Английский либерализм. И.Бентам и его теория утилитаризма

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение. 3 1. Суть теории утилитаризма И.Бентама. 4 2. Отличие утилитаризма И.Бентама от европейского либерализма XIX в. 5 3. Применение теории утилитаризма к вопросам государства и права. 6

Содержание

[1]

Первый: получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности.

Второй: полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений.

Третий: нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей.

Четвертый: максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества.

Политико-юридические взгляды И.Бентама были изложены в «Принципах законодательства», во «Фрагменте о правительстве», в «Руководящих началах конституционного кодекса для всех государств», «Деонтологии, или Науке о морали» и др.

2. Отличие утилитаризма И.Бентама от европейского либерализма XIX в.

Хоть Бентам прочно укоренился в одном ряду столпов европейского либерализма XIX в., однако бентамовский либерализм имел совсем другое лицо.

Ядром либерализма было принято считать положение о свободе индивида, автономии личности, самоутверждение индивида.[2] Бентам предпочитает вести речь не только о свободе отдельного человека, в центре его внимания – интересы и безопасность личности. И.Бентам считал, что человек сам должен заботиться о себе, о своем благополучии и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь. Только он сам должен определять, в чем заключается его интерес, в чем состоит его польза. Не притесняйте индивидов, советует Бентам, «не позволяйте другим притеснять их и вы достаточно сделаете для общества».[3]

Бентам был достаточно враждебно настроен к понятию «свобода». Для него не существовало принципиальной разницы между свободой и своеволием: «Мало слов, которые были бы так пагубны, как слова свобода и его производные».[4]

Свободу и право личности Бентам считал истинными воплощениями зла, поэтому он не признавал и отвергал их, как вообще школу естественного права и политико-правовые акты, созданные под ее воздействием. Еще в первых своих произведениях Бентам писал, что содержание естественного права неопределенно и всеми толкуется по-разному. Бессмысленным является и понятие «общественный договор», так как все государства создавались насилием и утверждались привычкой. Бентам обстоятельно критикует французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., утверждая, что идея прав личности ведет к обоснованию анархии, сопротивлению государственной власти. «Право», противопоставляемое закону, «является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства». Бентам признает реальным правом лишь то, которое установлено государством. Однако существующее законодательство архаично и несовершенно.

В чем же Бентам видел соответственно направление совершенствования? – В применении своей теории утилитаризма: «Законодательство должно, наконец, найти непоколебимую основу в чувствах и опыте». И далее: «Природа подчинила человека власти удовольствия и страдания. Им мы обязаны всеми нашими идеями, ими обусловлены все наши суждения, все наши решения в жизни. Принцип пользы подчиняет все этим двум двигателям».[5]

Единственно реальными интересами Бентам считает интересы отдельных лиц. Он много и основательно рассуждает об удовольствиях и страданиях, классифицирует их по разным основаниям. Им даже разработаны правила «морального счета», где добро – «приход», зло – «расход». При этом существование частной собственности и конкуренции Бентам рассматривает как необходимое условие реализации главного положения его концепции. «Наибольшее счастье для наивозможно большего числа членов общества: вот единственная цель, которую должно иметь правительство».[6]

3. Применение теории утилитаризма к вопросам государства и права

Бентам считает, что закон сам по себе - зло, поскольку он связан с применением наказания (страдание). Кроме того, при его осуществлении возможны ошибки. «Каждый закон есть нарушение свободы». Тем не менее, получается, что закон - зло неизбежное, так как без него невозможно обеспечить безопасность. Главным предметом заботы законодательства Бентам называет частную собственность: «Собственность и закон родились вместе и умрут вместе. До закона не было собственности; устраните закон, и собственность перестанет существовать».

Обеспечение безопасности, считал Бентам, в известной мере противоречит равенству и свободе. Пытаясь найти ответ на вопрос о пределах законодательного регулирования, Бентам анализирует «нравственные обязанности», которые делит на две группы.

В первую группу попадают нравственные обязанности по отношению к себе, которые составляют правила благоразумия. Поскольку причинить вред самому себе можно только случайно, страх возможных последствий этой ошибки является достаточным и единственным стимулом, предупреждающим такой вред. Поэтому законодатель не должен регулировать те действия и отношения, где люди могут вредить только сами себе. Бентам приводит в пример попытку законодательным путем искоренить пьянство, разврат, расточительство, которое принесет больше вреда, чем пользы, ибо приведет к усложнению законодательства, мелочной регламентации частной жизни, введению чрезмерно суровых наказаний, развитию шпионства и всеобщей подозрительности.

Во вторую группу попадают «обязанности по отношению к общему благу», где законодательство определяет налоги и некоторые другие обязанности лиц.

Поэтому, исходя из теории Бентама, законодательство не должно вмешиваться в деятельность предпринимателей и в их отношения с рабочими – стороны сами, руководствуясь «моральной арифметикой», определяют условия договора, исходя из «собственной пользы». Теория утилитаризма оправдывала любые условия договора, продиктованные капиталистом наемному рабочему, и отвергала попытки законодателя взять последнего под свою защиту. В данном случае необходимо помнить, что в то время рабочий класс еще не имел собственных организаций для защиты от произвола частных предпринимателей, а в обществе не было систем социальной защиты личности.

Вместе с тем во многих сочинениях Бентама можно встретить дух резкой критики устаревших политических и правовых учреждений Англии и континентальной Европы.

Бентам настаивал на реформе права, его кодификации, отмене ряда феодальных институтов, за совершенствование системы наказаний, уделял значительное внимание вопросам процесса, теории доказательств и т.п. Со своими проектами он обращался к правительствам Англии, Франции, России, Испании, США и других стран.

Известную эволюцию претерпели взгляды Бентама на наилучшую форму правления. Вначале он одобрял конституционную монархию в Англии, высказывался за высокий имущественный ценз, долгосрочное избрание представительства. В этот период он резко осуждал демократию как анархию. Однако под влиянием буржуазных радикалов, ставивших вопрос об упразднении ряда феодальных пережитков в государственном строе Англии, Бентам меняет свои взгляды. Известную роль в этом сыграло и упрямое нежелание правительства внять его призыву о реформе права.

Потом Бентам начинает выступать с острой критикой монархии и утверждает, что учредительная власть (право учреждать основные законы государства) принадлежит народу. В вопросах организации государственной власти Бентам (особенно во второй половине своей жизни) уже настаивал на демократических позициях, которые удачно подкрепляли и дополняли его либерализм. Он осуждал монархию и наследственную аристократию, он настаивает на республиканском устройстве государства, в котором три основные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны были быть разделены. Однако Бентам не соглашался с тем, чтобы эти ветви власти вообще существовали каждая сама по себе и действовали независимо друг от друга. Он – за их кооперацию, взаимодействие, ибо «эта взаимная зависимость трех властей производит их согласие, подчиняет их постоянным правилам и дает им систематический и непрерывный ход... Если бы власти были безусловно независимы, между ними были бы постоянные столкновения». Будучи твердым приверженцем демократически-республиканского строя, Бентам выступал за введение в Англии однопалатной парламентской системы и упразднение палаты лордов.

С точки зрения Бентама, демократизировать следует не только организацию непосредственно государственной власти – демократизации подлежит в целом вся политическая система общества. В этой связи он борется, в частности, за всемерное расширение избирательного права, включая предоставление избирательного права также и женщинам. Он надеялся, что с помощью институтов демократии (в том числе таких, как свободная пресса, общественные дискуссии, публичные собрания и т.п.) можно будет эффективно контролировать деятельность законодательной и исполнительной властей.

Назначение правительства, по Бентаму, гарантировать в первую очередь безопасность и собственность подданных государства, т.е. выполнять по преимуществу охранительные функции. Он полагает, что у правительства нет права определять, что является счастьем для каждого отдельного человека, и тем более нет права навязывать ему (индивиду) такое представление и во что бы то ни стало осчастливливать его. Очень занимал Бентама вопрос об объеме правительственной деятельности, ее направлениях и границах. По этому вопросу он высказывался неоднозначно. Однако в принципе он склонялся к тому, что во всяком случае прямое вмешательство государства в сферу экономики крайне нежелательно, так как может привести к весьма негативным результатам. Надо помнить, что Бентам был учеником и последователем А. Смита.

Труды Бентама значительно повлияли на развитие буржуазной политико-правовой идеологии. Его даже называли Ньютоном законодательства. Теория утилитаризма была далее развита его последователем Дж. Ст. Миллем, а ее методология и этика оказали большое воздействие на аналитическую школу Дж. Остина.

Заключение

В данном эссе была рассмотрена концепция утилитаризма И.Бентама. Суть его теории можно выразить в четырех постулатах: 1) получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности; 2) полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений; 3) нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей; 4) максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества.

Хоть Бентам входил в один ряд с английскими либералистами XIX в., однако его концепция заметно отличалась от существующих. Если другие либералисты говорили о свободе и самоутверждении индивида, автономии личности, то в центре внимания Бентама были интересы и безопасность личности. И.Бентам считал, что человек сам должен заботиться о себе, о своем благополучии и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь.

В этом отношении интересна его правовая точка зрения, где Бентам настоятельно рекомендует ограничить законодательное регулирование в отношении «нравственных обязанностях» человека, которые заключаются в обязанностях по отношению к себе и составляют правила благоразумия. Бентам считает, что человек нарушая нравственные обязанности по отношению к себе, сам наносит себе вред. И поэтому попытка законодательным путем искоренить пьянство, разврат и расточительство ни к чему хорошему не приведет, как только к усложнению законодательства, мелочной регламентации частной жизни, введению чрезмерно суровых наказаний, развитию шпионства и всеобщей подозрительности.

Однако его невмешательство законодательства в деятельность предпринимателей и в их отношения с рабочими оправдывается только временем, в котором еще не существовало организаций для защиты от произвола частных предпринимателей, а в обществе не было систем социальной защиты личности.

Говоря об организации государственной власти, Бентам настаивал на демократических позициях, причем демократизации подлежала вся политическая система общества.

Заслуга Бентама состоит в его стремлении освободить законодательство от устаревших, архаических элементов, привести его в соответствие с происшедшими в обществе социально-экономическими и политическими переменами. Он хотел упростить и усовершенствовать законодательный процесс, предлагал сделать судебную процедуру более демократичной, а защиту в суде доступной также беднякам. Главная общая цель всей общественной системы, по Бентаму, наибольшее счастье наибольшего числа людей.

История политико-юридической мысли XIX-XX вв. свидетельствует о том, что ряд идей Бентама оказал ощутимое влияние на развитие правовой науки. Так, бентамовское соотнесение законодательства с социальными целями и балансом интересов послужило становлению социологической школы права. С другой стороны, бентамовский подход к вопросу о соотношении естественного права и закона по-своему предвосхищал юридико-позитивистскую школу права.

Список литературы

1. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Зерцало, 2006. - 568 с.

2. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2004. – 944 с.

3. Козырев Г.И. Введение в политологию. – М.: Академический проект, 2004. – 408с.

4. Лучков Н.А. Политология: Курс лекций. - М.: Экзамен, 2006. – 360с.

5. Малинова О.Ю. Либерализм в политическом спектре России. - М.: ИНИОН РАН, 2007. - 198 с.

6. Рормозер Г. Кризис либерализма / Пер. с нем. - М.: Ин-т философии РАН 1996. - 298 с.


[1] История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2004. – С.467

[2] Малинова О.Ю. Либерализм в политическом спектре России. - М.: ИНИОН РАН, 2007. – С.15

[3] История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2004. – С.468

[4] Там же. – С.468

[5] История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Зерцало, 2006. – С.35

[6] Там же. – С.36

Скачать архив с текстом документа