Организация и технология торговли 3

СОДЕРЖАНИЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ Цель преподавания дисциплины Торговля является одной из основных отраслей экономики народного хозяйства, направленной на развитие деловых взаимоотношений в условия формирования рыночных отношений, с учётом правовых регулирований торговой деятельности в Республике Беларусь.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ

Цель преподавания дисциплины

Торговля является одной из основных отраслей экономики народного хозяйства, направленной на развитие деловых взаимоотношений в условия формирования рыночных отношений, с учётом правовых регулирований торговой деятельности в Республике Беларусь.

В процессе изучения дисциплины рассматриваются закономерности развития отрасли, её место и роль в организации обслуживания населения, методы оценки и выбора наиболее экономических решений торговых, технологических процессов и управления ими.

Целью дисциплины является: обеспечение организации высокоэффективной деятельности предприятий на рынке товаров народного потребления; изучение факторов, влияющих на состояние рынка и удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления; овладение методами оценки состояния торговли, позволяющих определить пути повышения её эффективности; обеспечение комплексного подхода к организации торговых процессов.

Современный специалист торговли должен уметь анализировать современные торговые и технологические процессы, знать особенности развития отрасли, конкретной торговой организации и на этой основе прогнозировать деятельность, направленную на повышение эффективности торговли.

Задачи изучения дисциплины

Задачами изучения дисциплины «Организация и технология торговли» является: формирование знаний, умений и навыков в области функционирования организационных структур торговли, построение и использование материально-технической базы торговли; рациональной организации торгово-технологических процессов и системы товароснабжения, изучение организации труда работников торговли, тарного хозяйства и транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий торговли.

Материалы курса строятся на изложении основных понятий организации торговли, раскрытии теоретических и методологических основ, на выявлении факторов, оказывающих влияние на организацию торговых процессов, на определение места и роли торговых работников в решении задач по насыщению рынка товарами народного потребления и удовлетворению спроса населения в них.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- законы и нормативные документы по организации торговли;

- торговую терминологию;

- организационное построение торговли в РБ;

- построение и размещение розничной торговой сети и складского хозяйства;

- содержание технологии торговых процессов;

- тенденции развития торговли;

- вопросы организации товароснабжения;

- организацию труда в торговле;

- организацию транспортно-экспидиционного обслуживания торговых организаций.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

-правильно организовать учебный процесс;

- пользоваться библиотечными и другими литературными источниками;

- собирать и анализировать фактический материал;

- рассчитывать потребность в торговой сети и общетоварных складов;

- пользоваться Интернетом.

Перечень дисциплин (их разделов, тем), усвоение которых

студентами необходимо для изучения данной дисциплины

Для изучения данной дисциплины необходимо изучение следующих дисциплин: «Экономика предприятий торговли», «Оборудование предприятий торговли».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Название темы

Содержание

1.Организационное построение торговли

1.Принципы организационного построения торговли и его совершенствование

2.Оптовая и розничная торговля и их роль в сфере товарного обращения

3.Организационно-хозяйственные звенья розничной торговли

4.Республиканские органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству Республики Беларусь

5.Торговые организации и предприятия. Торговые ассоциации, концерны, консорциумы, торговые дома, союзы

6.Рынки и их место в структуре торговли. Виды рынков и организация управления ими

2.Построение и размещение розничной торговой сети

1.Сущность и факторы развития розничной торговой сети

2.Виды розничной торговой сети

3.Специализация и типизация розничной сети

4.Принципы размещения розничной торговой сети

5.Планирование развития розничной торговой сети

6.Зарубежный опыт организации розничной торговой сети

3.Устройство, планировка, основы проектирования магазинов

1.Классификация торговых зданий и помещений

2.Требования к устройству магазинов

3.Помещения магазина: торговые и неторговые

4.Устройство и планировка магазинов

5.Проектирование типовых зданий

6.Технико-экономические показатели использования зданий магазина

4.Организация технологических процессов в магазинах

1.Содержание торгово-технологического процесса в магазине и принципы его организации

2.Организация и технология приемки товаров в магазине

3.Организация и технология хранения товаров в магазине

4.Технология подготовки товаров к продаже. Размещение товаров в торговом зале

5.Принципы выкладки товаров. Потери товаров при организации технологического процесса

6.Зарубежный опыт технологии работы магазинов

5.Организация снабжения розничной торговой сети товарами

1.Сущность и принципы товароснабжения розничной торговой сети

2.Источники товароснабжения розничной торговой сети

3.Организационно-экономические формы товароснабжения

4.Организация и технология доставки товаров в розничную сеть

5.Информационно-диспетчерские службы поставщиков и получателей. Организация их работа

6.Зарубежный опыт организации снабжения товарами розничной торговой сети

6.Организация розничной продажи товаров и обслуживания покупателей

1.Роль торговли в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах. Закон о защите прав потребителей

2.Понятия культуры торговли, качества торгового обслуживания, культуры обслуживания. Показатели культуры обслуживания

3.Понятие продажи товаров. Формы и методы продажи

4.Самообслуживание: понятие, значение показателей и пути повышения эффективности

5.Продажа товаров по предварительным заказам, образцам, с индивидуальным обслуживанием

6.Методы активизации продажи товаров

7.Внемагазинные формы продажи товаров

8.Сущность и значение дополнительного обслуживания покупателей. Дополнительные услуги в торговле

9.Правила торговли и продажи товаров. Организация контроля в торговле

7.Организация труда в предприятиях торговли

1.Сущность и особенности труда работников торговли

2.Научная организация труда в торговле, ее понятия, задачи, принципы

3.Основные категории работников магазинов. Их права, обязанности. Штатное расписание магазина

4.Формы и организация материальной ответственности за товароматериальные ценности

5.Понятие рабочего места. Режим работы магазина. Графики выхода на работу

6.Зарубежный опыт организации труда работников торговли

8.Организация оптовой торговли товарами народного потребления

9.Товарные склады. Устройство, планировка и оборудование

1.Сущность и функции оптовой торговли

2.Оптовые торговые предприятия и их классификация

3.Организационное построение и размещение оптовой торговли

4.Зарубежный опыт организации оптовой торговли

1. Понятие товарного склада. Роль и функции складов

2. Классификация складов. Состояние и тенденции развития товарных складов

3. Факторы, влияющие на устройство и планировку складов. Формы складских зданий

4. Конструктивные элементы складских зданий и их характеристика

5. Складские помещения, их классификация и взаимосвязь

6. Характеристика операционных вспомогательных, подсобно-технических и административных зданий

7. Оборудование складских помещений. Торгово-технологическое оборудование для хранения товаров

8.Методика расчета площадей и емкости складов

9. Зарубежный и передовой отечественный опыт устройства, планирования и оборудование товарных складов

10. Организация технологических процессов на складах

1. Понятие технологического процесса на складе. Содержание технологического процесса. Складские операции

2. Организация приемки товаров по количеству и качеству

3. Операции по хранению товаров. Организация размещения товаров на складе. Способы укладки на хранение

4. Организация отпуска товаров со склада

5. Управление складским технологическим процессом. Технико-экономические показатели работы склада

6. Зарубежный и передовой отечественный опыт организации складского технологического процесса

11.Тара и тарные операции в торговле

1. Понятие упаковки и тары. Роль и требования, предъявляемые к таре

2. Классификация тары

3. Стандартизация и унификация тары. Маркировка тары

4. Организация работы с тарой. Организация тарооборота. Приемка тары

5. Вскрытие, ремонт и хранение тары. Возврат (сдача) тары. Пути снижения расходов и потерь по таре в торговле

6. Зарубежный опыт работы с тарой

12.Организация перевозок товаров и транспортно-экспедиционного обслуживания торговли

1. Роль транспорта в организации товародвижения. Виды транспорта и транспортных средств

2. Управление транспортом в Республике Беларусь. Порядок планирования объема перевозок

3. Организация перевозок грузов железнодорожным транспортом. Операции по отправке грузов. Оформление перевозочных документов

4. Операции по прибытию грузов на станцию назначения. Оформление документов на право получения грузов

5. Контейнерные перевозки товаров. Пакетные перевозки грузов

6. Перевозки грузов автомобильным транспортом. Технология процесса перевозки. Документы, сопровождающие груз

7. Показатели эффективности использования автотранспортных средств

8. Основные направления повышения эффективности работы автотранспорта

9. Транспортно-эксплуатационное обслуживание предприятий торговли. Правила транспортно-эксплуатационного обслуживания в Республике Беларусь.

ИНФОРМАЦИОННАЯ (ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ) ЧАСТЬ

Основная и дополнительная литература

Основная литература

1. Виноградова С.Н. Организация и технология торговли: Учебник. – Мн.: Выш. школа, 2005.

2. Дашков Л.Н., Памбухтиянц В.Н. Коммерция и технология торговли. Учеб. 2-е изд. М. 2000.

3. Зубков И.Н. Организация торговли непродовольственными товарами. М., 2000.

4. Органиазция оптовой торговли. Под общ. ред. Ромина А.Г., 2002.

5. Памбухтиянц В.Н. Организация технология и проектирование торговых предприятий. Учебное. 2-ое изд. М., 1998.

6. Памбухтиянц О.В. Технология розничной торговли. Учебник. М., 2000.

7. Платонов В.Н. Организация торговли. – Учебное пособие. Мн., 2002.

8. Савин В.И. Склады. М. 2001.

9. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. Под общ. редакцией Л.И. Прониной, Т.Н. Данько 2000.

Дополнительная литература

1. Газеты «Белорусская торговая газета», «Национальная экономическая газета».

2. Журналы «Гермес», «Дело».

3. Основные правила торговли. (Сборник), 2004.

4. Организация торговли на территории Республики Беларусь: Нормативные документы . Мн., 2000.

5. Ромина А.Г., Лагойко В.В. Рыбаков В.М. Оптовая торговля / Под. ред. А.Г. Роминой. Мн., 2002.

6. Сборник нормативных документов по вопросам работы торговых предприятий. Часть 1, Мн., ИПД, 2001.

7. Сборник нормативных документов по вопросам работы торговых предприятий. Часть 2, Мн., ИПД, 2004.

Законодательные и нормативные акты

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. – Мн.: 1998.

2. Закон Республики Беларусь. О защите прав потребителей от 09.01.2002 г. № 90-з // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2002 № 10.2/839

3. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениям-

ми) Мн.: «Амалфея», 2001

4. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Утверждены постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ № 20 от 01.07.2002 г./ в Сбор. Нормативных документов Автомобильные перевозки грузов. Вып. 2/Мн.: Юнипак. 2003.

5. Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания: Утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 № 384 Мн., 2004.

6.Трудовой кодекс Республики Беларусь. 1999.

7. Устав железнодорожного транспорта общего пользования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г., № 1196, г.Минск // Республика деловая, 1999 г., 17 и 24 ноября.

Перечень наглядных и других пособий, методических материалов

к техническим средствам обучения

1. Плакаты, планшеты, рисунки

2. Методические указания по самостоятельному изучению курса «Организация и технология торговли», 2008.

3. Основные правила торговли (сборник), 2004.

4. Сборник нормативных документов по вопросам работы торговых предприятий (часть 1), 2001.

5. Сборник нормативных документов по вопросам работы торговых предприятий (часть 2), 2004.

6. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Организация и технология торговли», ИПД, 2008.

7. Сборник конкретных ситуаций для практических занятий по дисциплине «Организация и технология торговли», ИПД, 2008.

8. Электронная запись лекций по курсу «Организация и технология торговли».

9. Раздаточный материал для выполнения практических работ

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

по дисциплине «Организация и технология торговли»

  1. Основные виды и формы торговли
  2. Социально-экономические формы торговли
  3. Организационно-хозяйственные звенья розничной торговли
  4. Торговые системы
  5. Организационное построение государственной торговли
  6. Торговые организации и предприятия. Торговые ассоциации, концерны, торговые дома
  7. Рынки и их место в структуре торговли
  8. Виды розничной торговой сети и их роль в обслуживании населения
  9. Принципы размещения розничной торговой сети
  10. Планирование развития и размещения розничной торговой сети в городе
  11. Планирование развития и размещения розничной торговой сети в системе потребительской кооперации.
  12. Стационарная и нестационарная (мелко розничная) торговая сеть.

Их преимущества и недостатки.

  1. Специализация розничной торговой сети
  2. Типизация розничной торговой сети
  3. Количественное и качественное состояние розничной торговли сети. Методика их оценки.
  4. Перспектива развития розничной торговой сети.
  5. Сущность товароснабжения розничной торговой сети. Источники товароснабжения
  6. Формы товароснабжения розничной сети и их характеристика
  7. Организация децентрализованной доставки товаров в магазины
  8. Устройство и планирование магазина
  9. Способы хранения товаров в магазине
  10. Содержание торгово-технологического процесса в магазине
  11. Приемка товаров в магазине по количеству и качеству
  12. Технология подготовки товаров к продаже. Размещение товаров в торговом зале
  13. Методы выкладки товаров в торговом зале. Потеря товаров при организации технологического процесса
  14. Электронная торговля
  15. Передвижная торговая сеть
  16. Основные документы при проектировании зданий магазинов. Организации, занимающиеся проектированием
  17. Основы проектирования магазинов.
  18. Индустриальная система завоза товаров.
  19. Роль местных источников товароснабжения
  20. Формы доставки товаров в розничную торговую сеть.
  21. Организация диспетчерской службы поставщиков и покупателей при доставке товаров
  22. Роль торговли в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах
  23. Понятие культуры торговли и методы оценки
  24. Качество торгового обслуживания, культура обслуживания населения
  25. Формы и методы продажи товаров
  26. Прогрессивные методы продажи товаров
  27. Самообслуживание: понятие, значение показателей и пути ее повышения
  28. Продажи товаров по предварительным заказам и с индивидуальным обслуживанием.
  29. Продажи товаров по традиционному методу и образцам
  30. Дополнительные формы обслуживания покупателей в магазине, их классификация
  31. Внемагазинные формы продажи товаров
  32. Активные методы продажи товаров
  33. Правила торговли и продажи товаров
  34. Организация контроля в торговле
  35. Сущность и особенности труда работников розничной торговли
  36. Основные категории работников магазина. Их права и обязанности
  37. Понятие рабочего места. Режим работы магазина. Графики выхода на работу
  38. Организация материальной ответственности в магазине.

Вопросы к экзамену по дисциплине

«Организация и технология торговли»

1. Основные виды и формы торговли.

2. Организационно-хозяйственные звенья розничной торговли.

3. Основные торговые системы в розничной торговле.

4. Организационное построение государственной торговли.

5. Организационное построение розничной торговой сети потребительской кооперации.

6. Виды розничной торговой сети и их роль в обслуживании населения.

7. Стационарная и мелкорозничная (нестационарная) торговая сеть. Их преимущества и недостатки.

8. Передвижная розничная сеть и её роль в обслуживании населения.

9. Размещение розничной торговой сети в городской застройке.

10. Принципы размещения розничной торговой сети на селе.

11. Специализация розничной торговой сети.

12. Типизация розничной торговой сети.

13. Основные направления развития розничной торговой сети.

14. Классификация торговых зданий и сооружений.

15. Основы проектирования магазинов.

16. Основные требования, предъявляемые к устройству магазинов.

17. Устройство и планировка магазинов.

18. Содержание технологического процесса в магазине и принципы его организации.

19. Источники снабжения магазинов товарами.

20. Организация и технология приёмки товаров в магазине по количеству и качеству.

21. Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже.

22. Принципы размещения и выкладки товаров в торговом зале.

23. Особенности и методы продажи товаров в магазине.

24. Общие правила розничной продажи товаров.

25. Правила розничной продажи отдельных групп товаров.

26. Внемагазинные и активные формы продажи товаров.

27. Дополнительные услуги в торговле и их классификация.

28. Культура торговли и пути её повышения.

29. Определение уровня культуры обслуживания покупателей в магазине.

30. Организация материальной ответственности в магазине.

31. Режим работы и условия труда в магазине.

32. Контроль за работой торговых предприятий.

33. Формы товароснабжения и схемы завоза товаров в розничную торговую сеть.

34. Сущность и роль оптовой торговли в сфере товарного обращения.

35. Виды и функции оптовых торговых предприятий.

36. Роль и функции складов в оптовой торговле.

37. Состояние и перспективы развития складского хозяйства в Республике Беларусь.

38. Классификация складов.

39. Комната товарных образцов и отборка товаров.

40. Устройство и планировка складских помещений.

41. Виды складских помещений и требования, предъявляемые к ним.

42. Сущность и содержание технологических процессов на складе.

43. Организация приемки товаров на складе по количеству и качеству.

44. Операции по хранению товаров на складе. Способы укладки товаров.

45. Организация отпуска товаров со склада. Операции по отпуску товаров.

46. Роль тары в процессе обращения. Классификация и основные виды тары.

47. Стандартизация и унификация тары.

48. Пути снижения расходов на таре.

49. Роль транспорта и характеристики основных транспортных средств.

50. Организация перевозок товаров железнодорожным, автомобильным транспортом.

Частное учреждение образования

«Институт предпринимательской деятельности»

Краткий конспект лекций

по дисциплине

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ

в вопросах и ответах

Минск - 2008

Организация и технология торговли» в вопросах и ответах

1. Розничная торговля, ее функции и основные направления развития.

2. Сущность и формы оптовой торговли.

3. Основные правовые и нормативные акты, регулирующие торговуюдеятельность

4. Организационно-хозяйственные звенья розничной торговли.

5. Министерство торговли Республики Беларусь и его организационная

структура.

6. Потребительская кооперация и ее роль в обслуживании сельского

населения.

7. Виды розничной торговой сети.

8. Требования, предъявляемые к розничной торговой сети.

9. Стационарная и нестационарная торговая сеть. Их преимущества и

недостатки в обслуживании населения.

10.Специализация розничной торговой сети.

11. Типизация розничной торговой сети. Основные типы магазинов.

12. Принципы размещения розничной торговой сети в городе.

13. Устройство и планировка магазинов.

14. Содержание технологического процесса в магазине.

15. Организация приемки, хранения и подготовки товаров к продаже в

магазине.

16. Общие и специальные операции по подготовке товаров к продаже.

17. Размещение и выкладка товаров в торговом зале.

18. Формы и методы продажи товаров.

19. Нормируемые и ненормируемые потери товаров, порядок их списания

и пути сокращения

20. Контроль за работой торговых предприятий.

21. Культура торговли, показатели и пути повышения.

22. Источники товароснабжения розничной торговой сети.

23. Организация доставки товаров в розничную торговую сеть.

24. Внемагазинные формы продажи товаров и их роль

25. Методы активизации продажи товаров в магазине.

26. Выставки-продажи и их роль.

27. Сущность и значение дополнительного обслуживания покупателей в

магазине.

28. Роль и функции складов в оптовой торговле.

29. Классификация складов.

30. Устройство и планировка складских помещений.

31. Виды торгово-технологического оборудования для хранения товаров на складах.

32. Сущность и содержание технологических процессов на складах.

33. Технико-экономические показатели работы склада.

34. Организация труда работников магазина.

35. Трудовой процесс и его элементы.

36. Формы и организация материальной ответственности в магазине.

37. Требования, предъявляемые к таре.

38. Классификация тары. Стандартизация и унификация тары и их значение. 39. Экономическая целесообразность использования отдельных видов

транспорта для перевозки грузов.

40. Основные операции, связанные с перевозкой грузов

Вопрос .1 Розничная торговля, ее функции и основные направления развития.

Ответ . Розничная торговля – вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного и домашнего обихода не связанного с предпринимательской деятельностью.

Функции розничной торговли:

- исследование конъюктуры, сложившейся на товарном рынке;

- определение спроса и предложения на конкретные виды товаров;

- осуществление поиска товаров, необходимых для розничной торговли;

- производить обработку товаров, их подсортировку при составлении требуемого ассортимента;

- осуществлять оплату товаров, принятых от поставщиков;

- проводить операции по приемке, хранению товаров, установлению на них розничных цен;

- оказывать поставщикам, по возможности, услуги в транспортно-экспедиционных операциях;

- при продаже товаров покупателям, добиваться высокой культуры торговли;

- оказывать покупателям дополнительные услуги.

Основные направления развития:

- максимальное приближение розничной торговой сети к покупателям;

- создание равных возможностей для конкуренции предприятий торговли с различными формами собственности;

- расширение условий для диверсификационной деятельности розничной торговли;

- дальнейшее развитие и повышение эффективности различных новых методов розничной продажи товаров;

- создание более совершенной системы защиты прав потребителей.

Вопрос.2 Сущность и функции оптовой торговли.

Ответ. Оптовая торговля – вид торговли, осуществляемый в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности, не связанных с личным семейным и домашним потреблением.

Основные функции:

- равномерное размещение товарной массы на территории республики;

- организация рационального товародвижения, его финансовое обеспечение;

- преобразование производственного ассортимента в торговый;

- создание товарных запасов и их хранение;

- доработка товаров, их фасовка и упаковка;

- совместно с розничной торговлей и промышленностью реклама товаров.

В последнее время появились дополнительные функции

- консультации по использованию товара;

- информационное обслуживание;

- гарантийное обслуживание;

- финансирование розничных предприятий (отсрочка платежа);

- транспортно-экспедиционное обслуживание.

Вопрос.3 Основные правовые и нормативные акты, регулирующие торговую деятельность.

Ответ.

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь.

3. Трудовой кодекс Республики Беларусь.

4. Закон Республики Беларусь «О торговле» от 28.07.2003 г.

5. Закон Республики Беларусь «О Защите прав потребителей» от 09.01.2002 г.

6. Закон Республики Беларусь «О рекламе» от 10.06.2007 г. №225-3.

7. Устав железнодорожного транспорта общего пользования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1995 г. № 1196

8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 г. № 384 «Об утверждении правил осуществления торговли отдельными видами товаров и общественного питания».

9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 г. № 1290 «Об утверждении положения о приемке товаров по количеству и качеству».

10. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом общего пользования. Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 07.04.2004 г. №384.

Вопрос 4. Организационно-хозяйственные звенья розничной торговли

Ответ: Организационно-хозяйственными звеньями в розничной являются: торговое предприятия, торговая организация, торговая система.

Торговое предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, не имеющем в своем составе других юридических лиц, который осуществляет торговую деятельность и связанные с ней торговые услуги на принципе хозрасчета.

Торговое предприятие – основное звено розничной торговли, для которого характерны три признака: экономический, организационный и правовой.

Экономический признак означает осуществление полного цикла торгово-хозяйственной деятельности, обособления имущества, полный хозяйственный расчет, наличие собственных, основных и оборотных средств.

Организационный признак предусматривает, чтобы предприятие представляло собой единое целое с внутренней структурой аппарата управления в соответствии с Уставом или положением.

Правовой признак характеризует предприятие, как юридическое лицо, который имеет счет в банке, совершает коммерческие сделки от своего имени.

В состав розничного торгового предприятия входят торговые объекты: магазины, павильоны, палатки, автомагазины, являющиеся торговыми единицами.

Торговая организацияюридическое лицо, объединяющая под своим руководством торговые предприятия.

Торговая организация делится на три вида:

- торговые организации, включающие в свой состав предприятия, не обладающие правами юридических лиц;

- торговые организации, в состав которых входят предприятия, являющиеся юридическими лицами;

- торговые организации, в состав которых входят как предприятия, являющиеся юридическими лицами, так и структурные хозяйственные единицы.

Характерным признаком торговой системы является однородность входящих в нее

предприятий, действующих на определенной территории или обслуживающих определенный контингент населения.

К торговым системам относятся: система Минторга, потребительской кооперации и прочих министерств и ведомств (Минздрав, Минобороны, Минлесхоза).

Вопрос.5 Министерство торговли Республики Беларусь и его организационная структура.

Ответ. Для организации и координации торговой деятельности в Республике Беларусь создано Министерство торговли. В его составе сформированы и функционируют следующие управления:

1. Экономики торговли и развития рыночных отношений.

2. Финансов цен, бухгалтерского учета и контроля.

3. Организации потребительского рынка продовольственных товаров.

4. Организации потребительского рынка товаров легкой промышленности.

5. Организации потребительского рынка товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения.

6. Организации торговли и защиты прав потребителей.

7. Новых технологий, инвестиций и материально-технического значения.

8. Кадров, правового обеспечения, социальной защиты и общих вопросов.

В областях и г. Минске при областных и городских исполнительных комитетах созданы управления потребительского рынка, которые находятся в двойном подчинении: Советов народных депутатов области и города и Министерству торговли.

Вопрос 6. Потребительская кооперация и ее роль в обслуживании сельского населения

Ответ: Потребительской кооперации принадлежит важная роль в реализации программы возрождения белорусского села. В настоящее время система потребительской кооперации осуществляет торговое обслуживание. 4,1 млн. человек или 41,5 % населения республики, в том числе все сельское население (2,8 млн.человек).

В Республики Беларусь сложилась мелкодисперсная система сельского расселения, поэтому торговое обслуживание потребовало определенной дифференциации в развитии и размещении торговых предприятий. Главным направлением развития розничной торговой сети явилось обеспечение торговыми площадями обслуживающего населения на уровне не ниже установленного социального стандарта 280 м2 на 1000 жителей. В зависимости от социальной роли определенных населенных пунктов: районный центр, внутрихозяйственный центр (агрогородок), рядовое село создается и развивается торговая сеть.

В рядовых населенных пунктах размещаются объекты торговли по продаже товаров повседневного спроса через магазины «Мини-маркет», «Продукты», «Автомагазины». Они представляют первую ступень торгового обслуживания. Во внутрихозяйственных центрах (агрогородки) находятся магазины, торгующие товарами повседневного и периодического спроса – универмаг площадью 650-1000 м2 , магазины «Продукты», «Хозтовары» и предприятие общественного питания. Они обслуживают не только собственное, но и тяготеющее население близлежащих деревень и образуют вторую ступень торгового обслуживания. Объекты торговли, расположенные в районных центрах, составляют третью ступень. Они торгуют широким ассортиментом товаров эпизодического, периодического и повседневного спроса, обслуживают жителей всего района, оказывают им дополнительные услуги. Основными типами магазинов являются универмаги, площадью 850-3500 м2 и более; универсамы, крупные специализированные магазины.

Такая система построения розничной торговой сети в административном районе называется концентрической.

Вопрос 7. Виды розничной торговой сети

Ответ: Розничная торговая сеть представляет собой совокупность пунктов розничной продажи товаров. Основными функциями розничной торговой сети являются:

- закупка товаров у поставщиков;

- организация завоза товаров в магазины;

- приемка и хранение товаров; подсортировка и подготовка к продаже;

- продажа товаров населению;

- наиболее полное удовлетворение покупательского спроса.

В зависимости от организации торгового обслуживания розничная торговая сеть

подразделяется на стационарную, полустационарную и передвижную.

Стационарное торговое предприятие – это торговый объект установленный на заглубленном фундаменте и присоединенный к инженерным коммуникациям. Это, как правило, крупные магазины, размещенные в отдельно стоящих зданиях или на первых этажах жилых и административных зданий. Через эту сеть реализуется до 80-85 % товаров народного потребления.

Полустационарная торговая сеть включает мелкорозничные торговые предприятия, отличительной чертой которых является, что они построены не на заглубленных фундаментах, независимо от присоединения к инженерным коммуникациям. К ним относятся павильоны, киоски, лавки, палатки, торговые автоматы. Эти предприятия имеют, как правило, одно рабочее место.

Передвижная торговая сеть предназначена для организации торгового обслуживания населения там, где отсутствует стационарная или полустационарная торговая сеть. Средствами развозной торговли являются автомагазины, автофургоны, вагоны-магазины, судомагазины.

В Республики Беларусь преимущественное развитие получили автомагазины, особенно в системе потребительской кооперации, для обслуживания населения мелких населенных пунктов.

Вопрос.8 Требования, предъявляемые к розничной торговой сети.

Ответ . Основными требованиями являются:

- реализация всевозрастающих масс товаров народного потребления с наименьшими затратами;

- обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;

- сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров;

- взаимосвязь с сетью предприятий культурно-бытового и коммунального обслуживания;

- учет принципов современного градостроения.

Вопрос 9. Стационарная и нестационарная (мелкорозничная) торговая сеть. Их преимущества и недостатки в обслуживании населения.

Ответ: В соответствии с Законом Республики Беларусь «О торговле» № 231-3 от 28.07.2003 г. понятие стационарной торговой сети определено, как торговые объекты, установленные на заглубленных фундаментах и присоединенные к инженерным коммуникациям. Нестационарная (мелкорозничная) торговая сеть определена как торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, независимо от присоединения к инженерным коммуникациям, используемых конструкций и габаритов, в том числе передвижные.

Стационарная торговая сеть размещается, в основном, в отдельно стоящих зданиях или на первых этажах жилых и административных зданий.

Полустационарная (мелкорозничная) торговая сеть (павильоны, киоски, ларьки, палатки, торговые автоматы) имеют, как правило, одно рабочее место и максимально приближены к покупателю.

Полустационарная торговая сеть имеет два вида: замещающую и дополняющую сеть магазинов.

Первый вид вызван, прежде всего, недостатком стационарной торговой сети, как правило, для новых жилых районов.

Второй вид сети применяется для развертывания уличной торговли, с целью максимального приближения к покупателям.

Преимущества стационарной торговой сети:

- обеспечение более широкого ассортимента товаров;

- применение прогрессивных методов продаж товаров и дополнительного обслуживания покупателей;

- обеспечение условий для хранения и сохранности товаров;

- создание оптимальных условий для подготовки товаров к продаже, сортировке и обработке их;

- расширение возможностей для механизации и автоматизации торгово-технологических производств;

- обеспечение более высокой культуры обслуживания населения и создание условий труда для работников торговли.

Основной недостаток стационарной торговой сети заключается в относительной удаленности ее от обслуживаемого населения.

Преимущество полустационарной торговой сети большая подвижность, возможность быстрого развертывания и перемещения, на ее строительство и эксплуатацию требуются небольшие затраты.

Вопрос 10. Специализация розничной торговой сети

Ответ: Специализация – это норма разделения труда между торговыми объектами по розничной продаже отдельных групп товаров для наиболее полного удовлетворения спроса населения.

Специализация розничной торговой сети может осуществляться по двум признакам: товарно-отраслевому и комплексности спроса.

По товарно-отраслевому признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп и отраслей. Как правило оно осуществляется по следующим отраслям:

1. Товары легкой промышленности (одежда, обувь, ткани трикотажа и д.д.);

2. Предметы культурно-бытового назначения (музыкальные, фото, радио и спорттовары, школьные, канцелярские и писчебумажные товары);

3. Предметы домашнего и хозяйственного обихода )мебель, электротовары, бытовые машины, хозтовары);

4. Предметы производственно-хозяйственного обихода (стройматериалы, химико-москательные товары, сельхозинвентарь);

5. Прочие (автомобили, запчасти, топливо, цветы и т.д.);

6. Продовольственные

По степени специализации магазины подразделяются на:

- узкоспециализированные (хлеб, молоко, чулки-носки, сорочки);

- специализированные (обувь, одежда, ткани, кондитерские изделия и т.д.);

- комбинированные – объединяют несколько товарных групп (галантерея-парфюмерия, мясо-рыба, овощи-фрукты);

- универсальные – торгуют несколькими товарными группами (универмаги, Дома торговли);

- неспециализированные – реализуют продовольственные и непродовольственные товары (в основном в сельской местности).

При специализации по комплексности спроса ассортимент реализуемых товаров формируется по потребительским комплексам (магазины «Товары для детей», «Товары для дома», «Сделай сам»).

Уровень специализации определяется:

1. Как отношение специализированных магазинов к общему их количеству.

2. Как отношение товарооборота специализированных магазинов к общему товарообороту магазинов.

3. Как отношение торговой площади специализированных магазинов к общей площади магазинов.

Факторы, влияющие на уровень специализации:

- покупательский спрос;

- степень сложности ассортимента;

- размер торговых предприятий;

- численность населения.

-

Вопрос 11. Типизация розничной торговой сети. Основные типы магазинов.

Ответ: Типизация – это процесс унификации торговых объектов с учетом их

специализации и размера торговой площади.

Она направлена на отбор технически современных и экономически эффективных типов магазинов для массового распространения.

Типизация устраняет излишнее многообразие магазинов, создает условия для рационального построения сети, унификации строительных конструкций и индустриализации строительства.

Тип торгового предприятия определяют следующие основные признаки:

- ассортиментный профиль магазина;

- мощность предприятия, выраженная в размерах торговых и подсобных помещений;

- формы и методы торгового обслуживания;

- район деятельности магазина.

Все типы магазинов сведены в номенклатуру типов магазинов, в которой учтены

Современные требования к развитию и организации торгового обслуживания магазина. Эта номенклатура включает типоразмеры магазинов для нового строительства и ряд дополнительных типов для реконструкции действующей торговой сети.

Основные типы магазинов предназначены в основном для нового строительства в районах новой жилой застройки.

Дополнительные типы магазинов используются преимущественно в районах старой застройки, при реконструкции или расширении действующей торговой сети.

Основные типы магазинов.

С универсальным ассортиментов товаров :

1.Универмаг 2. Универмаг «Детский мир». 3. Товары для детей 4. Товары для молодежи

Специализированные:

1.Одежда. 2. Обувь. 3.Ткани. 4. Хоз. товары. 5. «Сделай сам». 6. Бытовая химия. 7. Мебель 8. Радиотовары. 9. Радиотовары 10. Ювелирные изделия и часы. 11. Товары для спорта и туризма. 12 Автомобили. 13.Книги. 14. Цветы. 15. Коммисионные товары.

Вопрос 12. Принципы размещения розничной торговой сети в городе

Ответ: Основными задачами рационального размещения розничной торговой сети являются:

- максимальное ее приближение к покупателям;

- обеспечение необходимого ассортимента товаров;

- обеспечение необходимого объема товарооборота и должного уровня рентабельности;

- четкое разграничение районов деятельности одноэтажных магазинов.

При разработке схем развития и размещения торговой сети необходимо учитывать

следующие факторы:

- плотность и характер жилой застройки;

- подвижность населения;

- развитие общественного и индивидуального транспорта;

- уровень доходов населения.

Методы размещения розничной торговой сети:

- принцип равномерного размещения розничной торговой сети заключается в том, что в каждом участке города с определенной численностью населения приходится определенное количество магазинов, удовлетворяющих спрос населения;

- децентрализованное размещение скопились в городах по мере завершения строительства отдельных частей города, без комплексного плана;

- функциональное (ступенчатое) размещение, когда вся торговая сеть города подразделяется на две группы: магазин жилой зоны (микрорайон,, жилой район, квартал) и общегородского значения.

Вопрос 13. Устройство и планировка магазинов

Ответ: По типу зданий магазины могут быть:

- в составе торговых центров;

- в отдельностоящих зданиях;

- встроенные;

- встроенно-пристроенные;

- по особенностям объемно-планировочных решений;

- в зависимости от стен и конструктивных элементов.

Помещение магазина по функциональному назначению подразделяются на:

- торговый зал, включающий торговый и площади для дополнительного

обслуживания покупателей (кафетерии, раскрой тканей, подгонка швейных изделий, оформление кредита, звукозапись и т.д.);

- помещение для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже. Фасовочные, разборочные для проверки технически сложных товаров и др.);

- подсобные помещения (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, пункт приема посуды и т.д.);

- административно-бытовые помещения (кабинет директора; отделы торговлей, бухгалтерия, комната для отдыха персонала, санитарные устройства и т.д.);

- технические помещения (вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок и др.);

- площадь связи (проходы, проезды);.

Устройство и планировка магазина должна отвечать следующим требованиям:

- технологическим;

- энергометрическим;

- строительным;

- архитектурным;

- экономическим.

Наиболее рациональной нормой планировки торгового зала является прямоугольник, т.е.

соотношение сторон 1:1. Чаще встречаются торговые залы с соотношением сторон 1:2, 1:3, 1:4. Вся площадь торгового зала подразделяется на площади:

- под торговое оборудование;

- для выкладки товаров;

- под узлы расчета;

- для покупателей;

- для дополнительного обслуживания покупателей.

В зависимости от площади и конфигурации торгового зала применяются несколько форм ее

планировки:

- линейная планировка;

- боковая планировка;

- комбинированная планировка.

Вопрос 14. Содержание технологического процесса в магазине.

Ответ: Торгово-технологический процесс – это комплекс торговых и технических операций по доведению навыков до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда, времени и высокой культуры торговли.

Под операцией понимается часть технологического процесса, выполняемая отдельными работниками соответствующими приемами и методами.

Основными операциями являются продажа товаров и обслуживание покупателей.

Вспомогательные операции – это те процессы, которые обеспечивают основные.

Факторы, влияющие на торгово-технологический процесс:

- спрос и предложение товаров;

- степень готовности товаров к продаже;

- состояние товарных запасов и материально-технической базы магазина;

- система товароснабжения;

- тип, размер и специализация магазина;

- степень хозяйственной самостоятельности.

Приемка товаров в магазине осуществляется материально ответственными лицами в

соответствии с положением о приемке товаров по количеству и качеству.

Задачами торговых работников по хранению товаров являются:

- обеспечение количественной и качественной сохранности;

- создание оптимальных условий для быстрого выполнения торгово-технологических процессов;

- эффективное использование площади хранения и емкости торгового оборудования.

Операции по подготовке товаров к продаже подразделяются на общие и специальные. К

общим относятся: расфасовка, сортировка, проверка правильности маркировки, придание товарного вида, перемещение в торговый зал, к местам размещения.

Специальные операции по подготовке товаров к продаже осуществляются с товарами, требующими особых способов и приемов сборки и монтажа, накатки тканей, фасовки и т.д. Они характерны только для отдельных товаров.

Размещение и выкладка товаров в торговом зале разные понятия. Размещение товаров предполагает распределение ассортимента на всей площади торгового зала с учетом частоты спроса, комплектности приобретения, взаимозаменяемости, габаритов и массы товаров, специфических свойств товара.

Под выкладкой товаров следует понимать определенные способы укладки и показа товаров на демонстрационной площади торгового зала. Применяется вертикальная и горизонтальная выкладка товаров. Наиболее рациональной является вертикальная система выкладки.

Вопрос 15. Организация приемки, хранения и подготовки товаров к продаже в магазине.

Ответ: Приемка товаров – важный элемент торгово-технологического процесса, от которого во многом зависит качество товаров и культура обслуживания покупателей. Приемка товаров в магазине осуществляется материально-ответственными лицами в соответствии:

- с положением о приемке товаров по количеству и качеству (1996 г.);

- с положением о поставке товаров в Республики Беларусь (1996 г.);

- с уставами железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта.

Приемка товаров по количеству и качеству может осуществляться на складе покупателя, на

складе продавца или в ином месте в соответствии:

- с требованиями нормативно-технической документации;

- с данными маркировки;

- с данными сопроводительных документов.

Сроки приемки по количеству производятся в следующем порядке:

- товары, поставляемые без тары или в поврежденной таре в момент приемки от продавца;

- товары в исправной таре – в течение 10 дней, скоропортящиеся – 24 часа с момента доставки.

Приемка товаров по качеству производится на складе покупателя:

- при поступлении товаров из другого населенного пункта – не позднее 20 дней, а по скоропортящимся продуктам 24 часа;

- при поступлении товаров из данного населенного пункта – не позднее 10 дней, а по скоропортящимся продуктам 24 часа.

Если товары не соответствуют количеству и качеству акт составляется в день приемки. Акт подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем не позднее следующего дня.

Хранение товаров должно обеспечить количественную и качественную сохранность в соответствии с требованиями. Операции по подготовке товаров к продаже подразделяются на общие и специальные.

К общим относятся: распаковка, сортировка, проверка правильности маркировки, придание товарного вида, перемещение в торговый зал, к местам размещения.

Специальные операции осуществляются с товарами требующих особых способов и приемов сборки и монтажа, накатки тканей и т.д.

Вопрос .1 6 Общие и специальные операции по подготовке товаров к продаже.

Ответ. Общие операции включают проверку целостности упаковки, распаковку из внешней тары, проверку маркировки товаров, их качества, внешнего вида после хранения и сортировку.

Специальные операции требуют особых приемов, наличия должного контроля для подготовки товаров к продаже.

По непродовольственным товарам к таким операциям относятся утюжка одежды, сборка и проверка технически сложных товаров, их сборка, настройка, техническое регулирование. По продовольственным товарам к таким операциям относятся фасовка, нарезка, упаковка.

Вопрос 17. Размещение и выкладка товаров в торговом зале.

Ответ: Размещение товаров предполагает распределение ассортимента по всей площади торгового зала с учетом частоты спроса, размеров (габаритов) товаров, широты внутригруппового ассортимента, комплексности приобретения, затрат времени покупателей на осмотр и выбор товаров, психологии покупателей.

За всеми группами товаров закрепляются определенные места в торговом зале. При продаже новых, модных, сезонных товаров выделяются наиболее видные места.

При размещении должно соблюдаться товарное соседство. В многоэтажных магазинах на первых этапах размещаются крупногабаритные товары и товары частого спроса.

Принципы размещения:

- обеспечение широкого выбора товаров;

- максимальные удобства покупателям;

- учет движения потоков покупателей;

- должная обозримость товаров;

- рациональное использование торговой площади;

- учет физико-химических свойств товара;

- сокращение путей движения товарных потоков.

При размещении товаров должна быть учтена психология покупателя, который более

склонен к импульсивным покупкам, если куплено главное.

Выкладка – это определенные способы укладки и показа товаров.

Различают два основных способа выкладки – вертикальный и горизонтальный. В первом случае товары выкладываются на полках по вертикали, сверху вниз. При горизонтальной выкладке тот или иной товар занимает полностью 1-2 полки. Наиболее удобной зоной выбора являются полки на высоте 110-160 см. Менее удобна зона 80-110 см и 160-180 см от уровня пола. Неудобная зона на высоте 80 см и свыше 180 см.

Вопрос. 18 Формы и методы продажи товаров.

Ответ: Метод продажи – это совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям. Формы продажи товаров: магазинные и внемагазинные.

Основными операциями процесса продажи являются:

- осмотр предлагаемого ассортимента;

- отбор товара;

- расчет за товары и получение покупки;

- предоставление покупателям дополнительных услуг.

Существуют магазинные и внемагазинные формы продажи товаров.

В зависимости от степени участия продавца в обслуживании и технологии выбора товара в

предприятиях торговли используют две основные системы обслуживания: традиционную и прогрессивную.

Традиционная система представлена продажей товаров через прилавок обслуживания. К прогрессивным относят: самообслуживание, продажа товаров с открытой выкладкой, продажа товаров, по образцам, продажа товаров с индивидуальным обслуживанием и электронная торговля.

Прогрессивность данных методов определяется следующими факторами:

- широкая самостоятельность;

- ускорение процесса обслуживания;

- увеличение пропускной способности магазина;

- повышение культуры торговли и снижение издержек.

В магазинах с прогрессивными методами торговли производительность труда повышается

На 15-20 %, снижаются издержки обращения на 10-15 %.

Прогрессивные методы продажи позволяют решать одну и важнейших социальных и экономических задач торговли – снижение издержек потребления, актуальность, которой с переходом на рыночные отношения возрастает.

Вопрос.19 Нормируемые и ненормируемые потери товаров, порядок их списания и пути сокращения.

Ответ. Нормируемыетоварные потери это естественная убыль, бой, лом товаров в следствии их хрупкости, бой порожней стеклянной посуды, технологические отходы при подготовке отдельных видов товаров к продаже, порча товаров или повреждение потребительской тары, что вызывает потерю потребительских свойств товара.

Ненормируемые товарные потери это порча и недостача товаров сверх установленных норм, недостача товаров, по которым нормы потерь не установлены.

Порядок списания нормируемых потерь оформляется актом в соответствии с положением о приемке товаров по количеству и качеству.

Ненормируемые товарные потери относятся на материально ответственных лиц по розничным ценам.

В целях сокращения товарные потери следует строго контролировать поступление, реализацию и остатки товаров и соблюдение условий и режимов хранения товаров.

20. Контроль за работой торговых предприятий.

Ответ: Государственный контроль за деятельностью предприятий торговли осуществляется органами исполнительной власти.

1. Комитет государственного контроля осуществляет полномасштабный контроль за деятельностью всех организаций и предприятий независимо от форм собственности. Непосредственно этим занимается Госторгинспекция КГК, которая наделена большими правами.

2. Министерство здравоохранения Республики Беларусь через управление гигиены и эпидемиологии (Госнадзор) осуществляет контроль за соблюдением санитарного законодательства.

3. Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации РБ (Госстандарт) осуществляет контроль за качеством и безопасностью всех товаров, реализуемых в республике, каждый из которых должен иметь документ, подтверждающий качество (удостоверение о качестве, удостоверение о государственной гигиенической регистрации, сертификат соответствия). Госстандарт также осуществляет метрологический контроль.

4. Министерство финансов Республики Беларусь осуществляет контроль за финансовой дисциплиной, а также продажей ювелирных изделий.

5. Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь контролирует соблюдение нормативных актов закона «О защите прав потребителей» и Государственной дисциплины цен.

6. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь контролирует соблюдение налогового законодательства, проверку данных учета и статистики.

7. Национальный банк Республики Беларусь осуществляет контроль за финансовыми расчетами, устанавливает порядок ведения кассовых операций, наличных и безналичных расчетов.

8. Министерство по чрезвычайным ситуациям контролирует соблюдение правил пожарной безопасности.

9. Министерство торговли Республики Беларусь осуществляет контроль за деятельностью торговых предприятий независимо от форм собственности по:

- соблюдению правил торговли;

- обоснованности плановых расчетов;

- законности и необходимости хозяйственных операций, их документальному оформлению;

- соблюдению режима работы;

- соблюдению ценовой дисциплины.

10. Общественный контроль согласно закону «О защите прав потребителей» возлагается на

Белорусское общество защиты прав потребителей.

Вопрос 21. Культура торговли и пути ее повышения.

Ответ: Культура торговли – широкое понятие, включающее достижение развития отрасли, качество и культуру обслуживания. Качество торгового обслуживания характеризуют показатели:

- качественное состояние розничной торговой сети;

- внедрение прогрессивных методов продажи;

- дополнительное обслуживание покупателей;

- полноту и устойчивость ассортимента;

- затраты времени на приобретение покупок;

- завершенность покупки;

- развитие товарооборота.

Культура обслуживания – совокупность признаков характеризующих уровень

обслуживания покупателей:

- профессиональное мастерство продавца;

- культура продавца;

- внешний вид продавца;

- эстетическое оформление торгового зала.

Культура торговли оценивается:

- коэффициентом устойчивости ассортимента;

- коэффициентом дополнительного обслуживания;

- коэффициентом затрат времени на ожидание обслуживания;

- коэффициентом культуры по мнению покупателей.

Вопрос.22 Источники товароснабжения розничной торговой сети.

Ответ. Основными источниками поступления товаров народного потребления в торговую сеть являются.

1. Заводы, комбинаты, промышленные предприятия.

2. Агропромышленные комплексы, фермерские хозяйства.

3. Оптовые предприятия.

4. Собственные подсобные хозяйства (особенно в потребкооперации).

5. Торговые предприятия, имеющие излишки товаров.

6. Коммерческие структуры.

7. Внешнеторговые предприятия.

8. Частные предприятия.

9.

Вопрос .23 Организация доставки товаров в розничную торговую сеть.

Ответ . Рациональная организация и технология товароснабжения требует выбора наиболее эффективных методов доставки товаров в розничную торговую сеть.

Существует два метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка.

1. При децентрализованном завозе или самовывозе транспортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами покупателя. При этом методе транспорт рассредоточивается по торговым организациям. Основной недостаток этого метода в неэффективном использовании транспортных средств. Большие потери имеют место при отборке товара, оформлению документации и проведению погрузочно-разгрузочных работ.

2. Централизованная доставка товаров это система доставки товаров транспортом поставщика по предварительно разработанным рациональным маршрутам и графиком завоза. Централизация транспортно-экспедиционных операций позволяет обеспечить:

- устранение сверхнормативных простоев транспорта;

- уменьшение числа грузчиков и экспедиционного состава, занятого перевозкой груза;

- освобождение руководителей магазина от организации транспортных работ;

- регулярную доставку товаров в розничную сеть по согласованным графикам;

- устранение излишних складских звеньев в движении товаров и ускорение их оборачиваемости.

Вопрос .24 Внемагазинные формы продажи товаров и их роль.

Ответ . К немагазинным формам продажи товаров относятся:

1. Мелкорозничная (нестационарная) торговая сеть.

2. Продажа товаров через автоматы.

3. Посылочная торговля.

4. Электронная торговля.

5. Продажа на рынках.

6. Продажа по подписке.

7. Продажа на ярмарках и базах.

8. Продажа на аукционах.

9. Продажа через автолавки.

10. Продажа через заправочные станции.

Развитие этой формы продажи товаров способствует росту товарооборота, ускорению торгового обслуживания населения, экономии времени покупателей, улучшению удовлетворения их потребностей. Высокая подвижность мелкорозничной торговой сети, возможность ее быстрого развертывания и перемещения, представляет большие удобства для организации сезонной торговли овощами и фруктами, безалкогольными напитками и пивом, сувенирами, печатными изданиями и цветами.

Вопрос 25 Методы активизации продажи товаров в магазине

Ответ: К методам активизации продажи товаров в магазине относятся: выставки-продажи; распродажи; сезонные базары, внутримагазинная реклама и лотерии.

Выставки продажи – это совместные мероприятия промышленного и торгового предприятия, направленные на реализацию товаров данного предприятия с расширенным ассортиментом и незначительными сниженными ценами при соответствующей широкой информатизации населения.

Распродажа – это в основном продажа по сниженным ценам весной товаров осеннее-зимнего ассортимента, а осенью наоборот весеннее-летнего ассортимента. Сезонные базары имеют целью расширение продажи товаров в определенный период года. Например, елочные базары перед новым годом, школьные – перед началом учебного года. Предварительно производится накопление товара, в момент его проведения увеличивается количество рабочих мест. Внутримагазинная реклама и лотереи, так же притягивают покупателей и значительно активизируют торговый процесс.

Вопрос 26 Выставки-продажи

Ответ: Выставки-продажи организуются и проводятся совместно предприятиями промышленности и торговли. Заблаговременно через средства рекламы (телевидение, радио, печать) информируется население о месте и времени проведения выставки-продажи товара конкретного промышленного предприятия.

В процессе подготовки данного мероприятия промышленность и торговля создают ассортимент товаров этого предприятия значительно шире чем обычно. В процессе проведения выставки –продажи промышленность и торговля делают незначительные скидки на стоимость товара. В магазине постоянно идёт звуковая реклама. Присутствуют представители промышленного предприятия, которые дают широкую информацию о товаре, в отдельных случаях проводится демонстрация моделей (при продаже одежды). Устанавливаются поощрительные премии при покупке товара этого предприятия свыше определённой суммы выдаются призы в виде недорогостоящих товаров.

Вопрос.27 Сущность и значение дополнительного обслуживания покупателей в магазине.

Ответ. К торговым услугам относится специфическая деятельность в оказание помощи покупателям в совершении покупки товаров, их доставки и использовании. Их перечень достаточно широк и насчитывает свыше 100 наименований. Сущность и значение этой деятельности предприятий заключается в конкурентной борьбе с целью привлечения покупателя, создания ему условий быстрого и качественного обслуживания. Дополнительные торговые услуги подразделяются на 3 группы:

1. Услуги, оказываемые в процессе продажи: консультации, составление и комплектование подарков, прикрепление ремешков и браслетов к часам, прием предварительных заказов, продажа отдельных товаров в кредит, расчет за товары с применением кредитных карточек, организация дегустации товаров, консультации врачей-диетологов, демонстрация мод, организация кабин для прослушивания аудиокассет.

2. Услуги, оказываемые после продажи товара: доставка товара к потребителю и их разгрузка, доставка товаров на дом, вызов такси для доставки товаров, сборка и установка купленных товаров на дому, замена товаров в течение гарантийного срока на дому, раскрой тканей, гравировка товаров, проявление пленки, подгонка и мелкая переделка купленной одежды.

3. Услуги не связанные с торговлей: организация автостоянок, обменных пунктов, организация кафетериев и баров, детских комнат, организация камеры хранения личных вещей, аптечных киосков, прокат видеокассет.

Вопрос 28. Роль и функции складов в оптовой торговле.

Ответ: Торговый склад – это структурное подразделение оптовой или розничной торговли,

назначением которого является хранение и переработка товарных запасов и имеющие для этого специальное обособленное помещение.

В торгово-технологическом процессе склады выполняют следующие функции:

- накопление товарных запасов;

- бесперебойное снабжение розничной торговой сети;

- хранение товарных запасов;

- контроль за качеством поступающих товаров;

- преобразования производственного ассортимента в торговле;

- оказание услуг розничной торговле.

Функции складов определяют следующие их задачи в процессе товародвижения:

- обеспечение роста товародвижения;

- усвоение оборачиваемости товарных запасов;

- совершенствование товароснабжения розничной торговой сети;

- контроль за количеством, качеством и ассортиментом товаров.

-

Вопрос 29. Классификация складов.

Ответ: Склады разнообразны и классифицируются:

по месту расположения:

- в районах производства товаров (склады выходных баз, заготовительных организаций);

- в районах потребления (склады торговых баз, розничной торговле);

по характеру выполняемых операций:

- подсортировочно-распределительные;

- транзитно-перевалочные;

- сезонного и долгосрочного хранения;

- накопительные;

- универсальные;

- специализированные;

- смешанные;

по режиму хранения:

- общетоварные;

- специальные;

по степени механизации:

- автоматизированные;

- с комплексной механизацией;

- с применением отдельных средств механизации;

по техническим устройствам:

- открытые;

- полузакрытые;

- закрытые;

по этапности:

- одноэтажные;

- многоэтажные;

по наличию внешних транспортных связей:

- с причалами;

- прирельсовые;

- не имеющие подъездных путей;

по организационным формам управления:

- склады индивидуального пользования;

- склады совместного пользования;

- склады общего пользования;

Помещения склада делятся на следующие группы:

- основного технологического назначения (хранилища, экспедиции, упаковочные, фасовочные);

- вспомогательные (помещение для хранения тары, контейнеров, поддонов);

- подсобно-технические (машинное отделение, кабельные, аккумуляторные, мастерские);

- административно-бытовые (места для отдыха, приема пищи, душевые, санузлы).

Помещения должны располагаться так, чтобы устранить встречные и пересекающиеся

потоки товаров, исключить вредное влияние одних товаров на другие при их хранении и обработке, обеспечить наиболее полное использование площади, обеспечить максимальное использование подъемно-транспортного оборудования.

Вопрос 30. Устройство и планировка складских помещений.

Ответ: Помещение складов имеет свои особенности, вытекающие из задач, постапвленных перед складским хозяйством.

Устройство складов должно обеспечить:

- полную количественную и качественную сохранность товаров;

- надлежащий режим хранения;

- рациональную организацию выполнения складских операций;

- эффективную работу склада;

- нормальные условия труда.

К устройству складов предъявляются следующие требования:

- технологические;

- противопожарные;

- общетехнические;

- экономические;

- эстетические;

- санитарно-гигиенические.

Помещения складов делятся на следующие группы:

- основного производственного назначения;

- вспомогательные;

- подсобно-технические;

- административно-бытовые;

- площади связи.

Операционные помещения должны располагаться так, чтобы не было встречных и

пересекающихся потоков. Все остальные помещения должны быть взаимоувязаны.

Вопрос 31 Виды торгово-технологического оборудования для хранения товаров на складах

Ответ: Для выполнения операций по укладке и хранению товаров склады имеют технологическое оборудование которое можно подразделить на следующие виды:

- для укладки хранения тарно-штучных товаров;

- для хранения наволочных и рассыпных товаров;

- для хранения наливочных товаров.

Для укладки и хранения товаров используются стеллажи и поддоны.

Стелажи бывают: универсальные, полочные, клеточные, ящичные, каркасные и гравитационные.

Кроме этого существуют специальные стеллажи для хранения товара с определенными свойствами. Они делятся на стоечные, консольные и механические стеллажи - вешела.

Поддоны - это устройства для формирования грузовых пакетов, штабелирования и транспортировки товаров. Поддоны бывают плоскими, стоечными и ящичными.

Наливочные грузы хранятся в резервуарах, бочках, специализированных контейнерах.

Вопрос 32. Сущность и содержание технологических процессов на складах.

Ответ: Организация технологического процесса на складе должна обеспечить:

- своевременную приемку товаров по количеству и качеству;

- складирование товаров, обеспечивающее максимальное использование площади;

- сохранность товаров;

- рациональную работу по отборке, комплектации и отпуску товаров;

- четкую работу экспедиции и организацию централизованной доставки.

Технологический процесс подразделяется на следующие части:

1. Поступления товаров (разгрузка товаров, приемка по количеству и качеству);

2. Хранение товаров (размещение, укладка товаров, создание оптимального режима хранения);

3. Отпуск товаров (оформление продажи, отборка товаров, подготовка к отпуску, отправка товаров).

Вопрос. 33 Технико-экономические показатели работы складов .

Ответ. Эффективность работы складов определяется по ряду оценочных показателей, основными из которых являются:

1. Складской товарооборот.

2. Складской грузооборот.

определяется делением складского т/об на стоимость 1 тн. груза

3. Коэффициент использования площади склада

определяется отношением полезной (предназначенной для хранения) площади к общей площади склада.

4. Коэффициент использования объема склада

определяется отношением объема стеллажей и штабелей с товарами к общему объему склада.

5. Производительность труда работников склада.

определяется отношением т/об на одного работника в единицу времени.

6. Себестоимость переработки груза определяется отношением годовых затрат по переработке груза к годовому грузообороту склада в тн.

7. Уровень механизации складских работ определяется отношением объема механизированных работ к общему объему на складе в тоннах.

Вопрос 34. Организация труда работников магазина.

Ответ: Организация труда в торговле – это совокупность организационных, технических и экономических мероприятий, направленных на целесообразное и эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов при продаже товаров.

Торгово-технологический процесс в магазине требует наличия соответствующих групп работников для выполнения операции в ходе реализации товаров.

В зависимости от выполнения этих функций работники магазина подразделяются на категории:

1. Административно-управленческий персонал (директор, зав.отделами и секциями, товароведы, экономисты, бухгалтера).

2. Торгово-оперативный персонал:

а) непосредственно связанные с обслуживанием покупателя (продавцы, кассиры-контролеры);

б) обеспечивающее обслуживание покупателей (товароведы, товароведы-бракеры, кладовщики);

в) связанные с обслуживанием, но не осуществляющие продажу (администраторы торговых залов, консультанты, декораторы).

3. Оперативно-вспомогательный персонал (фасовщики, рубщики мяса).

4. Технический персонал (механики холодильных установок, мастера кассового и весоизмерительного оборудования, слесари).

5. Вспомогательный персонал (уборщики, грузчики, дворники).

Каждый из вышеназванных работников магазина выполняет свои обязанности в соответствии с требованиями служебного положения.

Вопрос 35 Трудовой процесс и его эллементы

Ответ: Процесс трудасостоит из совокупности отдельных приемов и методов. Трудовые операции делятся на трудовые движения, действия и приемы.

Трудовое движение – это однократное перемещение конечностей или корпуса человека в процессе труда.

Трудовое действие - совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва несколькими органами человека.

Трудовой прием - определенное сочетание непрерывно следующих друг за другом трудовых действий и связанных единым целевым назанчением.

Под методом труда понимается способ осуществления процесса труда, определенная последовательность и состав операций и приемов.

При анализе приемов и методов труда важное значение имеет изучение рабочего времени работника.

Вопрос 36. Формы и организация материальной ответственности в магазине.

Ответ: Трудовым кодексом Республики Беларусь предусмотрена ограниченная и полная материальная ответственность.

Ограниченная материальная ответственность наступает за ущерб причиненной предприятию при исполнении трудовых обязанностей в размере фактического ущерба, но не более среднего месячного и трехкратного среднемесячного заработка.

Полную материальную ответственность несут работники на основании специального письменного договора за товаро-материальные ценности.

В розничной торговле применяют две нормы материальной ответственности: индивидуальную и коллективную

Индивидуальная материальная ответственность – это когда за ценности отвечает один человек.

При приеме на работу материально-ответственных лиц одновременно с трудовым договором заключается договор о полной материальной ответственности.

В розничной торговле такой договор заключается с:

- зав.магазинами и их замами;

- зав.отделами (секциями) и их замами;

- кассирами-контролерами;

- другими лицами, связанными с приемом, хранением, отпуском, продажей товаров и

денежных средств.

Коллективная (бригадная) материальная ответственность может применяться в торговле при совместном выполнении работ по хранению, обработке и продаже ценностей.

Эта ответственность устанавливается администрацией магазина по письменному договору, заключенному между предприятием и всеми членами коллектива.

Договор о материальной ответственности подписывается:

* при индивидуальной – руководителем или его замом и работником;

* при бригадной – руководителем предприятия, бригадиром и всеми членами бригады.

Материально-ответственные лица имеют право:

- участвовать в приемке, хранении, отпуске товаров и денег;

- осуществлять взаимный контроль;

- участвовать и требовать проведения инвентаризации;

- знакомиться с товарными отчетами;

- отводить членов бригады;

- требовать от администрации выполнения условий договора.

Администрация магазина обязана:

- обеспечить условия сохранности ценностей;

- знакомить работников с законодательством о материальной ответственности;

- рассматривать заявления об отводе работников и необходимости инвентаризации.

Вопрос 37 Требования предъявляемые к таре

Ответ: К таре предъявляются технические, эксплуатационные, экономические, санитарно-гигиенические и экологические требования.

1. К техническим относятся требования к материалу изготовления, конструктивным особенностям и размерам, прочности и надежности.

2. К эксплуатационным удобство упаковки, распаковки, приемки, перевозки, хранения, продажи товаров.

3. К экономическим затратам на производство и обороту должны быть оптимальными.

4. К санитарног-гигиеническим быстрая санитарная обработка и дезинфекция.

5. К экологическим полная утилизация, исключающая загрязнение окружающей среды.

Вопрос 38 Классификация тары . Стандартизация и унификация тары и их назначение

Ответ: Упаковка и тара – это средство или комплекс мер обеспечивающие: защиту

продукции от повреждений и потерь, окружающую среду от загрязнений.

Упаковка – это процесс подготовки товаров к транспортировке и хранению.

Тара – это элемент упаковки, предназначенных для перемещения, хранения и продажи товаров.

Классифицирование тары:

По функциональному признаку:

- транспортная тара;

- потребительская тара;

- производственная тара;

- тара-оборудование;

По материалу изготовления:

- деревянная тара;

- картонная и бумажная тара;

- полимерная тара;

- металлическая тара;

- текстильная тара;

- стеклянная и керамическая тара;

- комбинированная тара.

По назначению:

- универсальная;

- специальная.

По кратности использования6

- многооборотная;

- разовая.

По конструктивным особенностям:

- неразборная;

- разборно-складную;

- закрытую;

- открытую;

- плотную;

- решетчатую.

По степени жесткости:

- жесткая деревянная;

- металлическая;

- стеклянная.

Полужесткая:

- картонная.

Мягкая:

- бумажная, текстильная.

По специфическим свойствам:

- изотермическая;

- герметическая;

- изобарическая;

- пыле-свето-гипро-газо-паро и водонепроницаемая тара.

Ответ: Стандартизация тары - это установление наиболее рациональных типов тары по размерам, форме, массе конструктивным особенностям, установление общих технических требований к таре, правил его приёмки, маркировки, транспортировки и хранения.

Внедрение стандартов на тару способствует уменьшению потребности в материалах, топливе, повышению качества хранимых товаров, улучшению организации труда и в конечном счёте повышению производительности труда.

Унификация тары – процесс сведения множества разнообразных по видам конструкциям и размерам тары и небольшому числу наиболее рациональных типа размеров.

Она обеспечивает следующие преимущества.

- создаёт предпосылки для механизации и автоматизации производства тары;

- обеспечивает переход на прогрессивные методы механизации погрузочно-разгрузочных работ;

- облегчают конструктирование упаковочных машин, торгового оборудования, автоматах.

- создает условия для унификации грузовых площадей, транспортных средств и складских помещений.

Вопрос 39 Экономическая целесообразность использования отдельных видов транспорта

Ответ: Каждый вид транспорта имеет свои особенности, которые определяют схему его применения: себестоимость перевозки, скорость доставки, регулярность, сохранность груза.

Железнодорожный транспорт - низкая себестоимость, особенно на расстоянии свыше 200 км.

- независимости от климатических условий;

- широкая механизация погрузочно-разгрузочных работ;

- перевоз любых товаров, независимо от их упаковки.

Автомобильный транспорт

- возможность доставки груза в любой населенный пункт;

- обеспечение сохранности товара;

- низкая себестоимость перевозки на короткие расстояния.

Морской транспорт

- самая низкая себестоимости перевозка грузов.

- обеспечивает хорошую мобильность, т.е. быстро меняет маршруты.

Речной транспорт

- высокая пропускная способность по рекам;

- низкая себестоимость перевозок;

- сезонность перевозок.

Воздушный транспорт

- быстрая способность перевозок;

- сокращение путей транспортировки;

- хорошая сохранность товаров;

- зависимость от климатических условий;

- самая высокая стоимость перевозок.

Вопрос 40 Основные операции связанные с перевозкой грузов

Ответ: Транспорт играет важную роль в экономике страны, являясь связующим звеном в сплошной цели хозяйственных связей. От работы транспорта зависит своевременное и ритмичное товароснабжение предприятий торговли, что в свою очередь способствует бесперебойной торговле и равномерному выполнению плана товарооборота.

Операции по отправке груза начинается с оформления перевозочных документов, основными перевозочными документами являются товаро-транспортная накладная и путевой лист шофёра. Затем грузоотправитель предоставляет груз, подготовленный к вывозке: затаренный, сгруппированный с выписанными документами на перевозку и пропуск на право проезда к месту погрузки и разгрузки. При приеме груза водитель должен предъявить служебное удостоверение и путевой лист.

Погрузка и разгрузка и другие необходимые операции (укрепление, укрытие, увязка, снятие) возлагаются на грузоотправителя. Сдача груза получателю осуществляется по массе и количеству мест.

Скачать архив с текстом документа