О цели эстетического воспитания…
СОДЕРЖАНИЕ: Для чего дан любому человеку эстетический дар? Сочувствуя красоте, сопереживая ей, ребенок, переходя от простого к сложному, должен научиться видеть истинно духовные плоды – увидеть красоту духовную, ею проверяя истинность вещей в создаваемом нами мире.Семыкина Е. Н.
Очень не хотелось бы услышать как реакцию на тему разговора об эстетическом воспитании слова: «Кому это нужно в наши дни?», или «Воспитывать тургеневскую барышню, зачем?», или «Лучше выучить английский! Настоящему мужчине прекрасное понимать необязательно!»
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна беда – они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость по отношению к прекрасному и по отношению к себе и своим чувствам?
Какова наша цель?
В педагогике, как и в другом важном деле, вопрос целеполагания - основной. Для чего мы воспитываем и развиваем? Какова наша цель? Для чего нам даны ощущение гармонии и восхищение миром? Попробуем разобраться, для чего любому ребенку необходимо умение видеть и замечать красивое, возвышенное и необычное.
Самый очевидный ответ, лежащий на поверхности: это развитие творческих задатков, присущих человеку с рождения. Кому-то может показаться странным, но эстетическое воспитание благотворно влияет на развитие речи и мышления, расширяет кругозор, кроме того, дает возможность в сложную минуту обратиться к прекрасному и почувствовать его гармонию, а это помогает выстоять в трудностях и найти верный тон жизни. Именно чуткое восприятие и умение замечать прекрасное позволяют людям творить вокруг себя СВОЙ мир. Совсем необязательно писать стихи или картины и вообще как-то относиться к творческим специальностям профессионально: творческий подход помогает любому человеку в повседневной жизни.
Есть два главных момента: понятно, что эстетика когда-то, со времен эпохи Возрождения, ушла от божественной цели и поставила в центр мира человека. До этого всегда существовало неразделенное внутреннее понимание связи человека с Богом, с Главным, этому было подчинено все, и так жили практически все. Начиная с эпохи Возрождения, человек выделил себя, и с этого момента наступил разлад между прекрасным, чем теперь занимается эстетика и Божественным, чем ведает религия. В наше время вездесущего постмодернизма духовное и нравственное пытаются окончательно развести с искусством, хотя подспудно все, от профессиональных деятелей культуры до самых простых людей, понимают, что на самом деле существует глубинная связь прекрасного и божественного, и быть иначе не может.
В прекрасном всегда просматривается поиск смысла жизни. В свое время, когда в 90-е годы в средней школе ввели курс МХК (мировой художественной культуры), был написан факультативный курс истории мировых религий на 72 академических часа с экскурсионной программой. Почему и для чего? Потому что всемирное культурное наследие невозможно понять, не зная историю Церкви, не зная Священного писания, потому что практически все сюжеты в живописи, литературе, музыке так или иначе связаны с Библией.
Дар от Бога
Для чего дан любому человеку эстетический дар? Сочувствуя красоте, сопереживая ей, ребенок, переходя от простого к сложному, должен научиться видеть истинно духовные плоды – увидеть красоту духовную, ею проверяя истинность вещей в создаваемом нами мире.
Чувство прекрасного всегда жило в народе: простая утварь (горшки и ложки) создана так, что сделав простые замеры соотношений в формах посуды, мы обязательно обнаружим золотое сечение. Если вернуться к вопросу воспитания, то мы будем утверждать, что окружающие ребенка предметы, должны быть красивыми и соотноситься с национальной культурой. Эти предметы должны пробуждать чувство красоты в душе ребенка, что и поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого народа и, без преувеличения, величайшей культуры.
Воспитать чувство прекрасного означает вызвать умение отличить прекрасное от безобразного, и здесь свободный выбор остается за человеком. Если все заложено, зачем воспитывать? – может быть задан вопрос. Перед нами не стоит задача воспитания профессиональных художников, актеров, певцов, нам необходимо воспитать чутких слушателей, зрителей, со-чувствующих людей, понимающих и воспринимающих культуру. Ведь если у ребенка развиты эстетические чувства, то в человеческом плане он полноценней. Он может выбрать себе тот вид искусства, который поможет найти себя, включиться в этот мир, понять его.
Каждый может найти для себя (по наитию) какой-то жанр в искусстве, который ему ближе в его обычной жизни. Вот, например, пение в хоре помогает слушать других, быть чутким к другому голосу. Пение в хоре учит со-гласию, со- звучию, умению в нужный момент вступить или остановиться и замолчать. Пение учит диалогу, пониманию того, что хотя каждый из нас личность, и каждый должен развиваться по своему пути, но в хоре мы должны создать гармоничное коллективное созвучие: кто-то альтом поет, кто-то сопрано, но все вместе должны создать новое общее произведение. Если в этом хоре кто-то хочет выделиться, а это не подчинено общей гармонии и цели, то получится какофония: он весь хор разрушит. И самое главное, что в этой очень простой практике, - люди поют вместе на разные голоса, - удается без всяких нравоучений дать возможность ребенку понимать других, оценить себя, уступать, ценить другого – вот он лучше поет, значит нужно подстроиться под него, чтобы общий хор был краше. Это действо дает человеку понимание себя в коллективе, возможность соизмерить себя со своим окружением, а дальше и со своей страной и с миром, насколько и к чему он способен. Когда-то в школе хоровое пение было распространенным, теперь даже на два голоса люди уже почти не умеют петь.
Когда начинать?
С какого же возраста начинать эстетическое воспитание? Думаю, что с перинатального! Не случайно многие традиции предписывали смотреть беременным только на что-то прекрасное, слушать красивую музыку, рисовать и сажать цветы.
Но если вы начнете после рождения ребенка, и это неплохо. Период, когда все формируется наиболее активно, – это период от рождения ребенка до трех лет. Именно в этом возрасте легче всего заложить базу. Мы должны окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем сможем! И это не так уж трудно сделать, если, конечно, захотеть. Природа, произведения искусства, литература – все это в меньшей или большей мере может дать нам необходимый материал для эстетического воспитания детей.
Нагружать или нет?
Как распределить нагрузку? Нагружать максимально или не нагружать ребенка? Каким эстетическим материалом занимать ребенка? Масса вопросов… Самый сложный, но и самый верный путь – все это делать вместе со своим ребенком. Хотите, чтобы он рисовал – значит вместе рисуйте, хотите чтобы пел, значит пойте и т.д. Контакт с ребенком и ваше собственное отношение к прекрасному очень важно, именно поэтому нужно начинать с себя. Не нужно чтобы ребенок думал, что вы можете делать все, и можете лучше, чем он. Он должен понимать, что вы можете не так хорошо рисовать, но вы искренне хотите, чтобы у вас получалось как можно лучше.
Кроме того, у детей есть еще и возрастные особенности восприятия. Есть замечательный детский возраст от трех до пяти лет, когда дети хотят и будут делать все с удовольствием и интересом. Если в этом возрасте им разрешать делать любые хозяйственные и творческие дела: рисовать, стирать, лепить, петь и все это вместе, в одной жизнедеятельности с мамой и папой, то они приобретут важный опыт. Самое трудное для родителей – разрешать это делать: дети ведь краски разливают, мокрые вещи по всей квартире таскают; все это очень неудобно, а никаких шедевров они не создадут! Но ведь главная задача родителей – вызвать и не погасить интерес, желание познания прекрасного и желание сотворчества!
У каждого ребенка есть внутренняя интуиция, как есть совесть, есть сострадание, понимание прекрасного. И самая главная задача даже не столько развивать, сколько поддерживать, не дать заглохнуть природному чувству, помочь раскрыться и не удивляться, что к какому-то возрасту этот интерес начнет угасать. Быть может ребенок не захочет рисовать, быть может, в каком-то возрасте он начнет стесняться петь, но накопленный багаж эстетических впечатлений рано или поздно откроется. Мы иногда с удивлением узнаем, что какие-то уже взрослые люди вдруг начинают писать картины или стихи или заниматься еще каким-нибудь творчеством, и думаем, как это вдруг открылись в них таланты? Да были у них эти таланты! Они получили в свое время впечатления, но потом о них забыли, а в какой-то момент эти навыки и впечатления всплыли и помогли человеку открыть себя.
Очень важно помнить, что не воспринятая красота не действует. Она как бы, не существует. Все дело в умении замечать, чувствовать, понимать красоту. В деле воспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие этой самой красоты. Для этого очень важно развивать внимание и наблюдательность. Внимание – это основа накопления восприятия, это первый шаг к утончению и развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, произнести призывное “Смотри!” – одна из важных родительских задач. Без внимания восприятие невозможно. И мы показываем своему ребенку то, что красочно, необычно, гармонично, привлекательно и делать. Это несложно, было бы желание.
Если ясно, к чему у ребенка душа больше лежит, к чему у него склонность, пусть он этим занимается в первую очередь. Но еще нужно дать ему возможность расширения. Многие вещи ребенок может освоить только вместе со взрослым, нельзя оставлять ребенка наедине с его увлечением. Надо постоянно подпитывать его интерес, общаясь на эту тему, и это даст дальнейшее развитие.
Многим кажется, что театр, музей – это так скучно, что классическое искусство нелегко воспринимать. Но, на самом деле приобщение к нему чрезвычайно важно.
Всё классическое искусство сфокусировано на поиске божественного, на поиске смысла жизни, и приобщать детей к этому поиску обязательно нужно.
Есть книги, которые стоит покупать только потому, что они воспитывают эстетический вкус. Иллюстрации в них настолько хороши, что хочется любоваться и любоваться. Если книга пока не по возрасту ребенку, а он просит «сказку почитать», расскажите в нескольких словах, о чем речь, не говорите только, что ему это еще рано. Так можно загубить интерес. Хорошо иметь дома альбомы с репродукциями и интерьерами, и хорошо вместе их рассматривать – что же там так красиво «переливается, светится, виднеется…» Нужно читать детям хорошие тексты –известных авторов и переводчиков и, конечно, настоящие стихи. Младенца может убаюкать «Буря мглою небо кроет…» А.С. Пушкина не хуже, чем любая песенка. Именно в этом возрасте детям очень важно слышать интонацию и ритм речи.
Японцы провели немало экспериментов, исследуя, какая же музыка нравится маленьким детям. Оказалось, что Моцарт им «дороже», чем какая-нибудь популярная песенка. Дети хорошо понимают те эмоции, которые несет музыка. Может быть не очень хорош для слуха маленьких Вагнер, Стравинский или Шостакович, зато мелодии Вивальди, Моцарта, Шопена должны звучать в доме с постоянством.
И музыкальная школа, и курсы по рисованию очень нужны ребенку, хотя для него это непросто. Занятия музыкой и рисунком в единстве дают эмоциональное сопереживание и миропонимание. Кроме того, занятия музыкой или рисованием имеют наиважнейшее воспитательное значение, ведь прежде всего – это труд. И если из нашего ребенка не вышел художник или музыкант (впрочем, это и не было нашей задачей), то он сможет оценить труд музыканта или художника.
Начнем с себя
С чего начать? Начните с себя. Попробуйте сами отметить красоту мира. Мы нервно ждем своего автобуса или мчимся в автомобиле на работу, строя планы на день или на выходные, или на жизнь. И совсем не замечаем того, что замечали когда-то в детстве. Листва уже пожелтела (или только что появилась), а облака причудливыми формами плывут на небе – можно подумать, стадо неведомых животных, которые несутся на водопой. Если у нас есть ребенок, только от нас зависит, увидит ли он это, будет ли вообще обращать внимание на что-то красивое или скажет в один непрекрасный день: «Жизнь уныла, мир отвратителен, нет в нем ничего хорошего!» Не упускайте случая показывать ребенку, как удивителен этот мир в его красоте и великолепии, сколько в нем красок, звуков, цветов. Как изменчива природа. Не отмахивайтесь, если он принес для вас одуванчик: понюхайте и рассмотрите его вместе. Любуйтесь миром вместе с ребенком так, словно вы увидели его впервые!
Многие дети чувствуют себя настоящими волшебниками, когда наблюдают за метаморфозами цвета. Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Хорошо рассказать про волшебные краски, показать, как можно их смешивать. Помогите ребенку выразиться в рисунке, в поделке, игре или слове, при этом очень важно дать ему возможность свободно выразить то, что он хочет выразить, и как он того хочет.
Синтетическим для формирования эстетического чувства у ребенка является школьный театр. Если преподаватели занимаются этим просто так, не понимая, для чего пляшут, поют их воспитанники, то это не принесет нужных плодов. Но школьный театр дает возможность свести воедино все эстетические влияния, где ребенок может себя попробовать больше, чем в одном творческом проявлении: делать декорации, шить костюмы, играть, писать пьесы, суфлировать и т.д. Кроме того, театр благодаря символическому языку образов приближает нас к пониманию внутренних вещей, которые разумом понять не всегда легко. Это дает жизненные ориентиры, этим строится внутренний мир. В немногочисленных семьях есть опыт и семейных спектаклей – это целая школа чувств и творчества, и ее можно было бы перенять!
Если мы сможем воспитать в ребенке цельность, если он будет развит и сформирован гармонично – сердечно, разумом, чувством, это даст ему возможность быть свободным и уметь делать выбор. Эстетика нужна не ради эстетики, а ради понимания гармоничного и красивого устройства мира. Это гарантия нашего благополучия… Мы получим благо в наших детях!
Красота строит внутренний мир
Эстетическое воспитание – это компас в окружающем мире, с его музыкой, с его красками, оттенками, формами, компас в отношении себя в мире. Понимание того, что мир прекрасен, и что нельзя нарушать его гармонию, что его нужно сохранить для нашей жизни в его первозданной красоте, сократив наши странно завышенные потребности, стало общим местом в рассуждениях и малых делах. Но к великому сожалению, разрушение «традиционной» и классической культуры, в которой сначала интуитивно, а позже в откровении формулы золотого сечения человеку приоткрылось божественное правило творчества, приобретает все большие масштабы: новое правило равенства всего – безобразного и красивого – становится давлеющим в нашей жизни. Противостоять этому безобразному новшеству – наша задача.
Постараемся создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, тогда дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом – это проверено жизнью. Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших, доступных музеев, выставок, концертов, книг – всего, что несет в себе Красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут протекать их развитие и образование. И тем гармоничнее будет наше с ними взаимодействие.