О теории биологической эволюции

СОДЕРЖАНИЕ: История становления эволюционной теории Дарвина.

История становления теории Дарвина

Хунджуа А. Г., Прудников В. Н., Неделько В. И.

«Я решительно отверг взгляды Дарвина, Геккеля и Гексли, как взгляды беспомощно устаревшие»

А.Эйнштейн

История становления эволюционной теории Дарвина

Можно по разному относится к эволюционной теории, однако, то, что бессмертный труд Чарльза Дарвина «Происхождение видов» является второй по влиянию на умы европейской цивилизации книгой (первая, к счастью, - все еще «Библия») отрицать невозможно. Идеи эволюционизма пришли в мир задолго до Дарвина и их истоки теряются в глубине веков, поэтому, чтобы понять причины быстрого и победоносного шествия дарвинизма и его удивительную живучесть, надо обратиться к истории данной области естествознания.

Основоположником всей естественной истории как науки по праву принято считать шведского ученого Карла фон Линнея (1707-1778). Он родился в семье протестантского сельского священника, получил образование в Швеции, но его главные труды, принесшие ему мировое признание, относятся к лейденскому периоду его жизни (1735-1738). Его работа «Systema naturae» по существу и превратила биологию в науку. В ней К. Линней разработал классификацию растений и животных с, установившейся с того времени и существующей поныне, двойной латинской номенклатурой: родовыми и видовыми названиями. В природе была иерархически разделена на царства (животные, растения, минералы), классы, отряды, роды и виды. Со временем были добавлены типы, семейства и подвиды. Причем термин «семейство» имеет явно эволюционистское происхождение и подчеркивает предполагаемое родство (например, семейство кошачьих).

Линней включил в свою систему и человека, однако восходящий ряд отражал не эволюционные взгляды Линнея, а лишь удачный метод классификации.

Линней рассматривал виды как неизменные, признавая целесообразный замысел Творца. ІМы наблюдаем ровно столько видов, сколько вышло парами из рук ТворцаІ, писал он. Как и многие другие ученые К. Линней в изучении природы видел способ постижения Бога: ІБога, предвечного, беспредельного, всеведущего и всемогущего, я, поверженный ниц, увидел и обомлел. И я прочел следы Его на творениях Его, и в каждом из них, даже самом ничтожном, сколь великая сила, сколь великая мудрость, сколь неизгладимое совершенство сокрытыІ. О непререкаемом научном авторитете К. Линнея говорит и тот факт, что оставшиеся после его смерти рукописи, книги, коллекции были перевезены в Лондон, где было основано существующие и поныне Линнеевское общество.

Однако и в те времена находились ученые с другим мировоззрением. Одним из них был современник Линнея Жорж-Луи Леклерк граф де Бюффон (1707 - 1788), состоятельный человек, разбирающийся в любой области науки XVIII века. Граф де Бюффон не был религиозным человеком, хотя и получил образование в колледже Иезуитов в Дижоне. Более 50 лет он был директором Королевского сада в Париже, написал 10-томный труд «Естественная История».

Бюффон отвергал многие идеи Линнея, предполагал широкую изменчивость видов, формирование новых видов под воздействием среды в течение многих поколений, наследование приобретенных при жизни признаков. Бюффон не использовал термин эволюция, но, несомненно, был основателем современного эволюционизма. В работе «Эпохи природы» Бюффон предположил, что Земля оторвалась от Солнца, а Луна от Земли и на эти процессы он отвел 75 000 лет, срок недопустимый для Священного Писания, согласно которому от Сотворения Мира до Рождества Христова прошло около 5000 лет. Впоследствии Бюффона вынудили письменно отречься от своих космогонических идей.

Крупным ученым был и Жан Батист Ламарк (1744-1829), занявший после Бюффона место директора все того же, только переименованного после Великой Французской революции, Парижского Ботанического сада. Как и Бюффон, Ламарк был приверженцем эволюции, поскольку верил в возможность наследование приобретенных при жизни признаков: шея жирафа, перепонки водоплавающих, слепота крота, и прочие, с современной точки зрения, нелепости тогда выглядели очень правдоподобным доказательствам изменчивости под воздействием внешней среды. Однако при жизни учение Ламарка, благодаря усилиям Жоржа Кювье, не получило распространения. Оно понадобилось позже, и, несмотря на его ошибочность, время от времени ламаркистские идеи оживают вновь. В СССР идеи Ламарка дожили до середины ХХ века: на них, несомненно, опирался академик ВАСХНИЛ Т. Лысенко - любимец И.В. Сталина и Н.С. Хрущева. Но в эти годы нашей истории и генетика с кибернетикой объявлялись «продажными девками империализма».

Упомянутый выше отец палеонтологии Жорж Кювье (1769-1832), был крупнейшим авторитетом своего времени, его трудами была существенно улучшена классификация животного царства. Исследователи того времени считали окаменелости прямым указанием на Всемирный потоп, однако в пластах геологических пород есть признаки того, что виды много раз вымирали и возникали вновь.

Исследования Кювье ископаемых окаменелостей парижского бассейна привели его к теории катастроф. Кювье был гугенотом, в науке придерживался христианского мировоззрения и в своих работах утверждал, что Бог первоначально сотворил все виды, после чего Земля претерпела ряд катастроф: каждый геологический период имел свою фауну и флору и заканчивался громадной катастрофой, при которой гибло все живое, и органический мир восстанавливался в результате нового Творения. Последней из таких катастроф был Всемирный потоп, имевший всемирный масштаб, во время которого жизнь была сохранена благодаря Ноеву ковчегу, построенному по велению Творца.

Кювье верил в неизменность видов и невозможность эволюции одного вида в другой. Его теория катастрофизма долго противостояла эволюционизму Ламарка, и даже идеи Дарвина во Франции не получали распространения именно в силу научного авторитета Кювье. Теория катастроф, а главное, связанное с ней теологическое мировоззрение, мешало распространению идей эволюционизма, и было вытеснено из науки главным образом усилиями английского геолога Чарльза Лайеля (1797-1875).

Чарльз Лайель отказался от теории катастроф Ж. Кювье и предположил медленное протекание всех процессов, с той скоростью как мы их видим изо дня в день. В главном труде Лайеля трехтомном курсе «Основы геологии год Всемирного Потопа растягивался на миллионы лет. «Основы геологии» были настольной книгой Чарльза Дарвина во время своего пятилетнего кругосветного плавания, и существенно повлияли на его взгляды.

Одновременно геология Лайеля подготовила и светское общество в Англии к новым, для того времени шокирующим идеям Дарвина. К тому времени в экспедициях Джозефа Гукера, Альфреда Уоллеса, Генри Бейтса были открыты тысячи новых экзотических видов растений и животных, что внесло смятение в умы верующих Викторианской Англии относительно вместимости Ноева Ковчега.

Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) с детства интересовался природой. Он коллекционировал минералы, растения, раковины, гнезда и яйца. В течение двух лет изучал медицину в университете Эдинбурга - его отец был сельским врачом, что в то время приносило немалые доходы. Затем ввиду отсутствия успехов резко переменил свои интересы, поступив в Кембридж на богословский факультет. Не проявляя интереса и к богословию, Дарвин еще в университете знакомится с геологами и ботаниками, по рекомендации одного из которых он в качестве коллектора становится участником кругосветного путешествия на корабле «Бигль» (1831-1836).

По возвращении в Англию Дарвин издает свой дневник «Путешествие вокруг света на корабле Бигль», приобретает известность в кругу ученых и с тех пор занимается исключительно наукой. Он разделяет униформистские взгляды Лайеля и сосредоточивает свое внимание на изучении процессов развития органического мира.

Его основная идея о роли естественного отбора сформировалась к 1839 г., во многом благодаря знакомству со знаменитой книгой английского экономиста Т. Мальтуса «Опыт о народонаселении». Затем многие годы ушли на подбор и обработку материалов, и лишь в 1856 г. Дарвин по совету Лайеля начал готовить краткое сообщение для печати. Сколь долго бы шла эта подготовка (Дарвин всегда работал очень медленно, чему способствовал его образ жизни - со времени женитьбы и до смерти он практически безвыездно жил в своем сельском имении) - остается лишь гадать.

Но вот в 1858 г. Альфред Уоллес прислал из малайской экспедиции статью, содержащую идею естественного отбора, с просьбой опубликовать ее в трудах Линнеевского общества. Друзья Дарвина, в первую очередь Гукер и Лайель, уговорили его вместе со статьей Уоллеса опубликовать и извлечение из его обширного труда - иначе приоритет был бы за Уоллесом. Так и случилось, а еще через год, в 1859 г., Дарвин издал и более подробную работу «Происхождение видов путем естественного отбора», принесшую ему всемирное признание.

В первой главе «Происхождения видов» рассматривается происхождение домашних животных путем искусственного отбора и гибридизации. Далее Дарвин утверждает, что изменчивость есть бесспорный факт и утверждает, что между разновидностью и видом нет принципиальных отличий: разновидность - это зарождающийся вид.

Приняв изменчивость видов за доказанное, Дарвин построил свою теорию, в основу которой было положено взаимодействие двух факторов: борьбы за существование и естественного отбора. Борьба за существование представляет собой перенесение на животный мир экономического закона Мальтуса), родонаселение возрастает в геометрической прогрессии, а средства существования - в арифметической). В результате между живущими организмами происходит постоянная борьба, приводящая к выживанию наиболее приспособленных организмов, т.е. к естественному отбору, который в природе заменяет искусственный отбор. Причину возникновения индивидуальных отклонений Дарвин видел в изменении условий существования и, в меньшей степени, чем Ламарк, в приобретенных при жизни особенностях развития или деградации органов.

Более поздние работы Дарвина и его многочисленные книги представляли собой дальнейшую разработку его теории для различных объектов биологии (зоологии и ботаники).

Особое место среди них занимает книга «Происхождение человека и половой отбор», изданная в 1871 г. В ней выдвигается и разрабатывается идея происхождения человека от более низкой обезьяноподобной формы: «…человек произошел от волосатого хвостатого четвероногого ... обитателя Старого Света... прародителя обезьян Нового Света». Необходимо отметит, что представляется эта идея как гипотеза, а не как непреложная истина или доказанный факт. Во второй части книги речь идет об особенностях, присущих только самцам (таких как, яркая окраска многих птиц и рыб, хвост павлина, шпоры петуха, грива льва, пение соловья и канарейки и т.д.) и их возникновении по механизму полового отбора, поскольку самки отдают предпочтение сильнейшим и красивейшим.

Следует отметить, что Дарвин был весьма осторожен в высказываниях, в его работах нет категоричных утверждений о появлении новых видов. Более того, в «Происхождение видов» нет и самого определения вида, что хотя и ненаучно, но достаточно умно, поскольку не дает места для полемики по этому вопросу и позволяет использовать в поддержку своей теории более широкий круг фактов.

Утверждения о появлении новых видов, включая и происхождение человека от обезьяны, в виде неких непреложных истин появилось позже. И сформулировали их Томас Гексли (автор термина «дарвинизм») и Эрнст Геккель, в публичных лекциях яростно пропагандирующие идеи Дарвина в Англии и Германии.

Сам же Дарвин не шел далее того, чтобы считать идею об эволюции за счет естественного отбора более чем гипотезой. Такая осторожность Дарвина связана и пониманием им самим недостатков теории происхождения видов, он экспериментально убедился в ограниченном диапазоне изменчивости на примере скрещивания голубей. Когда он установил вполне определенные границы изменений в пределах этого вида, то предположил, что в естественных условиях в течение существенно более длинных периодов времени видовые границы могут разрушиться.

Геология Лайеля предоставляла для этого широкие интервалы времени. Оставалось найти доказательства, и Дарвин предложил искать их (т.е. промежуточные виды) в летописи окаменелостей. Он, безусловно, верил, что они будут найдены. Но ни при его жизни, ни позднее этого не произошло.

Существует мнение, что, несмотря на свои эволюционные идеи, Дарвин продолжал верить в Бога. Можно прочесть во многих книгах, что сам Дарвин был, безусловно, верующим человеком. Долгие годы он был церковным старостой, никогда и не думал, что его учение может быть использовано безбожниками: например, на вопрос, о начале цепи эволюционного развития живого, его первом звене, Дарвин неизменно отвечал: ІОно приковано к Престолу Всевышнего!І По-видимому, жена Дарвина - Эмма, будучи ортодоксальной представительницей Англиканской веры, приложила немалые усилия для формирования такого мнения. Недаром его основные работы «Происхождение видов» и «Происхождение человека» никогда не попадали в список книг, запрещенных католической церковью, в отличие от многих других на эту тему, например, книги его деда Эразма Дарвина «Зоономия».

Однако ясно и то, что в зрелые годы Дарвин был законченным атеистом. «Неверие вползало в меня очень медленно, пока не стало полным. Оно приходило так медленно, что я даже не ощутил страдания и с тех пор ни разу ни на секунду не сомневался в том, что мой вывод правилен» - вот слова самого Чарльза Дарвина, не допускающие никаких сомнений в атеизме их автора.

Скачать архив с текстом документа