Российское государство и его институты в период абсолютизма

СОДЕРЖАНИЕ: Изучение путей становления и развития отечественной государственности и правовой системы. Анализ общих закономерностей развития абсолютной монархии в России. Процесс реорганизации центрального и местного управления в ходе реформ первой четверти XVIII в.

Оглавление

Введение

1. Общие понятия

2. Основная часть

2.1 Исторические условия возникновения абсолютной монархии и правовое положение сословий

2.2 Реформы управления первой четверти XVIII в.

2.3 Органы центрального и местного управления

2.4 Органы военного и полицейского управления

2.5 Источники права. Особенности права

Заключение

Список литературы:

Введение

История государства и права России охватывает изучение эволюции структур, институтов и механизмов государственной власти, а также развитие системы в целом и в отдельных отраслях права. Эта научная дисциплина изучает как отдельные факты, так и закономерности исторического развития, выделяя юридические аспекты. Выявляя особенности развития, она называет основные причины и следствия таких явлений, как возникновение, расцвет и упадок государственных и правовых систем и институтов в конкретный период времени.

Тема контрольной работы – «Российское государство и его институты в период абсолютизма». Исходя из этого, целью работы будет являться следующее: сформировать научное представление об основных путях становления и развития отечественной государственности и российской правовой системы, получить конкретные знания о том, в каких формах и под влиянием каких факторов это развитие происходило.

В соответствии с целью, к задачам можно отнести:

- Чтобы понять эволюцию той или иной системы, следует выяснить, как она возникла, как развивалась, чему служила, следовательно, в работе необходимо выявить общие закономерности развития абсолютной монархии в России, ее исторические условия возникновения, а также изменения, произошедшие в социальной структуре российского общества в данный исторический период времени;

- Перечислить и охарактеризовать преобразования в различных областях государственного управления первой четверти XVIII века;

- Исследовать процесс реорганизации центрального и местного управления в ходе реформ того времени;

- Дать характеристику органам военного и полицейского управления;

- Рассмотреть особенности основного источника права в период становления абсолютной монархии, выявить новые черты.

В данной работе используется метод сравнительно-исторический. Такой метод опирается на исследования возникновения и развития государства и права, на анализ содержания исторического процесса, придерживаясь в основном описательно-хронологического порядка.

Петровская эпоха неизменно привлекает к себе внимание, как профессиональных исследователей, так и простых любителей истории. Реформы, проведенные Петром, считаются, и вполне правомерно, одним из важнейших периодов в истории России, а самого Петра I даже большинство западных историков характеризует как личность, наиболее поразительную в истории Европы после Наполеона, как «самого значительного монарха раннего европейского Просвещения» (Р. Виттрам). В то же время, оценки значимости того, что произошло в начале XVIII в., весьма разнообразны, нередко прямо противоположны.

1. Общие понятия

Существует несколько понятий монархии, как формы правления, но смысл самого определения остается неизменным.

При монархической форме правления, замечал Н. Коркунов, «властвование по собственному праву плохо мирится с разделением этого властвования между несколькими лицами». Правительство в монархии «всегда стремится принять единоличную форму».

«Абсолютная монархия –форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти.».[1]

Не случайно один из монархов-королей Франции заявлял: «Государство это я». Власть монарха верховна и суверенна (независима). Монарх – высшая власть в государстве.[2]

Для абсолютистской монархии характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха.[3]

В этом разделе кратко изложим особенности становления абсолютной монархии.

Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России:

1. Экономические (развитие товарно-денежных отношений, в связи с чем в государстве возникла необходимость содержать многочисленный государственный аппарат и армию);

2. Социальные;

3. Политические (необходимость борьбы за экономическую и политическую независимость, а также борьбы за выход к морю).

Возникновение абсолютной монархии в России было связано с:

1) Общественно-экономическим развитием;

2) Зарождением буржуазных отношений;

3) Усилением классовых противоречий и борьбы;

4) Положением России во внешней политике.

В октябре 1721 года после победы в Северной войне Сенат и Священный синод присвоили Петру I титул Отца Отечества Императора Всероссийского. После наречения Петра I императором Россия стала империей. Император России, помимо осуществления функций главы государства, также был верховным главнокомандующим, главой церкви, высшим лицом в законодательной, исполнительной и судебной власти.

Особенности российской абсолютной монархии:

1. Становление абсолютизма в России в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;

2. Социальная опора абсолютной монархии в России на крепостническое дворянство и служилое сословие (в отличие от того, что в Европе абсолютизм опирался на союз дворянства и городов).

Абсолютная монархия в России имела следующие этапы развития:

I. Абсолютная монархия второй половины XVII в., когда абсолютизм сосуществовал с Боярской думой и боярской аристократией;

II. Чиновничье-дворянская монархия XIII в.;

III. Абсолютная монархия, существовавшая в первой половине XIX в.;

IV. Абсолютная монархия в годы первых шагов самодержавия к буржуазной монархии (1861 – 1904 гг.);

V. Буржуазная монархия (1905 – 1917 гг.).

Период абсолютной монархии в России характеризуется:

Расширением территорий государства;

Выходом к морю;

Контролем и правовым регулированием общественной и частной жизни;

Установлением права и обязанностей отдельных слоев населения;

Применением полицейских и патриархальных методов управления;

Развитием торговли и промышленности;

Совершенствованием системы налогов;

Развитием государственного и частного мануфактурного производства, барщинного производства, отхожих промыслов, купеческой и крестьянской торговли;

Отсутствием свободного рынка труда;

Наличием сословных привилегий.

2. Основная часть

2.1 Исторические условия возникновения абсолютной монархии и правовое положение сословий

государственность правовая абсолютная монархия

С середины XVII века сословно-представительная монархия в Русском государстве начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию.

Процесс становления протекал медленно и к концу столетия абсолютистские тенденции в развитии отечественной государственности проявились совершенно отчетливо. Постепенно прекращается созыв Земских соборов. Практически Собор 1653 года был последним полноценным, который собрался в полном составе. Соборы второй половины столетия состояли лишь из Боярской думы, высшего духовенства и выборных от столичных московских дворян и верхов посада. Уездного дворянства и посадских, как правило, не было. Земские и губные старосты сначала были подчинены назначенным из Москвы воеводам, а затем эти должности вообще упразднены. Усиливалась власть царя, а Боярская дума теряла свое значение. Ее состав увеличивается до 94 человек (за счет думных дворян и дьяков), что уже само по себе делало весьма затруднительным ее регулярный созыв. Дума теперь собиралась редко и царь стал решать дела или единолично, или с двумя-тремя ближними советниками («комнатой»). Акты стали издаваться от имени одного царя.

Окончательное оформление абсолютизма и его идеологическое обоснование приходится уже на начало XVIII века.

Во главе государства теперь находился неограниченный в своей власти император, не нуждающийся в разделении власти с теми или иными сословиями или их представителями. Таким образом, к концу правления Петра I произошел окончательный переход к системе так называемого абсолютизма, означавшего неограниченность и неподконтрольность власти монарха.

Изменения в социальной структуре российского общества периода абсолютизма (на его ранних стадиях) приводили к появлению нового социального слоя, связанного с капиталистическим развитием экономики. Мелкие промыслы и мануфактуры составляли основу для его появления. В развитии промышленности мощный импульс был дан в результате экономической политики Петра I. Областями зарождения капиталистических элементов в России стали мануфактурное производство, барщинное помещичье производство, отходные промыслы и крестьянская торговля. За первую четверть XVIII в. было построено свыше 300 крупных заводов и мануфактур.

Не отличаясь в техническом отношении от своих западноевропейских аналогов, российская мануфактура имела заметные особенности с точки зрения социальной. Это отличие заключалось, прежде всего, в использовании на ней принудительного труда. Приписные и посессионные (купленные к заводам) крестьяне составили основную массу ее работников.

Дифференциация крестьянства приводила к выделению из его среды мануфактуристов, ростовщиков и купцов.

Вообще роль государства в экономике при Петре I оценивается с весьма различных позиций: тогда как одни рассматривают его в качестве удачно использованного средства преодоления экономической отсталости, то другие обращают внимание на преждевременность и искусственность многих мероприятий в этой сфере, доказывая если не полную бессмысленность, то, по крайней мере, низкую эффективность тех чрезмерных усилий, которые были потрачены на осуществление форсированной индустриализации.

Абсолютная монархия в России представляла собой в социальном плане диктатуру дворян-крепостников. И одной из главных задач являлась охрана феодально-крепостнического строя и обеспечение его функционирования. Важнейший шаг в этом направлении сделал акт об отмене местничества (1682). Главными критериями становятся принципы выслуги, квалификации и личной преданности государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в табели о рангах (1722 г.).

Дворянство становится единственным служилым сословием, а служба – главной сферой приложения сил и энергии. Табель о рангах приравняла гражданскую службу к военной, продвижение по иерархической лестнице чинов было возможно только начиная с низшего чина. Служба дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни.

Духовенство во времена Петра I оставалось привилегированным сословием, несмотря на то, что Церковь заняла в целом враждебную позицию по отношению к петровским реформам. Эта позиция, однако, послужила поводом для решительного наступления светской власти на церковное землевладение, а затем привела к церковной реформе, которая кардинально изменила положение Церкви в обществе, поставив ее под государственный контроль. В 1696 г. Петр I издал указ, потребовавший от Церкви отчета о ее доходах и расходах. Это был первый шаг на пути ликвидации ее былого влияния.

Споры о Петре I идут в исторической науке довольно давно. Еще западники и славянофилы в середине XIX в. пытались дать оценку его личности и реформам. Диапазон мнений был при этом весьма широк: от западнического доказательства громадной позитивности созданного Петром до славянофильских утверждений о столь же громадном ущербе, нанесенном им России. Впрочем, скептики были и среди западников.

2.2 Реформы управления первой четверти XVIII в.

Характерным для абсолютизма является стремление рационально регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий. Как было уже сказано в предыдущем разделе, серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе. Эти изменения проходили по нескольким направлениям. Первое из них заключалось во внутренней консолидации дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей «по-отечеству» (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.). В этом отношении велика была роль Указа о единонаследии 1714 г ., устранившего различия между вотчинами и поместьями и, соответственно, между категориями дворянства, владевшими землей на вотчинном и поместном праве. После этого указа все дворяне-землевладельцы имели земли на основе единого права - недвижимой собственности. Был введен майорат, означающий, что вся помещичья и вотчинная земля могла перейти по наследству только к старшему сыну. Его целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. В связи с этим государство получало необходимые кадры, так как младшие сыновья умершего дворянина, лишившись наследства, должны были добывать средства к существованию на государственной службе. Но только один сын мог идти на государственную службу.

В ходе проведения реформы феодального землевладения был установлен запрет на продажу и иное отчуждение (кроме наследования) земельных имений. В результате проведения реформы феодального землевладения сформировалось единое служилое помещичье землевладельческое сословие (шляхетство).

Сословные реформы Петра Великого затрагивали изменения правового положения следующих категорий населения:

- Служилых людей. В результате проведения сословных реформ они были соединены в одно сословие – шляхетство. Теперь все низшие чины служилых людей могли дослужиться до высших чинов и должностей, что было закреплено в Табели о рангах 1722 г ., в которой все офицерские, канцелярские и высшие государственные должности были распределены на 14 рангов. Реформой Петр Великий сделал положение дворян более тяжелым – требовал от них обязательного знания грамоты, цифири и геометрии, ограничил землевладельческие права и льготы, перестал давать поместья из казны при поступлении на службу, а предоставил им за службу денежное жалование.

В Указе от 23 марта 1714 г. «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» дворянству запрещалось закладывать и продавать недвижимое имущество. Продажа допускалась только «по нужде» и с уплатой высокой пошлины;

В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало юридически оформляться городское сословие.

- Городского населения , которое было разделено на следующие гильдии:

на регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные в свою очередь подразделялись на:

- первую гильдию (привилегированных городских жителей: банкиров, ювелиров, судовладельцев, богатых купцов, также доктора, аптекари, живописцы, иконописцы с капиталом от 10 до 50 тыс. руб.;);

- вторую гильдию (более мелких купцов и ремесленников, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы с капиталом от 5 до 10 тыс. руб.);

- все остальное городское население («подлых» людей).

- Крестьянства, которое делили на следующие группы:

- посессионных крестьян;

- государственных крестьян;

- дворцовых крестьян;

- церковных крестьян;

- частновладельческих крестьян.

В период абсолютизма наблюдалось усиление личной зависимости крестьян, которое связывалось с Указом Петра I «О запрете продажи крестьян без земли». С этого времени была произведена замена подворной подати подушной. В 1718 году были произведены переписи крестьян;

- Духовенства, изменившего свой статус православные священники становились государственными чиновниками, а Русская православная церковь государственным учреждением – Святейшим правительственным синодом.

2.3 Органы центрального и местного управления

Император. Как уже говорилось выше, главой государства в России был монарх, носивший с 1547 г. титул «царь». В 1721 г. Петру I Сенат преподнес титул «императора». Этот титул в монархической номенклатуре занимал верхнюю ступеньку, он рассматривался выше королевского титула. Присвоение императорского титула имело международное значение, т.к. означало признание России великой европейской державой. Император обладал неограниченной властью: законодательной, исполнительной, военной, судебной.

Петр I радикально перестроил всю систему центральных органов государства. Произошли большие преобразования в различных областях государственного управления.

Сенат. Ранняя форма абсолютизма с Боярской думой и боярской аристократией, сложившаяся во второй половине XVII в., оказалась неприспособленной к решению стоявших перед страной проблем. Радикальные реформы государственного аппарата были проведены в начале XVIII в. Петром I и завершены в царствование Екатерины II во второй половине XVIII в. Боярская дума окончательно потеряла свое значение и перестала созываться. Но потребность в органах, которые проводили бы в жизнь Замыслы царя и с которыми при необходимости можно было бы «совет держать». Компетенция Сената, порядок работы, оформление его в качестве высшего государственного органа, состоящего непосредственно при императоре, определил указ 1722 г. О должности Сената. С созданием в 1718 г. коллегий (о них речь пойдет далее) их президенты вошли в состав Сената.

Важной функцией Сената был надзор за деятельностью всех государственных учреждений и должностных лиц. Эти функции выполняли фискалы во главе с обер-фискалом. Особое место среди должностных лиц при Сенате занимали генерал-прокурор и его помощник - обер-прокурор, должности, учрежденные петровским указом в 1722 г. Генерал-прокурор являлся руководителем Сената и высшим должностным лицом среди других лиц, состоящих при Сенате. В качестве исполнительного органа при Сенате действовала его канцелярия.

В 1711-1720 гг. окончательно упраздняется сеть прежних правительственных учреждений – приказов. Вместо приказов Петр I организовал коллегии. Преимущество коллегий состояло в том, что они ведали вполне определенными участками государственного управления. Каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, трех-четырех коллежских советников и четырех коллежских асессоров (заседателей), а также включала штат вспомогательного персонала (переписчиков, делопроизводителей, регистраторов и т.д.). Вопросы в коллегиях должны были решаться коллегиально, причем первым свое мнение должен был высказать младший по должности и чину. Поскольку он еще не знал мнение старших чиновников и руководителей коллегии, то невольно должен был высказывать свое мнение (“дабы дурость каждого явлена была” - писал в Регламенте Петр I). Решения должны были приниматься голосованием. При равенстве голосов голос президента был решающим. К их числу относились:

- Коллегия Иностранных дел заменила Посольскую канцелярию. В ее компетенцию входило координирование деятельности дипломатических агентов, осуществление дипломатической переписки;

- Юстиц-коллегия руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам;

- Камер-коллегия (казенных сборов) осуществляла высший надзор за всеми видами сборов, наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах;

- Ревизион – коллегия осуществляла финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами;

- Штатс-контор-коллегия контролировала государственные расходы и составляла государственный штат;

- Военная коллегия управляла «всеми воинскими делами»;

- Адмиралтейская ведала делами флота;

- Коммерц-коллегия. Ей вменялись в обязанности торговые дела;

- коллегии, управлявшие промышленностью (Берг- и Мануфактур-коллегии). Первая ответственна за горную промышленность. Мануфактурколлегия – за прочие отрасли промышленности.

Позднее была создана Вотчинная коллегия, в круг обязанностей которой входила охрана земельных прав феодалов.

При проведении реформы преимущественное внимание обращалось на структурную перестройку государственного аппарата и централизацию управления, формирование регулярной армии, упорядочение финансов и подчинение Церкви государству. Реформа стала важнейшей частью внутренней политики Петра I, направленной на ослабление и роспуск Боярской думы, разрушение прежней, приказной администрации и замену ее новой, позволявшей царю-реформатору полностью контролировать государственный аппарат и гарантировавшей ему поддержку регулярных вооруженных сил в случае открытого выступления консервативных элементов.

Одновременно с реформой центральных органов радикально было реорганизовано местное управление. В отличие от XVII в. с его дробным управлением, когда уезды, отдельные города, а иной раз волости и отдельные слободы непосредственно подчинялись центру, а уезды по территории и населению отличались друг от друга, петровская реформа установила более четкое административно-территориальное деление.

В 1708 г. вся территория страны была разделена на 8 губерний, огромных по размерам и неодинаковых по количеству проживающего в них населения. Возглавлял губернию губернатор (или генерал-губернатор). По губерниям расписывались все уезды и города. В помощь губернаторам назначались помощники, ведавшие ниже перечисленными отраслями управления:

- обер-комендант – военное управление;

- обер-комиссар и обер-провиантмейстер – губернские и иные сборы;

- ладрихтер – губернскую юстицию;

- обер-инспектор –сборы.

Губернии делились на уезды во главе с комендантами. Смысл реформы состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места.

В 1719 г. проводится второй этап реформы. Губернии делятся на провинции. В пограничные провинции назначаются также губернаторы, а во внутренние-воеводы. И хотя губернии продолжали существовать, но за губернаторами остается командование войсками, общий надзор за управлением, а основной единицей местного управлений становится провинция. В каждой из них создается аппарат управления и назначаются чиновники, отвечавшие за сбор налогов, набор рекрутов и т.д. Они помимо губернатора и воеводы подчинялись также соответствующей коллегии в центре. Провинции в свою очередь были разделены на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, на местах была создана трехзвенная система: губерния, провинция, дистрикт. Однако города имели свое городское управление: в губернских городах - магистраты, в уездных - ратуши. Общее руководство магистратами и ратушами осуществлял Главный магистрат, действовавший на правах государственной коллегии.


2.4 Органы военного и полицейского управления

Полицейское управление. Учреждение полиции явилось составным элементом реформы административно-управленческой системы. Начало созданию «регулярной» полиции положил Петр I, издав в 1718 г. указ об учреждении в новой столице Петербурге должности генерал-полицмейстера, которому были подчинены, старосты, стоявшие во главе улиц, и десятские, обеспечивавшие «благочиние» каждых десяти дворов. Полицейские функции в Российском государстве осуществлялись и ранее приказами, губными и земскими старостами, воеводами наряду с другими функциями (судебными, военными, финансовыми). Однако до петровских реформ не было специализированных полицейских органов.

В Москве была введена должность обер-полицмейстера. В дополнение к этим органам уже после Петра I (в 1733 г.) в губернских городах учреждаются должности полицмейстеров и при них создаются полицмейстерские конторы. Дальнейшее развитие полицейского аппарата было связано с изданием в 1782 г. Устава благочиния.

Главными задачами созданной Петром I полиции стали борьба с уголовной преступностью и охрана общественного порядка, а также обеспечение санитарной (в том числе соблюдение правил торговли съестными продуктами) и пожарной безопасности и т.д.

Однако роль полиции этим не ограничивалась. Она явилась для Петра I одним из важнейших инструментов преобразований, ломки старых порядков и организации новой жизни. Недаром полиция впервые была создана именно в Санкт-Петербурге. Основанная Петром I новая столица должна была стать образцом нововведений для всей России. Инструментом тоталитарного контроля в руках абсолютистского государства стала полиция. Отсюда чрезвычайно широкий круг ее задач. Полиция должна была даже контролировать домашние расходы (не допуская чрезмерной роскоши и расточительства) и воспитание детей.

Наиболее полно задачи полиции определялись в Регламенте Главному магистрату 1721 г., в котором говорилось, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности».

Учитывая сословную структуру феодального общества, где каждое сословие обладало наследственным правовым статусом, отличавшим его от иных сословий, полиция должна была следить, чтобы подданные вели предписанный каждому сословию образ жизни и носили присвоенную каждому сословию одежду, прически и т.д. Не случайно абсолютизм получил в истории название «полицейского государства».

Органы военного управления. Одной из крупнейших реформ Петра I была реформа военная. Стрелецкие полки к этому времени показали свою непригодность для выполнения поставленных перед ними задач. К тому же стрельцы, как известно, участвовали во враждебных Петру заговорах.

Для комплектования частей была учреждена комиссия – Генеральный двор, в результате работы которой было создано 27 пехотных и два драгунских полка, сведенных в три дивизии.

Одновременно при Петре I был создан военно-морской флот.

Радикально изменилась система военного управления. Вместо многочисленных приказов, между которыми ранее было раздроблено военное управление, Петр I учредил военную коллегию и адмиралтейств - коллегию для руководства армией и военно-морским флотом. Таким образом, военное управление было строго централизованным. Русская армия стала организованной, для управления ею создавались особые должности и ведомтсва:

1) генералитет, управляющий военными делами;

2) генерал-комиссар – высший военный судья;

3) генерал-провиантмейстер, ведающий заготовками провианта, обозами, тылом армии.

Командование армией осуществлял генерал-фельдмаршал. Артиллерией и инженерно-саперными частями командовал генерал-фельдцейхмейстер. В 1718 году создается высший военный орган – Военная коллегия.

2.5 Источники права. Особенности права

Источники права. В абсолютистском государстве каждое слово монарха с формальной точки зрения являлось законом. Поэтому, чтобы отделить законы как нормативные акты, устанавливающие общеобязательные нормы поведения от текущих административных распоряжений государя, установился порядок, при котором законом считались акты, зарегистрированные Сенатом и опубликованные им как законы. Отсюда и роль Сената как «хранителя законов». Таким образом, в XVIII в. уже различались: 1) законы как акты верховной власти, устанавливающие нормы права; 2) административные на основе закона распоряжения государя или органов управления по частному случаю; 3) судебные решения, т.е. применение закона к конкретному случаю.

Законы издавались в виде: 1) указов императора; 2) уставов; 3) регламентов; 4) манифестов и жалованных грамот. Уставы – сборники норм, изданные для конкретных ведомств и определявшие порядок их функционирования, но содержащие, как правило, и нормы материального и процессуального права. Но были уставы, регулировавшие определенные отрасли общественных отношений (Устав о векселях, Устав благочиния). Регламенты регулировали организацию и порядок деятельности новых учреждений. Так, Генеральный регламент определял порядок деятельности всех государственных учреждений и, наряду с Табелью о рангах, - порядок прохождения службы всеми должностными лицами. Манифесты издавались тогда, когда власть хотела подчеркнуть торжественность и важность принимавшегося ею нормативного акта. Таков Манифест о вольностях дворянских. По своему характеру к манифестам примыкают и жалованные грамоты дворянству и городам.

В XVIII в. продолжали действовать и Соборное Уложение 1649 г., и новоуказные статьи второй половины XVII в. Петр I даже специальным Указом 15 июня 1714 г. подтвердил действие Соборного Уложения: «повелел всякого чина судьям всякие дела делать и вершить все по Уложению». Однако в ходе петровских и последующих реформ XVIII в. было издано множество различных указов, регламентов, уставов, напластовавшихся на старое законодательство, которые, формально не отменяя его, на деле часто ему противоречили. Кроме того, они подчас противоречили и друг другу, что сильно затрудняло деятельность и судов, и органов управления. Еще при Петре I многократно предпринимались попытки кодифицировать право и свести его в единое Уложение.

Хотя Российская империя была государством унитарным, однако на ее территории в отдельных регионах действовало не только общеимперское законодательство. Это объяснялось особенностями национального состава и быта населения, а также историческими условиями присоединения этих регионов к России.

Особенности права. Сословному строю, сословным принципам организации государства соответствовала и сословность гражданского, уголовного и процессуального права.Гражданская правоспособность подданного Российской империи зависела от его сословной принадлежности. Дворянство и в этой сфере имело свои привилегии. Крестьяне же в эту эпоху теряют последние остатки гражданской правоспособности. Следует отметить, что крестьяне были лишены права получать ссуды под обязательства, оформляемые векселями.

От сословной принадлежности зависела и судьба человека, если он становился субъектом преступления и даже заключенным. Жалованная грамота дворянству предоставила дворянам некоторые привилегии уголовно-правового характера. Даже в местах лишения свободы дворяне иногда имели особый режим заключения, вплоть до того, что им разрешалось держать при себе крепостных слуг.

Переход к абсолютизму характеризуется заметными изменениями в государственном механизме. Отмирают и упраздняются сословно-представительные органы, создается сложная, разветвленная, дорогостоящая система органов, наполненных чиновниками-дворянами.

В период становления и упрочения абсолютизма происходит существенное развитие права. Издаются многие крупные законы, проводится работа по систематизации законодательства. Хотя нового общего уложения подготовлено не было, впервые в истории русского права создаются кодексы — военно-уголовный, процессуальный.

Заключение

С середины XVII в. сословно-представительная монархия перерастает в абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую стадию. В эпоху позднего феодализма классовое деление общества оформляется как сословное. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма.

В начале работы были поставлены задачи, которым в заключении подведем некоторые итоги:

Во-первых, был рассмотрен вопрос об исторических условиях, способствующих становлению абсолютной монархии. Абсолютизм как система становится возможен в условиях обретения государством чрезвычайно широкой независимости от всех социальных групп общества. Расширение государственной самостоятельности в социальном отношении наблюдалось еще до Петра, однако решающую роль здесь сыграли петровские социальные реформы. Власть монарха становится неограниченной, провозглашение его императором подчеркивает могущество, как во внешней, так и во внутренней сферах;

Во-вторых, были кратко изложены основные реформы управления в это период и изменения в результате этих реформ;

В-третьих, рассмотрены органы центрального и местного управления и их функции. Это Сенат, коллегии (Государственное управление). Одновременно с реформами центрально органов также местное управление было реорганизовано. Территория страны была разделена на губернии.

В-четвертых, были названы особенности и значение полиции и военного управления в данную эпоху. Главным образом, конечно, в обязанности полиции входили борьба с преступностью, также борьба с нищенством, проституцией, пьянством, азартными играми, контроль за соблюдением паспортного режима и ловля беглых и беспаспортных.

Что касается системы военного управления, то она также радикально изменилась. Военное управление стало строго централизованным.

В заключительном разделе при рассмотрении особенностей права было выяснено, что все права граждан того времени зависели напрямую от их сословной принадлежности. Существовало гражданское, уголовное и процессуальное право.

В целом же в Российской империи развиваются отношения унитаризма, закрепленные в особенности реформами административно-территориального устройства, проведенными при Петре I и Екатерине II.

Список литературы

1. Исаев И.А. История государства и права России: Учебное пособие. М., 2002;

2. Кузнецов И.Н. История государства и права России: Учебное пособие. М., 2004;

3. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права: Учебник. – М., 2003;

4. История Государства и права России: Учебник для вузов.- Под ред. С.А. Чибиряева – М.,1998;

5. Андреева О.А. Преемственность в истории отечественного государства и права. Таганрог: ТИУиЭ, 2006


[1] Кузнецов И.Н. История государства и права России.: Учебное пособие. – М., 2004. – с.74

[2] Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права: Учебник. – Москва, 2003. – с.125

[3] Там же – с. 126

Скачать архив с текстом документа