями.

В крае в подавляющем большинстве ОУ работают по двум завершенным предметным линиям:

-Габриеляна О.С. (издательство «Дрофа»);

-Новошинского И.И., Новошинской Н.С. (издательство «Русское слово»).

Это учебники нового поколения, в значительной мере берущие на себя функции развития у учащихся навыков самостоятельной работы, их познавательной активности, являются средством реализации концепции развивающего обучения.

В 2008 г. в издательстве «Просвещение» опубликованы программы О.С. Габриеляна, в издательстве «Русское слово» – Н.С. Новошинской (программы базового и профильного уровней – на 1, 2 и 3 недельных часа с тематическим и поурочным планированием).

Внимание! На основании приказа Минобрнауки от 21.05.09 г. № 03-290 «О Федеральных перечнях учебников на 2009 – 2010 учебный год» учебники по химии X и XI классов (профильный уровень) авторов Габриеляна О.С., Остроумова И.Г. и др. издательства «Олма-Учебник» не включены в федеральные перечни учебников на 2009 – 2010 учебный год и не могут использоваться в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Для обучения химии только учебников недостаточно; поэтому необходимо, чтобы в ОУ имелись пособия для углубленного изучения химии, сборники задач, дидактические материалы и тесты для подготовки учащихся к ЕГЭ.

Обучение химии в школе должно быть наглядным и основанным на химическом эксперименте. Даже самое яркое изображение на таблице или экране не заменит реального опыта. Химический эксперимент и прежде всего лабораторные опыты и практические занятия служат главным фактором проявления интереса к предмету. Попытка заменить реальный эксперимент виртуальным – не лучший выход из положения, так как человек живет в реальном мире окружающих его веществ, а не в виртуальном и химический эксперимент – основной источник знаний о веществе и химической реакции.

В условиях всё возрастающих требований к процессу обучения химии решение стоящих перед школой задач невозможно без хорошо оборудованного кабинета химии. При использовании средств обучения учитель должен учитывать следующие принципы:

- приоритет деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе;

-перенос акцента с репродуктивных форм учебной деятельности на самостоятельные, поисково-исследовательские виды работы;

- развитие коммуникативных умений учащихся.

Главным результатом школьного образования становится соответствие целям опережающего развития. Школьники вовлекаются в исследовательские проекты и творческие занятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать новое и осваивать неожиданное, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.

Используя исследовательскую деятельность учащихся, учитель может последовательно вести их к новым знаниям о свойствах веществ и химических процессах.

На качество образования наряду с другими сторонами учебного процесса влияет оценка образовательных достижений учащихся. Последние годы характеризуются изменениями в системе аттестации выпускников школы, среди которых заслуживают внимания компьютерное тестирование, портфолио, введение ЕГЭ и ГИА (для выпускников основной школы).

С введением ЕГЭ в школьную практику важное значение приобретает совершенствование методики контроля учебных достижений выпускников.

Формы контроля могут быть разнообразными в зависимости от конкретных целей и специфики изученного материала. Вместе с тем целесообразно уже в ходе текущего контроля использовать задания, аналогичные тем, которые представлены в экзаменационной работе ЕГЭ и в значительной степени нацелены не на простое воспроизведение полученных знаний, а на проверку сформированности умений применять эти знания.

Необходимо шире использовать практикоориентированные задания и задания на комплексное применение знаний из различных разделов курса.

Обучая школьников приемам работы с различными тестами, необходимо добиваться понимания того, что успешное выполнение любого задания невозможно без тщательного анализа его условия и выбора адекватной последовательности действий.

Определенные проблемы в знаниях выпускников «тянутся» из материала основной школы. Особого внимания требует преподавание учебного материала из раздела «Элементарные основы неорганической химии». Возможным вариантом повышения качества выполнения заданий, проверяющих знание химических свойств веществ, может стать поэтапное рассмотрение этого материала. На первом этапе могут быть изучены общие свойства веществ: металлов, неметаллов, оксидов, кислот, оснований и солей.

На следующем этапе осуществляется рассмотрение свойств конкретных веществ, принадлежащих к различным классам. На завершающем этапе осуществляется обобщение знаний о свойствах веществ основных классов неорганических соединений и происходит ознакомление с особыми свойствами веществ. На каждом этапе для отработки материала должны быть использованы задания различной формы: с выбором ответа, на установление соответствия, с развернутым ответом.

Такой подход повышает усвояемость учебного материала и способствует в целом интеллектуальному развитию учащихся, формированию активного и сознательного подхода к учебе.

Обращаем особое внимание учителей – предметников на эффективное использование учебного, учебно-наглядного и лабораторного оборудования, приобретенного в рамках ПНПО и по краевым целевым программам. В связи с этим обязательно внесение в календарно-тематическое планирование дополнительной графы «Использование учебного, учебно-наглядного и лабораторного оборудования» с целью эффективного использования оборудования на конкретном уроке.

Работа методического объединения учителей химии в 2009 – 2010 учебном году должна быть направлена на совершенствование:

способности определять психофизиологические особенности учащихся, их познавательные интересы;

- поиска и использования информационных ресурсов;

- умения отбирать фактический материал химической науки, выделять в нем важные звенья, ведущие теории, основные понятия;

- умения устанавливать и раскрывать внутрипредметные и межпредметные связи;

- использования наиболее эффективных форм и методов обучения химии и контроля его результатов;

- техники и методики химического эксперимента;

- использования новых информационных технологий, компьютерных обучающих программ, видеофильмов;

- умения превращать полученные теоретические знания в инструмент добывания новой информации в собственной деятельности школьников;

- методики выявления уровня сформированности общеучебных и предметных химических умений.

ЕГЭ. Химия. Типовые тестовые задания / Ю.Н. Медведев. — М.: издательство «Экзамен». — 111 с. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)

ЕГЭ. Химия. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие.— М.: издательство «Экзамен». — 103 с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)

Химия. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Р.А. Лидин. — М.: издательство «Экзамен». — 382 с. (Серия «ЕГЭ. 100 баллов. Эффективная подготовка к ЕГЭ»)

ГИА. Химия . Государственная итоговая аттестация (в новой форме). 9класс. Типовые тестовые задания / А.С. Корощенко, Ю.Н.Медведев. — М.: издательство «Экзамен». — 93 с. (Серия «ГИА. Типовые тестовые задания»)

Химия. 9 класс . Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / А.В. Хомченко. — М.: издательство «Экзамен». —

63 с. (Серия «ГИА. Практикум»)

Рекомендации подготовлены методистом кафедры естественно - научного и экологического образования ККИДППО Л.Ф.Федосовой.

Контактный телефон – 8 (861) 232-49-00

.

Скачать архив с текстом документа