О преподавании математики в общеобразовательных учреждениях Республики Карелия в 2009/ 2010 учебном году

СОДЕРЖАНИЕ: Школьное математическое образование способствует овладению универсальным математическим языком для естественно-научных предметов, овладению знаниями, необходимыми для существования в современном мире, развивает воображение, интуицию, формирует навыки логического и алгоритмического мышления

Методические рекомендации

о преподавании математики в общеобразовательных учреждениях Республики Карелия в 2009/ 2010 учебном году

Математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности. Школьное математическое образование способствует овладению универсальным математическим языком для естественно-научных предметов, овладению знаниями, необходимыми для существования в современном мире, развивает воображение, интуицию, формирует навыки логического и алгоритмического мышления.

Основные цели школьного математического образования :

  • Освоение учащимися системы математических знаний, необходимых для изучения смежных школьных дисциплин и практической деятельности;
  • Формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
  • Приобретение навыков логического и алгоритмического мышления;

Приоритетные направления совершенствования школьного математического образования :

1. Смена целевой ориентации и более чёткое обозначение приоритетности его развивающей функции;

2. Совершенствование структуры и содержания математического образования с учётом принципов непрерывности, преемственности;

3. Реализация образовательных стандартов в обучении математике в основной и средней (полной) школе;

4. Использование вариативных учебных программ, УМК, ИУМК при сохранении требований к содержанию математического образования при различных научно - методических подходах;

5. Дифференциация, позволяющая на всём протяжении обучения получать учащимся математическую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями и предусматривающая возможности выбора типа математического образования на старшей ступени общего образования в соответствии с положениями Концепции профильного обучения;

6. Формирование ключевых компетентностей учащихся при обучении математике;

7. Подготовка к государственной итоговой аттестации учащихся основной школы по алгебре в новой форме, учащихся средней (полной) школы в форме ЕГЭ;

8. Работа с одарёнными детьми;

9. Использование современных образовательных технологий;

I Преподавание математики в ОУ в 2009/2010 учебном году осуществляется по БУП (1998г) в 9 классе с ориентацией на государственные стандарты 1998г и примерные программы, БУП (2004г) в 5-8, 10-11 классах – на стандарты 2004г и примерные программы, обозначенные в «Законе об образовании». Примерная программа по математике опубликована на сайте Минобранауки России http://www.mon.gov.ru/edu-politic/standart/pp/1485 Рабочая программа может быть составлена, используя «Сборник программ» 2000-2002г Дрофа, «Сборник программ» Просвещение 2009г, Мнемозина 2009г. Рекомендуем руководствоваться следующими нормативно-правовыми документами Федерального и Регионального уровня:

· «Закон об образовании» М «Творческий центр» 2006г (дополнение Федерального Закона от 12.2007г № 309-ФЗ ст. 7);

· Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001г;

· Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утверждена Приказом МО России от 18.07.2002г № 2783, «УГ» - 2002г, журнал «Математика в школе» № 7 2006г;

· БУП ОУ РФ - утверждён Приказом МО России от 09. 02. 1998г № 322;

· Временные требования к обязательному минимуму содержания математического образования, утверждённого Приказом МО России от 19.05.1998г № 1326;

· РБУП, утверждён Приказом МО РК № 599 от 05.05.2006г;

· Приказ МО России от 05.03. 2004г № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» //Сборник нормативных документов «Математика» М 2004г

· Приказ МО России от 09.03.2004г «Об утверждении БУП для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // Сборник нормативных документов «Математика» М 2004г

· Примерная программа для основной и средней (полной) школы, размещена на сайте Минобранауки России;

· Информационно-методическое письмо «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы» // Письмо МО России от 23.09.2003г №03-93 ин/13-03// журнал «Математика в школе» № 9 2003г;

· Методическое письмо «О преподавании математики (разъяснение изучения учебного предмета «Математика» в условиях введения государственного стандарта среднего (полного) общего образования) РБУП» Письмо МО РК от 09.10. 2006г № 05-13/20- м;

Отмечаем, что в программе для основной школы на предмет «Математика» отводится в 5-6 классах - 5 часов, в 7-9 классах - 5 часов с изучением курсов «Алгебра», «Геометрия»; в старшей школе на изучение математики на базовом уровне отводится 4 часа (изучаются темы курсов «Алгебры и начал анализа», «Геометрии» в одном предмете «Математика»); на профильном уровне – 6 часов, с разделением на курсы «Алгебра и начала анализа», «Геометрия». При изучении математики на профильном уровне предполагается ведение факультативов, спецкурсов, элективных курсов, ведение практикумов, исследовательских практик, проектной деятельности, что позволит изучать математику на углублённом уровне. В организации предпрофильной подготовки в 9 классе для определения дальнейшего образовательного «маршрута» ученика желательно ведение элективных курсов по математике предметных и интегрированных (математика и информатика, математика и физика и т.п.) Обращаем внимание на включение в стандарты новой для нашей школы содержательно-методической стохастической линии: - элементы теории вероятностей, статистика, комбинаторика, которая органично сочетается с традиционными вопросами курса, существенно усиливает его практическое и прикладное применение (Ин-мет Письмо МО России от 23.09.2003г).

В настоящее время разработан проект стандарта второго поколения, в котором ставится задача формирования компетенций учащегося, уровень овладения которыми будет свидетельствовать о его компетентности, готовности к дальнейшему обучению и самоопределению. Рекомендуем обратиться к следующим публикациям:

- А.А. Кузнецов, М.В. Рыжиков О стандарте второго поколения // журнал «Математика в школе» № 2 2009г;

- А.А.Фурсенко Логику происходящего в мире нельзя постичь без математических знаний // журнал «Математика в школе» № 1 2009г;

- Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект)» // Стандарты второго поколения М. Просвещение 2009г;

II Одним из условий успешного обучения математике является правильный выбор учебника математики, при этом следует руководствоваться Приказом МО и науки РФ «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/ 2010 учебный год» (http//rg.ru ; « ВО России» № 2 2009г) С целью обеспечения должного качества математического образования рекомендуем использовать с учётом преемственных связей следующие учебники и УМК в школах РК

класс

5-6

7-9

10-11

Система/предмет

Математика

Математика (алгебра)

Математика (алгебра и начала анализа)

1 система

Виленкин Н.Я.

Макарычев Ю.Н.

Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др(базовый уровень), Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И.(профильный уровень)

2 система

Дорофеев Г.В.

Дорофеев Г.В.

Башмаков М.И.(базовый уровень), Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В., Ткачёва М.В.(профильный уровень)

3 система

Мордкович А.Г.- Зубарева И.И.

Мордкович А.Г.

Мордкович А.Г., Смирнова И.М.(базовый уровень), Мордкович А.Г., Семёнов П.В.(профильный уровень)

4 система

Никольский С.М. и др

Никольский С.М. и др

Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н.(базовый и профильный уровни)

геометрия

геометрия

5 система

Погорелов А.В.

Погорелов А.В.(базовый и профильный уровни)

6 система

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б.

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б.( базовый и профильный уровни)

Примечание: 1. 5.6 системы – традиционные учебники. 2.3,4 системы – учебники нового поколения;

Обращаем внимание руководителей ОУ и учителей математики, что в Федеральном Перечне предлагаются новые учебные издания для старшей школы (профильный и базовый уровни) – Потоскуев Е.В., Звавич Л.И. Геометрия (профильный уровень), Смирнов В.А., Смирнова И.М. Геометрия (базовый и профильный уровни); для 7 – 9 классов – Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия, Тюрин Ю.Н., Макаров А.А., Высотский И.Р., Ященко И.В. Математика

III Итоговая государственная аттестация выпускников

При проведении итоговой государственной аттестации выпускников 9. 11 классов следует руководствоваться нормативными документами:

· Приказ МО и науки России от 28.11.2008г № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) образования» – ВО №2 2009г;

· Приказ МО и науки России от 30. 01.2009г № 16 «О внесении изменения в Положение о формах и порядке проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утверждённое приказом МО и науки РФ от 28.11.2008г № 362, об утверждении образца Справки об обучении в ОУ, реализующем ООП ООО или среднего (полного) образования» - ВО № 8 2009г;

· Приказ МО России от 24.02.2009г № 57 «Об утверждении Порядка проведения ЕГЭ» - ВО № 8 2009г;

· Анализ результатов ЕГЭ по математике в РК в 2009г (http// www. ipk.karelia.ru)

Особое внимание следует уделить подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по алгебре в 9 классе в новой форме, используя «Сборники заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе А, ГИА» авторов Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А., Колесникова Т.В., Рослова Л.О, Булычёв В.А.. – М Просвещение 2006г, 2009г; А.Г.Капустняк, С.С.Кравцов, Л.О.Рослова «Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы в условиях единой оценки качества образования» - журнал «Математика в школе) 6 2007г;

Методика преподавания школьного курса математики должна быть ориентирована на гармонизацию традиционного и инновационного подходов к обучению с применением современных образовательных технологий, деятельностного подхода в обучении, использования ресурсов сети Интернет. Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещённые на сайте ФИПИ( http// www.fipi.ru.):

· Методическое письмо « Об использовании результатов ЕГЭ 2009г в преподавании математики в образовательных учреждениях среднего(полного) общего образования»;

· Методическое письмо «Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009г по алгебре в общеобразовательных учреждениях»;

· Документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации по математике;

· Перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к итоговой аттестации.

Рекомендуем муниципальным методическим службам ознакомить учителей математики с предложенными методическими рекомендациями по преподаванию предмета в 2009/ 2010 учебном году.

Май 2009г

Методист ГОУ РК «ИПКРО» Петрова Р.А.

Скачать архив с текстом документа