Розанова Ольга Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ: В искусстве России XX в. не было времени талантливее и прекраснее, чем 1900-1920 гг., когда ожидание грядущего вселенского переворота соседствовало с рафинированностью салонов, а женщины творили наравне с мужчинами.

(1886 - 1918)

В искусстве России XX в. не было времени талантливее и прекраснее, чем 1900-1920 гг., когда ожидание грядущего вселенского переворота соседствовало с рафинированностью салонов, а женщины творили наравне с мужчинами. В числе знаменитых художниц тех лет была и Ольга Розанова (1886-1918).

Творческий период жизни О. В. Розановой очень короток, он ограничен двумя датами: 1911-й - год ее художественного дебюта на выставке Союза молодежи и 1918-й - год ухода из жизни.

Однако за это время художница успела пережить и так или иначе отразить в своем творчестве смены новаторских устремлений авангардного искусства, потому что всегда находилась в центре событий, занимая в знаменитых художественных диспутах 1910-х гг., как правило, крайне левую позицию. Творит только тот, кто предчувствует себя новым... - сформулировала Розанова свое кредо в 1913 г. в статье Основы нового творчества и причины его непонимания.

Розанова училась в Москве, в популярной тогда частной студии К. Ф. Юона, где одновременно с нею брали уроки известные в будущем художницы-авангардистки Л. С. Попова и Н. А. Удальцова, посещал занятия поэт-футурист А. Е. Крученых, с которым впоследствии будет связана вся ее жизнь. По сути, втроем, с А. Е. Крученых и В. В. Хлебниковым, они стали создателями такого уникального явления авангардного искусства, каким признана футуристическая книга.

Началось с того, что поэт Крученых пригласил художницу экспонировать работы в своих книгах стихов Взорваль и Возропщем (обе 1913), а завершилось созданием более 20 книг, в которых постепенно происходило слияние в единый художественный образ буквы, знака, звука и смысла на основе совершенно нового отношения к ним авторов. Буквы новых слов в этих книгах в той же мере, что и изображения, должны были полноценно звучать, иметь единый образ, заумный (находящийся за умом, то есть за обыденным мышлением) смысл и даже летать, так как поэт с помощью художницы освободил слова и буквы своих стихов от необходимости выстраиваться в строчки. Так совместными трудами рождался новый, синтетический образ книги, где все элементы обладали футуристическим динамизмом.

В 1914 г. в оформлении Розановой выходят в свет сборник футуристов Рыкающий Парнас, а затем брошюра, являющая образец самописьма, Тэ ли лэ. В том же году на выставке Художницы - жертвам войны Розанова экспонирует первые созданные ей образцы прикладного искусства. В 1915 г. на очередной выставке Трамвай В (1-я футуристическая выставка) Розанова представляет на суд публики десяток работ, в числе которых, например, Городской пейзаж (1913) и Пивная (1914). В том же 1915 г. Розанова вновь иллюстрирует книгу (альбом) Крученых Война, пишет знаменитую картину На улице (1915), которую вскоре демонстрирует на очередной выставке художников-футуристов в числе 9 своих работ.

В 1916 г. Розанова возвращается в Москву для участия в выставке Современная русская живопись в Художественном бюро Добычиной. И остается в Москве. Для выставки Бубновый валет (1916) она отдает серию Игральные карты, незадолго перед этим завершенную.

Переломный 1917 г. заразил новыми идеями всю творческую интеллигенцию России. Розанова не стала исключением. В ее жизни 1917 год - время написания картин с преображенным колоритом: в бунтарские, по сути и по форме, супрематические произведения художница вносит еще больший свободный, непокорный дух, доводя бунт до максимума. Такова, например, ее Беспредметная композиция. Розанова увлекается всем новым, участвует в нескольких проектах, выставляется наравне с Малевичем, Татлиным.

Успев принять участие в организации общества художников Супремус, Розанова входит в совет Союза художников, становясь секретарем союза Молодой Федерации. После октября 1917 г. руководит художественно-промышленным подотделом ИЗО Наркомпроса, одновременно печатаясь в газете LАнархия. К празднованию Первого Мая 1918 г., по предложенному художницей проекту, оформляется Москва.

Футуристический период творчества Розановой связан с графикой, супрематические же опыты проходят в основном в области живописи - в поисках цвета и света. Темы ее поздних композиций - рождение нового цвета в контрастах света и тени, светоносность цвета, преображенный колорит. Композиция, Зеленая комната (обе 1917) - лучшие живописные работы ее последних лет.

Жертвуя здоровьем и собственным творчеством, невероятными личными усилиями способствовала восстановлению традиционных художественно-ремесленных промыслов России. По сути, это был ее гражданский подвиг во имя Искусства.

7.11.1918 г. Ольга Розанова умирает от дифтерита. В 1919 г. на Посмертной выставке экспонируется 250 ее работ. В 1920 и 1922 гг. на выставках беспредметного искусства в Москве и Берлине также экспонируются и пользуются успехом у публики ее странные, чарующие своей непонятностью картины.

Скачать архив с текстом документа