О преподавании учебного предмета «История» в 2009 2010 учебном году Преподавание истории в 2009 2010 учебном году
СОДЕРЖАНИЕ: Преподавание истории в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документамиМетодические рекомендации
для ОУ Краснодарского края
о преподавании учебного предмета «История»
в 2009 – 2010 учебном году
Преподавание истории в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год».
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 № 2783).
5. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 24.07.2009 г. №2320 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края на 2009 – 2010 учебный год».
6. Примерная программа основного общего образования по истории. Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень). Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень).
Федеральный перечень учебников на 2009 – 2010 учебный год размещен на сайте http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m379.html).
В 2010 г. завершается пятилетний этап реализации Федеральной целевой программы развития образования, которая в соответствии с п. 2 ст.1 закона Российской Федерации «Об образовании» является «организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования». К 2011 г. заканчивается отработка всех моделей развития системы общего образования, формирование целостной стратегии обновления системы общего образования и осуществляется переход к реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 гг. в практике каждого муниципалитета. Стратегия модернизации российского образования тесно связана с введением федерального компонента государственного стандарта общего образования, являющегося основой разработки учебных планов ОУ и примерных программ по учебным предметам наряду с национально-региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и разработанный на его основе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), вводятся поэтапно с 2005 / 2006 учебного года в IX классах для организации предпрофильной подготовки.
Поэтапный период ввода нового стандарта завершается в 2010 г. Обращаем внимание на то, что в 2009 – 2010 учебном году на реализацию ФБУП – 2004 г. переходят VI и XI классы. Таким образом, право реализовать ФБУП – 1998 г. сохраняется только в VII, VIII и IX классах, не участвующих в эксперименте по введению профильного обучения и предпрофильной подготовки.
Региональный БУП Краснодарского края, разработанный на основе федерального БУП – 2004 г., предлагает годовое распределение часов, что дает возможность ОУ перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебные планы на принципах дифференциации и вариативности. При планировании рекомендуется ориентироваться на обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования. Обязательный минимум не устанавливает последовательности изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы. В этом отношении возможны различные варианты. Однако рекомендуется при планировании и отборе учебного материала в первую очередь задействовать содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников (в обязательном минимуме выделено прямым шрифтом). Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Использование нового формата позволяет дифференцировать образовательные программы по уровням содержания в направлении сужения границ «знаниевых» требований.
Новизна стандарта по истории требует от современного учителя освоения модернизированных концептуальных основ предмета. Цели изучения истории в XXI в. ориентированы не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, овладение умениями, но и на развитие его гражданственности, воспитание. Главное сегодня – личность, ее познавательные и созидательные способности, привитие ей навыков практического применения приобретенных знаний и умений.
Личностная ориентация образовательного процесса предполагает приоритет воспитательных и развивающих целей исторического образования. История наглядно показывает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в современной жизни. Способность понимать причины и логику развития исторических процессов формирует готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентаций и социального положения. Представление об историческом опыте собственного народа и всего человечества позволяет школьникам более четко и осознанно определять собственную идентичность. Учитель истории призван способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к творчеству, воспитанию социально востребованных качеств – гражданственности, демократизма, толерантности.
Деятельностный и практикоориентированный подходы отражают стратегию современной образовательной политики по формированию человека, интегрированного в современное ему общество. Сегодня учитель истории должен ориентироваться не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Учитель должен понимать, что социальная и профессиональная успешность его воспитанников напрямую зависят от их позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления, инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, контактировать с людьми разных воззрений и ценностных ориентаций.
Таким образом, формирование целостных представлений об историческом прошлом должно осуществляться в ходе активной и творческой познавательной деятельности учащихся, благодаря личностному осмыслению исторических фактов и явлений.
Система исторического образования охватывает вторую (основное) и третью (среднее (полное)) ступени общего образования и выстроена по концентрическому принципу. Основные содержательные линии реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. При изучении истории в объеме двух и более часов в индивидуальном учебном плане в классных журналах необходимо записывать отдельно учебные предметы «История России» и «Всеобщая история». (Письмо ДОН от 07. 09. 2005 г. № 02.01/773)
В основной средней школе историческое образование направлено на освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи в хронологической последовательности. На этой ступени учащихся важно научить оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, познакомить их с основными видами исторических источников и простейшими способами исторического анализа. При отборе учебного материала учитель должен ориентироваться на наиболее яркие и значимые события прошлого, характеризующие специфику различных эпох, культур, социальных систем.
Учителю истории предлагается обратить внимание на содержательные новации стандарта основной средней школы:
- отказ от детализации содержания курсов истории;
-усиление общеобразовательной, общекультурной направленности учебного процесса, его мировоззренческой значимости;
- активизацию внимания к истории мировой и отечественной культуры, духовным традициям, мировоззренческим ориентирам, религиозным системам;
- обязательное изучение персоналий важнейших исторических деятелей;
- более полное рассмотрение истории народов, проживающих на территории нашей страны.
Немаловажными представляются и методологические принципы курса истории в основной школе. В основу поставлены категории, связанные с теорией модернизации. При этом под модернизацией понимается вполне конкретный исторический процесс перехода от традиционного (аграрного) общества к индустриальному. С одной стороны, этот процесс имеет разную динамику, формы, социальную базу и последствия в тех или иных социумах; с другой – предполагает универсальные закономерности и преобразования. Следовательно, теория модернизации позволяет акцентировать внимание именно на тех аспектах исторического процесса, которые сегодня наиболее актуальны и для мирового сообщества, и для российского общества. Кроме того, выбор заявленного методологического критерия позволяет систематизировать внутрипредметные связи. История Древнего мира и Средних веков дает представление о традиционном обществе. Новая история рассматривает процесс складывания индустриального общества. Новейшая история предлагает варианты поиска новых форм социального взаимодействия, выходящие за узкие рамки процесса модернизации. Современная история (рубеж XX – XXI вв.) анализирует становление информационного общества и процессов глобализации в современном мире.
Согласно ФБУП – 2004 в рамках основного общего образования изучение истории предполагается в V – IX классах по 70 часов в год (из расчета два часа в неделю). Следует учитывать необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся в IX классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
При составлении модифицированных рабочих программ ориентиром может служить следующий примерный вариант планирования для основной ступени, учитывающий психолого-возрастные особенности учащихся и требования межпредметной интеграции. Резерв учебного времени учитель использует по своему усмотрению либо для изучения наиболее сложных тем, либо особых тематических модулей, например, «Народы и государства на территории нашей страны в древности» в V классе.
Класс |
Разделы примерной программы |
Объем учебного времени (федеральный компонент) |
Резерв учебного времени |
V |
Пропедевтический модуль «Что изучает история» История Древнего мира |
Не менее 10 часов Не менее 50 часов |
10 |
|
История России (с древности до XV в.) История Средних веков (с древности до XV в. включительно) |
Не менее 30 часов Не менее 30 часов |
10 |
|
История России (XVI – XVIII вв.) История Нового времени (XVI – XVIII вв.) |
Не менее 36 часов Не менее 24 часов |
10 |
|
История России (XIX – начало XX вв.) История Нового времени (XIX – начало XX вв.) |
Не менее 36 часов Не менее 24 часов |
10 |
IX |
Новейшая и современная история России (с 1917 г. по настоящее время). Новейшая и современная история зарубежных стран (с 1918 г. по настоящее время) |
Не менее 36 часов Не менее 24 часов |
10 |
В полной средней школе историческое образование направлено на освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе. Важно научить старшеклассников осмыслению фактов и сравнительно-историческому анализу, познакомить их с различными мировоззренческими системами. Учителю предоставляется возможность обогатить социальный опыт воспитанников в критическом восприятии окружающей реальности и определении собственной позиции.
Методологическая направленность курса истории в старшей школе, сохраняя преемственность с основной школой, имеет определенную специфику. Наряду с теорией модернизации используется принцип методологического плюрализма. Значительное внимание уделяется изучению других методологических концепций и подходов, дискуссий современных историков, что является важнейшей основой развития критически мыслящей личности.
Содержательная новизна стандарта старшей школы связана с двухуровневой структурой среднего (полного) образования. Базовый уровень имеет общеобязательный статус, является инвариантным компонентом исторического образования, активно задействован в межпредметных связях, решает приоритетные воспитательные задачи и не зависит от задач довузовской подготовки. Профильный уровень, связанный с довузовской подготовкой и будущей профессиональной деятельностью, качественно отличается от общеобразовательного уровня, что предопределяет его содержательные и обучающие особенности:
- объемное наращивание содержания курса истории;
- формирование исторического мышления;
- проблемно-аналитическое изучение исторического материала;
- более высокие требования к уровню подготовки учащихся, необходимой для обучения в высшей школе;
- развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность, формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;
- организациию и проведение учебно-исследовательской и проектной деятельности в форме исторического сочинения, резюме, публичной презентации;
- овладение основами источниковедческого анализа;
- уверенное использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;
- умение обосновывать свое суждение, владеть основными видами публичных выступлений;
- объективное оценивание собственных достижений.
Напоминаем, что историческая проблематика может изучаться и в составе элективных курсов (из национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения), предназначенных для расширения как базового, так и профильного уровней, а также для удовлетворения познавательных интересов учащихся по отдельным направлениям современных исторических исследований.
В этой связи рекомендуем обратить внимание на следующие издания:
- Программы элективных курсов. История: 10 – 11 классы: профильное обучение / М.В. Пономарев, А.М. Родригес, Е.С. Галкина и др. – М.: Дрофа, 2007;
- Элективные курсы для профильного обучения учащихся 10 – 11 классов / авт.-сост. Н.А. Григорьева. Н.И. Чеботарева. – М.: Глобус. 2007.
В 2009 – 2010 учебном году департамент образования и науки Краснодарского края включил предмет «История» (история России, всеобщая история) в перечень предметов по выбору в социально-гуманитарный профиль (наряду с обществознанием, литературой и иностранным языком). (Приказ ДОН Краснодарского края от 27. 01. 2009 г. № 131 «Об определении перечня профилей, открываемых в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2009 – 2010 учебном году, и предметах по выбору для сдачи экзаменов в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, проводимой ТЭК». Приложение.)
На ступени среднего (полного) общего образования изучение истории предполагается в X – XI классах. На базовом уровне объем учебного времени составляет 140 часов в год (из расчета 2 часа в неделю). Если история выбирается для изучения на профильном уровне, то она исключается из состава инвариантной части, а учебное время составляет 280 часов в год (из расчета 4 часа в неделю). Исходя из целей исторического образования в старшей школе, в том числе материала, связанного с мировоззренческим развитием учащихся, примерная программа предполагает изучение курсов «История России» (с древнейших времен до начала XXI в.) и «Всеобщая история» (с древнейших времен до начала XXI в.).
Предлагаем возможные варианты планирования.
Базовый уровень
Класс |
Разделы примерной программы |
Объем учебного времени (федеральный компонент) |
Резерв учебного времени |
X |
История России (с древнейших времен до середины XIX в.) Всеобщая история (с древнейших времен до середины XIX в.) |
Не менее 36 часов Не менее 24 часов |
10 |
XI |
История России (вторая половина XIX в. – начало XXI в.) Всеобщая история (вторая половина XIX в. – начало XXI в.) |
Не менее 36 часов Не менее 24 часов |
10 |
Профильный уровень
Класс |
Разделы примерной программы |
Объем учебного времени (федеральный компонент) |
Резерв учебного времени |
X |
История России (с древнейших времен до середины XIX в.) Всеобщая история (с древнейших времен до середины XIX в.) |
Не менее 72 часов Не менее 48 часов |
10 |
XI |
История России (вторая половина XIX в. – начало XXI в.) Всеобщая история (вторая половина XIX в. – начало XXI в.) |
Не менее 72 часов Не менее 48 часов |
10 |
Резерв свободного учебного времени учитель вправе использовать по своему усмотрению.
Комплексный проект модернизации образования предъявляет новые требования не только к подготовке учащихся, но и корректирует приоритетные направления в преподавании истории, стимулирует разработку перспективных технологий , позволяющих решать проблемы развивающего обучения. Принципиально новые задачи по развитию методики преподавания стоят прежде всего в сфере предпрофильного и профильного исторического образования, а также организации системы итогового контроля знаний и умений учащихся. Главным представляется поиск эффективного баланса между репродуктивными и продуктивными методами обучения, традиционными и современными средствами обеспечения учебного процесса. В этой связи предлагаем учителям истории акцентировать внимание на следующих основных моментах:
1. Широко использовать нетрадиционные формы уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков, политических дебатов и т.д. Это позволит увеличить познавательную активность учащихся, их мотивированность к самостоятельной учебной работе.
2. При профильном изучении истории в старшей школе попробовать переход к модульной системе организации учебного процесса. Подобный подход позволит не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и избежать перегрузки учебного процесса излишними, второстепенными фактами. Особенно важно это в старшей школе, где при сокращении объема учебного времени возрастает уровень сложности материала.
3. Совмещать различные алгоритмы усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы, что обеспечит тесную взаимосвязь разнообразных способов и форм учебной деятельности в ходе изучения истории.
4. Активно внедрять групповые методы работы, творческие задания, в том числе методику исследовательских проектов для приобретения учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
5. Осуществлять работу с одаренными детьми; оказывать методическую и содержательную помощь в подготовке учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах гуманитарной направленности; способствовать популяризации необходимости углубленного исторического образования; формировать мотивацию к осознанному выбору профессии, связанной с историей как научной или учебной дисциплиной. Перечисленное – основа формирования и воспитания личности, способной интегрировать в современный высокотехнологичный мир знаний и информации. Рекомендуем за оперативной информацией в указанной области обращаться на интернет-сайты www.odardeti.ru; www.globalkid.ru.
6. Считать приоритетным индивидуальный подход к каждому ученику.
Рекомендации по использованию
действующих учебников и УМК
В соответствии с федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» и федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 25.06.2002 № 71 – Ф3 (ст. 32, п.2, пп.23) «образовательное учреждение несёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за выбор учебников из утверждённых федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе».
Таким образом, в образовательном процессе ОУ могут быть использованы только учебные издания, имеющие гриф МО РФ; поэтому при выборе учебников по истории нужно обращать внимание на наличие грифов («рекомендовано» или «допущено »), а также учитывать то обстоятельство, что издание может соответствовать обязательному минимуму содержания образования или принятому стандарту. Более рационально выбирать издание, соответствующее федеральному компоненту стандарта 2004 года .
Подробная информация о современных УМК с аннотациями и справочным материалом изложена в Интернет-справочнике fp.edu.ru. Сайт с примерными программами: www.mon gov.ru.
Обращаем особое внимание учителей – предметников на эффективное использование учебного и учебно-наглядного оборудования, приобретенного в рамках ПНПО и по краевым целевым программам. В связи с этим обязательно внесение в календарно-тематическое планирование дополнительной графы «Использование учебного, учебно-наглядного оборудования» с целью эффективного использования оборудования на конкретном уроке.
Предпочтительно внутри концентров работать по одной предметной линии, авторской или издательской, чтобы соблюсти преемственность дидактических единиц, методологи-ческих и методических подходов. В рамках среднего (полного) общего образования на усмотрение ОУ можно продолжить ли-
нию издательств или же поменять УМК, сохранив преемствен-
ность X и XI классов. Напоминаем об особенности второго концентра, в котором предметы изучаются на базовом и профильном уровнях. (См.: Рекомендации кафедры общество-
ведческих дисциплин ГОУ ККИДППО по выбору учебников на 2009 – 2010 учебный год.) Расширить представления об особен-ностях УМК по истории помогут также интернет-сайты:
www.history.standart.edu.ru www.history.ru
Линия издательства «Просвещение» для основного общего образования (соответствие стандарту 2004 г.) – Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. VI – IX кл., которая является самой распространенной в ОУ Краснодарского края, пополнилась интегрированными учебниками Данилов А.А., История. VI, VII кл.; Данилов А.А. Косулина Л.Г. История. VI, VII, VIII кл. (в состав УМК входят поурочное тематическое планирование, тетрадь – тренажер, тетрадь – экзаменатор, атлас и электронное приложение); Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История. X кл. (базовый уровень); Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. XI кл. (базовый уровень) (в состав УМК входят программы и тематическое планирование). В условиях сокращения объема учебного времени и признания эффективности изучения истории цивилизаций подобное сочетание курсов «Истории России» и «Всеобщей истории» в рамках одного учебника представляется вполне целесообразным. Однако следует учитывать, что для проведения ЕГЭ только материал по отечественной истории является содержательной основой. Как следствие, обязательный минимум содержания в стандарте и примерной программе формулируется отдельно для курсов отечественной и всеобщей истории. Интеграция возможна при изучении отдельных тем.
Заслуживают внимания и линии издательства «Вентана-Граф» (в УМК входят программа, соответствующая стандарту 2004 г., проектирование учебного курса, рабочая тетрадь). Основное общее образование представлено новыми учебниками линии по истории России под общей редакцией Р.Ш. Ганелина: Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. и др. История России. VI кл.; Баранов П.А., Вовина В.Г., Лебедева И.М. и др. История России. VII кл.; Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. VIII кл. Линию учебников по всеобщей истории под общей редакцией В.С. Мясникова дополнили следующие издания: Носков В.В., Андриевская Т.П. Всеобщая история. VII, VIII кл. В рамках среднего (полного) общего образования учебники Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. / Под ред. Ганелина Р.Ш. История России. X кл. (базовый уровень); Измозик В.С., Рудник С.Н. / Под ред. Ганелина Р.Ш. История России. XI кл. (базовый уровень) отличаются добротностью, лаконичностью и полным соответствием федеральному стандарту 2004 г. Доводим до сведения учителей истории тот факт, что в Краснодарском крае успешно проходит апробация учебников линии издательства «Вентана-Граф» на базе ОУ г.г. Горячий Ключ и Тихорецк.
Учебник История России , 1945 – 2008 гг. : 11 кл: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.И. Уткин, А.В. Филиппов, С.В. Алексеев и др.]; под ред. А.А. Данилова. – М: Просвещение, 2008 (базовый уровень) имеет гриф «допущено» Минобрнауки РФ и может использоваться дополнительно для расширения и углубления знаний по соответствующему периоду. Учителя истории могут ознакомиться с информацией о практике использования этого учебника в регионах страны и сделать самостоятельные выводы о его перспективах. (См.: «Вестник образования», 2009 г., №1.)
Профильное обучение достойно представляют учебники издательства «Русское слово» (стандарт 2004 г.): Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. X кл. (базовый и профильный уровни); Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. и др. История России. XI кл. (базовый и профильный уровни) – победитель конкурса по созданию учебников по новейшей отечественной истории, проведенного по заказу Министерства образования и науки РФ; Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история. X кл. (базовый и профильный уровни); Загладин Н.В. Всеобщая история. XI кл. (базовый и профильный уровни).
Достаточно распространенный в Краснодарском крае учебник (стандарт 2004 г.) Сахаров А.Н., Буганов В.И.; Буганов В.И., Зырянов П.Н. / Под ред. Сахарова А.Н. История России. X кл., в 2009 – 2010 учебном году переведен в профильный уровень. Его продолжением в линии издательства «Просвещение» является учебник Шестакова В.А. / Под ред. Сахарова А.Н. История России. XI кл. (профильный уровень).
При составлении модифицированной (авторизованной) программы и календарно-тематического планирования преподавания истории можно пользоваться следующими изданиями:
- Рабочие программы по истории. 5 – 11 кл.: Линия учебников издательства «Просвещение» / Авт.-сост. Н.И. Чеботарева. – М.: Глобус, 2007.
- Рабочие программы по истории: 5 – 11 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Русское слово»). – Изд. 2-е, доп. / Авт.-сост. Н.И.Чеботарева. – М.: Глобус, 2008.
- История с древнейших времен до наших дней: Программа. 5 –11 классы / Под общ. ред. П.А. Баранова, О.Н. Журавлевой. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Обращаем внимание на то, что интернет-поддержка профессионального развития педагогов осуществляется на сайте www.en.edu.ru. Интересные материалы для учителей истории размещены на федеральном образовательном портале «Социально-гуманитарное и политологическое образование». Полезными могут оказаться и следующие интернет-сайты: www.openclass.ru. www.pedsovet.org www.humanities.edu.ru (раздел «Педагогические инициативы»); www.bankrabot.com www.school.edu.ru. Рекомендуем также пособие на бумажном носителе, содержащее аннотированные списки сайтов по использованию интернет-ресурсов на уроках истории:
Плотникова В.А. Интернет-ресурсы в практической деятельности учителя общеобразовательной школы. Методическое пособие: 10 – 11 классы. – М.: Вентана-Граф, 2009.
С 2004 г. государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов ОУ Краснодарского края, поступающих в X профильные классы по истории России (предмет по выбору), проходит в новой форме с использованием текстов (заданий), представленных Рособрнадзором. (Приказ Рособрнадзора от 07.03.2007 г. №540; рекомендации Рособрнадзора от 27.03.2007 г. №01-153/08-01; приказ ДОН Краснодарского края от 30. 03. 2007г. №47.01-1055/07-05). Экзамен по всеобщей истории проводится в традиционной форме.
С 2008 г. государственная (итоговая) аттестация выпускников XI, с 2009 г. XII кл., ОУ Краснодарского края по истории (предмет по выбору) проводится в форме и по материалам ЕГЭ. Диагностика результатов проведения ЕГЭ в 2009 г. показала, что к числу наиболее сложных для выпускников относятся вопросы по истории культуры, истории общественно-политической мысли и социально-экономическому развитию России. Низкими оказались результаты по периоду второй половины XX – начала XXI вв.
Для подготовки учащихся рекомендуется пользоваться репетиционными материалами (спецификации, классификаторы и демоверсии года сдачи экзаменов), размещенными на официальном сайте ФИПИ: www.fipi.ru, а также печатными изданиями с грифом «рекомендовано» или «допущено » ФИПИ. Ориентиром для учителя являются требования к уровню подготовки выпускников средней школы («Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории и обществознанию». – М.: Дрофа, 2001, 2003) и требования к уровню подготовки выпускников средней школы («Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории и обществознанию». – М.: Дрофа. 2001, 2003). С нормативно-правовыми, организационно-распорядительными актами, инструктивно-методическими документами по порядку проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI (XII) классов в 2010 году можно будет ознакомиться на официальных сайтах Минобрнауки России, Рособрнадзора и ДОН Краснодарского края.
Литература, используемая для подготовки к ЕГЭ
ЕГЭ. История . Типовые тестовые задания / Е.А. Гевуркова, Я.В. Соловьев. — М.: издательство «Экзамен». — 205, (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»);
ЕГЭ. История. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Ю.И. Максимов.— М.: издательство «Экзамен». — 103, (Серия «ЕГЭ. Практикум»);
Тематическая рабочая тетрадь по истории: задания уровня А, В, С / Ю.И. Максимов, Е.В. Симонова. — М.: издательство «Экзамен». — 223, (Серия «ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь»);
Тематическая рабочая тетрадь по истории России: с древнейших времен до конца XIX века: задания уровня А, В / Э.Н. Абдулаев, А.Ю. Морозов. — М.: издательство «Экзамен». — 224 с. (Серия «ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь»);
Тематическая рабочая тетрадь по истории России: XX — начало XXI века: задания уровня А, В / Э.Н. Абдулаев, А.Ю. Морозов. — М.: издательство «Экзамен». — 175, (Серия «ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь»);
ЕГЭ. История. Контрольные измерительные материалы: сборник заданий / Л.Н. Алексашкина. — М.: издательство «Экзамен». — 253, (Серия «ЕГЭ. Сборник заданий»);
cd-rom ЕГЭ. ИСТОРИЯ. ИНТЕРАКТИВНЫЙ КУРС ПОДГОТОВКИ;
ГИА. История. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). 9 класс. Типовые тестовые задания / Е.А. Гевуркова, Я.В. Соловьев. — М.: издательство «Экзамен». — 141, (Серия «ГИА. Типовые тестовые задания»);
История. 9 класс . Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / Е.В. Симонова. — М.: издательство «Экзамен». — 78, (Серия «ГИА. Практикум»).
В случае необходимости можно получить соответствующие консультации на кафедре обществоведческих дисциплин ГОУ ККИДППО.
Тел. 8 (8612) 232-48-92.
Рекомендации подготовлены зав. кафедрой обществоведческих дисциплин ККИДППО, к.и.н. Л.М. Галутво.
Контактный телефон – 8 (861) 232-48-92.