О преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в 2008-2009 учебном году
СОДЕРЖАНИЕ: «Иностранный язык» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской областиСоставители:
Безенина Ирина Федоровна, методист,
Урывчикова Наталья Владимировна, методист,
Соколова Ольга Александровна, доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «Иностранный язык» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Начальная школа
Третий класс
В 2008/09 учебном году учащиеся начальной школы, приступившие к изучению иностранного языка в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и Базисным учебным планом 2004 г., продолжат осваивать азы иноязычной компетенции в третьем классе. Условия обучения остаются теми же:
· максимально допустимая недельная нагрузка обучающегося – 2 часа в неделю;
· в процессе изучения языка продолжается использование УМК, включенного в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки;
· работу в начальных классах ведут квалифицированные учителя, прошедшие курсы повышения квалификации и способные работать с младшими школьниками, учитывать их возрастные особенности, проявлять внимательное, бережное отношение к каждому ребенку.
Следует отметить, что к третьему классу учащиеся уже успели накопить некоторый опыт учебной деятельности , который может оказать им значительную помощь в изучении иностранного языка. Например, им легче ориентироваться в книге, воспринимать формулировку заданий на изучаемом языке, пользоваться фразами учебника, самостоятельно выполнять домашние задания, работать в паре, группе и т.д. Кроме того, у учащихся третьего класса в большей степени сформированы специальные учебные умения, такие как языковая догадка, использование словаря учебника, чтение знаков транскрипции и др. Однако необходимо учитывать, что у третьеклассников все еще недостаточно развиты некоторые познавательные способности , такие как произвольное внимание, эмоционально-образная, ассоциативная и кинестетическая память. Эти виды памяти активизируются с помощью ролевых игр, соревнований, конкурсов, использования разнообразной наглядности, музыки, ритмических приемов, движения, рисования и т.д. Поэтому важно комплексно использовать средства обучения, заставляющие работать все каналы восприятия и закрепления в памяти учащихся новой информации. Отличительной чертой детей данного возраста также является то, что их речевые способности находятся в стадии интенсивного развития и могут быть весьма ограничены: высказывания учащихся односложны, просты, круг тем невелик. Это объясняется нехваткой языковых средств.
Не стоит забывать о нежелательности перегрузки младших школьников избыточной лингвистической информацией. К определению объема предлагаемой детям информации и к способам ее предъявления необходимо относиться осторожно, учитывая интеллектуальные и физиологические особенности учащихся, а также индивидуальные языковые способности каждого ученика. Надо помнить о том, что курс иностранного языка в начальной школе является развивающим и мотивирующим , ориентированным на подготовку к обучению в основной школе.
Во втором классе учащиеся уже многому научились на уроках иностранного языка, в этом году наблюдается процесс формирования следующих умений и навыков :
- формируется умение читать про себя с полным пониманием несложных текстов, доступных по содержанию учащимся данного возраста;
- развивается умение читать вслух тексты, построенные на изученном материале;
- формируется умение понимать на слух основное содержание коротких текстов описательного характера с опорой на картинку и языковую догадку;
- увеличивается количество видов диалога, в которых могут участвовать учащиеся, к этикетным диалогам добавляется диалог-расспрос;
- расширяется круг тем и ситуаций, в которых учащиеся могут кратко высказываться о любимом домашнем животном, друге, природе и т.д.;
- совершенствуется техника письма: приобретаются умения восстанавливать слова и предложения; выписывать из текста слова, словосочетания и отдельные предложения;
- развиваются произносительные навыки, в частности умение соблюдать интонацию в основных типах предложений;
- увеличивается объем словаря;
- возрастает количество произведений детского фольклора на изучаемом языке, которые учащиеся воспринимают на слух и воспроизводят.
Учитывая то, что младшие школьники быстро утомляются, необходимо разумно чередовать разные виды деятельности на уроке: фронтальные, парные, групповые и индивидуальные формы работы, использовать динамические паузы, игры и др. Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.
Часть времени урока обязательно следует отводить на объяснение и проверку выполнения домашнего задания . Сложность домашнего задания должна определяться тем, что ученик будет выполнять его самостоятельно, без помощи родителей, а выполнение всего домашнего задания не должно превышать 10-15 минут.
Контроль уровня подготовки учащихся по иностранному языку не является обязательным в конце третьего класса. Однако учитель может провести контроль коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности с учетом речевых возможностей и потребностей детей этого возраста. Следует учесть, что контроль уровня обученности третьеклассников должен быть направлен только на выявление достижений учащихся. Результаты проверки должны повышать мотивацию ученика к дальнейшему изучению иностранного языка, развивать стремление демонстрировать свои способности. Формат предлагаемых заданий для контроля и процедура их выполнения должны быть знакомы детям.
Основная школа
Седьмой класс
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения иностранного языка на третьем году обучения на этапе основного (общего) образования из расчета трех учебных часов в неделю. Примерная программа рассчитана на это же количество учебных часов, при этом в ней предусмотрен резерв свободного времени в размере 10 % от общего объема.
В случае если школа начала обучение иностранному языку с 5 класса, достижение запланированного уровня обученности в основной школе возможно лишь при увеличении недельного количества часов на 1 час в 5, 6 и 7 классах.
Обучение в 7 классе следует строить на основе преемственности по отношению к учебно-методической линии, выбранной в 5 классе (согласно Федеральному перечню). Это представляется особенно важным еще и потому, что седьмой класс завершает первый этап обучения в основной школе.
При усложнении предметного содержания речи в 7 классе продолжается развитие умений диалогической (диалог-этикет, расспрос, побуждение к действию) и монологической (описание, повествование, сообщение, суждения, передача содержания прочитанного или услышанного) речи.
При развитии умений аудирования особое внимание следует уделять формированию ряда специфических умений: выделять основную мысль, выбирать главные факты, развивать языковую догадку, умение опираться на контекст.
В области обучения чтению принципиально значимым является овладение тремя основными видами чтения: ознакомительным, изучающим и просмотровым и учебными стратегиями, обеспечивающими различную глубину проникновения в содержание учебного текста.
Письменная речь становится подлинно коммуникативным умением. Обучение письму происходит в русле решения коммуникативных задач: делать выписки из текста, заполнить анкету/ опросник, написать письмо с опорой на образец/ открытку.
Контроль лексических, грамматических навыков, а также коммуникативных умений необходимо проводить с учетом формата заданий, используемых при проведении единого государственного экзамена.
Старшая школа
Одиннадцатый класс
В 2009 году ЕГЭ по иностранному языку выходит из режима эксперимента, это означает, что выпускники, выбравшие экзамен по иностранному языку, должны будут сдавать его только в форме ЕГЭ.
Как указывается в официальных документах, назначение единого государственного экзамена (ЕГЭ) по иностранным языкам состоит в определении уровня подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью итоговой аттестации и отбора при поступлении в высшие учебные заведения. ЕГЭ призван определить у учащихся уровень сформированности умений всех видов речевой деятельности и способности учиться в высшем учебном заведении.
КИМ ЕГЭ по иностранным языкам носят компетентностный характер и отражают требования новой образовательной парадигмы. Современные учебники по иностранным языкам претерпевают значительные изменения под воздействием ЕГЭ: меняются формы контроля речевых умений, большее место отводится аутентичным материалам, аудиозаписи становятся обязательным компонентом УМК. Однако учащихся необходимо знакомить с содержанием, процедурой и форматом экзамена.
Для того чтобы помочь школе решить эту задачу, Федеральный институт педагогический измерений размещает всю необходимую информацию о ЕГЭ на своем сайте http://www.fipi.ru. На этом же сайте можно найти банк открытых заданий ЕГЭ по всем предметам, включая иностранные языки. Кроме того, ежегодно публикуются открытые варианты ЕГЭ, которые реально использовались на экзамене и могут служить прекрасным тренировочным материалом. Как правило, в этих изданиях даются и методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ в целом и по выполнению конкретных заданий.
С целью повышения качества обучения и уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции учителям следует:
- перестроить процесс обучения таким образом, чтобы на уроках был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции, а именно: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной;
- проводить обобщающие уроки по развитию умений говорения в формате ЕГЭ с последующим анализом ответов учащихся с точки зрения требований ЕГЭ;
- систематически включать в уроки задания на аудирование в формате ЕГЭ;
- устремлять больше внимания на:
· внимательное прочтение учащимися всего коммуникативного задания;
· использование в учебном процессе больше проблемных коммуникативных заданий, в том числе и в формате ЕГЭ;
· знакомство учащихся с требованиями и критериями ЕГЭ;
· применение различных стратегий аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
· игнорирование незнакомых слов в читаемом или звуковом тексте и развитие языковой догадки;
· ознакомление учащихся с текстами различных жанров и типов;
· развитие умений обосновывать, аргументировать свою точку зрения при речевом взаимодействии;
· формирование умений давать контраргументы;
· совершенствование умений вводить в ситуацию общения;
· развитие умений употреблять речевые клише и связующие слова при введении диалога с партнером, а также при написании письменных сообщений;
· формирование умений делить письменное сообщение на абзацы;
· совершенствование лексико-грамматических навыков во всех видах речевой деятельности и в коммуникативно-ориентированном контексте;
· развитие общеучебных умений, таких как умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, обобщать, делать заключения, развивать свои тезисы, приводя конкретные примеры и аргументы, отличать факты от мнения, весомые аргументы от слабых, принимать логичные решения на основе полученной информации;
· заполнение учащимися бланков.
Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по иностранным языкам, помимо собственно обучения соответствующему языку и развития умений и навыков в четырех видах речевой деятельности, должна включать в себя следующие аспекты:
· ознакомление с форматом заданий,
· отработку четкого следования инструкций к заданию, в том числе соблюдения предписанного объема письменного или устного высказывания;
· развитие умения укладываться в регламент времени, отведенного на выполнение конкретного задания;
· ознакомление с критериями оценивания заданий части С (по письму и говорению); объяснение предъявляемых требований;
· отработку стратегий выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом.
Содержание методического письма определялось следующими документами:
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам//Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы/ Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ. Астрель, 2004.
2. Примерные программы по иностранным языкам//Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы/ Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ. Астрель, 2004.
3. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык для 10-11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. – М.: Просвещение, 2005.
4. Программы для общеобразовательных учреждений. Немецкий язык для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка. – М.: Просвещение, МАРТ, 2004.
5. Программы общеобразовательных учреждений. Французский язык для 1-11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. – М.: Просвещение, 2001.
6. Положение о проведении единого государственного экзамена (приказ Минобразования России от 09.04.2002 № 1306).
7. портал информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http://ege.edu.ru,
При разработке КИМ также учитывались:
Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.